Домой Кредит на бизнес Эволюция предмета экономической теории: экономия, политическая экономия, экономикс.

Эволюция предмета экономической теории: экономия, политическая экономия, экономикс.

Эк. теория оформляется в самостоятельную науку в 16 - 17 вв. - в период становления и упрочения капитализма.

В последней трети 15 - сер. 16 вв. возникает первая школа политической экономии - меркантилизм. Merkante - торговец, купец. Меркантильный - жадный.

Деятельность меркантилистов совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы купечества. Главным источником богатства считали внешнюю торговлю, которая через неэквивалентный обмен позволяла обеспечить активный торговый баланс, и в связи с этим, меркантилисты выступили за необходимость гос. регулирования внешней торговли. В развитии М. два этапа: ранний и поздний. Ранний М (посл. треть15 - сер. 16 в.). выступил с монетарной системой (монетаризм). В основе - идея "денежного баланса". Для достижения положительного сальдо во внешней торговле считали целесообразным: - запрет вывоза золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство), - установление высоких таможенных пошлин; - установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; - ограничение ввоза импортных товаров; - надзор за иностранными купцами.

Представитель Стаффорд (англ.). Говорил, что отток денег ведет к вздорожанию товаров и оскудению народных масс.

Поздний меркантилизм (2-я половина 16 - 2-я половина 17 вв.) В основе идея активного "торгового баланса". Главный принцип - продавать дороже, покупать дешевле. Политика заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, а поздние - функцию средства обращения.

Представители ПМ: Томас Мэн ("если стоимость вывоза Англии будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, то денежный фонд страны будет увеличиваться"). Антуан Монкретьен ввел в оборот название "политэкономия" и определил ее предмет как свод практических правил хоз. деятельности (опубликовал "Трактат политической экономии").

В целом экономическая концепция М. была реальной и отмечалась большим практицизмом, ориентировалась на развитие мануфактуры. Ошибка: в качестве источника богатства рассматривали только внешнюю торговлю.

Физиократы (2-я пол. 18 в.) - представители классической школы.- Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Заслугой Ф. было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства (считали: богатство создается в земледелии, а не в торговле), - положили начало анализу воспроизводства и распределения общ. продукта, - "чистый продукт" создается только с/х трудом, - делили общество на классы, - выступали против меркантилизма, - сторонники свободной торговли.

Ошибка Ф. такая же, как и у М. - рассматривали только с/х. а не всю экономику в комплексе.

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17- начале 18 в. С возникновением КШ эк. теория приобретает статус научной дисциплины и называется ПЭ. Представители: Пети, Смит, Риккардо (Великобритания), Буагильбер, Тюрго, Кенэ (Франция), Сисмонди (Швейцария). В основе: - процессы производства определяются объективными эк. законами. Исследовали: - механизм воспроизводства, -денежное обращение и кредит, - гос. финансы, - разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за эк. свободу, ограничение вмешательства гос-ва в экономику.

Предпосылкой маржинальной революции в эк. науке является объективное развитие рыночной экономики, где свободная конкуренция достигла высшего уровня. Требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Marginal - в англо-франц. переводе - предел, граница. В эк. литературе - это "последнее добавление к однородной совокупности".

Маржинализм (в отличие от КПЭ) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях (авторы КПЭ довольствовались лишь характеристикой сущности эк. явления (категории). Например, в КШ в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. У маржиналистов по теории предельной полезности цена увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Еще одно отличие. "Классики" считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хоз. благами, т.е. материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

М. теория широко применяет математические методы, в т.ч. дифференциальные ур-я.

Благодаря предпочтению каузальному (причинно- следственному) подходу функционального эк. теория превратилась в точную науку. Это позволило снять вопрос о первичности и вторичности эк. категорий, считавшийся важным у "классиков".

В этот период термин политическая экономия вытесняется новым названием - экономикс (после выхода в 1890г. книги главы "кембриджской школы" Альфреда Маршалла "Принципы эк. науки"). На основе маржинализма возникла неоклассическая школа.

Представители неоклассического направления: Менгер, Визер, Беем-Баверк (австрийская школа), Джевонс, Вальрас (матем. школа), Маршалл, Пигу (Кембриджская школа).

Исследуют поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали: - теорию предельной полезности, - теорию предельной производительности, - теорию общего равновесия (механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование эк. ресурсов), - эк. теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории гос. финансов.

Кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920 - годов, вылились в грандиозный по своим масштабам мировой эк кризис ("Великую депрессию") 1929 - 1933гг. на авансцену эк. мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Кейнсианство - теория гос. регулирования эк-ки. Исследует - практические пути стабилизации эк-ки, - количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложений, занятости, потребления+). Решающая сфера воспроизводства - рынок. Основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Эк. программа включает: - всемерное увеличение расходов гос. бюджета, - расширение общественных работ, - абс. или относительное увеличение количества денег в обращении, - регулирование занятости др.

Кейнсианский подход к механизму функционирования эк-ки имел большой успех с конца 1940-х и до 1960 гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов. Монетаризм возник в США в 1950-х годах как антипод кейнсиансива. Монетаризм представляет собой такое течение эк. мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении нац. хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно- денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления гос. регулирования эк-ки. Задача гос-ва в обл. управления эк-ой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского ун-та Милтона Фридмена. "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец"

3.Потребности, ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

Потребности – осознанные запросы или нужды в чем-либо.

Классификация потр-тей:

1 в зав-ти от роли в воспроизв раб. силы:

Физич. (еда, жилье), - интеллектуальные, - соц., (дружба, любовь)

2 в зав-ти от ур-ня развития: - элементарные, - высшие

3 в зав-ти от соц. стр-ры общества:

Потр-ти общ-ва в целом; - потр-ти класса; - потр-ти отдельных людей

4 - первичные; - вторичные

5 – экономич.- для удовл-я необходимо производство.

Неэкономич- могут быть удовл. без наличия произ-ва(воздух, земля)

Ресурсы = блага

Блага- ср-ва пригодные для удовл. потр-тей. Классиф. Благ:

1 – эконом. блага- те блага, кот. явл. объектом или результатом экон. деятельности людей. - неэкон. блага – не явл. предметом производ. деят. людей, не обмениваются на др. блага.

2 – материальные (земля, воздух, вода, дары природы, продукты с/х, здания, приборы) - нематериал. (проф. мастерство ч-ка, деловые способности ч-ка, способность получать удовольствие, деловая репутация)

3 – долговременные – исп. для удовл-я одной и той же потр-ти несколько раз (здания, машины) - недолговрем.- удовл. потр-ти лишь один раз и полностью потребляются

4 – предметы первой необходимости (пища, жилье) - предметы не первой необх.

Ресурсы произ-ва каждый данный момент времени ограничены по отн. к потр-тям. Эта ограниченность бывает абсолютной (ресурсы вообще не возможно увеличить) и относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей мере по сравнению с ростом потребностей)

Эволюция предмета экон-ой системы делится на 3 осн. этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия - экономические мысли и знания древнего мира(которые не были объединены в общую науку): -экономические знания(учения) Древнего Востока, Греции, Рима.

Древний Восток:

Основное значение древневост-ых мыслителей- создание предпосылки для становления экон-ой науки.

Древний Вавилон -кодекс Хамураппи(1792-1750 гг до н э)

Отражал заботу о частной собственности

Общество естественно делилось на рабов и рабовладельцев

Древний Китай -ученик Конфуция(561-479 гг до н э)

Общество делилось на благородных и простолюдинов

Использование традиционных форм и обрядов д\поддержания стабильности и авторитета гос-ва

Древняя Индия «трактат Артхамастра»(к 4 нач 3 вв до н э)

Повествует о соц неравенстве

Оправдывает неравенство и деление общества на касты

Гос-во заботилось об ирригационных системах, о создании новых деревков,прядильно-ткацком произ=ве.

Древняя Греция

Основное значение: возникновение теории как экономики- науке о домоводстве, домашнем хоз-ве.

Ксенофонт -(ок 434 до н э-359 до н э)-древнегреческий писатель,историк, афинский полководец и полит-ий деятель. Впервые предложил термин «экономия»

Аристотель -его роль в науке

Трактат «Политика»

Два умения: вести домашнее хоз-во и наживать состояние-(способы: связавно с земледелием,садоводством,скотоводством; торговля;отдача денег в рост;наёмный труд)

Основное условие обменных отношений(товарами)между людьми-разные профессии

Попытка разработаться в природе ценообразования

Древний Рим

Проблема огранизации и управления хоз-ом (рабовладельческой виллой)

Проблема частной собственности(до наших дней юристы изучают различное право)

Основные труды:

Катон «О земледелии»-ест.способ.сущесвования

Варрон «С\х»

Плиний старший «Естественная история»

Кодекс Юстиниана

Политическая экономия:

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Меркантилизм -как первая школа политической экономии

Основные представители:

Антуан де Монкрентьен(Франция)

«Трактат политической эк\

ономии»(1615)появление данного термина

Хоз-во страны-объект гос.управления

Источник богатства-внеш торговля(промыш,ремесл)

Уильям Страффорд(Англия)

Томас Манн (Англия) (о роли и значении денег)



Антонио Сера (Италия)

Основные приципы:

Источник богадства- в торговле, в обращении(зачатки современного монетаризма)

Золото и сокровища в любом виде явл-ся выражением сути богатства

Регулирование внешней торговли с целью прибавления в страну богатства

Поощрение превышения экспорта над импортом товаров(протекционистская политика)

Контроль качества и ограничение заработной платы рабочим

Особенности:

Совокупность представлений в частных мнений множества лиц(часто непроф мыслителей,а практиков)14-18 вв

Большое кол-во сочинений(например только в Англии более2000)

Основное объединяющее начало-пути и способы обогащения страны

Антуан де Монкреньен

Этапы классической политэкономии:

1этап к 17- н 18 вв

Развитие рыночных отношений

Школа Физиократов: Ф.Кенэ, А Тюрго

«физиократия»-власть природы

У.Питти(1623-1687)

«Трактат о налогах и сборах»

Трудовая теория стоимости, т.е.стоимость сводилась к затратам труда(почти себестоимость)

Основные факторы труда: земля и труд, неосновные факты: квалификация работника и средства труда.

Школа Физиократов

Источник богатства в производстве(только в земледелии)

1-ая попытка теории воспроизводства(простого):

«Экономическая таблица»(1758)

Ф.Кэнэ-1-ая микроэкономическая модель (легля в основу модели«затраты-выпуск»В.В.Монтьева)

18 в-появление слова «экономист»,как учёного-исследователя: так называла себя группа мыслителей,объединившихся вокруг доктора Кенэ.

2 этап последняя треть 18 в

Адам Смит(1723-1790)

«Исследвание о природе и причинах богатства народов»(1776)

«Экономический человек»(рациональный,стремящийся к собственной выгоде»

«Невидимая рука»(своб. конкур., эгоизм, как эффект. рычаг при распределении ресурсов)

А.Смита убедили,что чел. не может повлиять на стихийное действие объективных экономических законов.

«…Для того,чтобы поднять гос-во с самой низшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей.»(т.е.своб.конкуренция)



Придавал большое значение разделению труда как средству повышения производительности

Гл.функция денег- средство обращения

В каждом товаре выделял 2 св-ва: Полезнсть=потребит.стоимость и св-во обращения на др.товары

Рын.цены под влиянием спроса и предложения в обществе

3 этап 1-ая пол. 19 века

Ж.Б.Сэй(Фр) Д.Рикардо(Англ) Т.Мальтус(Англ)

Д.Рикардо(1772-1823)

«Начала политэкономии и налогового обложения»

Большое внимание теории распределения

Стоимость товара должна определяться трудом, затраченным на него

Т.Мальтус(1766-1834)

«Опыт о законе народонаселения»(1798)

Проблема народонаселения: народон-ие возрастёт в геоме-ой прогрессии, а средства существования в ариф-ой

Одна из причин войн исходя из этого «недостаток места и продовольствия»

4 этап 2-ая пол.19 века(Марксизм)

К.Маркс(1818-1893): политэкономия начинает рассматриваться как наука, изуч-ая производственные отношения ОЭФ, последовательно сменяющихся.

«К критике политэкономии»(1859)

«Капитал»(1861-1863гг)

Экономический детерминизм(от экономика определяет все ост.сферы:культура,образование)

Главные факторы произ-ва: люди и средства произ-ва;

Трудовая теория стоимости (доводит до логического конца)

Стоимость(W)=постоянный капитал(С)+переменный капитал(V)+прибавочная стоимость(M0(сверх стоимости раб сила)

Ограниченное строение капитала: С/V –одно из объяснений объективности безработицы, т.к.доля рабочих в капитале уменьшается с развитием НТР

Д-Т-Д- капитал

Характерные принципы классической политэкономии:

Приоритет сферы производства, а не сферы обращения

Неприятие протекционизма

Прогрессивные методы анализа, многочисленные расчёты средних и суммарных показателей

Деньги-товар(трудовая теория стоимости)

Классическая политэкономия рассматривает предмет экон.теории как науку о богатстве

Историческая шкала: экономическая теория-наука о повседневной деятельности людей

Марксисты- политэкономия изучает законы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением в различных формациях.

Основные направления экономикса:

Маржинализм(К.Менгер,У.Ждебокс,Э.Бэм-Баверк,Л.Валерас)

Неоклассическое направл.(А.Маршалл)

Кейсианство(Д.Кейнс)

Монетаризм(М.Фридмен)

Институционализм(Т.Веблен, Д.Кларк, Дж.Гэлбрейт)

Теория общественного выбора(Д.Шюллер, Г.Таллок)

Экономикс

Рассматривает предмет экон.теории как науку о рациональном распределении огранич.ресурсов.

Качественный анализ вытесняется количественным

Маржинализм

Математические методы и дифференциальные исчисления-для анализа экон-их показателей и наилучшие варианты экономических решений;

Функциональный подход- попытки превращения эконом.теории в точную науку

Теория предельной полезности(стоимость товара зависит от пользыа

ов- стоимость и сфера производства)

Экономически-рациональное поведение-производители стремятся к макси выгоде, потребители к макси пользе

1-ый этап маржинальной революции, 70-80 гг 19 в

К.Менгер(1840-1921)-австр:

О взаимовыгодном обмене благ с разной степенью ценности в зависимости от объема потребления (полезностью)

У.Джевонс (1835-1882гг) -англ.

«Теория п/э (1871)». С его именем связывают отказ от термина п/э. Последняя работа называлась «Economics».

Ekonomi-экономика; economies-экон.теория

Е.Бем-Баверк (1881-1914). «Основы теории ценности хоз-ых благ» (1886г.)

Шкала потребностей (на примере 5-ти мешков с зерном):

1- для жизни

2- чтобы не заболеть(запас)

3-краткие страдания (на корм птицы)

4-малые преприятности (на изготовление спиртного)

5-безразличного, в кот. нет больш. необход.(на корм попугаю,…)

Процент на капитал (настоящее благо дороже будущего)

Ф.Визер(1851-1926)

Ввёл термин«предельная полезность» и «альтернативные издержки»

Ординалистский подход: ранжирование(упорядочивание) потребностей

Л.Вальрас(1834-1910)-франц.

«Элемент частной политэкономии»(1874)

Общая теория микроэкономического равновесия

Деление на 2 группы экономических субъектов: владельцев факторов производства и предпринимателей

Общие черты 1-ого этапа:

В основе ценности- предельная полезность

Оценка полезности:

Психологическая хар-ка с позиции конкретного человека «субъективные направления»

2-ой этап маржинальной революции и возникновение неоклассической экон.теории (90-е годы 19 в.)

А.Маршалл(1842-1924) –англ. « Принципы экономики» («Принципы п/э»- 2 перевода названия)(1890)

Термин «Политическая экономия» заменён на «экономикс» (эконом.жизнь свободна от политического и гос-ого вмешательства)

Изучение спроса и предложения, «Крест Маршалла»-равновесие

Концепция эластичности спроса, понятие «излишек потребителя- разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности)»

Снижение средних издержек от роста размера предприятия, деление на постоянные и переменные издержки

Д.Кларк(1847-1938)-амер.

«Распределение богатства»(1988)

Незыблемость частной собственности:

«каждому фактору-опред.доля продукта,каждому- соответствующее вознаграждение- вот естественный закон распределения».

Рынок труда. Размер з/платы зависит:а) от производительности труда;б) от уровня занятости (чем больше занято, тем ниже производительность)(от каждого по возможности)

Общие черты 2 этапа. Отказ от субъективизма и психологизма

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты

Институционализм .У.Гамильтон: «Институт- пучок соц. потребностей»

1.Общ.институты: гос-во, семья, профсоюзы, юридическо- правовые формы, монополии и др.

2.Общ.психология: мотивы поведения, привычки, традиции, обычаи, способы мышления и.т.д.

Основные черты:

Стремление к интеграции экономической теории с другими общ-ми науками

Неудовлетворённость высоким уровнем абстракции, присущих неоклассике

Создали предпосылки д\микроэкономической модели кейсинаства

Этапы институционализма:

1)20-30гг 20 вв(Г.Веблен,Дж.коммонс,У.Митчел)

2)40-70гг 20вв(Дж.Кларк,Дж.Гэлбрейк)

3)с 70гг (Г.Модраль,Дж.Бюкенен,Р.Коуз)

1этап соц-псих. Институционализм Веблена

1899г»Теория праздного класса»

-(опровергает попытки свести человека к системе уравнений)

Считает, что при принятии решений человек руководствуется врожд. инстинктами

«родительское чувство»-инстинкт самосохранения и сохранения рода

«склонность к эффективным действиям»-инстинкт мастерства

Склонность к подражанию, праздному любопытству

Раскрывает противоречия между индустрией (= инженеры и рабочие, их цель-рост богатства общества) и бизнесом(=финансисты, предприниматели, цель: прибыль)

Считает, что власть должна быть у среднего класса, который он сравнивает с технической интеллегенцией

Джон Комман(1862-1945)

«правовые основы капитализма»(1924)

«Институциальная экономическая наука»(1934)

Основные идеи:

Улаживание соц.конфликтов с помощбю юрид.процессов

Сторонник вмешательства гос-ва в экономику

Стадии эволюции капиталистического общества:

Торговый капитализм

Предпринимательский

Банковский(финансовый)

Административный(гармония интересов)

У.Митчелл(1874-1948)

«Гарвардский барометр»(1917)

Эмпирическое направление:

Составил более 1000 динамических рядов различных народохозяйственных показателей

1923г-выступил с идеей создать систему гос-ого страхования от безработицы

Этап

Идеи трансформации капитализма за счёт изменения природы крупных корпораций

Индустриально-технократический подход в связи с НТР

Дж.Гэлбрейт(1909-1993гг)

«Американский капитализм»(1952г)

«Общество изобилия»(1958г)

«Новое индустриальное общество»(1958)

«Экономические теории и цели общества»(1973)

Делит амер.экономику на 2 разнородные системы:

«планирующую»(крупные корпорации, у которых эконом-ая власть над ценами,потребителями,издержками)

«рыночную»(мелкие фирмы и предприниматели)

О трансформации капитализмов в индустриальное общество, где реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре=совок.учёных,инженеров,техников,специалистов по маркетингу,управляющим.

Мотивы:создание условий чтобы собственник нуждался в её услугах

Этап

Неоинституционализм

Гос-во вмешивается в экономику в чрезвычайных ситуациях

Гос-во должно проводить монетарисскую политику-бороться с инфляциями и не вмешиваться в экономику

Осн. соц-ые институты возможно анализировать с помощью инструментов экономической теории

Теория общественного выбора, Дж.Бьюкенен

Экономическая теория права собственности, Р.Кроуз

Основные черты теории общественного мнения:

Изучает использование людьми правительственных утверждений:считаю,что между политикой и бизнесом знак =

Концепция» экономического человека» с рациональным поведением

Политика=процессу обмена на рынке(2торговля голосами и предвыборными обращениями»)

Приёмы разрешения:

Лоббизм- способы влияния на принятие полит-их решений в интересах узкого круга

Логроллинг- практика взаимной поддержки депутатовпутём «торговли голосами2

Лекция № 3. Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации.

1. Зарождение политических учений в древности.

2. Политические учения в средние века.

3. Развитие политических знаний в Новое и Новейшее время.

4. Современные политические теории.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте,

Индии, Китае. Дошедшие до нас ʼʼЗаконы Хаммурапиʼʼ (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное делœение общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово ʼʼполитикаʼʼ древнегреческого происхождения (ʼʼполисʼʼ – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде ʼʼГосударствоʼʼ предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделœения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.

Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.

Политическая мысль Нового времени В XVII веке в политику была привнесена идея ʼʼестественных правʼʼ: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция ʼʼобщественного договораʼʼ провозглашала первоэлементом всœего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Развитие рыночных отношений постепенно снимало покрывало таинства и сверхъестественности с общественных отношений, некогда наброшенное религией, и обнажало реальные механизмы взаимоотношении людей. Связанный с эпохой Возрождения, процесс обособления индивида и становления его в качестве самостоятельного субъекта исторического творчества создал предпосылки для формирования гражданского общества, противостоящего государству. Теперь участниками политического процесса становятся государство - общество - личность.Указанные изменения повлияли и на развитие политической мысли. Период Нового времени ознаменовал собой начало радикальной трансформации существовавших подходов к политике. Именно на этом этапе происходят становление политической науки, прежде всœего ее предмета и метода, вычленение закономерностей развития политики, в чем особая заслуга принадлежит Н. Макиавелли, которого заслуженно считают ʼʼотцомʼʼ политической науки, и Ш, Монтескье, пытавшегося выявить устойчивые взаимосвязи политического развития.Культивируется принципиально новый взгляд на политику: на смену схоластическому толкованию политики, опиравшемуся на веру в божественный характер государства и власти, приходит рационально-критическое понимание ее. Через критику метафизических умозаключений и оценок политики, априорно заданных религиозными нормами, и схоластического дедуктивного метода происходило становление традиции объективного анализа политических реалий. Обращение исследователœей к анализу политической практики позволило преодолеть нормативный характер политических суждений, изменило направленность эволюции политических идей. Теперь мыслители не занимались конструированием идеальных моделœей государства, а больше стремились понять и объяснить природу существующих политических отношений.Родоначальником политической науки, как мы уже отметили, был признан видный итальянский философ и социолог Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Этот факт отразил признание его заслуг в развитии политической власти. В работах ʼʼГосударьʼʼ (1513) и ʼʼРазмышления о первой декаде Тита Ливияʼʼ (1520) он сформулировал предмет и метод политической науки.Первое, что он сделал - обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний, имеющих собственную логику, отделив политическую науку от теологии, философии и морали. Предметом политической науки Н. Макиавелли считал власть во всœех ее проявлениях.Второе, что привнес в политическую науку Н. Макиавелли -это метод. До него религиозная схоластика не разграничивала объективные факты и суждения о них. Н. Макиавелли ввел политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами - за поведением политических лидеров, масс, за их взаимодействием. Политику он изучал как социальную реальность, тем самым перенеся политику из сфер воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Н. Макиавелли заметил: ʼʼМне показалось более приемлемым следовать действительной истинœе вещи, чем своему воображениюʼʼ.С именем Н. Макиавелли связано новое видение природы политики как сферы принятия стратегических решений. Его работы ʼʼРазмышления о первой декаде Тита Ливияʼʼ и ʼʼГосударьʼʼ являются обоснованием технологии принятия эффективных решений. Очистив политику от морали и религии, он выявил реальные механизмы ее эволюции - интересы людей. Политика, с точки зрения Н. Макиавелли, представляет собой целœеполагающую деятельность людей, в которой они пытаются реализовать свои интересы и потребности. Природа политических изменений определяется тем, в какой мере удовлетворены интересы тех или иных социальных групп. Принятие и реализация политических решений должны учитывать два важных фактора: принцип относительности и компоненты эффективного лидерства.Содержание принципа относительности состоит в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации. В каждый конкретный момент они относительны друг друга: выбор средств относителœен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, цель, средства и ситуация должны соотноситься между собой. Политический реализм Макиавелли выразился в том, что он определил нравственность как сферу абсолютного, а политику как сферу относительного и подчеркнул: не следует сферу политики оценивать мерками абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли, не может руководствоваться нравственными нормами, поскольку они лежат за пределами сферы относительного.Во многом эффективность принимаемых решений зависит от лидера. В этом отношении К Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчинœенными (подчинœенные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них); 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.В политической теории Н. Макиавелли можно найти практически весь набор методов исследований, которые впоследствии стали использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический и т. д. В его работах были обозначены и в определœенной мере решены наиболее существенные проблемы политологии: проблема власти и природа политики; соотношение государства и гражданского общества; проблема элит и лидерства; политические режимы и их эволюция и т. д.Одна из наиболее существенных проблем политической практики в Новое время заключалась в поисках основ стабильности и умеренного ʼʼсмешанногоʼʼ правления. В этом смысле представляет интерес теория Н. Макиавелли о круговороте политических форм. Циклическое развитие политических форм обусловлено ограниченностью наличных ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства, политическая форма начинает клониться к упадку, поскольку изменяются условия ее функционирования. Выделяя три плохие (тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие (монархию, аристократию и демократию) формы, Н. Макиавелли указывал наличие достоинств у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично развивал аристократическую идею ʼʼсмешанногоʼʼ правления и настойчиво утверждал ее в истории политической мысли.Заметно возросшие возможности человека в преобразовании окружающей действительности требовали формирования иной картины мира, новых смыслов деятельности индивида. Прежние смыслы задавались христианской моралью и призывали человека к покорности и смирению. Процесс секуляризации обшественной жизни обусловил поиск новых приоритетов и предпочтений среди существовавших ценностей. Переход общества к ценностям рационализма, свободы и гражданского равенства был подготовлен идеологами эпохи Просвещения.Со второй половины XVH в. начался процесс становления идеологий, которые создавали новую картину мира, отличную от прежней систему смыслов человеческой деятельности, эффективных способов организации общественной жизни и технологии ее изменений. В рамках ценностей и предпочтений либерализма, консерватизма и социализма политическая мысль пыталась определить природу государства, а также выявить конкретные политико-организационные и конституционно-правовые формы обеспечения умеренного правления.

Политическая теория либерализма, явившаяся исторически первой формой идеологии, в своих построениях исходила из ценностей естественного права, свободы личности и, следовательно, идеи ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Реализация идеала свободной личности предполагала наличие механизма, способного обеспечить осуществление естественных и неотчуждаемых прав личности (по Лок-ку, ʼʼправа на жизнь, свободу и собственностьʼʼ). Таким инструментом в либерализме признавалось государство. Природа и смысл государства трактовались в контексте общественного договора, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав. Создание государства рассматривалось как гарантия равных возможностей для каждого в реализации прав и свобод. В такой интерпретации государство представлялось как торжество человеческого разума.

При этом смысл общественного договора понимался неоднозначно. Так, Т. Гоббс (1588 - 1679) в ʼʼЛевиафанеʼʼ анализ природы государства начинал с противопоставления природного, ʼʼестественногоʼʼ в человеке и общественного. Считая свободу естественным состоянием, пространством естественных отношений, в котором развертывается деятельность индивидов, Т. Гоббс требовал подчинить власти государства ничем не скованную свободу, ведущую к всœеобщей вражде и насилию, а также передать естественные права и свободы народа государству - единственному, кто способен обуздать природные страсти людей. При этом не только природная вражда, необузданная ʼʼвойна всœех против всœехʼʼ, но и другие естественные чувства, такие, как страх смерти, тревога за близких и свое благополучие, жажда внутреннего и внешнего спокойствия, заставляют людей искать защиту у власти. По Т. Гоббсу, государство творит гражданское общество, устанавливает порядок, цивилизуя общество и его членов.

Для того, чтобы обуздать инстинкты, гарантировать общественный порядок и права граждан, сами граждане должны передать всœе права и свободы государству во имя собственной безопасности. Т. Гоббс был сторонником абсолютистской государственности. Он развивал концепцию сильной королевской власти, установлению которой способствовал после смерти О. Кромвеля.

Дж. Локк (1632 - 1704) также исходил в определœении природы государства из противопоставления естественно-природного и гражданского-цивилизованного. Он замечал, что ʼʼте, кто объединœены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебные учреждения, куда можно обращаться, и которые наделœены властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе, но те, кто не имеют такого судилища... всœе еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый... сам является судьей и началом...ʼʼ.

В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк был сторонником правовой государственности. Он считал, что граждане, создавая государство, исходят из общей для всœех пользы - преимуществ интеграции индивидуальных усилий и гарантий со стороны государства естественных прав личности. Государство и общество связаны договором и доверием, основанными на моральном порядке, знании и праве. Тем самым разрешалось противоречие естественного (в человеке) и разумного (в политике). Государство охраняет естественные права граждан; общество сдерживает естественные побуждения власти к господству; власть обуздывает природные инстинкты человека.С целью предотвращения возможности поглощения общества и индивида государством Дж. Локк предложил идею разделœения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная власть имеет более высокий статус, чем исполнительная, поскольку определяет политику государства.

В дальнейшем в рамках либеральной традиции поиск конкретных политике - организационных форм умеренного правления привел к созданию Ш. Монтескье (1689 - 1755) теории разделœения властей. Потребность в фрагментации власти проистекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Ш. Монтескье разделил власть на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. При этом по статусу они были неравнозначны.

Впоследствии правовая концепция ʼʼнеотчуждаемыхʼʼ прав человека и идея общественного договора как основы образования государства дополнилась концепцией федеральной республики как особой формы ʼʼсмешанного правленияʼʼ Дж. Мэдисона (1751 - 1836). Американская революция, отменив сословия и привилегии, признала народ в качестве единственного источника власти. Следование принципам непосредственной демократии создавало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничить права меньшинства.Для преодоления тирании большинства Дж. Мэдисон предложил систему сбалансированного распределœения власти в обществе, исключающего проявления, с одной стороны, крайностей автократии, олигархии и демократии, с другой - тирании, диктатуры и анархии. Требованиям справедливого распределœения политической власти между различными социальными слоями в большей степени, по Дж. Мэдисону, отвечает федеральная республика, поскольку в ней, во-первых, замещение государственных должностей осуществляется через общенациональные выборы; во-вторых, граждане на выборах делœегируют свои полномочия государственного управления компетентным согражданам; и, в-третьих, умеренность республиканского правления обусловливается механизмом ʼʼсдержек и противовесовʼʼ, который не позволяет власти концентрироваться в руках группы лиц.Концепция *сдержек и противовесовʼʼ Адамса, Дж. Мэдисона и Гамильтона является дальнейшим развитием теории разделœения властей Ш. Монтескье. У американских ʼʼфедералистовʼʼ всœе три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) равноценны, что обеспечивает им возможность контролировать и сдерживать друг друга.Либеральная идея общественного договора как основы образования государства и концепция ʼʼестественных и неотчуждаемыхʼʼ прав и свобод человека подвергались критике со стороны основоположника радикализма Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и родоначальника консерватизма Э. Берка (1729 - 1797).Ж.-Ж. Руссо исходил из существования некой гомогенной (единой) воли народа. Существующее государство не представляет собой политического целого, поскольку защищает интересы частных собственников, а само государство закрепляет неравенство, в котором ʼʼхищничество богачей, разбой бедняковʼʼ, безудержные страсти всœех порождают ʼʼнепрерывные войныʼʼ. Общественный договор не меняет природы государства.

ʼʼАнглийский народ, - утверждал Ж.-Ж. Руссо, - был свободен только на протяжении одного дня, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он - ничтоʼʼ. Следовательно, народ, в случае если он хочет быть свободным, не должен добровольно подпадать под ярмо процедур принятия решений, основанных на разделœении властей. ʼʼЛюбой закон, который народ сам ʼʼличноʼʼ не утверждал, ничто, пустое место, он - не законʼʼ, - замечал Ж.-Ж. Руссо.Общая воля должна быть выражена только непосредственно самим народом. ʼʼВместо отдельной личности каждого договаривающегося, - подчеркивал он, - данный акт ассоциации немедленно создает моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, - целое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получает путем этого самого акта свое единство, свое общее я, жизнь и волюʼʼ. Следовательно, старое государство крайне важно разрушить и создать на его месте новое, выражающее волю большинства. И каждый гражданин должен подчиняться воле большинства, иначе его принудят силой быть свободным. Созданная таким образом политическая ассоциация людей (ʼʼполитическое телоʼʼ) функционирует на базе непосредственного правления всœего народа.Политические идеалы Ж.-Ж. Руссо оказали заметное влияние на последующее развитие политической мысли и практики. При этом их воздействие было противоречивым. Отдельные идеи, к примеру, о народе как единственном источнике власти, стали основой демократического конституционного государства. Другие же положения его политической теории породили политический радикализм, заимствовавший идеи революционного слома государства с его лживым принципом разделœения властей, замены его народным самоуправлением.Ковсœервативная политическая мысль исходила из отрицания идеалов индивидуализма, рационализма и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 ᴦ. В корне окружающего мира лежит жизненное начало, не подвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества. Существующие в обществе политические институты являются отражением естественного хода событий. Следовательно, чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного начала. Основателœем консерватизма считается Э. Верк, который сформулировал свои идеи в ʼʼРазмышлениях о Французской революцииʼʼ. Он критиковал идею естественного права и концепцию общественного договора, считая, что государство есть результат естественной эволюции.Социалистическая политическая мысль была неоднородной: она представлена как ортодоксальным направлением, так и реформистским. Ортодоксальная традиция представлена работами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, которые трактовали природу государства крайне односторонне, как орудие политического господства экономически доминирующего класса. Исходя из этого, предполагалось, что уничтожение частной собственности и разрушение буржуазного государства откроет дорогу в ʼʼцарство свободыʼʼ. При этом считалось, что отмирание государства как такового будет происходить через установление диктатуры пролетариата и лишь затем начнется переход к общественному самоуправлению. Механизм и принципы функционирования государства диктатуры пролетариата выводились из понимания социализма как антипода капитализму. Следствием такого подхода явилось отрицание достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли: идеи общественного договора, принципа разделœения властей, отделœения политики от других сфер жизни общества, формирования гражданского общества и т. д.

Альтернативное (реформистское) направление представляли идеи Э. Бернштейна и Л. Гумиловича, которые критиковали классический марксизм, доказывая его классовую ограниченность и несоответствие новым условиям существования западного общества. Последнее заметно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в т.ч. пролетариата.Возросший уровень жизни заметно ослаблял классовые конфликта и позволял проводить в обществе преобразования на базе реформ, а не революций.Постепенное выравнивание социально-экономических, политических различий изменяет природу государства. Оно всœе больше выступает в роли патрона и арбитра между работодателœем и наемным работником. Так формировалась идея социального партнерства, перешедшая затем в концепцию социального государства. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости и равенства. Жизнь подтвердила высокую эффективность политической философии социал-демократии; для этого достаточно обратить внимание на уровень и качество жизни таких стран, как Швеция, Норвегия, Австрия, Швейцария, исповедовавших реформистские политические идеалы.

Новый этап в развитии политической мысли связан со становлением социологии как самостоятельной дисциплины. Работы О. Кота (1798- 1857), Э. Дюркгейма (1858- 1917), Г. Спенсера (1820 - 1903) способствовали пониманию социальных механизмов эволюции, выявлению закономерного характера общественного развития. Сравнительно-исторический метод позволил раскрыть социальные предпосылки распределœения власти, развития политических режимов и институтов. В орбиту анализа политических процессов включались факторы, прежде не принимавшиеся во внимание: возрастающая внутренняя дифференциация общества, вызванная прогрессирующим разделœением труда; духовные факторы (коллективные представления, верования), международные отношения и т. д.

Выразителями концепции ʼʼестественного праваʼʼ и ʼʼобщественного договораʼʼ были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.

В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.

Современный облик политология приобрела во второй половинœе XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всœесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.

В начале XX века процесс выделœения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.

Литература:

1) Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997.

2) История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ.

3) ред. В.С.Нерсесянца. М.,1997.

4) Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под

5) общ. ред. А Н.Нысанбаева. Алматы,1998.

6) Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

Лекция № 3. Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция № 3. Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации." 2017, 2018.

Зарождение и развитие экономической науки. Явления и процессы общественной жизни, связанные с производством благ, как предмет экономической теории. Производительные силы и производственные отношения. Проблема выбора оптимального решения в экономической теории. Поведенческий аспект экономической деятельности людей. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

Изменчивое и устойчивое в экономических процессах. Экономические интересы и экономические законы. Функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с хозяйственной практикой и экономической политикой. Экономическая стратегия и экономическая политика. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа экономической системы.

Методология экономической науки. Исходный пункт экономических исследований. Метод абстракции. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Единство исторического и логического подходов. Функциональный подход. Экономико-математическое моделирование и математические методы в экономике. Экономический эксперимент.

Предмет и метод экономической теории

Вопросы для обсуждения

1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория.

2. Предмет экономической теории. Понятие экономической системы.

3. Функции экономической теории.

4. Взаимосвязь теории с хозяйственной практикой и экономической политикой.

5. Методы экономической науки.

Экономическая наука - наука об управлении редкими ресурсами, наука изучающая поведение и отношения людей в условиях ограниченности средств, ресурсов, стремящихся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности .

Предмет науки - это существенные стороны или признаки объекта, явления или процесса, которые исследует, изучает та или иная наука.

Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами. В зависимости от конкретных исторических условий изменялся угол зрения на те или иные экономические вопросы, вместе с ними менялся и предмет экономической теории.

Впервые экономические знания появляются в учениях мыслителей стран Древнего Востока :

· «Законы Ману» - IV-III вв. до н.э.;

· труды древнекитайских мыслителей, таких как Конфуций, Сюнь Цзы и т.п.

Они обосновывали существование общественного разделения труда, отношения господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила развитие в Древней Греции в сочинениях Платона, Аристотеля и Ксенофонта, где можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.



Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Этот термин был введен Аристотелем.

В связи с тем, что в условия рабовладельческого строя физический труд в Древней Греции считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью, но не трудом.

В экономических взглядах мыслителей Древнего Рима (Катон Старший, Варрон, Лукреций Кар, Калумелла, Сенека) также обосновывалось существование рабства, но уже отражался упадок и разложение рабовладельчества.

Следующий этап развития экономической науки происходил под влиянием христианства . В связи с этим простой хозяйственный труд объявлялся необходимым и святым делом.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированного учения об экономике. Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв . Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Первые научные знания позднее были объединены историками экономических учений в экономическую школу меркантилизма . Меркантилисты считали драгоценные металлы богатством, источник богатства выводили из сферы обращения. Отсюда общее название для их системы знаний: «меркантильный – «денежный».

Меркантилисты впервые употребили термин «политическая экономия», который возник благодаря книге Антуана Монкретьена «Трактат о политической экономии» (1615 г.). Более 300 лет экономические знания развивались в рамках этой науки.

Французская экономическая мысль XVIII в. представлена школой физиократов , которые, продолжив традицию меркантилистов, перенесли научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство.

Англия XVIII в. представлена в рассматриваемой эволюции блестящим теоретиком, основоположникомклассической школы в экономической науке Адамом Смитом . А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а зачастую и против воли человека. Порядок свободного проявления и эффективного удовлетворения частного экономического интереса, а также стихийного функционирования объективных экономических законов называется по Смитуестественным порядком.

Свое дальнейшее развитие классическая политическая экономия получила в трудах Давида Рикардо, Симона де Сисмонди, Томаса Мальтуса, Жана-Батиста Сея, Джона Стюарта Милля.

Апогеем развития классической политической экономии стало учение Карла Маркса . Важнейшие открытия марксизма : учение об общественно-экономических формациях; выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы; теория воспроизводства и экономических кризисов; учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара; учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации; оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег; сущность абсолютной ренты.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, илимаржинализма . Теория маржинализма - это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма являлись экономистыавстрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-Баверк.

Новое направление экономической теории, получившее названиенеоклассического, в основном было сформулировано в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла. В экономической теории неоклассического направления было сформулировано положение о том, что и спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл по своему интерпретировал условия баланса спроса и предложения, активно используя понятие рыночного равновесия. Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей получило название«economics» («экономикс »). Теоретики неоклассического направления определили как один из основных пунктов своего анализа механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния.

Одним из широко известных теоретиков математической школы XIX - начала XX вв. является швейцарский экономист Леон Вальрас. Последователи этой школы экономической теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков, рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оптимуму своего существования, т. е. экономическому успеху. Абсолютным экономическим механизмом достижения оптимума в концепции математической школы считается только рыночный механизм.

Кейнсианское направление, родоначальником которого является Джон Мейнард Кейнс , возникло после Великой депрессии 1929-1933 гг. Основой данного учения является теоретическое обоснование государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, уровнять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Основной школой, противоречащей кейнсианскому учению стал современный монетаризм. Основатель – Милтон Фридмен . Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящемся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлении высокого кредитного банковского процента.

Одним из направлений эволюции экономической теории первой трети XX в. явилась концепцияинституционализма в ее различных модификациях. Название концепции служит иллюстрацией намерения авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых имиинститутами. При этом содержание понятия институт в трактовке авторов концепции является очень широким и может включать и государство, и конкуренцию, и монополии, и налоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы. Представители: Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчел, Дж.М. Гелбрейт.

В настоящее время все многообразие современных экономических школ принято изучать в рамках экономической теории. Эволюция понятий «политическая экономия», «экономикс», «экономическая теория» означает смещение акцентов в предмете изучения, объект при этом остается прежним – поведение людей в процессе их хозяйственной деятельности.

Термин экономическая теория является нейтральным так как политическую экономию чаще всего связывают с государственным вмешательством, экономикс – со свободной конкуренцией и рынком, а в рамках экономической теории получили в XX вв. свое развитие различные экономические учения.

Таким образом, общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Новое на сайте

>

Самое популярное