Домой Кредитные учереждения Характеристика бедности населения. Социальный экономист Лилия Овчарова: почему в России стало больше бедных

Характеристика бедности населения. Социальный экономист Лилия Овчарова: почему в России стало больше бедных

Критериями для определения нижней границы материальной обеспеченности и численности населения, доходы которого не превышают эту границу в России, является показатель величины прожиточного минимума.

Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень доходов, обеспечивающих здоровое питание и поддержание нормального (приемлемого) уровня жизни, и представляет собой абсолютную черту бедности.

Официальные оценки прожиточного минимума в Российской Федерации осуществляются с 1992г., когда указом президента РФ Правительству предписывалось «разработать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности», а также «определить уровень прожиточного минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг».

В основу расчетов прожиточного минимума была положена стоимость так называемой «продовольственной корзины». В нее были включены продукты питания (с указанием натуральных минимальных объемов их потребления), обеспечивающие необходимую калорийность и удовлетворение потребностей различных групп населения в пищевых веществах, а также позволяющие организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формирование продовольственной корзины использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения, рекомендации Всемирной организации здравоохранения и сложившаяся структура питания населения с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях. Продовольственная корзина была сформирована для следующих категорий населения: мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры (без разделения по полу), дети 0-6 лет и 7-15 лет.

Продовольственная корзина включала в себя продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, рыбопродукты, молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д., составляющие 5% общей стоимости набора продуктов питания). Энергетическая ценность набора составляла 2237кКАЛ в среднем на душу населения, в том числе: 2720 кКАЛ - для мужчин трудоспособного возраста, 2138 кКал - для женщин трудоспособного возраста, 1980 кКал - для пенсионеров.

Другими составляющими прожиточного минимума являлись расходы на непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы. Они рассчитывались исходя из стоимости продовольственной корзины и долей этих видов затрат в общей величине прожиточного минимума.

  • 1. расходы на продукты питания - 68%
  • 2. расходы на непродовольственные товары - 19%
  • 3. расходы на оплату услуг - 8%
  • 4. расходы на налоги - 5%.

Метод расчетов, основанный на использовании данных о стоимости продовольственной корзины, использовался для оценки величины прожиточного минимума в целом по России и в субъектах России с 1992г. по 1999г. включительно. Расчеты производились для трех основных социально-экономических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров, детей и в среднем на душу населения.

С 2000г. порядок определение прожиточного минимума и его назначение регулируется Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии с ним величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается органами государственной власти: Правительством РФ - а целом по России и органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах России.

Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Таким образом, основной отличительной способностью нового порядка определения прожиточного минимума явился переход от продуктовой корзины к потребительской, включающей, помимо набора продуктов питания, также наборы непродовольственных товаров и услуг.

Потребительская корзина разрабатывается как в целом по России, так и в субъектах РФ. В целом по России она устанавливается федеральным законом, а в субъектах России - законодательными органами субъектов РФ.

Состав потребительской корзины определяется с учетом:

  • 1. научных рекомендаций по минимальным объемам потреблению и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • 2. фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств);
  • 3. объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах России, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

При формировании минимального набора продуктов питания использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации всемирной организации здравоохранения. Состав продуктов питания практически не претерпел изменения по сравнению с 1992г. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания также не претерпела значительных изменений и составила 2730кКал для трудоспособных мужчин, 2110кКал для женщин, 2000кКал - для пенсионеров, 1580кКал - для детей от 0-6лет, 2360кКал для детей 7-15 лет.

Формирование минимального набора непродовольственных товаров осуществлялось исходя из:

  • 1. удовлетворения потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей;
  • 2. сложившегося уровня обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
  • 3. минимальной обновляемости, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности товара для потребителя.

Минимальный набор непродовольственных товаров подразделяется на непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товаром индивидуального пользования относится одежда и обувь, а также школьно-письменные товары; к непродовольственным товарам общесемейного пользования - постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

Для каждого товара, включенного в минимальный набор непродовольственных товаров, установлены его количество и срок износа. Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в набор в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары.

Минимальный набор услуг представлен в потребительской корзине жилищно-коммунальными и транспортными услугами. Также он содержит позицию «другие виды услуг». К жилищно-коммунальным услугам отнесены обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. Другие виды услуг (услуги образования, связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и др.) включены в минимальный набор услуг в процентах от общей величины расходов на услуги.

Субъекты РФ формируют свои потребительские корзины самостоятельно с учетом изложенных выше принципов. В целях обеспечения единства методологических подходов к формирования общероссийской и региональных потребительских корзин проекты потребительских корзин субъектов России проходят экспертизу в Минтруде России.

Натуральные объемы потребления товаров и услуг, представленные в потребительской корзине, не предназначены для использования при организации продовольственного обеспечения и бытового обслуживания населения. Потребительская корзина представляет собой скорее всего, будет далека от представлений конкретного человека о минимальном уровне потребления.

Единственное назначение потребительской корзины - оценить величину прожиточного минимума. Для этого минимальные объемы потребления каждого товара и услуги, представленные в потребительской корзине, умножаются на сложившийся в отчетном периоде уровень цен на них. Регистрацию потребительских цен для стоимостной оценки потребительской корзины осуществляет Федеральная служба государственной статистики РФ.

С принятием Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», помимо традиционной функции индикаторов уровня жизни населения, прожиточный минимум приобрел новый статус. Закон наделил этот показатель функциями социального норматива учитываемого при разработке и реализации федеральных и региональных социальных программ, установлении минимальных государственных гарантий в области доходов. Так, величина прожиточного минимума предназначена для обоснования установленных на федеральном уровне социальных выплат: минимального размера оплаты труда, пенсий, стипендий и др. Она также является критерием для оказания социальной помощи малоимущим гражданам, назначения детских пособий и жилищных субсидий.

Бедность - распространенное явление в России и мире. Ее уровень в нашей стране довольно высок, но меняется от года к году. Характер бедности в России отличается от таковой в других странах. Наиболее низкий уровень фиксируется в Москве и ряде регионов с развитым добывающим сектором. Основная часть безденежных проживает в сельской местности и провинциальных городах. Также для бедности в России типично хроническое течение. Распределение малообеспеченности по годам показывает, что в настоящее время ее уровень такой же, какой был в середине 2000-х. Если раньше одной из основных причин были долги по пенсиям и зарплатам, то теперь - несправедливое распределение бюджета.

Что такое бедность?

Бедность - распространенное в мире состояние, при котором человек не может удовлетворить минимальный уровень материальных потребностей, либо расходует на это все свои сбережения. Как правило, состояние нужды предполагает отсутствие возможности потратить деньги на развлечения, платную медицину, платное образование, дорогие вещи или продукты, отдых на курортах, машину, дом или квартиру, а также провести за свой счет капитальный ремонт или начать собственный бизнес.

В разных странах критерии малообеспеченности различны. Порогом (чертой) бедности для малоразвитых государств являются очень низкие цифры доходов, выраженные в долларовом эквиваленте. В России действует понятие «прожиточный минимум» - величина дохода, способная обеспечить приобретение минимального количества материальных благ и услуг. Для определения порога бедности в России используется также стоимость потребительской корзины.

Величина прожиточного минимума в 2016 - 18 гг. близка к 10 000 руб., что в несколько раз ниже принятого в развитых странах, но при этом в несколько раз выше применяемого для беднейших стран. Однако в США этот показатель всего в полтора раза выше российского. При этом не учитывается специфика условий жизни населения.

Специфика российской нищеты

Бедность в России является одной из самых неблагоприятных в мире. Это связано с тем, что обычному россиянину из прожиточного минимума приходится выкладывать немалую сумму на оплату коммунальных услуг и систем теплосбережения. В большинстве других стран климат теплее, и расходы на обогрев и теплоизоляцию меньше. Низкая температура приводит и к необходимости усиленного питания. Еще одним негативным фактором является низкое качество продовольствия и медицинских услуг. Оставшись без жилья, человек рискует умереть от холода и инфекционных заболеваний. Усугубляют ситуацию периодически вспыхивающие волны инфляции.

Все это во многом нивелирует разницу между прожиточным уровнем в России и беднейших странах.

В нашей стране большая часть бедных и нищих - это женщины. На них приходится 2/3 от общего числа бедных россиян.

Отличия бедности и нищеты

Нищета - это крайняя форма бедности. Бедный становится нищим в том случае, если его доходов не достаточно для удовлетворения даже самых минимальных потребностей. При этом человек часто начинает жить впроголодь. Поскольку у разных людей разные потребности в калориях, лекарствах; разные траты на коммунальные услуги, долги, транспорт и т. п., то и определить, сколько в стране нищих и бедных, довольно затруднительно.

Уровень бедности в России - статистика

По данным Росстата, число людей с доходами меньше величины прожиточного минимума - 20,3 млн человек. Это около 15 процентов от общего числа россиян. В основном это работающие граждане с низким уровнем оплаты труда. Большинство пенсионеров получают больше прожиточного минимума, поэтому их доля в числе официальных бедных невелика - 16,7 %. Примерно 5,3 млн пенсионеров получают доплаты. Однако средние размеры пенсий достаточно малы, а с учетом высоких трат на лекарства большинство пенсионеров могут быть неофициально причислены к числу бедняков.

По данным Росстата, 62,8 % бедных - это работающие граждане. Примерно 20 процентов от общего числа бедняков составляют дети, возрастом до 15 лет. При этом, по официальным данным, доля безработных среди бедных всего 1,6 % (?). Основная причина бедности, по мнению Росстата - это низкий уровень заработной платы. Большая часть бедняков проживает либо в сельской местности, либо в небольших провинциальных городах.

Какое реальное число бедных в России?

По мнению директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, бедных в стране как минимум вдвое больше, чем по официальной статистике. Возможность терпимо прожить на прожиточный минимум и не свалиться в нищету является довольно спорным моментом. Фактически в стране действует платная медицина, цены на продовольствие взвинчиваются до неадекватно высоких уровней, много денег уходит на штрафы, выплаты процентов по долгам (у кого они есть), велико количество бракованной продукции и т. д. Ситуация резко ухудшается при наличии неработающих детей и других членов семьи, поскольку фактическая безработица в стране намного превосходит официальные данные центров занятости.

Все это говорит о том, что число бедных в стране может быть намного выше.

Насколько вырос уровень бедности в последнее время?

Статистика уровня бедности в России по годам, озвученная Росстатом, наглядно показывает ухудшение ситуации в последние годы. В 2013 году людей с доходами ниже прожиточного минимума было всего 8,8 процента, что соответствует 12,5 млн чел. В 2015 году это число приблизилось к 16 процентам. Данные о динамике бедности в последние 2 года довольно противоречивы. По одним данным, бедных стало немного меньше, а по другим - немного больше. Однако очевидно, что ситуация с бедностью в целом стабилизировалась и более не ухудшается.

Сравнение нынешней ситуации с тем, что было в 90-х и начале 2000-х показывает, что бедных тогда было вдвое больше, чем теперь. На современный уровень ситуация вышла примерно в середине 2000-х. При этом кризис 2008 года никак не сказался на числе бедных. Наилучшая ситуация отмечена в 2012 - 2013 годах, когда малообеспеченных граждан было всего 10 - 11 %.

Статистика уровня бедности в России по регионам и городам

В России велико территориальное различие в уровне малообеспеченности. Самыми бедными являются такие регионы, как Смоленская область, Псковская область, Алтайский край, Ивановская область и республика Дагестан. На рисунке показан уровень благосостояния в разных регионах.

Самыми обеспеченными в материальном плане регионами являются город Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский АО, Сахалинская область и ХМАО. Легко заметить, что в нашей стране более благополучными являются районы, специализирующиеся на добыче нефти и газа, а также российская столица. Таким образом, уровень бедности регионов России довольно сильно различается.

Наиболее благополучными городами, помимо Москвы, являются Тюмень, Владивосток, Казань, Екатеринбург.

Города с наиболее низким уровнем жизни населения - это Астрахань, Саратов, Волгоград, Пенза, Тольятти. Легко заметить, что все они находятся в Приволжском федеральном округе.

Причины бедности в России

Основные причины финансового и материального неблагополучия в России в начале 2000-х и сейчас довольно сильно различаются. Так, по опросам населения, в 2003 году почти в половине случаев в качестве одной из главных причин бедности была названа длительная невыплата зарплат и пенсий. Сейчас эта причина является важной только для четверти россиян.

На втором месте в начале 2000-х годов, по мнению опрашиваемых, была безработица. Сейчас ее роль также значительна, но не столь критична. Болезнь и/или инвалидность занимали третью строчку среди важнейших причин бедности в 2003, а сейчас она вышла на второе место. Теперь на первом месте среди причин россиянам видится алкоголизм и наркомания. 12 лет назад она занимала лишь четвертую строчку.

И тогда, и сейчас, последнюю строчку среди причин материального неблагополучия занимают беженцы и мигранты. Общее же число причин, указанных респондентами, составило 15.

Однако, если говорить о первопричине, то одной из главных причин бедности в последние годы стало несправедливое и неправильное распределение российского бюджета.

Особенностью современной бедности является ощущение безнадежности, в отличие от 90-х и начала 2000-х, когда люди питали больше надежд на скорый выход из этого состояния.

Виды бедности в России

При анализе уровня бедности выделяют две ее разновидности: бедность по доходам (зарплате) и бедность по возможностям. Обычно за основу берется первый вариант, однако по второму показателю ситуация в нашей стране гораздо хуже. В России бедность по возможностям охватывает четверть от общего числа жителей, в то время как в развитых странах - лишь чуть больше 15 %. В то же время уровень бедности в России по заработной плате примерно равен таковой за рубежом. Развитие бедности по возможностям связано с финансовой зависимостью от родственников, в том числе вследствие безработицы или отсутствия нормальной работы не "по блату".

Еще одним отличием бедности в России и развитых странах является преобладание в нашей стране хронического типа малообспеченности, тогда как на западе она чаще носит ситуационный характер.

В отличие от западных стран, в России велика доля бедных среди работающих граждан. В нашей стране в группу бедняков могут попасть даже достаточно квалифицированные специалисты. А зарплаты в бюджетных учреждениях гораздо ниже, чем в частных.

Несправедливое распределение доходов

В России более остро, чем в других странах, стоит проблема имущественного неравенства и распределения доходов. Так, по данным международных организаций, около 70 процентов материальных благ принадлежат всего одному проценту населения нашей страны. По материальному неравенству Россия занимает одно из первых мест в мире. В последнее время это является одной из главных причин распространения бедности.

Заключение

Таким образом, бедность в России - это сложное социальное явление, обусловленное взаимодействием целого ряда факторов. Анализ динамики уровня бедности в России показывает, что она остается значимым явлением в жизни населения и экономике государства. Однако при принятии адекватных мер ее можно искоренить. Для снижения уровня бедности в России необходимы меры по борьбе с безработицей, повышению минимального размера заработной платы, внедрению социальных программ поддержки малоимущих, развитию перерабатывающих отраслей, борьбе с инфляцией и накруткой цен на продукты и товары первой необходимости, снижение неравенства по доходам и т. д.

В экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считает, что к бедным относятся те, чьи доходы ниже границы бедности. При этом граница бедности представляет собой объективно определенную величину дохода, рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.

Такой подход к оценке бедности предполагает использование перечня товаров (с указанием их количества), которые составляют минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о ценах на них.

Этот метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 1998 г. и Федеральным законом №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2013 года. Данные законы использует следующие понятия:

    минимальная потребительская корзина (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности);

    прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы);

    семья (лица связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство);

    основные социально-демографические группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В соответствии с законом №134-ФЗ прожиточный минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, включая оказание необходимой государственной помощи малоимущим гражданам; а также при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, что потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации - их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Все проекты потребительских корзин должны проходить экспертизу.

Семья (или одиноко проживающий гражданин) имеет право на получение государственной социальной помощи и считается малоимущей (малоимущим), в случае, если среднедушевой доход (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основу прожиточного минимума составляют натуральные наборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированныепо калорийности и химическому составу пищевых веществ. В составе продовольственной корзины прожиточного минимума (на одного трудоспособного человека на год) выделяют: хлебопродукты (бобовые, мука пшеничная, рис, крупа (кроме риса), хлеб пшеничный, хлеб ржаной, макаронные изделия) - 126,5 кг; картофель - 100,4 кг; овощи и бахчевые - 114,6 кг; фрукты свежие - 60,0 кг; сахар и кондитерские изделия – 23,8 кг; мясопродукты - 58,6 кг; рыбопродукты - 18,5 кг; молоко и молокопродукты - 290 кг; яйца - 210 шт.; масло растительное, маргарин и другие жиры - 11 кг, прочие продукты (соль, чай, специи) – 4,6 кг.

Также установлены соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах), равные 50%.

Эти наборы продуктов питания рассчитаны Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерства труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения.

Величина прожиточного минимума используется в качестве одного из критериев, характеризующих степень социального расслоения населения. Обычно выделяются группы домохозяйств с душевыми доходами меньше величины прожиточного минимума, с доходами меньше двух прожиточных минимумов, от двух до трех, от трех до четырех и свыше четырех прожиточных минимумов.

Наиболее общим показателем, характеризующим бедность, а точнее ее распространенность в обществе, является коэффициент (уровень) бедности, или доля населения с низкими доходами во всем населении.

Другой важный показатель бедности, имеющий практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки, - дефицит дохода бедных семей. Этот показатель рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по семьям разного типа, так как для каждой семьи существует конкретная граница бедности, она зависит от состава домохозяйства, половозрастных характеристик его членов. Дефицит дохода рассчитывается как по всей группе бедных домохозяйств, так и на одно домохозяйство или душу населения.

Отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму) называется промежутком низкого дохода. Как правило, этот показатель рассчитывается в процентах. Промежуток низкого дохода как относительный показатель дефицита дохода бедных семей широко используется при хронологических и территориальных сопоставлениях.

В экономической литературе для характеристики бедности широко используются и другие показатели.

Так, для домохозяйства в целом, с учетом величины принятого прожиточного минимума, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов может быть определен порог бедности, которым называют средневзвешенную из прожиточных минимумов членов конкретного домохозяйства.

Для упорядочения мер государственной социальной политики законодательно устанавливаются нижние пределы (минимальные размеры) заработной платы и пенсии, которые представляют собой минимальные государственные стандарты. Минимальный размер оплаты труда является исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, он учитывается при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателем. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным социальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат.

Под минимальным потребительским бюджетом понимают стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

В целях исследования территориального распространения бедности используется термин «зоны бедности», в которые включают территории высокой концентрации бедных. При этом к зонам бедности относят те территории, которые имеют уровень бедности выше среднего по стране или выше установленного предела.

При экономическом анализе важно выявить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния, без этого невозможны объективные оценки стоимости государственных социальных программ. Вот почему необходимо использовать показатели бедности, которые позволяют оценить глубину бедности (степень обеднения) и остроту бедности.

Индекс глубины бедности рассчитывается по формуле: (12.8)

где Z h - граница бедности для отдельного домохозяйства, рассчитываемая как сумма порогов бедности для всех его членов;

Y h - уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;

q - количество бедных домохозяйств;

Н - общее количество домохозяйств;

h - номер каждого домохозяйства.

Расчет показателей бедности по формуле (12.8) можно вести не по домохозяйствам, а по лицам, тогда параметры Z h , Y h , q, Н относятся к лицам, а h - это номер каждого лица.

Индекс остроты бедности рассчитывается по формуле:
(12.9)

Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйствам с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или населения) с доходами ниже порога бедности (или иного стандарта, определяющего состояние домохозяйства как бедное), дефицита дохода домохозяйств и степени дифференциации по уровню дохода именно бедного слоя населения. Синтетический индикатор бедности (Sen -индекс) учитывает все эти факторы и является наиболее общей характеристикой бедности. Он рассчитывается по формуле:
(12.10)

L - доля бедного населения;

N - средний дефицит дохода к границе бедности (промежуток низкого дохода);

d - средний доход бедных домохозяйств;

Р - граница бедности;

Gp - коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Sen -индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов домохозяйств, отнесенных к бедным. Этот показатель варьирует в интервале от 0 до 1. Sen -индекс используется для временных и территориальных сопоставлений, так как сочетает в себе характеристики распространения бедности, ее интенсивности и неравенства среди бедных.

Упражнения и задачи

Задача 12.1

Среднемесячная заработная плата за вычетом налогов рабочих и служащих в базисном году составила 17400 руб., в отчетном – 18440 руб., цены на потребительские товары и услуги повысились в отчетном году по сравнению с базисным на 25%. Выплаты трансфертов (в ценах соответствующих лет) на одного рабочего и служащего составили в базисном году 1000 руб., в отчетном 1500 руб.

Определите: 1) индекс совокупных доходов рабочих и служащих в текущих ценах; 2) индекс реальных доходов рабочих и служащих.

Задача 12.2

Среднемесячная заработная плата в текущих ценах за вычетом налогов и обязательных платежей составила в базисном году 18400 руб., а в текущем 19200 руб.. потребительские цены повысились в отчетном году по сравнению с базисным в 1,5 раза. Доля налогов в общей заработной плате составила в базисном году 12%, в отчетном – 18%.

Определите: 1) индекс покупательной способности денег; 2) индекс номинальной заработной платы; 3) индекс номинальной располагаемой заработной платы; 4) индекс реальной заработной платы.

Задача 12.3

Год назад среднедушевой реальный доход по региону составлял 17800 руб., средняя сумма налоговых платежей равнялась 900 руб. за год доля налоговых платежей возросла на 30%, индекс покупательной способности денег составил 0,3, а номинальный среднедушевой доход увеличился в 3,2 раза.

Рассчитайте величину среднедушевого реального дохода за год.

Задача 12.4

По имеющимся данным в таблице 12.1 о распределении доходов населения по 20% группам определим коэффициенты дифференциации Лоренца и Джинни, а также построим кривую дифференциации населения по доходам.

Таблица 12.1 - Распределение денежного дохода по 20% к группам населения

Задача 12.5

По имеющимся данным о распределении населения страны по размеру среднедушевых доходов (табл. 12.2) определить:

1) нижний и верхний децили;

2) децильный коэффициент дифференциации доходов населения.

Таблица 12.2 - Распределение населения страны по размеру среднедушевых денежных доходов

Млн. чел.,

в % к итогу

Кумулятивная частота

Всё население

В т.ч. со среднедушевым доходом в месяц, тыс. ден. ед.

Контрольные вопросы

    Какие показатели используются для характеристики доходов населения?

    Назовите источники информации для расчетов денежных доходов населения.

    В чем отличие совокупного дохода домашних хозяйств от денежного дохода?

    Как исчисляется среднедушевой доход?

    Назовите факторы, оказывающие влияние на распределение доходов.

    Какой метод оценки бедности используется в Российской Федерации?

Статистика труда и занятости

В России стало больше бедных. Их число в 1-м квартале 2015 года выросло до 22 млн человек, то есть доход каждого седьмого жителя страны опустился ниже прожиточного минимума. Об этом на прошлой неделе заявила вице-премьер России Ольга Голодец. Одновременно правительство готовит оптимизацию (читай — сокращение) социальных льгот. Что послужило причиной роста бедности и к чему это может привести, выяснял "Огонек"


Может ли резкий спад уровня жизни из экономической проблемы превратиться в политическую, "Огонек" выяснял у Лилии Овчаровой, директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ

— Почему власти забили тревогу именно теперь? Ведь об ухудшении ситуации говорили давно, как-никак кризис...

— Реальная майская зарплата 2015 года составила 86 процентов по сравнению с маем 2014-го. Такого падения не наблюдалось за последние 17 лет, с 1998 года. Причем зарплата начала снижаться еще в 2014-м — минус 10 процентов к 2013 году. А доходы домохозяйств сохранялись на прежнем уровне и в 2014-м, и в первые три месяца 2015-го. Но уже в апреле и реальные доходы домохозяйств тоже начали сокращаться, в мае возникла драматическая ситуация — минус 8 процентов по сравнению с маем 2014-го. Оснований для тревог более чем достаточно.

— Судя по цифрам, которые вы привели, снижение доходов отставало от снижения зарплат. Как это понимать?

— В конце прошлого года домохозяйства в связи с обесценением рубля активно формировали сбережения, в том числе и в валюте. Это стало "подушкой безопасности", которая поддерживала реальные доходы. В 1-м квартале 2015-го, когда началось снижение зарплат, люди стали продавать доллары и евро. А статистика доходов у нас такова, что суммы, вырученные от продажи валюты, относятся к доходам. Поэтому в это время, когда реальная заработная плата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 9 процентов, а пенсия на 4 процента, реальные доходы — только на 2,6 процента. Причем продавали валюту именно те, кто использовал свои накопления для потребления. Судя по статистике за май, через пять-шесть месяцев такие сбережения закончатся, и в июле снижение реальных доходов по сравнению с июлем 2014 года будет держаться на уровне 8-10 процентов, а в августе падение может ускориться.

— Новые бедные в России — кто они?

— На этот вопрос можно ответить, наблюдая динамику зарплат и социальных выплат. В феврале 2015 года пенсии были проиндексированы на 11,2 процента, хотя инфляция с начала года ниже 15 процентов не опускается. Все остальные социальные выплаты проиндексировали с еще более низким коэффициентом — 5,5 процента. Поэтому число бедных пенсионеров увеличилось, но незначительно. Больше пострадали те, кто работает в бюджетном секторе,— там индексация зарплат в 2015 году оказалась в 3 раза ниже реальной инфляции. Но больше всего возросло число бедных среди работников низкооплачиваемых секторов экономики, прежде всего это торговля и общественное питание, а также сельское хозяйство и строительство. И, конечно, люди, оставшиеся без работы. Особенность сегодняшнего периода еще в том, что бедность больше растет в крупных городах.

— Некоторые эксперты говорят чуть ли не о сломе тренда: ведь в предыдущие годы бедность не росла, а сокращалась.

— С 1999 по 2014 год у нас был серьезный прогресс в борьбе с бедностью — доля бедного населения сократилась с 30 до 11,2 процента к 2014 году. Снижение бедности продолжилось даже в кризис 2008-го. Прежде всего сократилась бедность среди работающего населения и среди пожилых людей. Сначала о пенсионерах. Пенсионное обеспечение у нас выстроено так, что индивидуальные доходы пенсионеров не могут быть ниже регионального прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума постоянно повышается, и на 1-й квартал 2015 года в среднем по стране составляет 10 404 рубля для трудоспособных, 7916 рублей для пенсионеров и 9489 рублей для детей. А в среднем по всему населению потребительская корзина равна 9662 рублям. Кроме того, в каждом регионе есть свои повышающие или понижающие коэффициенты. И есть компенсационные доплаты к пенсии, с помощью которых индивидуальные доходы всех пенсионеров дотягиваются до прожиточного минимума. Например, в Москве 2 млн 100 тысяч пенсионеров получают такую доплату, сегодня она обходится московскому правительству в более чем 120 млрд рублей.

Среди работающих бедность сокращалась за счет ускоренного роста заработной платы, в период кризиса 2008-2012 годов — за счет увеличения минимальной заработной платы и опережающего роста оплаты труда в бюджетном секторе.

Но есть группы населения, где мы успехов не достигли. Это семьи с детьми. Они сегодня составляют 80 процентов от общего числа бедных.

— И это несмотря на все принимаемые правительством меры по поддержке материнства и стимулированию рождаемости?

— В этом году социальные пособия (кроме пенсий) увеличились всего на 5,5 процента. Пособие по уходу за первым ребенком составляет 28,6 процента от прожиточного минимума — чуть больше 3100 рублей, а по уходу за вторым — 57,3 процента. Если мама не работает, а папы нет или у него зарплата небольшая, прожить на такое пособие очень трудно. У социологов есть понятие "риск бедности", который показывает, с какой вероятностью семья может оказаться среди бедных. В 2013 году риск бедности для семей с детьми был в 1,6 раза выше, чем для других категорий населения. Поэтому я говорю: у российской бедности детское лицо.

Вторая по численности группа населения с высоким риском бедности — это студенческие семьи без детей. А за ними — семьи безработных (людей, которые ищут работу) и, наконец, экономически неактивные люди, которые и не пытаются улучшить свое положение. Но таких немного.

— Зависит ли рост или снижение бедности от состояния экономики, от ее подъемов и спадов?

— Прямой связи нет. Обычно в развитых странах в годы экономического спада система социальной защиты смягчает удары кризиса. У нас в период с 2000 по 2007 год сокращение бедности происходило в основном за счет экономического роста. Тогда власти у нас практически игнорировали повышение пенсий, адресных выплат для бедных, минимальной заработной платы — это три основных направления монетарной социальной политики борьбы с бедностью. До 2010 года у нас действовало всего три программы поддержки бедных. Это ежемесячное пособие на детей из бедных семей — 7 процентов от прожиточного минимума ребенка, очень странный социальный трансферт, иногда его администрирование обходится дороже, чем его физический объем. Вторая программа — жилищные субсидии для бедных семей. Третья — региональные адресные пособия для бедных. А с 2010 года появилась новая и самая дорогая программа для бедных — компенсационные выплаты пенсионерам, о которых я уже говорила.

— Почему в кризис 2008-2009 годов бедность не увеличивалась, а сейчас растет?

— Мы на тот кризис реагировали нестандартно с точки зрения стороннего наблюдателя. Существенно повысили пенсии, они за два года выросли в полтора раза. Значительно увеличили заработную плату, особенно в бюджетном секторе. Поэтому ВВП падал, а бедность не росла. Но мы так поступали потому, что игнорировали эти необходимые меры политики в период бурного экономического роста. Сейчас у нас реальная заработная плата снижается уже семь месяцев подряд, но правительство пока не принимает никаких мер по поддержке бедного населения.

— Наша статистика не пытается скрыть масштабы бедности?

— Любая статистика имеет пределы точности. Для определения численности бедных Росстат собирает информацию по двум каналам. Первый — ежеквартальные обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств. Опрашиваются около 50 тысяч домохозяйств в разных регионах страны. Второй пласт информации — это данные о потребительских денежных расходах населения. Оба источника имеют недостатки. Например, не все люди живут в домохозяйствах (солдаты, заключенные и т.п.), не все отвечают на вопросы. Данные о доходах тоже не вполне достоверны, поэтому Росстат больше опирается на расходы: кто и сколько покупает, известно более точно. Но сочетание двух источников позволяет получить корректировочные коэффициенты. Затем данные о доходах сравниваются с установленным законом прожиточным минимумом.

— И как определяется уровень бедности?

— У нас границей бедности считается прожиточный минимум, установленный законом. Если душевой доход ниже, значит, семья попадает в число бедных. Но бедность — это достаточно сложная категория. В мире существуют три концепции бедности. Первая — абсолютная. Это выведение неких нормативов потребления: бедные — это те, у кого не хватает денег на питание с определенным набором белков, жиров и углеводов, кто не может купить одежду и оплатить коммунальные расходы. Еще есть относительная концепция бедности — сравнение с преобладающим стандартом жизни в стране, отклонение от стандарта вниз считается бедностью. Наконец, третья — субъективная, которая опирается на суждения людей о своем материальном положении.

И в каждой из трех концепций есть монетарная и немонетарная линии бедности. Первая — это определение бедности в денежном выражении. Например, в странах Европы принята относительная монетарная бедность. То есть бедными считаются все, у кого душевые доходы ниже 60 процентов от медианного дохода (напомню, что медианный доход — это верхняя граница доходов первых 50 процентов населения, если медиана равна 25 тысячам рублей, значит, 50 процентов населения имеют доход ниже этого уровня). А немонетарная бедность определяется методом депривации, то есть лишений или социальной исключенности, когда человек, например, не может себе позволить горячее мясное блюдо два раза в неделю, не может купить лишнюю пару обуви и т.д. У европейцев насчитывается семь таких деприваций. И если у семьи четыре депривации и больше, она считается бедной. Хотя это не единственный метод определения бедности: для разных ситуаций, для разных социальных групп применяют разные методы.

В России используется абсолютная монетарная концепция бедности, определяющая стандарт выживания человека, и сегодня это 9662 рубля на человека.

— Наша страна, что при царе, что при коммунистах, всегда считалась страной с бедным населением. Но, наверное, бедность в прошлые времена и сейчас различается?

— До индустриальной эпохи, когда в экономике преобладал аграрный сектор, основную категорию бедных составляли сельские жители. Не только в России, но и в других странах. С развитием промышленности, например в Англии, стала формироваться городская бедность. В 1913 году английский экономист и реформатор Бенджамин Раунтри обосновал прожиточную минимальную потребительскую корзину для рабочего человека — что ему нужно для того, чтобы хорошо работать.

В России до 1913 года тоже преобладала сельская бедность. Но из-за наших катаклизмов городской бедности почти не было, за исключением военных лет. Советская власть из классовых соображений защищала городской пролетариат. В 1920-1930-е годы самой лучшей стратегией для людей был переезд из деревни в город. И в отличие от европейских стран в период индустриализации у нас не сформировалась городская беднота. Была всеобщая занятость, и минимальная зарплата была достаточно высокой по европейским стандартам, примерно полтора прожиточных минимума, то есть работающий человек должен был прокормить себя и "половину" ребенка. Хотя общий уровень жизни оставался низким.

Предполагалось, что за 5-6 лет трудовой деятельности человек поднимется в более высокую квалификационную группу и к рождению второго ребенка зарплата у него уже будет выше. Но были неквалифицированные работники, которым переход в более высокую группу не удавался, их зарплата не росла. И в основном из них стала формироваться советская городская бедность. В 1975 году у нас впервые появились пособия для бедных, гарантировавшие питание на уровне минимальных норм.

В 1990-е годы вся эта система сломалась. Теперь бедными стали работающие люди, в том числе и квалифицированные кадры. Они стали бедными и по отношению к другим категориям в России, и по сравнению с развитыми странами, где работники в число бедных не попадают. Проблему создавала минимальная заработная плата. Это сейчас она у нас составляет 57 процентов от прожиточного минимума, а были периоды, когда она едва достигала 14. И даже сейчас люди, которые постоянно заняты, составляют 60 процентов от общего числа бедных. Это наша российская специфика — работающие бедные.

А вторая группа бедных — это дети, их в числе бедных 36 процентов. Кстати, дети во многих странах имеют более высокие риски бедности, чем все остальные категории населения. Только в скандинавских странах, а также во Франции и Германии действуют очень серьезные программы защиты детей, и эти риски примерно такие же, как по всем категориям населения, или ниже. Но это уже вопрос социальной политики.

— Как у нас в постсоветское время менялись представления об уровне бедности?

— Изменений было много. В 1992 году мы отказались от советской методики и перешли к американской нормативно-статистической. Но в отличие от США продуктовая часть потребительской корзины у нас составляла не 33, а 57 процентов. В 2000 году мы вернулись к советской методике моделирования прожиточного минимума. Следующее изменение корзины было в 2007 году. Наконец, последнее — в 2013-м мы опять ввели нормативно-статистический метод. Только теперь продуктовая часть составила 50 процентов: в ней стало больше фруктов, овощей, мяса, меньше картофеля и хлеба. Вся корзина увеличилась в деньгах в полтора раза. Кроме того, как я уже говорила, введены разные нормативы для работающих, детей, пенсионеров. Регионы вводят свои коэффициенты, связанные с климатом и другими природными условиями.

— Как влияют показатели среднего душевого дохода на число бедных?

— Из-за высокого неравенства у нас слабо связаны динамики среднего дохода и бедности. Стратегически тренды данных показателей противоположны: при росте среднедушевых доходов бедность сокращается. Но темпы снижения бедности могут обгонять темпы роста доходов, и наоборот. Бедность особенно чувствительна к мерам социальной политики, пенсионному обеспечению, минимальной заработной плате, зарплате бюджетников и работников низкооплачиваемых секторов.

— Является ли бедность психологическим понятием? Ведь один человек может считать себя бедным при хороших доходах, а другой никогда не признается, что он беден.

— Мы давно занимаемся этой темой. Есть особенности социокультурные, а есть то, что называется реакцией на конкретный момент. По сравнению с европейцами у нас не стыдно быть бедным. Точнее, в меньшей степени стыдно. В СССР вообще считалось, что бедных нет (несмотря на то, что было введено пособие по бедности), а есть тунеядцы. Если женщина с двумя детьми, одинокая мама работала уборщицей, ее не осуждали. Считали, что виноват муж, который ее бросил. И никто не говорил: пойди-ка возьми дополнительную работу. Если не государство, то профсоюз, общественность как-то помогали. Мне кажется, негативное отношение к таким людям и фраза "сама, дура, нарожала, так не жалуйся" появились в 1990-е годы. Из этого складывалась враждебная по отношению к детям среда. Это было "реакцией на момент". Сейчас такое пренебрежительное отношение к бедным женщинам с детьми, к счастью, уходит, скорее происходит разворот в обратную сторону. В Европе осуждают людей трудоспособных, но плохо работающих и потому мало зарабатывающих.

— Может ли бедность быть поводом для протестных настроений?

— Не бедность, а резкое обеднение традиционно небедных категорий. Но люди скорее реагируют не на бедность, а на несправедливость и неравенство. Французский экономист Тома Пикетти в книге "Капитал в XXI веке" называет это "эффектом тоннеля". Если в стране идет экономический рост, на неравенство мало кто обращает внимания. Как в тоннеле, когда все едут, каждый едет, как умеет, и никого не волнует, что его обгоняют. А вот если все стоят в пробке и вдруг кто-то с мигалкой по обочине всех объезжает, хотя должен обеспечить бесперебойное движение, это всех раздражает.

Если посмотреть на наших людей в 1992-1998 годах, то хоть и были мы бедны, но тогда действовали два очень мощных драйвера развития. Первый — приватизация имущества (одним жилье и садовые участки, другим — предприятия, на которых работали, третьим — заводы, нефтяные скважины, пароходы и прочее). И второй — либерализация внешней торговли. Любой человек мог стать "челноком", закупить в Турции товары и продать здесь. И тогда мало кто обращал внимание, что кто-то приватизировал садовый участок, а кто-то — заводы. Тогда предпринимательские доходы в общих доходах населения составляли 16 процентов. Это был максимум в постсоветской России. Сейчас эти доходы — 8 процентов, и малый бизнес сжимается, несмотря на все призывы власти его развивать. В Москве еще можно открыть свое дело в ИТ или в медицине. А в провинции малый бизнес "кошмарят" так, что решаются на него только близкие к власти люди.

— Как меняется поведение людей, которые попадают в категорию бедных?

— Мы проводили такое исследование 10 лет назад. Результат был эмпирическим и требует подтверждения. Но мы увидели, что в первый год люди правдами и неправдами стараются сохранить достигнутый уровень жизни. Вот сейчас мы заметили, что новые бедные именно для этого использовали свои валютные сбережения. И, конечно, всеми силами стараются найти новую или дополнительную работу. Затем начинается следующий этап, он длится года два. Люди начинают менять структуру потребления. Например, покупают более дешевые товары. Или если раньше покупали колбасу нарезкой, теперь берут куском — так дешевле. Сменили поездки к морю за рубеж на внутренний туризм. Но потребление мяса, молока и яиц пока держат на прежнем уровне. А дальше, если за три года не удается устроиться на работу, люди стремятся искать другие источники доходов, даже незаконные. Они резко минимизируют потребление. Их восприятие сигналов рынка труда постепенно затухает, к седьмому году бедности они на них уже не реагируют. Человек привыкает к бедности, вернуть его к производительному труду очень трудно. Живет на пособия, пользуется помощью родственников и считает такой образ жизни более успешным, чем выход на работу.

— По телевизору говорят, что скоро все наладится, нефть опять вернется к высоким ценам, но о 3 млн новых бедных почти ни слова. Это поможет преодолеть трудный этап?

— Нежелание говорить о серьезных внутренних проблемах экономического развития способ, может, и эффективный, но на коротком промежутке времени. Сейчас пока это дает положительные результаты. До марта концентрация на внешних для страны проблемах вообще проходила "на ура", потому что люди еще тратили свои запасы — от гречки до "бентли", у кого сколько было денег вложено в запасы. Однако я думаю, что после июля телеоптимизм не выручит, потому что люди уже начали — пока безболезненно — менять структуру потребления, а следующий шаг, если не найдут источников роста доходов, что маловероятно в пределах текущего года,— это отказ от привычного уровня жизни. А в сентябре, когда увидят, как подскочили цены на образование и питание детей, когда выйдут из отпусков и от отпускных выплат ничего не останется, начнет зреть недовольство.

— Какое количество бедных критично для власти?

— Для меня как эксперта критично, когда люди привыкают жить в бедности. Потому что раскачать их на экономический рост становится очень трудно. Скорее власти боятся не большого числа бедных, а резкого обеднения. В 1992-м уровень жизни обвалился в два раза. Сейчас только до 92,8 процента от уровня 2014 года. Но нет драйверов развития, нет предпринимательской активности. Хотя исследования показывают, что не только бедные, но и средний класс спокоен. Он хоть и много потерял, но надеется, что с улучшением экономической ситуации в 2016 году вернет утраченное. А вот кто не спокоен, так это верхняя часть среднего класса. Там очень тревожные настроения по поводу будущего. Этих людей весьма волнуют перспективы следующего года.

— У бедных людей есть свой запрос на изменения в обществе?

— Нет. Бедные всегда поддерживают действующую власть. Именно с ними, с людьми, имеющими низкие экономические ресурсы, легче договариваться и самой власти.

Сложнее договариваться со средним классом, с ним нужно вести партнерский диалог. Можно найти деньги, чтобы обеспечить бедным стандарт выживания. Но стандарт развития более сложный. И потребности на этом уровне более дорогие. С людьми, которые потребляют такие блага, нельзя вести авторитарный разговор.

Беседовал Александр Трушин


Бедные люди

Цифры

Самая незащищенная, максимально приближенная к черте бедности категория нашего населения — это семьи с детьми


9662 рубля — таков средний прожиточный минимум, утвержденный Государственной думой РФ на 2015 год

9489 рублей — прожиточный минимум для ребенка

11 173 рубля — семьи с таким доходом на человека россияне считают бедными

22 млн человек в России имеют душевой доход ниже минимума

80% от общего числа бедных составляют семьи с детьми

28,6% от прожиточного минимума составляет государственное пособие на рождение первого ребенка

7% от прожиточного минимума ребенка — таково ежемесячное пособие на детей из бедных семей

в 1,6 раза выше был риск бедности для семей с детьми по сравнению с другими категориями населения в 2013 году

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Показатели уровня и границ бедности.

I. Пороговые показатели:

1. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г). Включает:

Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).

Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.

Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

2. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для количественной оценки бедности (и социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

В России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой доле расходов на непродовольственные товары и услуги и соответственно более низкой доле расходов на питание.

Рациональный потребительский бюджет был разработан в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели и отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Структура рационального потребительского бюджета в России: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(из них ткани, одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги-23%.

II. Показатели масштабов бедности:

  • 1. Коэффициент бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.
  • 2. Коэффициент крайней бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.
  • 3. Дефицит денежных доходов населения - суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:

где n - число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

mi - число членов i-го домохозяйства;

cmin i - среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры;

di - среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

где S - общая численность обследованного населения;

(cmin i - di): cmin i - относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

Средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный к общему количеству семей в выборке по данному региону. Придает больший вес дефициту доходов более бедных семей.

Новое на сайте

>

Самое популярное