Домой Банки Экономика. Её основные участники

Экономика. Её основные участники

Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. - это все процессы экономические, и они непосредственно влияют на людей.

Экономика - сознательно выстроенная людьми система их жизнеобеспечения, это система использования тех ресурсов, данных человеку природой или физическими возможностями. Выстроена она так, чтобы максимальные человеческие потребности были удовлетворены. Человеческая жизнь состоит из тех потребностей, которые обеспечиваются его повседневной жизнью.

Ученые выделяют два направления экономической деятельности: хозяйство (ведение каждодневного быта, его организация) и наука (специфическая область знаний человека, изучающая ведение этого хозяйства). Наука подразделяется на отдельные элементы: макроэкономика (изучает глобальные процессы), микроэкономика и т. д.

Экономика как ведение хозяйства - это частный тип экономики. Главная ее задача состоит в ответе на вопрос: «Как количество средств, которое есть у человека или ресурсы его семьи, использовать самым рациональным способом, чтобы получить максимальное количество благ?» Общие характеристики экономики с точки зрения научного знания, состоит из основных элементов изучения экономики, которые были определены задолго до нашего времени. Они будут изучаться в старших классах.

Экономическая деятельность имеет 4 основных составляющих: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, производимых человеком.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Например, производитель телефонов перевозит продукцию в магазины (распределение), которые за деньги продают этот товар (обмен), его используют те, кто его купил (потребление). Так все эти элементы взаимодействуют между собой.

Человеческая жизнь состоит из множества желаний, которые человек пытается удовлетворить. В разные экономические эпохи потребности эти менялись: в период войны человеку нужен лишь кров над головой, который защищает его от холода, но в период благоприятной политической ситуации человек не довольствуется элементарными нуждами, ему хочется изысков.

Ученые выделяют два типа удовлетворения потребностей человека: натуральное производство и товарное производство.

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство как тип экономического производства был характерен для стран Западной и Восточной Европы в период средних веков (период медиевистики). Это период истории, когда большинство крестьянских хозяйств пыталось обходиться собственными силами. Они не только производили все, что им было нужно, сами, люди даже считали, что пользоваться продуктами, произведенными другими людьми, неправильно - это противоречило божественной картине мира. В средние века люди изготовляли своими руками все, что могло пригодиться в обыденной жизни: клей, бытовые приборы, посуду и т. д. Разнообразие таких вещей огромно, потому что каждый хозяин мастерил и изобретал такие вещи практически с нуля.

Натуральное хозяйство считается примитивным (начальным) этапом развития экономических отношений, но нужно отметить то, что в то время творческий потенциал человека, был очень высок.

Натуральное производство - тип производства, при котором все необходимое для жизнедеятельности человек создает сам. Все ученики знакомы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (рис. 2). В этом произведении представлен тип натурального хозяйства. Герой романа создает вокруг себя цивилизацию из вещей, которые выбросило на остров после крушения его корабля.

Рис. 2. Робинзон Крузо ()

В реальности так организовать свою жизнь было бы трудно, хотя в человеческой истории натуральное хозяйство существовало достаточно долгое время. В натуральном хозяйстве есть один большой минус - очень низкие темпы производства продукции и ограниченные возможности. Отдельный человек может хорошо делать только конкретное дело или несколько, но охватить весь спектр необходимых ему благ он не в состоянии.

Товарное производство - тип производства, в котором принимает участие большое количество людей, и это производство имеет четкое распределение обязанностей. Участниками товарного производства являются производитель и потребитель товара. Хотя потребитель не производит товар, он полностью вовлечен в экономический процесс и является его частью. Производитель товара не будет изготовлять то, что не нужно потребителю. Если бы кто-то из производителей стал делать платья, которые были модными в XVIII в, их бы никто не покупал. Это значит, что производитель всегда должен отвечать интересам потребителя (рис. 3).

Рис. 3. Все для покупателя ()

Потребитель пытается рационально использовать свои ресурсы, а значит, он будет пытаться купить товар наилучшего качества и за меньшую цену. Производитель должен заботиться о том, чтобы его товар был дешевле и качественнее. Так в борьбе между различными производителями рождается конкуренция. Экономика - жесткая гонка, кто не выдерживает этой конкуренции, тот проигрывает.

Экономика - сложная наука, но изучает она процессы, которые происходят с людьми каждый день. Ресурсов на земле ограниченное количество: материальных ресурсов, полезных ископаемых, трудовых возможностей. Главная задача экономики - понять, как сделать так, чтобы ограниченное количество ресурсов служило людям наилучшим образом.

Список литературы

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.: ил.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. - М.: Мнемозина.
  1. Spinform.ru ().
  2. Econ.asu.ru ().
  3. Bibliotekar.ru ().

Домашнее задание

  1. Когда вы впервые столкнулись с экономическими процессами? Как сейчас вы вовлечены в экономику?
  2. Как вы считаете, мог бы сейчас существовать натуральный тип хозяйства? Свои выводы запишите.
  3. Напишите эссе на тему: «Экономика в моей жизни».
  4. * Используя интернет-ресурсы, проведите исследование: какие автомобили чаще всего покупают россияне (несколько марок)? Подумайте, какие факторы влияют на это. Как можно улучшить показатели продаж отечественных автомобилей?

Что такое экономика. Впервые слово «экономика» было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем. Оно было образовано путем соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство «номос» - закон. В переводе с греческого «экономика» означает «законы хозяйства» , «хозяйствование по законам (правилам)» Современные ученые дают следующее толкование этому понятию: «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения»

Потребности человека по Абрахаму Маслоу l l l 1. физиологические 2. защищенность и безопасность 3. принадлежность к социальной группе 4. уважение и признание 5. самовыражение.

Зачем нужна экономика? Об ра зе ц Необходимость удовлетворения потребностей те для обеспечение жизни и деятельности кст а Потребности Т р е услуг т и й у р Производство разных товаров,

Что нужно для начала экономики? Ресурсы – то, что используется, применяется, подлежит использованию, может быть применено

Задание: сравните способы ведения хозяйства Вопросы для сравнения Натуральное хозяйство Кто производит? члены семьи Кто потребляет? члены семьи или натуральный обмен для продажи, тот, кто покупает Как производит? ручной труд, простые орудия труда стремление к повышению качества и количества продукции Какова производитель ность труда? Низкая, обеспечивает минимальные условия для жизни Товарное хозяйство. с применением наёмной рабочей силы Стремление повышать производительность труда

Я- Иван. Окончил МИСИ. С друзьями создал строительную фирму «Ваш дом» . Мы создаем красивое и удобное жильё. Я – Пётр Петрович. Недавно купил загородный дом, возведённый фирмой «Ваш дом» . используют товары и услуги для удовлетворения своих потребностей участвуют в создании товаров или оказании услуг

Чтобы стать мастером, нужно: Получить профессиональные знания; Овладеть практическими знаниями и умениями; Много самостоятельно трудиться. Знания и навыки работника составляют его квалификацию. В современном мире нужно постоянно повышать свою квалификацию.

Заработная плата – деньги за выполненную работу. Зарплата Повременная Оплачивают отработанное время Сдельная Оплачивают выполненную работу

Что определяет размеры зарплаты? Сложность труда и уровень квалификации; Условия труда; Социальная значимость труда; Ступень риска при занятии данным трудом; Уникальностью труда; Качество и количество труда.

Безработица - ситуация в стране, при которой трудоспособные люди, способные и желающие трудиться, не могут найти себе работу. Типы безработицы Фрикционная Сезонная Добровольная. Структурная Кризис в одной области. Циклическая Кризис во всей экономике. Зависит от времени года.

ПРОИЗВОДСТВО Товары РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ и услуги Ресурсы ПРОИЗВОДСТВА) Земля Труд Капитал + предпринимательские способности Ограниченность ресурсов? Эффективность использования

Типы производства Массовое Серийное Единичное Тип производства - характеристика производственного процесса, основанная на признаках: количество и ассортимент выпускаемой продукции, тип оборудования и характер загрузки рабочих мест.

Генри Форд изобретатель КОНВЙЕРА Американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг - «автомобиль для всех» ; 1906 г-500$, завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.

Конвейер (от англ. convey - передавать) - машина непрерывного транспорта, предназначенная для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Важной характеристикой работы конвейера является её непрерывность. Эта система превратила процесс сборки сложных изделий, ранее требовавший высокой квалификации от сборщика, в рутинный, монотонный, низкоквалифицированный труд, значительно повысив его производительность. (эффективное разделения труда.)

Затраты производства l постоянные Не зависят от объема продукции l переменные Зависят от объема продукции

Затраты производства – сумма всех расходов на организацию производства, расходы на приобретение всех ресурсов, необходимых для производства определенного количества продукции.

Постоянные затраты Постоянными называются затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Например: плата за аренду помещения, оплата труда управляющего персоналом.

Переменные затраты Переменными называются затраты, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции. Например: расходы на сырье, электроэнергию, транспорт, сдельную оплату труда работников.

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ(ИЗДЕРЖКИ) Прибыль - превышение выручки от продажи товаров над их затратами ВЫРУЧКА – доход от продажи произведенных товаров ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - отношение результата к затратам =

Урок обществознания в 7 классе: Виды и формы бизнеса Четыров Улюмджи Бадмаевич, МКОУ «Хартолгинская СОШ»

Что такое бизнес? Бизнес (предпринимательство) – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Формула бизнеса Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.

Бизнесмен С какой целью человек занимается бизнесом? Стремление получить прибыль Стремление проявить свои способности, характер

Немного истории… История знает различные способы начать свое дело Купцы из разных стран покупали дешевый товар в одном месте, а продавали его там, где он стоил дороже. Позже, инициатива перешла к тем, кто владел мастерскими или фабриками. Типичной фигурой капиталистической эпохи стал человек, у которого есть свое дело.

Виды бизнеса Производственный Экономические продукты Торговый Бизнес Финансовый Страховой Посреднический Купля-продажа товаров «Пустить деньги в рост»

Формы бизнеса Формы организации бизнеса Единоличное предприятие Владеет и управляет один человек Товарищество Объединение 2 -х и более людей Акционерное общество Владеют и управляют держатели акций

Формы бизнеса Индивидуальное предприятие Плюсы Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия Товарище- Объединение участниками ство товарищества своих денег, способностей. Коллективная ответственность за результат деятельности Минусы Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств. Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия между партнерами Акционер- Имеет большие возможности Самое дорогое и сложное по ное для увеличения денежных организации предприятие бизнеса общество средств и расширения сферы деятельности

Зачем люди обмениваются 1. В чём преимущества обмена? 2. Что необходимо для обмена: 1). Производство экономического продукта 2). Доставка экономического продукта на рынок, продукт становится товаром. 3). Полезность произведённого экономического продукта для людей 4). Способность обмениваться на другие товары

Полезность произведённого экономического продукта для людей– потребительная стоимость товара. Способность обмениваться на другие товары – меновая стоимость товара.

Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность Может ли быть у двух видов товара: 1). Одинаковая потребительная стоимость и разная меновая? У товаров, одинаковых по целям назначения, одинаковая потребительная стоимость, но разница в качестве, в материалах, из которых изготовлен товар, разница в затраченных ресурсах приводят к разной меновой стоимости.

Может ли быть у двух видов товара: 2). Разная потребительная стоимость и одинаковая меновая? Стоимость затрат на разные виды товаров может оказаться одинаковой, что может привести к одинаковой меновой стоимости, но потребность в этих товарах может оказаться совершенно разной.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Обмен должен быть равноценным и взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах. - Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег. Он возникает вместе с появлением обмена. Сейчас бартер используется там, где денег мало или они отсутствуют совсем.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Обмен должен быть равноценным и взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег. Он возникает вместе с появлением обмена. Сейчас бартер используется там, где денег мало или они отсутствуют совсем.

1. Зачем люди обмениваются Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме.

За разработку каких идей Адама Смита называют отцом экономической науки? 1. Источник богатства народов – труд. 2. Государство должно минимально вмешиваться в экономику и минимально ограничивать свободу экономической деятельности граждан. 3. А. Смит выделил идею выгоды для всех участников обмена – экономию труда.

2. Торговля и ее формы l Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли – продажи. Оптовая и розничная Внутренняя и внешняя

1. Оптовая – продажа товара большими партиями. 2. Розничная – продажа единичных товаров или мелкими партиями. 3. Внутренняя – торговля в пределах одной страны. 4. Внешняя – торговля с зарубежными странами по особым правилам

Деньги Деньги – покупательное и платежное средство, средство измерения, сохранения, накопления стоимости. Основное свойство денег – воплощение стоимости товаров.

Первые монеты Лидийская монета VI века до н. э. (трите, одна треть статера) Первые китайские монеты (около 500 г. до н. э.) делали из бронзы в форме орудий труда и раковин каури, служивших ранее деньгами.

Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах.

1993 год. Изобретены "цифровые деньги" Digi. Cash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете.

Функции денег мера стоимости ценник в магазине прокомментируйте рис. на с. 139 средство накопления вклад в сбербанке средство обращение приведите собственные примеры покупка батона какая функция денег на рис. слайда средство платежа мировые деньги плата за проезд в транспорте возвращение долга мировому валютному фонду www. sliderpoint. org Конвертируемость валют – возможность обмена валюты данной страны на иностранную

Запишем… Нумизматика (от лат. «nomisma» - монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Самой дорогой и редкой российской монетой большинство исследователей считают так называемый "константиновский рубль" Номинал – нарицательная стоимость монеты Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства. Легенда – надписи на монете Гурт – боковая поверхность монеты

Разновидности денег Электронные деньги Наличные деньги Безналичные деньги чеки банкноты купюры ассигнации банковские билеты металлические деньги кредитные карточки

Бюджет моей семьи Урок обществознания 7 класс Березкина Е. Е. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 56 г. Калининград

1. Ресурсы семьи l l Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи. Доходы бывают фиксированные и переменные.

1. Ресурсы семьи Экономика семьи складывается из: 1. Материальные ресурсы (дом, дача, автомобиль, бытовая техника и другое имущество семьи) 2. Трудовые ресурсы (умения, время и силы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения домашней работы)

1. Ресурсы семьи 3. Энергетические ресурсы – средства освещения и обогрева (электричество, газ, дрова и т. п.) 4. Информационные ресурсы – знания членов семьи о технологии выполнения домашних работ и возможности пополнения этих знаний.

1. Ресурсы семьи 5. Финансовые ресурсы – доходы и сбережения семьи (заработная плата, социальные выплаты: стипендии, пенсии.) 6. Личное подсобное хозяйство (сокращает расходы на питание, может принести дополнительный доход)

1. Ресурсы семьи Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации подросток с 14 лет имеет право работать с согласия одного из родителей (легкая работа). Рабочий день 14 -16 -летнего подростка не более 2, 5 часа, 16 -18 -летнего 3, 5 часа в день. Работа ранее 14 лет допускается с согласия одного из родителей только в сфере искусства (кино, цирк, театр и т. д.) Работа не должна мешать учебе!

2. Что такое семейный бюджет Бюджет (англ. «денежная сумка» , «кошелёк») – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов.

2. Семейный бюджет– предварительная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на определенный период времени (месяц, квартал, год).

3. Расходы семьи ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Питание, одежда, оплата жилья и коммунальных услуг, транспорт, лекарства. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ Улучшение качества необходимых покупок, отдых, предметы роскоши, коллекции.

2. Что такое семейный бюджет Расходы семьи: Обязательные расходы: Произвольные расходы: 1. расходы на питание 2. расходы на одежду 3. оплата жилья и коммунальных услуг 4. расходы на транспорт 5. расходы на лекарства 6. (если есть) оплата кредитов. 1. приобретение товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства 2. затраты на уход за собой и своими домашними животными 3. затраты на досуг и отдых 4. затраты на коллекционирование 5. покупка предметов роскоши 6. затраты, связанные с повышением количества и качества расходов, перечисленных в обязательном списке

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Глава III Человек и экономика

О чем ты узнаешь: - Как экономика служит людям - Все ли выгодно производить - Что такое бизнес - Как меняли свой облик деньги На какие вопросы ответишь: Зачем люди занимаются бизнесом? Почему торговлю считают источником богатства страны? Какие функции в экономике выполняют деньги?

Экономика и ее основные участники

Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. Д.Б. Шоу

План: Что такое экономика Зачем нужна экономика Основные участники экономики

Что такое экономика? Эконо́мика - в переводе с древнегреческого: «дом» и «правило», «закон», буквально - «правила ведения хозяйства» Найдите, как в словаре объясняется значение слова «экономика».

Понятие экономики

Понятие экономики

Дополните определения: Экономика – это умения … Экономика – это знания о …

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Направления (сферы) экономики: Иллюстрации в учебнике, стр. 130 - 131

Назовите сферы экономики: 1 2 3 4 Распределение Потребление Производство Обмен

Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в следующих текстах?

Определи сферу экономики: Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура.

Определи сферу экономики: Робин Бобин Барабек Скушал 40 человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом.

Определи сферу экономики: Посадил дед репку. Выросла репка большая –пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку- тянут -потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку!

Определи сферу экономики: Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

Зачем нужна экономика?

Экономический продукт – изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека. Услуги полезные удобства, предоставляемые кому-либо Товары продукты труда, произведенные для продажи Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.

Формы хозяйства Натуральное Товарное

это способ организации жизни людей, при котором всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Натуральное хозяйство-

Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли утверждать, что у вас – натуральное хозяйство? « Путешествие в прошлое» – учебник, стр. 132 ? В чём недостатки натурального хозяйства?

это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Товарное хозяйство -

Приведите примеры специализации людей в определённых видах деятельности

Прозводитель тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг. тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Потребитель Участники экономики:

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами Цели участников экономики

Цели участников экономики Получение прибыли Удовлетворение своих потребностей с наименьшими затратами.

Словарь: Прибыль – превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами.

Может ли один человек быть одновременно и производителем, и потребителем, т.е. выполнять обе роли? ? Назовите, что общего между производителем и потребителем. ? В чём различия?

Заполните таблицу Вопросы Натуральное хозяйство Товарное хозяйство Кто производит Кто потребляет Как производят Какова производительность труда

Вопросы Натуральное хозяйство Товарное хозяйство Кто производит Производители – члены семьи С применением наёмной рабочей силы Кто потребляет Производство для самих себя Для массового потребления Как производят Традиционными методами Применение техники для увеличения количества продукции и получения прибыли Какова производитель-ность труда Обычно не высокая Стремление к повышению производительности труда

Домашнее задание Параграф 12 (читать, отвечать на вопросы после параграфа) Термины знать наизусть Задание в Рабочей тетради стр. 53-56 - № 4, 5, 7, 9 (по желанию) Задание № 3 в разделе «В классе и дома » (обязательно). Подготовиться к выполнению задания № 2 (альбомный лист, цветные карандаши, вырезки из газет, картинки и т.п.)









Микроэкономика (микроподход)Макроэкономика (макроподход) Это наука о потребителях и фирмахЭто наука о хозяйстве как целом Изучает экономику отраслей, предприятий, цехов, регионов, рабочего места Изучает экономику государства, группы государств, мира в целом ПотребностиРесурсы Это источник различных форм активности человека. Всё, что делает человек, он делает, исходя из своих потребностей. Эти вещи, которые используются для производства благ; удовлетворяющих потребности Потребности: Безграничны; Неутолимы; Постоянно множатся (растут); Меняются по мере изменения человека Умирают вместе с человеком Ресурсы: Ограничены; Исчерпаемые; Редки; Невозобновимы Потребности: Первой необходимости; Предметы роскоши. Ресурсы: Природные (земля, уголь, нефть); Материальные (деньги, здания); Трудовые (рабочая сила). Два подхода к экономической науке и её предмету (два уровня экономического анализа): Основные понятия экономики:


Зачем нужна экономика? Для этого производится разнообразные экономические продуктыэкономические продукты товары, оказываются услуги для поддержания и продолжения жизни людей натуральное хозяйство товарное хозяйство В натуральном хоз-ве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людейнатуральном хоз-ве Эта форма ведения хоз-ва в большей степени отвечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей формы ведения хозяйства








Основные участники экономики Производитель Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, для производства товаров и оказания услуг Производитель Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, для производства товаров и оказания услуг Потребители Производители Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно больше товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами










Принимая рациональное решение Надо следовать своей интуиции и настроению Надо следовать своей интуиции и настроению Надо продумать необходимость покупки, оценить качество и цену товара Надо продумать необходимость покупки, оценить качество и цену товара ДА НЕТ






Домашнее задание Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении? 1. Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок Кому в лапочку. 2. Считалочка Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь кто куда!


3. Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»? Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит!» 4. Какое слово лишнее, почему? потребитель, производитель, экономика 5. Какое из понятий верно и почему: экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров; экономика – народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.

Экономика с древнегреческого означает «ведение хозяйства по правилам». Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они непосредственно влияют на людей.

Экономика – сознательно выстроенная людьми система их жизнеобеспечения, это система использования тех ресурсов, данных человеку природой или физическими возможностями. Выстроена она так, чтобы максимальные человеческие потребности были удовлетворены. Человеческая жизнь состоит из тех потребностей, которые обеспечиваются его повседневной жизнью.

Структура экономики

Ученые выделяют два направления экономической деятельности: хозяйство (ведение каждодневного быта, его организация) и наука (специфическая область знаний человека, изучающая ведение этого хозяйства). Наука подразделяется на отдельные элементы: макроэкономика (изучает глобальные процессы), микроэкономика и т. д.

Экономика как способ ведения хозяйства

Экономика как ведение хозяйства – это частный тип экономики. Главная ее задача состоит в ответе на вопрос: «Как количество средств, которое есть у человека или ресурсы его семьи, использовать самым рациональным способом, чтобы получить максимальное количество благ?» Общие характеристики экономики с точки зрения научного знания, состоит из основных элементов изучения экономики, которые были определены задолго до нашего времени. Они будут изучаться в старших классах.

Экономика как наука: ее элементы

Экономическая деятельность имеет 4 основных составляющих: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, производимых человеком.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Например, производитель телефонов перевозит продукцию в магазины (распределение), которые за деньги продают этот товар (обмен), его используют те, кто его купил (потребление). Так все эти элементы взаимодействуют между собой.

Взаимосвязь потребностей человека и экономического благополучия

Человеческая жизнь состоит из множества желаний, которые человек пытается удовлетворить. В разные экономические эпохи потребности эти менялись: в период войны человеку нужен лишь кров над головой, который защищает его от холода, но в период благоприятной политической ситуации человек не довольствуется элементарными нуждами, ему хочется изысков.

Способы удовлетворения потребностей человека

Ученые выделяют два типа удовлетворения потребностей человека: натуральное производство и товарное производство.

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство как тип экономического производства был характерен для стран Западной и Восточной Европы в период средних веков (период медиевистики). Это период истории, когда большинство крестьянских хозяйств пыталось обходиться собственными силами. Они не только производили все, что им было нужно, сами, люди даже считали, что пользоваться продуктами, произведенными другими людьми, неправильно – это противоречило божественной картине мира. В средние века люди изготовляли своими руками все, что могло пригодиться в обыденной жизни: клей, бытовые приборы, посуду и т. д. Разнообразие таких вещей огромно, потому что каждый хозяин мастерил и изобретал такие вещи практически с нуля.

Натуральное хозяйство считается примитивным (начальным) этапом развития экономических отношений, но нужно отметить то, что в то время творческий потенциал человека, был очень высок.

Натуральное производство

Натуральное производство – тип производства, при котором все необходимое для жизнедеятельности человек создает сам. Все ученики знакомы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (рис. 2). В этом произведении представлен тип натурального хозяйства. Герой романа создает вокруг себя цивилизацию из вещей, которые выбросило на остров после крушения его корабля.

В реальности так организовать свою жизнь было бы трудно, хотя в человеческой истории натуральное хозяйство существовало достаточно долгое время. В натуральном хозяйстве есть один большой минус – очень низкие темпы производства продукции и ограниченные возможности. Отдельный человек может хорошо делать только конкретное дело или несколько, но охватить весь спектр необходимых ему благ он не в состоянии.

Товарное производство: его участники

Товарное производство – тип производства, в котором принимает участие большое количество людей, и это производство имеет четкое распределение обязанностей. Участниками товарного производства являются производитель и потребитель товара. Хотя потребитель не производит товар, он полностью вовлечен в экономический процесс и является его частью. Производитель товара не будет изготовлять то, что не нужно потребителю. Если бы кто-то из производителей стал делать платья, которые были модными в XVIII в, их бы никто не покупал. Это значит, что производитель всегда должен отвечать интересам потребителя

Потребитель пытается рационально использовать свои ресурсы, а значит, он будет пытаться купить товар наилучшего качества и за меньшую цену. Производитель должен заботиться о том, чтобы его товар был дешевле и качественнее. Так в борьбе между различными производителями рождается конкуренция. Экономика – жесткая гонка, кто не выдерживает этой конкуренции, тот проигрывает.

Задача экономики

Экономика – сложная наука, но изучает она процессы, которые происходят с людьми каждый день. Ресурсов на земле ограниченное количество: материальных ресурсов, полезных ископаемых, трудовых возможностей. Главная задача экономики – понять, как сделать так, чтобы ограниченное количество ресурсов служило людям наилучшим образом.

Литература

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.

Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.

Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.

Новое на сайте

>

Самое популярное