Домой Россельхозбанк О дорогах, технике и людях. За организацию дорожного движения будут отвечать местные власти — Российская газета

О дорогах, технике и людях. За организацию дорожного движения будут отвечать местные власти — Российская газета

Интересно, какие еще новые поборы готовят для нас власть имущие?

В период кризиса и низких цен на нефть чиновники и олигархи столкнулись с тем, что старый испытанный способ гарантированного получения доходов за счет сырьевой ренты уже не работает. На первый план теперь выходят новые инструменты - "инфраструктурные проекты", цель которых - по максимуму выжать деньги из государственных бюджетов и фондов, а затем (если удастся) снять с подданных последнюю рубаху за пользование вновь построенными инфраструктурными объектами. Речь прежде всего идет о дорогах и обо всем, что с ними связано.

И ДЕЛО не только в строительстве платных дорог, которое в последние годы набирает темпы. Кстати, впервые идея платных дорог возникла в умах высших чиновников в середине 1990-х, когда Борис Ельцин подписал программу "Дороги России" до 2000 года. Ее разработчики были убеждены, что "строительство новых автомагистралей... на платной основе даст мощный толчок к экономическому и социальному развитию республики путем получения дополнительных доходов от предприятий обслуживания и торговли и развития туризма, в т. ч. иностранного. Одновременно будет решаться становящийся сейчас актуальным вопрос занятости населения". И что "введение платы за проезд при наличии альтернативы не ущемит интересы пользователей дорог, а будет лишь способствовать более справедливому распределению расходов и доходов на принципах взаимной заинтересованности".

Впрочем, и без акцента на платные дороги долгие годы при помощи дорожного строительства чиновникам и бизнесменам удавалось выкачивать немалые средства из бюджета. До 70% инвестиций в дорожное хозяйство по ельцинской программе направлялись на закупку дорожно-строительных материалов и конструкций, дорожной техники, транспортных и других услуг. Объем финансирования автомобильных дорог только в 2000 году составил аж 2,9% ВВП. Весь же фактический объем финансирования дорожного хозяйства по названной программе составил 884 млрд. рублей в ценах 2001 года. Однако за столь существенные деньги страна получила лишь 5,3 тыс. км новых дорог федерального значения. Основные же объемные показатели по вводу автомобильных дорог в эксплуатацию были выполнены только на 59,3%.

Затем в 2001 году была принята подпрограмма "Автомобильные дороги" в рамках федеральной программы "Модернизация транспортной системы России", которую выполнили на 73,4%, что позволило в течение трех лет построить целых 881,5 км федеральных и 5692,8 км территориальных автомобильных дорог. Ныне действует еще одна подпрограмма "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".

Словом, программные документы наши чиновники сочинять умеют весьма успешно, чего не скажешь об их исполнении. Еще хуже дело с отчетностью и дорожной статистикой. Изучая данные Росстата, просто диву даешься. К примеру, в сборнике Росстата "Основные показатели транспортной деятельности в России" за 2010 год приводятся такие цифры: автомобильных дорог с твердым покрытием всего в 2000 году в России было 752 тыс. км, в 2005-м их протяженность почему-то сократилась до 724 тыс. км, через год - в 2006-м - их оказалось 754 тыс. км, в 2007-м - уже 771 тыс. км, а в 2008-м - почему-то снова 754 тыс. км, правда, в 2009 году показатель опять вырос до 776 тыс. км.

Абсолютная неясность с учетом дорог на этом не заканчивается. В уже названном статистическом сборнике в таблице, где сравнивается протяженность дорог России с аналогичными данными других стран, сказано, что всего дорог у нас в 2009 году было 793 тыс. км, из них с твердым покрытием - 81,6%, или 647 тыс. км, хотя несколькими страницами ранее говорится о 754 тыс. км дорог с твердым покрытием.

Словом, учет ведется с точностью до плюс-минус 50 тыс. километров. Каково?! И это при том, что себестоимость строительства одного километра дороги - тайна за семью печатями, о ней судят лишь эксперты, которые считают, что она в России в разы выше, чем в Европе, США, не говоря уже о Китае. Скажем, плановая стоимость строительства километра дороги в России может достигать 180 миллионов долларов (скоростная дорога "Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга"), себестоимость километра центральной кольцевой автодороги в Московской области эксперты оценивают в 40 миллионов долларов. На официальном сайте федерального агентства "Росавтодор" размещен материал, в котором сказано, что себестоимость одного километра скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург с количеством полос 4, 6, 8 и 10 оценивается в 907 млн. рублей. Конечно, в этих цифрах "сидит" и оплата земельных участков, что, однако, сути дела не меняет: гигантские затраты бюджетных средств на строительство и эксплуатацию дорог производятся даже без должного статистического учета и контроля со стороны государства. При этом качество отечественных дорог не выдерживает никаких сравнений и никакой критики.

ПОНЯТНО, что уводить из-под учета столь значимые для страны суммы не удается без скандалов и разоблачений. В бытность директором "Росавтодора" Игорь Слюняев еще в 2000 году использовал "хитрые" схемы налоговых зачетов, позволявшие фирмам снижать налоги, и проводил тендеры "для своих", переплачивал за горючее и стройматериалы. В общей сложности от операций "Росавтодора" бюджет тогда потерял более 50 миллионов долларов, хотя никто ответственности за это не понес.

Руководство "Росавтодора" неоднократно попадало в поле зрения прокуратуры. Так, высокопоставленный чиновник "Росавтодора" помог своему родственнику выиграть тендер в 1,5 млрд. рублей на реконструкцию трассы М-29 "Кавказ", по материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело. Счетная палата России в 2014 году выяснила, что строительство участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург в Тверской области оказалось дороже на 6,6 млрд. рублей, чем планировалось ранее. СМИ утверждали, что глава "Росавтодора" питерец Сергей Кельбах и еще один питерец акционер "Мостотреста" Аркадий Ротенберг успешно "распиливают" бюджет стройки в размере 51 млрд. рублей.

А вот совсем недавняя история. В апреле 2015 года министерство финансов России сообщило, что Газпромбанк получил из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 38,43 млрд. рублей, из которых 21,73 млрд. потратил на покупку облигаций "Росавтодора" в целях финансирования инфраструктурного проекта строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). И все бы ничего (продажа заемщиком облигаций - одна из традиционных схем привлечения проектного финансирования), но фокус в том, что бюджетные деньги, предназначенные для строительства дорог, не были потрачены на строительство! Полученные от ФНБ средства "Росавтодор" разместил на депозите в том же Газпромбанке до 2042 года с начислением процентов по ставке, равной уровню инфляции плюс 1% годовых. И, по данным Счетной палаты, Газпромбанк уже выплатил "Росавтодору" проценты в размере 262 млн. рублей. Довольны все - и руководство "Росавтодора", делающее деньги из воздуха, и Газпромбанк, получивший в распоряжение огромную сумму из бюджета почти бесплатно. Только при чем тут дороги?

В ЦЕЛОМ ЖЕ объем нарушений при исполнении федерального бюджета в 2015 году, по предварительным данным Счетной палаты, составил 440 млрд. рублей. В лидерах по количеству нарушений - "Росавтодор", сообщила журналистам глава Счетной палаты Татьяна Голикова в кулуарах Гайдаровского форума: "Мы, конечно, по итогам 2015 года составим рейтинг таких ведомств, но сейчас наибольшее количество нарушений, которое мы видим по инвестициям, это по "Росавтодору".

Стремительно растут и дорожные поборы. 23 ноября 2015 года, когда на головном участке федеральной трассы М11 от МКАД до Солнечногорска (15 - 58 километры) была введена плата за проезд, к девяти утра образовался затор длиной в два километра, так как водители оказались не готовы платить за проезд по тем тарифам, которые выставила Северо-Западная концессионная компания, построившая платный участок дороги. Эти тарифы составляют от 200 до 500 рублей для легковых автомобилей и до 1200 рублей - для грузовых. Таким образом, использующий автомобиль для поездок на работу в Москву водитель должен заплатить за проезд порядка 30 тыс. рублей в месяц.

После введения оплаты за проезд по трассе М11 на Ленинградском и Пятницком шоссе наблюдаются многочасовые пробки. На недовольство граждан результатами деятельности "Росавтодора" вынуждена была реагировать прокуратура. Первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман предостерег председателя правления государственной компании "Российские автомобильные дороги" Сергея Кельбаха о недопустимости нарушения закона и превышения должностных полномочий при исполнении концессионных соглашений о строительстве и об эксплуатации федеральных автомобильных дорог.

Правда, до прокурора по ситуации на М11 высказался Владимир Путин. "Ну вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, "вздули" цены так, что проехать невозможно", - заявил президент во время выступления на межрегиональном форуме ОНФ 25 января. А что, до массового возмущения граждан об этих безобразиях было неизвестно?

Платная медицина, платное образование, платные дороги - вот реальные "достижения" власти последних десятилетий. Одновременно катастрофически снижаются зарплата, пенсии, стипендии, происходит неуклонное сокращение рабочих мест. Интересно, какие еще новые поборы готовят для всех нас власть имущие, чтобы насытить свою безудержную алчность?

Дьяченко Александр

Профессиональный праздник

Дел дорожных мастера

В нашем районе предприятие, занимающееся дорогами, ударно работает с 1938 года. Сначала это был дорожно-эксплуатационный участок №566. Нынешнее название – филиал «Ханкайский» ОАО «Примавтодор» – получено 11 лет назад. Как сообщила директор филиала Ирина Цыганок, в этом году проведены все запланированные работы в полном объёме и в срок. На данный момент подходит к завершению строительство 2,5 километра дороги с асфальтобетонным покрытием на участке автомобильной дороги «Сибирцево–Жариково–Комиссарово». Есть ещё в районе много участков дорог, которые требуют ремонта. Одним из таких является автомобильный мост через речку Кабанку по дороге в Комиссарово. Во время военных учений он был полностью разрушен танками. Сейчас проезд по нему есть, хотя безопасным его назвать сложно. Как сообщила Ирина Ивановна, от филиала вопрос его восстановления не зависит, все решения принимает департамент дорожного хозяйства края. Пока же можно сказать, что строительство совершенно нового моста в планах прописано на будущий год.

Как отмечает директор филиала Ирина Цыганок, коллектив филиала работает слаженно, здесь каждый на своём месте, и все – настоящие мастера своего дела. Есть в коллективе те, кто работает уже не один десяток лет. Это тракторист Олег Анатольевич Кранкин, битумоварильщик Пётр Иванович Терещенко, кладовщик Татьяна Александровна Толстых, дорожный рабочий Александр Борисович Калыга, главный механик Владимир Петрович Марченко, машинист погрузчика Пётр Васильевич Калашников и водитель Александр Казимирович Политыко.

Сама Ирина Ивановна Цыганок трудится на предприятии с 1987 года. Сначала 18 лет работала в должности дорожного мастера и вот уже девять лет стоит у штурвала филиала «Ханкайский». Застать её в кабинете можно крайне редко. Она всегда там, где идёт строительство нового участка автотрассы, ямочный ремонт дорожного покрытия или укрепление обочин песчано-гравийной смесью, уборка мусора и различных предметов с автодороги, установка дорожных знаков, очистка автобусных остановок или скашивание травы по обочинам дорог. Больше всего огорчает Ирину Ивановну мусор вдоль дорог и расстрелянные дорожные знаки: «Для людей же стараемся, но находятся хулиганы, иначе не назовешь».

Холод, дождь, палящее солнце, раскалённый асфальт, тучи пыли и бензиновые выхлопы – вот он, безрадостный антураж работы дорожников. Немногие женщины желали бы работать в этих условиях, большинство такая романтика сегодня не привлекает. Большинство – но не Тамару Матвееву, которая с 2007 года работает дорожным мастером. Мы встретились с Тамарой Николаевной на её рабочем месте – на строительстве очередного участка дороги. Хотя непосредственно за рулём погрузчика она не сидит и асфальт не укладывает, тем не менее постоянно находится рядом с рабочими, контролируя процесс от и до. Вся ответственность за выполнение нормативов лежит на ней. В ходе разговора задаю вопрос, который с самого начала вертелся у меня на языке: «Трудно ли мужчинами руководить?».

– Как ни странно, легче, чем женщинами, – получаю ответ. – Уважительно ко мне относятся. Да и работаю я в мужском коллективе уже более тридцати лет.

Тамара Матвеева закончила гидромелиоративный техникум и работала геодезистом в ООО «Гранит». Придя в «Примавтодор», увидела в дорожном строительстве свою романтику. Через некоторое время, правда, эта романтика сменилась прозой жизни. Старожилы предприятия вспоминают, что когда она только начала работать, рабочие устраивали ей проверки: выполнят задание и наблюдают за реакцией начальницы – разбирается ли она в тонкостях дорожных технологий. Теперь в её профессионализме никто не сомневается, а работа на подведомственном Ильинском участке поставлена так, что многочисленные проверяющие всегда дают хорошую оценку.

По словам директора филиала, она готова помочь в любое время дня и ночи: «Тамара Николаевна как никто другой понимает: надо значит надо, собирается и идёт. Сегодня она передаёт свой богатый опыт молодёжи. А поучиться у неё есть чему».

В момент нашего разговора мастер и её «богатыри» – рабочие, водители, машинисты погрузчиков и грейдеров – ожидали приезда консультанта из департамента дорожного хозяйства края. Без его заключения к следующему этапу не перейдёшь. Не прекращая работ, дорожники поглядывали в сторону въезда в Камень-Рыболов – ждали экспертной проверки основания «дорожной одежды».

Эффективность и качество дорожного строительства во многом зависит от надёжной работы асфальтобетонного завода. Мастер Роман Аверин ласково называет его «наш ветеран». Запуск состоялся в далёком 1984 году, и таких «долгожителей» практически уже не осталось. Основная технологическая задача этого производственного звена – приготовление асфальтобетонной смеси, которая применяется сегодня в строительстве и ремонте автодорог. Работа считается сезонной. Отработали теплый период, – а дальше рабочие включаются в процесс ремонта механизмов завода, постоянно поддерживают объект в рабочем состоянии.

В день моего знакомства с Романом он занимался своим обычным делом – руководил работой этого сложного в эксплуатации комплекса. Везде что-то шумело и грохотало. Всё оборудование завода включает в себя установки для просушивания и сортировки песка и щебня, для обезвоживания и нагрева битума, для дозирования всех компонентов смеси и их перемешивания. Качество отпускаемой заводом продукции зависит от многих факторов: от соблюдения технологического режима и прописанных ГОСТов, от качества используемого при производстве сырья и, конечно, от человеческого фактора. Можно сказать, завод-ветеран сегодня работает благодаря смекалке, а где-то и героизму рабочих, ведь оборудование время не щадит, оно ломается, выходит из строя, а запчастей практически нет.

Заводские лаборанты Татьяна Фадеева и Даниил Плохой проводят физико-механические испытания асфальтобетонной смеси и всех материалов для её приготовления. Несколько раз в день они берут пробы смесей. За один день этот небольшой завод выпускает более двухсот тонн асфальтобетонной смеси.

Кстати, тот строгий эксперт из департамента, которого с нетерпением ждали дорожники на участке, дал оценку работе ханкайского филиала.

ЦИФРЫ
На обслуживании филиала «Ханкайский» находятся 289 километров дорог территориального значения. Из них 102 – с асфальтобетонным покрытием и 187 – с гравийным, 72 моста и 239 водопропускных труб. – Это предприятие считается одним из лучших в системе «Примавтодора», – сказал Николай Горовой. – Филиал «Ханкайский» на протяжении порядка восьми лет подряд опережает другие филиалы, показывая хорошие и стабильные результаты как в строительстве, так и в ремонте и содержании автодорог.

Работают дорожники без оглядки на праздники и выходные: дорога простоя не терпит. Поэтому у рабочих и мастеров скользящий график, всё зависит от объекта и сроков работ. А вообще, все, с кем мне удалось пообщаться на объектах предприятия, уверены, что жизнь идёт не так уж и плохо. И пусть у многих не было красивой мечты, но зато есть хорошие семьи и работа. А значит, как личности они вполне состоялись, и свой профессиональный праздник будут встречать с высоко поднятой головой.

Гузалия Шамсетдинова

стране Дорожных знаков

Безопасность дорожного движения зависит от всех участников дорожного движения – это не только водители, но и пешеходы, велосипедисты, пассажиры транспортных средств. Поэтому знание правил дорожного движения является обязательным для всех. С самого раннего детства взрослые должны знакомить детей с правилами для пешехода, пассажира, велосипедиста, с основными дорожными знаками , дорожной разметкой и т . д.

В нашем детском саду безопасности на дороге уделяется особое внимание. Летний оздоровительный период – самое время провести на свежем воздухе познавательно-равлекательное мероприятие по проверке знаний правил дорожного движения . В гости к юным знатокам ПДД были приглашены начальник Высокогорского филиала по пропаганде безопасности дорожного движения Сафиуллина А. Р. и инспектор дорожно -патрульной службы капитан полиции Асадуллин А. Р. Они приготовили для детей много подарков и призов : методическую литературу, раскраски, световозвращающие браслеты.

Начался праздник с веселой разминки под задорную музыку. Вдруг неожиданно прямо на проезжей части появляется старушка Шапокляк, разговаривающая по мобильному телефону. Пришлось прервать ее разговор и объяснять, почему на дороге нужно быть внимательными. Старушка Шапокляк очень сомневалась, что ребята из детского сада уже знают дорожные знаки и разметку . Но оказалось это не так. Дети назвали все дорожные знаки , которые она принесла,угадали загадки о транспорте, смогли правильно составить макет светофора. Вместе с Шапокляк и крыской Лариской ребята играли в различные игры : «Красный, желтый, зеленый» , «Я и мои друзья» , «Стой, жди, иди» . А завершилось путешествие в страну Дорожных знаков соревнованием на велосипедах «Веселые велогонки» .

Таким образом, летнее путешествие в страну Дорожных знаков стало для ребят нашего детского сада познавательным и запоминающимся. Ведь только в игровой форме ребенок познает окружающий мир, запоминает его законы и правила. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. И мы, взрослые, должны сделать все, для того чтобы дети росли в безопасной среде и владели навыками безопасного поведения на улице, на дороге , дома. В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах это не одноразовая акция. Эта работа охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.


Публикации по теме:

Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Для изготвления тематической газеты потребуются следующие материалы: - ватман (1 лист); - распечатанные черно-белые фотографии о войне;.

В рамках подготовки к нашему будущему проекту "Мы растём здоровыми!" нас очень интересовало, как наши родители отнесутся к идее формирования.

8 Марта в детском саду – очень важный праздник, которого с большим нетерпением ждут не только детишки, но и их мамы. У этого весеннего.

Пятнадцатого августа 2016 года, в ГБОУ начальной школы №1, в детском саду, с. Хворостянка, Самарской области, во 2 младшей группе мы провели.

«Я - и мой поселок» В ходе педагогического процесса, предусмотренной программой Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, педагогами.

Нас обычно ругают, — сказал начальник Холмогорского участка ОАО «Автодороги» Евгений Зуев, когда корреспондент обратился с просьбой рассказать о работе предприятия в зимний сезон. — У нас 80 километров федеральной трассы, где очень строгие требования по условиям содержания. Короткий срок на очистку, на подсыпку, асфальт зимой и летом должен быть чистым.
На участке три дорожных мастера. Илья Макаров — ответственный по переправам, занимается документацией, установкой знаков, замеры делает. Алексей Кузнецов и Александр Короткий — дежурные мастера, которые следят за погодой, состоянием проезжей части. У нас две Газели и один УАЗик. Бригады дорожных рабочих чистят остановки, павильоны, посадочные площадки. Зимой от снега, а летом КамАЗами, тоннами мусор вывозим. Полоса отвода должна быть чистой вдоль федеральной трассы, ни одной бумажки не должно валяться.
Мы содержим 135 километров региональных дорог. На Новодвинск, на Усть-Пинегу, весь Кур-остров и все примыкания: Большая и Малая Товры, Новинки, Вороновское, Палово, Канзово, Пухтаковка, Орлецы, Ступино.
Этой зимой кроме своих дорог ещё чистили дороги по договорам с муниципальными образованиями. Естественно, после снегопадов в первую очередь чистим свои дороги, а уже потом переходим на муниципальные. Свои дороги постоянно поддерживаем: убираем валы, чтоб не заметало. Устраиваем траншеи для снегозадержания параллельно дороге на открытых участках. А муниципальные образования обращаются время от времени, поэтому подъезды к деревням трудно чистить. Иногда на территории Ракульской, Холмогорской, Койдокурской администрации в некоторые деревни даже Т-150К не мог пробиться. А люди звонят, жалуются. Например, в Великий Двор долго не могли дорогу прочистить.
Шнекоротор Д-210 на базе ЗИЛ-131 у нас старенький, работает с 1990 года. Я поднимал вопрос на совещаниях: или договоры не заключаем, или давайте технику покупать. Пообещали нам на следующий год новый тяжёлый шнекоротор на базе Урала.
- Многие водители из Холмогор предпочитают ехать в Архангельск через Новодвинск. Но перед Новодвинском почти всегда глубокие колеи.
- Там дорога неровная, плиты. Наш участок — до поворота на Беломорье, но организация у нас одна, поэтому договорились с Архангельским участком, что берём на себя эти пять километров до Мечки. А дальше до Новодвинска должен город содержать.
- Какой техникой располагает сегодня Холмогорский участок?
- Техника обновляется. У нас четыре машины КДМ, которые работают на федеральной трассе, чистят отвалами и подсыпают на дорогу песчано-солевую смесь. В наличии четыре автогрейдера, два 150-ых, один 2007 года, а второй — 1989 года выпуска — ездит на близкие расстояния. Шнекоротор и три МТЗ-82.
У нас отличный механик Сергей Змётный, дай Бог такого каждому предприятию. У Сергея Петровича надёжный помощник Евгений Сивков, специалист с многолетним стажем. Евгений Александрович и к токарному станку встанет, и в ремонте двигателей прекрасно разбирается. Слесарей у нас нет, ремонтом техники занимаются те, кто на ней работает, за кем она закреплена.
- Евгений Альбертович, расскажите о людях, которые на содержании дорог работают.
- Коллектив подобрался хороший. При необходимости работают и день, и ночь, без вопросов. Много лет работает на КДМ и технику содержит в надлежащем состоянии Виктор Александрович Русанов. Михаил Степанович Корытов много лет работает на Т-150К. Мастера своего дела Александр Альбертович Миронов, Сергей Александрович Данилюк. На тракторах МТЗ неплохо работает молодёжь, например, Михаил Миронов.
- А кто работал на том направлении, что заслужили похвалу нашего читателя?
Сергей Борисович Мышов на Т-150К. Практически он и содержит зимой дороги на острове, а также Владимир Николаевич Тышов на автогрейдере. На шнекороторе — Леонид Викторович Ефремов.
Пока позволяла погода, содержали пять ледовых переправ. Дело хлопотное, надо почистить и валы убрать обязательно. При малейшем ветерке всё сравнивает. Чем выше вал, тем больше снега наметает.
К сожалению, нашу работу часто не ценят. Случай был: на переправе шлагбаумы только поставили, а ночью тракторист чистил дорогу и увидел, что шлагбаум спилен. А пьяные «вандалы» пилу потеряли. За ней и вернулись из Ломоносово. Зачем спилили шлагбаум? Объяснить не могут. Тракторист их заставил вернуться на место, и они сколотили шлагбаум кое-как.
- А заявление в полицию Вы не писали?
- Нет, с этой волокитой только время терять. Из-за небольшой суммы ущерба был бы отказной материал. У нас десятки дорожных знаков за лето своровали по направлениям на Новодвинск и на Усть-Пинегу! А воруют их из-за стоек. Трубы оцинкованные из земли вытаскивают или спиливают. Кто на ограждение у дома или дачи, кто на погреб материал присматривает.
Подавал я заявления, но ни одного знака не вернули, ни одного вора не уличили. Нашли бы хоть кого, чтобы другим неповадно было, ведь ответственность уголовная: убирая знаки, похитители создают аварийные ситуации. В заявлении в полицию я так и указывал, что возможны смертельные случаи.
- Может быть, наши читатели после Ваших слов сообщат о похитителях дорожных знаков, если случайно окажутся свидетелями. Возможно, у кого-то на видеорегистраторах зафиксирован момент преступных действий.

ТАМ, ГДЕ ВАРИТСЯ
АСФАЛЬТ
Начать решила с асфальтобетонного завода, откуда вереницей в разные стороны отправляются машины, гружённые горячим асфальтом. И прибыть туда нужно было ранним утром.
...Для меня встать в пять утра, скажу откровенно, весьма трудно. Я - чистая сова. Но в этот день поднялась быстро. Женское любопытство прогнало сон: «Как всё пройдёт? Что увижу интересного?». В предвкушении необычной командировки села в служебную машину. Солнце вовсю палило, и, казалось, что за окном уже начался рабочий день. Однако часы показывали 5.50.
…Возле диспетчерской ДРСУ было многолюдно. Водители, механики, мастера. Все готовы к трудовому процессу.
- Прибыли? Оперативно. Сейчас определимся, с каким КамАЗом поедете. А пока можете пройти на завод, - поприветствовал меня главный инженер В.Н.Мухин.
На заводе я уже не первый раз. И всё-таки интерес к производству с каждой поездкой возрастает.
Моим своеобразным гидом по территории стал С.В.Мартысюк. С ним прошли в самое «сердце» АБЗ. Поднялись по лестнице в небольшое помещение (это стало стартовым испытанием, так как очень боюсь высоты!).
- Вот здесь в компьютерной программе и запускается завод. По нескольким рецептам готовится разный асфальт. Видите, на территории лежит щебень. Его привозим из разных мест. Есть первоуральский, асбестовский. Тут находятся четыре фракции, куда погрузчик подвозит щебень. Он идёт по элеватору, попадает в сушильный барабан. Нагревается до ста восьмидесяти градусов. Далее по горячему элеватору поднимается вверх, там снова всё делится по фракциям, смешивается с битумом. А затем в скипе - такая своеобразная тележка - доставляется в большой накопитель. Уже из него горячий готовый асфальт загружается в машины, - рассказывает Сергей Васильевич.
Я глубоко вдыхаю терпкий запах асфальта. Наблюдаю за происходящим, постоянно щёлкаю фотоаппаратом, стараясь запечатлеть самое главное, интересное.
- Вы поедете на федеральную трассу? В сторону Абатска мы ведём строительство шести километров дороги Тюмень-Омск. Там многое увидите своими глазами, - задаёт вопрос С.В.Мартысюк.
- К сожалению, не располагаю таким большим объёмом свободного рабочего времени. А так бы с удовольствием там побывала! Поэтому поеду на муниципальные объекты, в Сладково, - отвечаю я.
- Тогда минут через десять отправитесь, сейчас подойдёт машина, на которой Вы попутешествуете, - улыбается мой собеседник.

ЭХ, ПРОКАТИЛАСЬ
С ВЕТЕРКОМ!
…КамАЗы один за другим выстраивались в очередь за многотонной порцией асфальта. Оранжевая техника казалась ещё ярче под июньским жарким солнцем.
- С Михаилом Андреевичем Даниловым поедете. Вон его машина, - говорит С.В.Мартысюк и машет рукой водителю.
- Не против журналиста в качестве рабочей компании? - спрашиваю я.
- Да нет, - снисходительно пожимает плечами водитель-стажист.
Кое-как взбираюсь в кабину. Эх, с моим-то ростом тяжеловато! Усаживаюсь поудобнее. Микрофон, диктофон - наизготовку!
В кузов с шумом падает двенадцать тонн горячей асфальтовой массы. Самосвал вместе со мной отправляется в путь.
…Тяжеловоз довольно шуст-ро «бежит» по дороге. На спидометре 70 км/ч. «Минут за сорок доберёмся до райцентра», - размышляю про себя.
- Сколько лет за рулём? - начинаю я разговор с М.А.Даниловым.
- Общий трудовой стаж сорок четыре года. В Маслян-ском ДРСУ тружусь уже тридцать лет. Сначала был «ЗИЛ», а в 2006-ом сел за руль КамАЗа. Летом вожу щебень, асфальт. Зимой работаю на расчистке снега, щётку цепляю, - рассказывает Михаил Андреевич.
- Тяжелая у Вас работа? - интересуюсь.
- Иногда да. Особенно в жару трудно. Машина нагревается быстро. Мне уже до пенсии недалеко, так что скоро отдыхать буду, - смеётся мой собеседник.
…Я была права. Через сорок минут мы были уже в Сладкове. Сразу же отправились на объект - улица Гурьева. Там ремонтируются участок дороги и съезды к домам.

И В ЗНОЙ, И В СТУЖУ
На место оперативно прибыл мастер Н.Н.Мурашов. Я покинула КамАЗ и со стороны наблюдала, как из кузова сыплется чёрный асфальт. Тут же подъехал мини-погрузчик, захватил небольшую порцию и повёз к одному из домов. Бригада из шести человек, в оранжевой рабочей форме и с лопатами в руках, начала рассыпать горячую массу по утрамбованному щебню. Даже стоя на расстоянии, чувствовала высокую температуру. Да ещё всё происходило под палящим солнцем. Стрелка часов показывала 8.40, и небесное светило вовсю припекало. Однако дорожники, привыкшие к любым погодным условиям, ловко орудовали инструментом, перебрасываясь шутками. Казалось, они даже и не замечают знойных лучей. Работа есть работа.
- Подходит к концу ремонт этого участка улицы Гурьева. Сделали ещё в одном месте уширение, здесь будет остановочный комплекс. Также ведутся ремонтные работы на улице Степной. И заканчиваем делать тротуары по Ленина, - поясняет Н.Н.Мурашов.
- Заметила, что Вы надели перчатки…Собрались помогать? Думала, что мастер лишь руководит… - чуть растерянно говорю я.
- Мы можем выполнить любую работу, в том числе взять и лопату, - улыбается Николай Николаевич.
- Интересна работа дорожника? - снова спрашиваю.
- Конечно. С людьми ведь общаемся! Бывает, подойдут, хвалят, благодарят, что теперь их улица обновилась, пройти по ней приятно, - отвечает водитель погрузчика А.С.Филиппов.
…Снова загудела техника. Вновь замелькала оранжевая форма. И в зной, и в стужу дорожники на своём посту. Будь это сельская улица, или федеральная трасса, или дорога между деревнями. Трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Без нормированного рабочего времени. Не поглядывая на часы. Потому что так надо. Проверено.

Новое на сайте

>

Самое популярное