Домой Сбербанк Тенденции развития и совершенствование финансового механизма в россии. Основные направления совершенствования финансового механизма в современных условиях

Тенденции развития и совершенствование финансового механизма в россии. Основные направления совершенствования финансового механизма в современных условиях

Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг, сочетание бюджетного финансирования и развития платных услуг. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.

Финансовый механизм в современных условиях призван: а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь; б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;

2. Обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности;

3. Использование эффективных финансовых рычагов, стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;

4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;

5. Повышение эффективности общественного производства;

6. Привлечение иностранных инвестиций;

7. Образование свободных экономических зон;

8. Расширение финансового рынка.

При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.

Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.

Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республики Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма. С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансового рынка в Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма.

В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные экономические, а также организационно-правовые методы, которые образуют единый финансовый механизм функционирования любого предприятия. В тоже время формирование и функционирование адекватного финансового механизма представляется актуальной и сложной задачей, поскольку от рационального использования имеющихся финансовых ресурсов зависит эффективность деятельности субъектов предпринимательства.

В общем смысле, финансовый механизм можно представить как часть хозяйственного механизма, которая представлена видами и формами организации финансовых отношений, условиями и методами исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Как термин «финансовый механизм» давно и прочно вошел в научную и учебную литературу. Вместе с тем большинство исследователей пишет о неэффективности практически действующего финансового механизма.

В литературе рыночного периода многие ученые рассматривают категорию «финансовый механизм» и структуру его построения. Через их подходы рассматривается проблема выделения финансового механизма как отдельной категории в условиях рынка.

Значительный вклад в решение проблем источников финансирования деятельности предприятий и их эффективного распределения внесли ученые М.Д. Билык, И.А. Бланк, Ю.Н. Воробьев, В.М. Геец, В.В. Ковалев, М.И. Крупка, Г.А. Крамаренко, В.П. Кудряшов, А.Н. Поддерегин, В.М. Сутормина, О.А. Терещенко и другие. Однако в научных публикациях не нашли надлежащего отражения и требуют дальнейшей разработки вопросы, связанные с определением сущности финансового механизма и с использованием основных подходов к изучению финансового механизма.

В качестве главных системообразующих элементов финансового механизма, осуществля-ющих управленческое воздействие, одни авторы выделяют воздействие системы финансовых рыча-гов (И.Т. Балабанов, Р.С. Сайфулин и А.Д. Шеремет), другие - систему планирования и управления финансами (В.Г. Болдырев, Ю.А. Венедиктов и А.М. Черепахин, В.В. Ковалев, А.Н. Поддерегин, Н.Г. Сычев).

Также существует различие в понятийном аппарате определения финансового механизма. Например, И.Т. Балабанов относит инвестирование, кредитование, страхование к финансовым методам. Иную точку зрения высказывают Р.С. Сайфулин и А.Д. Шеремет, считая, что это суть финансовые отношения. Ряд авторов полагают, что финансовый механизм является частью финансово-кредитного и ценового механизма, другие - что он существует наряду с кредитным и ценовым механизмом. Не смотря на то, что современные концепции финансового механизма в большинстве своем разрабатываются с применением интегрированного подхода, включающего системный, процессный, комплексный, критериальный и программно-целевой все еще существует ряд нерешенных вопросов в определении финансового механизма.

Проблема совершенствования финансового механизма непосредственно связана с тем, что даже в интегрированном подходе не возможно учесть условия изменяющейся экономической среды. Дело в том, что феномены, подобные рассматриваемому понятию – артефакты по самой своей природе. Иными словами, они техногенны и рукотворны. По отношению к ним не выполняется практически ни одна из фундаментальных посылок, на которых строился институт науки Нового времени. Они образуют область явлений современного мира, которая оказывается за границами возможностей использования методов и инструментов традиционной науки, в т.ч. и финансовой. Соответственно, при разработке финансового механизма нельзя представить универсальный алгоритм действии для всех ситуации. В большей степени разработка финансового механизма схожа с методикой "case - study" широко применяемой как методика преподавания, т.е. каждое отдельное предприятие разрабатывает свой собственный финансовый механизм эффективного функционирования, включающий в себя не только рычаги и методы регулирования финансовых отношении, но и также факторы, влияющие на принятие того или иного решения в процессе реализации своей деятельности. Отличительной особенностью от интеграционного похода в данном случае будет не только то, что финансовый механизм рассматривается как процесс движения и преобразования финансовых ресурсов, но также и возможность представить несколько альтернативных путей реализации финансового механизма для достижения того результата, который будет соответствовать финансовой стратегии предприятия в долгосрочном периоде и тактике в краткосрочном периоде.

Отдельная методологическая проблема содержательного аспекта финансового механизма связана с идентификацией факторов и условии, которые оказывают влияние на принятие управленческого и инвестиционного решения на предприятий. В данном случае, с нашей точки зрения, основным условием формирования эффективного финасового механизма является соотношение финансовой устойчивости и рентабельности деятельности в целом. В свою очередь, с одной стороны, это соотношение показывает насколько предприятие готово рисковать для достижения конечного результата, что уже необходимо связывать с финансовой политикой предприятия. С другой стороны, здесь затрагивается проблема источников финансирования деятельности предприятия, т. е. в каком соотношении объем внешних и внутренних источников финансирования деятельности будет максимально рентабелен при минимальном влиянии на финансовую устойчивость предприятия. Для этого необходимо произвести многовариантный расчет изменения рентабельности собственного капитала при различных значениях заемного капитала и определить эффект финансового рычага. Далее после определения объема финансовых ресурсов возможно построение финансового механизма, т. е. планирование и реализация намеченных мероприятий. И на данном этапе становится необходимым определение факторов внутренней и внешней среды предприятия, к которым относятся политические, экономические, экологические, географические, конкурентная среда в данной отрасли, объем производственных мощностей, трудовой потенциал сотрудников предприятия и другие. Это покажет карту рисков при реализации какого либо инвестиционного проекта или инвестиционного решения предприятия и в дальнейшем необходимо будет представить несколько альтернативных процессов развития финансового механизма, исходя из условий рынка и экономики в целом. Данный подход построения финансового механизма является более качественным, при том, что количественные критерии будут учитываться в динамике изменения конъюктуры экономики и отрасли, в котором функционирует предприятие. Все это позволит персонализировать финансовый механизм для каждого отдельного предприятия с учетом общих законов финансовой системы.

Таким образом, финансовый механизм, с позиции финансового менеджмента и в современных условиях рынка необходимо совершенствовать используя в большей степени динамические характеристики, нежели статистические, что приведет к более точным результатам как в области планирования, так и в области контроля реализации деятельности предприятия.

Список литературы

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2001, 592 с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента // Москва: Финансы и статистика, 1999, 512 с.

3. Ивашковская И.В. От финансового рычага к оптимизации структуры капитала компании // Управление компанией. 2004. Т. 42. № 11. с.18-21.

4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008, 511 с.

5. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 2000. - XVIII, 686 c.

6. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев.– М.: ИНФРА– М, 2008.–328 с.

Общие направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов сводятся к следующему.

Во-первых, это решение проблемы неурегулированности вопросов полномочий бюджетных учреждений по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми от предоставления платных услуг.

Дело в том, что существующая организация финансирования сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет государства, ставит негосударственные организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг, создаются предпосылки для нелегальных и полулегальных со-платежей.

В этой связи требуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений, механизмов их финансирования и контроля за качеством и объемами услуг.

Анализ законодательства по реформированию межбюджетных отношений и бюджетного процесса в России в целом показал, что основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

Совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;

Передача части бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на субфедеральный уровень в соответствии разграничением полномочий между уровнями власти;

Внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;

Расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;

Формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства;

Изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Также анализ показал, что для достижения данных целей необходимо:

Произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;

Ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;

Передать федеральные бюджетные учреждения на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;

Сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;

Ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами власти местного самоуправления;

установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;

Повысить финансовое наполнение оплаты услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств;

Установить возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономных некоммерческих учреждениях;

Смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;

Обеспечить формирование правовых механизмов, предоставляющих возможность преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, реализацию программ переподготовки управленческих кадров преобразуемых учреждений;

Наделить государственные и муниципальные учреждения правом принимать на себя только те договорные обязательства, которые прямо предусмотрены утвержденной для них сметой доходов и расходов.

Во-вторых, это дальнейшее реформирование бюджетного процесса - а именно переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования авторами исследования предлагается осуществить путем:

предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;

совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;

использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;

распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;

расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

В настоящее время предоставлением услуг по судебной экспертизе занимаются исключительно учреждения, находящиеся в административном подчинении органов власти, финансирование которых осуществляется на основе сметы, что не создает стимулов для повышения эффективности их деятельности. Реформирование бюджетной сети должно осуществляться в направлении разделения функций поставщиков и заказчиков социальных услуг, расширения круга потенциальных поставщиков услуг и механизмов их взаимодействия с государством.

В-третьих, это решение проблемы повышения эффективности управления государственными финансами.

Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения, выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В результате реформирование бюджетного процесса в данном направлении авторами исследования предлагается осуществить по следующим основным моментам:

реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

совершенствование среднесрочного финансового планирования;

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

Мероприятия по повышению эффективности расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы включают в себя помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора (которое складывается из мероприятий по реформированию бюджетных организаций и принципов их функционирования), переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

В рамках реформы бюджетного сектора необходимо провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и ответственности по их обязательствам.

В-четвертых, необходимо решить проблему организации и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля, который является одной из основных составляющих общей проблемы совершенствования государственного финансового контроля.

Вопросы, стоящие перед ведомственным финансовым контролем как составной частью государственного финансового контроля, особенно актуальны в современных условиях - после реформирования федеральных органов исполнительной власти РФ, перераспределения и упорядочения их функций.

В настоящее время Правительство РФ активно реализует концепцию бюджетирования, ориентированного на результаты. В числе прочего она должна решить задачу разработки и внедрения в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ и эффективности функционирования главных распорядителей бюджетных средств, а также обеспечить сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений (организаций), объеме и качестве предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов. Эти требования должны в ближайшем будущем коснуться и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля.

Сегодня подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств имеют в своей структуре контрольно-ревизионные подразделения. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ эти подразделения осуществляют функции контроля над использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями и организациями. По сути же их деятельность основывается на проведении регулярных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации). Как известно, ревизия финансово-хозяйственной деятельности - это достаточно трудоемкий и высокозатратный инструмент контрольной деятельности, который, безусловно, позволяет выявить большинство нарушений и недостатков при осуществлении учреждением финансово-хозяйственной деятельности. Однако мировая практика свидетельствует о возможности использования новых, менее затратных форм, методов и способов осуществления контрольной деятельности. Необходимость использования новых форм контроля связана в том числе с тем, что контрольным органам необходимо контролировать не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, но и основную деятельность учреждения (организации) с точки зрения эффективности затрат на ее осуществление. Для решения этой задачи в каждом учреждении или организации должен функционировать отлаженный механизм внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Организация действенной системы внутреннего контроля и аудита преследует достижение следующих целей:

обеспечение контроля над соблюдением бюджетным учреждением законодательных, нормативных и правовых актов РФ, внутриведомственных норм, правил и регламентов;

наиболее эффективное использование бюджетным учреждением финансовых и нефинансовых ресурсов для достижения намеченных результатов деятельности.

Достижение целей, поставленных перед системой внутреннего контроля и аудита, предполагает смещение акцента при проведении контрольных мероприятий с последующего на предварительный и текущий контроль. Дело в том, что после совершения операций, относящихся к функциональной или финансово-хозяйственной деятельности учреждения, практически невозможно повлиять на их эффективность или устранить выявленные нарушения без определенного рода неблагоприятных последствий. Контроль на наиболее ранних стадиях совершения операций, как правило, позволяет минимизировать возможные потери и затраты. Поэтому одним из основных направлений развития системы внутреннего контроля и аудита является ее переориентация от последующего к текущему и предварительному контролю. Чем раньше будет выявлено нарушение или недостаток, тем меньше негативных последствий они за собой повлекут. Это важное обстоятельство распространяется на любой управляемый процесс.

Здесь также необходимо обратить внимание на такой важное направление как управление рисками. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует, что для решения этой задачи необходимо использовать процедуры управления рисками.

Под риском понимается возможность наступления негативного события при осуществлении бюджетным учреждением своей деятельности. Классификация рисков может быть достаточно разнообразной и в большой степени зависит от сферы деятельности бюджетного учреждения. По мнению авторов, можно классифицировать риски на операционные и аудиторские.

Под операционным риском понимается возможность возникновения нарушения установленных процессов и процедур при осуществлении операций по исполнению бюджетным учреждением государственных функций и предоставлению государственных услуг. В свою очередь под аудиторским риском понимается возможность выражения ошибочного или неправомерного утверждения при выявлении, идентификации и оценке нарушений и недостатков. Процедуры управления рисками включают идентификацию рисков, их количественную и качественную оценку, принятие мер, направленных на минимизацию рисков, и постоянный мониторинг рисков.

Для осуществления процедур управления рисками бюджетные учреждения могут использовать аналитические и практические методы. Аналитические методы служат инструментом упреждающего воздействия на риски и включают:

Внедрение системы прогнозирования рисков;

Внедрение превентивных механизмов предотвращения рисков (сценарный подход);

Определение приоритетности рисков;

Проведение постоянного мониторинга рисков.

В свою очередь практические методы предназначены для снижения негативных последствий, возникающих в ходе осуществления операций, связанных с риском, и включают: разработку механизмов оперативного устранения возможных негативных последствий; создание системы страхования рисков.

На основе вышеизложенного можно заключить, что в настоящее время ощущается острая необходимость в разработке единой концепции развития внутреннего контроля и аудита в государственных органах, в которой необходимо закрепить основные принципы и подходы к осуществлению внутреннего контроля и аудита. Необходимо законодательно закрепить осуществление внутреннего контроля и аудита путем внесения соответствующих изменений в статьи 158, 159, 161, раздел IX и понятийный аппарат Бюджетного кодекса РФ, разработать и утвердить соответствующие стандарты внутреннего аудита в государственных органах, разработать методические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля и многое другое. Мировой опыт свидетельствует, что налаживание системы внутреннего контроля и аудита - прямой путь к росту эффективности использования государственных ресурсов.

План перспективного развития автономного учреждения должен формироваться учреждением самостоятельно и добровольно – на основе методических рекомендаций, которые следует утвердить соответствующим нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования.

План перспективного развития мы понимаем как публичный документ, в котором автономное учреждение в сжатой форме представляет свое текущее состояние, цели и направления развития на ближайшие три года по трем основным направлениям (разделам).

1. Услуги и работы, оказываемые (выполняемые) учреждением, в том числе на платной для потребителей основе. В данном разделе описывается структура услуг и источников их финансирования, а также предполагаемые изменения этой структуры в ближайшие три года – в связи с изменением потребности населения в услугах, введением новых услуг и т.д.

2. Состояние имущества автономного учреждения. В этом разделе отражается текущее состояние имущества автономного учреждения, приводятся планы по ремонту и модернизации зданий и сооружений,

помещений, оборудования на ближайшие три года – с указанием источников финансирования, в том числе привлекаемых средств (спонсорская помощь, банковский кредит и т.п.).

3. Кадровый состав автономного учреждения.

Наличие плана перспективного развития позволит автономному и бюджетному учреждению в полной мере реализовать возможности для самостоятельного раз-вития, предоставляемые более широкой финансово-хозяйственной автономией учреждения, в частности:

· следовать выбранной стратегии развития при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

· повысить степень прозрачности и открытости деятельности за счет публичного предъявления планов развития на среднесрочный период;

· более эффективно привлекать средства спонсоров и частных инвесторов на развитие и т.д.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя автономных и бюджетных учреждений, могут учитывать наличие плана перспективного раз-вития при оценке качества менеджмента в автономных и бюджетных учреждениях.


Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства:

· научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

· прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

· учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

· четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

· учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

· комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства - денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

· многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

· учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Финансовый механизм - элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. Финансовый механизм включает в себя:

1. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестиционные программы, кредитование, эмиссия ценных бумаг, налогообложение, система расчетов, аренда, страхование, залоговые операции, трастовые операции, факторинговые операции, лизинговые операции, трансфертные операции и др.).

2. Правовое обеспечение – правовые акты, законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, письма и др.

3. Финансовые рычаги – прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, арендная плата, дивиденды, процентные ставки, дисконты.

4. Нормативное обеспечение – инструкции, методические указания.

5. Информационное обеспечение – компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистические данные, оперативная отчетность и проч.

Направления совершенствования финансового механизма:

1. Использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов)

2. Стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства

3. Развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный процесс, в т.ч. в социальной области.

17. Управление финансами: содержание, функциональные элементы. Органы управления финансами, их функции.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

- 260.46 Кб

Среди рычагов государственного финансового регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Следует, однако, отметить, что действующий в РФ налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д. 17

Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране. 18

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений в организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования - переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи). 19

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжений организаций, учреждений.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т.п. Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Основные направления совершенствования финансового механизма в современных условиях». Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.

В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы:

  • финансы как экономическая категория;
  • субъекты и виды финансовых отношений;
  • понятие финансовой системы; структура государственных финансов;
  • финансовая политика государства;
  • финансовый механизм и его структура;
  • основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер.

На основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.

К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).

Во второй группе выделяют:

  • личные финансы и семейные финансы;
  • финансы малого бизнеса;
  • корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса);
  • финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Различают следующие функции финансов:

1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;

2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений

Также было уделено внимание вопросу: основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России, где были рассмотрены меры государства в реализации антикризисной политики в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009. – 958 с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория бухгалтерского учета: учеб.длястуд.экон.спец. – 4-е изд., доп.иперераб.- М.: Финансы и статистика, 2009г.
  3. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. – 4 – е изд., перераб. и доп.. – Ростов н/д: Феникс, 2007. – 858 с.
  4. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. прктическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  5. Д. Титов «Точка опоры» // «Экономика и жизнь» № 52 (9266) за 26.12.2008
  6. Криворотое В.В. Управление стоимостью: оценочные технологии в управлении предприятием [Текст] / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. - М.: ЮНИТИ, 2005. -Ill с.
  7. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. поэкон. спец.. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 591 с.
  8. М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г
  9. Маслова В. Финансовый механизм развития АПК [Текст] / В.Маслова // АПК: экономика, управление. - 2006. - № I. - С. 44-49.
  10. Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008
  11. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 532 с.
  12. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 496 с.
  13. Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
  14. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: Е. Ф. Тихомиров - Москва, Академия, 2006 г.- 384 с.
  15. Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. , перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2007.-784 с.
  16. Финансы денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.
  17. Финансы. Денежное обращение и Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра-М, 2007. - 390 с.
  18. Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.
  19. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.В.Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.
  20. Хикс, Дж.Р. Теория экономической истории: пер. с англ. [ Текст] / Общ. ред. и вступл. Ст. P.M. Нурсева. / М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2011 -234 с.
  21. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87
  22. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

1 . Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009. – 958 с.

2 Маслова В. Финансовый механизм развития АПК [Текст] / В.Маслова // АПК: экономика, управление. - 2006. - № I. - С. 44-49.

3 Финансы. Денежное обращение и Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра-М, 2007. - 390 с.

4 Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.

5 Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.

6 Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. , перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2007.-784 с.

7 Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: Е. Ф. Тихомиров - Москва, Академия, 2006 г.- 384 с.

8 М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

9 Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008

10 М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

11 Д. Титов «Точка опоры» // «Экономика и жизнь» № 52 (9266) за 26.12.2008

12 Хикс Дж.Р. Теория экономической истории: пер. с англ. [ Текст] / Общ. ред. и вступл. Ст. P.M. Нурсева. / М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2011 -234 с.

13 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

14 Криворотое В.В. Управление стоимостью: оценочные технологии в управлении предприятием [Текст] / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. - М.: ЮНИТИ, 2005. -Ill с.

15 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

16 Аркина Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник издание 2, М.: Юнити-Дана, 2004, с. 416

17 Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

18 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. поэкон. спец.. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 591 с.

19 . Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

20 . Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: ИПЦ «Март», 2007. – 448 с.


Краткое описание

Цель исследования–изучение структуры, форм организации финансового механизма, основных методов совершенствования финансовых механизмов различных сфер деятельности современного общества.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты финансовых механизмов;
Охарактеризовать методы воздействия на процесс совершенствования финансового механизма;
Раскрыть направления совершенствования финансового механизма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансового механизма. 5
1.1. Понятие финансового механизма 5
1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 7
2. Современное состояние финансового механизма. 10
2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 10
2.2. Анализ современного состояния финансового механизма 12
3. Направления совершенствования финансового механизма РФ. 16
3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16
3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Новое на сайте

>

Самое популярное