Домой Микрозаймы Воздействие государства на денежную систему. Эволюция денег в россии, влияние мирового финансового кризиса на денежную систему рф

Воздействие государства на денежную систему. Эволюция денег в россии, влияние мирового финансового кризиса на денежную систему рф


Влияние электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков.
При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.
  1. Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые формы денег только изменят масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не меняя ее общего объема.
  2. Если исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности электронными деньгами последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется применять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них электронные деньги, эмитируемые отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.
Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, на наш взгляд, вполне оправданным. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.
Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.
Как влияет появление электронных денег на эмиссионный доход центральных банков? Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени\". В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.
Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции - 0,03%, в Германии - 0,03, в Японии - 0,01, в Англии - 0,05, в США - 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции - 0,08%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,06, в Англии - 0,14, в США - 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции - 0,07%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09%.
Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование, или могут быть выпу-
щены или определены категории ценных бумаг, в которые должно осуществляться обязательное вложение средств по эмиссии.
  1. Проблемы развития электронных денег
Внедрение электронных денег связано с экономической и технологической неопределенностью относительно их будущего. Следует отметить, что внедрение электронных денег направлено, в первую очередь, на замещение платежей наличными деньгами и чеками. Однако внедрение электронных денег может также повлиять на интенсивность использования в розничных платежах кредитных и дебетовых карточек. Важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов об использовании электронных денег.
Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные деньги должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономи-f ческих взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и эмцтен/ там электронных денег (денежным посредникам). Выгоды могут быть рднЦ- моментными и непосредственными. Например, электронные деньги будут более удобными или дешевыми в использовании. Выгоды могут также быть долгосрочными и стратегическими. Например, торговые точки будут использовать внедрение электронных денег как часть общей маркетинговой стратегии по внедрению новых платежных технологий для стимулирования продаж, даже если их использование не будет иметь серьезного финансового значения.
С учетом сказанного выше можно выделить следующие факторы, влияющие на решение потребителей: 1) большие удобства использования и меньшие издержки обращения; 2) безопасность и конфиденциальность расчетов. Потребители ожидают, что электронные деньги не только будут сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые средства платежа вряд ли смогут повлиять на объемы расходов домашних хозяйств. Если больший объем торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объем расчетов с использованием традиционных средств платежа, таких, как наличные деньги, чеки, кредитные и дебетовые карточки. В случае расчетов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные деньги окажутся более дешевыми или удобными в использовании, чем традиционные формы денег, то бизнесмены смогут увеличить объем оборотных средств и свои совокупные доходы.
Все пользователи электронных денег столкнутся с той же проблемой, что и пользователи традиционных форм денег, - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов. В случае со смарт-картами подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками. Следовательно, за смарт-картами или номерами электронных счетов клиента стоят активы банков, входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами, защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, нацример, в США Федеральной страховой корпорацией? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество, существующее в традиционной системе платежей, вероятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Вопрос обеспе-
чения безопасности и конфиденциальности расчетов с использованием электронных денег может быть эффективно решен посредством разработки специального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчетов.
На решение торговой точки по поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы: а) увеличение объемов продаж; б) сокращение издержек; в) выгодные условия договоров.
Торговые точки ожидают, что существует значительное число потребителей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платежной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платежную систему, конкуренция может побудить торговую точку к капиталовложениям, необходимым для установления оборудования данной платежной системы. Так, угроза потери потенциальных потребителей, которые не используют в своих расчетах наличные деньги, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких товаров стали устанавливать специальные устройства, принимающие пластиковые карты. Подобная ситуация происходит и в электронной экономике, где наравне с использованием в качестве средства оплаты пластиковых карт все активнее применяются различные виды электронных денег. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при внедрении новых методов платежа.
Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных денег, они могут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличными является дорогим, медленным и небезопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить суммарный объем издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение электронных денег приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществленные с использованием электронных денег, могут быть оспорены уже после того, как трансакция была осуществлена. Поэтому для работы с электронными деньгами торговые точки и эмитенты должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчетов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Конкретные условия контракта являются важными факторами в определении успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение эмитентов электронных денег по поводу выпуска электронных денег: 1) электронный сеньораж; 2) низкие трансакционные издержки; 3) завоевание доли на финансовом рынке.
В результате выпуска электронных денег эмитенты получают эмиссионный доход. Величина этого дохода напрямую связана с объемом эмиссии электронных денег. Поэтому эмитенты электронных денег заинтересованы в росте объемов эмиссии.
Поскольку издержки трансакции наличными деньгами являются очень низкими в сравнении со стоимостью покупки, для массового использования электронных денег эмитенты электронных денег должны будут значительно снизить издержки их использования. Сегодня средняя стоимость трансакции электронными деньгами в США составляет около 15 центов, но даже такая низкая стоимость может составлять достаточно высокий процент, например, от стоимости электронной услуги за 1 долл.
Эмитенты электронных денег также стремятся захватить возможно большую долю рынка трансакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными или депозитными деньгами. Завоевание доли на финансовом рынке может позволить эмитентам электронных денег предоставлять и другие финансовые услуги, конкурируя за денежные ресурсы с другими финансовыми институтами.
Первые системы электронных денег в значительной степени оказались невостребованными. Прежде всего, они не были удобными. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использовать сложные протоколы совершения трансакций. Кроме того, первые системы электронных денег часто не обеспечивали анонимности трансакций. Практически все системы первого поколения функционировали в рамках закрытого обращения, что заранее ограничивало универсальность их использования. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек. Поэтому в отличие от прогнозов 1998 г., согласно которым к 2002 г. платежи электронными деньгами должны были составлять 41% от общего объема онлайновых платежей, их реальная доля в развитых странах сегодня не превышает 5% (рис. 3.3).
В настоящее время активно разрабатываются платежные системы электронных денег второго поколения. В их основе заложены повышенные требования к удобству данных систем для конечных пользователей, к их анонимности и универсальности. Многие компании при внедрении электронных денег широко используют поощрительные программы. Кроме того, большинство современных систем электронных денег поддерживает проведение микроплатежей. Некоторые из них обладают свойством оффлайновой совместимости, другие - разменностью и портативностью. Наиболее успешной системой нового поколения электронных денег в широком смысле являются PayPal.
В целом электронные деньги находятся лишь на начальном этапе своего развития. Данный этап характеризуется значительной технической сложностью и дороговизной платежных систем на основе электронных денег, либерализацией регулирования деятельности кредитных организаций и возрождением конкуренции в денежной сфере. Современное развитие электронных денег затрагивает не только теоретические проблемы денег, но и вопросы банковской деятельности, аспекты денежно-кредитной политики. Для широкого внедрения электронных денег в денежное обращение развитых стран необходимо выполнить следующие условия: 1) обеспечить чрезвычайно низкую стоимость трансакций с использованием электронных денег, 2) разработать четкую правовую базу, регулирующую статус эмитентов электронных денег и порядок регулирования отношений между участниками оборота электронными деньгами; 3) создать надежные и доступные шифровальные алгоритмы, гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчетов; 4) развить широкую инфраструктуру по обслуживанию плательщиков, использующих электронные деньги. Выполнение всех указанных выше условий позволит электронным деньгам занять одно из важнейших мест в денежно-кредитной системе XXI в.

100%_
Используемые Предпочитаемые

Рис. 3.3. Онлайновые средства платежей в США
Q Кредитные карты В Электронные наличные 0 Электронные чеки? Дебетовые карты 65% g Другие

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дайте определение следующим ключевым понятиям: электронные деньги, электронные наличные, закрыто циркулирующая система, открыто циркулирующая система, денежный посредник, учетный (эмиссионный) счет, одноцелевая предоплаченная карта, многоцелевая предоплаченная карта, «электронный кошелек», «сетевые деньги».
Вопросы для обсуждения

  1. Какие факторы способствовали появлению электронных денег?
  2. Какие основные типы электронных денег вы знаете и в чем их особенности?
  3. Перечислите основные свойства электронных денег.
  4. В чем состоят основные отличия электронных денег от наличных и безналичных?
  5. Следует ли государству регулировать деятельность эмитентов электронных денег?
Литература
  1. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теоретическая интерпретация и функциональный анализ. СПб.: ЛексСтар, 2003.
  2. Latzer М., Schmitz S. W. Carl Menger and the Evolution of Payments Systems: From Barter to Electronic Money. Edward Elgar Pub, 2002.
  3. O\"MahonyD., Peirce M, TewariH. Electronic Payment Systems for E-Commerce. 2nd Edition. Artech House, 2001.
  4. Vartanian T. P., Ledig R. H., Bruneau L. 21st Century: Money, Banking and Commerce. Fried, Frank, Shriver amp; Jacobson, 1998.

Еще по теме Влияние электронных денег на денежную систему:

  1. Влияние эмиссии электронных денег на устойчивость денежного обращения
  2. ЧАСТЬ II. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
  3. Проблемы и перспективы развития влияния электронных денег на товарооборот
  4. Модели денежного рынка в условиях выпуска электронных денег
  5. Влияет ли эмиссия «электронных денег» на объём денежной массы в стране?
  6. §. 1. Товарные и денежные причины в их влиянии на ценность денег.
  7. Проблемы устойчивости обращения электронных денег: инфляция и электронные деньги

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Хотя племена славян и англов, саксов, норманнов, варягов образовались приблизительно в одно и то же время, после Великого Переселения Народов (II век н.э.), по ряду причин образование сильного государства на Руси началось с X века, но зарождение монет произошло много раньше. На нашей территории чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира I (Киевская Русь, конец Х- начало ХI вв.). В «Русской Правде» металлические деньги продолжали называться, как я уже отмечала, «кунами», но появляются уже и серебряные «гривны». В XII - XV вв. князья пытались чеканить свои «удельные» монеты. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - «ефимки» (от «иохимсталеров» - серебряных немецких монет).

В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому (ХIV в.), который начал переплавлять в русские «гривны» татарскую серебряную «деньгу». Иван III (конец XV в.) установил, что право чеканки монет должно принадлежать лишь «старшему» из князей, держателю Московского престола. При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались «московки» и «новгородки», причем первые по своему номиналу равнялись половине «новгородки».

В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица - копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Это примерно соответствовало весу «новгородки»; продолжали чеканить и «московки», и «деньгу» в виде полкопейки, а также «полушки» - четверть копейки. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги - «червонцы» появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление «воровских» денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения («медный бунт» при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.).

Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стала расти рыночная цена серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополиями государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно «монетарной регалии» Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX вв. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, платежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча, носимые на шее (на «загривке»- отсюда и название) впоследствии стали основной денежной единицей Руси. Вот яркий пример огромного влияния женщин на жизнь общества, его развитие. С вопросом о весе гривны обычно связывают и вопрос о ее происхождении. Если видеть в ней «русский фунт», либо его половину, значит, гривна восходит к древнему месопотамскому фунту, заимствованному Русью и сохранившимся у нас до введения метрической системы. Но в кладах обнаруживают слитки разного веса. Некоторые исследователи пришли к заключению, что вес гривны изменяется в зависимости от того, какая страна имела наибольшие торговые связи с данной местностью.

Смена влияния Востока, Византии и Запада последовательно влияла на вес гривны (арабская унция, византийская литра, западная марка). Первой русской гривной принято считать киевскую шестиугольную гривну, вес которой колеблется от 34 до 39 золотников. Вначале разделения гривны не было, но затем в древней литературе появились названия «гривна серебра» и «гривна кун». Первое упоминание о гривне кун встречается в Ипатьевской летописи в 1287 году. Вопрос о том, что являет собой гривна кун, в чем состояло ее отличие от гривны серебра, является одним из спорных вопросов истории денег на Руси. Период с XII по XIV век вошел в историю России как «безмонетный». На северо-востоке Руси появляются татарские монеты. С XIII века, после попадания русских земель под монгольское иго, развитие монет пошло двумя путями. С XIV века в юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет. Деньга или деньга появилась как монета в конце XIV века в Москве, затем и в других русских княжествах. Из гривны серебра (204 г) чеканили 200 денег, составляющих московский счетный рубль.

Кроме денги чеканились полуденьги (полушки), в Новгороде и Пскове - четвертица, т.е. 1/4 деньги. В юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет из серебра и меди. Иван III - мудрый и великий государь - установил единую монету для всего государства с надписями на монетах «Оспадарь всея Руси». Большое ухудшение монеты в Московском княжестве произошло при Василии Темном и позднее, в XV-XVI веках, с появлением многочисленных обрезанных и поддельных монет. Возникла необходимость в реформировании и унификации денежной системы. После реформы Елены Глинской в 1534 году и присоединения Новгородского княжества к Московской Руси закрепилась общегосударственная денежная система, основу которой заложили Иван III и Василий III. Был учрежден монетный двор, монетная стопа была значительно снижена. Вместо 260 новгородок было положено чеканить 300. Однако ухудшение монеты наблюдалось и в последствии, в XVII веке.

В 1620 году вводится новый чекан, на четверть более легкой монеты. Рубль новой чеканки становится равен 10 английским шиллингам вместо 14. В середине XVII века финансовое состояние России под влиянием многочисленных войн было очень тяжелым. Важнейшим источником получения прибыли была внешняя торговля. Вырученные в ходе ее иоахимталеры (ефимки) перечеканили в русскую монету, содержащую меньше серебра. В условиях войны с Польшей правительство выпускает медные деньги с принудительным курсом, которые очень быстро вытеснили из обращения серебро. Но медные деньги легко подделывались, и, обесценившись, они вызвали Медный бунт 1662 года, после которого медные деньги были выкуплены по цене «за рубль медных денег две серебряные деньги».

Данный период, прежде всего, характеризуется развитием кредитно-бумажных денег и вытеснение ими металлических монет. Для правильного восприятия изложенного ниже материала необходимо дать определения и разъяснения некоторым экономическим терминам и понятиям, таким как «бумажные деньги» и «кредитные деньги». Правовую основу современной денежной системы России составляет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002), согласно которому:

  • 1) Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.
  • 2) Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
  • 3) Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
  • 4) Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных денег.

В конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что правительство России «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», а в ст.71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также «федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы». С конца 70-х годов денежная система страны дестабилизируется.

Национальная денежная единица - рубль оказалась в расчетах на территории СССР, а затем России, потесненной иностранными валютами, в первую очередь, долларом. О расстройстве денежной системы говорит резкое изменение масштаба цен. В результате их роста покупательная способность упала. Резко возросла денежная масса. Необходимость решения проблем стабилизации финансового рынка вылилось в либерализацию цен. Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008 г и отразился на многих странах. Если следовать старой марксисткой теории, то к 2008 г. сформировались условия для циклического кризиса: перенакопление в ходе интенсивного подъема, усиление отраслевых дисбалансов, повышение инфляции.

Можно утверждать, что подъем утратил свою устойчивость в августе 2007 г., когда затяжной кризис в секторе жилищного строительства США стал переходить в кризис ипотеки и распространяться на финансовый сектор. Именно в этот период начался взлет цен на нефть, металлы и продовольствие, а Россия испытала первый шок ликвидности. Высокие темпы экономического роста в мире с начала 2000-х годов на фоне глубоких дисбалансов в сфере сбережений и накопления. В текущем цикле обострились системные проблемы в функционировании глобальной финансовой системы. С одной стороны, огромный накопленный отрицательный платежный баланс в США и в ЕС, а с другой - растущее положительно сальдо развивающихся стран, исчисляемое в триллионах долларов, или около 1,2% мирового ВВП. Поток сбережений из развивающихся стран - в основном Китая, Индии, стран - экспортеров нефти и России - составлял в последнее десятилетие примерно 1% нормы накопления развитых стран, компенсируя нехватку собственных сбережений. Российский финансовый кризис: взрыватель чужой, но пороховой. Подъем в российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП.

Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее национальные сбережения. Вложения в основной капитал определяют капиталоемкость экономики и выступают базой ее модернизации. Наращивание инвестиций - одна из первоочередных задач для поддержания высоких темпов экономического роста. В последние годы динамика инвестиций в России существенно ускорилась и в 2007 г. превысила 20% в реальном выражении. Сохранение высокой инвестиционной активности и резкий рост инвестиций в основной капитал - важный приоритет государственной экономической политики. Вместе с тем нередко упускается из виду вопрос об источниках финансирования вложений, их структуре, стоимости привлечения и устойчивости финансовых потоков. Поданным за 2007 г., около 42% инвестиций в основной капитал России финансировалось за счет собственных средств предприятий, тогда как в 2000 г. эта доля достигала 50%. Даже при самых благоприятных условиях собственные ресурсы предприятия ограничены размерами текущей прибыли и амортизации. Если норма прибыли на осуществляемые инвестиции выше стоимости привлечения капитала, то рационально заимствование средств из внешних источников.

Сохранение высоких темпов инвестиционной активности фактически подразумевает их расширенное использование. Отметим, что в большинстве стран мира бюджетные инвестиции не превышают 3-4% ВВП, а в российских условиях особенно обоснованы сомнения в их экономической эффективности по сравнению с вложениями частного сектора. На фоне подъема 2000-х годов целый ряд проектов не получал финансирования, причем главным образом в области инфраструктуры и машиностроения; для них требовались прежде всего долгосрочные облигационные займы.

В 2007-2008 гг. была создана система поддержки ликвидности банков, но меры, направленные на переключение экономических агентов на внутренние источники финансирования, не принимались. В целом Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. В острой фазе кризиса крупнейшие финансовые группы оказались в зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций. Руководство страны встало перед нетривиальным институциональным выбором: позволить иностранным держателям залогов получить контроль над огромной долей российских активов или платить за частный бизнес. Выбор в пользу второго пути дал государству огромные рычаги в национальной экономике - намного больше, чем могли мечтать любые сторонники ренационализации.

Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых стали также заметно снижаться. Это в большой степени коснулось и российского рынка. Однако меры оперативной антикризисной поддержки должны сочетаться с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, которые сделали бы его менее подверженным воздействию внешних шоков. Кризис высветил слабости российского фондового рынка, подчеркнув актуальность вопросов о формировании его более широкой национальной основы, об уменьшении спекулятивной направленности, увеличении внутренних источников фондирования, способных обеспечить его устойчивость в условиях внешней нестабильности и ограничений международной ликвидности.

Дополнительная монетизация экономики в условиях открыто к внешнему рынку системы финансовых потоков также влечет за собой новые риски. Здесь, конечно, надо иметь в виду возможный рост инфляции, но еще важнее, чтобы ресурсы поступающие в финансовую систему, направлялись в реальный сектор, а не оставались в ней в качестве страхового инструмента. Кроме того нужно минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний. В этих целях можно использовать различные нормативы и стимулы, фактически предполагающие создание механизмов управления финансовыми потоками.

Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.

На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.

Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается финансированием правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции.

В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:

устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ

ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования направленных на выполнение приоритетных задач экономики

научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.

Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование кредитных организаций;

валютные интервенции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

эмиссия облигаций от своего имени.

В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и изменение денежной массы в стране.

Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.

Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов:

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными бумагами”.

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсайдерам, к капиталу банка.

Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка.

Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”. Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день.

Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности.

В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками.

Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных отношений в целом. Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом регулирования деятельности коммерческих банков является система рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет рефинансирования.

Вообще, банк - это организация, выполняющая определенные экономические и общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки являются частью государственного аппарата управления и контроля за деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике - перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось, к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не сформированы.

Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.

Нельзя не отметить, что банки также могут воздействовать на государство путем:

предоставления или не предоставления кредитов правительству

изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами

изменением своей кредитной политики по отношению к отечественным товаропроизводителям.

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особенности. Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального. Организующий влияние на рынок государство осуществляет, прежде всего, путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда. Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает. Их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране. Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем, сосредоточившим в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства. Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником между потребителем и производителем благ. Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - проживает в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и учреждениях. Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения и т.п. Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, которая отражает цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - позволяют решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработица, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и характера труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия и т.д. Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики получило во Франции, Японии, Швеции, Южной Кореи. До важнейших государственных инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - госзаказ. В Японии как регулирующее средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11. В Швеции особое внимание уделяют проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населения. В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюты. Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры принимают относительно энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодороги, продукции оборонной сферы. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный уровень. Государство может менять свою политику в зависимости от сложившейся ситуации. Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. К сфере регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может повлечь возобновление регулирования некоторых цен и тарифов. Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей. Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные нужды. Есть два субъекты налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля. Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибыли. Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособия, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические исследования. В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяют стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий в соответствии с национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферой. В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного руководства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система имеет децентрализованным характер, финансирование научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферой. Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативным явлениям в сельской местности - безработице, упадком социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации. Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатника. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства пшена до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского хозяйства. Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночные) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборку мусора и т.п. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджет. Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономике. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождения рабочей силы, падение уровня заработной платы. Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается самая острая конкуренция, а, во-вторых, за относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняются, быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций т.д. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставления различных налоговых льгот, коммерческой информации. В Италии, например, льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 человек. Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайние. В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики; стимулирует перелива капитала в определенные сферы деятельности; готовит кадры для приоритетных отраслей. Следовательно, государство использует многие административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большего развития приобретает кредит, во втором - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативную планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и за оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.

Историческая роль государства в денежной системе

Замечание 1

Главная задача государства не меняется на протяжении долгого времени – это выпуск денег.

В момент становления денежной системы, как целостного механизма, государство занималось изготовлением монет. Задача состояла в изготовлении определенного количества слитков, одинаковых по весу, с обязательным размещением на них штампа, характеризующего знак государственного выпуска. С течением времени эта задача осталась неизменной, вместе с тем функции и влияние государства на денежную систему заметно расширились.

Позже стал развиваться обмен различных момент друг на друга и появились параллельные стандарты в форме двух денежных систем – золотых и серебряных денег.

Таким образом, еще двести лет назад государство уже осуществляло следующие функции: контролирующая (поставляя кусочки металла определенного веса и ставя на них штамп), законодательная (придавая статус законного платежного средства выпущенным монетам), судебная (применяя соответствующие положения законодательства)

Изменения в функциях государства

С того времени степень государственного воздействия на экономику значительно увеличилась, вместе с тем даже сейчас государство не имеет такой власти, чтобы делать с деньгами все, что ему захочется. Однако в данный момент государство в большей мере является покупателем и продавцом, нанимателем, а также получателем налоговых отчислений.

Одной из специфических функций государства в роли официального контролера чеканки и по сей день является право изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение и, тем самым, воздействовать на выбор денежного товара.

Замечание 2

Таким образом, государство, меняя характеристики денежных заместителей, лишает их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, благодаря финансовым ресурсам, позволяющим ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах может заставить сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую.

Воздействие государства на денежную систему также определяется полномочиями в сфере принятия законодательства и свершения правосудия. С помощью закона государство оказывает решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена. Вместе с тем, также бытует мнение, что государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, так как он определяется исключительно в процессе коммерческих сделок.

Введение монополии на изготовление монет

Каждое государство запретило пользоваться на территории своей страны денежными единицами других государств. Таким образом, оно установило своего рода монополию на изготовление монет и законодательно установило обязанность граждан использовать определенные денежные единицы в качестве узаконенного платежного средства. Это действие позволило государство поставить под контроль всю денежную систему.

Установив монополию, государство ввело особое название для своей денежной единицы. Со временем имя монеты перестало ассоциироваться с ее весом. Все государства перестали называть свои деньги «по весу» (граммами или гранами) и ввели для них собственные имена: доллары, марки, франки и т.д.

Формирование доходов государства

В условиях рыночных отношений чтобы получить деньги, необходимо совершить обмен товарами или услугами. Вместе с тем государство наделено полномочиями выпускать деньги и обменивать их на необходимые товары и услуги, что в свою очередь приводит к возникновению инфляции.

Новое на сайте

>

Самое популярное