Домой Виды займов Методы и средства государственного регулирования экономики. Методы регулирования экономики

Методы и средства государственного регулирования экономики. Методы регулирования экономики

Формы государственного регулирования экономики

Формы госрегулирования экономики, различаются по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики :

1. Государственное прогнозирование и программирование экономики - разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование . Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.

4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7. Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Методы государственного регулирования экономики

1. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

  • Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
  • Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

2. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

  • Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.

  • Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком - определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

1. налоговая политика - налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит» ), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.

2. кредитно-денежная политика - операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

3. бюджетная политика - государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

4. регулирование цен - через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

5. Внешнеэкономическое регулирование - включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

Экономические рычаги, которые исполь­зует государство для регулирования экономики, довольно разнооб­разны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предприни­мательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Экономические методы государственного регулирования осуществляются путем косвенного воздействия государства на интересы объектов регулирования через хозяйственное законо­дательство, финансовую, денежную и кредитную системы.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, ко­торые осуществляются в рамках:

1. фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения);Под фискальной полити­кой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро­вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые зна­чительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ­водства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про­дукции и оказании всевозможных услуг.

2. финансово-кредитной политики (методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг);Под финансово-кредитной политикой понимается целена­правленное управление государством банковским процентом, де­нежной массой и кредитами .

3. научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплекс­ного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятель­ности предприятий);Под единой научно-технической политикой государства понима­ется система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хо­зяйство.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограни­ченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

4. Инвестиционная политика.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кре­дитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк­цию и техническое перевооружение производства; амортизацион­ной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно прово­дит инвестиционную политику.

5. амортизационной политики. Особая роль как инструменту государственного регулирова­ния производственной деятельности предприятия принадле­жит амортизации. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физиче­ского и морального износа) на производимый продукт. В по­следующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации госу­дарство активно влияет на структуру основных средств, стиму­лирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повы­шению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация.

6. прогнозирования, индикативного планирования , плани­рования, программирования развития экономики;Планирование – это процесс принятия управленческого ре­шения, основанный на обработке исходной информации и включающий:– выбор и научную постановку целей, –определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и – выбора наиболее приемле­мого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосудар­ственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационально­го и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко­номики за предшествующий период, исходя из экономической по­литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфля­ции и безработицы, минимальный размер заработной платы, де­фицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в сово­купности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности поло­жительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования , которое может выступать как самостоя­тельная форма регулирования и как научно-аналитическая ста­дия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснован­ном суждении о перспективах развития объекта, а также об аль­тернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представле­ния о будущем, которое обусловлено закономерностями обще­ственного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование как форма государственного регулирова­ния призвано обеспечить решение важнейших проблем разви­тия национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения вы­деленной проблемы и достижения поставленной цели. Про­граммы могут разрабатываться на любом уровне управленче­ской иерархии, носить директивный или индикативный харак­тер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосроч­ный периоды.

7. ценообразования . Ценообразование – один из рычагов воздействия государ­ства на экономику и предпринимательскую деятельность. Исполь­зуя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обес­печение минимального прожиточного уровня, а также на антимоно­польные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра­зования с целью обеспечения его стабильности, что является осно­вой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема нацио­нальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль­шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются госу­дарством. Так делается практически во всех странах мира с разви­той рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10- 15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, преж­де всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и у нас, цены регулируются госу­дарством и на продукцию предприятий-монополистов.

Форма ценового регулирования – прямое и косвенное. Прямое регулирование осуществляется с помощью установления: 1. фиксированных цен 2. предельных минимальных цен (ценовой пол), предельных максимальных уровней цен (ценовой потолок) и «коридора цен».

8. Система государственного регулирования экономики пред­приятия включает антимонопольное регулирование, основными направлениями которого являются: противодействие монопо­листической деятельности, формирование и развитие конку­рентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

ЛЕКЦИЯ . КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАК МЕТОД ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1. Экономическая сущность коммерческого расчета и его взаимосвязь с предпринимательской деятельностью

В зависимости от того, за счет каких источников покрыва­ются расходы предприятия, различают три метода хозяйствова­ния: бюджетный, хозяйственный и коммерческий расчет .

Коммерческий расчет - это метод хозяйствования, при ко­тором расширенное воспроизводство на предприятии осуще­ствляется за счет собственных средств на основе реализации рыночных отношений, повышения эффективности использо­вания всех производственных ресурсов и путем выгодной про­дажи произведенной продукции, что в совокупности обеспечи­вает получение предприятием достойной прибыли. Он в пол­ной мере реализуется только теми предприятиями (независимо от форм собственности), которые реализуют произведенные товары (услуги) по свободным ценам. Тем самым коммерче­ский расчет в отличие от хозяйственного расширяет возможнос­ти предприятия в получении и росте прибыли, что создает усло­вия для самофинансирования расширенного воспроизводства.

Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются;

Частная собственность и соблюдение субъектами хозяй­ствования принципов предпринимательства;

Правовая защита собственности и конкуренции;

Свободное перемещение труда и капитала;

Свободное ценообразование;

Оптимальное сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования экономики предприятия;

Наличие и соблюдение норм и нормативов использова­ния трудовых и материальных ресурсов в производстве;

Соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда;

Эффективная система мотивации и стимулирования тру­да в зависимости от конечного результата производства.

Основой коммерческого расчета является предприниматель­ская деятельность , которая представляет собой самостоятель­ную, инициативную деятельность граждан, направленную на по­лучение прибыли или личного дохода и осуществляемую от свое­го имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Среди основных ориенти­ров предпринимательской деятельности следует выделить про­изводство конкурентоспособной продукции, полученную в кон­курентной борьбе прибыль, рентабельность, которые выступают как мерило успешной предпринимательской деятельности.

Сущность коммерческого расчета и организация предпри­нимательства взаимосвязаны. Для понимания принци­пов коммерческого расчета рассмотрим следующие основные признаки, которые характеризуют предпринимательство.

1. Независимость хозяйствующих субъектов и экономиче­ская их самостоятельность в отношении решения трех главных проблем - что, как и для кого производить, исходя из экономи­ческой выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая сво­бода выражается в самостоятельном выборе путей и способов реализации своей продукции, в выборе поставщиков и покупа­телей. Однако свобода и самостоятельность предпринимателя всегда относительны: предприниматель не свободен от рынка и от государственного регулирования.

2. Личная экономическая заинтересованность предпринима­теля , которая материализуется в стремлении получить максималь­ную прибыль, что обеспечивает удовлетворение экономических интересов собственника и работников, а также расширенное воспроизводство на основе повышения эффективности производства и активизации инновационно-инвестиционной деятельности.

3. Личная ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности, что обеспечивает связь между затратами и результатами производства. Личная экономическая заинтере­сованность в сочетании с ответственностью заставляет, побуж­дает предпринимателя работать эффективно.

4. Новаторство и творческий поиск, что связано с творче­ской природой человека, раскрытием его потенциальных воз­можностей и самореализацией личности. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и обновление продукции, что обеспечивает удовлетво­рение рыночного спроса.

5. Хозяйственный (предпринимательский) риск, что обу­словлено неопределенностью и изменчивостью внешней эко­номической среды.

Методы государственного регулирования экономики – это совокупность способов, приёмов, инструментов, с помощью которых государство выполняет свои регулирующие функции и достигает поставленных целей.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику. Под прямым воздействием понимается такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером подобного рода воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности. Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги - один из основных методов косвенного регулирования.

В зависимости от способа воздействия на агентов рынка различают экономические и административные методы государственного регулирования (рисунок 1.1). Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие и разделяются на прямые и косвенные. При прямых методах орган управления непосредственно воздействует на объект управления, при косвенных воздействие осуществляется опосредованно, через окружающую экономическую среду.

К прямым методам относятся государственные расходы. К косвенным методам относятся методы различного рода политик: налоговой, денежно-кредитной, антиинфляционной, таможенной и др.


Рисунок 1.1 – Классификация методов государственного регулирования экономики

Административные методы ГРЭ не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Это всё те мероприятия, которые связаны с созданием запретов, ограничений, разрешений или принуждений. К таким методам относятся:

Разработка нормативных требований к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);

Введение правовых и административных ограничений и запретов по выпуску и продаже определённых видов продукции, услуг;

Лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций;

Экологический контроль.

Важной и трудной проблемой государственного регулирования экономики является установление оптимального соотношения в использовании экономических и административных методов.

Это связано с тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова. Есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными). Например, использование административных методов стимулирования научно-технического прогресса в СССР привело к отсутствию заинтересованности у субъектов хозяйствования к совершенствованию технологической базы и соответственно к отставанию страны от развитых капиталистических стран, в первую очередь США, где удачное применение налоговых льгот для бизнеса и населения обеспечило рывок в НТП.

Наряду с этим есть процессы, регулирование которых административными методами принесёт больший эффект (примером целесообразности использования административных методов является решение экологических проблем).

Роль прогнозирования и планирование в системе государственного регулирования экономики в Российской Федерации

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества. Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень – фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на её развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один – децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация – это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

2. Лауреат Нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод даёт положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

Макроэкономическое (общегосударственное) планирование – ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства, оно основано на социально-экономическом прогнозировании и программировании (разработке государственных программ).

Макроэкономическое прогнозирование и планирование в Российской Федерации представлено:

Прогнозами и концепциями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

Государственными социально-экономическими программами;

Бюджетным планированием;

Государственными заказами;

Государственными программами;

Планированием развития государственного сектора экономики.

В Российской Федерации долгое время отсутствовало системное правовое регулирование вопросов государственного планирования. Правовое пространство социально-экономического планирования в России в начале 1990-х годов было сужено до единственного акта – Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115 – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

До недавнего времени задачу введения в стране стратегического планирования пыталось решать Министерство экономического развития России. Поскольку становилось все очевиднее, что без решения данной задачи любые попытки программировать развитие страны до 2020 года или еще дальше не могут быть реализованы практически, а бизнес-сообщество не сможет получить ориентиров развития страны, которые были бы обоснованы, непротиворечивы и вызывали его доверие. Принятие ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ свидетельствует об осознании этой проблемы и законодателем и об активизации государственной функции целеполагания. Согласно данного закона, стратегическое планирование – это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Возрастающая необходимость государственного планирования развития в современной России привели к принятию важных концептуальных документов, определяющих стратегии и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны. В частности, принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.). Она имеет ключевое значение для понимания основных задач, которые стоят в настоящее время перед экономикой России, основных направлений повышения эффективности социально-экономического развития, государственного управления и взаимодействия всех уровней публичной власти в России.

В современных условиях нестабильности в международных отношениях, роста угроз и вызов России особое значение имеет планирование и прогнозирование в сфере национальной безопасности. Здесь также принят важный концептуальный документ – Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ №1666 от 19.12.2012 г.), в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Система стратегического планирования – это механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Комплексная система государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, установленная законом, – это и есть упорядоченный набор таких инструментов.

Важнейшим документом российского государства в этой сфере, направленным на решение этих задач, является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года – один из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

В Прогнозе содержится обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Значение долгосрочного прогноза заключается в том, что он формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Для подготовки такого прогноза понадобилась оценка состояния и дальнейших тенденций развития страны во всех сферах общественной жизни.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований (табл. 1.1).

Прогнозы федерального уровня на долгосрочную перспективу разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации каждые шесть лет на 12 и более лет федеральным исполнительным органом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.

Таблица 1.1 – Документы стратегического планирования в Российской Федерации

Федеральный уровень Уровень субъекта Российской Федерации Муниципальный уровень
Прогнозные документы
Прогноз научно-технологического развития РФ; Стратегический прогноз РФ; Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период; Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный период; Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период
Документы целеполагания
Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию; Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы; Отраслевые документы стратегического планирования РФ; Стратегия пространственного развития РФ; Стратегии социально-экономического развития макрорегионов Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
Документы планирования и программирования
Основные направления деятельности Правительства РФ; Государственные программы РФ; Государственные программы вооружения; Схемы территориального планирования РФ Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; Схема территориального планирования субъекта РФ План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; Муниципальная программа

Составлено по данным: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.06.2014. ст. 3378.

Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования.

Закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ направлен на правовое закрепление системы государственного стратегического планирования.

В эту систему в качестве важнейших составных элементов согласно закону входят: механизм государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования.

Закон также подробно регламентирует полномочия участников системы государственного стратегического планирования и определяет иерархию соответствующих документов.

В соответствии с законом целями создания такой системы являются:

Определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности к желаемому состоянию;

Концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных и кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

Консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций и структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Функции системы государственного стратегического планирования прописаны в законе и могут быть разделены на несколько групп. Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития. Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики. Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для достижения каких целей осуществляется государственное регулирование экономики?

2. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, дайте определение следующих терминов: государственное управление, прогнозирование, целеполагание, планирование, программирование, система стратегического планирования.

3. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, сформулируйте полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Результат оформите в виде таблицы.

4. На основе изучения федерального законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации опишите содержание стратегического прогноза в Российской Федерации.

5. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, сформулируйте принципы стратегического планирования в Российской Федерации.

Вмешательство властных структур в рыночные механизмы осуществляется через использование определенного набора методов государственного регулирования экономики.

методами государственного регулирования экономики следует понимать способы влияния государства на субъектов рыночной экономики с целью обеспечения благоприятных условий их эффективного функционирования в соответствии с принятой экономической политики государства.

8 всего арсенала методов основное внимание уделяют классификации последних по формам воздействия на субъектов рынка (прямые, опосредованные) и способом реализации (правовые, административные, экономические). В совокупности способов государственного регулирования возможно сочетание различных методов, способных оказать то или иное влияние на национальную экономику. При этом доминирование административных методов может свидетельствовать как о характере самой системы (иеринкова экономика), так и о характеристиках системы уже в рамках рыночной экономики (трансформационные преобразования в условиях переходной экономики, формирования рыночных институтов, создания многоукладной экономики и тому подобное).

Методы прямого регулирования используют с целью непосредственного вмешательства государства в экономические процессы и экономическую деятельность субъектов. Такое воздействие предусматривает осуществление мероприятий с применением инструментов административного регулирования и использования бюджета в части государственных ассигнований. К ним, в частности, относятся: определение стратегических целей развития экономики; государственное целевое финансирование; предоставление целевых дотаций; установление и ограничение цен; установление квот на производство, ввоз и вывоз продукции; лицензирование деятельности и операций по экспорту и импорту; проведение государственной экспертизы и установления государственных стандартов; установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции и т. др. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного регулирования используют с целью формирования благоприятной экономической среды, которая заставляет субъектов рыночной экономики действовать в нужном для государства направлении. Косвенное регулирование - это воздействие государства на экономические интересы инструментами финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и другой политики. Среди основных средств можно выделить: установление системы налогов, уровней налогообложения, льгот в налогообложении, дифференцирование налогов; предоставление льгот в кредитовании; манипулирование учетной ставкой, ставкой рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы; таможенное регулирование экспорта и импорта, установление валютных курсов и условий обмена валют и тому подобное.

Правовые методы используют с целью создания правового поля функционирования субъектов рынка через принятие законодательных и нормативных актов, предусматривая механизмы их реализации и контроля за выполнением. Итак, правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных норм (правил) поведения субъектов рынка. В Украине правовое регулирование осуществляется с помощью системы следующих законодательно-нормативных актов: Конституция Украины; законы Украины; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и другие нормативные акты Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (программы, концепции, прогнозы); нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции, методические рекомендации); нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В рыночной экономике законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, другие правовые акты имеют краткосрочный характер и принимаются с целью урегулирования тех экономических процессов, которые не отражены в законодательных актах.

Административные методы основываются на силе государственной власти и подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой сфера использования административных методов ограничивается главным образом охраной окружающей среды (экологические нормы, лимиты, штрафы, санкции), поддержанием минимальных параметров уровня жизни населения (минимальная зарплата, прожиточный минимум, социальные нормативы, социальные стандарты), ликвидацией негативных последствий рыночной конкуренции (монополизма - путем установления квот на производство, ограничение цен, рентабельности, стандартизации) и борьбой с теневым бизнесом.

В свою очередь, в странах с развивающейся экономикой, административные методы достаточно распространены и имеют целью, кроме указанного, удовлетворить потребности потребителей и защитить их права (государственные заказы, стандарты, сертификация, социально-экономические нормы и нормативы, лицензирование деятельности); защитить национальные интересы во внешнеэкономической деятельности (квоты на ввоз, лимиты, таможенные ограничения, государственная экспертиза, регистрация); обеспечить реализацию целевых комплексных программ. Применение административных методов целесообразно лишь тогда, когда рыночные механизмы и экономические средства государственного регулирования являются недостаточными или действуют слишком медленно. В странах с развитыми рыночными механизмами использования административных методов ограничено и играет второстепенную роль.

Административные методы реализуются системой инструментов административного регулирования и предусматривают такие механизмы, как квотирование, лимитирование, лицензирование, нормирование, стандартизацию, государственные заказы и тому подобное.

Квотирование - установление государством для субъектов рынка доли в производстве, потреблении, экспорте или импорте товаров и услуг. Предусматривает создание конкурентной среды, защиты внутреннего рынка, стабилизацию цен и тому подобное. Лицензирование ~ предоставление специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Направлено на защиту экономических интересов страны, интересов потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности. Система санкций и штрафов - это мероприятия государства, направленные против нарушения (или несоблюдения) субъектами условий или правил деятельности. Как экономические санкции, могут использоваться уплата неустойки, штрафы, пеня или изъятия в пользу государства выручки от незаконной деятельности. Стандартизация - это установление единых норм по типам, маркам, параметрам, размерам, методам контроля, организацией содержания работ, а также за величинами измерения, правилами маркировки и хранения продукции. Соблюдение стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности. Государственные заказы являются средством удовлетворения государственных потребностей в товарах и услугах, инструментом как административного, так и экономического регулирования. Административный характер государственные заказы имеют в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности, а также предприятий-монополистов.

Отправную роль в реализации основных функций и задач правительства, а также обеспечении макроэкономической стабилизации и корректировке рыночных механизмов играют экономические методы государственного регулирования экономики.

Экономические методы используют с целью создания экономической среды, которое побуждает субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны.

Система экономических методов включает методы финансово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования.

Финансово-бюджетное регулирование (ФБР) предполагает использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. Так, если необходимо активизировать деловую активность и стимулировать спрос, ставки налогообложения снижают, увеличивают расходы из бюджета, что обусловливает рост доходов и оживляет предпринимательскую деятельность, и наоборот. ФБР реализуется такой системой инструментов: государственный бюджет и бюджеты всех уровней; система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, пособия; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки.

Денежно-кредитное регулирование (ГКМ) является основным методом воздействия государства на механизмы рыночной экономики в зарубежных странах и лежит в основе монетарной политики. Сущность ГКР заключается в осуществлении совокупности мер, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, кредитных ресурсов и эмиссии (то есть воздействия на денежное предложение). ГКР реализуется такой системой основных инструментов, как учетная ставка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, денежная и кредитная эмиссия, валютный курс.

Ценовое регулирование (государственное регулирование цен) - является системой мер воздействия государства на цены и ценообразование с целью содействия стабильному развитию национальной экономики, а также предупреждения развертывания инфляционных процессов. Предусматривает использование системы цен и тарифов, формирование правил и условий ценообразования.

Валютное регулирование экономики является системой мероприятий, направленных на регламентацию валютных операций, международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. С помощью валютных методов государство стремится: поставить под контроль валютные операции, предоставление иностранным лицам кредитов и займов, ввоз и вывоз валюты за границу; поддерживать равновесие платежного баланса и устойчивость собственной валюты. Основными инструментами валютного регулирования являются: учетные ставки центрального банка (дисконтная политика); валютная интервенция, валютные ограничения; валютный курс денежной единицы (девальвация или ревальвация); валютные резервы; платежный баланс; межгосударственные соглашения о структурные изменения в валютной системе.

Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

Новое на сайте

>

Самое популярное