Домой Полезные советы Общественное производство и экономическая система.

Общественное производство и экономическая система.

Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек . Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца. Следует подчеркнуть, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он ифактор производительных сил, исубъект производственных и всех других общественных отношений.

Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил - пример диалектического единства, включающего в себя и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила - не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутренне противоречивое сочетание раскрывается сутьсоответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.

Вместе с тем роль человека на разных ступенях развития производства различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый производитель выступал здесь как единичный работник . Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился вчастичного работника , закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновениесовокупного работника . Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.

Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в общественном производстве, преобразуется под воздействием научно-технического прогресса. В свою очередь НТП влияет на структуру совокупного работника: изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.

Сегодня изменились и границы совокупного работника. Сюда сейчас включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.

Следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя уровень расходования рабочей силы и вместе с тем величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуянеобходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется объективная граница необходимого продукта.

Неотъемлемый элемент всякого совместного труда - дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления зависимости между различными звеньями общественного труда, а также роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу.

Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, - и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, то есть экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реализации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что создал своим трудом.

В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих извне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.

Человек - воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть понят.

Но в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сторон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, игнорирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект , но и его конечная цель . Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства.

Экономическая сфера жизни общества – материальная жизнь людей, их общественное бытие, заключающееся в производстве и потребление материальных благ, а так же те отношения в которые люди вступают в процессе общественного производства – производственные отношения.

Материально производственная сфера - сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность, результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Производственные отношения – характеризуют экономические отношения в которых находятся классы и соц. Группы по поводу собственности, обмена, распределения и производства материальных и духовных благ.

Производственные отношения – совокупность материально экономических отношений между людьми, складывающееся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Способ производства материальных благ – способ общественной деятельности, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Производительные силы – силы участвующие в осуществлении общественного производства.

Предмет труда – исходный материал, который подвергается обработке

Чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт надо применять – орудие труда

Философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий.

Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Собственность – это принадлежность объектов определенным людям и возникающее в связи с этим отношения между людьми.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную собствен- ность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

Выделяют 3 экономические системы:

Административно командная – полное влияние государства.

Рыночная – гос. И рынок – 50 на 50.

Традиционная - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Ф-ии субъекта:

Владение – первичная форма собственности характеризуется как реальная принадлежность объекта субъекту, так и юридическое право на обладание объектом собственности.

Распоряжение – конкретный способ осуществления отношений между субъектом и объектом собственности. Собственник распорядитель имеет право поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способов.

Пользование – применение объекта собственности с его назначением по усмотрению и желанию пользователя.

Человек является главным действующим субъектом истории, создавая одновременно и себя и общество, производя необходимые для жизни материальные блага, воплощая в себя смысль и цель исторического процесса.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. :

  1. Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство, его место в системе общественного производства.
  2. Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство, его место в системе общественного производства.
  3. 9РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВАРезультаты общественного производства и его эффективность
  4. 2. Общественное производство и экономические системы общества
  5. 28.Понятия «общественная организация» и «общественное движение». Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Типология и динамика развития общественных движений.
  6. 59. Понятие исполнительного производства и его место в системе российского права. Предмет, метод и система исполнительного производства. Стадии исполнительного производства.

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

П л а н

Роль и место человека в общественном производстве.

Рынок труда и особенности его функционирования.

3. Безработица: сущность, типы и социальные последствия.

Механизм государственного регулирования занятости.

О месте и роли человека в современном общественном производстве не спорят, оно очевидно. Человека можно рассматривать и со стороны факторов производства, и со стороны ресурсов производства, и со стороны потребителя готового продукта, и со стороны инициатора производства, и со стороны субъекта общественных отношений. Человек всегда был и остается важнейшей фигурой общественного производства, его личным фактором, капиталом и потенциалом.

Роль и место человека в общественном производстве

В современной экономической теории анализируется не просто роль и место человека в общественном производстве, а его содержание как субъекта производственных отношений, как носителя человеческого капитала и модулятора человеческого потенциала. Категории «человеческий фактор», «человеческий капитал» и человеческий потенциал» – стали предметом экономической теории, предметом политической экономии.

Под человеческим капиталом понимается совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека, употребляемых им в процессе участия в общественном производстве. Чем выше человеческий капитал, тем больше трудовые возможности работника, производительность и качество его труда, а также качество созданного продукта и услуги.

Человеческий потенциал – это совокупность знаний и навыков в их динамике, в развитии. Сегодня, по утверждению специалистов, мозг человека задействован всего лишь на 7%. Стало быть, развитию способностей человека нет границ. А с этим связано развитие воспроизводственных процессов. Уже сегодня в высокоразвитых странах обеспечивается до 85% прироста дохода именно на основе развития человеческого потенциала, который таким образом превращается в реальный человеческий капитал.

Понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» стали предметом исследования экономической теории под влиянием работы «Человеческий капитал» (1964) представителя современного институционализма Г.Беккера. Выдвинутая им концепция человеческого капитала стала основой всех современных исследований в этой области.

Беккер рассматривает появление человеческого капитала как результат инвестиционной деятельности домохозяйств , которые осуществляют капиталовложения в человеческий капитал, финансируя рождение и воспитание детей, охрану и улучшение их здоровья, получение образования и приобретение квалификации будущими носителями человеческого капитала. Кроме того, домохозяйства инвестируют крупные средства в повышение интеллектуального образовательного и квалификационного уровня участников общественного производства, поддержание их фонда здоровья, без которого невозможно использование человеческого капитала.

Подобно предпринимателям, домохозяйства сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от экономической целесообразности, принимается решение либо о продолжении, либо о прекращении учебы. Нормы отдачи служат регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, между системой просвещения в целом и остальной экономикой.

Помимо разработки теоретической модели, Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования . Доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил вуз и теми, кто не пошел дальше средней школы.

В состав издержек обучения входят прямые затраты – расходы, связанные с оплатой обучения, и косвенные , главным элементом которых признаются «потерянные заработки», т.е. заработки, недополученные студентами за годы учебы. Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность вложений в человеческий капитал. По выкладкам Беккера, получалось, что в США отдача высшего образования на 10-15 % превышает показатели прибыльности большинства фирм.

Огромное теоретическое значение имело введенное Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (и шире – между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общий человеческий капитал, как правило, производят особые «фирмы» (школы, колледжи, вузы), тогда как специальный предоставляется непосредственно на рабочих местах.

В рамках теории человеческого капитала получили объяснение такие проблемы как структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря теории Беккера, изменилось и отношение государства к затратам на образование. Инвестиции в образование и здоровье людей стали рассматриваться как источник экономического роста.

Современная Украина располагает достаточно высоким человеческим капиталом – важнейшим экономическим ресурсом и фактором экономического роста . По уровню грамотности и образования населения наша страна находится на уровне таких стран, как Япония, Германия и Италия, но значительно уступает им по индексу развития человеческого потенциала , который учитывает не только уровень образования, но и продолжительность жизни, уровень жизни, измеряемый показателем ВВП по паритету покупательной способности на душу населения. По показателю индекса человеческого развития в 2005 году Украина находилась на 78 месте из 177 возможных, что говорит о необходимости социально-экономических реформ в сфере создания и использования человеческого капитала и человеческого потенциала.

Материальное производство сопровождается складыванием определенных производственных отношений между людьми.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает материальное производство, духовное производство, производство самого человека. Материальное производство выступает как фундаментальное условие жизни людей, исторического процесса.

Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей. Можно сказать, что потребности создали человека. Удовлетворяя их, он превратился в существо, наделенное разумом, способное творить вторую природу, используя сырьевые ресурсы первой. Потребность есть запрос личности, социальной группы, нации, общества в целом к объективной реальности. Социально-практический способ бытия человека формируется за счет становления у него целого ряда общественных потребностей и прежде всего потребности в труде и средствах производства.

Общественное производство – это прежде всего реальное воздействие человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи. В своих усилиях человек полагается на орудия труда.

Экономическая сфера жизни общества – это материальная жизнь людей, их общественное бытие, заключающееся в производстве и потреблении материальных благ, а также те отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства – производственные отношения.

Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Структуру способа производства составляют производительные силы общества и производственные отношения. Производительные силы – это силы, участвующие в осуществлении общественного производства. Человек является одухотворяющим началом всего процесса общественного производства, впитавшего в себя опыт всемирной истории человечества. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Производственные отношения – это вторая сторона способа производства, которая выражает экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе материального производства: отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения – это внешнее выражение характера способа производства, то существенное, что отличает один способ производства от другого.

Производственные отношения могут оцениваться с двух точек зрения: 1) с точки зрения степени их социальной справедливости – нравственно-политический аспект;


2) с точки зрения их способности стимулировать материальное производство – экономический аспект.

Реализация этих функций производственными отношениями носит конкретно-исторический характер. Основу экономических отношений составляют отношения к средствам производства. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, складываются отношения господства и подчинения и общество при этом распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. В родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ принадлежит господствующим классам.

Экономические отношения – это производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Они формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества. Развитие экономических отношений обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать работников производства, как этого требует содержание и характер труда. Социальная несправедливость в экономической сфере, ограничение индивида в доступе к мировым культурным ценностям, в разумном, научно обоснованном потреблении и быту сужают экономическую основу производства и подрывают производительную силу общества. Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование экономической стороны производственных отношений, а следовательно и совершенствование всего общества.

Таким образом, человек является главным действующим субъектом истории, создавая одновременно себя и общество, производя необходимые для жизни материальные блага, воплощая в себе смысл и цель исторического процесса.

1 вопрос. Общественное производство: понятие и этапы развития. Воспроизводство и его типы

2 вопрос. Понятие и типы экономических систем. Сравнительная характеристика экономических систем.

3 вопрос. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства.

4 вопрос. Общие условия хозяйствования: Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы функционирования экономи­ческой системы.

1 вопрос. Общественное производство: понятие и этапы развития. Воспроизводство и его типы. Исходной экономической основой жизнедеятельности всякого человеческого общества является производство как материальных, так и нематериальных благ и услуг. Производство является процессом общественным, «робинзонада» - явление исключительное и по преимуществу образное.

Этапы развития общественного производства . История развития общественного производства позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.

Материальной основой натурального хозяйства является слабое, низко развитое общественное разделение труда. Натуральной форме хозяйства присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками самого хозяйства.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления посредством рынка.

Материальной основой зарождения, формирования и прогресса товарного производства выступало расширяющееся и углубляющееся разделение труда. Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.

Исторически первым появилось естественное разделение труда – это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми, стариками. Другим видом является техническое разделение труда – такая дифференциация трудовой деятельности, которая предопределяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.



представляет собой естественное и техническое разделение труда, взятое в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью, спросом, предложением, налогами и т.п.), под воздействием которых происходит обособление, дифференциация разнообразных видов трудовой деятельности.

В рамках общественного разделения труда выделяют отраслевое и территориальное разделение. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники, выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда характеризуется пространственным размещением различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономическими. Разновидностями территориального разделения труда являются районное, региональное, международное разделение труда. Но отраслевое и территориальное разделение труда не может существовать вне друг друга.

Общественное разделение труда вызывает необходимость в обмене результатами специализированного труда, который выражается в кооперации. Кооперация – это объединение производственных операций или обособленных выпусков.

Воспроизводство и его типы . Воспроизводство представляет собой процесс производства, рассматриваемый в непрерывном потоке своего возобновления. Воспроизводство происходит как в рамках отдельных фирм (индивидуальное воспроизводство), так и в масштабах общества (общественное воспроизводство). Процесс воспроизводства представляет собой постоянное повторение хозяйственной деятельности (всех ее стадий) в прежнем или увеличенном объеме. На этой основе различают простое, расширенное и суженое воспроизводство.

Простое воспроизводство – возобновление процесса производства в неизменных масштабах. В таких условиях прибавочный продукт не используется для расширения производства, а целиком потребляется.

Расширенное воспроизводство – это возобновление процесса производства в увеличивающемся размере. В этом случае часть прибавочного продукта поступает в накопление.

Стадиями воспроизводственного процесса выступают: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение – процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому; форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен товарами. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Благо – это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает интересам, целям и устремлениям людей. В хозяйственной деятельности используют материальные блага , которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные блага. Последние находятся в ограниченном количестве, их иногда называют экономическими благами , поскольку именно они являются объектом экономической деятельности людей.

К материальным благам относят не только материальные вещи (дары природы, продукты труда и т.д.), но и все права (патентные, авторские), долевые обязательства, закладные, все виды монополий и привилегий.

Кроме материальных благ, можно выделить нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; создаются они в непроизводственной сфере (здравоохранении, образовании и т.д.). среди нематериальных благ различают внутренние и внешние блага . К первым относятся блага, данные человеку природой, которые он развивает по собственной воле (здоровье, деловые способности), ко вторым – то, что дает внешний мир для удовлетворения способностей человека (репутация, деловые связи).

Особую группу благ, необходимых человеку, составляют услуги . Их специфика в том, что они не имеют вещной формы, их нельзя непосредственно накопить. Они могут быть потреблены лишь в момент их производства.

2 вопрос. Понятие, содержание и типы экономических систем. В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы, может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Общие условия хозяйствования определяются общими моментами экономической системы (табл.).

Производительные силы
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.п.) Общественные (средства производства, разделение труда и т.п.) Всеобщие (наука, образование, культура и т.п.)
Производственные отношения
Социально-экономические (отношения собственности) Организационно-экономические (обмен опытом, менеджмент, маркетинг) Технико-экономические
Ресурсы Общественное разделение труда Процесс и моменты труда
Трудовые, природные, средства производства, научно-технические, образовательные и т.д. Специализация производства на изготовлении продуктов Труд, средства труда, предмет труда
Производственные возможности Результаты Эффективность
Выбор из ограниченных ресурсов Материально-вещественный продукт Соотношение результатов и затрат

Производительные силы (категория марксистской теории) – это система личных, субъективных и материально-вещественных, объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Развитию производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения , выступающие в качестве социально-экономической формы движения. Производственные, или экономические, отношения образуют каркас экономической организации общества, а совместно с производительными силами определяют специфику экономических систем.

Процесс труда составляет материальную основу процесса производства, но не тождественен ему. Процесс производства включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения между работниками в процессе трудовой деятельности. Основными элементами процесса труда являются труд как сознательная целенаправленная деятельность, предметы и средства труда.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Предметы труда либо даны самой природой (сырье), либо являются результатом предшествовавшего труда человека (полуфабрикат). Полуфабрикат – это продукт труда, которому предстоит пройти обработку, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления.

Средства труда – комплекс вещей, которые человек в процессе производства помещает между собой и предметом труда, что опосредствует воздействие человека на предмет труда при создании готового продукта. Материальные средства труда подразделяются на естественные (земля, домашние животные) и технические (искусственно создаваемые человеком). В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя составными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила системе машин четвертый элемент – управляющее устройство, выполняющее функции умственного труда по управлению системой машин. От средств труда следует отличать средства производства.

Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда, которые всегда взаимосвязаны и соответствуют друг другу.

Экономические ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные .

К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила. Рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных сил человека, его способностей к труду. Природные ресурсы, в которые входят земля, ее недра, леса, воды, используемые в производстве обладают исключительной чертой – эти ресурсы редки. К инвестиционным ресурсам относят средства производства и авансируемые на их приобретение денежные средства.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные на производство), информационные (данные, необходимые для функционирования производства).

Ресурсы можно определить как вложения, используемые для производства товаров и услуг. В этом случае они называются факторами производства . Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов: земля, капитал, труд. Земля как фактор производства включает в себя природные ресурсы. Это редкий и абсолютно не воспроизводимый фактор. Труд как фактор производства охватывает всевозможные навыки человека, которые могут быть использованы при производстве благ. Капитал как фактор производства – материально-вещественный комплекс, используемый в производстве. Без наличия всех трех факторов невозможен процесс производства, взаимодействие производственных факторов занимает центральное место в экономической системе. Сами по себе земля, труд, капитал не могут ничего создать. Человек, который берет на себя ответственность и риск за использование этих факторов является предпринимателем. Предпринимательская способность являются ключевым фактором производства (рис.).

Результатом хозяйственной деятельности, взаимодействия производственных факторов является экономический продукт . Наряду с большим разнообразием видов экономического продукта выделяются отдельные его группы, характеризуемые областью или способом применения, способом производства: продукция, товар, работа, услуга .

Продукцией называют материально-вещественный продукт, созданный в процессе материального производства. Товарами являются объекты купли и продажи, т.е. экономический продукт, который после своего создания подлежит продаже. Работами называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт деятельности, полезный результат, подлежащий оценке. Услуги – вид экономической деятельности, результатом, которой является изменение качества уже существующих вещей.

Экономический продукт является средством удовлетворения многообразных потребностей человека. Потребности – это нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости. В отличие от простых желаний человека, потребности обладают особенным свойством - объективной природой, их удовлетворение необходимо для развития как организма, так и личности.

Наибольше распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных (рис.). Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние три – высшего порядка. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего.

Осознание потребностей выступает основой мотивации. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

Общая классификация потребностей может быть дополнена выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др.

Типы экономических систем . В экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом. Выделяют два способа координации экономической деятельности людей. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия (таковы методы армии, современного тоталитарного государства). Второй – это добровольное сотрудничество индивидов, или спонтанный, стихийный порядок; главный регулятор здесь ценовой механизм.

На основе этого выделяют типы экономических систем: традиционная (патриархальная система), командная (централизованно-регулируемая), рыночная, смешанная.

В патриархальной системе все нормы экономического поведения, вплоть до количественных параметров производства и распределения конкретных благ почти неизменны. Они существуют буквально как неотъемлемая часть самого экономического субъекта, формируются и закладываются в него мощным идеологическим, прежде всего религиозным, воздействием окружающей среды. В размещении ресурсов, видов деятельности и продуктов велика роль обычаев, освященных традициями, обеспечивающими стабильность и устойчивость такой системы. Это главное преимущество традиционной экономики является и ее главным недостатком, поскольку оно крайне сужает возможности изменений норм и правил экономического поведения, чему всячески противостоит данная система. Сколько-нибудь существенные технические, экономические и социальные новации затруднительны. Для традиционной экономики характерны слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, нищета и бедность.

Командная экономика описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяется воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство, какие бы различные формы оно не принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности подчиняющимся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, т.е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Вмешательство государства в экономику осуществляется не настолько, чтобы свести к минимуму регулирующую роль рынка.

Всякое общее существует в особенном, особенное – в конкретном. В каждой системе действуют свои национальные модели в рамках экономических систем, которые несут в себе признаки особенного и специфического. Можно выделить американскую модель , построенную на системе поощрения предпринимательства и обогащения; японскую модель , которая ориентируется на высокий уровень национального самосознания и приоритет интересов страны над интересами отдельного человека; немецкую модель , главный ориентир которой – социальное рыночное хозяйство; китайскую модель , оптимально сочетающую социалистические и рыночные методы ведения хозяйства; шведскую модель функциональной социализации направленную на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения; ирландскую модель , которая опирается на учет национальных интересов и на придании особой роли всеобщему и специальному образованию; вьетнамскую модель , объединяющую социалистические и рыночные формы хозяйствования в их национально-патриотической направленности; южнокорейскую модель , предполагающую сбалансированное разделение управленческих функций между центром и провинциями и особую роль государства в развитии крупного корпоративного бизнеса.

Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.

3 вопрос. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства . Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства. Виды экономических систем: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому можно было бы однозначно установить характеристики организации экономической жизни общества. Для этих целей используют несколько критериев: уровень развития производительных сил, формационный и цивилизационный подходы .

Первым критерием характеристики различных систем организации экономической жизни – можно считать уровень развития производительных сил общества . С этой точки зрения классической является теория, которая в истории развития человеческого общества выделяет три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

Основной недостаток данной концепции экономического развития общества в том, что в ней не учитываются социальные отношения между людьми. В связи с этим в экономической науке при характеристике экономических систем общества используется другой методологический подход, при котором степень развития общества учитывает не только уровень развития производительных сил, но и развитость экономических и всех других социальных отношений и связей. Этот подход имеет два критерия: формационный и цивилизационный.

Формационный подход в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и ряд других аспектов экономических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс выделял три большие формации:

¥ первичная (или архаичная) – включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства;

¥ вторичная (или экономическая) – основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм;

¥ третичная (или коммунистическая) – это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности.

Позднее эти взгляды К. Маркса были поняты вульгарно, как единый всеобщий для всех народов путь, невзирая на исторические различия.

Цивилизационный подход (слово "цивилизация" латинского происхождения, в переводе означает гражданский, общественный) развития общества состоит в том, что за основу развития берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом. На современном этапе развития социальных наук выделяют три направления в цивилизационном подходе.

Первое направление за основу развития общества как особой формы цивилизации берет научно-технический и культурно-исторический прогресс .

Второе направление – за основу развития человеческого общества принимает теорию этногенеза . Люди – это организмы, живущие на определенной территории в коллективах-этносах. Эти этносы, существующие в пространстве и во времени, осознают свою общность и одновременно противопоставляют себя другим народам, исходя из чувства комплиментарности. Приспосабливаясь к условиям внешней среды, этносы вырабатывают свои правила поведения – стереотипы или исторические традиции. Этнос возникает вследствие микромутации, т.е. изменения стереотипа поведения. Толчком к такому изменению поведения выступает пассионарность – повышенная тяга к действию и стремлению «быть самим собой», не подчиняться общим установкам. Носителями пассионарности являются люди, которые стремятся изменить окружающий мир и внедрить новые стереотипы поведения. Так создается новый этнос.

Третье направление критерием развития человеческого общества выделяет духовные, и, прежде всего, религиозные ценности . Основной единицей исторического процесса считается локальная цивилизация – общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. К началу XXI столетия основными являются восемь цивилизаций: западно-христианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддийская, конфуцианская. Каждая цивилизация в своем развитии может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода – прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.

Таким образом, доминантой формационного подхода является учет экономических факторов развития, центральным аспектом – цивилизационного подхода – учет других, прежде всего социальных факторов развития общества.

Виды экономических систем . Историческая классификация экономических систем включает системы прошлого и будущего. Границами, определяющими экономические системы, являются промышленная и научно-техническая революции.

4 вопрос. Общие условия хозяйствования: Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы функционирования экономи­ческой системы . Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях. Поскольку все ресурсы ограничены, перед обществом стоит проблема выбора: отказаться от производства одного в пользу другого. Совокупность альтернатив общественного выбора представлено кривой производственных возможностей, или трансформации (рис.) Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая свой потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Поскольку производство различных благ альтернативно и взаимодополняемо: общество может увеличить производство одного товара, за счет сокращения другого. Этот отказ называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного обществом результата.

Сущность проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска наилучшего сочетания факторов производства.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов функционирования экономической системы: что? как? для кого?

что? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?
как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Вопросы что? как? для кого производить? не составляли бы проблемы, если бы, во-первых, материальные потребности общества, составляющих его индивидов и институтов были ограничены, и, во-вторых, ресурсы и производственные возможности общества, напротив, оказались бы безграничны и позволяли бы производить любой товар в неограниченных количествах.

Экономическая эффективность – это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности. Эффективная экономическая система предполагает рациональное поведение субъектов хозяйствования, которое заключается в том, что производитель и потребитель материальных благ и услуг максимизируют выгоды (результаты) и минимизируют затраты.

Вильфредо Парето, исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такая ситуация, при которой никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название оптимум Парето .

Новое на сайте

>

Самое популярное