Домой Кредитные учереждения Государственная инвестиционная политика направлена на. Инвестиционная политика рф

Государственная инвестиционная политика направлена на. Инвестиционная политика рф

Для стимулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата необходимо осуществлять продуманную инвестиционную политику.

Инвестиционная политика государства это совокупность методов и приемов, направленных на решение задач, связанных с накоплением и использованием капитальных и финансовых вложений, обеспечивающих экономический рост и повышение благосостояния населения .

Основной задачей государственной инвестиционной политики является стимулирование сбережений физических и юридических лиц и их трансформация в инвестиции. Воплощение этой задачи на практике зависит от множества факторов. Основные направления и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.) государственной инвестиционной политики определяет Министерство экономического развития РФ с учетом положений Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). В соответствии с данным документом региональные власти вносят дополнения и уточнения в инвестиционную политику, учитывая при этом транспортную доступность, наличие подготовленных для инвестирования объектов, квалифицированных трудовых ресурсов, преференций, доступной информационной поддержки. Подобные меры направлены на обеспечение целевого использования инвестиционных ресурсов и контроль результатов.

Основой для разработки инвестиционной политики служат сложившиеся в мировой экономической науке концепции.

На Западе преобладает американо-английская концепция, основанная на использовании финансовых факторов. В соответствии с данной концепцией накопления определяются ставками процента по кредитам и вкладам, долей государственного потребления, применением мультипликационного эффекта, умножающего роль инвестиций . Ключевым положением американо-английской концепции является использование стимулирующих методов, при этом основным стимулом служат государственные расходы на общественные работы. Они позволяют увеличить инвестиции, вовлечь в производственный процесс дополнительную рабочую силу, т.е. увеличить занятость, а следовательно, доход и потребление.

Вторая концепция, разработанная Й. Шумпетером, отводит центральное место предпринимательской функции. В основе этой концепции заложена теория "эффективной конкуренции": рыночный механизм в ней рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополий и конкуренции, базирующееся на нововведениях, придающее особый динамизм экономическому развитию. При этом массовые инвестиции в основной капитал будут являться движущей силой процветания и простимулируют нововведения в отдельных областях .

Министром экономики ФРГ Л. Эрхардом была разработана и реализована на практике концепция социального рыночного хозяйства. Ключевым положением концепции является развитие свободного предпринимательства и ответственности за восстановление страны и реализацию способностей и инициативы граждан.

В основу четвертой концепции заложен подход китайских (Дэн Сяопин) и японских лидеров, предполагающий наличие инвестиционной политики, основанной на возрождении духа бережливости и предприимчивости с целью национального подъема.

Выбор концепции определяется такими факторами, как: развитость экономики, стадия экономического развития, национальные особенности правительства и др.

Характер инвестиционной политики зависит от государственного вмешательства как во внутренние, так и во внешние экономические процессы, от степени увязки данной политики с иными направлениями, к которым относят политику финансово-кредитную, лицензионную, налоговую, ценовую, доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций и др. (табл. 1.20).

Таблица 1.20

Классификация инвестиционной политики государства

Классификационный

1. По наличию и характеру правовой базы

Формализованная предполагает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса (налоги, цены, доходы, тарифную систему, сроки амортизации оборудования и методы учета основных средств).

Неформализованная характеризуется низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80%), свободным перемещением капитала за рубеж и обратно, а также несистематизированной правовой базой

2. По форме управления

Либеральная предполагает экономические методы государственного регулирования инвестиционных процессов, наличие развитой вертикальной системы инвесторов (государство – финансовые институты – бизнесмены – мелкие инвесторы), разнообразных источников инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитую финансовую инфраструктуру. Роль государства состоит в установлении "правил игры" во взаимоотношениях "инвестор – государство", что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Централизованная основана на использовании преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций формируются за счет аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе условное

Основные цели инвестиционной политики России заключаются:

  • – в стимулировании процесса модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и обновления научно- технического потенциала;
  • – оптимизации соотношений между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли;
  • – перераспределении капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих повышение благосостояния народа, ускорение научно-технического прогресса;
  • – развитии социальной инфраструктуры .

Основные задачи государственной инвестиционной политики: обеспечение структурной перестройки экономики; стимулирование инвестиций физических и юридических лиц, в том числе и в социальную сферу; регулирование занятости населения; привлечение инвестиций из различных источников, включая иностранные; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности; создание условий для развития различных видов инвестирования; государственная поддержка среднего и малого бизнеса .

В России инвестиционная политика государства формируется под влиянием следующих факторов:

Рассмотрим, каким образом в России регулируется инвестиционная деятельность. Регулирование осуществляется на национальном, региональном и международном (наднациональном) уровне.

На наднациональном уровне регулирование происходит на основе международного инвестиционного права (см. подробнее гл. 9). Регулирование на национальном и региональном уровнях может осуществляться с нескольких позиций; в частности, различают правовое, налоговое, государственное регулирование инвестиционной деятельности. Следует отметить, что эти направления регулирования тесно связаны между собой. Так, правовое и налоговое регулирование, по сути, составляют часть государственного регулирования инвестиционной деятельности организаций.

Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в России составляют Конституция РФ, федеральные законы и постановления. В субъекте РФ помимо федерального законодательства разрабатываются местные нормативные акты, регламентирующие деятельность инвесторов на территории региона.

В настоящее время инвестиционная деятельность в России на федеральном уровне регулируется рядом нормативных документов. Особо следует выделить следующие законы:

  • 1) Закон РСФСР 26.06.1991 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";
  • 2) Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
  • 3) Федеральный закон от 16.06.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке";
  • 4) Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
  • 5) Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложениях";
  • 6) Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Данные нормативные акты регламентируют процесс осуществления, контроля и регулирования инвестиционной деятельности и являются основой для разработки регионального налогового законодательства.

Следует отметить, что в законодательстве РФ предусмотрено прекращение или приостановление инвестиционной деятельности. Правомочные государственные органы могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях признания инвестора банкротом; стихийных и иных бедствий, катастроф; введения чрезвычайного положения; если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства

Государственная инвестиционная политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Основные направления инвестиционной политики:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
Центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию организаций (предприятий).
2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.
Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.
3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе до 2010 года финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений.

Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке экономики, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Инвестиционная политика на перспективу предусматривает также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в виду повышение эффективности организационных методов и методов прямого воздействия государства на инвестиционную деятельность, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (см. с. 29-30).

Каждое государство мира обязано проводить реализовывать рациональную экономическую политику. Это явление считается сложным, состоящим из немалого количества взаимосвязанных и неотъемлемых элементов. Одной из составляющей экономической политики является государства.

Механизм влияния на функционирование экономики, в частности на предпринимательство, и называется инвестиционной политикой государства. Она состоит из большого количества взаимосвязанных методов влияния, эффективное использование которых приводит к ожидаемому результату. Целями рациональной инвестиционной политики являются:

  • Формирование благоприятного делового климата;
  • Стимулирование предпринимательства;
  • Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
  • Способствование беспрепятственной реализации проектов, представляющих ценность для интенсивного экономического развития государства;
  • Минимизация рискованности бизнеса в государстве;
  • Создание максимально упрощённых условий для вхождения в экономику государства инвесторов из-за рубежа.

Государственная инвестиционная политика обычно существует на уровне государства, региона или отдельного предприятия. Для того чтобы влиять на качество инвестиционного потенциала, государство применяет такие инструменты воздействия как:

  • Налоговая политика;
  • Денежная и кредитная политика;
  • Амортизационная политика;
  • Научная и техническая политика.

Реализуя фискальную политику, государство должно решить важную задачу, а именно, как обеспечить налоговые платежи в бюджет, в достаточном количестве и одновременно привлечь инвесторов лояльной налоговой политикой. Также приоритетной задачей фискальной политики считается рациональное распределение денежных потоков, циркулирующих в пределах государства.

Управление учётной ставкой, массой денег и кредитованием отображается в денежно-кредитной политике. Главной целью влияния на эти составляющие экономики является стимулирование спроса на . Реализация денежно-кредитной политики осуществляется центральным банком государства.

Степень развития научного и технического потенциала определяет интенсивность и качество инвестиционного потенциала любой страны. Главная роль в осуществлении научно-технической политики принадлежит государство, которое занимается её менеджментом и определением приоритетных направлений развития. Также государство должно заботиться о финансировании развития научно-технического потенциала.

Амортизационная политика представляет собой сложный процесс регулярной переоценки основных фондов, находящихся в распоряжении государства с целью их обновления.

Политика России в сфере инвестирования

Инвестиционная политика России достаточно специфическая, так как для неё характерны следующие нюансы:

  1. Ощутимое влияние государства на функционирование экономики;
  2. Процесс перехода к рыночной экономике от административной;
  3. Чувствительность экономики к кризисным процессам.

Политика РФ в сфере инвестирования базируется на специально сформированной законодательной базе, которая состоит из отдельных законов, регулирующих инвестиционные операции в государстве, осуществляемые нерезидентами, капитальное инвестирование, а также деятельность инвестиционных фондов.

Инвестиционная политика РФ не может реализовываться без участия в ней органов исполнительной власти, созданных как на общегосударственном, так и на местном уровне. На центральном уровне реализацией инвестиционной политики занимается Правительство, Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ. На региональном уровне действуют такие органы, как министерство инвестиционного и экономического развития, департаменты и агентства инвестиционного развития.

Контроль над регионами

В реализации инвестиционной политики большие государства, как например Россия, должны учитывать специфику экономического развития всех регионов, входящих в его состав. При анализе инвестиционного потенциала регионов учитываются:

  • географическое положение;
  • совокупность природных ресурсов;
  • степень развития транспортной инфраструктуры;
  • геополитическое положение;
  • экологическая ситуация;
  • привлекательность территории для зарубежных инвесторов.

Одной из основных задач государства в сфере инвестиционной политики является гармоничное объединение инвестиционных потенциалов всех регионов с целью формирования общегосударственного делового климата. Поэтому можно смело говорить о том, что является неотъемлемой составляющей государственной.

Перед государством стоит немаловажная цель, касающаяся формирования и утверждения программ инвестиционного развития регионов и их отдельных экономических объектов. Желательно, чтобы реализация таких программ тщательно контролировалась со стороны центрального и регионального правительства.

Государство должно контролировать и рационально распределять финансовые потоки, циркулирующие между отдельными регионами. Также актуальным является решение задачи эффективного распределения доходов и расходов региональных бюджетов.

В России особо острым остаётся вопрос о страховании инвестиций от потерь, неблагоприятных экономических условий и других тяжело прогнозируемых ситуаций. Этот вопрос должен регламентироваться эффективной и прозрачной законодательной базой.

Эффективность инвестиционной политики РФ

Ныне государство в сфере инвестиционной политики должно решить ряд таких актуальных задач, среди которых можно выделить:

  1. Тесную взаимосвязь приоритетов и реализуемых инвестиционных проектов.
  2. Рационализация государственных затрат, направленных на реализацию инвестиционных программ разного уровня.
  3. Расширение прав инвесторов.
  4. Акцент на государственном инвестировании.
  5. Предпочтение проектов с меньшим сроком окупаемости.

Реализация государственной политики России в сфере инвестирования требует увеличения объёма инвестиций, исходящих от частных инвесторов. Это должны быть не только финансовые инвестиции, но и вливание инновационных технологий и интеллектуального капитала.

Перед государством особо остро стоит вопрос привлечения средств иностранных инвесторов. Зарубежное инвестирование помогло бы решить проблему недостаточного финансирования экономики за счёт бюджетных средств.

Чтобы усовершенствовать реализацию инвестиционной политики государство должно:

  • гарантировать права всем участникам инвестиционного процесса;
  • способствовать честной конкуренции между инвесторами;
  • отслеживать нарушения антимонопольного законодательства;
  • поработать над противоречиями в существующем инвестиционном законодательстве;
  • усовершенствовать функционирования инфраструктуры рынка инвестиций;
  • упростить процедуры оформления документов, требуемых для реализации инвестиционных проектов;
  • усовершенствование консультативной и аналитической работы в сфереинвестирования.

На данный момент государство активно работает над выполнением этих задач.

Исходя из того, что в России в наше время происходит развитие рыночной экономики, очень важным является исследование вопросов, связанных с её инвестиционной политикой. Оно должно проводиться на микро- и макро-уровнях.

В современных словарях экономических терминов можно увидеть несколько аналогичных определений инвестиционной политики. Если говорить в общем, то под этим термином подразумевают целую систему целей и мероприятий, с помощью которых обеспечивается нужный уровень и структура капитальных вложений, которые делаются в экономику страны и в некоторые её отрасли и сферы по отдельности. Также сюда включают все те меры, с помощью которых активизируется инвестиционная активность таких агентов воспроизводственной деятельности, как население, предприниматели, предприятия и государство.

Специфика инвестиционной политики государства

  • Организация благоприятного режима, в котором проводят свою деятельность инвесторы (отечественные и иностранные).
  • Увеличения прибыльности и минимизация рисков для обеспечения стабильности в экономическом и социальном развитии.
  • Повышение жизненного уровня населения.

Результат проведенной инвестиционной политики зависит от того, какой показатель имеет объём инвестиционных ресурсов, которые были вовлечены в экономическое развитие страны.

Основные принципы регулирования государством инвестиционной деятельности, согласно законодательству страны, направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для её развития, а также предусматривают непосредственное его участие в этом процессе.

Инвестиционная политика является достаточно сложным процессом, результат которого зависит от большого количества разных факторов. Основные направления инвестиционной политики РФ определяются Министерством экономического развития страны, так же, как и общие её положения. Субъекты федерации также могут вносить свои дополнения и уточнения. Но при этом необходимо наличие некоторых факторов, среди которых основное место занимают транспортная доступность, подготовительные объекты для инвестирования, квалифицированные трудовые ресурсы, преференции и доступная информативная поддержка. Все это должно обеспечивать и контролировать то, что выделенные инвестиционные ресурсы будут использоваться по назначению.

Главные направления инвестиционной политики РФ

1) Реализация проектов должна происходить в прямой зависимости от существующих приоритетов. Среди них первые места занимают: социальная сфера и существующая инфраструктура.

2) Разработка оптимального плана государственных затрат, которые предусмотрены для целевых программ, должна происходить с учетом экономического состояния страны. Первыми должны финансироваться ключевые отрасли.

3) Права инвесторов, отчисляющих средства из собственной прибыли, должны расширяться.

4) Государственные инвестиции должны иметь значительную важность. Схема работы правительства в этом направлении - 1 руб. инвестиций государства на 4 частных рубля.

5) Сократить срок возврата средств, тем самым поднять доходность этих вложений. То есть, для проведения инвестиционной политики нужно выбирать быстро окупаемые объекты.

За счет чего формируется государственная инвестиционная политика РФ?

Формируется государственная инвестиционная политика РФ при влиянии многих факторов. Очень большая роль в управлении экономикой принадлежит государству. Именно оно было инициатором того, чтобы провести радикальные экономические реформы. Призвание рыночной экономики обеспечивать значительную отдачу от тех действий, которые совершают объекты инвестиционной деятельности, что имеют очень продолжительный срок.

Пребывание страны и её экономики в переходном периоде, к числу характерных особенностей которого можно отнести политическую и экономическую нестабильность, кризис финансов мира, отсутствие стабильного развития экономического сектора.

Согласно мнению большинства экспертов, кризис в мировой экономике миновал. Это ведет к росту привлекательности рынков для иностранных инвесторов. Но таковыми станут не все, а только те рынки, которые смогут привлечь своими максимально благоприятными и комфортными условиями для работы с иностранными вложениями. Россия занимает далеко не первое место среди тех стран, которые являются привлекательными для иностранных инвесторов. И причин для этого существует очень много, главное место среди которых принадлежит экономической и политической ситуации в стране, её несовершенному законодательству. Также на это очень влияет то, что в стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, национальная валюта не имеет стабильности, изменения в системе налогообложения очень непредсказуемые, существует бюрократия и коррупция.

В современном экономическом мире, когда инвестиционные потоки не имеют значительной интенсивности, главная роль в обеспечении стабильности и восстановления рынка инвестиций принадлежит государству. Эффективность его влияния на инвестиционную активность обеспечивает амортизационная политика, научно-техническая политика, политика в направлении иностранных инвестиций и др.

Чаще всего, те инвестиции, что государство направляет на решение главных задач, не имеют коммерческого характера. Их эффективность необходимо определять, исходя из направленности на стабильное экономическое развитие и социальное прогрессирование общества. Россия требует создания механизма обеспечения эффективного использования инвестиций, предоставленных государством. Это возможно только в том случае, если будет усилена программно-целевая составляющая государственного регулирования, государство и бизнес будут совместно инвестировать проекты, и будут предоставляться капитальные трансферты на долевой основе.

Инвестиционная политика России на современном этапе

Инвестиционная политика России на современном этапе требует прямого частного инвестирования, причем это должны быть не просто капитальные вложения, а умные инвестиции. Их суть заключается в том, что проводится вложение не финансовых средств, а происходит передача непосредственно технологий, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут хорошо оплачиваться.

Также наличие иностранных инвестиций очень важное для экономики России. Это вызвано тем, что почти полностью отсутствует государственное финансирование, нет необходимых средств у предприятий, происходит экономический кризис, и объёмы производства значительно уменьшаются. Также очень важную роль в этом процессе играет износ всего того оборудования, что установленное на предприятиях.

Для того, чтобы современная инвестиционная политика РФ развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Для этого нужно осуществить следующее:

  • Роль государства, как гаранта тех прав, которые имеют субъекты инвестиционной деятельности, должна усиливаться. Это прибавит уверенности участникам в том, что они не потеряют вложенный ими капитал из-за кризисной ситуации в стране.
  • Необходимо создать одинаковые конкурентные условия для всех инвесторов, которые не будут зависеть от форм собственности.
  • Раз и навсегда устранить с законодательства страны все противоречия.
  • Упростить процедуру согласования документов, которую необходимо проводить во время разработки инвестиционных программ. Это будет способствовать более быстрому внедрению инвестиционных проектов.
  • Создать информативно-аналитические центры, главным заданием которых будет осуществление рейтинговой оценки потенциальных инвесторов.
  • Организовать более современную инфраструктуру инвестиционного рынка. Тогда будут сберегаться средства, вложенные в инвестиционный процесс, во время межотраслевых переливов капитала.

Инвестиционная политика РФ 2015 будет реализоваться в условиях значительной поддержки со стороны государства. Для этого еще в августе 2010 года был утвержден пост, который и до нашего времени принадлежит омбудсмену. Его ввели для обеспечения прямого общения с иностранными инвесторами. Теперь они могут напрямую с омбудсменом обсудить все свои предложения, идеи и условия.

В настоящее время происходит дебюрократизация экономики страны, что заключается в упрощении процедуры запуска проектов, исключении всех формальных проверок. В стране планируется создание новой национальной системы аккредитации, что должно способствовать упрощению допуска на рынок новых товаров. Также правительством проводится работа над пакетом законопроектов, которые направленные на то, чтобы создать в качестве социальных услуг налоговые стимулы для инвестирования в высокие технологии.

Введены относительно низкие ставки страховых взносов для представителей сектора информативных технологий. К ним также относятся резиденты кампаний, которые создаются на базе высших учебных заведений.

Для того, чтобы снизить региональную и муниципальную бюрократию, разрабатывают специальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Одним из базовых критерий, по которым будет проводиться оценка деятельности администраций регионов, будет показатель качества их сотрудничества с инвесторами. По этому критерию также будут определять состоятельность и кадровые перспективы самых руководителей.

Для ускорения выбора площадок для реализации инвестиционной деятельности предполагается опубликование регионами и муниципалитетами информации о перечне с перспективными территориями. В этом случае также уменьшатся размеры издержек.

Современная инвестиционная политика страны: цели

Основана современная инвестиционная политика страны на законопроектах, которые предусматривают внесение большого количества изменений в концессионные соглашения. Также эти законопроекты в некоторой мере защищают конкурентов и государственную приватизацию. Среди ключевых положений проекта основное место принадлежит расширенью списка для оплаты, который предусмотрен концессией, добавлению ряда новых условий в договор концессии, появлению возможности подписания его в связи с просьбой инвестора и др. В целом он был одобрен.

Современная инвестиционная политика РФ своей приоритетной целью ставит развитие долгосрочного отечественного инвестирования. Потому что главным условием большинства иностранных инвесторов, которые готовы вступить в долгосрочный проект, есть участие в нем капитала государства. Именно поэтому возникла необходимость в дополнительных инструментах, с помощью которых можно проводить аккумулирование инвестиционных ресурсов, которые находятся в стране. Для того, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в России, а также оживить её инвестиционную деятельность, необходимо наличие активного воздействия государства на эти процессы.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем: 6

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и на микро-уровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике. 7

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008), и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов: 8

Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.

В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики.

По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала.

В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основными направлениями создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов. 9

России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться: 10

    Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;

    Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;

    Устранение противоречий в законодательстве;

    Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;

    Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;

    Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества. 11

Новое на сайте

>

Самое популярное