Домой Полезные советы Сроки продажи валютной выручки. Общество получило валютную выручку, она должна поступить на транзитный счет а потом на текущий счет?Обязательную продажу не производим

Сроки продажи валютной выручки. Общество получило валютную выручку, она должна поступить на транзитный счет а потом на текущий счет?Обязательную продажу не производим

Каждый финансист должен четко понимать, что представляет собой валютная выручка и каковы ее особенности. В современном понимании этот термин означает сумму полученных средств, заработанных в результате экспорта различных товаров и оказания услуг, торговли ценными бумагами. Доходы, получаемые резидентами от международных кредитов, также относятся к валютной выручке.

В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны процедуры, связанные с регулированием валютной выручки.

Политика в этой сфере во многом зависит от положения национальной валюты относительно основных мировых (доллара, евро, фунта, йены и др.). Например, если в государстве пропагандируется валютная монополия, выручка в полном объеме остается в этом государстве. Такую позицию занимает, например, Китай.

Если валюта полностью конвертируется в другие мировые валюты, то ею может распоряжаться по своему усмотрению сам экспортер. Если существуют ограничения на конвертируемость валюты государства, то выручка распределяется между экспортером и государством.

В российских законах прописано, что определенная доля валютной выручки резидента подлежит обязательной перепродаже. На каких условиях происходит ее продажа? С какой целью закреплена в законе мера по обязательной продаже? Есть ли исключения из правила? Чтобы ответить на эти и другие возникающие вопросы, нужно подробно изучить законодательство и существующую практику.

Обязательная продажа определенной части

Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.

Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.

Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).

Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.

Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.

Она может продаваться следующими способами:

  • банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
  • посредством валютных бирж;
  • Центробанку РФ без посредников.

Среди предлагаемых вариантов, чаще всего, используется продажа через уполномоченные банки, так как это наиболее просто и доступно. Центральный банк для некоторых особых случаев устанавливает индивидуальный размер продаваемой части валютной выручки.

Особенности продажи

Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.

Обязательная продажа части валютной выручки в некоторых случаях может быть отменена или изменен ее порядок. Например, она снижается, если резидентом осуществлялись платежи и определенные виды расходов в валюте другой страны. Однако учитываются только платежи, связанные со сделками данного резидента.

В документах прописаны ситуации, когда резидента могут освободить от обязательной перепродажи. Например, в нынешних условиях валютная выручка от экспорта вообще не предполагает обязательной продажи.

Полная сумма (брутто-выручка) перечисляется на открытый счет резидента, выполняющего операции с валютой. Транзитный счет для таких операций оформляется в банке, уполномоченном на это ЦБ РФ. Далее с указанного счета происходит обязательная перепродажа денежных средств в определенной доле. Курс выбирается действующий на момент продажи. Все, что остается после продажи, перечисляется на другой счет экспортера.

Как определяется общий размер?

Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа. Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками. Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.

Показатели размера выручки в валюте имеют значение не только при расчете дохода государства. Валютная выручка показывает реальную эффективность экспорта в стране. Чистый размер нетто-выручки — это остаток брутто-выручки, образовавшийся в результате вычитания накладных расходов. Это расходы на транспортировку, хранение, страховку товара, комиссионные платежи и обязательные сборы на таможне.

1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ);

3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.

7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

П. 4.1 ст. 15.25

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Государство постоянно работает над внедрением методов, позволяющих восполнить золотовалютный запас и нормализовать обстановку, сложившуюся на инвалютном рынке. Обязательная продажа валютной выручки – один из таких способов, который не оригинален и был задействован в РФ.

До 2007 года предприятиям необходимо было непременно реализовать инвалюту, вырученную в процессе работы с зарубежными партнерами, на рынке внутри страны. Происходило это на спецторгах и валютной бирже. Причина подобных мер – необходимость укрепить и поддержать отечественную денежную единицу за счет увеличения ее количества на внутреннем рынке.

Предприниматели-резиденты вправе пользоваться такими путями реализации инвалютной выручки:

  1. на биржах межбанковских, валютных. Помогали им уполномоченные банки;
  2. через инвалютный рынок внебиржевой межбанковский;
  3. банку предпринимателя;
  4. Центробанку РФ;

Операции по продаже дохода в у. е. осуществлялись с помощью уполномоченного банка, работающего с бизнесом. Реализовать его следовало не позже семи дней (рабочих) с той даты, когда он появился на счету резидента.

Центробанк контролирует соблюдение резидентами сроков и точных нормативов.

Нормы продаж колебались от 50% до 75%. После стабилизации экономики и выхода из кризиса процент снизился сначала до 25%, а затем и до ноля.

Ст. 21 ФЗ № 173, согласно которой устанавливалась обязательная продажа валюты на внутреннем рынке страны, с 2007 года уже не действует.

Продажа валютной выручки в 2017 году

В текущем году остается в силе утвержденная Центробанком норма обязательной реализации иностранной денежной массы, полученной от партнеров по бизнесу. Она предполагает снижение ранее установленного норматива до нулевого значения.

Центробанк обосновал свое решение:

  1. позитивной динамикой и ростом экономики;
  2. отсутствием бюджетного дефицита;
  3. превышением внутри страны предложения у. е. по сравнению со спросом.

По мнению регулятора, возвращение системы обязательной продажи инвалютной выручки в прежнем объеме:

  1. ощутимо уменьшит перспективы инвестирования иностранного капитала в экономику РФ;
  2. повлияет на курс национальной валюты и приведет к его снижению, поскольку резидентов наверняка испугает возможность введения мер, направленных на углубление контроля над вложениями капитала.

Кроме того, необходимость обязательной реализации части заработанной резидентами валюты:

  1. ускорит инфляционные процессы;
  2. приведет к снижению доступности денежной массы для предпринимателей;
  3. станет катализатором дестабилизации инвестиционной политики государства.

В итоге наметившаяся устойчивость экономического состояния нарушится, поскольку прочность рынка обеспечивается предсказуемыми и адекватными мерами в отношении к монетарной политике страны.

Эксперты предполагают, что критическая точка нижней стоимости отечественной валюты пройдена. Вероятность того, что цены на нефть снова пойдут вниз, ничтожная. А значит, котировки национальной валюты останутся на допустимом уровне.

Введение нормы обязательной реализации валютной выручки не обеспечит снижение процента инфляции и не уменьшит цены, поскольку отечественная экономика и без того заметно стабилизировалась, и наметился рост курса рубля.

Возвращение в законодательном порядке обязательства продавать инвалюту угрожает сильным ударом по производителям. Такой ресурс нужен бизнесу, особенно крупному, для сохранения достигнутых оборотов и их увеличения.

Кроме того, в банках страны увеличится количество валютных контролеров, что чревато значительным разрастанием бюрократии, тормозящей рост экономики.

Новое на сайте

>

Самое популярное