Домой Связной Теоретические основы изучения кадастрового учета. Централизованная технология ведения кадастра

Теоретические основы изучения кадастрового учета. Централизованная технология ведения кадастра

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт управления, экономики и финансов

Отделение развития территорий

Кафедра географии и картографии

Направление подготовки:05.03.03. Картография и геоинформатика

Профиль подготовки: геоинформатика

3 курс, 14.5-370 группа

Курсовая работа

Тема:

ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

Выполнил:

Логунов Алексей Владимирович

Руководитель:

______/___________ /ст. преподаватель Аввакумов Олег Васильевич/

Казань – 2016

Введение

Земля, как и другие объекты недвижимости – является важнейшей частью окружающей природной среды. Она же и является для людей одной из основных составляющих национальное богатство, тем более у россиян. Учет земли как национального богатства способствует обеспечению гарантий прав на земельные участки, развитию системы налогообложения земли и иной недвижимости.

В условиях города земля представляет собой в целом не средства производства, а основу для размещения городских объектов. Осуществление инвестиций, предпринимательства или строительства невозможно без земельных участков. А в условиях провинциальной (сельской) местности земля представляет, в большей степени, сельско-хозяйственную производственную площадку.

В целевых программах ”Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 года) ” и “Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) ” подчеркивается актуальность разработки новых технологий кадастрового учета для решения стратегических задач в области структурной перестройки российской экономики в части земельно-имущественных отношений. В данных программах также фигурирует ГИС-технологии.

ГИС-технологии используются в системе Государственного земельного кадастра (ГЗК) на территории РФ давно и достаточно широко. Работы с применением ГИС выполняются в рамках Федеральной целевой программы создания автоматизированной системы Государственного земельного кадастра, а также в ряде международных проектов.

В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков является основной функцией государственного земельного кадастра, заключающийся в описании и индивидуализации земельных участков в Едином государственном реестре земель, после чего каждый земельный участок получает такие качественные и количественные характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

В курсовой работе представлено исследование особенностей влияния ГИС-технологий на кадастровую систему РФ. Актуальность данной работы обусловлена, во-первых, интересом к теме, в которой обособляется влияние ГИС-технологий на систему кадастра, во-вторых недостаточным внедрением ГИС в систему кадастров и разработанностью этой сферы. При этом государственный кадастровый учет является основным инструментом описания земельного участка как объекта права и налогообложения.

В соответствии с этим, были поставлены следующие цели и задачи:

Целью исследования является выявление перспектив и основных проблем взаимодействия ГИС и системы кадастрового учёта в РФ. В связи с выбранной целью были отобраны следующие задачи:

· дать определение основным понятиям системе кадастрового учёта

· проанализировать объект и предмет исследования

· выяснить, необходимы ли ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

· определить основные функции деятельности кадастрового учёта

· оценить перспективы использования ГИС в ГКН

· определить главные проблемы взаимодействия ГИС и ГКН

Объект исследования - ГИС-технологии в сфере кадастра.

Предметом исследования является влияние ГИС на систему кадастрового учёта и принцип их взаимодействия.

Теоретические основы изучения кадастрового учета

1.1. Методика формирования кадастрового учёта

Прежде чем выяснить каким образом формируется кадастровая система, стоит отметить само понятие «кадастр» - это есть систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. В целом такое понятия, как «кадастр», используется во всем мире, за исключением стран Скандинавии, где используют термин «реестр».

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Иным словами, реестр, содержащий данные по земле, кому она принадлежит. Так же кадастр имеет такую особенность, как привязывать каждому объекту собственности свой номер – идентификатор. В более широкой среде он известен как «кадастровый номер». Данный идентификатор привязывается после процесса технического и кадастрового учёта. Возможность разглядеть такую информацию можно на крупномасштабных картах. В РФ понятие кадастровый номер и кадастровый учёт регулирует Закон РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости ».

Регулированием кадастровых отношений, являясь правовой основой, занимается Конституция РФ, а также следующие кодексы РФ: Гражданский, Земельный, Водный, Градостроительный, Лесной, Жилищный.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Если быть точнее, то Федеральной кадастровой палатой.

Ведение ГКН выполняется по принципу единства технологии. Т.е. на всей территории РФ ведется обеспечение общедоступности и непрерывности сведений, которые располагаются в ГКН. А также соблюдается сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, которые находятся в других государственных информационных ресурсах.

Существует такое понятие, как «кадастровая съёмка», в пределах которой производится съемка границ участков недвижимой собственности. Кадастровая система включает также своего рода, другую систему данных, которая нужна для сбора налогов с земельных участков, собственности при необходимой регистрации юридических прав.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

· фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения(также известен как налоговый);

· юридический - для защиты прав владения собственности;

· многоцелевой - для решения ряда правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также для борьбы с проблемами управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр несёт в себе информацию об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях и т.д.

Напоминая о порядке проведения государственного кадастрового учёта, стоит вновь обратиться к ФЗ о ГКН. Представление документов для проведения государственного кадастрового учёта строится следующим образом:

Заявление о проведении государственного кадастрового учета подается:

1) лицом, обладающим вещным правом на объект недвижимости;

2) правопреемником собственника объекта недвижимости;

3) лицом, которое обязано зарегистрировать свое право на объект капитального строительства (его часть);

4) лицом, в отношении которого было вынесено решение о предоставлении земельного участка;

5) лицом, в отношении которого вынесено вступившее в силу судебное решение о признании его вещного права на объект недвижимости;

6) органом государственной власти или органом местного самоуправления, (или соответствующим уполномоченным органом либо лицом) в случае принятия им решения: о резервировании или изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, об установлении сервитута, об образовании объекта недвижимости, необходимого для охраны земель, природы, культурного наследия народов Российской Федерации, установлении или изменении границ правовых зон и (или) иных существенных характеристик;

7) иным лицом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Если объект перестал существовать как недвижимость, то лицо, являющееся собственником этого объекта недвижимости, обращается в орган кадастрового учета, где прикрепляет заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета.

Полную информацию о методике формирования кадастрового учёта можно получить, ознакомившись с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». А именно глава №2, которая имеет одноимённое название, включающая статьи с 6-ой по 10-ую.

Публичная кадастровая карта (ПКК) содержит информацию об учтённых земельных участках, сведения о которых располагаются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Она размещена на сайте Росреестра в электронном варианте, и предназначена для получения первичной информации о земельном участке на территории РФ.

Может возникнуть вопрос: Зачем и самое главное, Для кого создана публичная кадастровая карта земельных участков?

ПКК земельных участков появилась в интернете в 2010 году. Карта опубликована в мировой системе координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, которая основана на сфероиде WGS84 – WebMercator WGS 84.

Цель создания публичной кадастровой карты – предоставление кадастровых сведений неограниченно широкому кругу лиц. Среди них: риелторы, юристы, работники межевых организаций и все остальное население, разумеется.

Сведения государственного кадастра недвижимости являются, согласно российскому законодательству, общедоступными. Правда раньше получить доступ к таким сведениям вызывало некую трудность. Была необходимость отстоять очередь, чтобы просто получить общие сведения о земельном участке. В 2010 году, после создания публичной карты всё стало гораздо проще.

Давайте подробнее рассмотрим, какую информацию может нам совершенно бесплатно дать публичная кадастровая карта.

Информация о земельном участке, предоставляемая ПКК:

1. Кадастровый номер земельного участка.

2. Адрес земельного участка, внесенный в ГКН.

3. Статус кадастровых сведений о земельном участке (учтенный, ранее учтенный, временный).

4. Дата постановки на кадастровый учет

6. Вид использования.

7. Площадь земельного участка.

8. Кадастровая стоимость

9. Форма собственности.

10. Кадастровый инженер или наименование организации, которая поставила объект недвижимости на кадастровый учет.

11. Дата обновления сведений о земельном участке на ПКК.

12. Дата обновления сведений о кадастровом округе на ПКК.

13. Список обслуживающих подразделений территориального органа Росреестра с указанием наименования подразделения, адреса и телефона офиса приема.

Таким образом, с помощью данной карты можно получить первичные сведения о земельном участке – в каком квартале расположен, учтен или нет, кадастровый номер, кадастровые номера смежных землепользователей. Уже потом уже заказать выписку, где будет более точная и актуальная информация о земельном участке.

1.2 Специфика кадастрового учёта в других странах

Сведения кадастрового учета в большинстве стран мира оказывают большое влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально точные сведения о размерах и состоянии земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастровому учету.

Кадастр, в большинстве государств, представлен в формате информационной системы, в которой присутствуют сведения о земельных владениях и записи о правах собственности на объекты.

Интерес более подробного изучения кадастровых систем в странах с высоким уровнем экономического развития вызван тем, что данная процедура позволит сделать вывод о существенных различиях в понятиях земельного кадастра, его организационной структуре, содержании и способах ведения.

Учитывая интересы исследования, стоит отметить, что правовое регулирование ведения кадастрового учета в большинстве стран отличается, но принципиально можно разделить системы по основным типам:

· наполеоновская;

· немецкая;

· англоязычная;

· скандинавская.

Каждый из перечисленных форматов кадастровых систем имеет свои особенности и используется в определенных странах при управлении землей, в правовой сфере, для фискальных, административных и регистрационных целей, для контроля использования земельных ресурсов, для обеспечения сохранности и развития землеустройства, а также для регулирования перехода прав собственности на земельные участки и недвижимость.

Теперь можно выделить каждый тип кадастровой системы и вкратце описать принцип его устройства.

Наполеоновская система

Данный тип характерен для стран: Италия, Франция, Бельгия, Испания, Греция и другие государства западной, южной и юго-западной Европы.

Ведение кадастра в этих государствах, а также составление реестра по объектам недвижимости производится под руководством Министерства финансов и экономики страны. Вот и выходит, что кадастровый учет производится только с целью учета и сбора сведений, которые нужны для расчета налогооблагаемой базы, которая, в свою очередь, формируется по земельным участкам.

Реестры недвижимости применяются для учета и защиты прав собственности, они содержат информацию о действительных правах субъекта (собственника) на землю и объекты недвижимости. Также в реестры заносятся все данные о переходе прав, правовых актах в отношении объекта, правах третьих лиц и прочие сведения.

Специфические данные о состоянии грунта, особенностях рельефа местности, наличии природных ресурсов и т.п. собираются и анализируются Минэкономики и Министерством сельского хозяйства.

Также кадастры наполеоновской системы имеют территориальные особенности. К примеру, системы кадастра государств южной Европы имеют более выраженный фискальный формат, нежели системы центральных европейских стран.

Во Франции исторически сложилась своя довольно сложная система информационного обеспечения управления земельными ресурсами, в которой задействованы различные министерства и ведомства.

Кадастровый план является основным кадастровым документом, он используется для установления местоположения, иначе говоря - локализации земельного участка и идентификации строений. План составляется для каждой коммуны и полностью охватывает ее территорию.

«Парцелла» является базовой кадастровой единицей. Она представляет собой участок земли, принадлежащий одному собственнику. Каждая парцелла идентифицируется по уникальному номеру внутри кадастровой секции.

Сводным документом для учета и оценки имущества, а также для определения земельного налога застроенных и незастроенных земельных участков служит кадастровая матрица.

В соответствии с программой соглашении между налоговыми управлениями и местными органами власти продолжается сканирование кадастровых планов. Файлы со сканированными планами заменяют бумажные копии и служат базой для векторизации. Эти файлы ежегодно обновляются. Их можно получить для пользования за определенную плату.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 октября 2008 г. N П/0371 "О реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, в территориальных органах Роснедвижимости и подведомственных ей учреждениях в 2009 году" в целях организации деятельности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление) по внедрению технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости в Московском областном кадастровом округе (далее - округ) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Схему реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости (далее - Схема).

2. Установить, что переход в кадастровых районах округа на технологию централизованного государственного кадастрового учета недвижимости с введением в действие Схемы осуществляется поэтапно со дня издания об этом распоряжений Управления.

3. Установить, что с 1 октября 2009 г. ведение в округе государственного кадастра недвижимости осуществляется в установленной местной системе координат МСК-50.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области
В.Д. Гужев

Схема реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости (утв. приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 11 августа 2009 г. N 151)

I. Общие положения

1. Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 октября 2008 г. N П/0371 "О реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, в территориальных органах Роснедвижимости и подведомственных ей учреждениях в 2009 году" в Московском областном кадастровом округе осуществляются мероприятия по поэтапному внедрению технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости.

В настоящем документе, изданном исходя из полномочий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по ведению государственного кадастра недвижимости, определяются организационные основы реализации технологии централизованного учета (применительно для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и предоставления сведений кадастра в виде кадастровых выписок о земельных участках, кадастровых паспортов земельных участков и кадастровых планов территорий), а также взаимодействия Управления и Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области.

2. Настоящий документ не имеет силы нормативного правового акта и не содержит положений, являющихся официальными разъяснениями законодательства Российской Федерации.

3. Настоящий документ обязателен для исполнения всеми подразделениями (отделами) Управления и Палаты, осуществляющими деятельность, связанную с ведением кадастра, после перехода на технологию централизованного учета.

Переход в кадастровых районах округа на технологию централизованного учета осуществляется поэтапно со дня издания об этом распоряжений Управления.

4. Под технологией централизованного учета исходя из принятых Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости принципов ее реализации понимается такая организация деятельности органа кадастрового учета, при которой:

4.1. Имеется следующее общее межуровневое распределение функций:
на уровне кадастрового района осуществляется прием запросов кадастровых сведений и документов, представляемых для выполнения кадастровых процедур, удостоверение кадастровых сведений и выдача документов, подготовленных по итогам рассмотрения указанных обращений;

на уровне округа проводится учет, включая ввод и обработку кадастровой информации, выполнение кадастровых процедур и подготовку итоговых документов.

4.2. Учет ведется с использованием специального программного комплекса - автоматизированная информационная система "Государственный кадастр недвижимости" в рамках единой базы кадастровых данных на уровне округа.

4.3. Архивы кадастровых дел хранятся централизованно на уровне округа < 11> (по мере создания для этого организационно-технических условий).

4.4. Устанавливаются специальные положения о взаимодействии Управления и Палаты по обеспечению реализации технологии централизованного учета.

Значения иных использованных в настоящем документе терминов ("государственный кадастр недвижимости", "государственный кадастровый учет", "земельный участок", "кадастровое дело", "кадастровые процедуры", "кадастровый округ", "кадастровый район", "орган кадастрового учета", "ошибки в государственном кадастре недвижимости", "порядок информационного взаимодействия", "ранее учтенный земельный участок", "учетное дело") совпадают с их значениями, имеющимися в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере регулирования кадастровых отношений.

5. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2006 г. N 47 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", поскольку иное не предусмотрено правовыми актами, изданными в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при реализации в округе технологии централизованного учета полномочия органа кадастрового учета осуществляет Управление, а полномочия организации, технически обеспечивающей ведение кадастра, - Палата:

5.1. Управление реализует указанные полномочия непосредственно, а также:
- через территориальные отделы, уполномоченные распоряжениями Управления на принятие решений о выполнении кадастровых процедур в нескольких кадастровых районах < 13>. Распределение полномочий между Управлением и указанными территориальными отделами осуществляется в соответствии с приказом Управления от 28 февраля 2008 г. N 35 "Об организации деятельности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков";

Через территориальные отделы, действующие на уровне кадастровых районов, - в части полномочий по удостоверению кадастровых сведений.

5.2. Палата реализует указанные полномочия через подразделения, осуществляющие централизованную обработку кадастровой информации и запросов < 14>. На указанные подразделения также возлагается ответственность за техническое обеспечение выполнения кадастровых процедур.

6. На уровне кадастрового района территориальные отделы Управления во взаимодействии с соответствующими подразделениями Палаты в пределах своих полномочий осуществляют консультирование заявителей по вопросам, касающимся организации и ведения кадастра, прием заявлений об учете < 15> и запросов, удостоверение и выдачу кадастровых сведений, а также иные действия в рамках реализации технологии централизованного учета, предусмотренные настоящим документом на уровне кадастрового района.

II. Реализация технологии централизованного учета при осуществлении кадастровых процедур

7. На уровне кадастрового района (кадастрового округа) в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней, до одного рабочего дня) осуществляются:

7.1. Регистрация заявления и поступивших с ним документов, а также документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия; рассмотрение документов на предмет отсутствия подчисток, неоговоренных исправлений, нечитаемых фрагментов; формирование расписки о приеме документов.

7.2. Формирование учетного дела и его сканирование в электронном виде с учетом требований по автоматизированной обработке документов в АИС ГКН.

7.3. Контроль соответствия подготовленных электронных образов документов материалам учетного дела.

7.4. Направление электронных образов документов учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации.

8. Подразделением по обработке кадастровой информации в срок до семи рабочих дней (до десяти рабочих дней, до двух рабочих дней) осуществляются:

8.1. Прием электронных образов документов учетного дела, ввод данных о земельном участке в АИС ГКН исходя из заявленной кадастровой процедуры и поступивших документов учетного дела.

8.2. Исходя из заявленной кадастровой процедуры проверка сведений и документов учетного дела на предмет отсутствия установленных Законом оснований для приостановления и отказа в выполнении кадастровой процедуры, с формированием протокола по результатам проверки.

8.3. Передача учетного дела в орган кадастрового учета.

8.4. При принятии органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастровой процедуры: внесение соответствующих сведений в кадастр; подготовка выписки из кадастра; формирование в электронном виде документов кадастрового дела; передача кадастровых сведений, удостоверенных в АИС ГКН, и документов кадастрового дела в соответствующий кадастровый район.

8.5. При принятии органом кадастрового учета решения, не допускающего выполнение кадастровой процедуры: передача учетного дела в соответствующий кадастровый район.

9. Органом кадастрового учета в срок до семи рабочих дней (до десяти рабочих дней, до одного рабочего дня) осуществляются:

9.1. Контроль соответствия результатов проверки положениям Закона и документам учетного дела (подтверждение результатов проверки).

9.2. При подтверждении результатов проверки принятие соответствующих решений: об осуществлении кадастровой процедуры; о приостановлении осуществления учета; об отказе в осуществлении учета; об отказе в исправлении ошибок в кадастре; об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках, а также регистрация решений в контрольно-регистрационной форме. В случае неподтверждения результатов проверки осуществляются формирование нового протокола проверки и принятие соответствующего решения.

9.3. При принятии решения об осуществлении кадастровой процедуры: печать и удостоверение протокола проверки и решения на бумажном носителе; передача учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола проверки и решения на бумажном носителе - в кадастровый район; удостоверение подготовленных в электронном виде выписок из кадастра.

9.4. В случае принятия решения, не допускающего выполнение кадастровой процедуры: регистрация решения в контрольно-регистрационной форме; печать и удостоверение протокола проверки и решения на бумажном носителе; выдача (направление) решения заявителю; передача учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола проверки и решения на бумажном носителе - в кадастровый район.

10. При поступлении от подразделения по обработке кадастровой информации учетного дела и подготовленных в электронном виде по результатам выполнения кадастровой процедуры выписок из кадастра на уровне кадастрового района в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 16>, до одного рабочего дня) осуществляются:

10.1. Печать выписок из кадастра на бумажный носитель, их удостоверение и выдача (направление) заявителю, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН.

10.2. Формирование кадастровых дел (на бумажных носителях) с приобщением протоколов проверки и решений и их хранение до передачи в централизованный архив.

10.3. Формирование и обеспечение хранения учетных дел (на бумажных носителях) с приобщением протоколов проверки и решений.

III. Реализация технологии централизованного учета при рассмотрении запросов

11. На уровне кадастрового района в срок до двух рабочих дней (до трех рабочих дней) осуществляются:

11.1. Регистрация запроса и поступивших с ним документов, рассмотрение документов по запросу на предмет отсутствия подчисток, неоговоренных исправлений, нечитаемых фрагментов, а также формирование расписки о приеме документов по запросу.

11.2. Сканирование в электронном виде документов по запросу с учетом требований по автоматизированной обработке документов в АИС ГКН.

11.3. Контроль соответствия электронных образов документов по запросу поступившим документам по запросу.

11.4. Направление электронных образов документов по запросу в подразделение по обработке кадастровой информации.

12. Подразделением по обработке кадастровой информации в срок до четырех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 23>) осуществляются:

12.1. Прием электронных образов документов по запросу.

12.2. Проверка на наличие запрошенных сведений в АИС ГКН и отсутствие установленных Законом оснований для отказа в предоставлении запрошенных сведений, при обнаружении технической ошибки в кадастре формирование протокола выявления такой ошибки < 24>.

12.3. Передача результатов проверки по запросу (запрошенные кадастровые сведения либо решение об отказе в предоставлении запрошенных сведений, уведомление об отсутствии в кадастре запрошенных сведений, протокол выявления технической ошибки) в орган кадастрового учета.

12.4. В случае принятия органом кадастрового учета решения об исправлении технической ошибки в кадастре внесение соответствующих исправлений в сведения кадастра.

12.5. В случае принятия органом кадастрового учета решения о выдаче запрошенных сведений направление удостоверенных в АИС ГКН кадастровых сведений в соответствующий кадастровый район.

12.6. В случае принятия органом кадастрового учета решения, не допускающего выдачу запрошенных сведений, передача такого решения в электронном виде в соответствующий кадастровый район.

13. Органом кадастрового учета в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 23>) осуществляются:

13.1. Контроль соответствия результатов проверки по запросу и подготовленных документов нормативно установленным правилам выдачи сведений кадастра (подтверждение результатов проверки по запросу).

13.2. При подтверждении результатов проверки по запросу: принятие решения об исправлении технической ошибки и регистрация его в контрольно-регистрационной форме, принятие решения о выдаче запрошенных сведений, передача удостоверенных сведений в подразделение по обработке кадастровой информации. В случае неподтверждения результатов проверки по запросу осуществляется повторная проверка и принятие соответствующего решения.

13.3. В случае принятия решения об исправлении технической ошибки в кадастре: печать и удостоверение протокола выявления и решения об исправлении технической ошибки на бумажном носителе; передача документов по запросу вместе с протоколом и решением в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола выявления и решения об исправлении технической ошибки на бумажном носителе - в кадастровый район.

13.4. В случае принятия решения, не допускающего выдачу запрошенных сведений: выдача (направление) заявителю решения об отказе в предоставлении кадастровых сведений либо уведомления об отсутствии в кадастре сведений и передача такого решения (уведомления) в электронном виде в подразделение по обработке кадастровой информации.

14. При поступлении от подразделения по обработке кадастровой информации удостоверенных в АИС ГКН сведений и документов на уровне кадастрового района в срок до одного рабочего дня (двух рабочих дней):

14.1. Печать кадастровых сведений на бумажный носитель, их удостоверение и выдача (направление) заявителю, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН.

14.2. Приобщение протоколов выявления и решений об исправлении технической ошибки к документам кадастрового дела.

IV. Контроль исполнения решений об осуществлении кадастровых процедур и запросов

15. Контроль исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 9.2, 13.2 настоящего документа, осуществляется органом кадастрового учета посредством проверки по следующим показателям: выдача либо направление в установленном порядке заявителю или его представителю кадастровых сведений в сроки, предусмотренные статьями 14, 23 Закона.

16. Обеспечение своевременного электронного документооборота, предусмотренного настоящим документом, возлагается на подразделение по обработке кадастровой информации.

Далее - округ.
Далее - технология централизованного учета.
Далее - Управление.
Далее - кадастр.
Далее - учет.
Далее - кадастровые сведения.
Далее - Палата.
Далее - распоряжение Управления.
Далее - запросы.
Далее - АИС ГКН.
Далее - централизованный архив.
Далее - Закон.
Далее - Управление и указанные территориальные отделы в соответствии с распределением полномочий именуются "органы кадастрового учета".
Далее - подразделение по обработке кадастровой информации.
Далее - заявления.
В случае если в орган кадастрового учета представлены документы в порядке информационного взаимодействия.
При поступлении заявления об исправлении технической ошибки в кадастре.
Далее - учетное дело.
Пункты 19, 34, 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35.
Далее - проверка.
Далее - решение.
Далее - документы по запросу.
При запросе кадастрового плана территории.
Далее - проверка по запросу.

В настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа по созданию кадастра недвижимости. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к недвижимости относится целый ряд объектов, в том числе земельные участки, здания сооружения и т.д. Решения о создании такого кадастра были приняты еще в 2004 году и выразились в организации специального ведомства – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако реальное ведение кадастра недвижимости началось только в 2008 году после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре). Данный закон стал естественным продолжением или развитием другого Федерального закона – «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году. Соответственно, основой нового кадастра послужил государственный земельный кадастр, имеющий богатую историю своего возникновения и развития.

Земля имеет особую социальную значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.

Исторически земельный кадастр возник по объективной необходимости получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. Слово «кадастр» происходит от латинского «caput», что означало «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. до н. э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю - «caputigum». В дальнейшем это слово трансформируется в «cata-strum», позднее - «cadastre» (франц.), дословно «книга-реестр». Первый римский кадастр, называвшийся «Табулес Цензуалес», был введен в VI в. до н. э. Сервием Туллием. В этом кадастре проводилась съемка периметра недвижимого имущества, и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности.

Первые описания земель в России появились в IX в. Описания земель касались, главным образом, монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей.

Со временем большое значение приобретает правовая сторона кадастра, которая включала земельно-регистрационные сведения и была связана с оформлением права собственности на землю. Земельный кадастр становится основой правового обеспечения земельной собственности и решения различных гражданских дел о границах владений и землепользовании.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками на которых возлагалось измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в «Писцовых книгах». Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации.

В 1681 г. приступили к осуществлению размежевания не межеванных и спорных земель, но тотчас же убедились в необходимости распространить межевание на все земли без исключения. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и землевладельцев для целей налогообложения. Основной задачей валовых писцов являлось размежевание земель, но при этом им вменялось в обязанность проверять права на землю и отыскивать «примерные земли» (неправомерно прирезанные ко владению территории). На практике межевание по наказам 1680-1684 гг. ограничилось незначительными масштабами и в 1688 г. совершенно остановилось. Точных результатов оно и не могло бы дать не только потому, что большие леса были вовсе исключены из рассмотрения, но и потому, что орудиями измерения служили простая веревка и сажень.

При Елизавете Петровне в 1754 г. была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. межевая инструкция. В ней было упразднено различие между вотчинными и поместными землями, а мерную веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина, и межевщик был снабжен астролябией. Межевщик, сопровождаемый геодезистом и военной командой, должен был измерять и межевать земли в порученном ему округе, проверять и утверждать права на владение в определенном пространстве или определенных границах.

Начатое в 1755 г. межевание продвигалось настолько медленно, что до 1762 г. не было окончено размежевание одного Московского уезда. Чуть ли не каждый шаг межевщика вызывал споры со стороны владельцев. Манифест о генеральном размежевании земель от 19 сентября 1765 г. возвестил учреждение межевания на новых основаниях. Задачей генерального межевания постановлено было исключительно «всех владельцев собственное спокойствие и развод по настоящим границам их владения». Отменялись ревизия прав и выявление примерных земель: надлежало «только межевать и класть на планы земли каждого владения».

Вместе с манифестом были обнародованы генеральные правила, которые затем были положены в основу новых инструкций: одной - землемерам (13 февраля 1766 г.), другой - межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам (25 мая 1766 г.). Правила предписали «все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям»; при этом, однако, каждому владельцу какой-то совокупности селений и пустошей постановлено было отмежевывать эту совокупность по внешней границе без межевания внутри нее. Споры о границах решались посредством вмешательства межевых канцелярий и контор, которые должны были утвердить на оспоренных местах межи, а затем поручить землемеру проведение их на местности. Отказавшись от полной конфискации примерных территорий, государство приобрело стимул для владельцев земли к полюбовному размежеванию: правила приписывали разыскивать у спорщиков примерные земли и оставлять их им в размере не более 10% , и не разыскивать такие земли у тех, кто воздерживается от спора.

В дореволюционной России сведения о землях содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в положении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировались обладатели прав на описанные в «Межевой книге» землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках. Такое «документирование» сведений о земле соответствовало сложившимся в то время земельным отношениям. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы, используя данные Межевой и Поземельных книг, могли защищать в суде свои права на землю и разрешать межевые споры.

После Октябрьской революции земельные отношения в России резко изменились. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельной книгах. В тоже время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определялась построением в СССР плановой экономики. Эта же потребность определила и состав сведений «доперестроечного» Земельного кадастра и порядок его ведения.

На первых порах (1917-1920) главным было проведение земельных преобразований, изложенных в декретах «О земле», «О социализации земли». Необходимо было выявить и учесть все земли, подлежащие конфискации и передаче трудящемуся крестьянству, а также участки, на которых могли быть организованы совхозы и коллективные хозяйства. В это время Наркомземом РСФСР были утверждены Инструкция по учету земель и Инструкция о формах и порядке производства государственной записи землепользовании.

Важное значение в улучшении регистрации землепользовании и учета земель имели работы по выдаче колхозам государственных актов на вечное пользование землей и по внутреннему землеустройству, проводившиеся в 1935-1938 гг. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания» на землях колхозов была введена специальная земельно-учетная документация: в колхозах - Земельная шнуровая книга, в административных районах - Государственная земельная книга регистрации земель.

Кадастр советского периода, установленный Законом СССР от 13.12.1968 «Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», представлял собой сведенные в единую книгу таблицы дифференцированных по пользователям сведений о качественных характеристиках земель России. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, а также осуществлявшаяся с 1955 года регистрация землепользований (постановление Совета Министров СССР от 31.12.1954 № 2529). Сведения о землях промышленности и территориях городов и других населенных пунктов (в силу их малого влияния на планирование промышленного и сельскохозяйственного производства) приводились в кадастре укрупнено и недостаточно объективно. Одним из нормативных актов, определявших правила ведения земельного кадастра являлось Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 10.06.1977 № 501. Основными документами кадастра являлись земельно-кадастровая книга юридического лица – пользователя земли, государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края и т.д., государственный земельный кадастр СССР.

Получение сведений о землях, предоставленных пользователям и владельцам, обеспечивалось принятой системой распоряжения землей. Любой переход права конкретных лиц на землю осуществлялся путем изъятия земельных участков целиком или их отдельных частей у одних лиц и предоставления их другим на основании решений органов власти. Такие решения закреплялись, как правило, государственными актами на право владения или пользования землей. Совокупность этих Актов (т.е. «необходимых» документов о земле) являлась второй составной частью земельного кадастра.

На этапе «перестройки» земельные отношения в России претерпевали значительные изменения. Земля вновь становилась объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Распоряжение землей (т.е. переход прав на целые земельные участки или их отдельные части от одних землевладельцев к другим) осуществляется по воле этих лиц без издания нормативных актов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и государственной власти не располагают информацией фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. Резко активизировался оборот очень большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать межевые споры, которые невозможно разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в Земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылки для возникновения необходимости фиксировать границы земельных участков в Земельном кадастре. Перечисленные изменения нашли свое отражение при реализации Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Итак, основой кадастра недвижимости является земельный кадастр. В силу объективных причин для включения в государственный кадастр недвижимости сведений об иных объектах недвижимости, в частности зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства, установлен переходный период, срок которого продлен до 01.01.2013 года. В результате в государственном кадастре недвижимости, так же как и земельном кадастре, содержатся сведения о земельных участках и в качестве справочных сведений, обеспечивающих соблюдение правил ведения кадастра, - сведения о правах на соответствующие земельные участки, ограничениях таких прав и о правообладателях.

Кроме того, Законом о кадастре предусмотрено включение в кадастр таких сведений как сведения о границах территорий субъектов Российской Федерации в виде границ между субъектами Российской Федерации), границ муниципальных образований и населенных пунктов, сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а также о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки на территории муниципальных образований.

Существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Переход на электронные технологии, в том числе с использованием цифровых карт, предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведение кадастра. Кроме того, при использовании государством имеющейся информации возникает насущная потребность создания агрегированного на уровне Российской Федерации и субъекта Российской федерации информационного ресурса, а не распределенного по территориям муниципальных образований. Одним из инструментов создания агрегированного информационного ресурса является централизация обработки представленных для государственного кадастрового учета и внесения иных сведений в кадастр документов, включая принятие решения о проведении кадастрового учет. В настоящее время такие мероприятия выполнены в 14 субъектах Российской Федерации. Постепенная реализация мероприятий по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета позволяет существенно повысить качество ведения кадастра и предоставления сведений кадастра, обеспечить единообразие при ведении кадастра, т.е. исполнить требование закона о применении единой методики или технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации. В течение 2010 года должны быть завершены мероприятия по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Управление кадастра недвижимости подготовлен соответствующий проект приказа Росреестра.

Одним из первых данный закон предусматривает возможность в ряде случаев необходимые для кадастрового учета документы представлять не в бумажном виде, а в электронном, и более того, использовать для этой цели каналы связи общего пользования. В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации готовится к изданию приказ, определяющий правила направления и подтверждения приема электронных документов.

Предоставление сведений кадастра недвижимости также шагнуло на качественно новый уровень по сравнению с кадастром земельным. Так, подготовленным к изданию Министерством экономического развития Российской Федерации приказом, определяющим способы и формы предоставления сведений кадастра недвижимости, приоритетной как для подачи запроса о предоставлении сведений, так и для собственно предоставляемых сведений является форма электронного документа.

Кроме этого, Законом о кадастре установлена обязанность органа кадастрового учета осуществлять предоставление сведений кадастра неопределенному кругу лиц в виде публичной кадастровой карты путем размещения ее на официальном сайте органа кадастрового учета. Состав сведений публичных кадастровых карт установлен приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416.

Государственный земельный контроль.

Государственный земельный контроль является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

На протяжении длительного времени государство формировало основу для осуществления контроля за использованием земель посредством внедрения системы Генерального межевания, которое успешно длилось в России почти сто лет (1765 - 1861 годы) и было связано с закреплением земельной собственности методами землеустройства.

Законодательное закрепление институт государственного земельного контроля в нашей стране получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля за охраной и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земельного фонда.

Одной из задач, которую предстояло решить государству в ходе реформы 1861 года, стала задача обеспечения фискального и казенного интереса в процессе использования земли. Для этого была создана четкая система государственных органов управления земельным фондом, в полномочия которых входило осуществление земельного контроля. Деятельность указанных органов была достаточно эффективной, о чем говорит тот факт, что данная система государственных органов просуществовала вплоть до революции 1917 года, и не была затронута в ходе преобразований аграрной реформы 1906 года.

В отличие от дореволюционной России (где функцию земельного контроля выполняли и органы государственной власти, и органы местного самоуправления), введение исключительной государственной собственности на землю предполагало полный контроль советского государства за ее использованием.

Сложившаяся система просуществовала вплоть до начавшегося с 1990 года реформирования земельного строя России.

Государственный земельный контроль как функцию исполняли: Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ, Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль в настоящее время осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в форме плановых и внеплановых проверок.

Землеустройство.

Землеустройство в России имеет многовековую историю. Землеустройство всегда было и останется средством осуществления земельной политики государства, оно тесно связано с экономическими и социальными задачами, решаемыми на каждом историческом этапе. Со времен создания первого государственного органа, ведающего землеустроительными, межевыми и земельно-кадастровыми работами прошло более 450 лет.

Землеустройство в дореволюционной России являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности.

Вехами в развитии землеустроительного дела в России можно назвать проведение Генерального межевания, предпринятое по Манифесту 19 сентября 1765 года, которое было направлено на разграничение земель и укрепление границ владений; осуществление землеустройства на основании специальных крестьянских положений 1861 г. при освобождении крестьян от крепостного права; столыпинскую аграрную реформу как крупнейшее землеустроительное мероприятие в отношении общинных крестьянских земель; создание Комитета по землеустроительным делам (1907 г.), принятие Положения о землеустройстве (Высочайше утверждено 29 мая 1911 г.), ставшего основным законом, регулировавшим землеустроительную деятельность.

В землеустроительной науке начала XX в. землеустройство и межевание рассматривались в разных ипостасях: как самостоятельные институты; межевание как часть землеустройства; землеустройство и межевание противопоставлялись. Русское межевание в действительности никогда не носило характера одного лишь установления границ поземельных владений, но всегда считалось с теми или иными формами изменения земельных отношений, т. е. землеустройством.

Положение о землеустройстве (Закон от 29 мая 1911 г. о землеустройстве) - первый законодательный акт, в котором систематизировались основные положения об организации землепользования в Российской империи.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета «О земле» (1917 год). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения.

Следующим актом, регулировавшим вопросы землеустройства, стал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Согласно Земельному кодексу землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользовании.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно этому Земельному кодексу под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

В 1990-х годах налицо застой в землеустроительных работах, что было вызвано, по мнению специалистов по землеустройству, главным образом проблемой недофинансирования, что привело к нарушению всей системы землеустройства.

Принятие Земельного кодекса РФ 2001 года, Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов вывело зем­леустройство на новый качественный уровень.

Мониторинг земель.

Термин «мониторинг» возник в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века и впервые стал использоваться при проведении научных изысканий, связанных с изучением динамики различных процессов. Понятие мониторинг расшифровывалось как «слежение, выявление, устранение или предотвращение».

Статья 109 Земельного кодекса РСФСР, принятого 25.04.1991, закрепила термин «мониторинг земель» как систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Год спустя Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.07. 1992 № 491 «О мониторинге земель», а в 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 100 была утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993- 1995 годы.

Программа предусматривала поэтапное введение на территории Российской Федерации мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Исполнителем программы были определены Роскомзем, Минприроды России и заинтересованные министерства и ведомства.

Начиная с 1996 года, в Российской Федерации создается информационная база мониторинга земель, налаживается система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Наиболее полно содержание государственного мониторинга земель нашло отражение в статье 67 ныне действующего Земельного кодекса Российской Федерации, принятого 25.10. 2001 – это система наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель помимо своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов являются: информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009, осуществляет государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Три факта из истории земельного кадастра

1. Отмена крепостного права послужила толчком для проведения первых земельно-оценочных работ в России.В 1861 г. провозглашен Манифест об отмене крепостного права, утвержден Александром II, и началось перераспределение помещичьих земель в собственность или временное пользование крестьян. Возникла необходимость в проведении по всей стране земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Тогда как до этого земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

2. Официально понятие «земельный кадастр» появилось в 1969 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик (1969 г.) содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19 июля 1972 года утвердило «Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель», Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации - Государственную шнуровую книгу. В 1976 году этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра.

3. В конце 80-х годов в СССР возвращается понятие частной собственности на землю. В период с ноября 1989 по март 1990 года Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 года узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.


Примечательно, что в соответствии с статьей 27 превышение площади земельного участка, полученной в результате проведения кадастровых работ, по сравнению с площадью, содержащейся в кадастре, также не должно быть больше 10% от значения площади, содержащегося в кадастре.

Кадастровый учет по ст.16 закона осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости либо изменения его уникальных характеристик.

Кадастровый учет осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и предъявляемых в установленном порядке документов, содержащих сведения об объекте недвижимости. К таковым сведения относятся по ст.7:

1. Вид объекта недвижимости

2. Кадастровый номер и дата внесения данного номера в государственный кадастр недвижимости

Порядок присвоения кадастровых номеров и общий порядок кадастрового деления в РФ устанавливается ст.5 ФЗ О ГКН. Кадастровый норм – уникальный единственный не повторяющихся на территории РФ номер объекта кадастрового учета, который формируется определенным образом. Он включает в себя:

· Кадастровые округа – обычно совпадают с территория соответствующих субъектов РФ

· Кадастровые районы с учетом административно-территориального деления

· Кадастровые кварталы (подразделение на МО, за исключением ГФЗ, либо деление на административные районы в ГФЗ)

Все данные ставятся через цифры.

Уникальный номер соответствует номеру записи в государственном кадастре, в соответствии с которым и устанавливается номер ЗУ. Ад алее в пределах данного ЗУ норме объекта недвижимости – здания, строения, сооружения, норме соответствующего вторичного объекта – помещение жилое или нежилое.

Например, если происходит образование ЗУ из двух, третьему участку присваивается свой уникальный кадастровый норме, т.е. он не повторяется во времени и пространстве.

Состав сведений входит также описание местоположения границ объекта, описание местоположения на ЗУ, кадастровый номер здания, сооружения, площадь объекта недвижимости. Также существует перечень дополнительных сведений об объекте недвижимости.

Существует дополнительный перечень сведений об объекте недвижимости :

· Ранее присвоенный государственный учетный номер, если он был присвоен до присвоения кадастрового номера.

· Кадастровый номер объекта недвижимости, из состава которого образован новый объект недвижимости.

· Адрес объекта недвижимости или отсутствие такого адреса (описание местоположения),

· сведения о вещных правах на этот объект,

· сведения об ограничениях и обременениях, сведения о части объекта, на которую распространяются обременения,

· сведения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

· почтовый адрес или электронная почта, по которой осуществляется связь с собственником объекта недвижимости и т.д.



Картографической и геодезической основой кадастра являются карты и координатные точки, и в кадастр вносится дата создания картографической основы, масштаб, системы координат и т.д.

· Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

· реестр объектов недвижимости,

· кадастровые дела и кадастровые карты.

Реестр – систематизированный свод сведений, в которой заносятся все записи об объектов.

Кадастровые дела - документы, в которые заносятся записи о кадастровом объекте.

Кадастровые карты – систематические формы, в которых указываются объекты недвижимости.

Сведения кадастра являются общедоступными и могут предоставляться в виде копии документа, кадастрового паспорта, кадастрового плана территории, кадастровой отметки об объекте недвижимости. Предоставление сведений является платным и часть сведений о правообладателе ЗУ выдаются правообладателю и уполномоченному государственному органу.

Закон говорит об индивидуально-определенным объекте – ЗУ и его свойства (границы, свойства земель). Правообладатель имеет представления о фактически вынесенных границах, об адресе и площади объекте. Сведения о координатных точках правообладателю не выдаются, и это выдается лишь специализированным организациям для целей межевания, установления границ ЗУ. Даже сам правообладатель не обладает полным комплексом сведений о принадлежащем ему объекте.

Основания проведения кадастрового учета (ст.16 З) – образование объекта недвижимости и как правило деятельность осуществляется на основании волеизъявления правообладателя или уполномоченного лица. Если объект изменялся, то требовать учета изменения объекта от правообладателя можно лишь по решению суда. Сроки проведения кадастрового учета – 20 рабочих дней со дня получения заявления о кадастровом учете.

Место кадастрового учета – местонахождение объекта недвижимости. Заявителем являются собственники, или лицами, которыми устанавливаются обременения и ограничения.

Документы – заявление, межевой план, документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, копии, удостоверяющую право заявителя, подтверждающую категорию земель, подтверждающую установленное разрешенного использование ЗУ, согласование ЗУ, верность этих документов подтверждается нотариально. На основании этих документов принимается решение об осуществлении кадастрового учета и выдается кадастровый паспорт, кадастровая выписка при учете изменений, кадастровая выписка по кадастровому учету части объекта, который изменяется, и т.д.

Осуществление кадастрового учета может быть приостановлено (ст.26): если есть противоречия между сведений, представленные заявителями и теми, которые существуют в кадастре и т.д.

Приостановление осуществляется на срок до 3 месяцев.

Ст.27 – отказ в осуществлении кадастрового учета . Перечень оснований, по которым органы кадастрового учета отказывают. Если одна из границ ЗУ пересекает границу МО или границу населённого пункта и т.д.

Проблема здесь в том, что нужно понимать, что если обладатель объекта недвижимости совершает действия, которые помогают этот объект описать и это его обязанность, поэтому для цели государственной регистрации права, которая является обязательным, он должен принимать комплекс действий, направленных на описание объекта, а потом и государственной регистрации (функция управления) и когда он не осуществлял эту функцию, правообладателю отказывают, что не совсем логично. Исходя из общего понимания объекта недвижимости, можно сказать, что оно оценочное и основывается оно, прежде всего, на целевом назначении ЗУ и его разрешенном использовании, поэтому все-таки говорить об отказе в проведении кадастрового учета сложно. Более приемлемая форма описания соответствующих распорядительных действий, осуществляемая уполномоченным органом содержится в законе «О порядке перевода земель и ЗУ и одной категории в другую» и там есть основания, по которому заявление должно быть рассмотрено и основание, по которому принимается решение. соответственно в ряде случаев всей инфо о соответствующем объекте недвижимости собственник может не обладатель и тогда не нужно говорить не об отказе в кадастровом учете, а об отказе в рассмотрении заявления. Потому как кадастровый учет – публичная функция. Границы участка, которые разграничивают один ЗУ от второго сейчас в законодательстве не существует. А в Российской империи граница определялась как ЗУ, который принадлежит казне – то есть это принадлежность государства и никто не должен нарушать интересы государства. Таким образом, решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

Понятие и виды кадастрового учета

Под кадастровым учетом понимается комплекс мер, направленных на определение юридического статуса объекта (имущественный комплекс, участок земли и т.д.) путем внесения сведений о нем в информационный государственный ресурс - кадастр.

Система информационных ресурсов Российской Федерации в области учета объектов недвижимости, включает в себя следующие кадастры:

  • Земельный кадастр. Включает в себя сведения об участках земли, прошедших процедуру кадастрового учета, а также о территориальных зонах РФ. Является частью системы ГКН.
  • Градостроительный кадастр. Содержит информацию об объектах градостроительной деятельности на основе проектной и градостроительной документации. Является часть системы ГКН.
  • Государственный кадастр недвижимости. Включает в себя данные об учтенных Росреестром объектах недвижимости, является открытым и общедоступным для получения информации.
  • Кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержится информация о территориях, которые подлежат особой защите и охране ввиду уникальных свойств данных объектов природного мира.

Земельный кадастр является основой для ведения государственного градостроительного кадастра, так как земля является ключевым фактором для создания и эксплуатации объектов недвижимости.

В настоящее время ведется работа по объединению всех кадастров в единую информационную базу данных. Ключевую роль в этой системе занимает Государственный кадастр недвижимости (ГКН), который в итоге должен объединить информацию из всех остальных кадастров.

Получение сведений между различными кадастрами в порядке межведомственного информационного обмена осуществляют уполномоченные органы, ведущие данные кадастры. Такой обмен возможен как путем получения данных по запросу в письменной форме с истребованием документальных копий, так и путем электронного запроса по телекоммуникационным каналам связи.

Технология кадастрового учета описана в Правилах технического учета и технической инвентаризации, в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости», а также в Административных регламентах службы Росреестра.

Кто занимается ведением кадастров?

Все сведения, содержащиеся в кадастрах, вносятся органами, осуществляющими постановку на учет объектов, а также уполномоченными лицами. Для каждого конкретного случая внесения сведений в кадастр предусмотрен определенный комплект документов, зависящий от объекта:

  • Для земельного участка - межевой план, правоустанавливающие документы на участок, информация об ограничениях (обременениях);
  • Для имущественного комплекса (здание, сооружение, иной объект капитального строительства) - технический план, иные документы технической инвентаризации, правоустанавливающие документы, градостроительная и проектная документация, акты обследования и т.д.

Сведения вносятся в кадастры после совершения определенной процедуры, которая включает в себя не только прием документов от заявителя, но и проверку представленной документации на предмет соответствия требованиям законодательства и отсутствию противоречий с учетными данными других объектов.

Органом, осуществляющим ведение указанных кадастров Российской Федерации, является Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Данная служба стала правопреемником Федерального агентства недвижимости и Службы земельного кадастра.

Процедура внесения сведений в кадастр

Внесение сведений в кадастр осуществляется территориальными подразделениями Росреестра на основании заявления заинтересованного лица о проведении кадастрового учета. К данному заявлению должны быть приложены документы, необходимые для проведения учета. Кроме того, органы Росреестра могут сами запросить требуемые документы в порядке межведомственного обмена с другими государственными органами.

С момента внесения сведений в соответствующий кадастр, процедура постановки объекта на учет считается состоявшейся, что влечет наступление юридически значимых последствий - персональные идентифицирующие признаки объекта выражаются в присвоении ему уникального кадастрового номера.

Внесение сведений в земельный кадастр сопровождается одновременным размещением данных об объекте и в государственный кадастр недвижимости.

Внесение изменений в сведения государственных кадастров осуществляется территориальными органами Росреестра в порядке, аналогичным для постановки объекта на кадастровый учет. Изменение сведений об объекте учета ввиду изменения его основных характеристик не влечет изменение уникального кадастрового номера объекта - он остается неизменным на весь период существования объекта.

В некоторых случаях внесение изменений в сведения кадастрового учета осуществляется без подачи заявления правообладателем объект. Например, при очередном изменении кадастровой стоимости объекта, которую утверждают органы власти субъекта РФ, данные изменения вносятся в порядке межведомственного обмена после утверждения акта об установлении кадастровой стоимости.

Постановка объекта на учет, а также внесение изменений в сведения о нем, осуществляются в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления заинтересованного лица, либо с даты поступления информации в порядке межведомственного обмена.

Новое на сайте

>

Самое популярное