Домой Виды займов Проводки по обеспечению исполнения контракта в 1с. Проводки по обеспечению контракта

Проводки по обеспечению исполнения контракта в 1с. Проводки по обеспечению контракта

В сложившейся на настоящий момент экономической ситуации банковская гарантия - одна из наиболее популярных финансовых услуг. Она является инструментом страхования финансовых рисков, которые могут возникнуть в связи с отказом контрагента от выполнения обязательств.

Договоры банковской гарантии могут заключаться кредитными (страховыми) организациями на любую необходимую сумму и практически на любые сроки не только с юридическими лицами, но и с ИП.

На основании п.1 ст.369 ГК РФ, банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Таким образом, банковская гарантия является одной из форм обеспечения обязательств и представляет собой поручительство банка*, который гарантирует выполнение обязательства, взятого на себя компанией, обратившейся за такой гарантией.

*Иной кредитной организации, имеющей соответствующую лицензию ЦБ РФ.

В соответствии со ст.368 ГК РФ, по договору банковской гарантии банк выступающий поручителем выдает по просьбе клиента (принципала), письменное обязательство уплатить кредитору клиента (бенефициару) денежную сумму* по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

*В соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.

Предоставление банковской гарантии в некоторых случаях является обязательным, например:

  • для заключения государственных контрактов,
  • при выполнении государственных заказов,
  • для участия в тендерах, торгах, конкурсах,
  • и т.п.
Согласно п.2 ст.369 ГК РФ, за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Выдача гарантий банками относится к банковским операциям в соответствии с п.8 ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с положениями пп.3 п.3 ст.149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по исполнению банковских гарантий:

  • выдача и аннулирование банковской гарантии,
  • подтверждение и изменение условий указанной гарантии,
  • платеж по такой гарантии,
  • оформление и проверка документов по этой гарантии.
Соответственно, НДС с суммы вознаграждения банком-гарантомкомпании-принципалу не предъявляется.

Иначе обстоит дело с гарантиями, выдаваемыми страховыми организациями. Когда гарантом является страховая компания, то вознаграждение за ее услуги облагается НДС. Суммы «входящего» НДС с вознаграждения гаранту компания-принципал может принять к вычету при соблюдении условий, указанных в п.1 ст.172 НК РФ.

В нашей статье будут рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на вознаграждение гаранту у организации-принципала.

Бухгалтерский учет вознаграждения гаранту

Необходимо отметить, что бухгалтерский учет вознаграждения гаранту напрямую зависит от вида обязательства, в обеспечение исполнения которого была выдана банковская гарантия.

Ситуация 1: Банковская гарантия получена для обеспечения исполнения обязательств по оплате приобретаемого имущества.

Если покупатель предоставляет продавцу имущества банковскую гарантию, то вознаграждение гаранту является расходом, непосредственно связанным с приобретением такого имущества.

Согласно п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности:

  • затраты на приобретение самого объекта имущества,
  • уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту,
  • наценки (надбавки),
  • комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям,
  • таможенные пошлины и иные платежи,
  • затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 и п. 8 ПБУ 6/01, в фактическую стоимость активов включаются иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ и ОС.

Таким образом, суммы вознаграждения гаранту включаются в фактическую себестоимость приобретаемых активов, если банковская гарантия была выдана до принятия к учету данных активов.

При этом делаются следующие проводки:

  • Дебет счета учета активов (01/07/08/10/41 и т.п.)Кредит - отражена сумма вознаграждения гаранту, включенная в фактическую стоимость актива.
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит
Если же гарантия выдана после того, как фактическая стоимость активов была сформирована, то суммы вознаграждения гаранту учитываются в составе прочих расходов:
  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена сумма вознаграждения гаранту, не включенная в фактическую стоимость актива.
Ситуация 2:

Если банковская гарантия получается заемщиком в целях получения заемных средств, то в соответствии с п. 3 ПБУ 15/2008, расходы на вознаграждение гаранту относятся к иным расходам,непосредственно связанным с получением займов (кредитов).

На основании п.7 ПБУ 15/2008, расходы по займам признаются прочими расходами.

Согласно п.8 ПБУ 15/2008, дополнительные расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора).

Соответственно, организация в учетной политике для целей бухгалтерского учета должна закрепить метод учета дополнительных расходов по займам:

  • Либо единовременно в том отчетном периоде, к которому они относятся (п.6 ПБУ 15/2008),
  • Либо равномерно в течение срока займа (п.8 ПБУ 15/2008)*.
*В настоящее время в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Однако, затраты на вознаграждение гаранту, связанные с получением заемных средств не относятся к каким-либо определенным активам, в связи с чем организация должна предусмотреть и этот момент в своей учетной политике (отразить такие расходы можно в составе прочих оборотных активов).

В бухгалтерском учете необходимо будет отразить следующие проводки:

  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - отражена оплата вознаграждения гаранту.
Ситуация 3:

Суммы вознаграждений гаранту по гарантиям, связанным с прочими обязательствами (например, с заключением государственных контрактов и выполнением государственных заказов) учитываются в составе:

  • расходов по обычным видам деятельности,
  • либо в составе прочих расходов,
в зависимости от вида обеспечиваемых гарантией обязательств компании.

В случае, если банковская гарантия связана с исполнением обязательств по договору, получение доходов по которому ожидается в течение нескольких отчетных периодов, расходы на вознаграждение гаранта следует обоснованно распределить между отчетными периодами в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99.

В противном случае вознаграждение гаранта учитывается в том отчетном периоде, в котором был осуществлен данный расход.

В бухгалтерском учете вознаграждение гаранта отражают следующими проводками:

  • Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена сумма (полностью либо частично) вознаграждения гаранту.
  • Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - отражена оплата вознаграждения гаранту.

Налог на прибыль

Расходы на вознаграждение гаранта уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при соблюдении условий, изложенных в п.1 ст.252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Порядок учета расходов на вознаграждение по банковской гарантии в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, зависит от вида обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия.

Кроме того, имеет значение, является ли гарантом банк или страховая компания.

Ситуация 1: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения обязательств по оплате приобретаемого имущества.

В соответствии с п.2 ст.254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая:

  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям,
  • ввозные таможенные пошлины и сборы,
  • расходы на транспортировку,
  • иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.
На основании ст. 320 НК РФ, в сумму расходов на реализацию товаров включаются расходы налогоплательщика - покупателя товаров:
  • на доставку этих товаров,
  • складские расходы,
  • иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров.
При этом, к прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном периоде, и транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Соответственно, если получение гарантии непосредственно связано с приобретением товара, организация вправе включить сумму этого вознаграждения в стоимость его приобретения, увеличив таким образом, сумму прямых расходов.

Согласно ст.320 организации необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок формирования стоимости приобретения товара.

Согласно п.1 ст.257 НК РФ, первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При этом,расходы на оплату услуг банков так же можно признать:

  • в качестве косвенных расходов, связанных с производством и реализацией (ст.320 НК РФ),
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.25 п.1 ст.264),
  • в составе внереализационных расходов (пп.15 п.1 ст.265 НК РФ).
Согласно п.4 ст.252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить , к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Обобщая вышесказанное, в случае получения гарантии для обеспечения обязательств по оплате ТМЦ, ОС и прочих активов, компании самостоятельно выбирают способ включения расходов на вознаграждение гарантов в целях налогового учета и закрепляют этот способ в учетной политике.

Ситуация 2: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения долговых обязательств (займов, кредитов и пр.).

Вознаграждение за гарантию, полученную для обеспечения исполнения займов и кредитов, учитывается в составе внереализационных расходов согласно:

  • пп.15 п.1 ст.265 НК РФ (по банковской гарантии)
  • пп.20 п.1 ст.265 НК РФ (гарант - страховая компания),
так как расходы на вознаграждение гаранту непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

При этом следует учитывать, что всоответствии с пп.2 п.1 ст.265 НК РФ, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида , признаются налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 НК РФ.

Вышеуказанными особенностями являются установленные лимиты, в пределах которых можно учесть проценты для целей налогового учета по налогу на прибыль в соответствии со ст.269 НК РФ.

Соответственно, у организаций, оплачивающих вознаграждение банку за выдачу гарантии в процентах, возникает налоговый риск, в случае если суммы такого вознаграждения не укладываются в лимиты, установленные 269 статьей НК РФ.

Согласно разъяснениям Минфина, данным в Письме от 16.01.2008г.№03-03-06/1/7, налогоплательщикам, в случае определения суммы вознаграждения за предоставление банковской гарантии в процентах, необходимо применять положения ст.269 НК РФ:

«Принимая во внимание, что по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам.

Так, согласно п. 3 ст. 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Особенности налогообложения расходов в виде процентов по долговым обязательствам установлены ст. 269 Кодекса.»

Поэтому, если организация придерживается позиции, что вознаграждение гаранта не связано с пользованием заемными средствами и, соответственно, учитывает расходы на вознаграждение гаранту, выраженное в процентах, в полном размере, превышая при этом установленный ст.269 НК РФ лимит, то у нее может возникнуть необходимость отстаивать свою позицию в суде.

Обратите внимание: В соответствии с мнением Минфина, выраженном в Письме от 01.08.2005г. №03-03-04/1/111, расходы по получению банковской гарантии, при условии их обоснованности, обеспечивающей полученные займы, использованные на приобретение МПЗ, ТМЦ и ОС, включаются в стоимость данных активов.

Ситуация 3: Банковская гарантия полученадля обеспечения исполнения прочих обязательств.

На основаниипп.25 п.1 ст.264 НК РФ, к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если эти расходы связаны с производством и реализацией, а в остальных случаях согласнопп.15 п.1 ст.265 НК РФ, расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.

Как уже упоминалось выше, в соответствии с п.4 ст.252 НК РФ, компания-принципал вправе самостоятельно определить каким образом будут учтены расходы на вознаграждение гаранту, закрепив выбранный способ в учетной политике для целей налогообложения.

Требованиям, участник, подавший наиболее выигрышную конкурсную заявку и признанный победителем по итогам торгов, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта - в противном случае, его победа будет аннулирована. Если обеспечение делается в прямой финансовой форме, то это необходимо должным образом отразить в бухучете, т.е. правильно провести данную операцию. О том, как это делается, мы расскажем вам в этом материале.

Правильные проводки обеспечения в бухгалтерском учете

В ситуации, когда организация перечислила средства муниципальному или государственному заказчику еще до вынесения решения по тендеру, эта операция не может быть проведена как расход средств, ведь задаток здесь выполняет функцию удостоверения намерений осуществить условия контракта. В данном случае следует сделать следующую проводку: Д 76 субсчет «Расчеты по перечисленному задатку» К 51 с примечанием - задаток в пользу организатора электронных торгов.

Далее, вне зависимости от того - проиграл участник в тендере, либо выиграл - по правилам, закрепленным ФЗ-44, средства финансового залога заказчик в установленный срок обязан вернуть. И здесь мы, опять-таки, сталкиваемся с тем, что данное поступление не может считаться доходом предприятия, ведь это просто возврат залогового платежа. Поэтому и проводка должна быть соответствующей, обратной той, что была осуществлена ранее, при внесении залога - Д 51 К 76 субсчета «Расчеты по перечисленному задатку» (возврат залогового платежа).

На первый взгляд, помимо трудовых ресурсов, необходимых на осуществление бухгалтерских проводок, организация-участник ничего не теряет - те же средства, что были внесены в качестве прямого залога, спустя некоторое время возвращаются обратно. Но не стоит забывать о том, что высокие темпы инфляции ежедневно съедают финансы, замороженные и не работающие на депозитных счетах. С этой точки зрения потери могут быть вполне очевидными, особенно если говорить о больших госконтрактах с крупными суммами.

Как же решить проблему обеспечения наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон образом?

Можно ли избежать необходимость совершения проводки по обеспечению контракта?

Оформите банковскую гарантию , ведь этот финансово-кредитный инструмент не только позволяет экономить деньги и время, но и значительно упрощает механизм предоставления обеспечения как заявок, так и исполнения контрактных обязательств.

Мы предлагаем вам:

  • сокращенные сроки рассмотрения заявлений - всего 1 час;
  • больше, чем 50 партнерских банков, которые готовы предоставить вам гарантию;
  • наиболее выгодные условия и низкие ставки;
  • различные суммы, на которые можно оформить сертификат;
  • комфортное и грамотное обслуживание;
  • работу исключительно квалифицированных специалистов;
  • возможность обучаться всем тонкостям участия в тендерах на наших курсах, семинарах и обучающих тренингах;
  • избавиться от необходимости делать проводки по обеспечению контракта.

Ваш персональный менеджер расскажет вам о ваших возможностях еще больше!

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Кредит Дата операции
51 Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 — св / Электронная площадка Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Эти документы Вы найдете на http://pravo.gov.ru/

-- Выберите обзор из списка -- "Горячие" документы Новое в российском законодательстве Новости для бухгалтера Новости для юриста Госзакупки: главные новости Документы на регистрации в Минюсте РФ Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению Схемы корреспонденций счетов Материалы из журнала "Главная книга" Новое в налогообложении пользователей недр Новое в московском законодательстве Новое в законодательстве Московской области Новое в региональном законодательстве Проекты нормативных правовых актов Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания Обзор законопроектов Итоги заседаний Государственной Думы Итоги заседаний Совета Государственной Думы Итоги заседаний Совета Федерации Новое: юридическая пресса, комментарии и книги Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

Выпуск от 18 января 2013 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Организация (участник размещения заказа на поставку товара для государственных нужд) в качестве обеспечения исполнения контракта предоставила в залог денежные средства в сумме 500 000 руб. После исполнения данного контракта денежные средства, внесенные организацией в качестве залога, возвращены государственным заказчиком на ее расчетный счет. Как отразятся в учете организации указанные операции?

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).

Способы размещения заказа установлены ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).

Государственный заказчик, уполномоченный орган вправе, а в случае, если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%, обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ). В этом случае указанное обеспечение предоставляется участником размещения заказа до заключения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-84).

В данном случае обеспечение исполнения контракта предоставлено в форме залога денежных средств (путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого запрета на использование денежных средств в качестве предмета залога (п. 1 ст. 336, п. 2 ст. 130 ГК РФ). В то же время согласно позиции Президиума ВАС РФ денежные средства не могут являться предметом залога. Данная позиция основана на том, что удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества происходит путем реализации этого имущества (ст. ст. 334, 349, 350 ГК РФ), а безналичные денежные средства исходя из своей природы не могут быть реализованы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге", Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 7965/95).

Тем не менее, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает такой способ обеспечения исполнителя контракта, организация вправе его выбрать и перечислить установленную сумму на счет в банке, указанный заказчиком.

Отметим, что срок возврата денежных средств, перечисленных в качестве залога, Федеральным законом N 94-ФЗ не установлен. В этом случае следует руководствоваться нормами ГК РФ о залоге (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). Сумма залога возвращается организации после надлежащего исполнения обязательств по контракту (п. 3 ст. 352 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и их возврат не влекут никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено тем, что указанные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, внесенные в качестве залога и подлежащие возврату организации, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли независимо от применяемого в налоговом учете метода признания доходов и расходов (п. 1 ст. 252, п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). При возврате данных денежных средств экономической выгоды и, следовательно, дохода у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит возврату организации при его исполнении. Следовательно, такая сумма не признается расходом для целей бухгалтерского учета и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Таким образом, при перечислении денежных средств на указанный государственным заказчиком счет в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Одновременно указанная сумма денежных средств также отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При возврате заказчиком денежных средств сумма выданного обеспечения списывается с указанного забалансового счета.

Возврат денежных средств не приводит к образованию дохода у организации и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов).

Банковская гарантия — это официальное обязательство, подтвержденное банком, кредитной или другой финансовой организацией, которое является страховкой заказчика от невыполнения условий контракта исполнителем.

Документ может быть предоставлен заказчику в электронном виде или на бумажном носителе. Гарантия должна быть безотзывной и содержать обязательные реквизиты:

  • размер денежного обеспечения, которое подлежит перечислению в пользу заказчика в определенных контрактом случаях;
  • обязательство исполнителя, которое официально подтверждает (гарантирует) банк;
  • обязательство кредитной организации, банка уплатить неустойку в установленных размерах за каждый день просрочки;
  • конкретный период действия официальной БГ;
  • исчерпывающий перечень документации, которая предъявляется заказчиком с целью получения БГ на свой расчетный счет.

С точки зрения бухгалтерского учета это особый случай, поэтому важно разобраться в нюансах.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете должно проходить в день ее поступления в бюджетное учреждение либо в день подписания государственного или муниципального контракта.

Учет в бюджетных организациях

Первое, в чем следует разобраться, — ставится ли на учет банковская гарантия? В отличие от внесения залогового обеспечения, она не поступает на расчетный счет заказчика, а размещается в кредитной организации на период исполнения госконтракта. То есть при получении официальной банковской гарантии проводки в бухучете по балансовым счетам отсутствуют. Такие разъяснения дали чиновники в официальном письме Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342.

Операцию отражают на забалансе, как показано в таблице.

Основания для списания: исполнитель выполнил условия контракта или нарушил их, либо контракт был расторгнут в установленном порядке.

При залоговой форме обеспечения, осуществляемой на основании ст. 96 Закона № 44-ФЗ, отражение денежных поступлений на забалансовом счете 10 недопустимо!

Исполнитель нарушил условия контракта, банк перечислил деньги бюджетной (автономной) организации, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в таком случае:

Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — отражено поступление денежных средств от банка по официальной БГ на расчетный счет. Одновременное увеличение забалансового 17 КОСГУ 140.

Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начислен доход на поступившие денежные средства по БГ.

Учет в казенных учреждениях

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии казенных учреждений производится иначе. Средства при поступлении на расчетный счет учитываются по КФО 3, так как поступают во временное распоряжение и обязательны к перечислению в доход бюджета. Бухгалтерские проводки по данным операциям зависят от полномочий, переданных конкретному казенному учреждению, по администрированию средств бюджета.

Проводки для учета в казенном учреждении отражены в таблице.

Операция

Примечания

Средства по БГ поступили в установленном порядке

КИФ 3 201 11 510

гКБК 3 304 01 730

Для ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов бюджета

Средства БГ перечислены в бюджет

гКБК 3 304 01 830

КИФ 3 201 11 610

Начислена прибыль от поступления средств в бюджет

КДБ 1 209 40 560

КДБ 1 401 10 140

Для администраторов бюджета

Отражены расчеты администратором доходов бюджета

КДБ 1 304 04 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с ограниченными полномочиями

Сумма БГ зачислена в бюджет

КДБ 1 210 02 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с полными полномочиями

Банковская гарантия: налоговый учет

Налог на прибыль

Банковские гарантии не учитываются в базе для расчета налога на прибыль до момента ее поступления в денежной форме и начисления дохода. Такие указания содержатся в подпункте 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

НДС

Сумма банковской гарантии не учитывается в расчете базы для налога на добавленную стоимость.

Почему? Денежные средства, поступившие по БГ, не являются доходом от реализации товаров или оказания услуг, поэтому не должны быть учтены в расчетах НДС.

УСН (для автономных учреждений)

Средства БГ, учтенные на забалансовом счете 10, включать в расчет налоговой базы не следует (статья 251, 346.15 НКРФ), так как это обязательство, а не доход. При зачислении денег на расчетный счет по банковской гарантии сумму следует отразить при расчете доходов УСН. Поступления включаются в состав внереализационных доходов при расчете единого налога.

Все статьи Учет денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта (Алексеева М.)

В силу норм Федерального закона N 44-ФЗ <1> заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных (муниципальных) контрактов, вне зависимости от их начальной (максимальной) цены. При этом обеспечением по выбору участника закупки может быть либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии. В статье подробно остановимся именно на способе обеспечения исполнения контракта, когда участник закупки вносит денежные средства на счет заказчика.

———————————

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Общие положения

По общим правилам условие об обеспечении исполнения контракта должно быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (п. 1 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ). Исключения составляют случаи осуществления закупок:

— путем проведения запроса котировок (§ 3 гл. 3 Федерального закона N 44-ФЗ), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.;

— путем проведения запроса предложений в соответствии с пп. 2, 3, 7, 9, 10 п. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ;

— у единственного поставщика в соответствии с пп. 1, 2, 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

В этих случаях заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Если участник закупки, с которым заключается контракт, является государственным (муниципальным) казенным учреждением, то положения Федерального закона N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта к нему не применяются (пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801). Иными словами, казенное учреждение — заказчик, заключающее контракт с другим казенным учреждением — участником закупки, не вправе требовать от него обеспечения исполнения контракта. Другие же участники закупок, в том числе бюджетные, автономные учреждения, обязаны будут предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в случае, если такое требование установлено в документации о закупке.

Обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки одним из двух способов по его выбору (п. 3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ):

— путем внесения денежных средств;

— банковской гарантией.

В контракте в обязательном порядке необходимо прописать условие о сроках возврата денежных средств, предоставленных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 27 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Следует отметить, что контракт заключается только после предоставления соответствующего обеспечения по его исполнению. В случае если обеспечение не предоставлено в установленный срок, участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта и информация о нем включается в реестр недобросовестных поставщиков (п. п. 4, 5 ст. 96, п. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (п. 6 ст.

96 Федерального закона N 44-ФЗ).

В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта определяется в размере аванса.

Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется с учетом положений, предусмотренных ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» Федерального закона N 44-ФЗ.

Обратите внимание! В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Бюджетный учет

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта производится участником закупки на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Казенные учреждения операции со средствами, полученными в качестве обеспечения исполнения контракта, ведут на отдельном лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, Порядок открытия и ведения которого утвержден Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н.

Денежные средства, поступившие от участника закупки в счет обеспечения исполнения контракта, подлежат отражению в учете на счете 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» (п. п. 21, 267 Инструкции N 157н <2>).

———————————

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции N 157н).

Поступление указанных средств оформляется бухгалтерской записью (п. 106 Инструкции N 162н <3>):

Дебет счета 3 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» <4>

Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

———————————

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<4> Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (п. 365 Инструкции N 157н).

Возврат казенным учреждением денежных средств участнику закупки отражается следующим образом (п. 106 Инструкции N 162н):

Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» <5>.

———————————

<5> Одновременно сумма возврата учитывается по забалансовому счету 17 со знаком минус (п. 365 Инструкции N 157н).

Пример. На лицевой счет казенного учреждения (заказчика), предназначенный для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, поступили денежные средства (100 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта, внесенные участником закупок. После исполнения контракта эти денежные средства возвращены заказчиком на расчетный счет участника закупок в срок, предусмотренный условиями контракта.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Отражено поступление на лицевой счет учреждения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта

Забалансовый счет 17

3 304 01 730

Новое на сайте

>

Самое популярное