Домой Проценты по кредитам Экономическая роль государства: функции и методы. Экономическая роль государства

Экономическая роль государства: функции и методы. Экономическая роль государства

  • 2. Права собственности как правила игры в экономических системах
  • 3. Рынок, его структура и функции. Субъекты рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • РазделIiмикроэкономика
  • Глава 3. Основы теории спроса и предложения
  • 1. Закон и неценовые факторы спроса
  • 2. Закон и неценовые факторы предложения
  • 3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
  • Спрос d на яблоки и их предложение s, кг
  • 4. Эластичность спроса и предложения
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Теория потребительского поведения
  • 1. Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения
  • 2. Понятия предельной полезности
  • 3. Законы, определяющие потребительское поведение
  • 4. Потребительский выбор: ординалистский подход
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 5. Производство и издержки
  • 1. Производственная функция. Закон убывающей производительности факторов производства
  • 2. Равновесие фирмы-производителя
  • 3. Виды производственных издержек и их динамика. Бухгалтерская и экономическая прибыль
  • 4. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект роста масштаба производства
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 6. Теория совершенной конкуренции
  • 1. Понятие и признаки совершенной конкуренции
  • 2. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде
  • 3. Поведение фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 7. Рыночные структуры несовершенной конкуренции
  • 1. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой монополии
  • 2. Монополистическая конкуренция и олигополия
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Рынки факторов производства
  • 1. Общая характеристика рынка ресурсов
  • 2. Рынок труда и заработная плата
  • 3. Рынок земли и земельная рента
  • 4. Рынок капитала и процент
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 9. Преимущества и недостатки рыночного механизма
  • 1. Общее равновесие экономики
  • 2. Отказы рынка и необходимость государственного регулирования экономики
  • 3. Внешние эффекты и общественные блага
  • 4. Роль государства в экономике
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • РазделIiiМакроэкономика
  • Глава 10. Национальная экономика: основные показатели и их измерение
  • 1. Кругооборот доходов и продуктов в национальном хозяйстве
  • 2. Внутренний валовой продукт и методы его расчета
  • 3. Номинальный и реальный ввп
  • 4. Система национальных счетов
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
  • 2. Модель макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение»
  • Р Yис. 50. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» на промежуточном (а) и кейнсианском (б) отрезках
  • 3. Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход –cовокупные расходы»
  • 4. Парадокс бережливости
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 12. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
  • 1. Экономический цикл
  • Направления антициклического регулирования
  • 2. Безработица
  • 3. Инфляция
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 13. Бюджетно-налоговая политика
  • 1. Государственный бюджет и его структура
  • 2. Налоги и их функции в рыночной экономике
  • 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • 4. Фискальная политика государства
  • 5. Проблема балансирования государственного бюджета
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Денежный рынок, банковская система и денежно-кредитная политика
  • 1. Деньги и их функции
  • 2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
  • Р 0 mBис. 57. Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке
  • 3. Банковская система
  • 4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 15. Экономический рост
  • 1. Понятие, темпы и факторы экономического роста
  • 2. Модели экономического роста
  • 3. Влияние научно-технического прогресса на темпы экономического роста
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 16. Внешняя торговля и платежный баланс
  • 1. Мировое хозяйство
  • 2. Внешняя торговля
  • 3. Платежный баланс
  • 4. Валютный курс
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Оглавление
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
  • Наш адрес
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23
  • 4. Роль государства в экономике

    Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на их функционирование. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики есть воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой: правительство, парламент (Государственная Дума), Центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня, другие государственные органы.

    Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить общие, присущие любому демократическому государству, и особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфические функции, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявление и анализ общих экономических функций.

    Поскольку государственная деятельность в сфере экономики, прежде всего, должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, можно выделить следующие основные экономические функции государства (правительства):

    создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

    защита и стимулирование конкуренции;

    перераспределение дохода;

    перераспределение ресурсов;

    стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

    Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики? В первую очередь, заметим, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать его волю и интересы. В качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный обще-ственный порядок.

    Поэтому государство и только оно формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов, защищающих права собственности, способствующих выполнению контрактов, налогообложения и т. д. Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

    В современном обществе государство обладает правом в принудительном порядке устанавливать обязательные для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Данные требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т. е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы определяют процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (допустим, минимальную заработную плату).

    При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов:

    установленные государством законодательные условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов; само государство, будучи источником экономического (хозяй-ственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам;

    государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой контрагент должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой;

    определение и защита законодательных условий экономической деятельности – это не только право, но и обязанность государства;

    в своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости.

    Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция, но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: снижением импортных торговых пошлин, поощрением вступления на рынок новых участников и т. д. Антимонопольное регулирование включает мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидации барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно реорганизовать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

    Монополия означает определенную степень власти над ценой. Данная власть может основываться на высокой степени концентрации производства, тайных или явных соглашениях о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, создании искусственных дефицитов товаров и пр. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающего эффективность экономики ограничения конкуренции на рынках.

    Перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, стоит сложнейшая задача: выяснить критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Для ее решения нужно ответить на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначного ответа.

    Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляет общие (рамочные) условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

    О такой функции государства, как перераспределение доходов и ресурсов, мы подробно говорили ранее. Сейчас коротко остановимся на чрезвычайно важной, но выходящей за микроэкономический уровень функции государства – на стабилизации экономики и стимулировании экономического роста.

    Государство призвано активно проводить стабилизационное регулирование экономики для сокращения высокого уровня безработицы и инфляции при спаде национального производства. В пери-оды оживления и подъема экономики приоритет отдается мерам стимулирования наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также развития технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, предоставляя гарантии и льготы потенциальным инвесторам.

    Поскольку периодически наступающие спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение. В случае же наступления спада должны быть приняты меры, призванные создать условия для быстрейшего его преодоления и смягчения его последствий для жизни населения. Немаловажное значение имеет также прогнозирование сроков наступления спада, его возможной глубины и т. д.

    Таким образом, в современных условиях государство разрабатывает и реализует стабилизационные (антикризисные) программы, которые должны быть направлены на обеспечение занятости населения, увеличение его совокупных расходов и поддержку конкурентоспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на возрастание доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т. п., что обеспечит сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

    Подчеркивая необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства, вместе с тем следует помнить о возможности принятия государственными органами неоптимальных с позиций общества экономических решений. По аналогии с отказами рынка их можно назвать отказами (провалами) государства. Отметим, что речь идет не об отдельных субъективных ошибках или коррумпированности ответственных чиновников. К провалам государства относятся, прежде всего, недостаток объективной ин-

    формации и чрезмерный бюрократизм в принятии экономических решений, ограниченность мотивации к эффективному и рациональному ведению дел, увязка принятия экономических решений с политическими решениями властных структур и организаций.


    Экономические функции современного государства реализуются через его экономическую политику. Новая история экономической политики берет свое начало с эпохи становления предпринимательского строя и первоначального накопления капитала. Меркантилизм был первой научно обоснованной концепцией экономической политики нового государства. В основу этой концепции положена идея расширения вмешательства государства в хозяйственные дела, процессы производственного воспроизводства.
    Меркантилизм как политика обеспечивал доступными в свое время для государства средствами содействие развитию тех отраслей экономики, которые занимали доминирующее положение в народном хозяйстве. Он возлагал на государство функции содействия обрабатывающей промышленности, заботу о путях сообщения, таможенной и колониальной политике, внешней торговле, экспортным отраслям, которые обеспечивали поступление в страну золота. Эти отрасли государство брало под свой контроль.
    Со временем политика меркантилизма стала тормозом развития экономики. Концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, которая базировалась на идеях свободы торговли, ограничения вмешательства государства в экономику. Экономическая политика физиократов основывалась на требованиях развития конкуренции. Главный постулат этой политики состоял в том, что экономика должна развиваться на началах так называемого естественного права.
    Со временем такой курс трансформировался в экономическую политику поддержки свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии. Экономическая политика, которую предлагали теоретики классической школы, основывалась на постулате, что частный интерес всегда совпадает с интересом общественным. Главная задача общества – это рост богатства. Поэтому государству не следует вмешиваться в дела частного производителя. Так родилась догма невмешательства государства в экономику. На практике интересы многих слоев и общества в целом не совпадали. Государство, реализуя экономическую политику классической школы, взяло под свою защиту лишь богатых. Известный экономист того времени С. Сисмонди, критикуя классическую школу, писал: “Неужели богатство – все, а люди – ничто?” Наиболее решительными критиками классической школы были социалисты-утописты, а со временем – марксисты.
    Уже в ХIХ в. в полной мере проявляются недостатки частнохозяйственной деятельности во многих отраслях экономики. Наряду с ростом богатства, которое сконцентрировалось в руках ограниченного круга людей, массовыми стали нищета, голод, безработица и пауперизм. Соперничество между социальными слоями переросло в так называемую классовую борьбу. Политическая ситуация во многих странах стала нестабильной. Экономическая политика, основанная на идеях классической школы, постепенно исчерпывает свой потенциал. Начинается процесс передачи ряда отраслей экономики в управление государством. В ХХ в. в отдельных странах, где к власти пришли марксисты тоталитарного направления, произошло полное огосударствление экономики.
    Два противоположных подхода к экономической политике государства, один из которых основывается на идеях расширения государственного вмешательства в экономику, а второй – на ограничении его роли в этой сфере, и сегодня в центре дискуссий даже в развитых странах. Сторонники кейнсианских и неокейнсианских концепций выступают за усиление регулирующей роли государства в экономической сфере. Их противники – представители неоклассического и монетаристского направлений – призывают к ограничению его вмешательства в хозяйственные процессы. Сформировалось компромиссное направление так называемого неоклассического синтеза. Время от времени берет верх та или иная, хотя и модифицированная, модель экономической политики государства.
    Механизм взаимосвязи политики государства с экономикой сегодня достаточно сложный. Экономика как реальный базис общества, как система исторически обусловленных отношений во многом определяет политику государства. Социальная структура общества, вступающего в постиндустриальный период развития, сложна и пестра. Интересы всех социальных слоев сегодня отражаются в деятельности и защищаются многими политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями. Через их посредничество экономические интересы различных социальных слоев интегрируются в политическую систему общества, влияют на характер принимаемых государственной властью решений, в том числе и экономических. Так определяются основные направления экономической политики государства, отрасли бюджетного финансирования, системы и размеры налогов, социальные программы, масштабы государственного вмешательства в экономику.
    Экономическая политика государства, ее экономические функции формируются сегодня в результате сложного механизма взаимодействия и борьбы интересов различных слоев населения. Такая политика является результатом определенного консенсуса этих интересов, их равнодействующей силой. Функция государства как инструмента реализации классовых экономических интересов ограничивается, все более уступая его общеэкономическим и общесоциальным функциям. Руководствуясь приоритетами обеспечения социальной стабильности, государство может проводить экономическую политику даже вопреки временным интересам господствующих слоев населения, конечно, на определенном отрезке времени. Современная диалектика экономики и политики является основой для формирования институтов правового государства.
    Самостоятельность институтов государства в проведении экономической политики имеет и отрицательные последствия. Нередко избиратели вообще теряют контроль за деятельностью тех политических сил, которых они уполномочили представлять свои интересы. Политические партии и группировки, отдельные группы политических деятелей, которые имеют государственную власть, часто используют ее в свою пользу. Относительная самостоятельность государства, аппарата, который его обслуживает, может привести к полному разрыву между целями экономической политики государства и интересами общества. Вот почему даже в высокоразвитых странах стоит вопрос обеспечения общественного контроля за механизмом принятия государственных решений, реализацией государством своих экономических функций.

    Фиаско рынка как причина необходимости государственного регулирования

    Определение 1

    Под государственным регулированием в экономике понимают комплекс мер, осуществляемых государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.

    Хотя рыночное регулирование имеет множество достоинств, его недостатки – называемые «фиаско рынка» или «провалы рынка» приводят к необходимости государственного вмешательства.

    Приведем в пример некоторые из них:

    • государства предоставляют обществу такие виды социальных и смешанных благ, которые не доходят до населения в полном объеме через рынок. В первую очередь это блага , характеризующиеся неисключаемостью и неконкурентностью;
    • если социальная ориентация производимых благ возрастает, то экономика приобретает уязвимость перед циклическим экономическим развитием. Наиболее остро это проявляется в периоды кризисов. Указанное явление порождает необходимость регулирования экономики со стороны государства как носителя сознательного начала на макроуровне.
    • в условиях рынка возникают отрицательные внешние эффекты, которые носят название экстерналий. Экстерналии характеризуются возникновением ущерба в результате рыночных отношений между одними лицами или дополнительных издержек у других лиц, которые в свою очередь не являются субъектами данных экономических отношений. Например, экологические отрицательные внешние эффекты увеличения производства обусловлены тем, что рыночный механизм заставляет предприятия понижать уровень издержек производства, в том числе тех из них, которые идут на охрану природы, в результате чего производство товарной продукции зачастую сопровождается загрязнением природной среды и появлением экологического ущерба, накладывающегося на всё общество;
    • разработка и воплощение на практике многих достижений научно-технического прогресса требует значительного вложения капитала, таких объемов денежных средств, которые в состоянии инвестировать лишь государство;
    • государственное вмешательство в экономику необходимо в связи с наблюдающимся стремлением к монополизации ее важнейших сфер, нарушающей совершенство рынка. Государство старается препятствовать такой тенденции, действуя через антимонопольную политику, однако рынок в этом случае становится все менее совершенным;
    • воздействие ожесточенной международной конкуренции также стимулирует развитие государственного регулирования рынка;
    • рынок не способен обеспечить поддержку социально незащищенных групп населения. Рынком не гарантируется право на образование, на труд, на доход, не обеспечивается социальная защита малообеспеченных слоев населения. Как следствие, государству приходится вмешиваться в сферу распределения и перераспределения доходов.

    Направления государственного вмешательства в экономику

    Направления государственного вмешательства в экономику для смягчения провалов рынка могут быть объединены в следующие группы:

    • разработка и утверждение правовых основ функционирования экономики, включая вопросы права собственности, взаимные обязательства участников экономической системы;
    • защита рыночных механизмов от разрушающего воздействия несовершенной конкуренции (антимонопольная политика);
    • определение целей и приоритетов макроэкономического развития;
    • социальная политика – изменение социальных отношений. Рынком не гарантируются право на труд, на образование, на доход, не обеспечивается социальная защита малообеспеченных слоев населения. Поэтому возникает необходимость в государственном вмешательстве в сферу распределения и перераспределения доходов;
    • решение проблем, связанных с внешними эффектами, т.к. фирмы стремятся уклониться от связанных с ними затрат;
    • решение проблем, связанных с производством общественных благ и услуг (в том числе – национальная безопасность);
    • решение глобальных проблем, финансирование фундаментальной науки.

    Лекция:


    Экономические функции государства


    В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества.

    Одна из главных ролей государства в экономике заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно:

      Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).

      Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платит за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ.

      В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.

    Другими экономическими функциями государства являются:
    • Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).
    • Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
    • Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
    • Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста.
    • Повышение показателей ВВП, ВНП и НД.
    • Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
    • Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.
    • Участие в решении глобальных проблем человечества.

    Механизмы государственного регулирования экономики

    Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.

      К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.

      К косвенным относятся финансово - экономические методы: денежно - кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно - кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно - кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.

    Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс). Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

    Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

    К внутренним функциям государства относятся:
    • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
    • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
    • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
    • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
    • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
    К внешним функциям государства относятся:
    • оборона страны;
    • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
    • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
    • культурное и научно-техническое сотрудничество.

    В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

    Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

    К ним относятся:

    • Реализация государственного управления на соответствующей территории
    • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
    • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
    • Социальная защита населения
    • Поддержание макроэкономической стабильности
    • Реализация межгосударственного сотрудничества
    • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

    Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

    К данным функция относятся:

    • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
    • Развитие инфраструктуры
    • Общедоступное и профессиональное образование
    • Социальное обслуживание населения
    • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
    • Развитие науки и инноваций

    Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

    • органы государственной власти;
    • органы государственного управления;
    • суды.

    Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

    Функции государства и финансы

    Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

    Организационная функция государства

    Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

    Социальная функция государства

    Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фондыПенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

    Экономическая функция государства

    Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

    Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

    Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

    Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

    Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

    Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

    Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

    Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

    Функции государства в смешанной экономике

    Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
    • установление и защита права собственности;
    • борьба с провалами рынка;
    • перераспределение ресурсов.

    Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

    Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

    Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное