Домой Хоум Кредит Банк Экономические механизмы защиты окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования

Экономические механизмы защиты окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования

Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
Основные элементы:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-
данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.
Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.
Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:
"устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;
2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:
плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;
плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.
Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
события, связанные с умышленными действиями страхователя;
события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;
иные страховые события.
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
Страховое возмещение включает в себя:
компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;
расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;
связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.
Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит положения о преду- ^J* преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя аварийно-спасательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.

Еще по теме 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:

  1. Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
  2. В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
  3. Тема 22. Основные черты международной правовой охраны окружающей среды. Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды?
  4. § 1. Роль экономического механизма охраны окружающей среды в реализации экологической политики
  5. 75. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая производственная деятельность человека неизбежно влечёт за собой негативные воздействия на окружающую среду, приводящие к её ухудшению и загрязнению. Степень ухудшения окружающей среды будет уменьшаться, если производитель принимает какие-либо действия по снижению негативных воздействий.

С экономической точки зрения производственный процесс приводит к возникновению издержек двух видов:

  • 1) Экономический ущерб народному хозяйству, вызываемый выбросами вредных веществ в окружающую среду.
  • 2) Затраты на предотвращение загрязнения, т.е на реализацию природоохранных мероприятий.

Снижая природоохранные затраты, человек терпит убытки. Предотвращая ущерб, человек несёт затраты на природоохранные мероприятия. Таким образом, два вида издержек взаимозаменяют друг друга, поэтому одной из задач является определение оптимального соотношения этих издержек, при котором суммарные издержки производства будут минимальны.

Экономические издержки, связанные с загрязнением окружающей среды, для промышленного предприятия являются экстернальными, т.е внешними для предприятия. При этом предпринимателя они заботят гораздо меньше интернальных (внутренних).

Таким образом одной из главных задач государственной деятельности в области охраны окружающей среды является создание механизма, позволяющего интернализировать экстернальные издержек, т.е переложить ущерб, причиняемый окружающей среде, на предпринимателя, который только в этом случае будет пытаться найти оптимальный баланс между своими затратами на охрану окружающей среды и затратами от ущерба, вызванного загрязнением среды.

Под экономическим механизмом охраны природы понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей Среды и рационального природопользования.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает две категории факторов- позитивные и негативные. Их общей целью является обеспечение высокого экономического интереса природопользователя к экологии. Позитивные факторы имеют дело с позитивными воздействиями. Они создают прямые экономические стимулы в охране окружающей природной среды. Негативные факторы, наоборот, влияют на экономический интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Таким образом, экономический механизм реализует нормы экологического права посредством материальной заинтересованности природопользователя в их соблюдении. Для этого закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает:

  • -планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды и т.д.

Так же на ряду с назваными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусмотрено ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий, экологическое страхование.

Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Достоинством налогов на загрязнение и платежей является то, что эта система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них (интернализация экстернальных издержек)

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросов и сбросов.

Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды. но и как один из способов регулирования природопользования.

Лимиты на природопользование является составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и устанавливает предельные объёмы природных ресурсов, выбросов(сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий природопользователей на определённый срок.

Лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путём побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Лекция 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ

ПРИРОДЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

План лекции:

1. Понятие экономического механизма.

2. Цель, субъекты и объекты управления.

3. Принципы экономического механизма управления.

4. Элементы экономического механизма управления природопользованием: кадастры природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологические фонды, экономическое стимулирование, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

5. Оценка экономических ущербов.

6. Экологическое страхование.

7. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Понятие экономического механизма. Противостояние экономики и экологии – одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решать административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т.д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.

Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование.

Экономический механизм должен быть согласован как по вертикали власти, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки – от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации – не должны противоречить друг другу.

Экономический механизм неразрывно связан с правовым. Правовые нормы раздела 3 Закона России «Об охране окружающей природной среды» (ООПС) и многочисленные подзаконные акты закрепляют экономический механизм и являются правовой формой для экономического содержания. Особенностью этого Закона является то, что в нем идет речь фактически о природопользовании, предполагающем охрану, а не только об охране окружающей природной среды.

Цель экономического механизма – согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных – федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных – территориальных и ведомственных и между предприятиями.

Субъектами управления природопользованием , в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетентности, специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

На уровне предприятия субъектами управления являются службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

Объектами управления являются природопользователи, как юридические, так и физические лица независимо от характера и направления их деятельности.

Связь и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны окружающей среды поддерживается двумя способами: на основе компетенции, предоставленной им нормативно-правовыми актами и на основе договоров.

Принципы экономического механизма управления, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов – это научная обоснованность и экономическая ответственность.

Элементы экономического механизма управления природопользованием. Реализация экономических механизмов осуществляется через многие институты: кадастры, материально-техническое обеспечение, плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, месторождений полезных ископаемых и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

Финансирование и материально-техническое обеспечение. Закон ООПС называет несколько источников финансирования охраны окружающей среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений и организаций. Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование экологических программ в федеральном, республиканском и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

Законом ООПС предусмотрено два вида платы : за пользование природными ресурсами (земля, вода, недра, лес и иная растительность, другие виды ресурсов) и за загрязнение окружающей среды.

Назначение платы за загрязнение окружающей среды – компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.

Закон ООПС предусматривает виды платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения. Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в России осуществляется следующим образом:

Установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

Освобождением экологических фондов от налогообложения;

Передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;

Установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

Применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

Введением специального налога на экологически вредную продукцию;

Применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

Лимитирование и лицензирование. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование – это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства предприятий, дорог и др. Применяются лимиты потребления воды, использования лесных ресурсов и т.д. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН и т.д.

Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.

Экономическая ответственность является составляющей хозрасчета юридических лиц и заключается в возмещении вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. К ней относятся платежи за сверхнормативное загрязнение, штрафы, возмещение убытков и т.д.

Оценка экономических ущербов. Под экономическим ущербом, наносимом окружающей среде, понимают фактические и возможные убытки, причиняемые хозяйству и человеку в результате ухудшения качества окружающей среды, и дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практически не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.

Факторы, формирующие экономический ущерб, делятся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.

Факторы влияния – это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха – это концентрация и токсичность вредных веществ, технические особенности источника выбросов, климатические и топологические особенности и т.д.

Факторы восприятия – это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: население, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохозяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.

Факторы состояния – это экономические показатели, используемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимостные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работников в день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.

Методы количественной оценки экономического ущерба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический.

Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов. Аналитический метод базируется на получении математических зависимостей (многофакторный анализ) между показателями состояния экономической системы и качества окружающей среды. Суть эмпирического метода заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная первыми двумя методами для частных объектов, обобщается и используется для аналогичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в основе которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.

В отечественной практике накоплен опыт оценки удельных ущербов. Получены показатели ущерба на 1 т выбросов для предприятий черной металлургии, медеплавильных и коксохимических производств. Разрабатываются методы оценки удельных ущербов для других предприятий на единицу материальных и энергетических ресурсов при выбросах в атмосферный воздух и водные объекты. Так, на основании данных, полученных по 38 объектам черной и цветной металлургии, сделана оценка экономического ущерба от промышленных загрязнений по стадиям производства и потребления металлопродукции: геологоразведка – 2% (нарушение массива пород, загрязнение ландшафта и т.д.), добыча руд – 20% (изъятие угодий, загрязнение территорий, водного и воздушного бассейнов и т.д.), обогащение руд – 20% (те же нарушения), переработка сырья – 50% (то же), обработка металлов и получение продукции – 5%, использование металлопродукции – 1%.

Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью людей. Предприятие заключает договор со страховой компанией, согласно которому оно уплачивает страховой взнос за страховую услугу. Страховая услуга состоит в том, чтобы при возникновении экономического ущерба окружающей среде в результате деятельности предприятия, ему будут выплачены средства для возмещения ущерба.

Экологическое страхование бывает обязательным и добровольным.

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Но экономический эффект от этого повышения нельзя определить на основании анализа деятельности в базовом году одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижается заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т.д. Полный же экономический эффект оценивается приростом национального дохода, который является конечной целью реализации средств на защиту окружающей среды. В конечном счете полный экономический эффект от затрат на охрану природы можно выразить через снижение экономического ущерба.

Кадастры

Финансовое и

Экономическое

природных

материально-

пользование

стимулирование

ресурсов

техническое

природными

Экологическое

обеспечение

ресурсами и

Экологические

страхование

их загрязнение

Рис.20.6. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Основным принципом экономического механизма природопользо-

вания является платность , что означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежитстоимостная оценка природных ресурсов .

Учет и оценка природных ресурсов. Государственные приро-

доохранительные органы Республики Казахстан совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку(кадастры водных объектов, недр, лесов, отходов и др.).

Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве, например атмосферный воздух, вода в Мировом океане.

Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия к рациональному использованию и охране этих ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия производства на окружающую среду.

Лимиты на природопользованиеявляются системой экологи-

ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (ОПС) и размещения отходов производства. Эти лимиты уста-

Экология

навливаются специально уполномоченными на то государственными органами РК в области охраны,ОПСисходя из необходимости

поэтапного

достижения

нормативных

использования

(изъятия) природных ресурсов, ПДВ и ПДС и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

в регионе.

природопользование является

основных

принципов закона РК об охране окружающей среды (ст. 3).

за природные

ресурсы(землю,

иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов (рис.20.7).

Плата за пользование природным ресурсом– это цена потреб-

ляемого количества ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы(.е. платежи за природные ресурсы являются налогами) (статья 28).

Плата за воспроизводство и охрану природного ресурса– это компенсация бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности. При определении размеров этого вида платежа учитываются:

- затраты на воспроизводство природного ресурса;

- системы контроля и мониторинга состояния природного - ре

Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Плата за загрязнение

Плата за пользование

Плата за другие

природной среды

природными ресурсами

виды воздействия

В пределах допустимых

В пределах

нормативов

установленных лимитов

В пределах временно

За сверхлимитное

РЕГУЛИРУЕТСЯ

согласованных

и нерациональное

нормативов

использование

Отраслевым

природноресурсным

За сверхлимитное

За воспроизводство

законодательством

Загрязнение

ПОСТУПАЕТ

За размещение

на воспроизводство и охрану

Экология

природных ресурсов

Рис.20.7. Платежи за природопользование (по Культелееву С.Т., 2001)

Плата за землю регулируется Законом РК «О Земле» от 24.01.01., а также другими нормативно-законодательными документами.

Формами платы за землю показаны на рис. 20.8.

Рис. 20.8. Форма платы за землю

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Таким образом, земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи при постоянном землепользовании.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.

Арендная плата – взимается за землю, предоставленную государством во временное пользование.

Размер арендной платы определяется, исходя из экономической оценки арендуемого участка, затрат на воспроизводство (поддержание состояния). Величина арендной платы базируется на нормативах -зе мельного налога и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора.

Система платежей при пользовании недрамивключает следую-

щие виды платежей (рис.20.9).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА НЕДРА

За право на

За право поль-

За воспро-

поиски, раз-

зования нед-

изводство

ведку полез-

чу полез-

минераль-

ных иско-

но-сырьевой

копаемых

Рис. 20.9. Формы платы за недра

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством. При добыче мине-

Экология

рального сырья из лучших месторождений, благодаря чему получена сверхнормативная прибыль, производится акцизный сбор.

Плата за воду определяется по тарифу за 1 м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. В целях рационального использования забираемой воды для промышленных предприятий устанавливаются лимиты водопользования(месячные, годовые)

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ВОДЫ

Рис.20.10. Форма платы за воды

Плата за лесные ресурсы и растительные ресурсы. Установлены сле-

дующие виды платежей за пользование лесным фондом (рис. 20.11, 20.12).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЛЕСА

Рис. 20.11. Форма платы за ресурсы леса

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Размер минимальных ставок дифференцирован в зависимости от группы лесных пород, вида древесины и других показателей.

ФОРМЫ ПЛАТЫ ЗА РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 20.12. Формы платы за растительные ресурсы

Плата за пользование животным миром представлена на рисун-

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Рис.20.13. Форма платы за ресурсы животного мира

Экология

Она включает плату за лицензию на отстрел диких животных. За плату в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира, например, отнесенные к объектам рыболовства и др.

Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи предпри-

ятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

- за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов:

Для расчета размеров платежей устанавливаются региональные нормативы платы (базовые).

Общая величина платежей предприятия за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов определяются суммирова-

нием платежей за нормативные выбросы (сбросы) и размещение отходов и за их превышение.

Таким образом, система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

К основным видам экономического стимулирования относятся:

- льготное налогообложение и кредитование предприятий при внедрении мало- и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов;

- применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий и др.

Система налоговых льгот может иметь место при осуществлении природоохранных мероприятий на сумму в размере30 % и больше за счет прибыли предприятия.

Экология

Экономические санкции (штрафы, выплаты и т.п.) за нарушение природоохранного законодательства, превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ выплачивают за счет прибыли предприятия, что также относится к рычагам экономического стимулирования природоохранной деятельности.

Экологические фонды. Согласно Закону РК«Об охране окружающей среды» фонды охраны окружающей среды могут быть государственными и общественными. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан (рис.20.14).

Средства от прода-

Прибыль от

Пожертво-

жи конфискованных

участия в дея-

вания и про-

орудий охоты и не-

тельности

чие поступ-

законной продукции

предприятий

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

На охрану ОПС

На оздоровление ОПС

Строительство очистных сооруженийВнедрение экологически чистых технологий Компенсация вреда здоровью граждан Научные исследования Экологическое воспитание и образование

Рис. 20.14. Образование и распределение средств экологического фонда

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет средств бюджетов всех уровней; собственных средств предприятий; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения и других источников. Источниками финансирования экофондов являются средства, поступающие от природопользователей в виде плат за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушения Законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих Законодательству РК.

Для решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей сре-

Экология

ды создается Единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая экологические фонды всех уровней.

Экологическое страхование. Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общем ущербе от загрязнения окружающей среды достигает25 – 30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.

Предприятие (страхователь) заключает договор со страховой компанией (страховщиком) согласно этому договору, страхователь уплачивает страховой взнос, то есть вносит плату за страховую услугу.

А услуга состоит в том, чтобы при наступлении страхового случая выплатить предприятию страховое возмещение, дающее страхователю средства для возмещения ущерба.

Государственное экологическое страхование предприятий, уч-

реждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф, может осуществляться вдобровольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком согласно Закону о страховании.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия(в соответствии с классом опасности объекта), подлежащие обязательному страхованию.

Оценка экономических ущербов от негативных воздействий на окружающую среду производят, имея полную информацию о качестве окружающей среды, которую получают по схеме, представленной на рис. 20.15.

В настоящее время разработано множество методик оценки экономического ущерба окружающей среды, представленные на рис. 20.16.

Экология

Рис.20.15. Схема сбора информации (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

Рис. 20.16. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

приятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический менеджмент. Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое должно сочетать эффективность производства с охраной окружающей среды (в том числе среды обитания человека), а также с рациональным использованием природных ресурсов.

биосфера», которое должно вести к коэволюции природы и общества. Функции ЭМ. ЭМ выполняет следующиефункции :

- управление состоянием природных ресурсов;

- управление состоянием социоприродных систем;

- управление состоянием и использованием природных ресурсов;

- управление восстановлением запасов природных ресурсов;

- управление процессами антропогенной нагрузки на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения ОС и использования отходов производства).

Для успешного ведения экологического менеджмента необходимы:

- новое мировоззрение экологической направленности;

- экологическая грамотность и информированность;

- изучение и контроль экологических проблем (мониторинг);

- экологизация всех сфер деятельности;

- экономическая и финансовая поддержка.

21. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- Экологическое образование;

- Экологическое воспитание.

Экологическое образова-

ние - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения

Экология

экологическими знаниями, умениями, навыками.

Цель и задача. Вместе с cоциально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали выходу Казахстана из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

В 1992 г принят закон РК «Об образовании», который определил проблему «Экологической направленности образования» как принцип государственной политики. Таким образом, законодательно созданы все условия для всесторонней подготовки населения в области экологических знаний.

В целях реализации закона «Об охране окружающей среды» было создано образовательное учреждение по экологии в Казахстане«Экоцентр» – некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется действующим законодательством РК.

Вступившая в действие система экологического образования -се годня носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Вводится экологизация предметов. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется

и экологический компонент содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня во многих университетах, академиях и педагогических вузах Казахстана.

Открыты магистратуры и аспирантуры по экологическим специальностям. Развивается международное сотрудничество в области образования по программе ТАСИС, «Болашак».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считает необходимым постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…. простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.)

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Рей-

Экология

мерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. – вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит

одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

- Сложившийся в массовом сознании в течении многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за-

Экология

висит от переоценки ценностей и смены«приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

Высшей стадией экологизации сознания являетсяэкологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры– совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев(1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой – т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че-

ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин- формационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение.

Экология

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1996. 192 с.

3. Экология: Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова М.:

Знание, 1997. 288 с.

4. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие. М.:

Агар, 1997. 87 с.

5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 240 с.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. 320 с.

8. Экология: Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы

и гипотезы. М.: Молодая гвардия, 1994. 367 с.

10. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1998. 367 с.

11. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М.: Просвещение, 1976. C.58 – 80

12. С-Пб.: Гидрометеоиз-

дат, 1992. 59 с.

13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание: Концептуальная эко-

логия. М., 1992. 368 с.

14. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан и меры по ее улучшению. Государственный доклад. Алматы, 1996. 129 с.

15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АО МДС, 1996. C. 66 – 68

17. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведе-

ния. М.: Владос, 1998. 384 с.

18. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан. 3 квартал. Алматы, 1993. 13. с.

19. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997. 82 с.

Экология

20. Экология: задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996. 176 с.

21. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на

уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. 208 с.

22. Методы анализа объектов окружающей среды. Сб. статей. Новосибирск, 1988. 142 с.

23. Сборник нормативных документов по вопросам охраны -ок ружающей среды. Минск, 1995. Вып. 9. 163 с.

24. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справочное издание. М.: Химия, 1991. 368 с.

25. Лапицкая М.П. Очистка сточных вод. Примеры расчетов. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 168 с.

26. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе

вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

27. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии. Минск: Вышэйшая школа, 2001. 343 с.

28. Список ПДК и действующих ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Алматы, 1993.

29. Методика определения размеров платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Алматы, 1996.

31. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С-Пб.: Госкомгидромет, 1992.

32. Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

33. Мирзаев Г.Г., Иванов Б.А. Экология горного производства.

М.: Недра, 1991. 320 с.

34. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф., Лысяный Г.Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986.

35. Луканин В.,.Н Трофименко Ю. .В Промышленнотранспортная экология. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.

специальностей. Алматы: КазНТУ, 2003. 28 с.

39. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей / Под ред. Н.В. Лазарева и др. М.: Химия, 1977. Т. 3. 608 с.

40. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997.

41. Воробейков Г.А. Нитраты вокруг нас. С-Пб.: Гидрометеоиз-

42. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия.: Учебник. М.:

Логос, 2000.

43. Яковлев С.В., Стрелков А.К. Охрана окружающей среды.

М.: АСВ, 1998.

44. Ревелль П., Ревелль Ч. М. Среда нашего обитания. В 4-х кн.

М.: Мир, 1994.

45. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса М.:

Колос, 2000.

46. Лунин В.В., Попович М.П., Ткаченко С.Н. Физическая химия озона. М.: МГУ, 1998.

47. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы: Санат, 1995.

48. Судо М.М. Геоэкология. М.: МНЭПУ, 1999.

49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: 2000.

50. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Пресс, 1999. 143 с.

51. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. Киев: Будивельник, 1986.

52. Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В., Савицкий А.И. Экология и безопасность. Справочник в 3-х томах: Безопасность человека. Т. 1. Экологическая безопасность. Т. 2. Технологическая безопасность. Т. 3. М.: ЭКИП. АУТО, 1994.

53. Кожемякин В.А. Маплоотходные процессы и охрана окружающей среды в металлургии редких металлов. М.: Недра, 1991. 140с.

1.3. Взаимосвязь экологии с другими науками……………...…..12

2. АУТОЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ

(ФАКТОРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)………………………….. ..17

2.1. Организмы и среды их обитания ……………………………...17

2.2. Факторы среды……………………………………………….. ..19

2.3. Закономерности действия факторов среды на организмы.... .22 2.3.1.Закон минимума Либиха ………………………………...…...23

2.3.2. Закон толерантности (оптимума) Шелфорда….…………....23

2.3.3. Обобщающая концепция лимитирующих

факторов Одума……………………………………………...25

2.3.4. Адаптация к природным явлениям ………………………....26

3. ДЕМЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И

СООБЩЕСТВ............................................................................................

3.1. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции…………………………………………………….. ...31

3.2. Классификация популяций …………………………………....33

3.3. Количественные показатели (характеристики, свойства)

популяции……………………………………………………....34

3.3.1. Статические показатели популяции………………………...34

3.3.2. Динамические показатели популяции……………………....35

3.4. Действие экологических факторов на популяции………....41 3.4.1. Действие экологических факторов ………………………....42 3.4.2.Закон квантитативной компенсации Чижевского ………....43 3.4.3. Действие биотических факторов в популяциях…………....43

Гаузе. «Золотой закон» экологии ………………………….....71

4.4.1. Свойства экосистем…………………………………..……...71

4.4.2. Основной «золотой» закон экологии ……………………....77

4.4.3. Закон (принцип) конкурентного исключения Гаузе...........3

5. ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ…………….......84

6. БИОСФЕРА И БИОСФЕРНО-НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В.И.ВЕРНАДСКОГО………………………………………….........89

6.1. Эволюция биосферы ………………………………………......89

6.2. Сфера жизни…………………………………………………....91

6.3. Границы биосферы …………………………………………....92

6.4. Биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского…….....95

6.4.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере………………….........95

6.4.2. Ноосфера – сфера разума…………………………………....98

6.5. Функции живого вещества …………………………………..101

6.6. Свойства живого вещества …………………………………..103

6.7. Основные свойства биосферы………………………………..104

6.7.1. Фотосинтез ………………………………………………….104

6.7.2. Биомасса поверхности суши ……………………………....106

6.7.3. Биомасса почвы …………………………………………….106

6.7.4. Биомасса мирового океана ………………………………...107

7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ……………………....108

7.1. Характеристика круговоротов ……………………………....109

7.2. Круговорот воды ……………………………………………..112

7.3. Круговорот углерода …………………………...………….. .114

7.4. Круговорот кислорода ……………………………………….117

7.5. Круговорот азота ……………………………………………..119

7.6. Круговорот фосфора………………………………………….122

7.7. Круговорот серы ………………………………………….….124

7.8. Круговорот неорганических катионов ………………….….126

7.9. Антропогенный круговорот: круговорот ксенобиотиков

(ртуть, свинец, хром)......................................................................

8. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ……..…133

8.1. Человек как биологический вид………………………...…...133

8.2. Наследственность – фактор здоровья человека………….…133

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное