Домой Кредиты онлайн Новый законопроект по неналоговым платежам. Цели и порядок систематизации

Новый законопроект по неналоговым платежам. Цели и порядок систематизации


1. Введение
Налоговая система Российской Федерации, являясь важной составляющей государственной системы, рассматривается научным сообществом и специалистами как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля. В идеале налоговая система должна быть рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, а значит должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
Качественные и количественные характеристики, которыми должна обладать налоговая система страны, проявляются в приоритетных целях налоговой политики. В этом смысле налоговая политика, как часть финансовой политики, представляет собой систему принципов и методов по формированию, принятию и реализации решений в области налогов и налогообложения. Эти принципы связаны с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых при регулировании социально-экономических процессов на различных уровнях управления, в соответствии с социально-экономическим целями и задачами.
Несмотря на наличие значительного количества научных трудов, посвященных анализу современной налоговой политики, в том числе в контексте модернизации налоговой системы, существует определенная потребность в осуществлении исследований в направлении влияния фискальной политики на устойчивость развития бизнеса и национальную экономику в целом.

2. Приоритеты налоговой политики РФ и сущность неналоговых платежей
Необходимость и возможность совершенствования налоговой системы РФ обуславливаются основными событиями в сфере экономической политики в последние время. Эти условия связаны со сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала из страны, снижением цен на энергоносители, двусторонними санкциями, масштабным ослаблением курса рубля. В результате перечисленных фактов инфляция оказалась выше целевого уровня (5%), установленного на 2014 г. в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2014–2016 гг., и составила 11,4%. При этом в 2014 г. налоговая нагрузка на российскую экономику выросла на 0,4 п.п. ВВП относительно предыдущего 2013 г., наряду с сокращением налоговых доходов в реальном выражении на 2,7%, что свидетельствует о возрастающих рисках, связанных с наполняемостью доходной части бюджетной системы России .
В рамках международных сопоставлений обращает на себя внимание более высокий уровень налоговой нагрузки России по сравнению с другими странами. Так, по данным МВФ этот показатель выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России), что свидетельствует о менее привлекательном налогом климате в РФ. С другой стороны, в отчете Doing Business – 2015, который оценивает условия бизнес-среды по итогам 2013 года, РФ в рейтинге стран занимает 62-ю позицию, в том числе по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место; по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место, что, не смотря на отдалённость от первой десятки стран, тем не менее, демонстрирует положительную динамику, поскольку по итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место по индикатору «Налогообложение») и 88-е место по показателю «Регистрация предприятий» .
Проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы формирования эффективной государственной налоговой политики, которые активно обсуждаются как на уровне научного и экспертного сообщества, так и в органах законодательной и исполнительной власти. Это положение дел вызвано необходимостью выработки конкретных эффективных механизмов налоговой политики, способных работать на стабилизацию экономической системы страны, обеспечивая благоприятный налоговый климат для бизнеса с одновременным решением проблем социально-экономической сферы.
Современные приоритеты и направления государственной налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы, обеспечивающей, с одной стороны, стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а, с другой стороны, стимулирующей предпринимателей и население к созидательной деятельности.
В июле 2015 года Министерством финансов РФ опубликован документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» , в котором подчёркивается, что Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки в ближайшие три года и не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права. Ключевым направлением налоговой политики станет реализация антикризисных мер и мероприятий, которые уже запланированы в различных стратегических документах. К этим документам относятся послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.
Несмотря на целый ряд прогрессивных мер, предусмотренных современной налоговой политикой, очевидно, что построить систему налогообложения, отвечающую одновременно и в полной мере общепринятым принципам налогообложения, таким как всеобщность, стабильность, определенность, обязательность, справедливость, однократность и эффективность крайне сложно.
Дальнейшее развитие налоговой системы РФ должно предусматривать, помимо качественного роста уровня налогового администрирования, прежде всего стимулирование активизации бизнес-процессов и легализации теневого сектора экономики. В этой связи справедливо утверждение, что «бюджетные доходы можно увеличить не с помощью многолетних манипуляций с изменениями налоговых ставок, механизмов взимания, налогового администрирования, а путем повышения деловой активности и роста промышленного производства» , который в свою очередь даст импульс росту налоговых поступлений. При этом хорошие перспективы для повышения бизнес-активности имеет инструмент финансирования под будущие налоговые поступления, который широко используется в мировой практике .
По сути, у государства две основные задачи – сбор и грамотное распределение полученных благ в соответствии с целями и задачами, которые решаются посредством реализации фискальной функции налогов. В целом, грамотная реализация фискальной функции – это финансовая основа стабильного функционирования государства и поддержания существующей общественно-политической структуры.
Необходимо отметить, что для выполнения социально-экономических задач не всегда используется доходная часть бюджета, в ряде случаях расходы перекладываются на третьих лиц, и при этом государство продолжает гарантировать выполнение своих обязательств. Ярким примером этого является предусмотренная российским законодательством оплата больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем. По сути, данный платеж является обязательным для работодателя и не компенсируется государством, но данный платеж почему-то не относится к налоговым платежам, и таких платежей в действующем законодательстве множество. То есть в действующем налоговом законодательстве полностью отсутствуют платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а регулируемых иными нормативными документами, на основании которых происходит взимание данных платежей. При этом обязательность действий по данным платежам стимулируется государством различными санкциями, например, представленными в Кодексе об административных правонарушениях или Уголовном Кодексах и (или) дает возможность контролирующим ведомствам накладывать санкции, приостановить работу бизнеса и (или) полностью закрыть бизнес. По сути, данные платежи являются несколько иной формой выполнения налогоплательщиком своих обязательств перед государством, которое в свою очередь обеспечивает тем самым выполнение своих целей и задач.
Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных и местных бюджетов, а также целевых фондов становится дополнительным обеспечением устойчивости финансовой системы государства за счет источников, менее подверженных экономическим колебаниям.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что неналоговые платежи – это возмездные и безвозмездные платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством. Эти платежи осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу третьих лиц, в том числе государственных органов власти. Они устанавливаются различными государственными нормативными актами различных уровней власти, неисполнение которых карается действующим законодательством и ставит под угрозу существования бизнеса или делает невозможным его нормальное функционирование.

3. Неналоговые платежи и их влияние на эффективность бизнеса
К неналоговым платежам можно отнести следующие:
– обязательные отчисления на противопожарную безопасность,
– экологические платежи,
– оплату работодателем первых трех дней болезни работника,
– парафискалитеты,
страховые взносы,
– платную парковку,
– платежи за специальную оценку условий труда,
– мероприятия по охране труда,
– платежи за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников,
– обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами государственной власти и государственных внебюджетных фондов,
– приобретение контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход),
– платежи в Санэпидемстанцию,
– платежи правообладателям за использование произведений,
– патентные платежи,
– платежи за сертификацию,
– платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности,
– затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (закон о защите прав потребителей, воинский учет, экологический, кадровый учет, закон о персональных данных, закон о противодействии терроризму и др.),
– утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т.ч., например, охране труда и др.
Это далеко не полный перечень сформирован на основе действующих нормативных документов, и оказывает существенное влияние на фискальную нагрузку бизнеса, особенно малого и среднего. По факту, почти каждое государственное ведомство имеет при себе некие, в т.ч. коммерческие, структуры, отвечающие определенным требованиям данного ведомства и аккредитованные при них, которые занимаются оказанием различного рода услуг или подготовкой к проведению проверок этими ведомствами (например, установка и обслуживание пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это существенным образом влияет на финансовое состояние организаций, особенно малого бизнеса и создает такие условия работы, при которых у бизнеса нет возможности работать, соблюдая все нормативные акты, что порождает коррупцию и заставляет уходить бизнес в тень.
Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. Так, вновь создаваемое предприятие на момент регистрации должно иметь полный комплект необходимой документации, что, однако, на практике встречается крайне редко. Проведенный методом экспертных оценок анализ выявил, что вновь открывшееся малое предприятие должно потратить единовременно от 200 до 450 тыс. руб. на неналоговые платежи в части документационного обеспечения для минимально возможного обеспечения безопасного уровня функционирования. Это и документы в части специальной оценки условий труда, пожарной безопасности, утилизации отходов и т.д. При этом предприятие должно заключать в обязательном порядке ряд договоров с коммерческими организациями, например на обслуживание пожарной сигнализации, предусматривающими значительные ежемесячные платежи. В случае открытия производственного предприятия данные расходы возрастают примерно в 1,3 раза. Ежегодные регулярные неналоговые платежи могут составлять от 3 до 25% от оборота компании (рассматривались предприятия с выручкой до 150 млн руб. в год), что для малого предприятия, учитывая официальные налоговые платежи и официальную налоговую нагрузку, является критичной величиной, особенно для предприятий малого бизнеса.
Не способствовал развитию малого и среднего бизнеса и ряд таких мер, как увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, влекущие к сокращению количества таких объектов, и ряд других.
Значительно улучшил сложившуюся ситуацию частичный мораторий на проведение контрольных мероприятий для вновь созданных предприятий, что позволяет им в течение первых трех лет функционирования подготовить необходимый комплект документации, т.к. после истечения срока действия моратория на предприятии начинаются массовые проверки контролирующих органов. Это является одной из основных причин закрытия большинство предприятий, особенно малых в первые три года после открытия. По факту государство позволяет первые три года работать без необходимых документов в части, например охраны труда, кадрового учета, и т.д. и гарантирует отсутствие проверок, но через три года все контролирующие органы (а их более ста) будут в плановом порядке проводить проверки.
В последние годы предпринимательское сообщество озабочено вопросом о непомерно большой нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах. Традиционно в Основных направлениях налоговой политики рассматривались приоритеты государства в отношении платежей, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В силу важности неналоговых платежей и значительности их вклада в размер совокупной нагрузки на бизнес в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов этому вопросу уделён отдельный раздел. Это раздел «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес», в нем раскрываются основные меры по ограничению неналоговых платежей в течение четырёх лет.
В настоящее время базовый реестр насчитывает более 70 неналоговых платежей, которые имеют различную правовую и экономическую природу, порядок формирования оснований для начисления, они разбросаны по разным отраслевым актам и никак не кодифицированы.
Разнообразие видов неналоговых платежей по различным признакам представлено в табл.1, которая составлена нами с позиции синтеза теории и практики неналоговых платежей.

Таблица 1
Классификация неналоговых платежей для предпринимательских структур

Классификационный признак Виды неналоговых платежей
В зависимости от уровня нормативного регулирования Федеральные нормативные акты
Региональные нормативные акты
Акты органов местного самоуправления
Иные нормативные документы
По объекту связи с видами и спецификой деятельности субъекта Универсальные (для всех субъектов рыночной экономики)
Специальные (в зависимости от вида деятельности)
По содержанию За использование государственного имущества
За пользование природных ресурсов
За предоставление услуг государственными органами власти
За предоставление услуг коммерческими и некоммерческими организациями
Суммы принудительного изъятия (санкции)
Прочие платежи
По характеру поступления в бюджет Возмездные
Безвозмездные
По месту зачисления Бюджет (федеральный, региональный, местный)
Целевые фонды
Коммерческие и некоммерческие организации
По моменту отражения в учете Учитываемые с момента вступления в законную силу административного или судебного акта (например, административные штрафы)
Учитываемые с момента оказания услуги например, лицензионные сборы на право владения, ношения, использования оружия, доходы от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
По виду последствий Наказуемые (административно, уголовно, иными нормативными актами)
Ненаказуемые
По типу бизнеса Микробизнес
Малый бизнес
Средний бизнес
Крупный бизнес
По величине неналоговой нагрузки на бизнес Допустимые
Критические
Катастрофические
По соотношению объема оформления первичных документов и сумме одного платежа Большой объем первичных документов с незначительными (от 100 руб.) суммами (например, административные штрафы, госпошлины)
Средний объем первичных документов с незначительными (100 руб. за 1 справку) суммами (например, плата за информацию из реестра дисквалифицированных лиц)
Небольшой объем первичных документов со значительной платой (например, договора от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
По основным направлениям реформирования Платежи, по которым необходимы системные решения о самих принципах их взимания
Платежи, по которым необходим временной мораторий
Платежи, которые целесообразно отменить
Платежи, которые целесообразно оставить без изменений

Таким образом, характерными чертами неналоговых платежей являются:
– несистемный характер закрепления видов и порядка взимания платежей, в отличие от налоговых доходов, закрепленных в НК РФ, неналоговые платежи предусматриваются в довольно большом числе нормативных правовых актов различной юридической силы;
– обязательность наличия определенного комплекта документов у хозяйствующего субъекта;
– возможность осуществления проверок;
– как правило, не регулярный характер поступления в бюджет под влиянием стихийных (не прогнозируемых) обстоятельств, поскольку их плательщики зачастую имеют право выбора воспользоваться услугой, предоставляемой государ­ством, или отказаться от нее (например, в связи с ее ценой). Плательщики налогов такого выбора не имеют.
По данным Счётной палаты РФ на основании проведённого экспертно-аналитического мероприятия «Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов» сделан вывод, что при формировании неналоговых платежей в большинстве случаев отсутствовало финансово-экономическое обоснование ставок. В ряде случаев ставки не соответствовали рыночным условиям, в нормативных правовых актах не определены сроки пересмотра ставок и необходимость индексации их с учетом уровня инфляции, а когда индексация производилась, её размеры не соответствовали уровню инфляции, что привело к занижению прогнозных и фактических размеров поступления неналоговых доходов .

4. Основные проблемы политики по неналоговым платежам
Анализ практики взимания неналоговых платежей и материалов научных дискуссий по этому вопросу позволяет выделить следующие основные проблемы политики по неналоговым платежам.
1. Ряд неналоговых платежей по своей экономической природе аналогичны государственной пошлине или налогами, например, большинство сборов за оказание платных услуг и компенсации затрат государства, плату пользователей радиочастотным спектром и за использование лесных ресурсов. Представляется целесообразным включить отдельные неналоговые платежи в Налоговый кодекс.
2. Предпринимательскую деятельность сопровождает целый спектр неналоговых платежей, которые принимались в разное время. В них в полном объеме не определены существенные нормы формирования данных платежей. В частности, не определены нормы для основания возникновения, принципов определения размера и ставки платежа, периодичности изменения ставки с учетом экономической целесообразности и уровня инфляции, контроля администраторов за уплатой и ответственность за неуплату.
3. Неналоговые платежи различаются по правовой и экономической природе, порядок формирования оснований для начисления определён разными отраслевыми актами и никак не кодифицированы.
4. Ставки неналоговых платежей своевременно не пересматриваются, в этом вопросе нет единого подхода как в связи с инфляцией, так и в связи с изменением условий работы хозяйствующих субъектов. В итоге бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования в этой области.
5. В законодательстве отсутствуют требования о представлении главными администраторами доходов прогнозов по неналоговым доходам на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанных по соответствующим методикам.
6. При исчислении налоговой нагрузки на бизнес не учитываются общие суммы неналоговых платежей, которые ложатся серьёзным бременем на финансовую составляющую предпринимательской деятельности.
В июне 2015 года Правительство одобрило мораторий на увеличение нагрузки по ряду неналоговых платежей. До 2019 года было отложено введение шести платежей, еще по пяти продлен уже действующий мораторий, было отказано от увеличения тарифов на страхование опасных объектов, хотя ранее планировался их рост в 1,5–3,5 раза, принято решение об отсрочке экологического сбора, нормативов допустимых сборов при отведении сточных вод. Также отказались от повышения платы на размещение отходов для промышленных предприятий и платы за лицензирование деятельности по обращению с отходами. По оценке Минэкономразвития, в результате введения моратория бизнес сможет сэкономить около 1,5 трлн рублей. В «Опоре России» (организация занимается представлением интересов малого бизнеса) экономию оценивали только в 1 трлн рублей .

5. Выводы
Решению проблем политики неналоговых платежей, которые справедливо стали предметом налоговой политики РФ, будут способствовать ряд мероприятий. К ним можно отнести как проведение анализа состава, структуры неналоговых платежей, составление Кодекса неналоговых платежей, проведение уточненного исследования оценки влияния неналоговых платежей на финансовые показатели бизнес-структур с целью выявления избыточных затрат, и в конечном итоге уточнение методики расчета налоговой нагрузки и фискальной нагрузки. Логично провести унификацию документов и форм, структурированную по видам бизнеса по типу Федерального закона №209-ФЗ от 29.06.2015 г. в части введения типового устава для юридических лиц, например, специальной оценки условий труда, мероприятий по охране труда, платежей за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников и др.
Таким образом, оценка эффективности государственной налоговой политики должна осуществляться путем сопоставления результатов, выражающихся в увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, и налоговым климатом, проявляющимся в уровне и динамике фискальной нагрузки.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Работа в отношении урегулирования системы принятия неналоговых платежей активно ведется Минфином. В результате должен сформироваться новый ФЗ, который войдет в состав Налогового Кодекса.

Возникла необходимость урегулирования данного вопроса в связи с тем, что у предпринимателей и организаций формируются перед государством обязательства в отношении уплаты кроме налоговых платежей прочих не имеющих отношение к налоговым, например, экологический или утилизационный сбор.

Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.

Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.

Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:

Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж

Налог Неналоговый платеж
Безвозмездность Уплата за услугу государства
Установлены законодательством о налогах и сборах Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей
Высокая фискальная значимость Отсутствие такой важной значимости
Принудительный характер взыскания По большей части на добровольной основе
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер Выплаты происходят одноразово
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа

Цели и порядок систематизации

На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:

  • часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
  • основная часть полностью урегулирована законодательством;
  • условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.

Что этапу систематизации предшествовало

Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.

Недочеты заключались в следующем:

  • отсутствие четкого определения самого понятия;
  • большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.

Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.

Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ.

Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Последние новости

В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.

По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.

Группы и виды платежей

Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:

Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:

  • в результате применения имущества государственного и муниципального. вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
  • прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
  • поступления от оказания платных услуг государственными органами;
  • средства от самообложения граждан;
  • деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.

Обстоятельства относительно реестра сегодня

Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.

Платежи, не вошедшие в НК РФ

Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.

Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.

Мнение чиновников

Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.

Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.

Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ

В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка. Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.


Какие платежи нужно урегулировать законодательно?

В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее. При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам.

На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.

Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:

  • откуда взялась сумма;
  • почему ее размер таков;
  • как он может измениться.

Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах.

Заключение

Неналоговые платежи ежегодно появляются новые, их применение во многом имеет большое значение, поэтому основная задача рабочей группы урегулировать их возникновение и применение в рамках НК РФ, таким образом, чтобы основные моменты не были упущены.

В Налоговый кодекс собираются добавить отдельной главой неналоговые платежи – больше информации тут:

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

Новое на сайте

>

Самое популярное