Функции центральных банков
По значимости все функции центрального банка разделяют на основные и дополнительные
.
Основные функции
осуществляются всеми без исключения центральными банками и разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
К регулирующим функциям относятся:
- Разработка и проведение денежно-кредитной политики. ее характер зависит от степени независимости центрального банка от правительства. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.
Разработка денежно-кредитной политики включает в себя:
- определение направлений развития денежно-кредитной политики; выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
- создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
- проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств;
- упорядочения денежных программ и контроль за их выполнением. 2. Регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту осуществляется посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки принимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно - банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные меры. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке.
Контрольные функции включают в себя:
- Осуществление контроля за функционированием кредитно - банковской системы - обусловлена необходимостью поддержания ее стабильности для доверия к национальной денежной единице. Возможны следующие формы реализации этой функции:
- надзор осуществляют непосредственно центральные банки,
- органы надзора отделены от центрального банка, но он связан с ними, принимая участие в их деятельности или делая консультационные услуги (Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии);
- центральный банк контролирует деятельность кредитно - банковских учреждений совместно с другими институтами (ФРС сена осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов).
- Проведение валютного контроля. Степень жесткости зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах, контроля обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, больше развиты идут по пути либерализации валютного контроля.
Обслуживающие функции :
- Организация платежных-расчетных отношений коммерческих банков: выпуск в обращение бумажно-денежных знаков, организация безналичных расчетов. Центральные банки могут быть непосредственными участниками платежных систем или ограничиться контролем за их деятельностью.
- Кредитование кредитно - банковских институтов и правительства. Как кредитор последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно - банковским учреждением, испытывающих временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.
- Выполнение центральным банком роли финансового агента правительства - ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в СЕЛА, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.
Дополнительные функции
центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (хранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации.
К числу этих функций относятся:
- Управление государственным долгом,
- Проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных. Эта функция может быть очень неодинакова и равнозначна в центральных банках различных стран:
- A) делегирование центральному банку функции сбора и анализа данных платежных балансов (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)
- Б) исследование экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики, публикация их подробных результатов (Федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Бань Англии и другие).
- B) изучение финансового положения предприятий и создание централизованных служб по банковским рискам (Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии; Банк Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования - это создание централизованных служб по банковским рискам, контроль неоплаченных векселей и т.l
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов .
Центральный банк выполняет три основные функции:
· регулирующую. К ней относится регулирование денежной массы в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;
· контролирующую. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за Ними;
· информационно-исследовательскую. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В большинстве экономических учебниках изложено, что Банк России выполняет следующие функции, которые так же определены законодательно.
1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.
4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.
5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
6. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.
7. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.
8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.
9. Осуществляют самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России.
10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.
11. Организует и осуществляет валютный контроль как посредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ,
12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.
13. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
14. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
В законодательстве РФ закреплены функции банка России, однако его задачи не определены.
Горина Т.И. в своих трудах указывает, что в большинстве стран функционирует промежуточная модель ЦБ, позволяющая выполнять ему следующие основные функции:
1) Регулирующие функции:
* управление совокупным денежным оборотом;
* регулирование денежно-кредитной сферы;
* регулирование спроса и предложения кредита.
2) Контрольные функции:
* контроль за деятельностью кредитных институтов (лицензирование, установление нормативов деятельности кредитных учреждений);
* валютный контроль (курс национальной валюты, условия продажи и обращения валют и пр.) Обслуживающие функции:
* организация расчетно-платежных отношений в экономике;
* кредитование банковских учреждений и правительства;
* выполнение роли финансового агента правительства (исполнение государственного бюджета, осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом) .
Некоторые финансовые ресурсы содержат следующую информацию об основных функциях центрального банка:
1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.
2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (схема 2.1).
Схема 2.1 - Денежно-кредитная политика центрального банка
центральный банк кредитный экономический
Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.
5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. 4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
5. Хранение золотого и валютного запаса страны.
6. Денежно-кредитное регулирование экономики .
Таким образом, анализируя данные из разных источников, можно утверждать, что центральный Банк осуществляет регулирование экономики с помощью денежно-кредитной системы. Действуя по кредитным инструментам, это создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит от направления деятельности коммерческих банков и других финансовых учреждений, впоследствии это оказывает влияние на развитие экономики страны.
Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности
Кафедра бухучета и финансов
Контрольная работа
по финансам, денежному обращению и кредиту
студентки 4 курса факультета
"Экономика и предпринимательство",
специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,
Панкратьевой Екатерины Олеговны
Тема:
Функции Центрального банка РФ
1. Понятие кредитной системы.
2. Роль и задачи ЦБ РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.
Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
Разработка и проведение кредитно-денежной политики;
Регулирование денежного обращения;
Регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
Осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
Организация валютного регулирования;
Хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
Установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
Установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
Установление резервных требований;
Рефинансирование кредитных организаций;
Проведение дисконтной политики;
Проведение операций на открытом рынке;
Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Роль Центрального банка РФ
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.
Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.
Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.
Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.
В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.
Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.
В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.
Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.
Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.
В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» отмечается: «Независимый статус ЦБР в системе государственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демонстрирует независимость по отношению к нижнему уровню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...
Естественная разобщенность и зачастую противоречивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заинтересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная политика ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...
Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.
Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.
Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей - защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы – Банк России выполняет определенные функции. Для их реализации могут использоваться разные методы. К функциям Банка России относится :
1. Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики , направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Она осуществляется следующими методами:
· учетная политика и политика рефинансирования (кредитования ЦБ РФ коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей), так как Банк России является кредитором последней инстанции;
· изменение процентной ставки по операциям Банка России - может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок;
· политика открытого рынка - предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг в целях увеличения или уменьшения денежной массы в экономике;
· политика минимальных обязательных резервов - означает, что каждый коммерческий банк должен перечислять в ЦБ РФ определенную сумму привлеченных денежных средств. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (он не должен превышать 20%), а также порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров ЦБ РФ;
· эмиссия облигаций , размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций;
· валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, а также суммарный спрос и предложение денег.
2. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения . Решение о выпуске и изъятии новых банкнот и монет принимает Совет директоров Банка России, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков и информирует о своем решении Правительство РФ. Выпускаемые банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Данная функция реализуется следующими методами:
· собственно эмиссия наличных денег - операция по привлечению денежных средств, которая дает возможность ЦБ РФ увеличивать денежные средства при необходимости расширения и проведения активных операций;
· прогнозирование налично-денежного оборота ;
· организация производства, перевозки, хранения банкнот и монет ;
· установление признаков неплатежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет ;
· определение порядка ведения кассовых операций .
3. Осуществление функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций . Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Он осуществляет эмиссию в порядке кредитования коммерческих банков.
4. Установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации . ЦБ РФ занимается контролем, регулированием и лицензированием расчетных и клиринговых систем в РФ. Он осуществляет межбанковские расчеты через систему валовых расчетов в режиме реального времени, на которые приходится основная масса расчетов (до 70%). Законодательно определяются общие сроки прохождения платежей в течение двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в РФ.
5. Установление правил проведения банковских операций . Центральному банку принадлежит право создания правил финансирования, кредитования, проведения расчетов и кассовых операций кредитных учреждений.
6. Осуществление обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Производится ЦБ РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
7. Эффективное управление золотовалютными резервами Банка России .
8. Осуществление государственной регистрации кредитных организаций, выдача и отзыв лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом . Центральный банк как банк банков осуществляет контроль над банковской системой, который начинается с момента регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковской деятельности. ЦБ РФ должен иметь полную информацию о существующих кредитных организациях и об их деятельности. Банк России определяет основные условия, правила, порядок лицензирования и регистрации кредитных учреждений, а также документы, необходимые для получения лицензии, регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных учреждений, выдает лицензии и отзывает их. Центральный банк занимается проведением антимонопольной политики, контролируя, во-первых, размер паев кредитными организациями (не более 25% собственного капитала), во-вторых, участие иностранного капитала.
9. Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций в целях поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных им экономических нормативов. При этом он не вмешивается в операционную деятельность кредитной организации.
10. Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями .
11. Осуществление самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач . ЦБ РФ применяет как пассивные операции по привлечению денежных средств, так и активные – по размещению средств. К пассивным операциям относится эмиссия банкнот, депозитные операции, открытие и ведение счетов Правительства РФ, иностранных банков и кредитных организаций, выпуск собственных ценных бумаг, формирование собственного капитала и резервов. К активным операциям относится кредитование, учетные операции, операции с ценными бумагами.
12. Организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля .
13. Определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами . Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, открывает представительства в иностранных государствах.
14. Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации .
16. Разработка прогноза платежного баланса РФ и организация составления платежного баланса РФ . В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк составляет платежный баланс РФ, где отражаются все поступления и платежи в иностранной валюте. Как правило, они должны быть равны, но в большинстве случаев такого не бывает, поэтому Центральный банк, используя свои полномочия, имеет возможность сбалансировать его, проводя политику валютных ограничений, либо дефляционную политику, либо политику валютных интервенций, что приводит к изменениям в валютных соотношениях и влияет на сбалансированность баланса.
17. Установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществление выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты .
18. Проведение анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, опубликование соответствующих материалов и статистических данных . Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет Государственной Думе проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления, в которых отражаются анализ состояния и прогноз развития экономикиРФ; а также основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системеРФ.
19. Осуществление выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ .
Центральный банк — это государственное учреждение, которое регулирует кредитно-банковскую систему страны. Он является главным звеном системы, а также занимается обеспечением устойчивости покупательной способности национальной валюты.
Правовой статус
Центральный банк России является юридическим лицом. Надо отметить, что он не входит в структуру органов госвласти. При этом, однако, его имущество и капитал являются федеральной собственностью. Центральный банк, Сбербанк России являются государственными учреждениями. Но это два совершенно разных учреждения. Разница заключается в том, что первый выполняет функции регулятора на рынке, а Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением страны. Более того, у Сбербанка есть филиал - Центрально-Черноземный банк России. Это учреждение было основано в 2001 году в результате слияния Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого и Орловского филиалов Сбербанка.
Регулятор имеет исключительное право на эмиссию денежных средств. Деятельность учреждения не регулируется Федеральной налоговой службой. Свои расходы оно финансирует за счет собственных средств, иными словами, Банк России по обязательствам государства не отвечает.
Центральный банк России не может участвовать в капиталах других банков, если иное не предусмотрено законом. Также ЦБ не может быть членом любой организации, если только ее деятельность не связана с обеспечением деятельности регулятора. При этом финансовое учреждение может участвовать в капиталах международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в кредитной, банковской, валютной сферах.
Цели
Деятельность Центрального банка России направлена на достижение таких целей:
- обеспечение устойчивости нацвалюты;
- развитие банковской системы;
- обеспечение функционирования платежной системы.
Задачи
Единственным учреждением страны, которое имеет право эмитировать банкноты, является Центральный банк РФ. Основные задачи и функции направлены на выполнение этой цели:
- Осуществление валютного контроля путем формирования обязательных резервов в ЦБ, установки процентных ставок, контролированием роста денежной массы.
- Регулятор выполняет функции банкира правительства, то есть хранит на счетах средства госбюджетов и госзаймов и выполняет их кассовое обслуживание.
- Банк России работает не с физическими и юридическими лицами, а с коммерческими банками и другими профильными финансовыми институтами. Он контролирует всю финансовую систему страны, устанавливает нормы обязательных резервов и выступает кредитором последней инстанции.
- Центральный банк хранит валютный запас страны.
Для выполнения данных задач ЦБ использует такие методы регулирования экономики:
- корректировку норм резервов;
- операции с иностранной валютой на рынке;
- рефинансирование кредитной системы.
Функции Центрального банка
- Обеспечение устойчивости нацвалюты.
- Выпуск денежных знаков.
- Разработка правил ведения расчетов.
- Хранение резервов.
- Кредитование банков.
- Разработка денежно-кредитной политики.
- Ведение счетов бюджетов всех уровней.
- Выдача лицензии всем финансовым организациям, контроль над соблюдением условий ее использования.
- Осуществление всех видов банковских операций по поручению Правительства.
- Осуществление валютного регулирования (установка курсов валют, регулирование денежной массы и т. д.).
- Определение порядка осуществления расчетов между странами, юридическими и физическими лицами.
- Разработка правил ведения учета и отчетности.
- Разработка прогнозного платежного баланса страны.
- Проведение анализа и формирование прогноза развития экономики страны в целом и по регионам.
Отзыв лицензий в 2016 году
В прошлом году Центральный банк России в очередной раз побил рекорд, отозвав лицензии у 97 банков. Политика очистки рынка от недобросовестных игроков ведется с момента назначения нового председателя в 2013 году. За первые шесть месяцев разрешения на осуществление деятельности лишилось тридцать два учреждения, на следующий год - восемьдесят шесть учреждений, в 2015 году - девяносто три банка.
Во время работы предыдущего председателя массовый отзыв лицензий (59 штук) наблюдался лишь в 2006 году. Всего с 2002 по 2012 годы было отозвано 362 лицензии, а за предыдущие четыре года - 306 лицензий.
Нормативные акты
Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:
- курсы валют;
- изменение ставки рефинансирования;
- размер нормативов;
- любые количественные ограничения;
- порядок функционирования системы ЦБ.
Зарегистрированные акты направляются во все кредитные организации страны.
Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.
Организация Центрального банка России заключается в том, что управлением данной структурой занимается коллегиальный орган - Национальный совет. Возглавляет его председатель, который избирается большинством голосов. Всего в совет входит двенадцать человек:
- из Совета Федерального собрания направляется двое членов;
- из Государственной думы - трое членов;
- Президент РФ и Правительство РФ назначают по трое представителей Совета.
Члены Совета назначаются на должность на четыре года. Решения принимаются большинством голосов при кворуме из семи человек и обязательном присутствии представителя. При этом мнения членов Совета, оказавшихся в меньшинстве, заносятся в протокол собрания.
Национальный совет решает такие вопросы:
- анализ годового отчета;
- вопросы развития банковской системы;
- направления развития денежно-кредитной политики;
- участие БР в капиталах других организаций;
- назначение аудитора БР;
- банковское регулирование;
- реализация политики валютного контроля;
- организации системы взаиморасчетов;
- выполнение сметы расходов;
- подготовка проектов в области банковского дела;
- внесение предложений о проведении проверок Счетной палатой.
Председатель Банка
Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.
Председатель:
- действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
- присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
- подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
- несет полную ответственность за деятельность ЦБ.
Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.
Результаты работы банковского сектора
Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства - до 0,4 %.
В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным - на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным - сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы - выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.
Статистика по ключевой ставке ЦБ
ФЗ «О Центральном банке России» предусмотрено, что регулятор с целью обеспечения устойчивости рубля может изменять ключевую ставку. Она была введена ЦБ еще в 2013 году как мера для перехода к режиму таргетирования инфляции. Также ЦБ формирует коридор процентных ставок, регулируя ликвидность банковского сектора.
С 01.01.13 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Впервые значение этих двух показателей Центральный банк РФ (Банк России) изменил 13.09.13 г. Значение ключевой ставки для целей предоставления и абсорбирования ликвидности составило пять с половиной процентов. Уже через пять месяцев с целью ужесточения денежно‑кредитной политики ключевая ставка была увеличена до семи процентов годовых. Это позволило предотвратить сильный рост инфляции на фоне повышения волатильности рынка.
Следующее повышение состоялось уже 25.04.14 г. В связи с ростом инфляционных рисков ставка увеличилась до 7,5 %. В последующие полгода было еще два повышения ставки: до 8 % (25.07.14 г.) и 10,5 % (12.12.14 г.).
16 декабря 2014 года Банк России повысил ключевую ставку до 17 % годовых. Дополнительно были введены плавающие 1,75 п. п., предусмотренные для кредитов под нерыночные активы. Такие займы ранее обслуживались по фиксированной ставке.
Учитывая ускоренный рост потребительских цен, регулятор 30.01.15 г. снизил ставку до 15 %. Данные изменения не совпали с прогнозами аналитиков, которые полагали, что ЦБ не изменит ставку. Инфляция в РФ оставалась высокой, а рубль - слабым. Предпосылок для снижения ставки не было. По этой же причине ключевая ставка была снижена еще четыре раза: до 14 % (13.03.15 г.) и до 12,5 % (20.04.15 г.), 11,5 % (16.06.15 г.) и до 11 % (31.07.15 г.).
Золотовалютные резервы
Международные золотовалютные резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства. Они включают в себя активы в валюте, монетарное золото, специальные права заимствования и прочие резервные активы. Золотовалютные резервы являются одним из инструментов регулирования денежно-кредитной политики.
В декабре 2016 года регулятор приостановил закупки золота. На начало 2017 года объем золотовалютных запасов страны составил 51,9 млн унций. Этот показатель за декабрь месяц не менялся. При этом стоимость резервов за счет колебания цен сократилась на 2,4 %. Это повлекло за собой сокращение общего объема резервов на 15,9 %.
За 2016 год ЦБ закупил 200 тонн золота, что на 9 тонн меньше в сравнении с 2015 годом. В результате увеличился объем запасов золота на 14,1 %, а их денежная оценка увеличилась на 24 %. За последние пять лет самые активные закупки золота наблюдались в 2014 году, когда ЦБ приобрел 5,5 млн тройских унций золота.