Домой Кредит на бизнес Диспропорции трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Урок географии на тему:Мы познаем Японию-страну диспропорций

Диспропорции трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Урок географии на тему:Мы познаем Японию-страну диспропорций

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаи мосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народнохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношения всех территориальных образований в общественном производстве.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

рост производительности общественного труда за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение производства по территории страны путем всемерного приближения его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства.

Необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри макрорегионов - по отдельным регионам.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались под воздействием групп факторов природного, социального, экономического и технического характера. С учетом их влияния складывались территориально

ные пропорции развития экономики по следующим основным группам:

региональное распределение природного комплекса;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции промышленного комплекса;

территориальные пропорции энергетического комплекса;

территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

территориальное распределение транспортного комплекса.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.

В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной инфраструктуры - уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени районы Востока России значительно уступают по этим показателям Западной зоне страны.

Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой - как подсистема народного хозяйства.

Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т.д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние НИТ, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли.

Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозки готовой продукции);

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);

отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов (производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т.п.);

отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию).

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

Сложившиеся под совокупным воздействием системы региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития Западной и Восточной зон страны.

Наиболее характерными особенностями для основной части территории Западной зоны являются сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов); высокоразвитого производственного комплекса (производящего более 73% валовой продукции промышленности и 76% продукции сельского хозяйства (табл. 6.3.1)); развитой (применительно к условиям России) социальной инфраструктуры; развитой транспортной сети, обеспечивающей межрайонные и межгосударственные связи России; ЗОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ДАННЫМ ЗА 2002 г. (%) Россия В том числе Западная

зона Восточная

зона Валовая продукция: промышленности в целом 100 73,1 26,9 В том числе: машиностроения 100 90,2 9.8 черной металлургии 100 85,2 14,8 топливной промышленности 100 40,6 59,4 цветной металлургии 100 37,9 62,1 химической и нефтехимической промышленности 100 83,0 17,0 лесной и деревообрабатывающей промышленности 100 70,1 29,9 пищевой промышленности 100 78,5 21,5 сельского хозяйства 100 76,3 23,7 мощной электроэнергетической системы (70% от установленной мощности электростанций России, в том числе 99,5% от мощности АЭС РФ).

К числу «ограничителей» развития производительных сил Западной зоны относится крайне низкая обеспеченность собственными экономичными в использовании топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.

Повышение эффективности хозяйственного комплекса Западной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов, увеличением выпуска продукции, в основном на действующих предприятиях, за счет ускоренного их перевооружения и модернизации, совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких производств.

К общим характерным особенностям макрорегиона Сибири и Дальнего Востока, занимающего территорию, превышающую территорию Китая, США или Канады, можно отнести: наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала; низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока; наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого количества изолированно работающих промузлов; создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих -Саянский, Братский, Усть-Илимский; развивающихся - Приангарский, Канско-Ачин- ский и ряд других), которые явятся основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики России из кризиса.

В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26,9% валового выпуска продукции от общероссийского уровня) преобладают добывающие отрасли.

Сложившиеся к настоящему времени под воздействием системы факторов пропорции размещения достаточно устойчивы. В СССР была создана система региональных исследований, решавшая все проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики. Территориальная организация производительных сил обеспечивалась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных республик, на единой методической основе, что обеспечивало их сводимость в Генеральную схему и возможность использования ее материалов при подготовке государственных программ и разносрочных планов развития страны в территориальном разрезе. Как правило, рекомендации Генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пя- гилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования в основном за счет средств госбюджета.

Таким образом, становление экономики России как суверенного государства базируется на мощном фундаменте предшествующих научных обоснований прогнозных направлений развития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых пропорциях размещения производительных сил.

Прекращение с начала 1990-х гг. работ над отраслевыми и территориальными схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности следует рассматривать как временное явление, связанное с перестройкой управления экономикой. Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не могут исключить роль и ответственность государства за формирование региональной политики в целом, за разработку комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, за контроль над развитием инвестиционной сферы, рынков сырья и продукции и т.д. В конечном итоге в условиях рыночных отношений нельзя исключить определяющую роль государства в определении направлений, темпов и территориальных пропорций развития производительных сил.

Происходящие изменения должны привести к усилению воздействия на территориальные пропорции группы факторов (рыночных), которые или отсутствовали при плановом ведении экономики, или практически не работали в условиях распределительного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, изменение форм и степени государственного регулирования процессами экономического развития, влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков, наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику России частного отечественного и иностранного капитала, импортного оборудования и сырья.

С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным Центром, у субъектов появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топлив- по-энергетических ресурсов и т.п. Повышается их роль в согласовании площадок под новое строительство, использовании природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет, однако, привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства. Представляется, что именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации структуры их экономики и в конечном итоге - рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам (Восток - Запад).

Региональные товарные рынки должны стать инструментом рационального обеспечения платежеспособного спроса на конкретный товар различными поставщиками (не только отечественными, но и зарубежными). Определение географических границ товарных рынков производится на основе анализа поставок продукции на местные рынки субъектов Федерации, а также на общероссийский и международный рынки с учетом развития межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связей.

Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.

В каждом региональном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям специализации, продукция которых вывозится за пределы региона. В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства, но это не значит, что в каждом районе должен быть представлен весь круг отрас-

лей, необходимых для развития первой группы (авиастроение, автостроение, электронная, приборостроение и др.). К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.

Анализ показывает устойчивый рост удельного значения отраслей специализации, особенно регионов Восточной зоны (табл. 6.3.2).

Таблица 6.3.2

ДИНАМИКА ДОЛИ ОТРАСЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО КРУПНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ (В % К ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ) Крупный экономический район 1970 г. 2000 г. 2002 г. Северный 75,1 78,0 81,0 Северо-Западный 70,3 70,9 72,5 Центральный 74,2 74,9 75,0 Волго-Вятский 79,5 79,8 80,2 Центрально-Черноземный 67,3 68,2 69,5 Поволжский 75,0 75,7 77,1 Северо-Кавказский 63,7 62,9 61,5 Уральский 75,7 76,1 77,2 Западно-Сибирский 76,9 82,5 83,4 Восточно-Сибирский 68,3 76,87 78,1 Дальневосточный 56,2 56,9 57,2 Значительный рост удельного веса межрайонного значения Западной Сибири вызван темпами развития нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетики; Восточной Сибири - темпами развития нефтехимической, медно-никелевой, целлюлозной, алюминиевой, энергетических отраслей промышленности.

Территориальные пропорции развития экономики формируются под воздействием групп факторов: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические пропорции; территориальные пропорции промышленного комплекса и др.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый эле-

мент формирования территориальных пропорций экономики.

Природные ресурсы в России размещены неравномерно. Распределение природных ресурсов имеет две особенности: во-первых, ряд природных ресурсов (алмазы, платина, золото, никель, свинец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном числе регионов (табл. 6.3.3).

Данные таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток) располагают 89% запасов угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцово-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% запасов древесины. Западная зона выделяется запасами железных руд (88%), алюминиевым сырьем (79,5%), фосфорным сырьем (78%) и земельными ресурсами (78%).

Социально-экономические региональные пропорции выражают территориальное распределение населения, трудовых ресурсов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно является главным фактором, определяющим территориальное развитие хозяйства региона.

Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991

г. был относительно невысок. Межрайонная миграция населения в нашей стране за 1970-90 гг. составила 2,5%, внутрирайонная - 21%. За 1991-2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996- 2000

гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное население.

За 1920-90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес численности населения этой зоны составил 21%, Западной - 79%. Социальноэкономические пропорции отражают особенности развития социальной инфраструктуры. Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% - жилищным фондом, на 15% - объектами здравоохранения и на 22% - объектами культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В 2000 г. (В % К РФ) Регион Уголь Я

і_ Нефть Железная руда Медная руда Свинцово-цинковые

РУДЫ Алюминиевое

сырье Фосфорное

сырье Водные ресурсы (годовой сток) Г идроэнергетические ресурсы Запасы древесины Земельные ресурсы (пашня) Центральный 2,0 - - - - - - 6,0 1,5 1,0 1,5 10,6 Северный 6,0 6,2 5,0 5,0 1,0 - 21,5 44,5 9,0 3,0 6,5 1,0 Северо-Западный - - - - - - 10,5 2,5 1,5 1,5 1,3 2,0 Центрально-Черноземный - - - 66,0 - - - - 0,5 - 0,7 9,0 Волго-Вятский - - - - - - - 25,0 2,5 1,7 2,0 22,0 Поволжский - 3,1 17,0 - - - 1,5 - 2,0 4,3 2,5 22,0 Северо-Кавказский 1,0 2,4 2,5 - 1,5 1,0 1,0 - 1,0 2,0 1,4 11,4 Уральский 2,0 5,9 7,5 17,0 32,5 2,0 55,0 - 2,0 6,0 4,6 16,0 Западно-Сибирский 52,0 77,0 65,0 2,5 - 4,0 2,5 8,0 16,0 11,5 11,0 13,6 Восточно-Сибирский 30,0 2,5 1,0 6,5 63,0 76,0 6,5 7,0 31,0 34,0 40,5 6,0 Дальневосточный 7,0 2,9 2,0 3,0 2,0 17,0 1,5 7,0 33,0 35,0 28,0 2,4 Территориальные пропорции развития и размещения предприятий промышленности играют главную роль в формировании городов и рабочих поселков.

Большое влияние на размещение промышленности оказывают природные условия и ресурсы, экономические условия, пространственный фактор и др.

Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сырьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стратегические задачи размещения различных отраслей промышленного комплекса.

Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на экономику строительства, стоимость жизни населения, а также технологические характеристики производства.

К экономическим факторам размещения промышленных предприятий относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный аппарат, инфраструктура и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономических факторов при высокой их территориальной концентрации.

Под фактором население и трудовые ресурсы понимаются не только территориальная дифференциация численности населения и трудовых ресурсов, но и различия в квалификации управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров, уровнях развития общей и профессиональной культуры, науки, национально-психологические особенности населения.

Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, в первую очередь благодаря высокой экономической эффективности реконструкции и расширения действующих предприятий.

Производственный аппарат - это не только основное производство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство, межотраслевые производства и т.д.

Наличие строительных баз оказывает большое влияние на размещение крупных промышленных предприятий и является весьма важным при проведении межрайонных сопоставлений. В меньшей мере исследована роль различного рода вспомогательных производств. Вспомогательные предприятия промышленного обслуживания могут размещаться лишь в крупных центрах концентрации промышленности.

Инфраструктура - это здания, сооружения всех видов и коммуникации (жилой фонд, предприятия и учреждения по обслуживанию населения, внутригородской транспорт, улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и предприятия непроизводственной сферы, которые обеспечивают функционирование производственной и непроизводственной деятельности на данной территории, но не входят непосредственно в состав промышленных предприятий.

Производственный аппарат и инфраструктура характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.

Высокая территориальная концентрация ряда экономических факторов размещения промышленных предприятий и определенная их комбинация создают так называемый агломерационный эффект, который часто играет решающую роль при размещении обрабатывающей промышленности.

Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно инфраструктура, в основном носят межотраслевой характер, отличаются малой пространственной подвижностью, а также исключительно высокой стоимостью и очень длительным периодом их создания. Межотраслевой характер части производственного аппарата и почти всей инфраструктуры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной концентрации последних.

Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-технических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость контактов между предприятиями в области снабженческо-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижениями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения.

Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предприятий. Пространство, для преодоления которого необходим транспорт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень транспортных издержек.

Большое значение при переходе к рыночной экономике имеет разработка концепции регионального развития России, эффективной территориальной организации хозяйства. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил, обеспечение различным регионам страны равных возможностей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.

На современном этапе экономического развития большое распространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила концепция «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Японии технополисами. Они призваны стать «полюсами роста» для регионов.

Для ликвидации диспропорций в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим комплексный подход, предусматривающий сбалансированное развитие материального производства, науки и социальной инфраструктуры. В 1921-1990 гг. на территории страны производственные объекты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной инфраструктуры, особенно в восточных регионах. Изменение пропорций запад - восток (центр - периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чертой экономического развития современной России. Важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании НПК поможет местным властям проявить инициативу в области предпринимательства и избавиться от комплекса иждивенчества и провинциальности.

Наряду с этим участие государства в реализации концепции развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен закон о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить компетенцию федеральных органов и местных властей, критерий отбора территорий, место формирования комплексов, финансовые условия их функционирования, объем кредитов, предоставляемых правительством, временное освобождение от налогов предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предоставлял местным властям необходимую информацию, помогал в подготовке специалистов по региональной экономике.

При разработке и принятии общегосударственной концепции формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной концепцией. Последнее условие особенно важно, так как многие наши региональные программы, разработанные при централизованном управлении, не смогли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усредненные жесткие рамки плана, созданного в центре.

Одна из важных целей концепции НПК - поддержка базовых отраслей промышленности (машиностроительной, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой, продукции.

На первом этапе развития НПК могут формироваться в старых промышленных регионах, например в металлургических центрах Урала и Кузбасса. НПК должны иметь исследовательский центр, который может быть организован на базе существующих научноисследовательских институтов и лабораторий предприятий.

Концепция программ НПК должна быть рассчитана на длительную перспективу (15-20 лет) и по мере выполнения подвергаться корректировке.

В 1921 -1990 гг. в России большое влияние уделялось разработке теоретических вопросов формирования территориальнопроизводственных комплексов (ТПК). В работах Н.Н. Колосов- ского, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, Н.Н. Некрасова и других ведущих ученых доказывалась необходимость комплексного решения проблемы территориальной организации хозяйства, которая дает немалый экономический эффект.

В ТПК экономический эффект обеспечивался за счет совместной эксплуатации предприятиями общей производственной инфраструктуры (транспорта, баз строительной индустрии, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.) и экономии в сфере самого производства в результате более полного использования основных фондов, оборотных средств, экономики живого труда. По расчетам проектных организаций, площади застраиваемых территорий в ТПК на 10-12% меньше по сравнению с изолированным размещением предприятия, протяженность коммуникации уменьшается на 20-25%, экономия капитальных вложений составляет 15-20%.

С 30-х гг. XX в. на всех партийных съездах провозглашался сдвиг производительных сил на Востоке. Однако в действительности этого сдвига не было. Правда, с началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в восточные регионы было эвакуировано свыше 300 промышленных предприятий, в том числе 210 - в Западную Сибирь. Эти предприятия осели в регионе, но еще больше исказили производственную специализацию района, особенно в машиностроении, так как были ориентированы на обеспечение своей продукцией европейской зоны. В 2000 г. из Восточной зоны вывозилось в европейскую (Западную зону) 75% продукции машиностроения (по стоимости), а из Западной зоны ввозилось 67% машиностроительной продукции.

Почти 60% промышленности Восточной зоны составляют добывающие отрасли. Из Восточной зоны в европейскую вывозится свыше 70% нефти, 90% природного газа, почти 95% никеля, 98% меди,

80% цинка, 90% золота, 92% целлюлозы, 30% угля, 3 1 % древесины,

85% алюминия и т.д. Из общего объема добываемого сырья на месте используется не более 30%. Следовательно, Восточная зона является сырьевым придатком европейской зоны.

Развитие производительных сил Восточной зоны является геополитической проблемой. Она граничит с государствами (Китай, Япония, Корея и др.), население которых составляет 1,5 млрд человек. Плотность населения Восточной зоны составляет 2,5 человек на 1 кв. км, а на Дальнем Востоке - лишь 1,3 человека на 1 кв. км.

Западная зона не имеет значительных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, но здесь сосредоточено 76% общероссийской пашни, 88% железорудных ресурсов, 78% населения; объем валовой продукции промышленности здесь составляет 73% от объема валовой продукции всей России, продукции сельского хозяйства - 76%, строительной индустрии - 71% (табл. 6.3.4).

В Западной зоне имеются предпосылки для расширения промышленного производства на действующих предприятиях за счет их технического переоснащения и увеличения производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных затратах. Существующая специализация регионов Западной зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики, производства тканей и трикотажа и других отраслей промышленности, которые ПРОПОРЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В 2000 г. В том числе Наименование отраслей Россия Западная

зона Восточная

зона Валовая продукция промышленности 100 73 27 В том числе: энергетика 100 67 33 топливная промышленность 100 40 60 черная металлургия 100 85 15 цветная металлургия 100 36 64 машиностроение 100 90 10 химия и нефтехимия 100 83 17 лесная и лесоперерабатывающая промышленность 100 70 30 легкая промышленность 100 88 12 пищевая промышленность 100 78 22 сельскоехозяйство 100 76 24 строительство 100 71 29 в основном определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства в западных регионах должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды. Следует отказаться от размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно сооружать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации диспропорций. Это даст возможность стабилизировать напряженный топливно-энергетический баланс и уменьшить поставки топлива из восточных регионов.

Восточная зона играет большую роль в обеспечении страны топливными, медно-никелевыми, цинковыми, алмазными, лесными и другими ресурсами, а также в развитии энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.

В Восточной зоне необходимо предусмотреть:

рациональное сочетание развития сырьевых и обрабатывающих отраслей;

модернизацию производства;

создание инвестиционного климата для привлечения отечественного и иностранного капитала;

формирование банковской инфраструктуры;

поддержку малого бизнеса в сфере материального производства (легкая и пищевая отрасли промышленности, металлообработка, строительство и др.);

увеличение затрат не геолого-разведочные работы;

наращивание мощностей по добыче угля в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах;

создание новых машиностроительных производств для нужд хозяйства Восточной зоны;

разработку программы по охране окружающей среды;

эффективное использование интеллектуального потенциала и квалифицированной рабочей силы.

Переход к рыночным отношениям усилит воздействие на территориальные пропорции рыночных факторов, которые практически не работали в условиях командно-административной системы: переход к частной собственности и кардинальное изменение отношений между хозяйствующими субъектами; влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков; принятие законов, определяющих условия привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала.

Степень влияния рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать, но их роль будет носить корректирующий характер по отношению к группе факторов (природные, социально-экономические, региональные), которые формируют устойчивую базу территориальных пропорций развития и размещения производительных сил. 6.4.

  • Предприятие - основа формирования отраслевых и территориальных производственных комплексов
  • 11.3. Производительность и уровень оплаты Высокая заработная плата как фактор повышения производительности труда
  • Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.

    Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности .

    Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.

    Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т. д.

    Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под «выравниванием» понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.

    Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.

    Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:

    Приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;

    Достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;

    Сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;

    Гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;

    Институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.

    Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.

    Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре муниципальных образований, входящих в муниципальный район.

    Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.

    Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:

    Сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;

    Группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;

    Определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;

    Создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.

    На основании данных, полученных в результате анализа социально-экономического состояния муниципального района должна быть сделана предварительная классификация поселений по уровню их адаптации к рыночным условиям хозяйствования по трем градациям - территории успешно работающие в рынке; территории среднеадаптированные к рыночным условиям; территории слабоадаптированные к рыночным условиям.

    1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.

    Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:

    • профилирующее производство ориентировано на внутреннее потребление, потребление в рамках субъекта Федерации, потребление в других субъектах Федерации и на экспорт;
    • территории, расположены в зоне влияния мегаполисов;
    • успешно работает малый бизнес;
    • территории являются центрами транзита транспортных потоков (морской порт, трассы федерального значения, железнодорожные пути);
    • территории обладают значительными запасами полезных ископаемых и промышленной базой для их переработки.

    2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.

    3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относитсятерритории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.

    Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в инвестиционных вложениях в конкретные территории.

    Одной из проблем, требующих решения, является использование имеющихся резервов территории - в том числе развитие деловой активности населения, развития предпринимательства на депрессивных территориях.

    В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.

    В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.

    Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.

    Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.

    На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.

    Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.

    Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.

    Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.

    Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».

    Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.

    По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.

    В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Сюкеевская средняя общеобразовательная школа

    ^ Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

    Гончаров Владимир Евгеньевич, учитель географии

    Высшей квалификационной категории

    по учебному курсу «География»

    11 класс

    Базовый уровень

    Рассмотрена на заседании

    педагогического совета школы

    протокол № ____от «__»_______2012 г.

    2012 - 2013 учебный год

    ^ Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

    ^ Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

    Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

    Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

    Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

    Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

    ^ Цели и задачи курса:

    Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

    Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:


    • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

    • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

    • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

    • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

    • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

    • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

    • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

    • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

    Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

    Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

    В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

    Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

    ^ Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».

    ^ Учебно-тематический план:


    раздела

    Наименование разделов

    Всего часов

    10 класс

    1.

    Современные методы географических исследований.

    2

    2.

    Современная политическая карта мира.

    6

    3.

    Природа и человек в современном мире.

    6

    4.

    Население мира

    5

    5.

    НТР и мировое хозяйство

    4

    6.

    География мирового хозяйства

    10

    ИТОГО:

    33+2 резерв

    11 класс

    7.

    Основные страны и регионы мира

    28

    8.

    Россия в современном мире

    3

    9.

    Современные глобальные проблемы человечества.

    3

    ИТОГО:

    34 +1 резерв

    Итого:

    70

    В программу внесены следующие изменения:


    • Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала в предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).

    • В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.

    • В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.

    • За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.

    • Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).

    • Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.

    Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

    В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)

    УМК по данному курсу включает в себя:


    • Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»

    • Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г

    • Атлас для 10 класса

    • Контурные карты для 10 класса.

    ^ Тематическое планирование

    уроков по курсу экономической и социальной географии мира

    в 10 классе

    1 ч. в неделю, 35 ч в год

    (учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)

    Общее распределение тем.

    1. Современные методы географических исследований. 2

    2. Современная политическая карта мира. 6

    3. Природа и человек в современном мире. 6

    4. Население мира 5

    5. НТР и мировое хозяйство 4

    6. География мирового хозяйства 10

    ИТОГО: 33+2 резерв

    Практические работы.

    №1 «Характеристика ПГП страны»

    №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

    №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

    Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


    1. 10 вопросов.

    • Время выполнения работы: 10-15 мин.

    • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

    1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    • Время выполнения работы: 30-40 мин.

    • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
    Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

    Оценка качества выполнения

    практических и самостоятельных работ по географии.

    Отметка "5"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

    И самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

    Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

    Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

    ^ Отметка "4"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

    Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

    Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

    Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

    ^ Отметка "3"

    Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

    ^ Отметка "2"

    Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

    ^ Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

    Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

    Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

    Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

    Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

    Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

    ^ Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

    Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

    1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

    2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

    3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

    4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации )

    5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

    6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов ).

    Правила работы с контурной картой.

    1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

    2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

    3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

    4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

    Календарно- тематическое планирование

    11 класс (1 час).


    1

    Общая характеристика Зарубежной Европы Зарубежной Европы, (стр. 47, №6, 1997г.)

    Регионы Зарубежной Европы. (стр. 51, №6, 1997г.)


    1

    ЭГП Европы, природные ресурсы, регионы.

    Характеристика ЭГП, природные ресурсы.

    Работа с текстом учебника: составить таблицу «Благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП Европы».

    3.

    Население Зарубежной Европы.

    Хозяйство Зарубежной Европы.


    1

    Особенности населения и хозяйства Европы.


    Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Зарубежной Европы.

    5.

    Северная Европа Великобритания

    Западная Европа. ГДР (стр. 36, №4, №1, 2008г, Геоэк. №7, 2006г).

    Восточная Европа. Польша (№2, 2008г., №23 газета).

    Южная Европа. Италия.


    1

    ЭГП некоторых стран зарубежной Европы и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

    .

    Сообщения о некоторых странах Зарубежной Европы разных регионов. Работа с к/к.


    9.

    ^ Прак. раб. №5 «Составление картосхемы производственных связей стран» (стр. 56, №2, 2007г.)

    1

    Материал раздела.



    10.

    Общая характеристика стран Зарубежной Азии.

    Особенности населения.

    Хозяйство.


    1

    ЭГП некоторых стран Зарубежной Азии и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Работа с к/к.


    13.

    Китай (стр. 27, №2, 2008г)

    1

    ЭГП Китая, природные ресурсы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

    14.

    Япония (стр. 38, №4, 2008г, стр. 28, №2, 2007г.)

    1

    ЭГП Японии, природные ресурсы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

    Сообщение о культуре и быте страны.


    15.

    Индия (стр. 22, №2, 2008г, стр. 23, №3, 2008г., стр. 19, №6, стр.27, №5, 1997г.)

    1

    ЭГП Индии, природные ресурсы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

    Сообщение о культуре и быте страны.

    16.

    ^ Прак. раб №6 «Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Японии и Китая»

    1

    Материал раздела.

    Выполнение практической работы.


    17.

    Австралия (стр. 18, №7, 1997г.)

    1

    ЭГП Австралии, природные ресурсы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

    Сообщение о культуре и быте страны.

    18.

    19.


    Общая характеристика Африки

    Население.


    1

    ЭГП Африки, природные ресурсы, регионы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства

    Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Африки».

    20, 21.

    Субрегионы Африки (стр. 28, №3, 2007г.)

    2

    ЭГП некоторых стран Африки и их рекреационные ресурсы, экономика и политика.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Сообщение о культуре и быте страны.


    22.

    23.


    Общая характеристика США (стр. 12, №3, №4, 2008г., Геоэк. стр. 3, №7, 2006г.)

    Население.


    1



    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов США»

    24, 25.

    Макрорегионы США

    2

    Познакомить с различиями районов США.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Составить сравнительную характеристику районов.


    26.

    Канада

    1

    ЭГП США, природные ресурсы, регионы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Сообщение о культуре и быте страны. Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Прир. ресурсы Канады»

    ^ Прак. раб. №7 «Составление сравнительной экономико-географической характеристики 2-х развитых стран».

    Материал раздела

    Выполнение практической работы.


    28.

    29.


    Общая характеристика Латинской Америки

    Население.


    1

    ЭГП Латинской Америки, природные ресурсы, регионы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Работа с текстом учебника: составить таблицу: «Природные ресурсы регионов Латинской Америки».

    30.

    Бразилия

    1

    ЭГП Бразилии, природные ресурсы, регионы.

    Численность, плотность, воспроизводство населения, состав, урбанизация, религия. Отрасли производства.

    Сообщение о культуре и быте страны.

    31.

    ^ Прак. раб. №7 «Составление сравнительной экономико-географической характеристики 2-х развивающихся стран».

    1

    Материал раздела

    Выполнение практической работы.

    32, 33,34

    Глобальные проблемы человечества

    3

    35.

    Мир в начале 21 века

    1

    Итого

    35
  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное