Домой Полезные советы Добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль. Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль. Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Традиционно каждая организация несет бремя ответственности по собственным налоговым обязательствам, связанным с этим расчетам налоговой базы и подготовкой отчетности самостоятельно. Но если речь идет о компании, работающей на ОСН, то есть о плательщике налога на прибыль , законодательство предлагает определенную альтернативу, позволяющую, во-первых, некоторым образом избавиться от персональной обязанности по расчету и уплате налога, а во-вторых, снизить сами налоговые отчисления. Это возможно в рамках работы консолидированной группы налогоплательщиков.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков или КГН – это добровольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы. При ее определении учитываются доходы и расходы всех входящих в группу организаций. Поскольку убытки в рамках КГН также учитываются по всем участникам в целом, это позволяет в конечном счете значительно уменьшить общую сумму налога на прибыль .

Условия создания и вступления в КГН

Порядок работы организаций в рамках консолидированной группы налогоплательщиков определен в главе 3.1 Налогового кодекса. Так, создание КГН несколькими организациями предполагает выполнение следующих условий:

  • одна из организаций создаваемой КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля в каждой из них должна составлять минимум 90%, а данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора о создании КГН;
  • в году, предшествующем созданию КГН, все организации, которые планируют таким образом объединиться, должны уплатить не менее 10 млрд рублей НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. В данный расчет не включаются налоги, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности, то есть уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу;
  • в тот же год суммарный объем выручки от продажи товаров, работ и услуг по всем организациям должен составить не менее 100 млрд рублей согласно данным бухгалтерской отчетности;
  • совокупная балансовая стоимость активов всех входящих в группу организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года не должна быть ниже 300 млрд рублей.

Кроме того статьей 25.2 Налогового кодекса определены, условно говоря, индивидуальные условия вступления в консолидированную группу налогоплательщиков. Так, организация, планирующая присоединиться к КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в ее отношении не должно быть производств по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер ее чистых активов должен превышать размер уставного капитала.

В то же время не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков резиденты особых экономических зон, компании-спецрежимники, то есть не уплачивающие налог на прибыль, а также фирмы, рассчитывающие этот налог по нулевой ставке (например, образовательные или медицинские учреждения), плательщики налога на игорный бизнес, клиринговые организации и участники сторонней КГН. Кроме того, банки, страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут образовывать такую группу с организациями, занимающимися прочими видами бизнеса. То есть для таких компаний КГН возможна только в союзе с себе подобными, в рамках конкретного направления деятельности.

Договор о создании КГН

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается минимум на два года. В нем назначается ответственный участник КГН, который будет осуществлять расчеты с бюджетом в целом по группе, также приводятся реквизиты всех участников договора, перечисляются полномочия, которые прочие организации передают в ведение ответственного участника.

Данное соглашение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Для этого в срок до 30 октября года перед началом работы в рамках КГН ответственный участник группы подает в налоговый орган заявление о регистрации договора, подписанное всеми входящими в группу организациями, два экземпляра договора о создании КГН, документы о полномочиях лиц, подписавших договор, а также бумаги, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе. Документы подаются в ИФНС по месту регистрации ответственного участника КГН, если только он не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае предоставить пакет бумаг нужно в ИФНС по месту учета данной организации - ответственного участника КГН в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если все условия соблюдены, то ИФНС зарегистрирует договор в течение месяца, и работа в рамках вновь созданной группы будет возможна, начиная с 1 января очередного отчетного года.

В случае, если меняется количество участников группы, то есть в КГН вступает новая компания или одна из организаций принимает решение ликвидироваться, то договор о создании консолидированной группы требует внесения соответствующих изменений. Поправки с необходимостью их регистрации в ИФНС вносятся и в случае продления срока действия договора о таком сотрудничестве.

Ведение учета в КГН

Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет учет собственных доходов и расходов самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Данные фиксируются в бухгалтерском учете по всем стандартным правилам отражения операций, но на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Далее информацию по данным бухгалтерского учета, а также налоговых регистров все прочие организации, входящие в состав КГН, передают ответственному участнику. Сроки для передачи данной информации, кстати говоря, также четко определяются договором о создании КГН.

Именно на ответственного участника группы ложится задача определения налоговой базы и суммы налога за отчетный или налоговый период. Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль по всем организациям в составе группы рассчитывается, как арифметическая сумма доходов, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех участников КГН. Отрицательная разница, если она возникла, признается общим убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Декларацию по налогу на прибыль в целом по всем организациям также подает ответственный участник КГН. Отчет предоставляется в ту ИФНС, в которой был зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

Впрочем, тут есть и исключение: если отдельная организация в составе КГН получает доходы, не входящие в совокупную налоговую базу группы, например дивиденды от участия в уставном капитале сторонней компании, то по этим доходам она обязана отчитаться самостоятельно (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Еще раз о преимуществах и недостатках

Как видите, работа в составе консолидированной группы налогоплательщиков, хоть и требует определенных подготовительных и регистрационных действий в начале, потом способна в немалой степени облегчить задачи ведения учета и подачи отчетности, и, что главное, снизить общие налоговые отчисления в бюджет. Еще одним немаловажным преимуществом КГН является то, что сделки, заключенные между ее участниками, в большинстве случаев не являются предметом контроля над трансфертным образованием, несмотря на наличие фактора взаимозависимости по владению долей в УК среди организаций, входящих в группу. Тем не менее, нужно отметить, что довольно высокие лимиты по требованиям вступления в КГН делают возможной работу в рамках такой группы скорее только лишь для представителей крупного бизнеса, но, к сожалению, не для малых предприятий.

Предприятия, функционирующие на рынке, несут определённую ответственность перед государством. Речь идёт о налогах. Ни для кого не секрет, что физические и юридические лица должны вносить обязательные платежи в казну государства, в данном случае Российской Федерации. Конечно, главная цель организации - получение прибыли. Компания теряет определённую часть дохода, добросовестно исполняя свои обязательства. Кроме самой оплаты необходимо вести отчётность поквартально, которая впоследствии проверяется соответствующими органами. В 2012 году в России ввели новый закон, позволяющий организации немного сэкономить. Благодаря этому акту, уменьшается персональная ответственность по уплате налога, а также снижается сумма отчислений.

Консолидированная группа налогоплательщиков - это объединение юридических лиц на добровольной основе, целью которого является снижение налога на прибыль. Именно об этом пойдёт речь в нашей статье.

Понятие

В принципе, выше мы сказали о главном предназначении такого формирования. Все хотят зарабатывать больше, а путём создания такого объединения можно добиться желаемого результата. Мало того, никакого нарушения закона, всё чисто и прозрачно, при этом государство тоже имеет свою выгоду. Будут создаваться новые предприятия, от успешного функционирования которых зависит уровень экономики страны.

Консолидированная группа налогоплательщиков - это небольшая корпорация нескольких компаний, в рамках которой налог на прибыль определяется при помощи общей налоговой базы. Другими словами, во время расчёта необходимо принимать во внимание расходы и доходы всех предприятий, входящих в группу. Убытки фирм также считаются в общем эквиваленте, и поэтому сумма налога в итоге становится значительно меньше, чем была для отдельно взятой компании.

Участник консолидированной группы налогоплательщиков - это компания, которая является частью объединения и соответствует необходимым критериям. В одной группе может быть несколько участников, которые преследуют одну цель - заработать больше денег и меньше отдать.

Требования к созданию консолидированной группы

Безусловно, сэкономить на налогах хотят все, но чтобы вступить в это объединение, необходимо выполнить ряд условий. Основное требование: ответственный участник формирования прямо или косвенно должен управлять 90% частей уставного капитала каждого участника. Очень важно, чтобы эта ситуация не менялась всё время существования объединения. Для точного определения доли в уставном капитале необходимо тщательно изучить статью 105 Налогового кодекса России.

Кроме этого, выделяют следующие условия создания консолидированной группы налогоплательщиков:

  • у каждой организации величина чистых активов должна превышать величину уставного капитала;
  • компания должна получать за год выручку в размере 100 млрд рублей и более (эта сумма может достигаться путем реализации товаров, предоставления услуг);
  • сумма общих налогов, уплаченных в законном порядке, не должна быть меньше 10 млрд рублей;
  • необходимо, чтобы все активы в балансе имели общую стоимость, равную 300 млрд рублей или более.

Само собой, что все участники объединения не должны находиться на этапах ликвидации, реорганизации или банкротства. Консолидированной группой налогоплательщиков признается формирование, созданное минимум на два года. В некоторых обстоятельствах возможно прекращение действия объединения, об этом подробнее поговорим ниже.

Факторы, не позволяющие организациям вступить в консолидированную группу

Как и во всех правилах, здесь есть свои исключения. Консолидированные группы налогоплательщиков в России создаются всё чаще. Однако далеко не каждая компания может принять участие в этом объединении. Это:

  • клиринговые фирмы;
  • страховые компании;
  • участники свободных экономических зон;
  • потребительские кооперативы, ориентированные на кредитную деятельность;
  • организации, которые уже состоят в других консолидированных группах;
  • микрофинансовые фирмы;
  • учреждения медицинского и образовательного характера, которые используют нулевой процент на прибыль;
  • те, кто платит налоги на игорный бизнес.

Многие спросят: а как же банки и другие негосударственные учреждения? Данные организации могут быть участниками объединения только в том случае, если остальные его члены являются аналогичными предприятиями.

Основной участник группы

Как уже было сказано, чтобы создать консолидированное объединение, необходим ответственный участник, который будет управлять 90% уставного капитала. Разберём подробнее это юридическое лицо. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков - это та организация, которая считается инициирующей стороной договора о создании формирования. Именно это предприятие обязано выплачивать общий налог на прибыль и предоставлять отчётность в соответствующий орган.

Однако данное юридическое лицо обладает теми же правами и обязанностями, что и обычный налогоплательщик. Тот факт, что именно конкретная фирма является ответственным участником, доказывает зарегистрированный договор о «рождении» группы. Компания должна взять на себя ответственность при регистрации официальной бумаги. В случае, если фирма является одновременно и наиболее крупным налогоплательщиком, вся процедура происходит в том налоговом учреждении, где обслуживается данный участник.

Договор консолидированной группы налогоплательщиков

Чтобы документально подтвердить создание консолидированного объединения, необходимо провести регистрацию в налоговом органе. Этим должен заниматься ответственный участник. Необходимо собрать весь пакет официальных бумаг. В него входят:

  • договор о создании консолидированной группы (в двух экземплярах);
  • заявление о создании, где будут представлены подписи всех участников будущей консолидированной группы;
  • бухгалтерские и финансовые документы, которые подтвердят права организаций принимать участие в формировании.

Все бумаги должны быть подписаны ответственным участником группы. Перечень документов необходимо представить в налоговый орган до 30 октября, чтобы уже со следующего года предприятия функционировали в рамках новой системы налогообложения. Соответствующий орган в течение месяца принимает решение о формировании группы.

В случае обнаружения мелких недочётов, которые можно устранить в определённый срок, налоговая служба даёт шанс предприятиям исправить все ошибки. Если всё в порядке, то объединение регистрируется, и в течение пяти дней выдаётся один экземпляр договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

После этого осуществляются дополнительные проверки подлинности данных, представленных в налоговую службу. Если нарушений не выявлено, то с 1 января следующего года консолидированная группа официально признаётся сформированной, и с этого момента предприятия будут работать в рамках новой системы налогообложения.

Отказ в оформлении договора

После того как ответственный участник собрал все необходимые документы и подал в соответствующий орган, компании ждут решения. Это может быть одобрение или отказ. Если ответ отрицательный, то налоговая служба обычно не объясняет причину. Её должны выявить юридические лица самостоятельно, и в будущем при желании подать повторную заявку. Вообще перечень причин, по которым получен отказ, является закрытым.

Чаще всего налоговая отказывает:

  • если один из участников консолидированного объединения не соответствует требованиям;
  • если договор о создании группы составлен неверно;
  • если был нарушен срок подачи заявления, были найдены нарушения, которые ответственный участник не смог устранить за определённое время;
  • если в договоре стоят подписи неуполномоченных лиц.

Отказ налогового органа не ставит крест на стараниях юридических лиц, заявку можно подать повторно. Иногда встречаются ситуации, когда компании пишут жалобу, и она удовлетворяется. В случае ошибки налоговой регистрация происходит в том же порядке, только заявление будет принято.

Консолидированной группой налогоплательщиков признается объединение, отвечающее всем требованиям и зарегистрированное в срок.

Изменение в договоре

В процессе функционирования консолидированной группы налогоплательщиков возможно изменение договора. Это происходит при наступлении следующих случаев:

  • какой-либо из участников находится на стадии ликвидации;
  • член объединения собирается проводить реорганизацию;
  • в группу вступает ещё одна организация;
  • участник собирается покинуть формирование;
  • продлить срок действия договора.

Чтобы внести изменения в соглашение, необходимо создать отдельный лист, его подпишут все организации консолидированных групп налогоплательщиков, которые недавно присоединились. Эта бумага также отправляется в налоговый орган для проведения проверки.

Чтобы изменения были приняты, необходимо представить в соответствующую службу:

  • документ о проведённых изменениях;
  • сообщение в двух экземплярах с подписями участников;
  • документы, которые утверждают полномочия подписавшихся лиц;
  • документы, подтверждающие тот факт, что все предприятия отвечают установленным требованиям.

Оформление изменений осуществляется в течение десяти дней, после чего на руки уполномоченному лицу выдаётся один экземпляр соглашения о регистрации. Этот документ вступает в силу с начала следующего года. Если добавились новые участники, то налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков изменится с 1 января.

Если к оформлению соглашения привели другие причины, то изменения вступают в силу в установленную дату, но не раньше срока регистрации.

Отказ от оформления изменений

Что касается отрицательного решения налогового органа о регистрации соглашения, то тут представлен перечень возможных причин. Стоит отметить, что отказ в этом случае приходит намного реже, чем при оформлении договора.

Итак, основными причинами являются следующие:

  • подписи на документах сделаны неуполномоченными лицами;
  • наблюдаются нарушения в соблюдении определённых условий;
  • были нарушены сроки представления документов в налоговую службу;
  • не все официальные бумаги были представлены.

Налогообложение консолидированной группы налогоплательщиков значительно отличается от других организаций. Поэтому некоторые предприятия, которые соответствуют всем необходимым требованиям, имеют желание присоединиться к этому объединению.

Оформление изменений в договоре - нередкий случай, и большинство компаний на рынке уже знают порядок подачи соглашения и срок рассмотрения. Поэтому отказов в принципе быть не должно, кроме тех случаев, когда ошибся ответственный участник группы. Налог на прибыль для консолидированной группы налогоплательщиков будет значительно ниже, чем обязательный платёж каждого члена в отдельности.

Принятие нового члена в объединение и порядок выхода из него

Рассмотрим принятие нового участника в формирование. Так как налоги консолидированной группы налогоплательщиков отличаются от других компаний, становится всё больше заявок на принятие в объединение. Главным условием является соответствие всем установленным требованиям. Кроме того, все остальные участники группы должны быть согласны на пополнение в их рядах. Только после того как представители всех компаний поставят подписи, можно подавать заявление в налоговую службу. Если в ходе проверки выяснится, что организация не подходит для членства в группе, придёт отказ.

В случае ухода участника из консолидированного объединения у него появляются определённые обязательства:

  • заплатить налог на прибыль за тот период, в котором предприятие уже не считалось членом группы;
  • изменить политику уплаты налогов с отчётной даты;
  • представлять в налоговый орган декларации за периоды, когда фирма не являлась участником формирования.

Права и обязанности членов объединения

Консолидированная группа налогоплательщиков - это добровольное объединение организаций, которые платят налог на прибыль. Основной его целью является уплата налога на прибыль по пониженной ставке.

Как в каждой группе, все члены консолидированного формирования обладают своими правами и обязанностями. Для начала поговорим об ответственном участнике объединения. Итак, в перечень его прав входит:

  • представление в налоговый орган отчётов и пояснений, связанных с уплатой обязательных платежей;
  • присутствие во время выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • участие в рассмотрении дел объединения;
  • получение информации о членах консолидированного формирования, которая фактически является налоговой тайной;
  • обжалование результатов выездных проверок.

Что касается обязанностей:

  • ведение отчётов и деклараций с последующим представлением в налоговую службу;
  • подача заявление о создании консолидированной группы, а также соглашения в случае изменений;
  • если объединение перестаёт существовать, предоставление полной информации о выплатах налога на прибыль;
  • в случае невыполнения обязательств нужно оплатить штрафы.

Теперь рассмотрим права и обязанности организаций, которые являются обычными участниками. Среди прав можно выделить:

  • обжалование актов фискалов в вышестоящие органы;
  • исполнение обязанностей в добровольном порядке;
  • участие в налоговых проверках в своей организации.

Среди обязанностей члена консолидированного объединения привлекают внимание:

  • представление всей информации об уплаченном налоге на прибыль;
  • в случае неисполнения обязанностей - оплата штрафных санкций;
  • если есть подозрение на нарушение условий договора, незамедлительное информирование об этом ответственного участника;
  • ведение собственного отчёта об уплате налогов.

Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков

Стоит отметить, что ничего необычного в выездной налоговой проверке нет. Она проводится в определённые сроки и в том порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом. Основными документами в этом случае являются отчёты и декларации, предоставленные ответственным участником консолидированной группы. Если этих бумаг недостаточно, налоговый орган подает запрос о необходимости рассмотрения других документов. С комиссией непосредственно работает только ответственный участник, и результаты проверки также сообщаются ему.

Выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков имеет отличительные свойства:

  • проверка может проводиться как на территории налогового органа, так и в любой организации, являющейся участником консолидированного объединения;
  • налоговая служба принимает ответственное решение о проверке;
  • во время проведения проверки участники формирования могут проводить встречные расследования по налогам, которые не подлежат исчислению;
  • проверка может продолжаться около двух месяцев, в некоторых случаях срок продлевается до года;
  • дополнительные документы, которые комиссия попросила предоставить, должны быть поданы не позднее, чем через двадцать дней;
  • акт о результатах проверки составляется в течение трёх месяцев и вручается ответственному участнику;
  • если есть нарекания к проведению проверки, ответственный участник имеет право направить письменную жалобу в течение тридцати дней со дня получения акта.

Если в результате проверки были выявлены нарушения или задолженности по уплате налогов, ответственность делится на всех участников, помимо тех случаев, когда выплата не производилась по вине участника, который представил недостоверную информацию.

Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не всегда является нарушение. Иногда это просто плановое мероприятие, поэтому не стоит переживать раньше времени.

Ликвидация консолидированной группы

Есть несколько причин, по которым может произойти прекращение деятельности объединения. Рассмотрим основные из них, среди которых:

  • окончание срока действия или расторжение договора по согласию всех участников;
  • признание судом недействительности соглашения;
  • неправильно составленные документы об изменении договора в связи с принятием нового члена группы или выхода из нее старого;
  • ликвидация или реорганизация ответственного участника;
  • банкротство ответственного участника.

Если все участники консолидированной группы налогоплательщиков решили добровольно расторгнуть соглашение, то ответственному члену объединения необходимо представить документ о расторжении в налоговый орган. Причём уполномоченные представители всех организаций должны поставить свою подпись.

Кроме этого, нужно отправить в налоговую службу оригинал документа о создании консолидированной группы. Причём эта процедура повторяется, даже если прекращение деятельности объединения основано на решении суда или окончании срока действия. После того как все необходимые документы поступили в соответствующий орган, в течение пяти дней он должен уведомить все налоговые службы, где зарегистрированы участники формирования. Официально датой прекращения существования консолидированной группы является 1 число следующего налогового периода.

Обобщая всё вышесказанное, стоит отметить, что консолидированная группа налогоплательщиков - это объединение юридических лиц, преследующих цель объединить свои расходы и доходы. Это нужно для того, чтобы совокупный налог на прибыль был значительно меньше. Таким образом компании экономят денежные средства, увеличивая прибыль. Чтобы вступить в это объединение, необходимо соответствовать определённым требованиям. В последнее время количество попыток создать консолидированную группу налогоплательщиков увеличилось в несколько раз. Предприятия начинают понимать, что, действуя сообща, можно извлечь выгоду для всех.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций-плательщиков налога на прибыль в группу на определенных условиях, когда организации начинают исчислять и уплачивать налог на прибыль с совокупной прибыли организаций, входящих в такую группу (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Кто может создать КГН?

В КГН могут быть объединены только российские организации и лишь в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в других организациях составляет 90% и более (п. 2 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора КГН. Отдельные организации (к примеру, применяющие УСН или ЕНВД; банки; страховые организации и НПФ) не могут являться участниками КГН (п. 6 ст. 25.2 НК РФ).

Договор и участники КГН

Каждая из организаций, входящих в КГН, считается участником КГН, а организация, на которую возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, именуется ответственным участником КГН. Организации объединяются в КГН на основании договора о создании КГН, который подлежит регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения ответственного участника (п. 5 ст. 25.3 НК РФ). КГН создается на срок не менее 5 календарных лет (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Дополнительные условия для создания КГН

Каждая сторона договора о создании КГН должна соответствовать следующим условиям (п. 3 ст. 25.2 НК РФ):

  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении организации на дату регистрации договора о создании КГН (на дату присоединения такой организации к существующей КГН) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения);
  • размер организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации договора о создании или изменении КГН, превышает размер ее уставного капитала.

Требования к совокупным показателям всех участников КГН

Период/Дата Показатель (п. 5 ст. 25.2 НК РФ) Величина
Календарный год, предшествующий году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенного НДС) Не менее 10 млрд. руб.
Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 100 млрд. руб.
31 декабря года, предшествующего году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 300 млрд. руб.
1

В данной статье авторами проведен анализ предпосылок введения консолидированной группы налогообложения в Российской Федерации. Дана оценка результатам функционирования консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) в отдельных субъектах Федерации. Участник КГН рассматривается как полноценный субъект финансово-хозяйственной деятельности, для которого предоставлена возможность выведения части финансовых активов из-под налогообложения. Обозначены организационно-правовые и экономические аспекты образования консолидированных групп налогоплательщиков в процессе исчисления налога на прибыль организаций (ННПО). Отмечено влияние института КГН на принцип сбалансированности бюджетов, и возможности управления налоговыми обязательствами крупных холдингов. Выделены преимущества и ключевые проблемы функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, а также возможные пути их устранения на современном этапе Российской Федерации путем совершенствования механизма налогового администрирования, а также формирования особого подхода к организациям – участникам КГН.

субъекты Федерации

консолидированная группа налогоплательщиков

налог на прибыль организаций

проблемы функционирования

совершенствование

налоговая база

1. Закон Ненецкого автономного округа от 08.10.2013 № 88-ОЗ // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2013. № 38 от 11.10.2013.

2. Закон Ленинградской области от 19.07.2012 № 64-оз // Вестник Правительства Ленинградской области. № 78 от 21.08.2012.

3. Козенкова Т.А., Зачупейко И.А. Налогообложение прибыли в консолидированных налоговых группах // Бухучет в строительных организациях. – 2012. – № 8. – С. 12.

4. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 487 с.

5. Савина О.Н. Оценка эффективности налоговых льгот в современной практике налогообложения и направления ее совершенствования / Налоги и налогообложение. – 2013. – № 8(110). – С. 579–598.

6. Шальнева М.С. Консолидированная группа налогоплательщиков: особенности администрирования по налогу на прибыль // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2012. – № 6. – С. 34–37.

7. Юрзинова И.Л., Коротенкова Л.В., Мухина Е.Ю., Улитина А.В. Консолидированная группа налогоплательщиков: анализ возможных достоинств и недостатков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2013. – № 5–6. – С. 68.

8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 11.09.2016).

9. Milyausha R. Pinskaya, Khaibat Magomedtagirovna Musaeva. Delineation of Powers between the Federal and Regional Levels of Power in the Field of Tax Relieves: Fiscal Consequences // Asian Social Science. – 2014. – Vol. 10. – № 24.

В связи с недостаточностью опыта работы крупных организаций в Российской Федерации проводимые реформы зачастую не оправдывают себя. В нестабильных условиях социально-экономического развития, в то время как крупные предприятия обеспечивают основную часть налоговых поступлений в бюджет, целый ряд проблем создается именно из-за неадаптированной налоговой системы к разнообразным формам финансово-хозяйственной деятельности, что в свою очеред ведёт к уменьшению сумм поступающих налоговых платежей.

С 1 января 2012 г. в российскую налоговую систему введен новый механизм налогообложения холдинговых структур, допускающий возможность консолидации взаимозависимых налогоплательщиков с целью уплаты налога на прибыль организаций .

В соответствии с п. 1 ст. 25.1 НК РФ Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности. Таким образом, введен новый механизм налогообложения холдинговых структур, допускающий возможность консолидации взаимозависимых налогоплательщиков с целью уплаты налога на прибыль.

Понятие «консолидированный налогоплательщик» не является новым для налоговых систем зарубежных стран. Впервые данный субъект получил законное основание в начале ХХ века в Австрии, а к настоящему времени оно широко используется в США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах . В развитых странах институт консолидированной отчетности является по своей сути инструментом налогового планирования, позволяющим формировать благоприятные условия для развития бизнеса и экономики в целом .

Налоговые системы развитых зарубежных стран ввели в практику термин «консолидированный налогоплательщик» и сам институт консолидации. Наибольшее распространение данный институт получил за последние 20 лет. К таким странам относятся США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Голландия, Норвегия, Швеция. При этом объединение в странах происходит по различным налогам, по одному или нескольким сразу, в обязательном порядке и на добровольной основе. Данный институт привлекателен для стран тем, что позволяет формировать благоприятные условия для развития бизнеса и экономики. По сути своей за рубежом консолидация является инструментом налогового планирования. Модель налогообложения КГН в России является заимствованной у Германии и Франции, где объединение организаций происходит по налогу на прибыль.

Объем поступлений в соотношении крупных предприятий к малому бизнесу по налогам существенно отличается на мировом рынке и в России. Так в США соотношение приравнивается 34/15, в Англии - 30/20, в Канаде - 43/22, в то время как в России отношение налоговых поступлений от малого бизнеса и крупных компаний одинаково - 20/20, что, естественно, является недостаточным для страны, экономика которой основана исторически на крупнейших промышленных предприятиях, с огромным налоговым потенциалом, не используемым в полной мере.

Попытки ввести институт консолидации проводились еще в 1997 г., но так и не были включены в законопроект НК РФ главой 7 «Консолидированная группа налогоплательщиков» .

В первичном законопроекте к функциям КГН относилась минимизация негативных последствий для крупных холдинговых компаний. Но ряд существенных недочетов, таких как определение круга налогов, на которых распространялась консолидация, порядок признания активов предприятия для вхождения в КГН, особенности переноса убытков или запрет, отсутствие эффективных мер против злоупотреблений показывало, что правовое регулирование КГН в России пока существенным образом отставало от реальной экономической ситуации в стране. Таким образом, первые попытки, с недостаточно проработанным принципом консолидации привели к отмене принятия решения о введении изменения в основной законодательный акт РФ в области налогообложения.

Крупные организации, пользуясь недостаточной правовой проработанностью, осуществляли свою деятельность в виде холдингов, активно применяя полулегальные и нелегальные схемы по уходу от уплаты налогов, используя свою взаимозависимость. В основном использовались такие варианты уклонения, как выведение объекта налогообложения в компании с льготным налогообложением, в дальнейшем подключаемые в цепочку хозяйственных отношений компании организаций, которые в свою очередь берут налоговые риски от взаимодействия с «серыми» фирмами -однодневками на себя. Или же это может быть заключение фальшивых сделок, чтобы в дальнейшем увеличить расходы по налогу на прибыль или вычеты по НДС. И таких схем может быть множество.

Динамика поступления налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН по субъектам Федерации в 2012-2014 гг.

Аппарат КГН стал неизбежностью для налоговой системы РФ после принятия в НК РФ поправок о трансфертном ценообразовании. Объясняется это тем, что вступление в КГН дает возможность легально снижать налоговые риски, предусмотренные в НК РФ, так как сделки между участниками КГН признаются неконтролируемыми.

Итак, консолидированный налогоплательщик стал равноценным субъектом финансово-хозяйственной деятельности, для которого предоставлена возможность выведения части финансовых активов из-под налогообложения.

Организации, входящие в КГН, получают существенные преимущества перед остальными группами компаний, в том числе:

Рост экономической эффективности деятельности всей группы взаимосвязанных предприятий и каждого ее участника в отдельности;

Высокая конкурентоспособность группы (в особенности на международном уровне);

Снижение транзакционных издержек от взаимодействия между предприятиями, связанными единым производственным процессом,

Не подлежат контролю цен по сделкам компании, входящие в КГН по налогу на прибыль,

При наличии убытка у одного или нескольких членов группы происходит уменьшение налоговых обязательств по группе в целом по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.

Но вместе с тем, планка для вхождения в консолидированную группу налогоплательщиков достаточно высока. Так объединиться в КГН можно строго при соблюдении одновременно следующих условий:

Во-первых, одна из организаций прямо или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля обязательно должна быть не менее 90 %.

Во-вторых, за предшествующий год все организации в совокупности обязаны уплатить не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ.

В-третьих, также за предыдущий год по данным бухгалтерской отчетности доходы всех организаций должны составлять не менее 100 млрд руб.

В-четвертых, по состоянию на 31 декабря предшествующего года, совокупная балансовая стоимость активов этих организаций, должна составлять не менее 300 млрд руб.

Кроме того, образовательные и медицинские учреждения, применяющие нулевую ставку по налогу на прибыль организации, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала, а также организации, применяющие специальный режим налогообложения УСН или ЕНВД, не могут стать участниками КГН. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что эти преимущества являются обоснованными, так как направлены на повышение качества и исключение излишнего налогового администрирования. Данное положение, несомненно, выгодно и для государства.

Помимо этого, к выгодам для государства при формировании института КГН можно отнести:

Уменьшение стимулов к использованию участниками КГН трансфертных цен в целях минимизации налога на прибыль организаций;

Возможность суммировать прибыли и убытки участников КГН при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

Возможность сальдировать убытки одних участников группы с прибылью других, что позволит снизить налоговую нагрузку;

Снижение претензий налоговых органов к экономической обоснованности расходов, возникающих вследствие оказания услуг одними предприятиями группы другим предприятиям группы.

При формировании различного рода объединений юридических лиц, существенным недостатком можно назвать монополизацию отраслей экономики и отдельных ее секторов, что оказывает отрицательное воздействие на конкурентную среду внутреннего и международного рынков. Кроме того, вопрос налоговых поступлений по субъектам РФ урегулирован не до конца, что, в конечном счете, привело к неоднозначному изменению устоявшейся системы межбюджетных отношений.

Важно понимать, что создание КГН привело к экономически оправданному перераспределению налога на прибыль по субъектам пропорционально производственной базы, т.е. стоимости основных средств и численности работников.

Увеличились поступления в регионы, за счет того, что при расчете на них перераспределяется доля прибыли от организаций, которые являются производителями доходов. До 01.01.2012 такие налоги пополняли в основном бюджет по месту регистрации организаций, а после прибыль де-факто стала перераспределяться в регионы, где расположены наиболее фондоемкие участники КГН с большой численностью работников. Так, по данным ФНС России, функционирование КГН в первый год привело к росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 53 млрд рублей в 65 регионах, а также к снижению в размере 61 млрд рублей в 18 регионах.

В результате создания Консолидированной группы налогоплательщиков в 2012 году поступление по налогу на прибыль в целом по Российской Федерации снизилось на 8 млрд руб. При этом налоговые обязательства в связи с методологическими особенностями определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН отдельных групп компаний, увеличились.

Величина налога на прибыль в конкретном субъекте РФ варьируется в зависимости от региональных льгот, установленных в отношении отдельных участников КГН, а также от выбора между показателями среднесписочной численности и расходами на оплату труда.

Законодатели в период подготовки законопроекта, конечно же, предполагали, что в результате введения института КГН произойдет перераспределение сумм исчисленных налогов между регионами РФ, однако весь масштаб изменений стал очевиден лишь после вступления закона о КГН в силу. Так, если бы норма консолидации вводилась единовременно, то бюджет Москвы в течение одного года потерял бы 150 млрд руб. Это примерно 10 % доходной части столичного бюджета на текущий год (1,458 трлн руб.).

Наибольшее снижение доходности, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, зафиксировано в Ханты-Мансийском округе, Красноярском крае, Вологодской и Тюменской областях. Данные табл. 1 демонстрируют, что 65 регионов РФ увеличили доходную часть своих бюджетов, где фактически размещено производство крупных компаний .

Таблица 1

Динамика поступления налога на прибыль по федеральным округам РФ в связи с введением института КГН в 2012 г. (млрд руб.)

Исчислено ННПО

Исчислено ННПО за 2012 г.

Отклонение

В том числе по КГН за 2012 г.

ВСЕГО ПО РФ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

В республике Дагестан в 2011 году было зарегистрировано 13 организаций-участников КГН, которые входят в следующие крупные предприятия: ОАО «Мегафон интернешнл», ОАО «РТККомм «РУ», ОАО «Русгидро». С 2015 года к ним добавился ПАО НК «Лукойл». При этом наибольшее количество участников у предприятий, специализирующихся на отрасли нефти и газа ОАО «Транснефть» - 5 участников, ОАО «Газпром» - 6.

В первый год после введения института КГН был отмечен рост поступления налога на прибыль в 65 регионах России и одновременно, снижение в 18 регионах, куда вошла Республика Дагестан. Связано это с перераспределением налоговой базы между участниками КГН пропорционально численности работников и стоимости основных средств. Кроме того, для участников консолидированной группы убыток, полученный одной из организаций, уменьшает налоговую базу непосредственно в текущем налоговом периоде, а не переносится на 10 лет с правом уменьшения налоговой базы будущих периодов, как не для участников КГН. Однако убыток, полученный до вступления в состав КГН, организация вправе использовать только после выхода из состава группы или при ее ликвидации.

По Республике Дагестан сумма начислений по налогу на прибыль организаций за 2012 год уменьшилась на 463,3 млн рублей в сравнении с 2011 годом, т.е. снизилась на 12,5 %, и тенденция к снижения продолжается до сих пор.

На выполнение бюджетных назначений по налогу на прибыль в бюджет РД оказывают также влияют уточненные декларации по налогу на прибыль организаций. Так за первый квартал 2014 г. был «уменьшен» налог на прибыль организаций в сумме 74,9 млн рублей такими крупными организациями, как ЗАО «Мегафон-Интернэшнл», ОАО «Газпром» и Филиал ОАО «МТС» в Республике Дагестан . Непосредственное влияние оказывают и произведенные в соответствии с налоговым законодательством возвраты в крупных суммах участниками КГН. Действия подобного рода приводят к трудностям исполнения бюджетных назначений по Республике.

Таким образом, действующий режим КГН спровоцировал сложности прогнозирования бюджетных доходов на уровне отдельного субъекта, а также создал условия для внезапного снижения доходов бюджета субъекта, в котором осуществляют деятельность прибыльные предприятия, за счет получения убытков налогоплательщиками в других регионах, входящих в КГН.

Для более равномерного распределения налога на прибыль организаций Федеральным законом от 30.03.2012 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 288 НК РФ» введен особый механизм расчета и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ. Данное положение распространяется на ответственного участника КГН, в состав которого входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, таких как «Газпром».

Суть механизма заключается в применении поправочных коэффициентов к формуле расчета доли прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и его обособленных подразделений, находящихся на территории субъектов РФ, с учетом уровня налоговых платежей организаций-участников КГН за налоговый период 2011 г.

Данная методика расчета позволяет, равномерно распределять налоговые исчисления по бюджетам субъектов в течение 2012-2016 гг., но вместе с тем, необходимость сбора подтверждающих данных и усложнение расчета распределения налога на прибыль по КГН в разрезе региональных бюджетов требует от налогоплательщика дополнительных затрат.

В некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для участников КГН в части, зачисляемой в региональный бюджет . Условием применения такой льготы является принадлежность организации к определенной отрасли или виду деятельности, в ряде регионов льготы имеют ограниченный срок действия. К примеру, с 2012 года в Ленинградской области для организаций, занимающихся добычей, переработкой, транспортировкой нефти и газа; производством и реализацией нефтепродуктов, а в Ханты-Мансийском автономном округе для организаций, предоставляющих услуги по добыче нефти и газа, региональная ставка налога снижена на 4 пп. и составляет 14 % (с учетом 2 %-й федеральной ставки общая ставка налога равна 16 %) . Такая же пониженная ставка налога на прибыль установлена на период 2014-2017 гг. в Ненецком автономном округе для организаций, занимающихся добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, транспортировкой по трубопроводам нефти, хранением и складированием нефти и продуктов ее переработки .

Функционирование КГН способствует миграции налоговой базы между регионами, в частности, в 2012 году в 23 субъектах Российской Федерации (28 % от общего числа регионов) произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций на сумму 44,6 млрд руб., а в 60 субъектах Российской Федерации (72 % от общего числа регионов) произошло увеличение поступлений налога на прибыль организаций на сумму 29,1 млрд руб.

Прибыль организаций играет существенную роль в формировании налоговой базы территорий. Более десятка регионов сформировали четверть своих налоговых доходов за счет налога на прибыль организаций, а у трети регионов эта доля составила пятую часть. В 2011 году три субъекта Российской Федерации (Липецкая область, Тюменская область и Чукотский автономный округ), а в 2012 году два субъекта Российской Федерации (Сахалинская область, Чукотский автономный округ) почти половину налоговых доходов сформировали за счет поступлений налога на прибыль организаций .

Институт КГН оказал негативное влияние на управление налоговой базой территории в условиях горизонтальной налоговой конкуренции, поскольку он способствовал возникновению следующих факторов налоговых рисков для регионов:

Функционирование КГН приводит к размыванию существенной доли налоговой базы региональных бюджетов, что снижает точность планирования и прогнозирования объема выпадающих налоговых доходов бюджетов территорий. Серьезной проблемой для регионов может стать единовременный и резкий отток значительного объема доходов, который может произойти в рамках перераспределения налоговых поступлений от КГН;

Субъекты федерации стали более уязвимыми к возможным манипуляциям со стороны налогоплательщиков, направленным на перемещение налоговой базы из одного региона в другой, поскольку по действующим правилам по итогам налогового периода осуществляется взаимозачет прибылей и убытков участников КГН. К примеру, в тяжелом положении оказалась Республика Карелия, в налоговых доходах бюджета которой доминировали поступления налога на прибыль ОАО «Северсталь». С 2012 года эта компания стала ответственным участником КГН, и сумма налога на прибыль, поступающая в бюджет Республики Карелия, теперь зависит от размера совокупной прибыли КГН, исчисленной с учетом сальдирования финансового результата деятельности всех участников группы. Не случайно в течение 2012 года были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, закрепившие поэтапный переход на новую систему распределения между региональными бюджетами налога на прибыль, уплачиваемого участниками консолидированной группы, в состав которой входят организации-собственники объектов Единой системы газоснабжения (ОАО «Газпром»);

Объем налоговых поступлений в региональный бюджет не отражает реальный вклад каждого региона в создание благоприятных условий для инвесторов и не стимулирует региональные власти к созданию дополнительных условий для повышения своей налоговой конкурентоспособности.

Обозначенные проблемы оказывают серьезное влияние на гарантированный Бюджетным кодексом РФ принцип сбалансированности бюджетов и возможности управления налоговыми обязательствами крупных холдингов. С этой целью необходимо провести доработку по следующим направлениям:

Порядок распределения налога на прибыль организации для исчисления и уплаты в бюджеты субъектов РФ для участников КГН, а также их подразделений по месту нахождения;

Применение участниками КГН установленной законами субъектов РФ ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом необходимо проводить анализ изменения налоговой базы по налогу на прибыль с целью выяснения влияния пониженных ставок налога на прибыль организаций, действующих в субъектах РФ, на изменения поступления налога в целом по КГН по сравнению с индивидуальной уплатой налога.

На данном этапе зарегистрировано на территории Российской Федерации 15 участников КГН. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 325-ФЗ в течение 2016-2017 гг. договоры о создании КГН, регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014-2015 гг., считаются незарегистрированными. В данном случае требуют доработки условия формирования КГН, в частности, состав участников, а также период действия КГН. Данные условия особенно актуальны, на фоне дискуссий о снижении порога вхождения в КГН, в том числе и ограничений на частоту внесения изменений в состав КГН не ранее чем через 5 лет.

Таблица 2

Динамика изменения сумм поступлений налога на прибыль организаций по КГН в связи с применением пониженной ставки налога, установленной Законами субъектов РФ

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что введение консолидированной группы налогоплательщиков носит в большей степени инвестиционный характер. Государство стремится к стимулированию развития приоритетной на сегодняшний день формы ведения бизнеса - интегрированных структур, которые представляют собой основную конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке. Значительные сокращения налоговых поступлений на начальном этапе существования КГН по замыслу впоследствии должны привести к ускорение темпов экономического роста и, соответственно, увеличению доли налоговых поступлений.

Таким образом, становится ясно, почему практика введения консолидации на сегодняшний день применяется лишь в высокоразвитых с экономической точки зрения государствах, ведь позволить себе осуществить подобное инвестирование в экономику - задача не из легких.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях крупнейшие организации требуют формулировки особого подхода к налоговому администрированию, а также особого статуса в экономике. Консолидированная группа налогоплательщиков - довольно молодой институт в российской экономике, и предстоит еще много доработок в плане налогового администрирования.

Введенные в действие с 2012 г. правила для КГН возлагают дополнительную организационную нагрузку и ставят новые административные вопросы как перед налоговыми органами, так и для самих участников консолидированных групп.

Работа выполнена в рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки № 26.15.69.2014К по теме исследования «Налоговый механизм как фактор регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе».

Библиографическая ссылка

Мусаева Х.М., Абдуллаева К.М. ИНСТИТУТ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-4. – С. 839-845;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41266 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Консолидированная группа налогоплательщиков – это вид объединения, которое создается компаниями добровольно при обязательном начислении и последующей уплате государству налога с совокупных финансовых результатов деятельности (стат. 25.1 НК РФ). К участию допускаются только российские юр. лица. Рассмотрим основные особенности и преимущества подобной категории налогоплательщиков.

Главное условие для открытия КГН – доля прямого участия в предприятиях группы не меньшее 90 % от уставного капитала, принадлежащего каждому участнику (требуется документальное подтверждение доли). Это правило является обязательным к соблюдению в течение всего договорного срока действия – минимум 5 налоговых периодов согласно стат. 25.2 п. 7. Перечень компаний, которым запрещено принимать участие в КГН, устанавливает стат. 25.2 п. 6.

Обязательные требования к организациям-участникам (стат. 25.2 п. 3):

  1. Компания не должна проходить процедуру банкротства либо ликвидации, находиться в стадии рассмотрения дела о несостоятельности (стадия наблюдения – исключение).
  2. Величина ЧА (чистых активов) должна превышать размер уставного капитала по состоянию на отчетный последний момент до регистрации КГН.

Минимальный размер финансовых показателей по участникам за прошедший год (стат. 25.2 п. 3):

  • Объем перечисленных НДПИ, акцизов, НДС без включения таможенного НДС и налога с прибыли – от 10 млрд. руб.
  • Объем выручки от реализации имущественных объектов, продукции, других видов ТМЦ вместе с величиной других доходов – от 100 млрд. руб.
  • Объем активов, сформированный по сведениям бухучета, – от 300 млрд. руб.

Обратите внимание! Заключение сделки о КГН производится на период минимум в 2 календарных года. По месту состояния на учете ответственной компании-участника обязательна регистрация соглашения в ИФНС – в срок до 30 октября перед первым отчетным годом (стат. 25.3).

Налоговые преимущества консолидированного объединения

Ведение учета осуществляется сторонами самостоятельно с соблюдением нормативов российского законодательства, прежде всего, НК и ПБУ 18/02. Вычисление налогооблагаемой базы и расчет налога производится путем консолидации – суммирования результатов доходов/расходов по данным участников группы. Требуется вносить поправки на внутренние операции между сторонами КГН: такие процессы исключаются из расчетов, как и не связанные с работой КГН поступления.

Ответственная сторона организует учет на специальном сч. 78 «Расчеты с участниками КГН»: для этого участниками передается вся необходимая информация в сроки, определенные условиями договора. Вычисление базы и сумм налоговых начислений осуществляется математическим путем за отчетный период. При получении отрицательного значения (убытка), он признается совокупным убытком группы. Порядок сдачи отчетности, представления пояснительных документов, участия в проверках ФНС, уплаты налога прописан в стат. 25.5 НК.

Выводы – Применение легальной консолидации деятельности (согласно действующему Законодательству РФ) помогает предприятиям упростить налоговое администрирование через передачу широкого круга полномочий ответственному участнику. Кроме того, для всех предприятий группы оптимизируется налогообложение бизнеса, снижаются отчисления в бюджет по прибыли, упрощается механизм уплаты налоговых сборов и процесс ведения учета. Однако все вышесказанное пока остается на недосягаемом уровне для сегмента малого и среднего бизнеса из-за сложностей при вступлении в КГН.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Новое на сайте

>

Самое популярное