Домой Хоум Кредит Банк Электронный справочник рса. Что такое Российская Страховая Ассоциация? Способен ли РСА полностью заменить оценку специалистов

Электронный справочник рса. Что такое Российская Страховая Ассоциация? Способен ли РСА полностью заменить оценку специалистов

Стоимости запчастей на автомобиль по страховым полисам ОСАГО производится исходя из справочников средних цен, которые составляются Российской Страховой Ассоциацией. В эти справочники включены расценки на запчасти, средние цены на расходные материалы, нормочасы работ и их средние стоимости. Что такое РСА, как работать с данным органом и какие могут быть «подводные камни», рассмотрим в статье.

Что такое Российская Страховая Ассоциация?

Российская Страховая Ассоциация является некоммерческой организацией, с официальным статусом профессионального объединения страховых компаний, закрепленным в Федеральном законе №40 . Эта компания осуществляет контроль над рынком услуг обязательного страхования автотранспорта.

В ее задачи входит пресечение нарушений со стороны страховых компаний и слежка за профессионализмом их работы.

Справка! РСА регулирует некоторые спорные вопросы между страхователем и страховщиком в досудебном порядке, например, восстановление коэффициента за безаварийную езду.

Как работать с сервисом на сайте РСА?

Как обманывают страховые компании?

Страховые компании с большой неохотой расстаются с деньгами и часто занижают страховые выплаты (о том, как рассчитать положенные страховые выплаты, подробно рассказано ). Существует несколько основных методов занижения страховых компенсаций:

  1. При расчете стоимости запчастей учитываются аналоги, а не оригинальные запчасти . Чтобы обойти эту уловку страховщиков, требуется точно сверять номера из акта по компенсации с каталожными номерами запчастей пострадавшего автомобиля.
  2. Учитывается не полный перечень повреждений . Штатные оценщики страховых компаний часто записывают в акт только видимые повреждения автомобиля. Также они списывают на естественные износ сколы краски и небольшие деформации в районе основного повреждения. Такие действия являются незаконными. Единственным полноценным вариантом избежать такого обмана, является привлечение независимого эксперта.
  3. Завышение расчетного износа транспортного средства . По закону, износ считается с даты постановки автомобиля на учет в ГИБДД, но страховые компании, не редко, считают с 1-го января, причем года выпуска автомобиля.

    Так, например, машина куплена и поставлена на учет 20 июля 2017 года, а изготовлена в 2016 году, страховщик может рассчитать износ с 1-го января 2016 года, что будет незаконным, на что нужно прямо указать. Обычно такие правки в расчет вносятся в досудебном порядке.

  4. Занижение нормочасов . Некоторые страховые компании применяют коэффициент износа не только к запчастям, но и к нормочасам работы. Это является незаконным, на что следует указывать при согласовании акта размера компенсации.
  5. Отсутствие выплаты за утрату товарной стоимости транспортного средства (что такое и как ее подсчитать?). Ни одна страховая компания самостоятельно не включает этот пункт в акт расчета компенсации. И если на «возрастные» автомобили этот параметр практически не оказывает влияние, то на новые машины, до года, размер такой компенсации может составлять до 10% от цены нового автомобиля. Единственным способом включить этот пункт в расчет – независимая оценка.

В целом, несмотря на попытки РСА урегулировать вопросы расчета стоимости запчастей и размера страховой компенсации, имеющиеся инструменты автоматизации расчетов еще не совершены и могут использоваться только как ориентиры. Исключение составляют совсем незначительные повреждения, которые не требуют профессиональных знаний и навыков для оценки реального ущерба.

Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики

Стоимость ремонта автомобилей после ДТП по ОСАГО с 1 декабря 2014 года страховщики рассчитывают по новой схеме - по единым справочникам , в которых заложено более 80 млн позиций и расценки в 12 экономических районах России. Как сообщалось ранее, при составлении справочника учли автомобили 2002 и более поздних лет выпуска, оценка для моделей старше 13 лет должна производиться по среднерыночной цене в регионе.

Новый сервис, запущенный на сайте РСА, разработан согласно распоряжению Банка России, предусматривающему свободный доступ к информации о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении цены восстановительного ремонта по ОСАГО.

По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, которые приводятся в официальном сообщении РСА, система дает автовладельцам возможность проверить правильность расчета страховой выплаты и упрощает процесс урегулирования убытков. Игорь Юргенс подчеркивает, что использование единых справочников позволит устранить ситуации, когда эксперты рассчитывают стоимость ремонта одного и того же пострадавшего в ДТП автомобиля по-разному.

Между тем информация в единых справочниках устарела раньше срока. Как отмечается в публикации журнала «За рулем» «Методика обмана» , проверка цен на детали на сайте РСА и сравнение их со среднерыночными по Москве показала, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Справочники составляли, когда курс евро и доллара, к которым привязаны цены запчастей, был вдвое ниже, чем в настоящее время. Эксперты ЗР предлагают автовладельцам выход из этой ситуации - не соглашаться на выплату деньгами, а требовать направление на ремонт.

Со своей стороны, РСА доводит до сведения автомобилистов, что с 17 октября 2014 года Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства и Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденные положениями Банка России от 19 сентября 2014 года (№ 432-П и № 433-П), являются обязательными. Более ранние правовые акты утратили силу и не должны использоваться при определении стоимости ремонта.

Не исключено, что в скором будущем страховщикам придется не только оплачивать восстановительный ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля, но и компенсировать потерю его товарной стоимости. Такое требование содержится в проекте постановления Пленума Верховного суда (ВС) , в основе которого лежит анализ материалов судебной практики. Если лимита страховой компании не хватит, пострадавший будет вправе предъявить претензии виновнику аварии.

Представители страховых компаний и работники автосервисов нередко рассчитывают на то, что автомобилисты не знают законодательство, и стараются всячески сэкономить на ремонте транспортного средства. Тем не менее существует Единая методика подбора и замены повреждённых деталей и агрегатов. Чтобы не быть обманутым, среднюю стоимость ремонта можно рассчитать самостоятельно. Сколько стоят запчасти РСА по ОСАГО, работы и материалы есть возможность выяснить на сайте Союза автостраховщиков.

Сервис РСА по ОСАГО

Электронный ресурс Российского союза автостраховщиков создан для удобства, как страховых компаний, так и страхователей. изобилует множеством полезных сервисов, в числе которых проверка средней стоимости запчастей транспортного средства. Этот сервис даёт возможность узнать актуальные цены на оригинальные детали и агрегаты, а также нормативную стоимость работ по проведению ремонта.

Сервис РСА постоянно актуализируется в соответствии с изменением цены на ремонтные работы и запчасти. Этим расчётом пользуются страховщики и автосервисы для определения стоимости замены повреждённых деталей. Однако, практика и отзывы страхователей и станций техобслуживания показывают, что справочник цен РСА часто не отвечает рыночным реалиям.

Как использовать сервис РСА для расчета стоимости запчастей и работ

Для того чтоб определить стоимость поставленных запасных деталей при ремонте по ОСАГО, необходимо зайти на сайт РСА в раздел ОСАГО и перейти по ссылке «Проверка стоимости запчастей, нормочасов и материалов». В открывшемся окне предлагается заполнить три формы: стоимость запчастей, нормочаса работ и материалов. В первом окне для заполнения предлагается четыре поля:

  • дата, на которую нужны сведения;
  • регион РФ;
  • марка автомобиля;
  • номер запчасти.

Затем следует подтвердить код безопасности и отправить запрос. Отправка запроса стоимости материалов и работы осуществляется по аналогии.

Стоит отметить, что, если авто старше 12 лет, расчёт всё равно будет произведён по средней стоимости, так как износ не учитывается. Также в расчёт не берётся вид и марка лакокрасочного покрытия, количество заменяемых запчастей, степень износа каждой детали.

Зачем нужно рассчитывать стоимость


Для чего обращаться к справочнику РСА, чтобы осуществить расчёт запчастей по ОСАГО?

Причины очевидны:

  • с помощью данного сервиса владелец автомобиля видит, правильно ли назначен размер компенсационной выплаты, достаточна ли она для замены повреждённых деталей в определённом регионе РФ на оригинальные;
  • расчёт на сайте РСА также пригодится, если на руках у автомобилиста имеется несколько заключений экспертов, в которых итоговые суммы отличаются во много раз, а страховщик руководствуется лишь тем документом, где указана минимальная сумма.

Кроме того, благодаря этому сервису, автомобилист может сразу же приблизительно прикинуть стоимость ремонта ТС после происшествия.

На заметку! Цены на материалы и детали очень разняться в зависимости от экономического региона. Иногда проще заказать ту или иную запчасть на другом конце страны и заплатить за доставку, нежели оплатить её стоимость на территории своего региона. Однако оригинальные детали могут подбираться очень долго – иногда на это идёт до двух месяцев.

Как правильно рассчитать сумму компенсации по ОСАГО

Произвести точный расчёт повреждений может только эксперт. Дело в том, что в справочнике можно узнать расценки на работы, материалы и запчасти, однако есть множество нюансов, которые не учтены данным сервисом. Например, при расчёте эксперт всегда учитывает:

  • износ автомобиля;
  • степень повреждения детали;
  • скрытые повреждения и т.д.

Не исключено, что одну и ту же запчасть приходится обязательно снимать и устанавливать несколько раз, что невозможно отобразить при вводе данных на сервисе РСА.

Что лучше профессиональная оценка или сервис РСА


Невозможно сравнивать сервис РСА по ОСАГО и осмотр автомобиля экспертом-профессионалом. Последний даёт подробное описание повреждений, учитывает при расчёте множество нюансов, оперирует самыми актуальными на момент расчёта расценками. В результате собственник получает на руки подробную оценку ущерба, основывающуюся на стоимости всех работ, запчастей, состоянии автомобиля на момент ДТП и т.д.

Что касается сервиса РСА по ОСАГО, с его помощью можно получить информацию о стоимости запчасти или работы, не углубляясь в технологический процесс, не подбирая оптимальный вариант, не учитывая многих позиций. Это, безусловно, полезный сервис, но он позволяет только приблизительно прикинуть стоимость ремонта по ОСАГО, и цифры зачастую далеки от реальности.

РСА старается регулярно проводить актуализацию своей базы – не реже одного раза в полугодие, однако цены на зарубежные детали, транспортируемые из Европы, привязаны к иностранной валюте – евро и доллару. Учитывая нынешнюю финансовую нестабильность, в течение полугода цена на запчасть может измениться кардинально.

Полезно знать! особенно важна, когда вопрос о целесообразности замены той ли иной детали остаётся открытым. Специалисты далеко не всегда сходятся во мнениях, поэтому иногда есть смысл воспользоваться услугами нескольких оценщиков. Провести оценку ущерба по ОСАГО можно через наш сайт. Просто оставьте заявку в конце поста.

Как обманывают страховые по ОСАГО со стоимостью запчастей и работ

Страховые компании довольно часто и, к сожалению, успешно практикуют обман своих клиентов. Если человек не подкован и неграмотен в этом вопросе, он рискует стать жертвой и получить некачественные услуги по ремонту автомобиля. Самые распространённые лазейки страховщиков и автосервисов, позволяющие им обманывать своих клиентов:

  • требование доплаты за ремонт по ОСАГО. Страховщик может ссылаться на износ автомобиля и требовать у своего клиента частично возместить ремонт. Однако же по закону об автостраховании СК несёт ответственность за сроки устранения повреждений, а детали должны заменяться оригинальными, так что не стоит идти на поводу у страховой и что-либо доплачивать;
  • заключение договора цессии. Многие даже не знают, что это такое, но кое-кто сталкивался с тем, что в автосервисе требуют подписать договор на ремонт. На самом же деле, автомобилисту подсовывают договор переуступки, после подписания которого он передаёт свой право требования автосервису. Таким образом, он не имеет права выдвигать претензии своей страховой компании по поводу качества ремонта, что позволяет ремонтной организации использовать самые дешёвые детали;
  • использование в расчёте неправильных расценок. Некоторые позиции постоянно меняются в цене, а на сервисе РСА стоимость таких деталей остаётся прежней. Однако страховщики прикрываются справочником, пытаясь снять с себя ответственность, и отдают после ремонта по ОСАГО некачественно отремонтированное ТС;
  • установка и предварительный ремонт неоригинальных, дешёвых или б/у запчастей;
  • включение в смету работ, которые на самом деле не проводятся;
  • некачественная окраска;
  • ремонт повреждённых деталей, которые фигурируют в расчёте, как подлежащие замене.

Таким образом, никаких подозрительных бумаг в автосервисе подписывать не нужно. Необходимо изучить Закон ФЗ № 40 «Об ОСАГО» и Единую методик расчёта ремонтных работ и руководствоваться только этими нормативными документами.

Просим вас оценить пост и поставить лайк.

Напоминаем, что запись на бесплатную консультацию к автоюристу происходит в специальной форме ниже.

Юристы, которые хоть раз связывались со спорами по ОСАГО знают, что цены на запасные части берутся из справочников запасных частей, которые формирует РСА.

СК выплатила мне возмещение почти в полном объеме в соответствии с требованиями методики, к ней вопросов не возникло. Однако в моём ДТП у меня были повреждены и требовали замены, том числе: внутренние обшивки дверей и боковая подушка безопасности.

Ознакомившись в калькуляцией и проверив номера деталей на сайтов автомобильных запасных частей я увидел, что цены на вышеуказанные детали сильно отличаются от цен на сайтах автомобильных запасных частей, при том в меньшую сторону. Заметил интересную тенденцию, что цены в справочниках РСА на все заменяемые мне детали составляют около 40 процентов от стоимости оригинальных запасных частей. А за минусом износа получается, что мне выплачивают около 20 процентов от стоимости оригинала. Т.е. получается ситуация, при которой максимальный износ увеличен с 80 до 50 процентов (по сравнению с ранее действовавшими нормами) и таким образом РСА компенсирует убытки страховых компаний. Как раньше потерпевшие владельцы старых авто с учетом износа получали 20 стоимости детали, так и сейчас, не смотря на увеличение процента износа.

Подушка безопасности и накладки дверей не имеют аналогов и продаются только в оригинале, поэтому было не совсем понятно как их стоимости в справочниках может быть в разы меньше их реальной стоимости. Что бы было понятнее скажу в цифрах. Накладки дверей в справочниках РСА стоили около 18 000, в то время как их реальная стоимость была от 46 до 50 тысяч рублей, подушка безопасности в справочнике стоила 12 400, а в реальности около 28 000 рублей.

Мной было подано множество заявления в РСА, Банк России, Генеральную прокуратуру. Однако никакого внятного ответа или мер реагирования со стороны гос. органов не последовало. РСА же прислал мне «отписку», что справочники законны, утверждены, а в выборке они использовали розничные и оптовые цены из различных источников.

Жду ваших мнений уважаемые коллеги по всем изложенным доводам.

Верховный суд рассмотрел спор, касающийся справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) о средней стоимости запчастей, материалов, а также нормочаса работ при восстановительном ремонте автомобилей после аварии.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Татарстану в 2016 году признало РСА нарушителем ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Антимонопольщики пришли к выводу, что справочники стоимости материалов и работ при восстановительном ремонте, которые составляет РСА и применяют в своей деятельности страховые компании, не соответствуют правилам Центробанка. Антимонопольщики также заявили, что цены, указанные в справочнике, намного ниже, чем таковые у официальных дилеров и на сайте exist.ru.

РСА оспорил решение УФАС в судебном порядке. Первая инстанция не нашла нарушений в действиях антимонопольщиков, зато нашла апелляция (дело № А65-16238/2016). Судьи указали, что РСА в рамках своей деятельности не оказывает страховые услуги. Кроме того, организация составляет справочники в соответствии с прямым властным указанием Центробанка, а значит, такая деятельность не может считаться предпринимательской, и поэтому Союз нельзя привлечь за нарушение закона о конкуренции.

Суд также отклонил довод антимонопольщиков о том, что РСА занимает доминирующее положение на рынке подобных справочников, и указал, что доминирующее положение на соответствующем рынке не может возникнуть вне связи с осуществлением предпринимательской деятельности. С этим согласился и суд округа.

В своей жалобе в Верховный суд антимонопольный орган указывает, что РСА составил справочники неправильно - без соблюдения единой методики ЦБ. Наличие недостоверных сведений о стоимости восстановительного ремонта в Справочниках подтверждается позицией Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, который рекомендовал региональным центрам судэкспертиз не использовать Справочники, в которых отсутствуют ссылки на источники информации либо цены в которых отличаются более чем на 10% от цен в соответствующем регионе.

К этим доводам УФАС прислушалась экономколлегия, которая отменила судебные акты апелляции и кассации и "засилила" решение первой инстанции. ВС пришел к выводу о доминирующем положении РСА на рынке услуг ОСАГО в качестве коллективного представителя интересов страховщиков и признал правоту действий антимонопольщиков при квалификации действий организации. Таким образом, ВС признал Справочники РСА незаконными, и Союзу придется переделать их с учетом методик ЦБ.

Новое на сайте

>

Самое популярное