Домой Альфа Банк Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация древнего востока. Экономика стран древнего востока и его экономическая мысль

Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация древнего востока. Экономика стран древнего востока и его экономическая мысль

  • 7.3. Греческая экономика классического периода (V-iVвв. До н. Э.)
  • 7.4. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конецIv-Iвв. До н. Э.)
  • 8. Экономика Древнего Рима
  • 8.1. Экономика в Царский период
  • 8.2. Экономика в период Республики
  • 8.3. Экономика в период Империи
  • II. Средневековье (V-XVII вв.)
  • 9. Основные черты феодальной экономики. Типология развития феодализма
  • 9.1. Общая характеристика феодализма
  • 9.2. Ранний феодализм – время формирования феодального способа производства (V- конецXвв.)
  • 9.3. Период развитого феодализма (XI-xVвв.)
  • 9.4. Период позднего феодализма (конецXv- серединаXviIвв.)
  • 10. Экономика средневековой Франции
  • 10.1. Возникновение и развитие феодальных отношений во франкском обществе
  • 10.2. Франкское государство вVii-iXвв.
  • 10.3. Экономическое развитие Франции вX-xVвв.
  • 10.4. Экономическое развитие Франции на этапе разложения феодализма
  • 11. Экономическое развитие Англии и Голландии
  • 11.1. Экономическое развитие Англии вXi-xVвв.
  • 11.2. Экономика Англии вXvi-xviIвв.
  • 11.3. Экономика Нидерландов (Голланлии) вXvIв.
  • 11.4. Голландия как «образцовая» капиталистическая странаXviIв.
  • 12. Экономика Германии
  • 12.1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)
  • 12.2. Эпоха расцвета феодализма (XI- конецXVвв.)
  • 12.3. «Второе издание» крепостничества
  • 13. Хозяйство Киевской Руси (IX-xiIвв.)
  • 13.1. Образование древнерусского государства
  • 13.2. Развитие сельского хозяйства
  • 13.3. Развитие ремесел и городов
  • 14. Экономика Руси в период феодальной раздробленности (XII-xVвв.)
  • 14.1. Причины феодальной раздробленности
  • 14.2. Экономическое развитие Русских земель вXii-xVвв.
  • 14.3. Завершение объединения Русских земель вокруг Москвы.
  • 15. Экономическое развитие Руси в период образования единого централизованного государства (XV-xviIвв.).
  • 15.1. Экономика Руси в период завершения объединения вокруг Москвы
  • 15.2. Особенности экономического развития России вXvIв.
  • 15.3. Экономика России на пороге Нового времени (xviIв.)
  • 16. Экономическое развитие стран Востока
  • 16.1. Экономика Индии на раннем этапе феодализма
  • 16.2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-xVвв.)
  • 16.3. Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-xviiIвв.)
  • 17. Экономика средневекового Китая
  • 17.1. Экономика в эпоху раздробленности
  • 17.2. Экономика Китая в Имперский период (конецVi-xiiIвв.)
  • 17.3. Закат Китайской империи
  • 18. Экономика средневековой Японии
  • 18.1. Рождение государства
  • 18.2. Развитие экономики Японии вViiixiIвв.
  • 18.3. Экономика Японии в эпоху зрелого феодализма (XII-xVвв.)
  • III. Новое время (XVIII - XIX вв.)
  • 19. Экономическое развитие ведущих стран вXviiIв.
  • 19.1. Общая характеристика эпохи
  • 19.2. Англия - родина промышленной революции
  • 19.3. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 19.4. Причины экономического отставания Германии
  • 20. Экономическое развитие ведущих стран Европы в эпоху формирования индустриальной цивилизации (xiXв.)
  • 20.1. Особенности социально-экономического развития Англии
  • 20.2. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 20.3. Особенности социально-экономического развития Германии
  • 21. Экономика России вXviiIв.
  • 21.1. Эпоха Петра Великого
  • 21.2. Экономика России в послепетровский период
  • 21.3. Начало разложения крепостнического хозяйства (вторая половинаXviiIв.)
  • 22. Экономическое развитие России вXiXв.
  • 22.1. Общая характеристика эпохи
  • 22.2. Состояние сельского хозяйства
  • 22.3. Промышленное развитие
  • 22.4. Торговля
  • 22.5. Транспорт
  • 22.6. Финансовая система. Налогообложение
  • 23. Образование сша, их экономическое развитие вXiXв.
  • 23.1. Война за независимость. Образование сша
  • 23.2. Экономическое развитие сша в первой половинеXiXв.
  • 23.3. Промышленный переворот в сша
  • 23.4. Гражданская война и ее последствия
  • 24. Экономическое развитие ЯпонииXviii-xiXвв.
  • 24.1. Экономика Японии вXviiIв.
  • 24.2. Экономика Японии вXiXв.
  • 24.3. Экономика Японии при переходе к империализму
  • 25. Экономика стран Востока в эпоху колониализма
  • 25.1. Исторические формы колониализма
  • 25.2. Колониализм вXvi-xviIвв.
  • 25.3. Колониализм периода промышленного капитализма
  • 25.4. Развитие экономики колоний
  • IV. Новейшее время
  • 26. Вторая научно-техническая революция и развитие мировых производительных сил (конецXix- началоXXвв.)
  • 27. Выдвижение сша, Германии и Японии в ведущие страны мира
  • 27.1. Экономическое развитие сша
  • 27.2. Экономическое развитие Германии
  • 27.3. Экономическое развитие Японии
  • 28. Мировая экономика в 1914-1959 гг. Становление системы регулируемого капитализма
  • 28.1. Периоды процесса этатизации
  • 28.2. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны – сша.
  • 28.3. Экономика Великобритании
  • 28.4. Экономическое развитие Франции
  • 28.5. Экономика Германии
  • 28.6. Экономическое развитие Италии и Японии
  • 29. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны
  • 29.1. Возрастание экономической мощи сша
  • 29.2. Динамика и формы развития ведущих стран
  • 29.3. Процессы интеграции
  • 30. Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе.
  • 30.1. Экономическое развитие
  • 30.2. Экономическое развитие социалистических стран на втором этапе (1950-1960)
  • 30.3. Проблемы хозяйствования в социалистических странах на третьем этапе (1960-1970)
  • 30.4. Экономика социалистическихстран на четвертом этапе (1970 - середина 80-х гг.)
  • 30.5. Страны социалистической системы во второй половине 80-х-90-е годы
  • 31. Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства
  • 31.1. Развивающиеся страны как фактор роста всемирного хозяйства
  • 31.2. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
  • 31.3. Интеграционные процессы в развивающихся странах
  • 32. Экономика России в 1900-1917 гг.
  • 32.1. Экономические кризисы началаXXв.
  • 32.2. Промышленное развитие России в 1909-1915 гг.
  • 32.3. Развитие сельского хозяйства
  • 32.4. Экономика России в годы Первой мировой войны
  • 33. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1941 годах
  • 33.1. Революционные преобразования
  • 33.2. Период «военного коммунизма»
  • 33.3. Восстановление хозяйства, переход к нэПу
  • 33.4. Народное хозяйство ссср в период довоенных пятилеток
  • 34. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1985 гг.)
  • 34.1. Экономика ссср в период Великой Отечественной войны
  • 34.2. Послевоенное восстановление народного хозяйства
  • 34.3. Развитие экономики ссср в 50-80-е годы
  • 35. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования
  • 35.1. Попытки перестройки хозяйственного механизма
  • 35.2.Реформы в России и переход к рыночной экономике
  • 35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса
  • Литература
  • Даты важнейших событий истории мировой экономики
  • Античные государства Древняя Греция
  • Античный Рим
  • Средневековье
  • Новое время (вторая пол. XVII - последняя треть XIX вв.)
  • Новейшее время (XX в.)
  • Содержание
  • Экономика стран Древнего Востока

    История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

    Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

    Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии -- вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик.

    2. Экономика государств Месопотамии

    Характеристика страны и ее народов

    Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии -- страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

    Страна с древнейших времен была заселена шумерскими и семитскими племенами. Шумеры, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей в IV тыс. до н. э., создали государство Шумер.

    Семиты, жившие в V тыс. до н. э. в районе северной Африки, постепенно заселили Аравию, Сирийскую степь, а затем Месопотамию, где создали государство Аккад, а позже государство Вавилон. На восточном побережье Средиземного моря ими были созданы древнейшие государства на территории Сирии, Финикии, Палестины. К семитским народам в древности относились египтяне, жители Аккада, Вавилона, Ассирии, амориты, ханаанеи, финикийцы, евреи, арамеи * .

    * В настоящее время в число семитских народов входят арабы, евреи, мальтийцы, новосирийцы, народности Аравии и Эфиопии.

    Еще в глубокой древности ими были одомашнены дикие свиньи, овцы, козы, крупный рогатый скот, ослы. Теплый климат, наличие воды и плодородной почвы способствовали одомашниванию примерно VI-VIII тыс. лет до н. э. ячменя, пшеницы, других культур, развитию сельского хозяйства. Эти племена дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончарном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производиться глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появившиеся с VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V-ГУ тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

    Образование государств и развитие экономики

    Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство. Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии. Это дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья, что улучшило и транспортную и ирригационную сеть. Введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли. Рост земледелия, ремесел и торговли и на этой основе укрепление финансов позволяли содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов. Это создало возможность не только для укрепления своих границ, но и вести завоевательные войны. Войска Саргона дошли до Средиземного моря на западе и даже в Малую Азию. Таким образом Саргон создал крупное государство, претендовавшее на гегемонию в Передней Азии.

    Еще больших размеров достигло Аккадское государство в 2220 г. до н. э. при одном из царей династии Саргона - Нарамсине. При нем были присоединены Элам на востоке, районы Аравии на юге и Верхнего Тигра на севере.

    Однако непрерывные войны, которые вели аккадские цари, истощили экономику государства и оно в 2007 г. до н. э. пало под натиском семитских кочевых племен аморитов, вторгшихся с запада, и эламитов, нападавших с востока.

    После многолетних войн с эламитами победили амориты и создали в 1897 г. до н. э. Вавилонское царство. Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который вновь объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов - кодекс Хаммурапи. Этот кодекс - важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства.

    Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

    Климатические условия растениеводства вызывали необходимость создания системы осушительных и оросительных каналов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины - отдельные ее участки.

    Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром (шекель равнялся примерно 8 г серебра). Надо отметить, что рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее. Кодекс Хаммурапи защищал не только интересы рабовладельца, но и раба: в статье 282 кодекса устанавливалось наказание раба за неповиновение господину, а в статье 117 устанавливалось, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его надо было отпускать на свободу.; статья; 116 гласила, что если сын свободного человека, взятый в долговое рабство кредитором, умер в доме кредитора от дурного обращения с ним, то за это смерти мог быть предан сын кредитора.

    Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям. Закон царя Эшнунны (примерно XX в. до н. э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за невыполненную работу.

    Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, к установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. Обычно арендная плата вносилась натурой, частью урожая. В целях защиты интересов владельца земли в статье 62 кодекса Хаммурапи устанавливалось, что при понижении урожайности из-за плохой обработки земли арендная плата не уменьшалась и ее размер взимался, исходя из средней урожайности в данной местности. Для стимулирования разработки целинной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату на втором году аренды.

    Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 га земли, жрец - 18 га, чиновник - 15 га, мелкий землевладелец - от нескольких сотых до 2 га.

    Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовых хозяйств, забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

    Сельское хозяйство

    Основу экономики древневосточных государствсоставляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки - рабочим скотом для земледелия.

    Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже - плуга. Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жителей давали хорошие урожаи. Главная зерновая культура - ячмень давала урожай в среднем сам-36, а в хорошие годы урожай превышал сам-100.

    Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива (примерно 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

    Важной отраслью сельского хозяйства было садоводство, виноградарство, овощеводство. Особое внимание уделялось разведению финиковой пальмы, которая даже считалась священным деревом. Финиковая пальма широко разводилась, облагораживалась. Для повышения урожайности уже 4000 лет назад применялось ее искусственное опыление. Государство всемерно поддерживало садоразведение и защищало сады. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф - полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду. Большое количество в стране садов, их хорошее состояние стало основой легенды о Месопотамии как о райском саде.

    Ремесла и промышленность

    Развитие земледелия, ранее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужило быстрому выделению из сельского хозяйства ремесла как самостоятельной отрасли.

    Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

    Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня сокровищами крупнейших музеев мира.

    В технологии производства ювелирных изделий применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет назад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства проникла и в Европу, однако в Средние века ее секрет был утерян и был открыт вновь лишь в 1933 г.

    Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

    Торговля и финансы

    Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах - внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана - олово, лазурит, обсидиан, из Сирии - кедровое дерево.

    Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функции, а, следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э„ стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра - шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

    Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в. до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыновья», в Ниппуре - династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

    Города. Строительство

    Быстрое выделение из сельского хозяйстваремесленного производства как самостоятельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в IV тыс. до н. э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близкое расстояние между городами. Например, крупные города Ларса и Урук находились в 24 км друг от друга. В 3000 г. до н. э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

    Города стали административными, хозяйственными и культурными центрами. Градостроение послужило основой для развития строительной техники. С древнейших времен для строительства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжигаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты).

    Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно 60 м, восемь ярусов спиралью поднимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отделанный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Вавилонской башне.

    Одна из реконструкций Вавилонской башни

    О масштабах строительных работ в Древней Месопотамии можно судить по судоходному и ирригационному каналу, длиной 1600 км, построенному более 4000 тыс. лет назад.

    Естественно, возводились не только храмовые сооружения, но и дворцовые, административные и жилые здания. Строили и большие помещения для архивов, поскольку глиняные таблички с информацией занимали очень много места.

    При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовленным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отделывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Такими были храм богини Иштар в Аш-шуре, дворцы и храмы в Уре, Вавилоне. Архитектура Месопотамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

    Градостроительство достигало внушительных масштабов. Геродот, бывший очевидцем, так описывал Вавилон «... лежит в широкой равнине - громадный город в форме квадрата, стороны которого имеют длину более 22 км, а вписываемый крут - примерно 90 км. Не только размерами, но и красотой он превосходит любой город известного мира». Город был окружен стеной. Ширина стены была таковой, что на ее внутренней и наружной сторонах были размещены однокомнатные здания, между зданиями проходила дорога, на которой могла развернуться колесница, запряженная четверкой лошадей. В тот период в городе проживало примерно 500 тыс. чел. Для сравнения: в период расцвета Рима, т. е. через 500-600 лет население его составляло 900 тыс. чел., а в 1526 г. после эпидемии чумы - лишь 55 тыс.

    Города были не только большими, но и достаточно обустроенными. Дома горожан уже в III тыс. до н. э. имели плиты, на которые можно было ставить сосуды для приготовления пищи. Во многих городах были водопроводы.

    Первый в мире канал-водопровод был построен еще до 2500 г. до н. э. в шумерском городе Лагаш. Примером высокого уровня сооружения водопроводов для городов может служить водопровод, построенный в 690 г. до н. э. для города Ниневии, длиной 57 км. Дно канала было залито асфальтом и выложено известняком, стены укреплены известняковыми блоками. При пересечении с рекой водовод был поднят на акведук длиной 2730 м и шириной 13 м.

    Во дворцах царей и богатых людей уже в 2300 г. до н. э. были туалеты. Нечистоты по покрытым битумом водостокам попадали в канализационные колодцы.

    Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использовались естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались дороги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображение колесного транспорта, относящееся к IV тыс до н. э., найдено на территории бывшего Шумера.

    Месопотамия дала миру не только первые образцы гражданской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н. э. здесь появились боевые колесницы. В I тыс. до н. э. были созданы осадные механизмы - тараны. Это были деревянные башни на четырех - шести колесах, имевшие либо плоские, либо заостренные тараны для пробивания каменных стен и крепостных ворот. В III тыс. появились защитные доспехи, сделанные из кожи. Металлические шлемы стали использовать около 2500 г. до н. э. Около 1000 г. до н. э. здесь появились первые чешуйчатые панцири-кольчуги, сделанные из железных колец.

    Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увеличивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы.

    Наука. Образование

    Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н. э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отображали конкретные предметы, понятия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распространилась по всему Ближнему Востоку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, арабский), греческого (латинский, славяно-кирилловский, грузинский, армянский).

    Клинопись

    Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятиричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, принцип арифметической и геометрической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умножения, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инструменты - наподобие счетов. Вавилонская система мер и весов перешла ко многим древним народам.

    Необходимость определения нахождения человека на местности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменности стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

    Знание астрономии позволило жрецам создать систему календаря. Календарными единицами стали год, лунный месяц, сутки. Год состоял из 365 дней, делился на 12 частей - месяцев. Астрономические знания месопотамских жрецов перешли ко многим народам. «Отец истории», греческий историк Геродот писал, что греки получили многие знания от вавилонцев.

    География как наука сложилась в Месопотамии. В III тыс. до н. э. жителям этой страны были известны не только стороны света, но и первые географические карты, выполненные на глиняных табличках. Позже на таких картах был показан Вавилон и соседние страны.

    Медицина, как комплекс знаний и как самостоятельная профессия, также зародилась в Месопотамии. Примерно в 2700 г. до н. э. в Вавилоне уже были хирурги, врачи, лечившие глазные и другие болезни. Медики описали симптомы многих болезней, в том числе органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, ревматизма, болезней, глаз, почек и др. Для лечения применялись лекарства, компрессы, массаж. Месопотамские хирурги еще в XVIII в. до н. э. умели удалять катаракту глаза. О том, что это была обычная операция, свидетельствует кодекс царя Хаммурапи, где регламентировалась плата за такую операцию: за операцию вельможи врач получал 10 шекелей, простолюдина - 5 шекелей, раба - 2 шекеля. Тем самым закон экономически стимулировал врача повышать свою ответственность при совершении хирургической операции.

    В Месопотамии примерно в 2000 г. до н. э. изобрели в качестве моющего и дезинфицирующего средства мыло. Его варили из растительного масла и щелочи.

    Все эти знания и технологии перешли по наследству другим народам, впрочем, как и эмблема медицины: символом бога медицины и покровителя врачей Ниназу была змея, обвивающая жезл.

    Знания приобретались в школах при храмах. Затем появились специальные государственные учебные заведения. Первым таким учреждением на планете была школа, созданная примерно в 2000 г. до н. э. шумерским царем Шульги. Здесь молодежь изучала письменность, математику, языки, медицину, астрономию и астрологию, перевод с одного языка на другой, богословие, право, музыку.

    Первая библиотека также была создана в Месопотамии в VII в. до н. э. царем Ашшурбанипалом, собравшим религиозные, законодательные материалы с древнейших времен. Для перевода их на современный ему язык были созданы первые словари. В этой библиотеке были сделаны первые шаги в информатике. Разработаны каталоги глиняных табличек, выполнена их нумерация, в конце каждой таблички сделана аннотация текстов, подготовлены путеводители для быстрого поиска нужного текста.

    Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

    Вопросы для повторения

    1. Вспомните, где и когда возникли первые государства.

    2. Расскажите о предпосылках образования первых государств.

    3. Охарактеризуйте систему землепользования в древневосточных государствах. Назовите наиболее важные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в государствах Древнего Востока.

    4. Какие виды ремесел получили наибольшее развитие и почему?

    5. Расскажите о развитии внутренней и внешней торговли.

    6. Какие отрасли научных знаний впервые сформировались в древневосточных государствах?

    Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

    Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

    Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

    Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

    Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.


    Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

    Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

    Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

    Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

    Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для.тиОсобая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

    Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики : централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

    Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

    Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

    Восточные общества – это общества с жесткой иерархией . Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

    Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца . Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

    Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

    Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли . Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

    Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни . Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

    Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией .

    Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

    1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

    2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

    3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

    4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

    5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

    Часть 1.

    Особенности развития древневосточного государства и права отражают специфику эволюции самих древневосточных обществ, глубокое познание которой требует применения цивилизационных подходов к их изучению, включающих в себя выявление не только формационных, объективных, независящих от воли людей общественных связей, но и связей субъективных, на основе общечеловеческих ценностей. Между тем до последнего времени в исторической и историко-правовой литературе формационные подходы, которые сложились на базе изучения форм эволюции европейских обществ, были неоправданно перенесены на весь мир, в том числе и на древневосточные общества, отличающиеся стойкой многоукладностъю, глубоким влиянием на всю общественную жизнь религии, особой системой социальных ценностей и пр. Это обстоятельство крайне обедняло изучение этих обществ, препятствовало выявлению их конкретно-исторической специфики. Модель европейских обществ с чётко оформившейся классовой структурой искусственно переносилась на социальную структуру древневосточных обществ, в которых выявлялись и рассматривались лишь классы антагонисты (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне), вне границ которых (весьма нечетких) оставались небольшие по удельному весу, но не по значению, социальные слои, общности, группы, играющие, зачастую, очень значительную роль в социально-экономической и политической эволюции этих обществ.

    Огромное влияние на развитие любого общества оказывает, как известно, идеология. При формационном подходе не принимались во внимание религиозно-нравственные идеалы, которые оказывали чрезвычайно большое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты в государствах Древнего Востока.

    Не могли служить должному познанию древневосточного права и бытовавшие ранее представления о государстве как инструменте, главным образом, политического господства эксплуататорского, как правило, одного класса - рабовладельческого. При этом абсолютизировалась присущая каждому государству функция подавления, не учитывалась огромная социально-творческая роль государства как гаранта безопасности, правосудия, арбитра в споре между публичными и частными интересами и, в конечном счете, хранителя конкретной человеческой общности с присущими ей собственными фундаментальными ценностями, скрепляющими ее единство.

    Подчеркивалось и сугубо классовое содержание права, что вело к умалению его роли в развитии духовной культуры и важной интегрирующей функции в древневосточном обществе. С учетом этих методических замечаний следует рассматривать особенности становления и эволюции древневосточного государства и права.

    Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяет характер политической власти в этих обществах, роль и функции древневосточного государства и права.

    В Древнем Китае , например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун) , которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений, составляла основу социальной жизни и в Древней Индии .

    Таким образом , крепость общинных, родоплеменных, семейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности, развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

    Самая ранняя государственность стала складываться в древневосточных цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще V-III тыс. до н. э., в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, выделения управленческих общинных функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем- собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников-крестьян ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые, главным образом, за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющую ту или иную службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

    Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференциировать в границах трех основных социально-классовых образований:

    2) свободных мелких производителей общинников-крестьян и ремесленников, живущих своим трудом;

    3) господствующего социального слоя, куда входила придворная и служилая аристократия, командный состав армии, торговцы, состоятельная верхушка земледельческих общин.

    На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами (например, такие, как «чандалы» и «парии» в Древней Индии), или некие переходные категории свободных от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности мелкому купечеству и чиновничеству. Сословно-правовой статус индивида в обществе мог резко расходиться с его социально-экономическим положением. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основание для выделения в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность . Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай пережили века (Древний Египет и Древний Вавилон , как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э .).

    Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них . В Древнем Вавилоне , например, крупное царско-храмовое хозяйство существовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных общинников, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников крестьян.

    В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. Особенностью Древнеегипетского государства была значительная самостоятельность жреческой верхушки , которая соперничала со светской властью в борьбе за господство в иерархии власти.

    Специфической особенностью древнеиндийского общества стало то, что социальная дифференциация приняла здесь самые крайние, абсолютные формы, что нашло своё отражение в жестком делении на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр ), с присущей ему особой общинной организацией, отличающиеся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми. Традиционная социальная приниженность низших варн, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали широкую возможность для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

    В Древнем Китае наряду с рабством рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

    В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тыс. до н.э. - до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, широким распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, «сидящих» как на частновладельческих, так и государственных землях. В последние века до н.э. завершается также формирование в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. - III в. н.э.) системы эксплуатации государством мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась в Китае вплоть до начала XX в.

    Специфические черты были присущи и политической организации древневосточных обществ. Ранее считалось, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна форма государства, определенная понятием "восточная деспотия", которая характеризовалась рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха во главе централизованного государства, с жестким тоталитарным режимом, всеохватывающим контролем над подданными разветвленного и подчинённого деспоту административного аппарата. Эта концепция перечеркивала действительное многообразие политических структур других восточных цивилизаций, их последующей эволюции.

    Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенным основанием можно отнести к централизованной империи Древнего Китая или царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора - "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль императора.

    Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась или советом знати, или жречеством, или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными и городскими общинами и пр. Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии (например, олигархические республики городах-государствах Финикии, Месопотамии). Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточных деспотий". Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном индийском, относительно централизованном государстве Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие, как совещательный орган при царе - раджасабха и совет сановников - паришад.

    В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли, в целом, общий путь от небольших племенных образований номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем - к относительно централизованным империям.

    Но в Индии , в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением . В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам - оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин.

    Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в массовом сознании существовало особое отношение к власти, к правителю. Признание высшего, божественного авторитета органически вытекающего из сущего миропорядка, а.следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом аспектах.

    Понятие "восточная деспотия" прочно вошло в советскую историко-правовую литературу вслед за К. Марксом, который широко использовал его в своих ранних работах. Он связывал существование деспотического государства на Востоке с общинными формами социальной организации, с верховной государственной собственностью.

    Действительно, выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное «анархическое государство было призвано, вместе с тем, выполнять большой объем функций, связанных с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. Необходимо учитывать, что сельское хозяйство многих древневосточных государств было связано с ирригацией , требующей координации усилий многих людей по ее поддержанию. Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию жизнедеятельности религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного человеческого общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

    Так, например, еще в Древнем царстве (III тыс. до н.э.) египетским фараонам стали присваивать священный титул "сына бога Солнца" ; вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды , которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был, так или иначе, связан заупокойной службой вокруг гробниц фараонов.

    Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора - "сына неба" . И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на свои исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена неизменно ставились рядом с именами богов. В массовом сознании правители наделялись всесильными деспотическими полномочиями в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство - господствующая идеология Древнего Китая - прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

    Индуская политико-религиозная концепция богоугодного царя (дева-раджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии - Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. Весьма показательна в этом отношении одна из статей Законов Ману (3, глава VII): «Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается смеете с родственниками страны и власти».

    Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их определенной деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону, с его практикой царских приказов - "мишарум", освобождающих бедняков от долгов; с нормами права, ограничивающими долговое рабство трехгодичным сроком; с установленными процентами ростовщического займа и пр. Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто не в процессе борьбы с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами и их сепаратистскими устремлениями. Усиление деспотических полномочий правителя сопровождалось активным правотворчеством, созданием писанных правовых судебников (Законы царя Билаламы из Эшнуны, Судебник Хаммурапи в Вавилоне, Законы царства Вэй в Древнем Китае и др.). Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

    Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы с плодородными наносными почвами. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство.

    Особое место среди них занимает Древний Египет , история которого насчитывает более трех тысячелетий. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда.

    Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовала появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

    Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер.

    Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

    Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – носил «домашний характер». Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно.

    Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

    Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

    Ремесло носило централизованный характер. При этом в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

    Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения.

    Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

    1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

    2. Земля находилась в государственной или государственно-общинной собственности.

    3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

    4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

    5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

    1. Ирригационное земледелие. Первые древневосточные цивилизации возникли в бассейнах крупных рек: Нила, Евфрата, Тигра, Инда. Не случайно поэтому земледелие стало доминирующей сферой организации хозяйственной деятельности обитателей этих великих рек. Оптимальная экологическая среда: тёплый и мягкий климат, ежегодные разливы рек, удобрявших своим плодородным илом речные долины, – оказывала самое благоприятное воздействие на развитие земледелия. Однако земледелие было возможным только при условии постоянного регулирования режима рек, что предполагало создание ирригационных сооружений (каналов, дамб) в масштабах всей страны и поддержание их в порядке. Без целого комплекса ирригационных и мелиоративных (организационно-хозяйственных и технических) работ, направленных на обеспечение влагой всех земельных угодий страны, борьбу с засолённостью и заболоченностью отдельных участков, превратить земледелие в прибыльную отрасль хозяйства, основу жизнедеятельности населения страны было невозможно.

    Ирригационный характер земледелия оказал существенное влияние на организацию всего уклада жизни древневосточных обществ и даже отразился на создании специфической, характерной только для Востока, формы государственного устройства – деспотии.

    2. Соседские (территориальные) общины. Цивилизации, экономика которых зависела от искусственного орошения почв, отличались длительным существованием соседских общин, которые были главными территориальными, административными, социальными структурами на Древнем Востоке. Хотя общиной мог быть назван любой населённый пункт, различали городские и сельские общины. Преобладающая часть населения древневосточных стран жила в сельских общинах.

    Сельская община, просуществовавшая тысячелетия, несомненно, развивалась, однако ей был присущ набор стабильных, специфических черт. Первая и особенно важная черта сельской общины – её массовость: как уже было отмечено, большинство свободных людей, а в ряде государств (например, в Египте, Хеттском царстве) – часть полусвободных-полузависимых слоёв населения жили общинами. Сельская община характеризовалась также значительным единообразием, поскольку составлявшие её «дома», невзирая на имущественное и социальное расслоение, вели в основном одинаковое, натуральное хозяйство, обладали одинаковой структурой. В начале община состояла из больших патриархальных семей (большесемейных общин), которые затем превратились в малые моногамные семьи, нередко связанные между собой родственными узами. Они вели практически одинаковый образ жизни, обусловленный общинно-частной земельной собственностью, порождавшей коллективизм. Коллективизм находил выражение, в частности, в том, что община и общинники несли ответственность за совершённое на их земле, но не раскрытое злодеяние, за проступки своих членов.


    Община обладала относительной автономией, осуществляемой сходкой общинников или советом старейшин. Автономность общин наряду с натуральным хозяйством и стремлением общинников к хозяйственной самостоятельности обусловили замкнутость этих социальных образований и малую мобильность их членов.

    Древневосточной сельской общине также был присущ консерватизм: с течением времени стиль и ритм жизни селянина изменялись мало, да и сама сельская община проявляла удивительную устойчивость.

    Членов соседских, или территориальных, общин связывали права и обязанности по отношению как друг к другу, так и по отношению к государству.

    Основными правами общинников были:

    – право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;

    – право участвовать в органах общинного самоуправления и разделе общинных доходов;

    – право на защиту имущества, здоровья, чести личности;

    – право на создание семьи, рождение, воспитание и определение судьбы детей; – право на развод с последующим разделом совместно нажитого имущества.

    Законодательства народов Древнего Востока, реализуя в жизнь принцип: «Нет прав без обязанностей», – гарантировали общинникам обладание названными правами только при выполнении ими ряда обязанностей:

    – взаимопомощи;

    – уплаты взносов в общинную казну;

    – участия в обороне границ общины, а в случае необходимости – и государства (через призывы в народное ополчение);

    – выполнения общеполезных совместных работ, связанных со строительством дорог, укреплений, храмов, ирригационных сооружений.

    Общинники привлекались к труду прямым государственным насилием, так как на Древнем Востоке существовало внеэкономическое принуждение, порождавшее отработочные повинности свободного населения низкого социального статуса в течение двух-трёх месяцев в году. Кроме выполнения трудовых обязательств перед государством общинники платили налоги. Неудивительно поэтому, что цари древневосточных государств культивировали общину, то есть старались укрепить общинные структуры, предохранить их от распада. Знаменитый царь Хаммурáпи, к примеру, в своих «Законах» (XVIII в. до н. э.) запрещал свободный выход из общины, ограничивал долговое рабство тремя годами, вёл борьбу со злоупотреблениями ростовщиков, наделил имущественными правами семейных женщин и детей. Всеми этими мерами он пытался предотвратить разложение общины, которая ему нужна была прежде всего для того, чтобы расширять ирригационную систему в масштабах всей Месопотамии и поддерживать её в порядке.

    Потребность координировать усилия многочисленных общин при создании и поддержании в порядке ирригационных сооружений в масштабах всей страны привела к активному вмешательству царя и бюрократического аппарата в организацию экономической жизни, способствовала укреплению государственной власти, поставившей под контроль деятельность всех слоёв населения, что, в свою очередь, сыграло важную роль в формировании особого типа государственности, получившей название «древневосточная деспотия».

    3. Древневосточная деспотия. Слово «дéспот» – греческого происхождения, в переводе означающее «хозяин», «глава дома». Деспотия – это форма самодержавной, неограниченной власти, которая возникла в ряде государств с ирригационным характером земледелия, а в I тысячелетии до н. э., когда начали создаваться «мировые» державы древности, стала характеризовать и государственный порядок властителей этих держав.

    В государствах с ирригационным характером земледелия деспот выступал организатором системы искусственного орошения, поэтому он мог рассматривать все орошаемые земли как свои собственные. Ему принадлежали права распоряжаться большей частью орошаемой земли страны и осуществлять контроль за землепользованием. В личной собственности деспота могло находиться до половины всех орошаемых земель государства. Кроме того, ему принадлежала монополия на осуществление внешней торговли, на производство наиболее выгодных для государства ремесленных изделий. Он был собственником всех естественных, природных богатств страны: её недр, лесов, ценных строительных материалов. Эти несметные сокровища в руках властителя предопределили чрезвычайно высокий статус деспота в государстве. Он был носителем всей полноты власти: законодательной, судебной, исполнительной, административной, военной, жреческой. В распоряжении деспота был разветвлённый бюрократический аппарат, все звенья которого, начиная с высшего – первого министра и кончая низшим – старостой общины, находились в личной от него зависимости. Личность деспота обожествлялась. В его честь проводились богослужения, строились храмы, возводились погребальные сооружения. К нему относились как к живому богу (в Египте), возлюбленному сыну верховного божества или божественному избраннику (Китай, Месопотамия).

    Государства, создававшиеся по деспотической модели, имели ряд характерных признаков:

    1. Здесь существовало абсолютное господство аппарата государственной власти над обществом, отсутствовал конституционный контроль за деятельностью представителей власти, не было гарантий от посягательств власти на права личности. Государственная власть, абсолютно преобладая над обществом, формировала общественные отношения, общественные идеалы, эстетические вкусы.

    2. Самая характерная черта экономической жизни заключалась в том, что при деспотической форме правления ни одно частное лицо не имело полной хозяйственной свободы, так как административно-бюрократический аппарат осуществлял контроль над всеми сферами хозяйственной деятельности. Любое частное хозяйство было подчинено государственному контролю. Власть могла запретить куплю-продажу земли и зерна, конфисковать земельные владения, перераспределить наделы, установить рыночные цены, отобрать проданное. Неразвитость рыночных и частнособственнических отношений способствовала и возникновению, и укреплению деспотической формы правления.

    3. Здесь не могло возникнуть гражданского общества, потому что по отношению к носителю власти все слои общества считались подданными, слугами, права которых могли быть изъяты или, наоборот, пожалованы по воле деспота.

    Заметим также, что на Древнем Востоке (а значит, и в государствах с деспотической формой правления) отсутствовали классы в марксистском значении этого понятия; здесь совпадали богатство и знатность, причём знатность была фактом общественного сознания, а не правовым институтом. Знатность была неотделима от родовитости, образованности, близости к правящей династии.

    4. Социальная психология характеризовалась сочетанием страха перед верховной властью с безграничной верой в её носителя, что порождало феномен «любящего страха». Не случайно поэтому деспот воспринимался не как злодей или тиран, а, напротив, как защитник народа, карающий зло, несправедливость и произвол.

    Деспотия не являлась изначальной формой организации власти на Востоке. Она победила в результате многовековой борьбы с общинными устоями и демократическими порядками в организации общественной жизни. Деспотия одержала победу там, где по мере создания эффективного хозяйства, иерархичной структуры общества, заметного увеличения численности населения появилась настоятельная экономическая необходимость в создании и поддержании в порядке ирригационной системы в масштабах всей страны.

    Деспотической формы правления не было у древних хеттов, в структуре хозяйственной жизни которых преобладали животноводство и ремесло. Она отсутствовала у народов Восточного Средиземноморья, которые не осознавали внутренней потребности к прочному объединению: мешали как различия в хозяйственном и социальном укладе, так и этническая пестрота, сложный характер рельефа, отсутствие крупных, полноводных рек. Не оформилась деспотия и в Древней Индии. Даже в период наивысшего укрепления государственной власти (III в. до н. э.) царям, принадлежавшим к второй варне (замкнутому сословию) кшатриев, не удалось сломить монопольного положения жречества, относившегося к первой варне брахманов. Кроме варнового строя негативным для индийской государственности фактором были автаркичные общины, обладавшие самоуправлением.

    Деспотия не была «вечной» формой государственной власти на Востоке. Даже в тех государствах, которые считаются образцами восточного деспотизма, царская власть могла ослабевать, правящие династии пресекались, политическая оппозиция набирала силу.

    К примеру, Египет традиционно называют образцом государства с деспотической властью фараонов. Однако надо иметь в виду, что Египетская цивилизация возникла во второй половине четвёртого тысячелетия до н. э., а деспотическая форма правления оформилась только в период Древнего царства (XXIX–XXIII вв. до н. э.); в борьбе с номовой знатью царская власть ослабла настолько, что уже XXV в. до н. э. стал «золотым веком» египетской аристократии. С XXIII по XXI в. до н. э. централизованного египетского государства не существовало, хозяйство находилось в упадке, ирригационная система была разрушена, поэтому Египетскую цивилизацию пришлось создавать заново, и на это ушли века.

    Усиление власти египетских фараонов происходит только после изгнания азиатов-гиксосов (XVI в. до н. э.). Фараонам XVIII династии удалось объединить Египет, привести к покорности вельмож, подавить сепаратизм номов. Но в постоянной борьбе со жречеством бога Амóна царская власть вновь начала ослабевать: Египет утратил все свои иноземные владения, а в XI в. до н. э. сам превратился в объект захвата со стороны воинственных соседей.

    В Месопотамии также «вечной» деспотической власти не существовало. Шумерская цивилизация возникла на рубеже четвёртого – третьего тысячелетий до н. э., а деспотическая форма правления царей III династии Ура – только спустя тысячелетие. Упадок Старовавилонского царства, также характеризовавшегося деспотическим режимом, в XVII в. до н. э. знаменовал собой возвышение месопотамских номов, приступивших к борьбе за власть и дележу земельных богатств Междуречья.

    В начале первого тысячелетия до н. э. Месопотамия вошла в состав Ассирийской империи, в VI в. до н. э. стала добычей персидских царей. И Ассирию, и Персию обычно называют деспотиями. Конечно, трудно сомневаться в том, что цари, покорившие десятки народов и претендовавшие на господство во Вселенной, не обладали абсолютной властью. Вместе с тем специалистам известно, что ассирийские владыки не располагали высшей судебной властью и не имели верховного права распоряжаться всеми землями своей «мировой» державы. Царям постоянно приходилось лавировать между группировками военной и торгово-ростовщической знати, и даже передать свою власть по наследству они могли только в том случае, когда имели на это благословение оракула, – в реальной жизни божественная воля определялась расстановкой влиятельных политических сил в Ассирии.

    Что касается персидских царей, то им также приходилось считаться с мнением ближайшего окружения: реальных претендентов на власть из числа сыновей, представителей семи знатных персидских родов, огромного по численности царского гарема, который представлял собой значительную политическую силу.

    Тем не менее для населения, покорённого ассирийскими или персидскими царями, их власть воспринималась как абсолютная, никем и ничем не ограниченная: они могли лишать жизни, обращать в рабство, вторгаться в привычный жизненный уклад, менять место жительства подданных, облагать их налогами и повинностями, вершить суд и т. п.

    Заметим, что деспотическая власть ассирийских и персидских царей выросла не только на почве производственной необходимости: создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения – гораздо важнее были потребности удержать власть на завоёванных территориях и создать эффективную систему управления ими.

    В тех государствах Древнего Востока, где отсутствовала или периодически исчезала деспотическая форма правления, как правило, существовала монархия, характеризовавшаяся то укреплением, то ослаблением царской власти.

    4. Рабство и иные формы эксплуатации. Важнейшей особенностью социальных отношений на Древнем Востоке был низкий уровень развития рабства. Количество рабов было незначительным; рабы стоили дорого, поэтому приобрести их могла ничтожно малая часть населения древневосточных стран; рабы не использовались (как правило) в главных сферах хозяйственной деятельности.

    Причин, объясняющих примитивный, неразвитóй характер рабства на Древнем Востоке, было несколько. Прежде всего, обратим внимание на относительно низкий уровень развития производительных сил, медленные темпы развития техники и производственных технологий. Это не создавало настоятельной экономической потребности для привлечения дополнительной рабочей силы в ведущие сферы производственной деятельности.

    Напомним также, что на Древнем Востоке тысячелетиями сохранялся общинный уклад жизни. Общинники привлекались к трудовой деятельности прямым государственным насилием. Труд общинников использовался в государственном и храмовом хозяйствах, в имениях крупных вельмож, что также нивелировало необходимость привлекать рабов к важным трудовым операциям. К тому же рабов надо было содержать, для контроля за ними следовало создавать обширный штат надсмотрщиков. Всё это было экономически нерентабельно, так как доходы от рабского труда не всегда могли превышать расходы на содержание рабов.

    Главная причина, объясняющая неразвитость рабства на Древнем Востоке, заключалась в том, что там существовала очень обширная категория подневольных работников рабского типа. Значительную их часть составляло местное, разорившееся население, не имевшее средств к существованию. Утратив земельный участок на территории общины, земледельцы лишались членства в общине и, следовательно, уже не обладали правами свободных полноправных жителей страны. Разорившиеся общинники вынуждены были продавать свой труд государству и храмам, получая взамен земельный надел или паёк.

    Среди подневольных работников могли оказаться жители завоёванных в ходе военных действий областей, а также военнопленные, которым сохранили жизнь.

    Форма эксплуатации подневольных работников рабского типа могла быть двоякой.

    Преобладала эксплуатация самостоятельно хозяйствующих производителей, которые вместе с семьёй обрабатывали земельные угодья дворца или храмов, отдавая при этом часть урожая и привлекаясь к трудовым, а в случае необходимости и к военной повинностям.

    Вместе с тем была и более жестокая форма эксплуатации, когда подневольного работника разлучали с семьёй, забирали в трудовой отряд во главе с надсмотрщиками, отбирали весь результат труда, выдавая лишь паёк, размеры которого определялись производительностью труда работника и качеством осуществлённой деятельности. Подневольных работников использовали на самых тяжёлых видах работ: рубке леса, добыче полезных ископаемых, бурлачении судов; их фактическое положение мало чем отличалось от положения рабов, и всё же с юридической точки зрения рабами они не являлись.

    Наличие обширной категории подневольных работников рабского типа полностью удовлетворяло государственные потребности в привлечении дополнительной рабочей силы, поэтому и надобности в рабах не возникало.

    Рабы на Древнем Востоке сохранили немало прав личности: они могли заключить брак со свободными жителями страны; дети, рождённые от таких смешанных браков, рабами не являлись; раб мог обзавестись имуществом, в том числе и недвижимым; он был субъектом права, то есть сам отвечал за свои преступления и апеллировал к закону в случае нанесения ему телесных повреждений.

    Хотя количество рабов в государствах Древнего Востока возрастает к первому тысячелетию до н. э., они по-прежнему не стали основными производителями материальных благ, поэтому считать древневосточные государства рабовладельческими нельзя.

    Подводя итог, ещё раз обратим внимание на наиболее важные особенности исторического существования древневосточных государств. Многие из них были государствами с ирригационным характером земледелия. Здесь медленно совершенствовались орудия труда, производственные технологии, что делало неизбежным сохранение соседских общин, характеризовавшихся натуральным хозяйством, коллективистскими устоями и подвергавшихся привлечению к труду прямым государственным насилием. На протяжении веков уклад жизни общин оставался неизменным, традиционным, хотя в ходе развития товарно-денежных отношений и укрепления частной собственности на землю немало общинников утратило средства к существованию и вошло в категорию подневольных работников рабского типа. На Древнем Востоке не получила своего окончательного оформления рабовладельческая система эксплуатации; здесь нередко возникала неограниченная монархия в форме восточной деспотии.

    В античных государствах, Греции и Риме, большинство из вышеназванных социально-экономических и социально-политических характеристик отсутствовало, что и породило дихотомию «Запад – Восток».

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное