Домой Россельхозбанк Субъекты и институты рынка. Институт рыночной экономики, социальной политики и права

Субъекты и институты рынка. Институт рыночной экономики, социальной политики и права

5. нет верного ответа

10. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:

1) мега-. макро-, микроуровень

Макро-, мезо-, микроуровень

3) макро-, микроуровень

4) макро-, мезоуровень

5) все варианты верны;

11. Воспроизводственная структура национальной экономки характеризует:

Соотношение между стадиями воспроизводства валового внутреннего продукта (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.).

2. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

3. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

4. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

5. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

12. Социальная структура национальной экономки характеризует:

13. Отраслевая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

Соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

14. Технологическая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

Соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

15. Региональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

Пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

16. Институциональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

17. Под институтами в современной теории понимаются:

1. государственные учреждения;

2. «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение;

3. система этических норм поведения;

4. меры государственного регулирования;

5. нет верного ответа.

18. Институты делятся на:

1. государственные и частные;

2. внутренние и внешние;

3. формальные и неформальные;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

19. Для становления и развития национальной экономики существуют следующие виды предпосылок:

1. общесистемные, системные и внутрисистемные;

2. внутренние и внешние;

3. внутриполитические и внешнеполитические;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

20. Общесистемные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

Определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

2) единство экономического и институционально-правового пространства

3) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

4) наличие политических факторов, определяющих модель развития страны

5) все варианты верны

21. Системные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

1) определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

Рынок - это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:

Частная собственность;

Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

Конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики:

Свободы хозяйственной деятельности;

Всеобщности рыночных отношений;

Плюрализма и равноправия форм собственности;

Саморегулирования хозяйственной деятельности;

Свободного ценообразования;

Самофинансирования и экономической ответственности;

Гармоничного сочетания государства и рынка.

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех иных секторах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность). Их рассматривают также какфакторы предложения . Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки охватывают рынок денежных средств, валютный рынок, рынок золота, рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи.

Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами . Впереходных экономиках, в том числе и в Беларуси, ключевые рыночные институтыразвиты еще недостаточно . В экономике сохранились монополии, многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики и освоения государством методов антимонопольной политики постепеннозарождается конкурентная среда ; созданы почти всебазовые элементы рыночной системы,негосударственные финансовые учреждения , в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.; действуютрыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Но для полноценного функционирования экономики необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала исовершенствование созданных институтов (например налоговой системы), а такжеформирование новых структур (рынков капитала, земли, труда), которые пока находятся на начальной стадии своего развития. Все это требует комплексных и последовательных мер поукреплению института частной собственности , проведению эффективнойприватизации , совершенствованиюмеханизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является созданиеэффективно действующих рынков труда . Как фактор производства труд - самый значимый из всей их совокупности. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Рынок труда - этомногоуровневая система рыночных институтов , организаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблемвоспроизводства рабочей силы и использования труда.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы , где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура , предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период направлена на удержании безработицы на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы ссохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Капитал как фактор производства - это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позицийрынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифицируются по формам. По функциональному назначению различают движенияссудного капитала (в виде кредита) ипредпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяютчастный и государственный капитал, по целевому назначению -частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции ; по срокам движения -кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок , - это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основнымиценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в системе финансовых рынков занимаютрынки капитала . Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынокценных бумаг и рынокссудного капитала .

Рынок ссудного капитала - это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Онохватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг - часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.Ценные бумаги - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения . Вторая предполагаетмобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Рынок ценных бумаг в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Таким образом, рынок капитала - это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. - Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной инвестиционно-инновационной модели развития.

Валютный рынок - это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Институциональными участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (субъекты - и экспортеры, и импортеры).

Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Главным валютным рынком является Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Членами МВБ являются банки или другие финансовые учреждения, имеющие лицензию на ведение валютных операций. Непосредственное проведение торгов и определение текущего курса поручено специальному сотруднику биржи - курсовому маклеру.

В условиях ограниченных иностранных инвестиций ситуация на валютном рынке страны в основном зависит от тенденций во внешней торговле и механизмов финансирования экспортно-импортных потоков.

Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляютсяэмиссия и купля-продажа ценных бумаг .Основное его назначение состоит в обеспеченииаккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представленаинвесторами (стратегическими и институциональными),эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства),инфраструктурой - связующим звеном между инвесторами, эмитентами иорганами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники : операторы (брокеры, дилеры);организаторы работы бирж (торговых площадок);клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Прозрачность и контролируемость фондового рынка со стороны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг , отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой -размеры иностранных портфельных инвестиций икапитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Беларуси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) ирынок услуг в переходный периоднезначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-организационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остаетсяневысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы.Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсовиграет и продажа корпоративных ценных бумаг .

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

Почему именно этот ВУЗ?

Среди абитуриентов достаточно распространена ситуация, когда они не знают, какое высшее учебное заведение им лучше всего выбрать и, более того, по каким критериям нужно выбирать данное заведение, в котором ему дадут профессию на всю жизнь.

Институт Рыночной Экономики, Социальной Политики и Права – один из наилучших ВУЗов города Москвы по заочному и дистанционному обучению среди более востребованных специальностей. ВУЗ был основан в 1995 году, и с тех пор имеет индивидуальный подход ко всем студентам и продолжает следовать традициям высочайшего качества образования. Высокие стандарты образования постоянно подтверждаются аккредитацией и государственными лицензиями. Выпускники получают дипломы государственного образца о высшем образовании.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права выпускает специалистов в области менеджмента, следуя программам магистратуры и бакалавриата. Приём документов данное образовательное учреждение производит круглогодично. Стоимость учебы составляет от 12 000 рублей в семестр, что является достаточно доступным для многих студентов.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права

Получение высшего профессионального образования – основная цель выпускников школ, техникумов и колледжей. Однако, к глубокому унынию, далеко не каждый может позволить себе 5-летнюю программу учебы на очном отделении. Совмещать работу с посещением ВУЗа просто невозможно. Для совмещения обучения и построения карьеры существует заочное отделение. Такую возможность даёт Институт рыночной экономики, социальной политики и права. Студент может пройти полный курс обучения, не отклоняясь от государственных стандартов, и при всём при этом, не отвлекаясь от основной работы. Заочная форма, которая существует в нашем образовательном учреждении, помогает получить востребованную и достойную профессию, и необходимый диплом о высшем образовании не только москвичам, но и студентам, находящимся и работающим в других городах.

Набираются абитуриенты круглогодично, как по экономическому направлению, так и по направлению менеджмента. Данная заочная форма является достаточно востребованной среди наших студентов, которые проживают в других городах, но имеют желание получить хорошее качественное образование и диплом престижного ВУЗа города Москвы.

Факультеты Института рыночной экономики

Экономика – выпускает специалистов широкого профиля, как в экономической области, так и в области коммерции.

При сочетании профессиональной и фундаментальной подготовок выпускники этого факультета становятся достаточно востребованными специалистами на трудовом рынке.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр».

Менеджмент – выпускает специалистов среды управления организациями. Основной упор делается на качественную подготовку практики и современной теории менеджмента.

Востребованность специалистов данной сферы очень высока: она обусловлена нуждами всех производственных сфер.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр менеджмента».

Магистратура – Институт рыночной экономики, социальной политики и права сотрудничает в плане образования и науки с большим количеством ВУЗов, на основании чего идёт подготовка магистров по «экономической» специальности. Обучение сроком в 2 года на заочной форме.

Институт рыночной экономики: новые возможности для преодоления расстояний.

Понятие феномена «институт» и функции институтов

Феномен «института» как определенной категории возник в рамках социологической теории. Среди авторов, которые разрабатывали теорию «институтов», следует отметить таких ученых, как Джон Ролз, Торстейн Веблен, Дуглас Норт.

В социологической теории, институты представляют собой определенные правила, определенные механизмы, обеспечивающие их выполнение, и определенные нормы поведения, в которых структурируются регулярные формы взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Применительно к экономике, основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных экономических рынках свобода рыночных сил, как правило, ограничена различными «институтами», многочисленными ограничениями, как формального плана (законодательные акты государства в области регулирования экономики) и неформального плана (различного рода договора (контракты), нормы экономического поведения предпринимателей, их этическое поведение).

Таким образом, можно сказать, что «институт» – это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.

Институциональную систему можно рассматривать:

  • как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, существует в любых коллективах.
  • в ней определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления.
  • через систему институтов задается структура мотивов, которые определяет необходимость человеческого взаимодействия, как в сфере политики, социальной жизни общества национальной экономики. Такие мотивы получили название побудительных.
  • в системе институтов находит свое отражение то обстоятельство (конкретный исторический факт), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени. То есть, изучая развитие и историю различных институтов, мы можем спрогнозировать развитие различных институтов в конкретной стране, возможность использования опыта других стран.

Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:

  • координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
  • предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
  • осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных, путем ограничения каких-либо действия, либо осуществить их координацию.

Особенности рынка как экономического института

В теории ИЭ используется такое определение: «институт – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты».

Рассмотрим, каким образом, концепцию «института» возможно применить к концепции «рынок».

В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.

Деятельность на рынке осуществляется в условиях конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями.

В рамках данной концепции делаются различия между производителями и продавцами, покупателями и потребителями как между общим и единичным.

Замечание 2

Субъекты производители и продавцы могут совпадать, если производитель сам вступает в обмен с покупателем, но продавец может и не быть производителем. Покупатель и потребитель тоже могут совпадать, если покупатель сам потребляет предмет обмена (товар, услуги), а могут быть и различными.

Субъекты – продавцы (производители) представляют на рынке «предложение», то есть все, что находится на рынке, продается на нем или может быть на него доставлено для обмена. Предложение – это ценность, которой обладает продавец (производитель).

Субъекты – покупатели (потребители) представляют на рынке «платежеспособный спрос», то есть осознанную нужду в чем-либо, обеспеченную платежными (денежными) средствами. Спрос – это ценность, которой обладает покупатель (потребитель).

Итак, экономический институт «рынок» представляет собой:

  • определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
  • в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
  • система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
  • в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.

Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
*** Правильные ответы: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
*** Правильные ответы: г).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке, с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
*** Правильные ответы: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночнойэкономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
*** Правильные ответы: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции междуучастниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное