Домой Банки Последовательность становления экономических научных школ. Основные черты административно-командной эконо­мики

Последовательность становления экономических научных школ. Основные черты административно-командной эконо­мики

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"> Этапы развития экономической теории.

"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)

">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">Меркантилизм – ">1; "> Институционализм – ">4; "> классическая школа политической экономии – ">2; ">

">маржинализм – ">3. ">

">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.

">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.

;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.

">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.

">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями

">Меркантилизм – ">А. Монкретьен; ">

">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">

">Монетаризм – ">М. Фридмен; ">

">Институционализм – ">Т. Веблен. ">

;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...

"> маржинализм

"> неоклассицизм

"> кейнсианство

"> институционализм

">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">неоклассическая школа политической экономии – ">3; "> канонизм – ">1 ">; кейнсианство – ">4 ">;

">классическая школа политической экономии - ">2. ">

;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.

;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).

">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.

;color:#000000">13. ">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это... "> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются... – ">Платон; ">- ">Аристотель; "> - ">Ксенофонт.

">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.

">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... – ">кейсианство; "> - "> монетаризм.

">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.

">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.

">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.

">21.Установите соответствие между трудами и их авторами

">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;

">О скудости и богатстве ">– Посошков ">;

">Трактат политической экономии ">– Монкретьен ">;

">Исследование о природе и причинах богатства народов – ">Смит. ">

">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.

">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.

">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.

">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ

Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма

Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен

Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа

В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий

В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы

А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес

Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом

Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит

А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.

Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм

Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов

Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия

Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов

Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм

Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм

Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло

Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения

Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй

Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос

К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.

Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу

Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии

Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма

Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма

Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику

Б М Фридман – разработка количественной теории денег

А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка

В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий

Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк

В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин

Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков

Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках

Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно

Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии

В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ

Одним из основоположников институционализма является Веблен

Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес

Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ

Основоположником неоклассической теории является Маршалл

Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя

Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас

Теория эффективного спроса представлена кейнсианством

Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке

"Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году

Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ

В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег

Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев

Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович

К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм

Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл

Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического

Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы

Укажите представителя маржинализма А.Маршалл

Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту

Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии

Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту

Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма

Веблен Т – основоположник институционализма

Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды

А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"

Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"

А. Маршалл – "Принципы экономической науки"

М. Фридман –"Роль монетарной политики"

Т. Мен – представитель меркантилизм

У С Джевонс представитель маржинализм

М. Фридман представитель монетаризм

Т. Веблен представитель институционализм

Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой

"Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами

Первая книга по экономике написана Ксенофонтом

К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм

Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс

Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии

Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос

Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики

Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин

Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами

Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну

"невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов

парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие

"ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства

кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос

Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита

маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин

монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении

меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли

экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса

Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику

Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм

Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез

Экономический человек – кредо классической школы экономики

Рациональный человек – кредо маржинализма

Реальный человек – кредо институционализма

А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики

Смит А. – основоположник классической школы экономики

Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии

Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег

Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу

Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически

Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия

Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма

К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Новое на сайте

>

Самое популярное