Домой Кредитные учереждения Региональная политика государства. Цели, критерии и показатели социально – экономического развития регионов

Региональная политика государства. Цели, критерии и показатели социально – экономического развития регионов

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации

научная работа

1.1 Понятие социально - экономического развития региона. Основные показатели социально - экономического развития

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально - экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально - экономическое развитие.

Социально - экономическое развитие (ЭСР) - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.
ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель -- здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

3. Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

3. Уровень начисленной заработной платы

4. Продолжительность жизни

5. Уровень физического здоровья

6. Уровень образования

7. Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

3. Развитие малого бизнеса

4. Развитие центра города

5. Развитие промышленности

6. Развитие сферы услуг

7. Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста -- жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть -- непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

1. ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей

2. Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации

3. Уровень реальной начисленной заработной платы

4. Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей

5. Уровень образования

6. Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования

7. Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг)

8. Состояние окружающей среды

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей -- важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке -- это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды -- также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия

Устойчивое социально-экономическое развитие региона, решение социальных проблем населения является условием сохранения региона. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы...

Изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов

2010 год 2011 год январь-август год январь-август Год (оценка) ВВП1) 104,1 104,0 104,0 104,1 Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года 105,4 108,8 104,7 106,5-107,0 Индекс промышленного производства 2) 109,2 108,2 105...

Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие...

Оценка недвижимости

Инфляция за период за период с 1 по 7 октября 2013 г. составила 0,1%, с начала октября - 0,1%, с начала года - 4,9% (в 2012 г.: с начала месяца - 0,2%, с начала года - 5,4%, в целом за октябрь - 0,5%). За годовой период инфляция составила 6,0% (6,1% - на прошедшей неделе)...

Оценка недвижимости

Несмотря на общероссийское замедление темпов экономического роста, Новосибирская область имеет достаточно высокие показатели и опережает среднероссийскую динамику. Валовой региональный продукт (ВРП) за 9 месяцев текущего года составил 542...

Оценка результатов экономической деятельности на макроуровне в СССР и в современной России

Социально-экономическое развитие как показатель экономической мощи страны приобретает огромное значение в развитии экономики...

Оценка социально-экономического развития МО "Котлас"

Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций...

Проблемные регионы и способы выравнивания уровней социально-экономического развития (на примере республики Алтай)

Здесь указывается географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов - потребителей продукции), дается общая характеристика природных ресурсов, тип природно-климатической зоны...

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона...

Социально-экономическая ситуация в Мордовии в настоящее время

Социально-экономическая ситуация в республике в январе-сентябре т.г. характеризовалась положительной динамикой в основных отраслях и секторах экономики, в том числе в сфере промышленного производства, инвестиций, строительстве...

Социально-экономическое развитие Забайкальского края

Для Сибири в целом в 2010 - 2011 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта и промышленного производства составят 103,2 процента - немного ниже, чем по стране в целом (103,3 процента)...

Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа

Развитие процессов экономической реформы вызвало необходимость формирования новой идейно-экономической среды, которая, в свою очередь, обусловила развитие региональной экономики на новой методологической основе...

Сущность, причины и особенности инфляции в современной экономике России

Показатели 2008 год 2009 год апрель январь-апрель апрель январь-апрель Справочно: март Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года ВВП1) 108,7 90,2 Индекс промышленного производства2) 109,2 106,9 83...

Экономико-статистический анализ внешнеэкономической деятельности на российских предприятиях

Умеренное увеличение мировой торговли в прогнозный период в совокупности со структурными проблемами экономики России не дает веских оснований для ожидания быстрых или даже умеренно-быстрых темпов роста российской внешней торговли...

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. Под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти или о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет близка конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

· привлечение новых видов бизнеса;

· расширение существующего бизнеса;

· развитие малого бизнеса;

· развитие центра города;

· развитие промышленности;

· развитие сферы услуг;

· повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития :

· ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

· средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

· продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

· уровень образования;

· уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

· состояние окружающей среды;

· равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

· обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.

Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения . Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культуры жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в основе объяснения наиболее важных тенденций экономического развития регионов и городов.

Первое из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения – теория, согласно которой пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы - к местам добычи железной руды и кокса, любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства . В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру - почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект : основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.

Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и насколько обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития (табл. 3).

Таблица 3

Индустриальное и постиндустриальное развитие

«региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе». Региональная экономика разрабатывает экономические стратегические позиции регионального развития производительных сил, определяющих совершенствование территориальной организации хозяйства страны. Рациональное размещение производительных сил рассматривается как главная составная часть региональной экономики.

Предметом изучения РЭ служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития. Объектами исследования РЭ являются регионы. Под регионами понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил. Цели РЭ обеспечение в каждом регионе цивилизованных условий жизни при рациональном использовании геополитических, климатических факторов и природных ресурсов.

Региональная политика (РП ) - важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим раз­витием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; 3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; 4) национально-экономические вопросы (в условиях много­национального государства); 5) проблемы урбанизации

Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматрива­ется совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает след. составные : рост производства и доходов и как результат повешение благосостояния населения; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках; улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени свободы людей. Непосредственно к соц. параметрам развития относятся: степень общественного согласия по поводу основных ценностей и право собственности, религия и институциональные основы общества. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, рас­ширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. При планировании соц.-экон. развития региона целесообразно разделять все цели на долгосрочные и краткосрочные и выделять соответствующие им критерии развития. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постин­дустриального общества, создание рабочих мест высшей квали­фикации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достиже­нию также неодинаковы. Основной целью соц.-экон. развития регионов является улучшение качества жизни населения. Среди тактических целей развития региона (города) можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса, развитие малого бизнеса, центра города, сферы услуг, повышение уровня занятости населения региона, привлечение средств нас. в инфраструктуру жизнеобеспечения и жизнедеятельности. Соответственно целям соц.-экон. развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.



Показатели и критерии соц.-экон. развития региона: 1) ИРЧП . ООН в результате исследований системы «человек – природа – общество» разработал показатель развития мирового сообщества – «Индекс развития человеческого потенциала», в котором введено понятие человеческого развития и предложена система измерений, позволяющая оценить степень продвижения отдельных стран, по пути реализации главных ценностей человека, к которым относятся долголетие, получение доступа к знаниям и средствам существования.

Механизм расчета ИРЧП сводится к построению композитного показателя за определённый период времени по значениям: ожидаемая продолжительность жизни, удельный вес грамотности во всём взрослом населении, удельный вес учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях, благосостояние, измеряющееся как ВВП на душу населения. 2) Универсальный показатель степени развития региона , он определяет степень развития региона от 0 до 1. Для его расчета используют показатели: величина душевого дохода с учетом покупательской способности; ожидаемая продолжительность жизни; интеллектуальный потенциал; 3) Частные показатели уровня развития региона: 1. уровень образования; 2. продолжительность жизни; 3. уровень физического здоровья; 4. национальный доход на душу населения; 5. уровень потребления отдельных материальных благ; 6. степень дифференциации доходов населения; 7. степень счастья населения. При управлении соц.-экон. развитием отдельного региона необходимо отслеживать такие параметры, как: уровень качества школ, других образовательных учреждений и их доступность. Снабжение продуктами питания, кон­троль за их качеством, соблюдение прав потребителей на рознич­ном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития.
30.Социально – экономические условия развития регионов России.

Регион – это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, которые характеризует:

· высокая размерность;

· большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

· многоконтурность управления;

· значение координирующих воздействий при повышении динамичности элементов;

· иерархичность структуры.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен в виде совокупности 5 подсистем : системообразующей базы, обслуживающего комплекса, экологии, населения и инфраструктуры рынка. Основой всех подсистем является человек.

Социально-экономическое развитие включает в себя :

· Рост производства и доходов;

· Перемены в общественном сознании;

· Перемены в традиционных привычках.

Непосредственно к социальным параметрам относятся:

1) Степень общего согласия по поводу основных ценностей;

2) Права собственности;

3) Религия и институционные основы общества.

Оценка соц.-экон. развития обычно опирается на общественные ценности, разделяемые населением:

1. благосостояние и его рост; 2. социальное равенство; 3. всеобщее обучение; 4. национальная независимость; 5. демократия; 6. право на частную собственность; 7. сохранение традиций социальных институтов.

Учитывая стратегическую цель - повышение качества жизни населения РФ – процесс соц.-экон. развития должен включать :

1. Повышение доходов, улучшение образования;

2. Создание условий, способствующих росту человеческого достоинства, в результате которого формируется соц., полит., экон., институционализационная системы, ориентированные на человека.

3. Повышение степени свободы людей.

Условия развития региона включают в себя :

1) Создание экон., соц., культ., полит., условий, необходимых для осуществления быстрой, структурной и инвестиционной трансформации региона.

2) Распространение результатов НТП на более широкие слои населения.

3) Координация экологических процессов и их трансформация.

В новых условиях развития общества с учетом специфики развития региона России необходимо учитывать факторы повышения эффективности экономического развития :

1. Создание экономики, культуры;

2. Новое переосмысление региональной политики (население);

3. Структурная политика (подразумевает систему управления регионом);

4. Привлечение иностранного и отечественного капитала.

5. Реструктуризация предприятий.

6. Воспитание позитивного отношения персонала предприятий и организаций.

7. Увеличение способностей генерировать и воспринимать нововведения.

В основе концепции проектов и программ социально-экономического развития должны лежать следующие положения:

1. Развитие личности рассматривается как цель и как движущая сила общественного развития.

2. Общество, государство, рыночная инфраструктура и другие структуры должны быть переориентированы на создание необходимых условий достойной жизни и качества жизни.

3. Права и обязанности каждого гражданина вытекают из всемирной декларации.

Оценка результатов деятельности соц.-экон. развития должны проводиться с критериев, показателей нормативов, определяющих качество жизни.


31. Государственная власть в государственном управлении: понятия, основные концепции.

Управление в обществе связано с использованием власти. Власть – способ влияния на поведение людей. Различают власть личную, корпоративную (власть в общественных организациях, распространяющаяся только на ее членов и социальную (власть народа в обществе, власть его большинства, доминирующего в обществе класса). Она находит свое выражение в гос.власти. Гос.власть – принадлежность гос-ва. Она обладает верховенством в обществе, она суверенна и универсальна – регулирует все сферы жизни общества. Гос. Власть формализована, она реализуется специализированным гос.аппаратом

Особенности гос власти: должна иметь официальный характер; легитимность; должна носить безличный характер; разделение властей.

Легализация гос власти (юрид провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения) осуществляется конституцией правовыми актами. ОГВ, издавая нормативные акты или принимая решения легализуют, т.е. делают законными или незаконными те или иные отношения в обществе.

Концепции власти: 1. власть выросла из общественных отношений 2. божественное происхождение власти.

Гос управление – целостная сфера деятельности гос власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех ее должностных лиц, т.е. реализация гос власти во всех ее формах и методах.

Гос управление имеет гос-властный характер.

Соотношение понятий ГУ и ГВ: 1. отождествляют 2. власть – категория политико-правовая; управление – техническо-процессуальная.

ГУ более широкое понятие, куда входит ГВ (ГУ включает в себя не только деятельность по принятию решений, но и по их разрабоке). Одни гос органы имеют собственные властные полномочия (президент), другие занимаются непосредственно управленческой деятельностью.

ГУ и ГВ являются единой сущностью гос организации общественной жизни.


Для удобства изучения материала, статью экономическое развитие разбиваем на темы:

Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения, материальных благ.

Основными показателями экономического считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.

Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.

Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.

В последние десятилетия мир стал свидетелем огромного прогресса в экономическом развитии, однако обретение и достижение процветания происходит настолько неравномерно, что перекосы в экономическом развитии обостряют и без того серьезные социальные проблемы и политическую нестабильность фактически во всех регионах мира. Окончание «холодной войны» и быстрое становление глобальной экономики не решают насущных проблем крайней нищеты, задолженности, отсталости в развитии и несбалансированности торговли.

Одним из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций остается убежденность, что экономическое развитие для народов всего мира является самым верным способом в достижении политической, экономической и социальной безопасности. Тот факт, что почти половина населения мира, а это 3 млрд. человек, в основном в странах Африки, Азии и Латинской Америки и Карибского бассейна, должны существовать из расчета менее 2 долларов в день, вызывает сильнейшее беспокойство Организации. Около 781 млн. взрослых неграмотны, причем две трети их них женщины, 117 млн. детей не посещают школу, 1,2 млрд. человек не имеют доступа к безопасной воде, а 2,6 млрд. человек - не имеют доступа к услугам канализации. В целом в мире не имели работы 195,2 млн. человек, тогда как число рабочей бедноты, зарабатывающей менее 2 долларов США в день, увеличилось до 1,37 млрд. человек.

ООН остается единственной структурой, нацеленной на изыскание путей, обеспечивающих такую ситуацию, при которой и направлены на повышение благосостояния людей, устойчивое развитие, ликвидацию нищеты, справедливую торговую политику и сокращение дестабилизирующей иностранной задолженности.

ООН настаивает на проведении макроэкономической политики, ориентированной на ликвидацию текущих диспропорций в развитии, особенно это касается растущего разрыва между Севером и Югом, насущных проблем наименее развитых стран и беспрецедентных запросов экономики стран, переходящих от планового развития к рынку.

Всем мире программы ООН содействуют стремлению людей вырваться из тисков нищеты, обеспечить выживание детей, охрану окружающей среды, прогресс в положении женщин и упрочение прав человека. Для миллионов жителей бедных стран эти программы являются «лицом» ООН.

Социально экономическое развитие

К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная - на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы.

Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х годов, сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности - в 3 раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения, - к 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км.

К началу XX в. отрасли группы "А" (производство средств производства) давали по стоимости около 40% всей продукции.

Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным.

Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность юга России. За 1890-1899 гг. доля юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна - с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали - с 17,8 до 44%. Другую картину представляла промышленность Урала: ее доля в металлургическом производстве снизилась с 67% в 70-х годах до 28% в 1900 г.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса , когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.).

Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью.

Бурные темпы промышленного подъема 90-х годов во многом стали возможны благодаря министра финансов С.Ю. Витте. Талантливый финансист и государственный деятель, Сергей Юльевич Витте, возглавив в 1892 г. Министерство финансов, обещал Александру III, не проводя политических реформ, за двадцать лет сделать Россию одной из ведущих промышленно-развитых стран. Для этого он широко использовал традиционные методы государственного вмешательства в экономику: был усилен протекционизм, в 1894 г. введена винная монополия, значительно увеличившая государственный доход. Важным мероприятием его финансовой политики стала денежная 1897 г. Затем была осуществлена реформа торгово-промышленного налогообложения, с 1898 г. стал взиматься промысловый налог.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию, но здесь его действие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время вплоть до 1909 г. промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

В период кризиса 1900-1903 гг. было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих.

Гибель множества мелких и средних предприятий стимулировала появление в начале 900-х годов монополистических объединений.

Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в "финансовой " пошатнувшихся предприятий.

На рубеже XIX-XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.).

Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88% валового сбора зерна и около 50% товарного, причем зажиточное крестьянство, составлявшее 1/6 всех дворов, давало 38% валового сбора и 34% товарного хлеба.

Среди крупнейших мировых держав только США и Россия имели возможность ведения экстенсивного земледелия и животноводства благодаря наличию свободных земель.

Таким образом, особенность исторического развития России заключалась в огромном, все более увеличивающемся разрыве между бурно развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, развитие которого тормозили пережитки крепостного права.

Мировое экономическое развитие

Темпы и факторы экономического роста. Экономическое развитие Германии в 90-е годы характеризовалось невысокими темпами роста. Среднегодовой прирост ВВП за 1991- 1999 гг. составил 1,5%, что чуть ниже среднего показателя по ЕС, но выше, чем в Японии. В 1993 г. произошел циклический спад производства в стране - на 1,1% ВВП. Он в основном затронул обрабатывающую промышленность, которая затем практически не увеличила производство.

Невысокие темпы роста валового продукта вызваны структурной хозяйства восточных земель, сдвигами в условиях производства, как в национальном хозяйстве, так и в . В общем плане причина этого явления кроется в недостаточной адаптации германских компаний к изменениям спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Относительно низкой была динамика капиталовложений в оборудование. В хозяйстве отмечалось некоторое снижение нормы капиталовложений с 23,4% в 1991 г до 21,8% в 1998 г. По темпам прироста вложений в основной капитал ФРГ уступала всем странам ЕС и особенно США - в три раза.

Важную роль в поддержании экономического роста играет развитие . Германия несколько отстает от США и Японии по доле этих расходов в ВВП, которая в 1997 г. составила 2,3%, а в США - 2,8%, в Японии - 2,9%. В абсолютном выражении ассигнования на НИОКР в Японии в два раза, а в США вчетверо превосходят германские. Около 70% всего объема НИОКР выполняется в крупнейших компаниях, обладающих мощным научно-исследовательским и финансовым потенциалом.

Германские фирмы ассигнуют на НИОКР большую долю своих средств, чем их конкуренты в ЕС (1,8% ВВП). Они владеют большим числом патентов, чем остальные страны ЕС и лишь незначительно уступают по этому показателю японским и американским компаниям. Однако в развитии научно-исследовательских работ германские фирмы с опозданием осознали важность разработки новейших базисных технологий. Большинство из них ориентировалось, скорее, на внедрение современных технологий, чем на освоение новых видов продукции. Эффективность ассигнований на науку и технику сдерживалась их концентрацией на аэрокосмической области, где германским компаниям трудно добиться осязаемых результатов в конкурентной борьбе с американскими гигантами.

Развитие производства, НИОКР обеспечивалось достаточно организованной и квалифицированной рабочей силой. Устойчиво рос удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доля профессионально подготовленных работников составляет 60% (1982 г. - 54%). В 90-е годы уровень охвата подростков средним образованием снизился и находится на более низком уровне, чем в других ведущих странах - 87%.

ФРГ выделяется среди развитых стран уровнем развития «экономики знания». Это достигнуто в основном за счет секторов сферы услуг с высокой квалификацией рабочей силы, но по доле производства высокотехнологических отраслей она уступает всем ведущим странам, за исключением Италии.

Высокий уровень «экономики знания» обеспечивал высокие темпы роста , которые превышали темпы ЕС и всех развитых стран в целом. ФРГ превосходит ряд ведущих промышленных стран в уровне производительности труда, за исключением США и Японии, уступая им примерно на 20 и 8% в обрабатывающей промышленности. Только в производстве химических товаров и металлов он равен американскому.

Экономическое развитие ФРГ сдерживалось высоким уровнем . Ее среднегодовой уровень повысился с 7,3% в 80-е до 8,2% в 90-е годы (4 млн. человек в начале 2001 г.). Это несколько ниже показателей ЕС, но значительно выше уровня США.

Основные направления экономической политики. Экономическая политика была направлена на решение ряда расходящихся целей - включение восточных земель в систему западного хозяйствования, подготовка к созданию валютного союза ЕС, обеспечение конкурентоспособности страны на международных рынках.

Проблемы первой задачи были недооценены. Социальная и техническая реконструкция восточно-германского хозяйства потребовала перевода крупных средств, которые в 1990-1995 гг. достигали 4-5% валового продукта западных земель. Она проходила при повышении уровня оплаты рабочей силы для предотвращения ее перемещения на запад, что привело к увеличению . Это явилось одной из причин потери традиционных рынков в Восточной Европе.

Для стимулирования экономического роста и увеличения капиталовложений были проведены изменения в налогообложении; снижены прямые налоги на компании, повышена граница личного подоходного налога. Большой разрыв между подоходным налогом и налогом на прибыли корпораций может увеличивать стремление компаний поддерживать уровень прибыльности и увеличить неприбыльные инвестиции.

Произошло сокращение предпринимательской функции государства, но оно не привело к значительному снижению доли правительственных расходов в ВВП. в восточных районах осуществлялась на льготных условиях (налоговые скидки, государственные субсидии, низкопроцентные займы). Напряженность государственных финансов сопровождалось возрастанием давления на . В 90-е годы по уровню государственных расходов среди ведущих западных стран только Франция превосходила ФРГ. Рост государственных расходов сопровождается дефицитом бюджета, достигающим 3,5-4,0% ВВП. Инфляционные процессы находятся под контролем, а учетные ставки - на достаточно низком уровне, ниже, чем в ЕС в целом.

Одним из направлений экономической политики было сдерживание роста государственного долга. В связи с дефицитностью бюджета государственный долг вырос с 44% ВВП до 61% в конце истекшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4% ВВП. Выплаты процентов стали третьей статьей правительственных расходов после социальных и военных. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счет приватизации ряда государственных компаний.

Кредитно-денежная политика была направлена на устранение растущей инфляции и поддержание экономического роста, но нередко в ущерб решению других проблем, например безработицы, которая превышала 4 млн. человек.

В последние годы одним из основных направлений экономической политики стало сдерживание расходов на рабочую силу и с целью уменьшения доли труда в единице готовой продукции. Международная конкурентоспособность германских товаров ослабла вследствие различий в темпах роста издержек на рабочую силу и производительность труда. По величине издержек на рабочую силу (почасовая оплата и дополнительные выплаты) ФРГ занимает первое место среди ведущих 15 мира.

Структурные изменения. Современный этап НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП снизилась доля материального производства, и прежде всего сельского хозяйства и промышленности, и возросла доля услуг.

Значительные изменения произошли в структуре промышленности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - черной металлургии, общего машиностроения, судостроения, текстильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротехнического оборудования, а также автомобилестроения.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре выпуска центр тяжести стал перемещаться от производства традиционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, общее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место.

Сельское хозяйство. В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ФРГ по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.

Относительно низкий уровень интенсификации производства связан с социально- экономической структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдается в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки (парцеллы). Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда ФРГ уступает Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.

Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран ЕС.

Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально- экономической структуры хозяйства. В ее рамках важное значение отводится мерам по устранению чересполосицы, на что выделяется до 1/5 части средств, ассигнованных на осуществление правительственных аграрных программ. Важную роль играют также меры социального характера и стимулирование капиталовложений. Государственная помощь в области инвестиций предоставляется конкурентоспособным хозяйствам.

Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообразием форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь .

Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции (пшеницы, ячменя, кукурузы, сахарной свеклы, мяса птицы, молока). Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Кредитные рынки. По величине Германия значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких марках, совершалась с Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

Региональные разрывы. Экономическое развитие отягощалось резкими территориальными диспропорциями. Различия в уровнях экономического развития и хозяйств ГДР и ФРГ нашли отражение в разной направленности роста двух частей. По уровню производства на душу населения Восточные земли в 2,2 раза уступают Западным. Адаптация хозяйства восточных земель к условиям западных привела к сокращению в них промышленного производства до 1/3 прежнего уровня. Важное влияние на это оказало резкое сокращение торговых связей с республиками СНГ - 47% экспорта и 40% импорта ГДР было непосредственно связано с СССР.

Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.

Факторы экономического развития

Факторы экономического роста могут действовать как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

К факторам предложения относят:

Количество и качество природных ресурсов;
количество и качество ;
объем основного капитала;
уровень технологии (научно- технический прогресс).

Все эти факторы уже рассматривались нами при изучении теории производства. Там мы к ним подходили с точки зрения их оптимального сочетания на уровне отдельного производства. В факторы рассматриваются как ресурсы экономического роста. Анализ факторов дает возможность понять, за счет чего осуществляется развитие в конкретном историческом периоде времени.

К числу важнейших факторов роста относится и общества, изменение которого проявляется через уровень совокупных расходов.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены, поэтому определить долю каждого довольно трудно.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный рост происходит за счет привлечения дополнительных при их неизменном качественном и техническом уровне.

Интенсивный рост - это такой рост, при котором увеличение производимых благ происходит за счет более эффективного использования имеющихся факторов, либо применения более производительных факторов.

Понятно, что определяющим ресурсом интенсивного роста является научно- технический прогресс.

История не знает примеров чисто экстенсивного или чисто интенсивного роста. Обычно имеет место преимущественно экстенсивный или интенсивный рост. Это зависит от удельного веса прироста производства за счет качественных, либо количественных факторов.

Экстенсивный рост ограничен в каждый данный момент времени наличием производственных ресурсов. Экстенсивное развитие возможно только при наличии свободных ресурсов. Интенсивный рост позволяет преодолеть ограниченность ресурсов. Но нельзя забывать, что технический прогресс сам по себе тоже требует больших затрат.

Процесс экономического роста хорошо отражает кривая производственных возможностей. Увеличение объема ресурсов либо повышение их качества за счет НТП приводит к смещению кривой производственных возможностей. При этом если движение кривой за счет количественных факторов ограничено, то сдвиг ее за счет НТП практически не имеет границ.

Технический прогресс, который означает новые возможности комбинации уже имеющихся производственных ресурсов с целью увеличения конечного выпуска продукции, тесно взаимосвязан с такими ресурсами, как инвестиции и производительность труда. Инвестиции в новые машины и оборудование и являются реальным воплощением технического прогресса. Но с другой стороны, решающим фактором роста производительности живого труда является увеличение его фонд вооружённости.

Следует отметить, что к качественным факторам необходимо отнести не только технический прогресс, но и изменение организационно - , поскольку именно от них зависит, будет ли у производителей стимул к внедрению нововведений в производство.

Разработка теории экономического роста на Западе связана созданием конкретных моделей экономического роста.

Показатели экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем.

Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

Общий объем реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
отраслевая структура экономики;
производство основных видов продукции на душу населения;
уровень и качество жизни населения;
показатели .

Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Например, ВВП на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности (см. гл. 38), в Люксембурге составляет около 38 тыс. долл., что в 84 раза превосходит ВВП на душу населения в самой бедной стране - Эфиопии и даже выше, чем в США, хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России в 1998 г. ВВП на душу населения по последним оценкам составил 6,7 тыс. долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения достаточно высокий, однако он не соответствует современной отраслевой структуре экономики (низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора; высокая доля вторичного сектора, прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры). Отраслевая структура экономики России характерна скорее для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс (показатель) человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности). В 1995 г. этот индекс в России составил 10,767, что близко к среднемировому значению. В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых - был близок к 0,2.

Экономическая эффективность характеризуется, прежде всего, производительностью труда, производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП. В России эти показатели в 90-х гг. ухудшились.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Стратегия экономического развития

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной , многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение , необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32, 5% ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21, 6%. Около 1/4, налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, размер которого к концу 2007 г. достигнет 13% ВВП. Из приведенных данных следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях лишь наполовину. К этому нужно добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за нелегального оттока капитала российская экономика ежегодно теряет более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций. Нереализованными остаются возможности ремонетизации российской экономики, которые оцениваются ТПП в 155 - 310 млрд. долл.

Таким образом, имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал используется едва ли на 1/3, более половины аккумулированных сбережений лежит без движения и вывозится за границу. С учетом вывезенного за рубеж капитала (объем которого, по компетентным оценкам, составляет более 600 млрд. долл.) выведенные из российской экономики инвестиционные ресурсы в несколько раз превышают нынешний годовой объем инвестиций. Это означает, что решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности вполне реально, - разумеется, при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции.

Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.

Особенности экономического развития

Общая характеристика. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам страны Союза делятся на несколько групп.

Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны - ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.

Назад | |

Динамики развития субъектов хозяйствования позволяет сформулировать вывод об определенной стабилизации социального и экономического положения в стране. Сегодня намечается устойчивый и стабильный рост соответствующих внутренних государственных показателей, завершается преодоление социальной нестабильности общества в целом. Также осуществляется реализация национальных приоритетов в сельском хозяйстве, образовании, жилищном строительстве и здравоохранении. С помощью эффективного удалось приостановить значительный

При всех перечисленных положительных факторах можно все-таки отметить, что социально-экономическое развитие некоторых регионов России еще продолжает отставать при сравнении с более прогрессивными своими «собратьями». Объективное объяснение такого состояния находится в географическом положении регионов, их экономических и исторических особенностях. Именно на «подтягивание» депрессивных и отсталых регионов до средних показателей по стране и должна быть направлена государственная политика регионов, которая должна учитывать территориальные особенности и индивидуальный потенциал местных субъектов хозяйствования.

Социально-экономическое развитие - это одна из основных задач политики российских регионов, в процессе осуществления которой специалисты могут изучать достоверную и полную информацию как в разрезе отдельных регионов, так и по государству в целом. Благодаря эффективному осуществлению данных мероприятий правительство сможет оперативно среагировать на выявленные несоответствия.

При проведении анализа множества подходов, которые позволяют оценить социально-экономическое развитие территориальной единицы, можно понять об отсутствии сегодня единой методики, которая может быть признана универсальной. Это связано, прежде всего, с наличием большого количества параметров, затрудняющих соответствующий анализ. Кроме этого, некоторые исследования нельзя отнести к комплексным, и поэтому они не отображают настоящее экономическое состояние.

Социально-экономическое развитие территориальных единиц целесообразно анализировать, начиная с выявления факторов, которые имеют наибольшее влияние на указанный показатель. Специалисты данной отрасли знаний утверждают, что к таким факторам следует отнести финансовый, производственный, демографический, инновационный и человеческий потенциалы.

На основании перечисленных потенциалов появляется возможность сформулировать основные развития.

Так, финансовый потенциал оценивается посредством расчета таких показателей, как дефицит или профицит бюджета, объем бюджетных средств на каждого жителя, депозиты или вклады как юридических, так и физических лиц, инвестиции на душу населения в

Характеризуется внутренними затратами на исследования, численностью малых предприятий на каждую тысячу населения, долей фермерского хозяйства в зерновом производстве, степенью активности инновационной направленности предпринимательского сектора и т.п.

У других потенциалов также существуют характерные только им показатели.

Социально-экономическое развитие имеет свою направленность, которая определяется конкретной целью. При положительной направленности можно сказать о прогрессе, в противном случае - о деградации или регрессе.

Социально-экономическое развитие может включать следующие аспекты:

Производственный рост и увеличение доходов;

Изменения в различных слоях общества;

Перемены в привычках, традициях и общественном сознании.

Благодаря наличию данных аспектов развитие региона должно рассматриваться как совокупность разнообразных экономических и социальных целей.

Новое на сайте

>

Самое популярное