Домой Альфа Банк Экономика переходного периода, её особенности в современной России. Переходная экономика

Экономика переходного периода, её особенности в современной России. Переходная экономика


Введение

Мировое сообщество вступило в XXI век, который уже получил определение «переходная эпоха». Суть переходной эпохи – переход к состоянию «устойчивого развития», основу которого составляет здоровое будущее, построенное на адекватной экологической базе.

Понятие «переходной эпохи», сопряженное с понятием «устойчивое развитие», и понятие «переходность макросистемы», сопряженное с понятием «социально-устойчивое общество», определяют генерально-стратегическое направление и качество осуществляемых преобразований и в зрелых, и в развивающихся, и в формирующихся макросистемах. Однако понятие «переходность» носит еще и прикладной характер толкования, наиболее употребимый и распространенный.

Прикладное понимание понятия «переходность» обусловлено необходимостью обозначить одним конкретным термином всю совокупность социально-экономических явлений в постсоциалистических странах после принятия властями политического решения ликвидации монополии государственной собственности, чрезмерной централизации управления и восстановления рыночных отношений, основанных на развитом институте частной собственности.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы “промежуточное” состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в России.

Задачи курсовой работы:

    определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в России;

    изучить отношения собственности в переходной экономики;

    определить проблемы и пути решения экономической эффективности и социальной справедливости в России

Выбранная мной тема актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в России еще не завершен. Проведен анализ литературы по данной теме, исходя из чего, можно сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим.

Сущность и важнейшие особенности переходного периода

Следует различать сущность и содержание переходной экономики . Сущность выражает важнейшее, коренное, самое главное в процессе, а содержание - всю сумму, всю гамму явлений (в том числе и не самых главных, не самых определяющих) в том же процессе. Сущность - самая глубокая, хотя и абстрактная, односторонняя, следовательно, бедная ("тощая") характеристика процесса. Содержание выражает полноту всех отношений - как главных, так и второстепенных.
Экономическая сущность переходной экономики может быть охарактеризована одним термином - первоначальное накопление капитала . Оно заключается в подготовке условий для нормального (обычного) воспроизводства новых капиталистических отношений и их материальных предпосылок и условий. Это процесс массового, принудительного, зачастую кровавого и криминального, с использованием государственной мощи отделения непосредственных производителей от ранее принадлежавших им средств производства и жизненных средств, то есть экспроприация непосредственных производителей. Природа этого явления, с экономической точки зрения, - перераспределение ранее созданного национального богатства в пользу заведомого меньшинства - нового правящего класса - новой буржуазии.
Другой стороной указанного процесса первоначального накопления капитала является формирование капиталистической собственности на средства производства, жизненные средства и деньги (как потенциальный капитал). Это процесс формирования капитала любым способом, но главным образом довоспроизводственным (или невоспроизводственным), доэкономическим (или неэкономическим). Именно поэтому этот процесс и называется первоначальным, потому что он начинает жизнь каждого индивидуального капитала.
Этот двусторонний процесс экспроприации непосредственных производителей и формирование капитала одновременно является и процессом возникновения двух новых классов буржуазного общества - наемных работников и капиталистов-предпринимателей.

Кроме этой сущности в первоначальном накоплении присутствовали и такие элементы его содержания, как обычный процесс накопления капитала , то есть процесс медленного, постепенного превращения производимого прибавочного продукта в новый капитал, другими словами капитализация или рекапитализация прибыли, в результате бережной, рациональной, предприимчивой, рисковой предпринимательской и трудовой деятельности. Идеологи капитализма приукрашивают историю становления капитализма, подчеркивая именно эту часть и сторону становления капитализма. Но это означает, что первоначальное накопление капитала не сводится только к экспроприации непосредственных производителей, ресурсов и денег, а включает в себя в реальной жизни, в реальной истории и превращение результатов труда непосредственного производителя в элементы капитала.
Однако доля капитала, созданного таким трудовым путем, во всем возникшем на заре буржуазного общества капитале намного уступала доле капитала, возникшего путем простой его экспроприации, то есть, с экономической точки зрения, путем его простого перераспределения.
Вспомним, что конкретными формами первоначального накопления капитала в классический период (в XV-XVIII вв.) были огораживание, изъятие общинных земель, получение победителями в войнах трофеев и контрибуций, захват и эксплуатация колоний, пиратство и каперство, элементарный грабеж. Возможно, есть смысл показать содержание и природу первоначального накопления капитала на простых исторических примерах.
Первый пример. Если некий крестьянин удачливо хозяйствовал, ему удавалось упорным трудом своей семьи накопить денег, чтобы вложить их в какой-то бизнес, то есть производительно использовать, авансировать эти деньги, что превращало их в промышленный капитал, то есть капитал, занятый в любой сфере материального производства. Важная деталь: авансирование денег как капитала, то есть превращение денег в капитал, предполагает найм рабочей силы, то есть наемный труд. Таким образом, вчерашний крестьянин превращался в капиталиста, пусть сначала и мелкого.
Второй пример - из истории современного первоначального накопления капитала. Вчерашний инженер, собрав у родственников некую сумму денег, превращается в "челнока". Если он будет работать, не жалея живота своего и при этом окажется удачлив, он может, расширяя свой оборот, постепенно превратиться в оптовика, а потом и в промышленника-капиталиста.
Третий пример. Если разбойник сделал после удачного выхода на большую дорогу то же самое: производительно использовал в каком-то бизнесе награбленные где-то им деньги, он также превращал эти деньги в капитал, а сам становился капиталистом.

Четвертый пример. Если вчерашний пират - бандит на море - получал королевскую (государственную) лицензию на пиратство, он превращался в некое подобие государственного служащего с особым названием - капером, обязанным делиться со своим королем (государством) частью награбленного. Остальное делилось между членами команды, при этом львиная доля доставалась капитану. Если последний вкладывал эти деньги в бизнес, он также превращался в капиталиста-предпринимателя.

На языке экономической теории два последних примера называются вполне благозвучно - это неэкономическое перераспределение уже созданного, уже существовавшего раньше богатства. После этого перераспределения (грабежа) в процессе простого воспроизводства всех подобных по своему происхождению капиталов производится практически постоянно прибавочная стоимость, которая в разной мере рекапитализируется, что расширяет масштабы производства, и создает теперь уже чисто экономический источник накопления капитала. Первоначальное накопление капитала превратило для данного предпринимателя (вчерашнего грабителя) награбленную добычу в воспроизводимый на собственной основе капитал.

Из приведенных примеров видно, что, с точки зрения обогащения индивида, первоначальное накопление капитала не занимает много времени - столетия, например. Это дело нескольких месяцев или лет. Столетия нужны были для того, чтобы в макроэкономическом (национальном) масштабе возникло множество индивидуальных капиталов, которые постепенно вытесняют другие, докапиталистические способы производства, а формирующиеся отношения между индивидуальными капиталами и наемными рабочими вытесняют докапиталистические отношения.
Сопоставим количественно два принципиально разных способа первоначального происхождения капитала - трудовой (примеры с крестьянином и "челноком") и перераспределенческий (примеры с разбойниками - на суше и на море) - в истории первоначального накопления в XV-XVIII вв. Ответ будет совершенно определенным: второй способ - источник первоначального капитала - заведомо преобладал.

Первоначальное накопление капитала является обязательной стадией, фазой становления капитализма в любой стране. В классической форме оно происходило в эпоху формирования капитализма в XV-XVIII вв. Классическую форму оно имело потому, что это был естественно-исторический, эволюционный переход от феодализма к капитализму. Возможность этого создавало то обстоятельство, что буржуазные экономические отношения формировались в недрах феодализма, в котором товарно-денежные отношения давно существовали и постепенно развивались.

1. Первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала состоит в том, что в новейшей истории происходит переход не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму. А при социализме в его недрах буржуазные отношения не развивались, а подавлялись (хотя и не всегда успешно) всей мощью социалистического государства. Эта первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала, его отличие от классического случая порождает ряд вторичных, но важных особенностей такого перехода по сравнению с классическим.

2. Вторым , возможно, самым важным отличием современного первоначального накопления капитала является преобладание такой его конкретной формы, как массовая приватизация бывшей социалистической государственной собственности. В классическом случае, естественно, не было и не могло быть ни предшествующей социалистической собственности, ни ее приватизации.
3. Третья особенность : современное первоначальное накопление капитала происходит исторически очень быстро - вместо нескольких веков его продолжительность может составить лишь два десятилетия.
4. Четвертая особенность в том, что этот процесс происходит в странах, окруженных сложившимися зрелыми капиталистическими странами, а не в окружении моря феодальных стран, как это было в классическом случае.
5. Отсюда следующая особенность современного первоначального накопления капитала: вторичный, производный и зависимый характер преобразований в переходных экономиках, так как эти преобразования происходят в условиях массированного вмешательства и влияния зарубежного капитала на первоначальное накопление отечественного капитала. Следует понимать это вмешательство не как помощь или противодействие в обычном смысле слова, а как воздействие на создание внешних и частично внутренних условий для превращения социалистических стран в буржуазные, для создания условий, делающих эти преобразования необратимыми. Ясно, что такое вмешательство не может не быть противоречивым в своем воздействии на переходные экономики.особенности переходной экономики в России и странах Восточной Европы и проведен... стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в...

  • Экономика переходного периода в России (2)

    Реферат >> Экономика

    26 Введение Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 ... черты переходной экономики и особенности ее функционирования 1.1. Основные черты переходной экономики . Во-пер­вых, для переходной экономики характерны...

  • Переходная экономика и преобразование отношений собственности

    Реферат >> Экономическая теория

    Базу. 4.3 Основные особенности преобразования собственности в переходной экономике России . Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляет­ся в ходе...

  • Экономика России в переходный период от командно-административной системы к рыночной цели и зад

    Реферат >> Экономика

    Глава III. Особенности переходной экономики в России 3.1. Концепция перехода России к рыночной экономике Общая концепция перехода России к рыночной экономике - это...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Этапы становления и основные черты переходной экономики, особенности ее протекания в России. Преобразования в отношении собственности, направления осуществления разгосударствления. Развитие корпоративного сектора в России, классификация частных фирм.

      контрольная работа , добавлен 07.07.2009

      курсовая работа , добавлен 06.10.2011

      Период постсоциалистической трансформации. Основные черты переходной экономики. Общие черты переходной и смешанной экономики. Разновидности переходной экономики. Неравномерность динамики макроэкономических показателей стран с переходной экономикой.

      реферат , добавлен 26.01.2010

      Теория приватизации, ее основные формы и способы. Осуществление форм разгосударствления как процесса упразднения роли государства в экономической сфере. Государственная программа приватизации России. Последствия и перспективы приватизации в России.

      курсовая работа , добавлен 19.03.2014

      Проблемы и закономерности переходной экономики. Анализ переходных процессов и особенностей современной российской экономики. Сущность либерализации цен и приватизации собственности. Влияние глобализации на национальную экономику на данном этапе.

      учебное пособие , добавлен 31.05.2010

      Переходная экономика: ее типы, характерные черты и основные задачи. Теоретические взгляды на объективные предпосылки возникновения переходной экономики. Особенности становления рыночных отношений в Республике Казахстан. Решение задач социального развития.

      курсовая работа , добавлен 04.05.2014

      Понятие, структура, основные черты и закономерности переходной экономики. Сферы и варианты системных реформ. Варианты перехода к рыночной экономике. Итоги реформ в странах с переходной экономикой. Особенности переходной экономики в РБ.

      курсовая работа , добавлен 30.08.2006

    Экономическое развитие общества обязательно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является соединение черт и свойств прежних и новых экономических отношений. В этот период происходит изменение основ данной экономической системы.

    В связи с этим можно выделить основные черты переходной экономики и ее отличие от сложившихся экономических систем Государственное регулирование экономики. Теоретические основы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / М.М. Есаков, Г.В. Есакова, О.П. Суковатова; РГТА, Рязань, 2003, с. 66..

    Во-первых, происходит формирование основы новой экономической системы, которая включает в себя формы хозяйственных связей, а также присущий новой экономической системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то система становится устойчивой и дальнейшее ее развитие происходит на своей собственной основе.

    Во-вторых, в этот период существует многоукладность экономики. Это является элементом основы экономической системы. В переходной экономике существует и старая, и новая основа, и новая система связей только формируется. Преодоление многоукладности -- одна из целей переходной экономики.

    В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. В переходный период старые отношения меняются при отсутствии новых институтов, норм и правил. Возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода. В связи с этим возрастает роль государства в обеспечении стабильности и экономического роста.

    В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Это объясняется сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в переходный период. Сложность перехода связана с инерционностью экономических процессов. Нельзя быстро изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру национальной экономики, создать новые политические и экономические институты. Эти преобразования требуют создания особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении.

    Процесс трансформации, который в настоящее время осуществляют бывшие социалистические страны, а также государства, образовавшиеся после распада СССР, можно охарактеризовать как переходную экономику.

    Экономика России находится в переходном периоде от централизованного планового хозяйства к рыночному хозяйству. Этот переход включает постепенное разрушение и отмирание старого, социалистического уклада и формирование нового, рыночного, частнокапиталистического экономического строя. Так что это достаточно противоречивый период, когда сосуществуют и борются сохраняющиеся, но отживающие элементы старого и нарождающиеся, пока недостаточно окрепшие новые формы.

    Как долго может длиться этот переходный период? В 1990 г. широкую известность получила программа, разработанная под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, под лозунгом "Пятьсот дней перехода к рынку". Говорят, что в это время премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер спросили, можно ли за 500 дней ожидать в России перехода к рынку? Она ответила, что если вы перейдете к рынку за смену двух поколений, то будет хорошо. Аганбекян А.Г. Социально-экономическое развитие России. Ї М.: Дело, 2004, с. 223. В этом ответе таится глубокая мысль: смена социально-экономических формаций -- постепенный, достаточно длительный процесс, связанный не только с преобразованием собственно экономического уклада, но и с изменением экономического поведения людей, их "встраиванием" в новую экономическую систему. А для этого действительно нужна смена поколений.

    Рыночные реформы в России начались 2 января 1992 г., когда была осуществлена всеобщая реформа либерализации цен. Одновременно была проведена реформа налоговой системы и на рыночную основу переведено государственное регулирование финансовой и денежно-кредитной политики. Было устранено централизованное планирование и материально-техническое снабжение. Несколько месяцев спустя началась массовая приватизация государственной собственности, проводившаяся в основном с помощью ваучеров на полубесплатной, внерыночной основе. Строго говоря, это было, скорее, разгосударствление собственности, чем собственно приватизация, ибо только часть ваучерной приватизированной собственности (даже спустя 10 лет после приватизации -- не более половины) стала реальной частнокапиталистической собственностью. Другая половина собственности, сформированная в ходе ваучерной приватизации, оказалась убыточной, неэффективной и фактически подлежит вторичному процессу нормальной, на этот раз рыночной, платной, приватизации либо рыночному банкротству.

    В ходе этих крупнейших социально-экономических реформ, затрагивающих основы экономики -- отношения собственности и их главный регулятор -- цену, были заложены основы решения двух коренных задач этого переходного периода:

    • - во-первых, формирование рыночного равновесия в экономике в отличие от централизованной плановой системы с неизбежным наличием дефицита;
    • - во-вторых, формирование рыночного механизма как движущей силы развития народного хозяйства.

    За 10 прошедших лет мы существенно продвинулись вперед в решении и первой, и второй задач, но и ту и другую смогли решить лишь частично.

    Если говорить о первой задаче, то она включает формирование всей системы взаимосвязанных рынков, обеспечивающей в каждый данный момент рыночное равновесие. Равновесие спроса и предложения в области продажи и покупки товаров и услуг по рыночным ценам поддерживается прежде всего колебаниями цен. Это равновесие предполагает, что платежеспособный спрос удовлетворяется имеющимися на рынке товарами и услугами, которые поставляются на рынок отечественными товаропроизводителями или импортерами. В целом эта задача уравновешения спроса и предложения в России, можно сказать, решена. В отличие от ситуации, которая была в централизованной экономике Советского Союза, когда даже рынок потребительских товаров и услуг не был насыщен, всегда чего-то не хватало, многие потребности не удовлетворялись, в рыночной экономике магазины полны товарами с различными потребительскими свойствами. А если чего-нибудь не хватает, это в принципе можно купить и за рубежом.

    Но даже и этот самый продвинутый рынок вряд ли может считаться достаточно развитым, ведь еще сохраняются многие административные барьеры, наследуемые из социалистических времен, на пути свободного движения товаров. Это движение затруднено из-за неразвитости инфраструктуры, прежде всего транспортной и складской, административных барьеров, неразвитости рынков; есть и криминальные барьеры. Как следствие, на рынке товаров и услуг России слишком велики ценовые различия по аналогичным товарам даже в соседних регионах. Москва, например, как известно, является без всяких на то оснований одним из самых дорогих городов мира, в то время как уровень цен в России в целом в 2--3 раза ниже уровня цен в развитых странах при их долларовом исчислении. Москва является городом самых высоких цен в значительной мере из-за административных препятствий, которые чинят власти и полукриминальные монополисты московского рынка для свободного доступа на московский рынок дешевых продовольственных товаров, например, недалеко расположенной Белгородской области, где мясомолочные продукты стоят в 2--3 раза дешевле. И даже Подмосковье не может в полной мере продавать свои товары на столичных рынках, которые монополизированы, и вынуждено создавать стихийные рынки в Подмосковье, где мясо, например, стоит в 1,5--2 раза дешевле, чем в Москве.

    Равновесие на рынке товаров и услуг поддерживается всей системой рынков. Если спрос удовлетворяется за счет импортного товара, то его подкрепляет валютный рынок. Внутри России он развит хорошо. Но как известно, рубль не является конвертируемой валютой в других странах, что накладывает неизбежно свои ограничения на этот рынок. Если растет спрос на тот или иной товар, а предложение его отстает от спроса в силу производственных возможностей, то включается в действие рынок капитала, который перераспределяется в пользу производства такого товара. А рынок капитала опирается на кредитные инвестиционные рынки, рынок акций, облигаций, перераспределение сбережений в пользу инвестиций и т.д. С этим дело в России обстоит совсем плохо, и можно сказать, что рынка капитала и инвестиций в сколько-нибудь развитой форме пока не существует. Нет настоящей инфраструктуры этого рынка в виде достаточных фондов, накопленных пенсий, страховых, паевых фондов, инвестиционных ресурсов банков, притока иностранных капиталов и т.п.

    Рынок акций -- фондовый рынок, являющийся эффективным инструментом перераспределения капитала, -- в России развит крайне слабо, о чем выше говорилось. А между тем проблема перелива капитала стоит здесь очень остро из-за того, что основные доходы у нас получают экспортные топливно-энергетические, металлургические и другие сырьевые отрасли, а нуждаются в капитале во все большей мере малоэкспортные перерабатывающие отрасли и особенно отрасли высокотехнологичные и наукоемкие. Какого-то существенного механизма перераспределения этих средств у нас практически нет. Мало помогает в этом деле и российская банковская система, где доля инвестиционных кредитов крайне мала. Да и сама банковская система развита совершенно недостаточно для рыночной страны и не удовлетворяет потребности клиентов, особенно крупных, в кредитных средствах. Отсутствует достаточно свободный рынок иностранных инвестиций. Подавляющее большинство предприятий и организаций России лишены доступа на международные финансовые рынки в том числе и потому, что Россия не является членом экономических западных союзов, еще не вступила в ВТО, имеет экономику, лишь недавно признанную рыночной, да и то с разными оговорками.

    Но привлечь капитал (даже когда это удается) еще не все. Нужны рынки недвижимости, земли, рабочей силы, текущих финансовых ресурсов, для того чтобы этот капитал сделать работающим и наладить выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом, с высокой прибыльностью. Хотя федеральные законы по земле были приняты, их реализация из-за отсутствия кадастра земли затягивается. Нет настоящего рынка земли -- неполноценный рынок недвижимости, стоящей на этой земле.

    Еще хуже с рынком рабочей силы. Российские граждане буквально прикреплены к местам жительства, поскольку отсутствует ипотека и трудно из-за этого продать жилье в старом месте и купить его в новом. Поэтому подвижность нашего населения относительно невысока. Этой мобильности препятствуют и административные преграды в виде правдами и неправдами сохраняющейся как пережиток прописки по месту жительства. Поэтому на территориях даже близких регионов в России имеют место огромные необоснованные различия в оплате труда и пенсий. Скажем, в г. Иваново, находящемся в нескольких часах езды от Москвы, работники получают в 3--4 раза меньшую заработную плату в сравнении с Москвой, но ивановцы не могут переехать в Москву из-за указанных выше причин. Дело усугубляет недавно принятый драконовский Закон о мигрантах, ставящий многочисленные препятствия на пути привлечения русскоязычного населения из других стран СНГ в Россию. В Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу устранить эти недостатки.

    Если все обобщить, то речь идет о создании цивилизованной рыночной конкурентной среды, предполагающей равные условия конкуренции для всех, а значит, свободное движение в обществе товаров, денег, рабочей силы, капитала и т.п.

    Как видно, до развитого рыночного равновесия нам еще далеко. Из 40 шагов на пути к нему мы прошли, наверное, только 20. Перед нами еще стоят крупнейшие задачи формирования финансовой инфраструктуры для инвестиций, создания рынка капитала, развитого фондового рынка, открытия международного финансового рынка для предприятий и организаций, развития более свободного и существенного рынка иностранных инвестиций. Поставлена задача международной конвертируемости рубля. Не меньше предстоит сделать по формированию рынка земли как объекта частной собственности и соединению этого рынка с рынком недвижимости. Предстоит запустить ипотеку, устранить административные и другие преграды на пути создания нормального рынка рабочей силы. И заслоном на пути всему этому стоит 40%-й барьер убыточных предприятий и организаций, которые фактически во многом выведены из рынка, работают на бартере, не платят по своим обязательствам и налогам. К этому рынку примыкает и огромный, в значительной мере неэффективный сектор предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, где приватизация еще далеко не завершена.

    Впрочем, этот сектор неэффективной собственности и гипертрофированной госсобственности во многом определяет и незавершенность процесса создания рыночного механизма. Проблема движущей силы экономического строя той или иной социально-экономической формации является фундаментальной проблемой. В централизованном хозяйстве побудителем развития был сам план, который устанавливал задание и ориентиры по всем направлениям деятельности. Теперь такого централизованного плана никто для предприятий и организаций не устанавливает, они работают на началах саморазвития.

    Что заставляет производителей осваивать новую продукцию, тратя на это большие средства и лишая себя значительной части уже полученного дохода? что побуждает их улучшать качество, повышать эффективность, снижать затраты, а это также требует немалых средств? что толкает одни отрасли быстро двигаться вперед, а другие, наоборот, сокращать производство, использовать высвобождающийся капитал в других сферах? какой рыночный механизм должен сформироваться, чтобы экономика не просто росла, а развивалась и количественно, и качественно?

    Определенные основы такого механизма в России заложены в виде развившегося нового, частнокапиталистического сектора хозяйства, который, как говорилось, возник на базе новых коммерческих структур и на базе успешно развившихся приватизированных предприятий и организаций. Однако этот сектор рыночной экономики в лучшем случае охватывает пока только половину народного хозяйства, в то время как другую половину занимает сектор неэффективной собственности и плохо управляемой государственной собственности, где нет нормальных частнокапиталистических стимулов развития.

    Да и внешняя среда, в которой существует формирующийся сектор частнокапиталистической собственности, плохо ориентирует его на качественное развитие, ибо не дает в его распоряжение действенных инструментов этого развития в виде капитала, конкурентных стимулов, материальной заинтересованности работников в высокоэффективном труде и т.п. Картина очень мозаична. Так, существуют целые сферы экономики, практически выведенные из конкурентной среды. Это прежде всего сохраняющиеся так называемые естественные монополии -- Газпром, РАО "ЕЭС", МПС, "Ростелеком" и некоторые другие. Реформа отдельных гигантов монополизации намечена (РАО "ЕЭС" и МПС). Что касается, например, Газпрома и "Ростелекома", не ясна даже перспектива. Другие сектора благодаря искусственным государственным ограничениям во многом ограждены от нормальной конкуренции, например производство легковых автомашин в России. При нормальной конкуренции автомобильные компании, чтобы не потерять долю своей продукции на рынке, вынуждены осваивать новые модели, рынки, удешевлять производство автомобилей, улучшая их качество. В России не так. Волжский автозавод, например, практически давно не осваивает новых моделей, решает свои задачи путем систематического повышения цен и на этом зарабатывает прибыль, а не на реальном развитии.

    Негативно влияют сохранившиеся неравные возможности конкуренции, как, например, в нашей банковской сфере, где гигантский Сбербанк благодаря наличию государственных гарантий, имея даже более низкие ставки по депозитам, привлекает более двух третей всех вкладов населения. Он работает не очень эффективно, по старым технологиям и имеет как монополист превосходную прибыль. Есть и деформированный государственным вмешательством рынок, вхождение и функционирование на котором стоит слишком дорого из-за препятствий госорганов (необходимость многоступенчатых согласований, многочисленных лицензий и т.п.)- Примером такого рынка является рынок Интернета в России, о чем уже говорилось.

    Наконец, есть рыночные секторы с нормальной конкуренцией, как, например, рынок сотовой связи. На этом рынке достаточно острая конкуренция, в том числе и ценовая, в результате чего, несмотря на молодость рынка сотовой связи в России, здесь установились нормальные в сравнении с другими странами относительно невысокие уровни цен. Эта конкуренция способствовала и высокой рыночной капитализации основных участников этого рынка. Рыночная капитализация МТС и "Вымпелкома" находится примерно на уровне капитализации других сотовых операторов в западных странах, что является счастливым исключением для России, где рыночная капитализация основных компаний в 3--5, а иногда и в 10 раз ниже их зарубежных аналогов.

    Большая проблема в рыночном механизме России -- отсутствие условий и стимулов инновационной деятельности. Высокотехнологичные отрасли, научно-технические разработки не только не имеют действенных льгот и привилегий, которые бы обеспечивали им преимущество в развитии, но и, напротив, встречают дополнительные препятствия для своего развития из-за отсутствия нормального законодательства об интеллектуальной собственности, венчурных фондов или какой-нибудь другой системы финансирования высокорисковых технологических нововведений, отторжения науки от бизнеса.

    Очень слабо работают в России социальные стимулы, что связано прежде всего с низкой заработной платой работников, которая ведет к низкой заинтересованности в результатах труда, стимулирует работника в рабочее время заниматься другими делами, дающими дополнительный доход. Сохраняющиеся еще от социализма система льгот, структура доходов и расходов граждан, слабое развитие кредитования граждан -все это тоже дестимулирует работника.

    С учетом всего сказанного и деформация собственности, и отсутствие рынка капитала, и отсутствие нормальной конкурентной среды, и слабость социальных стимулов, и многое, многое другое означают несовершенство рыночного механизма развития экономики, его слабую действенность. Так что из 60 шагов, которые предстоит пройти по пути создания эффективного рыночного механизма -- двигателя экономики, мы в лучшем случае прошли 15 шагов, и основные реформы здесь еще впереди. Речь идет о реформах собственности, о создании благоприятных условий для малого бизнеса, за счет которого получается до половины прироста общественного производства. Предстоит создать высококонкурентную экономическую среду с равными возможностями конкуренции, устранить административный гнет, задействовать стимулы и создать условия для инновационного развития, провести в целом систему социальных реформ для формирования рыночной материальной заинтересованности работников в результатах труда.

    В настоящее время в связи с устойчивым положением России, огромными финансовыми резервами, которые есть в стране из-за рекордно высоких экспортных цен на продукцию, поставляемую Россией в другие страны, существует благоприятный фон для проведения крупных рыночных реформ.

    ТЕМА 06: РОССИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

    Часа

    1. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ.. 2

    2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.. 10

    3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ... 16

    ТЕСТЫ... 26

    ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 29

    ОРЕЛ – 2008 г.


    ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ

    Со времен появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Любая из моделей экономических систем отличается по двум основных признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Модель советской экономики зародилась еще при Ленине в годы «военного коммунизма», но она окончательно сформировалась в своих классических чертах уже при Сталине как командно-административная, плановая, нерыночная модель. Командная экономика – способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направления и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования.



    Определим теперь саму суть советской экономики. Это - модель нерыночной командно-административной системы тоталитарного государства со сверхцентрализованным вертикальным управлением и планированием при отсутствии горизонтальных связей между производителями и потребителями продукции.

    Отличительные черты административно-командной экономики:

    Однопартийную систему, при которой партия осуществляет контроль (как прямо, так и через другие органы) над экономикой и обществом.

    Общественная (а в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы.

    Социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х годов имела следующий вид: государственная - 88,6, колхозная - 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) -1,5, собственность граждан - 1,2 процента.

    Централизованное управление и планирование.

    Правящую номенклатуру во главе с единоличным правителем.

    Сталин сосредоточил в своих руках абсолютную власть и мог распоряжаться всеми ресурсами великой страны и ее народом. Как отмечают исследователи на протяжении последних пятнадцати лет своей жизни Сталин обладал такой властью, какой не обладал ни один из русских царей и ни один из диктаторов последнего тысячелетия.

    Привилегированное положение партийно-государственной элиты при распределении продукции.

    Социальная справедливость, провозглашаемая с высоких трибун, фактически отсутствовала, поскольку существовало глубокое неравенство в распределении национального продукта между рядовыми трудящимися и представителями номенклатуры. Благодаря общественным фондам потребления шло скрытое субсидирование отдельных груп населения (номенклатурных работников). В обществе «реального социализма» узкая прослойка общества –«номенклатура» (т.е. устойчиво воспроизводимый слой бюрократии) – присваивала несоразмерно большую часть общественного богатства.

    Обязательную государственную идеологию-религию.

    Одни из удивительных феноменов власти Сталина было формирование в стране особого мифологизированного, или религиозного, общественного сознания. Восприятие действительности пропускалось как бы через специальную призму и укладывалось в головах большинства людей в искаженном виде, кстати, очень выгодном для власть предержащих.

    Изоляцию от окружающего мира с формированием принципиально враждебного (классового) к нему отношения.

    Советская экономическая модель основывалась на трех вертикалях жесткой системы управления. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.

    На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5-6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал, быстрее, чем в США. Советская экономическая модель представляет собой парадокс ХХ века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы прозводства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкую экономическую эффективность и уровень жизни населения. С одной стороны – уравниловка, закрытые распределеители и бюрократические привелегии. С другой – высокий уровень социальной защиты. СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержавой, занимавшей первое место в мире по территории, второе – по объему производства и третье место – по численности населения. В середине 70-х гг. в момент расцвета СССР его удельный вес в мировом промышленном производстве составил около 20%.

    Результаты экономико-статистического анализа, проведенного Центром советологических исследований при Гарвардском университете в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в ССР нарастает быстрее, чем в США. Это вполне подтвердилось в 70-е гг., когда Советский Союз создал военную машину, равную по мощи американской, одновременно заметно повысив уровень жизни населения. Вместе с тем анализ показал, что возможности плановой системы ограничены, ее внутренняя напряженность нарастает, общая эффективность снижается, темпы роста падают, а благосостояние населения СССР в два-три раза отстает от соответствующих показателей стран Запада. Западные экономисты, изучающие историю СССР, не могут объяснить, как могла в течение семи десятилетий функционировать и развиваться хозяйственная система, построенная вопреки экономической логике и мировому хозяйственному опыту.

    Командная экономика доказала свою способность давать позитивные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т.е. возможности использования дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Мобилизация этих ресурсов велась приказными методами с опорой на массовый энтузиазм, рожденный иллюзорными надеждами на скорое наступление «светлого будущего».

    Причины кризиса командной экономики:

    1. Бремя военных расходов.

    Значительные советские военные расходы –15-20% ВВП по сравнению с 6% США – поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе.

    2. Бремя сельского хозяйства.

    По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около ¼ ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10-25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения дождя и коротким сезоном вегетации; серьёзными ошибками в планировании и управления и, что наиболее важно, неспособностные создать эффективную систему мотивации.

    Бывший когда-то основным экспортёром зерна и другой сельскохозяйственной продукции, Советский Союз стал одним из крупнейших импортёров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которые руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства.

    3. Экстенсивный тип развития.

    Во многом рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время, как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично, доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счёт сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель.

    По расчетам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР даже в 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США.

    4. Проблемы мотивации.

    Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Социалистическая система хозяйствования привела к тоталитарному огосударствлению экономики, что сделало государство единственным работодателем, лишающим трудящихся возможности торговаться за цену своей рабочей силы. Советская экономика основывалась на беспрецендентной, по мировым рамкам, эксплуатации народа. Оплата труда определялась не результатами работы предприятий и трудовым вкладом работника, а политическими факторами (гарантированием определенного уровня дохода и примерным равенством в оплате труда).

    Экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8-9 млн. человек. В концлагерях и тюрьмах за время советской власти погибло не менее 20 млн. человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стадарту оплаты.

    5. Противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения.

    История экономической системы государственного социализма свидетельствует, что именно противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения явилось причиной ее краха. Кризис плановой экономики был вызван, прежде всего, не низкими темпами роста, а острой нехваткой важных для населения товаров, в первую очередь продовольственных. Дефициты на потребительском рынке расшатывали институциональную систему, что, в свою очередь, влияло на темпы и эффективность производства.

    Кризис плановой экономики СССР был замедлен открытием огромных запасов нефти и газа, начавшимся в 70-х гг. их массированным экспортом. Однако этот фактор не смог преодолеть мощных внутренних сил распада экономической системы. Ситуация ухудшалась. В таблице 1 представлены данные о динамике национального дохода СССР, демонстрирующие развитие советской системы от расцвета к упадку.

    Таблица 1. Экономический рост в СССР за 1913-1989 гг.

    Уже с конца 70-х гг. началось снижение объемов производимого ВВП, которое продолжалось практически 20 лет вплоть до наших дней. Заметное падение темпов экономического роста началось в девятой пятилетке (1971-1975гг.). За 15 лет (1970-1985гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации, противоречия приобрели предкризисные формы. Одиннадцатая пятилетка не была выполнена ни по одному основному показателю. Почти 30% урожая ежегодно составляли потери, не менее 25% занятой рабочей силы представляли собой скрытую безработицу, размеры теневой экономики достигали 25% ВНП, ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего объема производства. В 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США. Доля убыточных предприятий составляла 40% от их общей численности. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3% в год.

    К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Фактически к 1990-1991 гг. распался потребительский рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг, масло животное – 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн. т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн. т. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12-14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 млрд. долл., до 103 млрд. долл. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло на огромные долги. Дефицит государственного бюджета составил более 30%. Если в начале перестройки государственный долг СССР был равен 20 млрд. долл., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. долл. В начале перестройки у нас было 700 т. золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т. Все разваливалось буквально на глазах. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса.


    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

    К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992-1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994 –1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма. Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь очередную модель «гуманного социализма») и начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять государственные заказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи).

    Возможность применения в России эволюционного варианта перехода к рыночной экономике была существенно ограничена в связи со специфическими особенностями российской экономики:

    1. Громадным и неустранимым в будущем преобладанием военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.

    2. Крайне тяжелым состоянием сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности.

    3. Политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.

    Либерализация экономики - ведущий момент рыночных реформ. Либерализация – отмена многочисленных регулирующих норм, сдерживающих развитие рыночных сил. Благодаря ей обеспечивается свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов (компаний, банков, фермеров, индивидов и т.д.). Основными элементами, составляющими процесс либерализации, являются либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, производства и предпринимательской деятельности.

    Либерализация цен. Основным элементом либерализации экономики является либерализация цен. 2 января 1992 г. был единовременно отменен контроль над 80% оптовых и 90% розничных цен. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3-5 раз. В марте были отпущены цены практически на все остальные потребительские товары. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значителен. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508%.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности. Важным звеном либерализации экономики является либерализация внешнеэкономической деятельности. В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20%, а в мировой торговле – лишь около 1%. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. В ходе реформ в России была ликвидирована государственная монополия на внешнеторговые операции. Россия вступила в ряд международных экономических организаций: Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, стала членом Парижского клуба кредиторов, начала процедуру вступления во Всемирную торговую организацию, подала заявку на членство в ОЭСР, принята в число членов организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

    Приватизация. К середине 80-х гг. степень огосударствления советской экономики достигла беспрецедентных, по мировым рамкам, масштабов, что вызвало затяжной экономический кризис. Структура собственности на средства производства в это время выглядела следующим образом: 88,6% - государственная; 8,7% - колхозная; 1,5% - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам. Приватизация – передача государственной собственности физическим лицам или экономическим субъектам (другим предприятиям, банкам, фондам и т.д.).

    В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации. Первый этап приватизации, ваучерный, проходил в 1992-1994 гг. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру (именному приватизационному чеку) на человека. Номинальная стоимость одного ваучера составляла десять тысяч рублей и определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн.) долю всего государственного имущества РФ. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе. Второй этап приватизации, денежный, начался с 1994 г. и характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации.

    Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988-1989 гг., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан акт «О приватизации жилья в России». Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.

    Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которой крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; сохранение колхозов и совхозов; организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы. Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы. Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться.

    Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы. Во второй половине 90-х гг. экономический кризис в России углубился. За период 1992-1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства в два раза, сельскохозяйственной продукции – на 35%. Доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.). В конце 90-х гг. объем ВВП России был в 7,7 раза меньше США, в 3,1 раза – меньше Японии, в 1,6 раза – меньше Германии.

    Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Даже в СССР ВВП на душу населения был меньше, чем во многих других странах. В 1998 г. в России производство ВВП на душу населения равнялось 4,3 тыс. долларов. Между тем этот показатель составлял в США – 31,5 тыс. долларов, Канаде – 23,7 тыс. долларов, Японии – 24,3 тыс. долларов. В соответствии с показателем душевого дохода Россия входит в группу так называемых бедных стран, среди которых: Эквадор – 5,0 тыс. долларов, Бразилия – 6,4 тыс. долларов, Перу – 4,5 тыс. долларов. По численности населения Россия сегодня на седьмом месте. Если оправдаются прогнозу ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. Эксперты называют демографический кризис, который переживает Россия, беспрецедентным для мирного времени. Ни в одной стране Восточной Европы, включая Украину, Белоруссия и Молдавию, нет сейчас такой низкой продолжительности жизни, как в России. В то же время в России один из самых высоких в мире показателей смертности. Тем временем уже сегодня две трети российской территории заселены столь же редко, как это было в эпоху неолита (менее 1 человека на кв.км).

    Объем теневой экономики по экспертным оценкам достигает сегодня 35-40% ВВП, а по официальной статистике – 25%. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран и сопоставимы только с Италией, где, по некоторым оценкам, до 30% ВВП производится теневой экономикой. Общий уровень вовлеченности россиян в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами, в первую очередь с латиноамериканскими, в которых она составляет 25-45%.

    Экономические итоги последних трех лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, замедление темпов инфляции) казалось бы, дают повод к оптимизму. Однако Госкомстат РФ свидетельствует, а Минэкономразвития эти данные подтверждает, что и экономический рост и реформы исчерпали свои резервы. Темпы экономического роста, наблюдавшегося в России с 1999 г. значительно снизились. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, то в 2002 г. не более чем на 4%. После трех лет высоких темпов роста российская экономика демонстрирует крайне негативные тенденции. Проблема обостряется тем, что в развитии мировой экономики в 2001 г. наметились те же нежелательные сдвиги. Российская стагнация может оказаться частью общемировых процессов. Для того, чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5%, как это было в 1961 г. (сегодня – менее 2%), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7% в год в ближайшие 15 лет.

    Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности. Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития.

    Переходный процесс в России развертывается в конце XX в. в особых исторических условиях – условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. В названный период развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода к постиндустриальному обществу. Страны с существенным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам рыночной экономики. Причем интенсивно идущий процесс обобществления, интернационализации производства и обмена позволяет им утилизировать целый ряд достижений постиндустриальной стадии. Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на переходную экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных, отмеченных выше, общечеловеческих глобальных тенденций.

    Кроме того, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: выступает своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет всегда был проникнут данным «раздвоением». На этой основе развивалась борьба западников и славянофилов.

    Подобная внутренняя особенность российской экономики и в прошлом и настоящем - также своеобразная уникальная черта, очевидно накладывающая свой отпечаток на содержание протекающих переходных процессов. Она также подчеркивает сомнительность эффективного использования в России моделей, разработанных на базе опыта западной экономики, требует искать конкретные формы переходной экономики, отвечающие данной особенности России.

    В результате происходившего с конца 1980-х гг. перехода к рыночным отношениям в России сформировалась национально-специфическая модель переходной экономики. На формирование ϶ᴛᴏй модели, особенно на начальном этапе переходного процесса, сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные условия:

    Крайне высокая даже для социалистических стран степень огосударствления экономики;

    Длительное существование принципиально антирыночной экономики, отсутствие коллективной памяти о рыночных отношениях;

    Огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где главное место занимали военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и первичной переработке сырья и топлива при неконкурентоспособности большей части обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

    Невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе социальной зашиты, здравоохранения и образования.

    Эти, в основном неблагоприятные, исходные экономические и социальные условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических условий, из которых главными были:

    Распад союзного государства и необходимость формирования новой российской государственности:

    Отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую нестабильность.

    Наконец, характеризуя условия становления российской модели рыночной экономики, следует учитывать, что Россия в социокультурном отношении будет связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому российское общество издавна тяготело не только к западным, но и восточным моделям, о чем свидетельствуют следующие его социокультурные особенности:

    Огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

    Неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная связь власти и собственности;

    Слабое и запоздалое развитие автономного от государства гражданского общества;

    Слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных коллективистских тенденциях .

    В результате в России в 90-х гг. реализовался «компромиссный» вариант преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением некоторых русских и советских хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом отношении неэффективным, он сопровождался глубоким и долгим спадом производства, примитивизацией его структуры, снижением жизненного уровня, разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.

    Но одновременно ϶ᴛᴏт «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

    Союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть данных элит;

    Номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

    Нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

    Неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

    Сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По ϶ᴛᴏй причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

    Высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

    Слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «ϲʙᴏих» нормами;

    Значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности.

    Сегодня нашей экономике брошены два новых вызова. Первый – внутренний. Он заключается в том, что страна находится в довольно тяжелом социально-экономическом положении, которое характеризуется триадой показателей: стагнацией, наступившей с 2013 г.; рецессией, то есть снижением ВВП (с третьего квартала 2014 г.); и стагфляцией, которая связана с ускорением инфляции с 5% в 2012 г. до 6,8% в 2013 г. и до 7,6% в годовом выражении в 2014 г. И вырваться из этой триады сложно. Второй вызов – внешний (санкции западных стран против России) .

    Безусловно, эти неблагоприятные изменения не могут не отражаться на состоянии потребительского рынка и на показателях социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

    Надеемся, что российская экономика прошла пик кризиса, т.к. наблюдаются признаки стабилизации деловой активности, рост ВВП, промышленности и товарооборота.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них будет стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для ϲʙᴏих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при кᴏᴛᴏᴩой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

    Преодоление данных недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

    Заключение

    Сделаем следующие выводы:

    Рыночная экономика и ее становление в современном мире – очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

    Переходная экономика – это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика переходного периода необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого – это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.

    Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная – преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые экономические отношения и формы.

    Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

    Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

    Переходная экономика – это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач: финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики; приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства; демонополизация – важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции.

    Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход.

    Список литературы

      Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н. Переходная экономика. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

      Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Рмега-Л, 2005.

      Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

      Крюков В.А. Нерешаемые… решаемые проблемы? // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №10. – С. 2 – 5.

      Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №12. – С. 5 – 14.

      Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2009.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное