Домой Микрозаймы Государственное вмешательство в экономику. Границы вмешательства государства в экономику

Государственное вмешательство в экономику. Границы вмешательства государства в экономику

Мне кажется, что на этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, государство должно поддерживать такие «затратные», но необходимые отрасли экономики, как развитие малого бизнеса, развитие сельского хозяйства. А в сложившихся сейчас в России условиях, и развитие импортозамещающих отраслей. Государство имеет рычаги для «сглаживанию негативных эффектов» экономической активности рынка и сглаживание рисков в том случае, если происходит, например, спад какого-то необходимого производства.

По-моему, мнению, вмешательство государства в экономику страны необходимо, но оно должно выступать скорее быть регулятором, нежели управляющим. Например, не может быть одного производителя воды на всю страну, не может быть государственной монополии на производство одного продукта, не должны строиться крупные мега-магазины вблизи города, поскольку это создает проблемы для транспорта.Если же государство не поддерживает экономику, а управляет ей, то таким образом экономику страны можно назвать командной, к которой лучше прибегать в военное время. Ярким примером того, что командная экономика в мирное время может принести кризис и крах экономики страны в целом, является СССР. Многие аналитики выделяют командную экономику, как одну из причин распада СССР. Государство пыталось управлять народным хозяйством, что привело, к сожалению, во-первых, к застою производства и торговли, во-вторых, к развалу экономики и,следственно, политики. Экономика не справлялась с удовлетворением потребностей населения в следствии чего образовывается дефицит товаров. Более того, в СССР плановая экономика приводила к падению мотивации производителей и работников. Приход «теневой экономики» стал толчком для негативных последствий государственного вмешательства в экономику.

Еще одним примером может послужить современная Еврозона. Не все государства, входящие в Евросоюз, так же развиты, как например Франция и Германия. Экономическая ситуация в Греции и Италии, очень сложна – высокий уровень безработицы, урезанные социальные гарантии, рост цен. В виду жесткого контроля Европарламента, эти страны попали в кризисную ситуацию, из которой уже давно не могут выбраться. Строгость европейской политики выражалась в запрете торговли с определенными странами, или же запрете в производстве той продукции, которая приносила наибольший доход для этих стран.Однако, государство должно регулировать определенные аспекты экономики, например, отношения между предприятиями, защиту сельскохозяйственного производства, поддержку малого бизнеса и тому подобное. Такое поведение сможет улучшить экономическую ситуацию страну и усилить ее.

В заключении, я хочу сказать, что как регулятор государство должно вмешиваться в экономику, тем самым ее поддерживая. Но жесткий контроль может привести к краху и падению экономики страны. Государство должно сглаживать негативные эффекты экономики, и такая деятельность называется «государственным регулированием экономики». Она полезна, так как позволяет экономике развиваться без негативных последствий для общества. Пример:

В процессе производства предприятие загрязняет реку сбрасывая в нее отходы. Дальше по течению имеется поселение, зависимое от данной реки (напр. занятое рыболовством). Предприятие не станет очищать реку, если обратное не предусмотрено законом. Тогда и вступает государство в роли регулятора экономики – очищая эту реку или законодательно ограничивая выбросы отходов предприятиями.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Экономические блага. Вмешательство государства в рыночную экономику

1. Экономические блага и их классификация

Средства, служащие для удовлетворения потребностей, называются благами. Те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, называются экономическими. Любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага можно получить в ограниченном количестве относительно соответствующих потребностей, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение количества и качества экономических благ. Необходимым условием для производства экономических благ являются экономические ресурсы или факторы производства. Факторы производства ― это ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Схематично это можно представить следующим образом:


В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами, т.е. продуктами труда, произведенными не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке. Особую роль среди экономических благ играют услуги.

Для классификации благ применяется множество критериев.

Например, то, как потребляются те или иные блага – индивидуально или коллективно. По этому критерию блага разделяют на индивидуальные и совместные. Благо называется индивидуальным, если использование его одним человеком исключает возможность его использования в это же самое время другим человеком. Например – продукты питания, если их съест один индивид, то они никому уже больше не достанутся.
И наоборот, свет фонаря на улице, не мешает одновременно нескольким людям пользоваться этим благом. Это уже совместное благо.

Другой критерий - можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты индивидов или нет (например, услугами правоохранительных органов пользуются все – и добросовестные налогоплательщики, и те кто уклоняется от уплаты налогов, а вход в музей возможен только по купленным билетам). Здесь различают блага исключаемые и неисключаемые.

Согласно этим двум критериям можно выделить четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные.

Исключаемые и индивидуальные называются частными благами. Исключаемые и совместные - это общие блага. Неисключаемые и совместные - это общественные блага. Неисключаемые и индивидуальные - так называемые блага свободного доступ, или квазиобщественные блага. Пример квазиобщественных благ - грибы в лесу. Трудно ограничить лес без больших издержек от доступа в него грибников, но уж если кто-то сорвал гриб, то другому он не достанется, т.е. доступ не ограничен, но конкуренция есть.


Эти типы экономических благ отражены в Таблице 1.

Товарами становятся в основном частные блага. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия. Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Классифицировать экономические блага можно и по другим критериям.

По назначению блага делятся на материально-вещественные (удовлетворяют многие естественные жизненные потребности людей - мебель, одежда, продукты питания и т.д.) и нематериальные (удовлетворяют духовные потребности - культура, знания, воспитание, творчество и т.д.)

По признаку долговечности: долговременные (предполагают многоразовое использование - книги, бытовая техника, видеофильмы и т.д.) и недолговременные (исчезают в процессе разового потребления - продукты питания, спички и т.д.)

По признаку взаимозаменяемости и взаимодополняемости: взаимозаменяемые товары-субституты (удовлетворяют потребности за счет друг друга, т.к. сходны по свойствам и назначению - мыло, стиральные порошки и пасты; авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт и т.д.) и взаимодополняемые товары (удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом, дополняя друг друга - чай и сахар; автомобиль и бензин и т.д.)

По параметру возможности потребителя блага оценить его качество до момента приобретения принято различать три типа благ: исследуемые блага (те блага, свойства которых легко, практически без издержек, оцениваются потребителем до момента собственного потребления – например, цветы), опытные блага (свойства которых можно без издержек оценить только в процессе потребления – например, автомобиль - мы можем оценить его характеристики, но лишь приобретя и поездив на нем; конечно, можно до момента покупки нанять эксперта, чтобы он проанализировал что-то, посмотрел, оценил, но за это нужно платить), доверительные блага (свойства которых можно оценить лишь много времени спустя после момента их приобретения – например, услуга здравоохранения).

Выделяют также блага настоящие (находятся в непосредственном распоряжении субъекта) и будущие (субъект может распоряжаться ими лишь в будущем); прямые (удовлетворяют какую-либо потребность непосредственно) и косвенные (удовлетворяют некоторую потребность опосредованно).

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства

Главная движущая сила рыночной экономики – индивидуальный интерес. Но человеческий эгоизм необходимо в некоторой степени ограничивать. И сделать это может государство – устанавливая правила хозяйственной деятельности, ограничивая возможный произвол.

Кроме того, рыночная экономика имеет некоторые негативные стороны, и государство может на них повлиять. Полностью искоренить негативные моменты невозможно, но государство может вмешаться в распределение недостатков и преимуществ рыночной экономики между различными социальными слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет важную функцию – обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность, и в государственных услугах, позволяя рыночной экономике функционировать более эффективно.

Конкуренция – основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции неизбежно приводит к тому, что экономическая власть сосредотачивается у отдельных хозяйственных субъектов. Возникает монополия и связанные с ней злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических интересов в ущерб обществу. Конкуренция подавляется. Тут государство также выполняет важную функцию – защищает конкуренцию. Государство контролирует монополии с помощью антимонопольного законодательства, регулирует цены «естественных монополий», устанавливает стандарты на услуги.

Рыночная система приводит к социальному неравенству, вызванному дифференциацией доходов и наличием нетрудоспособного населения. Социальное неравенство может вызвать социальную напряженность в обществе. В целях ее уменьшения государство вмешивается в механизм рынка и осуществляет трансфертные платежи в виде субсидий нуждающимся и безработным. Оно гарантирует право на труд и на доход, обеспечивает перераспределение дохода. Очевидно, что в данном случае вмешательство государства необходимо.

Кроме перераспределения ресурсов между различными слоями населения, государство также способствует более эффективному распределению ресурсов по стране.

Рыночная экономика подвержена экономической нестабильности, вызывающей инфляцию и безработицу. Вмешиваясь в экономику, государство пытается предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию, сгладить промышленный цикл, стимулировать экономический рост. Макроэкономическая стабилизация рынка – главная функция государства в рыночной экономике.

Один из недостатков рыночной экономики – то, что она не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – дорог, общественного транспорта, здравоохранения, образования и т.д. Она не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Она не ориентирована на создание социально необходимых товаров, хотя необходимость в таких товарах существует. Иначе говоря, рынок учитывает только индивидуальные потребности, и не выделяет (или выделяет недостаточно) экономических ресурсов для производства социальных благ. Поэтому государство определяет виды и объемы производства социальных благ, высвобождая для этого экономические ресурсы посредством налогов.

Государственное вмешательство

так в настоящее время называется обыкновенно прямое или косвенное воздействие государства на сферу народного хозяйства. Иногда, впрочем, термин Г. вмешательство употребляется в гораздо более широком смысле - в смысле ограничения сферы самоуправления или даже вообще расширения прав государственной или административной власти в противоположность развитию свободы граждан. Приурочиваемое к области народного хозяйства Г. вмешательство противополагается индивидуальной инициативе и полной свободе хозяйственной деятельности. Оно может иметь более или менее широкое содержание в зависимости от условий места и времени. Бесконечный спор, который до настоящего времени ведется экономистами двух противоположных направлений, т. е. сторонниками свободы и Г. вмешательства, никогда не будет разрешен, пока вопрос будет ставиться чересчур абсолютно, абстрактно и вне связи с исторически развившимися формами государственного общежития. Цели, задачи и средства Г. вмешательства постоянно изменялись, и сфера воздействия государства то расширялась, то суживалась. Всюду и всегда, однако, при наличности хотя бы только зародышей государственной власти последняя так или иначе отражалась на хозяйственной деятельности отдельных лиц. В эпоху патриархального быта, при отсутствии центральной государственной власти, старейший глава семьи и рода осуществляет многие из современных функций государственной власти, влияя, между прочим, и на хозяйственную деятельность зависящих от него членов семьи или рода. В дикой охотничьей или кочевой орде, живущей грабежом и насилием, подчинение членов власти военачальника есть не только зависимость дисциплинарная или политическая, но и совместная, соподчиненная хозяйственная форма предприятия. Дарование жизни побежденному врагу под условием превращения его в раба и принудительной работы на победителя есть грубейшее проявление силы или власти политической, видоизменяющееся в экономическое господство одного лица над другим. Грубое физическое насилие сменяется, прежде всего, родовыми и сословными формами зависимости и соответственного принуждения к труду. Так в государствах древнего Востока (Индия, Египет) строй хозяйства обусловливался делением всего народа на касты. Промышленная деятельность в этих странах была весьма строго регламентирована целым рядом предписаний, которым придавалось значение божественных законов. То же самое мы встречаем и в древней Иудее, где многие из законов Моисеевых регулировали хозяйственные и юридические отношения людей между собою и к государству. Таково установление годов субботних (для обеспечения отдыха земле через 7 лет) и юбилейных (для обеспечения равномерного распределения имуществ), установление жертвоприношений в пользу жрецов (первоначальный вид повинностей или налогов) и т. п.

Древние классические государства Греции и Рим олицетворяют собой кульминационный пункт торжества идеи поглощения личности государством. Здесь трудно даже определить, где кончается сфера частной и где начинается сфера государственной жизни и деятельности. Даже теперь принципиальные противники Г. вмешательства нередко злоупотребляют примером этих своеобразных древних государств, желая этим запугать нынешние народы или правительства. На всех этих исторических ступенях широкое право Г. вмешательства покоилось на основах политической, кастовой или сословной зависимости, хотя интересы защищались и экономические - господствующих классов, жрецов, воинов, полноправных граждан и рабовладельцев. В средневековую и феодальную эпоху на место единой власти выступают отдельные властелины - феодалы, вотчинники - или власть целых сословий, как духовенства или соединенных в цеховые корпорации горожан и ремесленников. Настоящая государственная власть почти ничего не может да и не хочет никому предписывать, будучи слабой и не считая себя призванной заботиться о благе народа как одного целого. Права и функции этой власти переходят к представителям патримониальной, вотчинной юрисдикции - феодалам. Они регулируют барщинный труд своих крепостных и вообще к их земле приписанных лиц. Власть и права феодалов имеют своим первоначальным источником политическое начало - завоевание. Но затем постепенно все более и более проявляет свое значение экономический источник их властвования - принадлежность им земли, как своего рода первоначального капитала. Оба источника господства и зависимости - политический и экономический - здесь как бы взаимно уравновешиваются. То же и в ремесленном сословии, где необходимость солидарности в деле самозащиты политической, т. е. в борьбе с посягательствами на свободу горожан со стороны других сословий, вызывает строгую регламентацию хозяйственной деятельности. Это выражается в ограничении свободной конкуренции для устранения розни интересов внутри одного и того же сословия. Общегосударственное вмешательство выступает снова, и весьма ярко и определенно, в эпоху абсолютизма государственной власти. Цель этого вмешательства была сначала политическая: имелось в виду уничтожить внутреннюю цеховую дисциплину, обеспечивавшую солидарность интересов ремесленного сословия. Таково было значение первого, наиболее строгого ремесленного регламента (le livre de métier), изданного Людовиком IX в 1229 г.; прежние единые цехи были раздроблены на мелкие их подразделения, начавшие враждовать между собой на пользу абсолютизма. В момент наибольшего развития абсолютизма наличность вполне установленной политической зависимости эксплуатировалась уже как средство регулировать экономические отношения граждан, во-первых, в интересах всего народного хозяйства, во-вторых - прямо в интересах казны. В первом отношении, согласно указаниям теории меркантилистов, считалось необходимым всячески поощрять обрабатывающие отрасли промышленности для обеспечения наибольшего вывоза более ценных продуктов и привлечения этим путем наибольшего количества денег в страну. Ради этих целей промышленность строго регламентировалась в смысле установления способов производства товаров и улучшения их качества. Рядом с этим нередко преследовалось избыточное, по взглядам того времени, потребление ценностей, что выражалось в мерах против роскоши. При умелом руководстве этой политикой (Кольбер) результаты получались довольно удачные. В это же время развиваются и идеи протекционизма как системы покровительства внутренней промышленности путем высоких или даже запретительных таможенных тарифов. В конце концов все эти меры выродились в ряд фискальных стеснений промышленности и породили реакцию. На смену Г. вмешательству, вполне ограничивавшему свободу хозяйственной деятельности, явилось сперва учение физиократов, доказывавших преимущества полной свободы хозяйственной деятельности, создавших употребляемый доныне лозунг: laissez-faire, laissez-passer, но впавших в другую односторонность - именно, видевших единственный источник народного богатства в земледелии. В стране, раньше других осуществившей у себя идеалы политической свободы, - в Англии почти одновременно с учением физиократов, а отчасти еще ранее (Дэдлей Норт - малоизвестный экономист конца XVII в.) явилась более широкая и точная формулировка начал свободы торговли и промышленности, как отпор прежним регламентативным и протекционистским ее стеснениям и без указанной односторонности физиократов. Настоящий глава этого нового учения о преимуществах свободы хозяйственной деятельности, знаменитый Адам Смит, создал целую школу и имеет до сих пор рьяных, иногда даже до слепоты, приверженцев. Успех учения Смита и его школы обусловливался одновременно и параллельно развивавшимися политическими и юридическими учениями, ставившими превыше всего свободу индивидуальности во всех сферах жизни и отрицавшими целесообразность Г. вмешательства в каком бы то ни было отношении, кроме установления или, вернее, поддержания правового порядка. Таковы сходящиеся в этом отношении учения Канта, В. Гумбольдта, Руссо и большинства французских энциклопедистов. Последовательный ряд мирных переговоров и кровавых революций в разных западноевропейских странах имел своею целью устранить прежние формы чрезмерного Г. вмешательства и обеспечить более полную свободу граждан. Но установившийся там на новых началах строй государственной и хозяйственной жизни скоро стал вызывать необходимость различных поправок и улучшений. Критика нового общественного порядка на почве экономической выразилась наиболее резко в различных учениях социалистов и коммунистов. Первые все целиком и некоторые фракции последних (за исключением анархистов), стали снова требовать расширения функций и задач государства, желая заменить чисто хозяйственную деятельность, покоящуюся на свободной конкуренции, деятельностью государственною (см. Социализм и Коммунизм). Но и на почве основ существующего общественного порядка идея Г. вмешательства стала развиваться все больше и больше, как в смысле восполнения частной инициативы граждан, так и в смысле прямой замены некоторых отраслей частного хозяйства общественными или государственными формами. В наиболее общей, сравнительно, форме вопрос о Г. вмешательстве ставится теперь по отношению к свободе международной торговли или современному протекционизму. Отсюда и ходячее наименование противников Г. вмешательства школою свободной торговли, причем понятию торговли придается широкое значение хозяйственной деятельности вообще. Нередко еще употребляется наименование этой школы "манчестерской", по месту зарождения знаменитой Хлебной лиги, т. е. общества, боровшегося в 40-х годах за отмену английских покровительственных хлебных законов (см. Манчестерская школа, Протекционизм). Трудно перечислить все те стороны и вопросы народного хозяйства, в которых может проявляться и действительно проявляется теперь Г. вмешательство. Особенно серьезное значение оно приобретает в деле регулирования отношений хозяев и рабочих, или в борьбе труда с капиталом. Тут Г. вмешательство выступает на почву социальной политики (иногда называемой государственным социализмом), стремясь оградить и защитить интересы рабочих как стороны фактически слабейшей в борьбе за большее вознаграждение и лучшие условия работы. Относящиеся сюда законодательные меры носят общее название фабричного законодательства (см.), так как борьба эта наиболее обостряется в крупных промышленных предприятиях. Задачами этого законодательства служит охранение интересов подрастающего поколения и женщин или всех вообще рабочих установлением более коротких сроков работы, различных санитарных гигиенических мер и т. д. Особое и быстро развивающееся значение приобретает в настоящее время обязательное страхование рабочих от временных болезней, несчастных случаев, старости и вообще потери способности к труду (особенно в Германии и Австрии). В России рядом с развивающимся фабричным законодательством особенное значение ввиду преобладания сельскохозяйственной промышленности имеют регулирование порядка землевладения (общинного), организация переселения или расселения, меры по народному продовольствию, хлебной торговле, по устройству общественных элеваторов, по кустарным промыслам, содействие к приобретению крестьянами земель при помощи крестьянского банка и т. д. Наиболее резкий пример Г. вмешательства в форме замены частной инициативы государственною можно видеть в совершающейся почти везде замене частного железнодорожного хозяйства государственным или в строгом подчинении жел.-дор. тарифов государственному надзору или регулированию.

С изменением существа и задач Г. вмешательства изменяется и внешняя форма его применения. Г. вмешательство теперь выражает собой преимущественно защиту и разграничение взаимно сталкивающихся интересов в народном хозяйстве. Место прежнего правительственного произвола заступает сознательное регулирование различных вопросов через посредство представительных и совещательных общественных учреждений. Относительно теоретической постановки вопроса о Г. вмешательстве трудно дать хотя бы самое сжатое общее литературное указание, так как один перечень сочинений общих и частных потребовал бы слишком много места. Особенно выдается в этом отношении немецкая литература, в которой теперь несомненно преобладает направление в пользу Г. вмешательства. Большие заслуги в этом отношении оказало учреждение там в 1872 г. учено-практического общества под названием Verein für Socialpolitik, разрабатывающего на своих периодических собраниях и в печатных изданиях ("Schriften des V. f. S. Р.") множество теоретических и практических вопросов. Во главе этого направления стоят наиболее выдающиеся современные экономисты, как Ад. Вагнер, Шеффле, Шмоллер, недавно умерший Лоренц Штейн и др. Развитие вопроса о Г. вмешательстве дает вообще более богатое содержание современной науке полицейского и административного права и отражается даже на чистой юриспруденции в области гражданского права и философии права стремящейся установить и выяснить значение "цели в праве" и существо интересов, защищаемых гражданско-правовыми институтами, которые теперь уже не столь резко, как прежде, противополагаются публично-правовым (в особенности благодаря трудам Иеринга). Правильной постановке вопроса о Г. вмешательстве много содействовали органические теории общественного развития, установившие смысл взаимодействия различных сторон общественной жизни. Наиболее последовательное развитие этой теории находится в сочин. Шеффле "Bau u. Leben des socialen Körpers". В то же время, однако, другой представитель органической теории, Герберт Спенсер, приходит к выводам, безусловно противным государственному вмешательству, и вообще вместе с Тэном представляется самым решительным противником идей Г. вмешательства вообще. Наиболее упорствует против признания Г. вмешательства до настоящего времени большинство французских экономистов, с Полем Леруа-Больё, Молинари и др. во главе. В молодой русской экономической науке большинство ученых и литераторов примыкают по своим взглядам к числу принципиальных сторонников Г. вмешательства, разрабатывая относящиеся сюда вопросы преимущественно на почве практических нужд и задач русского народного хозяйства.

В. Яроцкий.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Государственное вмешательство" в других словарях:

    См. государственное вмешательство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. По английски: State controlled market… … Финансовый словарь

    Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. По английски: State price adjustment См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Регулирование государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственное регулирование рынка вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем … Википедия

    Право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче­ского образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что со­временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ­ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых и социальных отношений. Эту тему важно изучать, т.к. это неотъемлемая часть жизни, касающаяся всех сфер жизнедеятельности в той или оной степени. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а сдругой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений,которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся межденародными. Кроме того,современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства:ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие прак­тически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикаль­ной смены взглядов на роль и место государства в период ста­новления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпаде­ние взглядов на необходимость и формы государственного вме­шательства в экономику.

Цель работы показать и раскрыть какую роль играет государство в рыночной экономике. Задачи работы показать необходимость вмешательства государства в экономику, раскрыть цели, напрвления и методы государственного регулирования экономики. Найти особенности современной экономический политики российского государства. А так же наиболее полно на практике установить взаимосвязь между государством и рыночной экономикой.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1.Необходимость вмешательства государства в экономику

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополни­тельных мер. Только определив такие места, можно искать спо­собы по их ликвидации или сведения к минимуму.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полно­стью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, националь­ная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция ок­ружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обес­печить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требую­щих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еше ряд обстоятельств, объективно определяющих необходи­мость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усо­вершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.

К первой сфере вмешательства государства относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера или проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой является не состоятельность рынка гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. .

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей). Такое распределение называется функциональным, или первичным. Результатом первичного распределения ВНП выступают факторные доходы (заработная плата, процент, рента, прибыль).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. (Общественные товары и внешние эффекты будут рассмотрены в данной главе ниже.)

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят произ­водством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь.

В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим; что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья администра­тивно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложе­ния, банковской системы и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное