"> Этапы развития экономической теории.
"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)
">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения
">Меркантилизм ">1; "> Институционализм ">4; "> классическая школа политической экономии ">2; ">
">маржинализм ">3. ">
">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.
">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.
;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.
">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.
">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями
">Меркантилизм ">А. Монкретьен; ">
">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">
">Монетаризм ">М. Фридмен; ">
">Институционализм ">Т. Веблен. ">
;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...
"> маржинализм
"> неоклассицизм
"> кейнсианство
"> институционализм
">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения
">неоклассическая школа политической экономии ">3; "> канонизм ">1 ">; кейнсианство ">4 ">;
">классическая школа политической экономии - ">2. ">
;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.
;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).
">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.
;color:#000000">13.
">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это...
"> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются...
">Платон;
">-
">Аристотель;
"> -
">Ксенофонт.
">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.
">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... ">кейсианство; "> - "> монетаризм.
">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.
">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.
">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.
">21.Установите соответствие между трудами и их авторами
">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;
">О скудости и богатстве "> Посошков ">;
">Трактат политической экономии "> Монкретьен ">;
">Исследование о природе и причинах богатства народов ">Смит. ">
">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.
">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.
">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.
">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.
Школы, на-правления и их представители | Период форми-рования | Основные идеи |
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин | XVI-XVIII вв. | 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения |
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз | XVIII в. | 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния |
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане | XVII-XIX вв. | 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости |
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы | С середины XIX в. | 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства |
Продолжение табл. 1.
Окончание табл. 1.1
Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин | С конца XIX в. | 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики |
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин | С 1930-х гг. | 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования |
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы | С 1950-х гг. | 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением |
Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.
Краткие выводы
1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.
2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.
3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.
4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.
5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.
6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.
7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.
Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ
Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма
Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен
Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа
В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий
В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы
А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес
Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом
Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит
А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.
Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм
Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов
Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм
Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия
Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм
Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов
Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм
Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм
Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло
Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения
Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй
Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос
К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.
Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу
Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии
Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма
Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма
Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику
Б М Фридман – разработка количественной теории денег
А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка
В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий
Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:
Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк
В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин
Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков
Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках
Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно
Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии
В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ
Одним из основоположников институционализма является Веблен
Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес
Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ
Основоположником неоклассической теории является Маршалл
Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя
Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас
Теория эффективного спроса представлена кейнсианством
Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке
"Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году
Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ
В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег
Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев
Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович
К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм
Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл
Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического
Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы
Укажите представителя маржинализма А.Маршалл
Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту
Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии
Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту
Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма
Веблен Т – основоположник институционализма
Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды
А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"
Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"
А. Маршалл – "Принципы экономической науки"
М. Фридман –"Роль монетарной политики"
Т. Мен – представитель меркантилизм
У С Джевонс представитель маржинализм
М. Фридман представитель монетаризм
Т. Веблен представитель институционализм
Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой
"Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами
Первая книга по экономике написана Ксенофонтом
К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм
Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс
Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии
Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос
Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики
Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин
Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами
Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну
"невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов
парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие
"ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства
кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос
Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита
маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин
монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении
меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли
экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса
Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику
Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм
Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез
Экономический человек – кредо классической школы экономики
Рациональный человек – кредо маржинализма
Реальный человек – кредо институционализма
А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики
Смит А. – основоположник классической школы экономики
Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии
Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег
Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу
Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически
Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия
Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма
К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.
В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
(5-конец 17 в.)
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители:
Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители : К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна