Домой Виды займов Классификация налоговых ставок. Виды налоговых ставок

Классификация налоговых ставок. Виды налоговых ставок

В собственности частных лиц могут находиться различные объекты недвижимости, которые становятся объектом налогообложения и обязывают налогоплательщика уплачивать в пользу бюджета налог на имущество.

Вступающие в силу нововведения в области законодательства и порядка расчета данного налога существенно изменят размер налоговых выплат в сторону увеличения .

О том, что такое налог на квартиру, как правильно его рассчитать и кто имеет право на льготы - читайте далее.

Налог на имущество обязаны оплачивать частные лица, имеющие в собственности следующие объекты недвижимости:

  • гаражи, машино-места в паркинге;
  • квартиры, дома и комнаты;
  • единые комплексы недвижимости;
  • незавершенные объекты строительства;
  • на любую недвижимость, перечисленную выше.

Наиболее распространенным вариантом собственности частных лиц является квартира.

Налог на квартиру - местный налог, регулирование которого до начала 2015 года осуществлялось отдельным федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 года.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ № 284 от 04.12.2014 г., который вводит в Налоговый кодекс РФ дополнительную главу 32 «Налог на имущество физических лиц».

В качестве налоговой базы устанавливается (то есть максимально приближенная к рыночной) имеющегося в собственности объекта налогообложения. До принятия нормативных нововведений при расчете учитывалась инвентаризационная стоимость квартиры.

Сегодня узнать информацию о кадастровой стоимости квартиры можно в интернете несколькими способами:

  • если кадастровый номер неизвестен, то на сайте Росреестра в соответствующем разделе вводится адрес квартиры, по которому выводится государственный кадастровый номер;
  • если кадастровый номер известен, то его нужно ввести на сайте налоговой инспекции и посмотреть стоимость.

Дополнительно уточнить размер кадастровой стоимости недвижимости можно в МФЦ и в кадастровой палате Росреестра.

Новые правила расчета налога на квартиру применяются по каждому субъекту РФ в индивидуальном порядке.

Те регионы, которые до 1.12.2015 г. не успели установить кадастровую стоимость объектов недвижимости и обнародовать публично такие данные в соответствующем законодательном акте, при уплате в 2016 году будут применять предыдущую схему расчета.

При этом в полной мере перейти на расчет налога на квартиру по новой методике с учетом кадастровой стоимости, все регионы России должны до 1.01.2020 года.

Налог на дом или квартиру рассчитывается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика и получается им в форме налогового уведомления, содержащего в себе данные о сумме и сроках оплаты.

В связи с тем, что рассматриваемый налог лиц является налогом местного уровня, то конкретная ставка определяется в каждом муниципальном образовании отдельно. В соответствии с новым законом приняты следующие ограничения по налоговым ставкам:

  • не более 0,1% от величины кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также сооружений хозяйственного назначения с площадью не более 50 кв. м.;
  • не более 2% для определенного перечня объектов налогообложения, перечисленных в Налоговом кодексе РФ (п. 7, 10 ст. 378), и объектов со стоимостью больше 300 миллионов руб.;
  • не более 0,5% для остального имущества.

Власти некоторых муниципальных образований, таких как, например, Москва, Крым, Санкт-Петербург и другие, вправе уменьшить ставку налогообложения 0,1% до 0 или, наоборот, увеличить её, но не больше, чем в 3 раза .

Законодательством допускается применение дифференцированных ставок в зависимости от таких параметров:

  • Вид налогооблагаемого объекта.
  • Местонахождение объекта.
  • Кадастровая стоимость.
  • Вид территориальной зоны, в пределах которой располагается объект налогообложения.

На федеральном уровне для квартир установлен вычет в эквиваленте стоимости 20 кв. м. данной квартиры. Именно это количество метров не будет подлежать налогообложению.

При отрицательной кадастровой стоимости она в соответствии с принятыми правилами приравнивается к 0.

Муниципальным властям дано право увеличивать размер налогового вычета по своему усмотрению.

Кто будет освобожден от уплаты налога?

В полном размере от уплаты налога на квартиру освобождаются следующие категории граждан:

  • инвалиды 1, 2 групп;
  • герои СССР и РФ;
  • лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны ВОВ;
  • члены семей, потерявших кормильца-военнослужащего;
  • граждане-участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • иные категории физических лиц, установленные статьей 407 Налогового кодекса РФ.

Налоговые льготы предоставляются в размере всей суммы налога, подлежащей обязательной уплате.

Для получения подобной льготы собственнику квартиры необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и заполнить соответствующее заявление о предоставлении ему льготы и необходимый комплект документов.

Льгота может быть предоставлена только в отношении одного объекта каждой категории налогооблагаемого объекта на усмотрение налогоплательщика.

Срок оплаты и правила расчета налога на квартиру

При новом порядке расчете налога на квартиру с учетом ее кадастровой стоимости уплачиваемая сумма будет несколько больше по сравнению с ранее применявшейся системой расчетов. В целях недопущения увеличения налогового бремени, было утверждено, что в течение первых 4-х лет (после введения в субъекте РФ новых правил) налог будет рассчитываться по формуле:

  • Н = (Н1 – Н2) x K + Н1,
  • где Н1 - налог, рассчитываемый с учетом инвентаризационной стоимости;
  • Н2 - налог, рассчитываемый с учетом кадастровой стоимости;
  • К - понижающий коэффициент, который постепенно обеспечит ежегодное увеличение налоговой нагрузки на 20%.

По годам коэффициент К варьируется следующим образом:

  • 0,8 - за четвертый год;
  • 0,6 - за третий год;
  • 0,4 - за второй год;
  • 0,2 - за первый год.

Начиная с пятого года, расчеты будут производиться исключительно исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Приведенная формула и расчет по ней целесообразно применять только тогда, когда налог с применением кадастровой стоимости получается в итоге больше, чем с инвентаризационной.

Для наглядности рассмотрим конкретный пример расчета налога на квартиру:

У Беляева А. И. есть в собственности квартира площадью 44,1 кв. м. и кадастровой стоимостью 1463326,03 руб. Инвентаризационная стоимость - 109749,45 руб. Для расчета будет применяться ставка 0,1% и понижающий коэффициент 0,2.

Расчет налога на квартиру за 2015 год будет произведен следующим образом:

  • сумма налогового вычета: 1463326,03/(44,1*20)=1659,1 руб.;
  • величина Н1: 109749,45 *0,1%=109,7495 руб.;
  • величина Н2: (1463326,03-1659,1)*0,1%=1461,667 руб.;
  • итоговая сумма налога за 2015 год с учетом понижающего коэффициента 0,2: Н= (1461,667‒109,7495)*0,2+109,7495=380,13 рублей.

Как видно, расчет налога на квартиру не представляет никаких сложностей .

Тем более, сейчас для этих целей на официальном сайте Налоговой инспекции можно воспользоваться онлайн-калькулятором.

Налог на квартиру за 2015 год должен быть оплачен собственником до 1.12.2016 г.

При этом налоговые уведомления в текущем году будут получены собственниками не позднее 1.10.2016 г.

В перечень пилотных регионов, в которых собственники заплатят налог на имущество по новой схеме, попали Амурская, Владимирская, Псковская, Архангельская, Новгородская, Самарская, Ивановская, Новосибирская, Магаданская, Тверская, Сахалинская, Пензенская, Нижегородская, Ярославская, Рязанская области, Москва и Подмосковье, Республики Бурятия, Коми, Мордовия, Ингушетия, Удмуртия, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

Начиная с августа текущего года физические лица постепенно будут получать по почте уведомления от ИФНС. К 2020 году все российские регионы должны будут оплачивать налоги в соответствии с новыми правилами и законодательством.

При нарушении сроков оплаты с налогоплательщиков может взиматься штраф, величина которого составит 20% от суммы долга, а также начисляться за каждый день допущенной просрочки (1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ).

Также необходимо помнить, что неполучение налогового уведомления на руки не освобождает гражданина от уплаты налога на имущество.

Новая система расчета налога на квартиру в 2016 году характеризуется увеличением его суммы по сравнению с ранее существовавшей. Однако применяемые методы поддержки государства для снижения роста налоговой нагрузки на населения в виде вычетов, льгот и понижающих коэффициентов помогут существенно снизить налоговое бремя.

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.


    1. Ставка налога (норма налогового обложения) - размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.
    При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель). По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 20%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.
    Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Не случайно ставки некоторых налогов, имеющих большое значение для хозяйствующих субъектов (акцизы, пошлины), оперативно устанавливаются Правительством в зависимости от экономических условий и целей.
    2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:
    - равные;
    - тождественные (твердые);
    - процентные (долевые).
    Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают. Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается. Примером равного налогообложения служат некоторые местные налоги, предусмотренные подп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы, - налог на содержание милиции, налог на благоустройство и др. Ставка по этим налогам устанавливается в размере, не превышающем 3% установленного законом минимального размера оплаты труда. При установленном в 1997 году минимуме 83490 руб. для каждого гражданина-налогоплательщика этот налог может быть установлен в сумме, не превышающей 2505 руб. в год.
    При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении. Например, Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации» установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 50 коп.
    Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения, например 12% с каждого рубля дохода физического лица. Процентные ставки установлены для налога на прибыль, НДС, акцизов и т- д. Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативными.
    3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
    Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован. Примером пропорциональной ставки служит ставка налога на имущество физических лиц - 0,1% оценочной стоимости имущества.
    Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога. Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода. Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей. Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает. Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.
    При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная. В результате простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по налогу с владельцев автотранспортных средств, когда, согласно п. 29 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 50 коп. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. - по ставке 1 руб. 30 коп. за каждую лошадиную силу.
    Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.
    Регрессивные (дегрессные) ставки уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд. Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 10 млн. руб. госпошлина составляет 5% цены иска;
    от 50 до 100 млн. руб. - 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.; от 100 до 500 млн. руб. - 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.; при цене иска более 1 млрд. руб. госпошлина составляет 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не более тысячекратного минимального размера оплаты труда.
    Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.
    4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога. В соответствии со ст. 10 Закона об основах налоговой системы льготы могут устанавливаться в виде понижения налоговых ставок. По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%. По налогу на прибыль предприятий и организаций наряду с общей ставкой (как правило) 35% установлена повышенная ставка налогообложения прибыли, полученной от посреднических операций, в размере (как правило) 43% и пониженная для предприятий, использующих труд инвалидов.

    При исчислении налога ставка, как правило, - это то, на что умножается (умножитель).

    По конкретным налогам ставки могут устанавливаться не только в единственном числе (например, общая ставка по НДС - 18%, льготная - 10%), но и во множественном, по методу так называемых налоговых тарифов - в виде систематизированного перечня (в твердых суммах или процентах), - по которым облагаются различные товары , предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичным примером налоговых тарифов выступают таможенные тарифы.

    2. В теории налогообложения выделяются следующие виды налоговых ставок:

    Тождественные (твердые);

    Процентные (долевые).

    - Равные налоговые ставки соответствуют равному методу налогообложения , при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога . Фактически в данном случае сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка совпадают .

    Примером равного налогообложения выступает подушное налогообложение, при котором каждый налогоплательщик уплачивает налог в определенной сумме, причем имущественное положение плательщика в данном случае практически не учитывается.

    - При применении твердых ставок на каждую единицу налога определен абсолютный размер налога , зафиксированный в денежном выражении . Например, ст.361 НК (Транспортный налог) установил размер годового налога с владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в размере 7 рублей за лошадиную силу.

    - Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения , например 13% с каждого рубля дохода физического лица .

    Процентные ставки установлены для НДС, и т. д.

    Налоги, ставки которых устанавливаются в процентах от единицы обложения, называются квотативньши.

    3. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы налоговые ставки могут изменяться или оставаться неизменными .

    По этому основанию различают ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    - Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы , т. е. процент ставки фиксирован . Примером пропорциональной ставки служит общая (13%) ставка налога на доходы физических лиц .

    - Прогрессивные ставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога .

    Прогрессивные ставки основаны на использовании принципа дискреционного дохода .

    Дискреционный доход определяется как разница между совокупным доходом и доходом, который тратится на удовлетворение необходимых первоочередных потребностей . Поскольку с ростом дохода доля жизненно необходимых затрат уменьшается, доля дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого для собственных нужд, возрастает . Следовательно, должно возрастать и налоговое бремя.

    При прогрессивной ставке налогообложения могут применяться две шкалы: простая и сложная .

    В результатепростой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Так происходит, в частности, по транспортному налогу, за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно уплачивали налог по ставке 5 рублей. за каждую лошадиную силу, а с мощности двигателя более 100 л. с. (до 150 л.с.) - по ставке 7 руб. за каждую лошадиную силу.

    Сложная (раскладная) прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии является бывшая ставка подоходного налога, увеличивающаяся по мере роста совокупного дохода физического лица.

    - Регрессивные (дегрессные) ставка уменьшаются по мере увеличения налогооблагаемой базы .

    Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины за обращение в суд или арбитражный суд . Так, с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражный суд, при цене иска до 100 тыс. руб. госпошлина составляет 4% цены иска, но не менее 2000 руб.; свыше 100001 руб. до 200 тыс. руб. - 4 тыс. руб. + 3% суммы свыше 100 тыс. руб., и т.д.

    Применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида носит наименование смешанного метода обложения.

    4. В зависимости от степени изменяемости выделяют общие, повышенные и пониженные (льготные, преференциальные) ставки налога .

    По налогу на добавленную стоимость для отдельных видов товаров (продукты питания, детская одежда) предусмотрена пониженная ставка в размере 10% при общей ставке 20%.

    Налоговая ставка в системе налоговых элементов

    Налоговая система основана на законодательных актах государства, которые устанавливают определенные методы построения, а также взимания налогов, т.е. определяются налоговые элементы.

    К данным элементам относятся:

    • субъект налога - лицо, которое в соответствии с законодательством обязано уплачивать налог. При этом налоговое бремя через механизм цен может быть переложено на иное лицо в связи с этим рассматривают и нижеследующий элемент.
    • носитель налога – это то лицо, которое по факту производит уплату налога;
    • объект налога – имущество либо доход, с которого производится начисление налога (ценные бумаги, заработная плата, недвижимое имущество, прибыль, товары и проч.);
    • источник налога – тот доход, за счет которого производится уплата налога;
    • ставка налога - важнейший элемент налога, с помощью которого определяется величина налога в расчете на единицу измерения налоговой базы.

    При расчете налога ставка - это та величина, на которую умножается налоговый объект. По определенным налогам ставки могут быть установлены в нескольких вариантах (например, ставка по НДС общая - 20%, льготная - 10%). Ставка может устанавливаться по методу налоговых тарифов - в виде перечня (в процентах или твердых суммах), - по которым облагаются товары или услуги и т.д. Типичным примером применения налоговых тарифов могут служить таможенные тарифы.

    Налоговая ставка - это обязательный элемент налога и один из главных критериев расчета наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом и прочих.

    Замечание 1

    Нужно отметить важное условие - только когда определена полностью вся совокупность указанных выше элементов, налог можно считать установленным.

    Установление размеров налоговых ставок само по себе является универсальным государственным инструментом регулирования экономики. Так ставки по некоторым налогам, имеющим существенное значение для субъектов хозяйствования (пошлины, акцизы), устанавливаются Правительством оперативно в зависимости от экономических условий.

    Основные типы налоговых ставок

    Налоговые ставки по методу начисления могут быть четырех видов:

    • пропорциональные,
    • твердые,
    • регрессивные,
    • прогрессивные.

    Пропорциональная ставка налога выражается в определенном заранее проценте от базы налогообложения независимо от ее объема (НДС, налог на прибыль, налог на имущество).

    Пропорциональные ставки в основном применяются в случаях применения в качестве налоговой базы стоимостных характеристик объекта налогообложения. Этот тип ставок весьма универсален, так как не требует индексации при сохранении общей направленности государственной политики налогообложения.

    Твёрдые ставки налогов устанавливаются в абсолютном размере на единицу обложения или на весь объект. Твердые ставки не зависят от размеров налоговой базы. Данную ставку иногда называют реальным налогом.

    С позиции начисления налогоплательщиком, а также контроля налоговыми органами твердые ставки достаточно элементарны. Они применяются тогда, когда налоговая база является количественной характеристикой объекта налогообложения, кроме стоимостной характеристики. Основной недостаток данного вида ставки налога заключается в том, что при росте инфляции эту ставку необходимо периодически повышать.

    Прогрессивная ставка налога растет по мере роста уровня налоговой базы. Существует два вида прогрессивной ставки: сложная и простая.

    При простой прогрессивной ставке величина ее растет при росте налоговой базы по всей сумме дохода.

    При сложной прогрессивной ставке база налогообложения делится на части, у каждой из этих частей для начисления налога применяется собственная ставка. При этом налоговая ставка повышается только для той части налога, которая выросла по сравнению с предыдущим налоговым периодом.

    Регрессивная налоговая ставка снижается по мере роста налоговой базы. Регрессивные ставки нужны в тех случаях, когда государство стимулирует подобный рост.

    Определение 1

    Налоговая ставка, которая выражается в процентах к уровню дохода плательщика, носит название налоговой квоты.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное