Домой Кредит на бизнес Основные элементы перераспределения национального дохода. Национальный доход и фискальная политика

Основные элементы перераспределения национального дохода. Национальный доход и фискальная политика

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый "заработанный доход" общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т. д.) и внешнеторгового сальдо.

В структуре национального дохода можно выделить следующие фонды:

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т. д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%.

Рассмотрим особенности формирования национального дохода.

Общественный продукт, а с ним и валовой доход общества в процессе воспроизводства проходят стадии создания (производства), распределения и перераспределения, обмена и, наконец, использования (потребления в широком смысле этого слова, включая и производственное потребление). Фаза обмена во времени в общем совпадает с фазой распределения и перераспределения.

На стадии производства национальный продукт выступает как сумма чистой продукции (валовых доходов) отраслей материального производства.

В процессе распределения и перераспределения национальный доход принимает форму различных видов первичных и вторичных доходов населения. Именно на этой стадии происходит "раздвоение" национального дохода – денежные доходы временно обособляются и получают самостоятельное движение. Одновременно происходит и обмен потребительных стоимостей, в которых овеществлен национальный доход как вновь произведенная стоимость.

В фазе использования национальный доход представляет собой массу предметов потребления и средств производства, составляющих вещественное содержание доходов, направленных на потребление и накопление.

Непосредственно в результате процесса производства происходит первичное распределение национального дохода, в ходе которого образуются первичные доходы экономических субъектов.

К первичным доходам населения относятся заработная плата и все виды доходов типа заработной платы, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, доходы от личного подсобного хозяйства.

Первичные доходы населения выступают как в денежной, так и в натуральной форме.

Первичные доходы предприятий и государства выступают в виде прибыли, налога с оборота, начислений на заработную плату, и т. д.

Образование первичных доходов представляет собой лишь первую ступень распределения вновь созданной стоимости и продукта, в котором она овеществлена. Вслед за первичным распределением национального дохода в сфере материального производства происходить перераспределение первичных доходов через финансово-кредитную систему, оплату услуг и цены. Цены играют весьма важную роль в перераспределении национального дохода. уже само образование первичных доходов связано с существенными элементами перераспределения дохода вследствие несовпадения цен с общественно необходимыми затратами труда.

При дальнейшем движении первичных доходов часть их переходит в другие руки, первоначально сложившиеся количественные пропорции в распределении дохода изменяются: доходы государства и предприятий становятся доходами населения и наоборот; часть доходов одной группы населения в результате купли-продажи может стать доходами другой группы; то же самое происходит в результате оказания личных услуг с соответствующей оплатой; в пределах государственного производственного сектора также происходит систематическое и непрерывное перераспределение в целях удовлетворения разнообразных материальных и культурных потребностей всех групп населения, обеспечения обороны страны и развития науки, формирования и поддержания определенного уровня бюджетной политики.

В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные доходы. К вторичным доходам государства, государственных предприятий и учреждений относятся, например, отчисления от прибылей и плата за используемые производственные ресурсы; налоги, поступления по займам и др.

Вторичные доходами населения являются: заработная плата и прочие разновидности оплаты труда работников непроизводственной сферы; пенсии, пособия и стипендии, выигрыши, проценты по вкладам и т. д. Вторичные доходы образуются и в результате обмена товарами и услугами между группами населения и отдельными лицами.

Сумма вторичных доходов и не поступивших в перераспределение первичных доходов не равна сумме первичных доходов. Чем интенсивнее идет процесс перераспределения, чем многократнее один и тот же доход переходит из рук в руки, тем больше оказывается объем вторичных доходов общества в целом, в том числе и населения. Сумма первичных доходов, оставшихся в руках их первоначальных владельцев, и всех вторичных таким образом превышает национальный доход.

Объем национального дохода на стадии распределения (распределенный национальный доход) может быть исчислен или как сумма первичных доходов или как сумма конечных доходов, но не как сумма первичных и вторичных доходов.

Процесс распределения и перераспределения национального дохода завершается формированием конечных доходов.

Конечные (реально используемые) доходы реализуются в материальных благах, которые используются для непроизводственного потребления, включая потребление населения и накопления во всех его формах.

Конечные доходы представляют собой национальный доход на завершающей ступени процесса распределения, в результате которого устраняется двойственность в выражении национального дохода (продукты и деньги), характерная для фазы его распределения, после чего национальный доход вновь предстает в форме материальных благ, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Количественные конечные доходы, если отвлечься от потерь, возможных в последнем акте обмена, равны использованному национальному доходу.

Конечные доходы населения складываются из части его денежных доходов, которые остаются на руках у населения в результате процесса перераспределения и на которые приобретаются материальные блага, а также из стоимости благ, присваиваемых населением непосредственно в натуральной форме и стоимости элементов материального потребления, которым сопровождается оказание услуг.

В отечественной экономической литературе принято выделять три формы государственного воздействия на экономические процессы: правовую, административную и экономическую. Каждая из них имеет специфику и решает задачи особого рода, однако наряду с самостоятельным применением не отрицает использования в комплексе с другими формами. При этом любой форме соответствует свой набор инструментов, с помощью которого реализуется то или иное воздействие.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире все регулирующие действия правительства в рамках и административной, и экономической формы должны осуществляться на правовой основе, т. е. быть установленными законодательно. Экономическая форма государственного регулирования, согласно подходу, наиболее распространенному в настоящее время, включает два взаимосвязанных вида регулирующей деятельности: монетарную (денежно-кредитную) и фискальную (налогово-бюджетную) политику. Обе они оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства. Главными инструментами монетарной политики являются: 1) политика процентной ставки; 2) ограничение кредита; 3) резервные требования; 4) операции на открытом рынке; 5) рефинансирование и учетные операции; 6) политика избирательного кредитования и 7) политика обменного курса национальной валюты. К инструментам фискальной политики относятся государственные расходы, налоги, субсидии. Регулирующее воздействие фискальной и монетарной политики не только проявляется в рамках закрытой национальной экономики, но и распространяется на проблемы открытой экономики.

При большом разнообразии подходов к выбору используемых инструментов и их сочетаний, а также при очевидной неоднозначности результатов их воздействия на потоки капитала, можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях, характерных для большинства стран. В современных условиях роль главных источников и движущих сил развития мировой экономики все в большей степени начинают играть международные потоки капиталов, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Главными субъектами международного инвестирования являются транснациональные корпорации. В начале 90-х гг., по данным центра ООН по ТНК, в мире насчитывалось 35 тыс. ТНК (из них около 30 тыс. из промышленно развитых стран) с 147,2 тыс. зарубежных филиалов. Совокупность ТНК и их зарубежных филиалов, а также разветвленная сисмеждународных межфирменных связей (научно-технических, производственных, финансовых, лицензионных и т.д.) образует систему транснационального бизнеса, который играет решающую роль в распределении мировых ресурсов, в повышении конкурентоспособности национальных экономик (как стран базирования субъектов инвестирования, так и принимающих стран), в ускорении процессов международной экономической интеграции. Проблемы участия в международном рынке капиталов путем привлечения зарубежных инвестиций актуальны и требуют оперативного научно обоснованного решения. Для этого необходимо внимательное изучение международного опыта в этой области и адаптация полученных выводов к национальной специфике нашей страны.

Мировой опыт показывает, что в равной степени нежелательны и недостаточный, и чрезмерный приток капитала (особенно в виде краткосрочных инвестиций). Для успешного регулирования потоков капитала важен учет особенностей форм и инструментов такого регулирования, их возможностей в решении конкретных задач, а также позитивных и негативных последствий их применения. Сравнительный анализ форм и инструментов государственного регулирования с точки зрения их эффективности позволяет выбрать оптимальное их сочетание в зависимости от целей и задач политики иностранных инвестиций, чтобы избежать ошибок и трудностей, с которыми в свое время столкнулись другие страны.

Большинство стран, которые испытали на себе сильный приток капитала в начале 90-х гг., принимали меры по ограничению воздействия этого притока на их экономики. Одним из подходов здесь является реагирование обменного курса национальной валюты на давление со стороны потоков капитала либо путем ревальвации при режиме фиксированных обменных курсов, либо путем удорожания при системе гибких обменных курсов. Альтернативным подходом служит использование монетарной или фискальной политики, что позволяет избежать удорожания валюты, которое опасно для эффективности политики фиксированного обменного курса. Кроме того, удорожание валюты считается неблагоприятным для международной конкурентоспособности и поэтому следует снимать давление на обменный курс, вызванное притоком капитала. Наряду с этим учитывается и то, что изменчивая природа международных потоков капитала делает уязвимой финансовую систему, в частности, если банковская сисиграет доминирующую роль в их обслуживании.


После распределения первичных доходов наступает этап перераспределения доходов, или вторичное их распределение, в ходе которого часть доходов в форме текущих трансфертов изымается у одних институционных секторов и передается другим институционным секторам. В перераспределении доходов на этой стадии участвуют такие текущие трансферты, как подоходные налоги, налоги на богатство и другие, взносы на социальное страхование, социальные по
собия и другие текущие трансферты. Рассмотрим состав каждого вида текущих трансфертов.
Текущие налоги на доходы, богатство и другие, участвующие во вторичном распределении доходов, состоят из подоходных налогов домашних хозяйств и корпораций и налогов на материальные ценности. К подоходным налогам относятся все налоги, кроме налогов на производство и нерегулярных налогов на капитал и материальные ценности. В соответствии с классификацией, применяемой в СНС, в эту группу налогов, кроме подоходных, входят налоги на доходы от прироста капитала и других налогов на доходы.
Подоходные налоги включают налоги с доходов частных лиц или домашних хозяйств, некоммерческих организаций и с прибылей корпоративных предприятий.
Подоходные налоги с частных лиц или домашних хозяйств образуются из налогов на личный доход и добавочных подоходных налогов. Они взимаются из общей суммы объявленных или предполагаемых доходов. В группу подоходных налогов входят также налоги с владельцев некорпоративных предприятий.
В соответствии с порядком налогообложения, установленным в Республике Беларусь, налогом облагается каждая категория доходов: заработная плата и приравненные к ней доходы, доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы, авторские вознаграждения, доход от предпринимательской деятельности и другие доходы. Сумма налога определяется по специально разработанной шкале для каждой категории доходов.
Подоходным налогом облагаются также суммы, выплачиваемые гражданам в форме дивидендов, а также доходы, получаемые ими в результате распределения прибыли (дохода) предприятия пропорционально доле их пая в уставном фонде.
К налогам на доходы корпораций относятся налоги на прибыль корпораций, доходы и другие налоги на доходы. Размер налогов определяется из суммы доходов, полученных от всех видов деятельности.
Налоги на доход от прироста капитала формируются из налогов на увеличение капитала (или активов) частных лиц или корпораций, необходимость уплаты которых возникла в текущем периоде, независимо от периода, в котором происходил прирост капитала. Расчет суммы налога ведется исходя из номинального полученного дохода.

Другие налоги на доходы формируются из текущих налогов на капитал и прочих текущих налогов.
Текущие налоги на капитал - это периодически уплачиваемые налоги на собственность или чистый капитал институционных единиц, кроме налогов на землю или другие активы, которыми владеет предприятие или которые оно арендует. В эту группу налогов не включаются налоги на собственность или материальные ценности, взимаемые нерегулярно и через большие интервалы или при особых обстоятельствах (налог на наследство). Такие налоги включаются в группу налогов на капитал.
К текущим налогам на капитал относятся текущие налоги на землю и здания, не принадлежащие предприятиям и не используемые ими в процессе производства, периодически уплачиваемые налоги со стоимости земли или основных фондов (за вычетом всех долгов по этим фондам) и текущие налоги на другие активы (периодические налоги с ювелирных изделий и других внешних признаков богатства).
К прочим текущим налогам относятся подушные налоги (на душу взрослого населения или на домашнее хозяйство), налоги на расходы, платежи домашних хозяйств за приобретение некоторых лицензий, налоги на финансовые и капитальные операции, гербовые сборы и налоги на внешние операции.
К текущим трансфертам, участвующим во вторичном распределении доходов, относятся взносы на социальное страхование. Они производятся предприятиями и работниками с тем, чтобы в будущем обеспечить право на получение пособий по социальному страхованию при наступлении определенных условий.
Взносы на социальное страхование в СНС рассматриваются как фактические взносы работодателей на социальное страхование, взносы наемных работников, взносы самостоятельных работников и незанятых лиц и условно начисляемые взносы на социальное страхование.
Фактические взносы работодателей на социальное страхование являются обязательными и представляют взносы в фонды социального обеспечения, страховым предприятиям или другим институционным единицам, осуществляющим административное управление социальным страхованием с целью обеспечения социальных пособий для своих работников.

К взносам работников на социальное страхование относятся отчисления в систему социального страхования в их собственных интересах. Они производятся в случаях, когда возникают обязательства уплаты взносов, обусловленные выполнением определенных работ. Эти взносы являются обязательными, хотя работники могут производить и добровольные отчисления.
Взносы в фонды социального страхования могут вносить также самостоятельно занятые работники и незанятые лица при возникновении обязательств об уплате. Они имеют как обязательную, так и добровольную форму и производятся в собственных интересах этих лиц.
Отдельные работодатели сами предоставляют социальные пособия своим работникам, бывшим работникам или иждивенцам из собственных источников, без создания специальных фондов. Для таких наемных работников необходимо производить условные начисления возмещений, которые должны быть равны сумме взносов на социальное страхование, требуемой для обеспечения прав на получение социальных пособий. Подобные взносы в системе называются условно начисленными.
К текущим трансфертам относятся социальные пособия. В СНС различают два вида социальных пособий: пособие по социальному страхованию и пособие по социальному обеспечению. В отличие от первого вида пособия по социальному обеспечению представляют текущие трансферты государственных органов или некоммерческих учреждений домашним хозяйствам для удовлетворения тех же потребностей, которые покрываются пособиями по социальному страхованию, но вне рамок системы социального страхования.
Необходимость выплаты социальных пособий может возникать в случае потребности во временной или постоянной медицинской помощи, в уходе или опеке в связи с болезнью, при хроническом заболевании, другом психическом или физическом состоянии, а также в результате увечья, несчастного случая на работе или других обстоятельствах, в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, остановкой производства и другими причинами, достижением пенсионного возраста, потерей кормильца, обязанностью содержать на иждивении детей или других лиц в связи с возрастом, психическим или физическим состоянием.

Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме) включают пособия по социальному обеспечению в денежной форме, пособия по социальному страхованию, финансируемые из частных источников, не- финансируемые социальные пособия наемных работников и пособия по социальной помощи в денежной форме.
Прочие текущие трансферты, участвующие в перераспределении первичных доходов, включают страховые премии и страховые претензии, не связанные со страхованием жизни, текущие трансферты в рамках органов государственного управления, текущие трансферты, связанные с международным сотрудничеством, трансферты между домашними хозяйствами, пени и штрафы, налагаемые судами за неуплату или уклонение от уплаты налогов, выплаты компенсации (за телесное повреждение, ущерб, нанесенный имуществу, и т. п.) и др.
Перераспределение первичных доходов отражается на счете вторичного распределения доходов (табл. 3.7).
Табл. 3.7. Схема счета вторичного распределения доходов по экономике в целом
По такой схеме составляется счет вторичного распределения доходов в целом по народному хозяйству. Валовой располагаемый доход в этом счете является балансирующей статьей и определяется путем прибавления к валовому национальному доходу текущих трансфертов, полученных от “остального мира”, и вычитания текущих трансфертов, переданных “остальному миру”, или прибавления к валовому национальному доходу сальдо текущих трансфертов с “остальным миром”.
Валовой располагаемый доход в целом по народному хозяйству характеризует размер средств, которыми располагает экономика и которые будут использованы на конечное потребление и сбережение.
Материалы счета вторичного распределения доходов позволяют проанализировать процессы, происходящие в пере
распределении доходов, изучить состав полученных и переданных “остальному миру” текущих трансфертов, динамику валового располагаемого дохода и текущих трансфертов.
Счет вторичного распределения доходов по республике приведен в табл. 3.8.
Табл. 3.8. Счет вторичного распределения доходов в народном хозяйстве Республики Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)

  • Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 31.
Валовой располагаемый доход равен: 351101 + (2652 - 692,4) = 353060,6 млрд р.
Сальдо текущих трансфертов от “остального мира” (по- лучено-передано) в Республике Беларусь в 1997 г. было положительным, поэтому валовой располагаемый доход за этот период оказался больше валового национального дохода. В течение 1991-1997 гг. соотношение этих показателей было различным. В 1991 г. они совпадали по величине, в 1994 г. валовый располагаемый доход был меньше валового национального дохода, а в остальные годы этого периода валовой располагаемый доход превышал валовой национальный доход, т. е. сальдо текущих трансфертов от “остального мира” было положительным.
Счет вторичного распределения доходов составляется также по институционным секторам экономики. В ресурсной части этого счета показывается сальдо первичных доходов по сектору и текущие трансферты к получению от других секторов экономики, а в “видах использования” - текущие трансферты к передаче другим институционным секторам экономики. Балансирующей статьей в счете вторичного распределения доходов по сектору выступает показатель валового располагаемого дохода, определяемый как сумма сальдо валовых первичных доходов и текущих трансфертов по соответствующему сектору.

Материалы счетов вторичного распределения доходов в разрезе секторов позволяют проанализировать состав и динамику переданных и полученных текущих трансфертов, а также валового располагаемого дохода, определить долю участия отдельных секторов в образовании валового располагаемого дохода по экономике, выявить тенденции и закономерности в перераспределении доходов.
Перераспределение доходов заканчивается образованием скорректированного располагаемого дохода, который отличается от располагаемого дохода на размер социальных трансфертов в натуральной форме. В состав социальных трансфертов в натуральной форме входят социальные пособия в натуральной форме (расходы фондов социального обеспечения на лекарства, медицинское лечение и др.) и нетоварная продукция органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также товарная продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.
Скорректированный располагаемый доход учитывается на счете перераспределения доходов в натуральной форме. Схема счета для сектора экономики показана в табл. 3.9.
Табл. 3.9. Схема счета перераспределения доходов в натуральной форме
Скорректированный располагаемый доход определяется по секторам общего государственного управления, некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, и сектору домашних хозяйств. По первым двум секторам скорректированный располагаемый доход равен разности располагаемого дохода соответствующего сектора и суммы социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащей передаче сектору домашних хозяйств. По сектору домашних хозяйств скорректированный располагае-
$

мый доход получают суммированием располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащих к получению домашними хозяйствами от секторов общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Секторы нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не предоставляют социальных трансфертов в натуральной форме домашним хозяйствам, поэтому располагаемый и скорректированный располагаемый доход у них совпадает.
В связи с тем, что перераспределение доходов в натуральной форме происходит внутри экономики и социальные трансферты в натуральной форме, переданные секторами общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны социальным трансфертам, полученным сектором домашних хозяйств, скорректированный валовой доход по народному хозяйству совпадает с валовым располагаемым доходом до его перераспределения в натуральной форме.
Данные счета перераспределения доходов в натуральной форме позволяют изучить состав социальных трансфертов, определить их удельный вес в скорректированном располагаемом доходе, выявить сложившиеся закономерности. При этом такой анализ можно произвести как на уровне экономики в целом, так и по секторам, у которых скорректированный располагаемый доход не совпадает с располагаемым доходом. В табл. 3.10 приведен счет перераспределения доходов в натуральной форме по республике в целом.
Табл. 3.10. Счет перераспределения доходов в натуральной форме по Республике Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)
* Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 32.

Скорректированный валовой располагаемый доход равен: 353060,6 + (50198,4 - 50198,4) = 353060,6 млрд р.
Удельный вес социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном валовом располагаемом доходе в 1997 г. составил 14,2 %. Однако этот показатель был на

  1. 8 процентных пункта ниже по сравнению с 1996 г. и на 4,2 процентных пункта выше, чем в 1991 г. Таким образом, начиная с 1991 г. происходил постоянный рост уровня социальных трансфертов в натуральной форме, достигший в
  1. г. 15,5 % в валовом скорректированном располагаемом доходе, после чего наметилось некоторое его снижение.
Литература
JIunne П. Экономическая статистика. Штутгарт: ФСУГ, 1995. Гл. III.
Национальные счета Республики Беларусь за 1990- 1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998.
Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов. Мн.: Вышэйш. шк., 1995.
Новиков М.М., Теслюк И.Е. Макроэкономическая статистика. Мн.: БГЭУ, 1996.
Практикум по социально-экономической статистике / Под общей ред. И.Е. Теслюка. Мн.: БГЭУ, 1997.
Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Фин- статинформ, 1996.
Система национальных счетов: пересмотренный вариант. Нью-Йорк, 1993. Гл. 6, 7.
Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1997.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономической категории, ее экономическое назначение. Основной функцией финансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспределения доходов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регулирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и проводимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только посредством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участвующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собственникам, являются основой распределения доходов между собственниками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отношений.

Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.

Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономическими единицами - резидентами страны в течение какого-либо периода, образует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих товаров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточный продукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обеспечивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом промежуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов - обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.

Основой доходов всех секторов экономики является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства - это стоимость всех произведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребления, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных конечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость , характеризует одновременно непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих позиций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата наемных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

Оплата труда - это трудовой доход, включающий заработную плату (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на социальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В состав заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая прибыль и валовой смешанный доход - это та часть добавленной стоимости, которая остается у институциональных единиц после вычета расходов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убыток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чистая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибыли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. В России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов - 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС , налог с продаж, акцизы , таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства - на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы , фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, поскольку само государство рассматривается как участник воспроизводственного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуществления.

Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использовать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит посредством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контрагентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллельно. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетающихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перераспределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно проходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов и их использования. Эта группировка является схематичной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перераспределительных процессов и их последствия.

Первичное распределение доходов. В процессе первичного распределения доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость , переходят другим экономическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс формирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, получаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с предоставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных активов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирования страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит , уплаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полученных от собственности.

Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу денежные средства и другое имущество для использования и соответственно получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полученные от "остального мира", - это проценты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компаниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного инвестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе производства, скорректированная на сальдо полученных и переданных доходов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в результате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала - чистый национальный доход. Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризующий результаты производства.

Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от собственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как правило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма внушительный внешний долг, требующий значительных процентных платежей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.

В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не заканчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образовавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.

Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распределения формируются так называемые располагаемые ( конечные ) доходы экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции , как правило, предполагают участие двух сторон - участников, между которыми происходит движение потоков различной природы. Большинство операций отражает два встречных потока: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой простые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставления в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ничего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, социальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рассматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, получаемые в результате перераспределительных процессов.

Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате операций между секторами экономики (без учета операций с "остальным миром") в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличивает доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы оказываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые получают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и других социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.

В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов образуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина доходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики - это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими секторами.

Трансферты осуществляются не только между секторами национальной экономики, но и между национальной экономикой и "остальным миром". Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой национальный располагаемый доход, а за вычетом амортизации - в чистый национальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход - это доход, который может быть использован страной на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отличается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, переданных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характеризует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на конечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платеже способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд руб., или 0,2% от ВВП.

Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превышение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля национального конечного потребления в валовом национальном располагаемом доходе составила 66,4%, а национального сбережения - 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинтересованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использовании на цели развития производства. В развитых странах объемы сбережения и накопления примерно совпадают.

Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образование и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.

Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряжении прибыль и амортизация , для органов государственного и муниципального управления - бюджетные и внебюджетные фонды, для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - добровольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль , для домашних хозяйств - заработная плата , доходы от собственности, пенсии и пособия.

Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов экономики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, переданных ими другим секторам и полученных от них. Располагаемые доходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение.

В финансовом балансе страны в целом общая величина доходов, которые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отражающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам - доходы и их передачу в другие сектора.


Рис. 1.

Финансовый баланс используется для моделирования финансовых потоков и выработки финансовой политики на основе сравнения различных вариантов.

Финансовый контроль является важным элементом управления финансами. Это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспечения интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Финансовый прибыль , ее использование и др. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов по финансовым вопросам, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств. Объектом финансового контроля является также ведение финансовой документации, ее соответствие установленным нормам.

Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти осуществляют контроль над бюджетными средствами и финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий. Финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств осуществляется на стадиях обсуждения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Таможенным комитетом. Контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты осуществляется налоговой службой. Для контроля над исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание РФ создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Органы государственной власти, например, налоговая инспекция, могут заключить договор с аудиторской фирмой в целях проверки правильности бухгалтерского и финансового учета и правильности уплаты налогов. Коммерческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью анализируется ее соответствие действующему законодательству и нормативным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуществлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказывающие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности.

Финансовый контроль предприятий осуществляется также банками и страховыми организациями при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основными формами финансового контроля являются проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.


Счет вторичного распределения доходов предназначен для описания процесса перераспределения доходов в денежной форме. Начальная статья счета - это балансирующая статья предыдущего счета, т. е. сальдо пер­вичных доходов. Доходы перераспределяются с помощью перераспреде­лительных платежей, которые в СНС называются трансфертами.

Трансферты - это экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным еди­ницам безвозмездно товары, услуги, активы.

Балансирующей статьей счета является валовой национальный располагаемый доход.

Валовой национальный располагаемый доход (ВНДР) больше ВНД на сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы.

V. Счет использования располагаемого дохода

Счет использования располагаемого дохода предназначен для регист­рации операций, связанных с использованием располагаемого дохода. Как известно, к расходам на конечное потребление относятся:

а) расходы на конечное потребление домашних хозяйств;

б) расходы на конечное потребление государственного управления;

в) расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Все эти расходы регистрируются в счетах соответствующих секторов. Схема счета, приведенная выше, содержит стандартный набор статей.

Сбережение - балансирующая статья счета. В результате сложения сбережений всех секторов экономики образуется еще один агрегат СНС - национальное сбережение.

VI. Счет операций с капиталом

Счет операций с капиталом предназначен для того, чтобы показать ис­точники финансирования капитальных затрат и их использование на раз­личные виды капитальных затрат.

Основной источник финансирования капитальных затрат - сбережение (переходит из счета использования располагаемого дохода, где сбережение является балансирующей статьей). Другой источник финансирования - капитальные трансферты, т. е. единовременные перераспределительные платежи (например, безвозмездное финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета, передача капитала в процессе приватизации, прошение задолженности за прошлые годы и др.).

Валовое накопление основного капитала состоит из стоимости постро­енных зданий и сооружений, а также приобретенных машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных фондов.

Прирост запасов материальных оборотных средств - это прирост сто­имости запасов сырья, материалов, топлива, инструментов, незавершенного производства, готовой, но не реализованной продукции и т. д.

Чистое кредитование/чистое заимствование - балансирующая статья счета, которая отражает объем финансовых ресурсов, передаваемых одним сектором экономики другим секторам в возмездной и возвратной формах для финансирования капитальных затрат. Она также может показывать объем финансовых ресурсов, временно заимствованных на возмездной основе данным сектором в других секторах экономики для финансирования капитальных затрат.

Следующий счет этой группы - финансовый счет. На правой стороне эгого счета регистрируются операции, связанные с принятием финансовых обязательств, а на левой - операции, связанные с приобретением финансовых активов. Схема финансового счета имеет следующий вид:

VII. Финансовый счет

Изменения в активах Изменения в обязательствах
и чистой стоимости капитала
8. Монетарное золото и СПЗ 1 . Чистое кредитование/
чистое заимствование
9. Депозиты и наличные 2. Депозиты и наличные
деньги деньги
10. Ценные бумаги 3. Ценные бумаги
(кроме акций) (кроме акций)
1 1 . Акции 4. Акции
12. Ссуды 5. Ссуды
13. Технические резервы 6. Технические резервы
страховых компаний страховых компаний
14. Прочая кредиторская или 7. Прочая кредиторская или
дебиторская задолженность дебиторская задолженность
Итого Итого

Важно подчеркнуть, что в финансовом счете регистрируются не сами финансовые активы или финансовые обязательства, а их изменения за определенный период. Некоторые операции с финансовыми инструментами отражаются в различных статьях ресурсов и использования, например, полученные займы, регистрируемые на правой стороне счета, могут повлечь корреспондирующие записи на левой стороне счета по статье «Депозиты» (прирост). С другой стороны, некоторые операции отражаются в статьях на одной и той же стороне финансового счета, например, предоставление ссуд, регистрируемое на левой стороне счета, Может повлечь корреспондирующую запись на этой же стороне счета о сокращении депозитов.

Цены в СНС

При разработке СНС его показатели могут быть оценены (в основных ценах, рыночных ценах производителей и покупателей).

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Применяется для устранения влияния разных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики

Рыночная цена производителя - цена, получаемая производителем за реализованную единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме НДС и налога на импорт) и исключающая субсидии на продукты.

Рыночная цена покупателя - цена, уплачиваемая покупателем за продукты и услуги, включающая чистые налоги на производство и импорт и торгово-транспортную наценку.

Расчет ВВП

ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного цикла соответствующим методом:

Производственным методом - на стадии производства товаров и услуг;

Распределительным методом - на стадий распределения;

Методом конечного использования - на стадии конечного использования.

Производственным методом (на стадии производства товаров и услуг) ВВП рассчитывается как сумма валовой, добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.

ВВП = ВДС + ЧНП + ЧНИ

где ВДС – валовая добавленная стоимость, исчисляется на уровне страны, как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением.

ЧНП – чистые налоги на продукты, определяется как разница между налогами на продукты и субсидиями на них.

ЧНИ – чистые налоги на импорт определяется как разница между налогами на импорт и субсидиями на них.

Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых или продаваемых производящей единицей - резидентом. К ним относятся, например, налог, на добавленную стоимость, акцизы и т. д.

Налоги на импорт включают налоги на импортируемые товары и услуги.

Производственным методом ВВП может быть также рассчитан на основе данных о выпуске товаров и услуг и промежуточном потреблении в целом по экономике.

Если выпуск товаров и услуг выражен в основных ценах, то формула исчисления ВВП выглядит следующим образом:

ВВП = В - ПП+ ЧНПИ,

где В - стоимость всех произведенных резидентом за период материальных благ и оказанных услуг. Валовой выпуск оценивается в рыночных ценах. Как результат деятельности валовой выпуск включает готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.

ПП - промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.

Промежуточное потребление - это стоимость потребленных в процессе производства товаров и услуг (за исключением потребления основных фондов), которые полностью трансформируются или полностью поглощаются в процессе производства в отчетном периоде. В состав ПП входят материальные затраты, оплата нематериальных услуг.

В настоящее время косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (которые определяются как разность между процентами, полученными и выплаченными (финансовыми посредниками) не распределяются между их потребителями и относятся к промежуточному потреблению условной единицы с нулевым выпуском. Поэтому сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики должна быть уменьшена на величину стоимости этих услуг.

ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт.

Распределительным методом (на стадии распределения) ВВП определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг, т. е. как сумма расходов производителей-резидентов на оплату труда наемных работников - резидентов и нерезидентов, выплаченных ими чистых налогов на производство и импорт, а также их валовой прибыли и валовых смешанных доходов.

Валовая прибыль представляют собой часть валовой добавленной стоимости, оставшуюся у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда и уплатой налогов.

Валовые смешанные доходы - это доходы, в которых сложно или подчас невозможно отделить доходы от предпринимательской деятельности институциональной единицы от оплаты труда (доходы фермера, предпринимателя без образования юридического лица).

Формула расчета ВВП распределительным методом имеет вид

ВВП = ОТ + ЧНП +ВП + ВСД,

где ОТ - оплата труда наемных работников; ЧН - чистые налоги на производство; ВП - валовая прибыль; ВСД - валовые смешанные доходы.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы в СНС определяются балансовым методом как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом, и другими видами первичных доходов Доплата труда, чистые налоги на производство и чистые налоги на импорт.

Поэтому данный метод не используется для определения объема ВВП, а применяется в основном для анализа процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП.

Методом конечного использования (на стадии конечного использования) ВВП рассчитывается как сумма конечного, потребления товаров и услуг и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, что можно выразить следующей формулой:

ВВП = КП + ВН + (Э - И),

где КП - конечное потребление товаров и услуг;

ВН - валовое накопление;

Э - И - сальдо экспорта и импорта товаров.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный на стадии конечного использования, равен сумме расходов на приобретение предназначенных для конечного использования (конечного потребления и накопления) товаров и услуг в ценах потребления и чистого экспорта товаров и услуг.

Конечное потребление – это сумма расходов на конечное потребление, которые подразделяют на расходы домашних хозяйств, государственных (бюджетных) учреждений и расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Кроме того, в расходах на конечное потребление выделяют расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение (т. е. приобретение за вычетом реализации) ценностей.

Исчисление ВВП данным методом позволяет провести анализ основных пропорций использования ВВП и определить долю стоимости товаров и услуг, использованных для удовлетворения потребностей конечных потребителей и для увеличения национального богатства страны.

Расчет ВВП на основе разных методов, как правило, приводит к несовпадению его количественных оценок, что объясняется использованием различных источников информации. Однако обычно отклонения оценок ВВП не превышают 1-2%. В статистических справочниках и сборниках несовпадения между оценками ВВП, полученными различными методами, отражаются в специальной статье "статистическое расхождение".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20


первичное - вторичное распределение доходов; функциональное - личное распределение доходов. Что понимается под долей заработной платы и долей прибыли? Оцените адекватность доли зарплаты как показателя и целевой величины для распределения доходов. Как вы представляете себе справедливое распределение доходов? Оцените воздействие государственных трансфертных платежей и налогов. Что понимается под
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отно шения собственности и создаются предпосылки для формирова ния у акционеров и работников предприятий предприниматель ского и хозяйственного стилей поведения, создания акционерно го механизма развития производства и повышения его эффектив ности и качества продукции. Создается нормативная база образо вания и функционирования акционерных
  • Некоторые моменты истории развития кредитной системы России
    первичном размещении. ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным
  • Глава Рынок ценных бумаг
    первичный и вторичный рынки; По организации торговли ценными бумагами - биржевой и внебиржевой; По эмитентами - рынок государственных (правительственных и муниципальных), корпоративных, банковских ценных бумаг; По времени исполнения сделок с ценными бумагами - кассовый (рынок лспот), на котором сделки исполняются в течение 1-2 банковских дней, и срочный, на котором сделки исполняются более 2
  • 8.6 Финансовый рынок.
    первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит последующая купля-продажа уже размещенных ценных бумаг. Движение ценных бумаг организационно осуществляется на фондовой бирже с участием финансовых посредников - дилеров, маклеров, брокеров, и на внебиржевом рынке - напрямую между продавцами и покупателями. В конечном итоге взаимодействие
  • 6.3. Рынок ценных бумаг
    первичный (внебиржевой), вторичный (биржевой) и внебиржевой (уличный). Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени и противостоят и дополняют друг друга. Обусловлено это тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют
  • 1. Сущность и значение социального страхования
    первичного и вторичного распределения: Первичное распределение - это образование фондов за счет взносов субъектов хозяйствования, Вторичное распределение - привлечение средств государственного бюджета и средств самих работников; сфера отношений социального страхования регулируется государством т. к. оно устанавливает перечень фондов и их назначение, а также область применения средств направления
  • 2. Эмиссия ценных бумаг
    первичного размещения и придать российскому фондовому рын ку цивилизованные черты, но и дало самим эмитентам необходи мый опыт работы на рынке, создать себе положительную кредит ную историю". Рост этого сегмента рынка продолжился и в 2001 г. . Облигации подразделяются по типам эмитентов на государст венные (федерального, субфедерального и муниципального уровней) и корпоративные, а по срокам
  • 27. Сегменты рынка труда
    первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления. Вторичный рынок труда - это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие
  • 1.5. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО - СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
    первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой интегрированной нормативно-справочной базой данных и реализуемым комплексом расчетных задач. Минимальная конфигурация АРМ включает персональный компьютер типа IBM PC и стандартный принтер. Требуемый объем оперативной памяти - 510 Кбайт. Для хранения информации об одном акционере используется в среднем 1
  • 3.1.1. Статистическая база регионального анализа
    первичных доходов; Х счет вторичного распределения доходов; Х счет используемого располагаемого дохода; Х счет операций с капиталом. Разработка важнейших региональных социально-экономи ческих показателей (индикаторов) и на их основе СРС связана с рядом проблем, к числу которых относятся: Х распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной
  • 3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
    первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета (ст. 248 НК РФ). В соответствии с действующим законодательством доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Понятие

  • первичное и лвторичное право Сообществ. К лпервичному относятся международно- правовые договоры об образовании, договоры о последующем присоединении государств, а также договоры об институциональной структуре Сообщества. В остальном к первичному праву относится так называемое неписаное право, т.е. общие наднациональные нормы, которые едины для всех государств-членов (речь идет в первую очередь
  • 4.1. Понятие и содержание системы национальных счетов
    первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и за вершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) - это система сбора и обработки ин формации о состоянии и результатах функционирования национальной
  • 4.1. Связь и информационные системы
    вторичных информационных сетей. Информационные сети, осуществляющие передачу данных между получателями и ЭВМ и ЭВМ между собой получили название компьютерных или информационно-вычислительных сетей. С их помощью передаются данные, обеспечивается доступ к информационным ресурсам компаний и банков. Развитие средств связи, создание информационных сетей способствуют формированию мирового
  • 1.2 Классификация стран, включенных в мировое хозяйство
    первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или торговли, или добывающей промышленности. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, состоянием личной
  • 2.2 Финансовые ресурсы мирового хозяйства
    первичный и вторичный. На вторичном рынке осуществляется перепродажа ЦБ. По форме организации финансовые рынки делятся на организованные распределенные. На организованном биржевом рынке продаются акции наиболее крупных и надежных компаний - листинговых компаний. По срокам предоставления денег финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег образуются краткосрочные
  • Глава 6. Рыночная структура мирохозяйственных связей
    первичного рынка (primary market); Ф вторичного рынка (secondary market). Через первичный рынок компания наращивает свой капитал путем выпуска новых ценных бумаг1. Первичный рынок сводит вместе компании, испытывающие потребность в средствах, и инвесторов, желающих эффективно вложить свои капиталы. Продавая акции на первичном рынке, компании получают необходимые им средства, а инвесторы становятся
  • ГЛОССАРИЙ
    распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности сторон Конференция ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД) - наиболее представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, действующая в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН Коррупция - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по
  • ВВЕДЕНИЕ
    первичную (архаичную), в торичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально -экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы
  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное