Домой Сбербанк Последствия промышленной революции в европе. Промышленная революция: сущность и последствия

Последствия промышленной революции в европе. Промышленная революция: сущность и последствия

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т , Вели́кая индустриа́льная револю́ция ) - переход от ручного труда к машинному , от мануфактуры к фабрике , наблюдавшийся в ведущих западных державах в XVIII-XIX веках.

Основной чертой промышленной революции являлась индустриализация - переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное . Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий) и увеличением жизненного уровня населения.

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Промышленный переворот в Англии (рус.) Новая история

    ✪ Технические изобретения Промышленного переворота (рус.) Новая история

    ✪ Общество эпохи Промышленной революции (рус.) Новая история

    ✪ Завершение Индустриальной революции в Европе (рус.) Новая история

    ✪ 15x4 –15 минут про промышленную революцию

    Субтитры

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Промышленность также исключительно успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, но обладавших развитой работорговлей, наиболее ярким примером здесь явились США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , следующие экономические и социальные факторы промышленной революции в Англии были главными :

При этом он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна , Кристофера Хилла , Чарльза Уилсона, Ж. Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма , введённая в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии , Австрии и Швеции , где тоже были введены протекционистские системы .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Аркрайта (1769), Харгривса (англ.) русск. и Кромптона . Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретённая Джеймсом Уаттом и запатентованная им в 1775 году паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии каменноугольный кокс пришёл на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретённом Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработки Джеймса Уатта была предложена в 1778 году, Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 году фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

В то же время механизмы, использующие водную и ветряную энергию, ещё долго конкурировали с паровыми двигателями. В частности, до 1870 года в Соединенных Штатах большинство фабрик использовали энергию водяных турбин, а не паровых машин .

Текстильная промышленность

В начале XVIII века британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 году летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 году была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 году близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 года. Изобретателем - ткачом Джеймсом Харгривсом в 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни» , на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В 1771 году в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводились в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 году в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Среди других ремёсел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввёл в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 году в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби , основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 году внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост , первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 году Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 год производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 году, втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 год экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза .

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в -1829 года предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 году. После 1830 года в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 году Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 году французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 году британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мёрдоку . Он изобрёл процесс получения светильного газа путём пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-1820 годы. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наёмных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселённых квартирах обитали: в Познани - 53 %, в Дортмунде - 41 %, в Дюссельдорфе - 38 %, в Ахене и Эссене - 37 %, в Бреслау - 33 %, в Мюнхене - 29 %, в Кёльне - 27 %, в Берлине - 22 % рабочих. Были перена­селены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе , 75 % в Сент-Этьене . Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причём мужчина, работавший днём, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч насе­ления живёт ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошёл демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек . Кроме того, считается, что промышленная революция кардинально изменила сами представления о благополучии в европейских и американских обществах .

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространённым, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажёры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки , и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчёты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

Промышленная революция это важный период в истории человечества, который повлиял на каждый аспект современной жизни. Началась она в Англии во второй половине XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века, распространяясь на другие страны Европы. В ходе переворота произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от ручного труда к крупному машинному фабрично-заводскому производству. Также произошло изменение в обществе – оно трансформировалось из аграрного в индустриальное. Важной составляющей промышленного переворота было внедрение в транспорт и производство рабочих машин и механизмов, которые заменили ручной труд людей.

Промышленная революция началась в Великобритании в 60-ые года XVIII века и охватила другие страны Европы и Америки в XIX веке.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет – 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700 – 800 человек.


Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 – для каменноугольных копей, 22 – для медных копей, 28 – для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в три раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812 – 1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс полагает, что главными причинами промышленной революции в Великобритании были:

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

ИСтория рАзвития теории механических колебаний

Мы уже рассмотрели зарождение классической механики, сопротивления материалов и теории упругости. Важнейшей составной частью механики является также теория колебаний. Колебания являются основной причиной разрушения машин и сооружений. Уже к концу 1950-х гг. 80 % аварий техники происходило вследствие повышенных вибраций. Колебания также оказывают вредное воздействие на людей, связанных с эксплуатацией техники. Они также могут быть причиной отказа систем управления.

Несмотря на все это теория колебаний выделилась в самостоятельную науку только на рубеже XIX века. Однако расчеты машин и механизмов вплоть до начала XX века проводились в статической постановке. Развитие машиностроения, рост мощности и скорости паровых машин при одновременном снижении их веса, появление новых видов двигателей – ДВС и паровых турбин привело к необходимости проведения расчетов прочности с учетом динамических нагрузок. Как правило, новые задачи теории колебаний возникали в технике под влиянием аварий или даже катастроф, происходящих от повышенных вибраций.

Вторая половина 18 века - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, стартовал – в Англии.

Главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. К характерным чертам относилось также начало использования энергии угля и пара.

Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство. Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна еще в средние века, но получали ее из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Основной центр инноваций - Англия:

- Текстильная промышленность - Прядение нити из хлопка на прядильных машинах

- Паровой двигатель - Изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780х годах она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна

- Металлургия - В черной металлургии кокс пришел на смену древесному углю, так же как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Промышленный переворот в России начался в 1830-1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891-1900 гг., в 1920-1930-е годы и 1950-1960-е годы.

43. Машинно-техническая революция. Краткая характеристика. Географические аспекты.

Это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в. Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов. В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

Инновации:

Бессемеровский процесс стал первым недорогим способом промышленного производства высококачественной стали. Изобретенный Генри Бессемером, он революционизировал изготовление стали за счет снижения трудоемкости и стоимости, что обеспечило массовое производство этого важнейшего материала. Вслед за бессемеровским вскоре появился мартеновский и другие способы выплавки стали.

Идея стандартизации узлов и механизмов появилась еще в начале XIX в., прежде всего в оружейном деле. Основанная на внедрении металлорежущих станков, к середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. Происходивший в эпоху второй промышленной революции быстрый рост масштабов промышленных предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к разработке системы научной организации труда или «тейлоризма».

В производстве бумаги с изобретением бумагоделательной машины лимитирующим фактором стало сырье и возникла необходимость в переходе от дорогостоящего хлопка к более дешевому древесному сырью. В 1840х годах его готовили путем тонкого измельчения древесины, но к 1880 м годам перешли на химические способы обработки древесины.

Нефтяная промышленность зародилась около 1859 г. в США, где из нефти, добываемой в Пенсильвании, стали делать керосин для ламп. Керосиновые лампы обходились дешевле светильников на растительных и животных жирах и были более распространенными, чем появившиеся к тому времени в некоторых городах газовые фонари. Лишь к 1890 м годам в уличном освещении начали использовать электричество, а для освещения домов оно начало массово применяться лишь в 1920х годах. Бензин поначалу был побочным продуктом в производстве керосина, но в начале ХХ в. он нашел широкое применение в автомобилях, и для его массового производства начали применять крекинг

Электрический телеграф вначале применяли для связи на железных дорогах, но вскоре он стал общим средством связи.

Электрификация стала основой дальнейшего развития технологической революции к созданию поточных линий и поточного производства

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики, а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии.

Характерные черты: Переход к индустриальному обществу. Развитие сферы услуг.

Центры инноваций: UK (остается лидером до сих пор, но по инвестициям в науку уже остает от США и Германии максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл, работали в Великобритании), USA (1869 г. – открытие первой трансконтинентальной железной дороги, по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней; Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит; С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет.)Германия (бъединение германских капиталов в концерны, подобные американским трестам, позволяло использовать экономические ресурсы более эффективно, чем это происходило в Великобритании. По суше германские вооруженные силы теперь перемещались по железным дорогам. Кроме грузовых и пассажирских вагонов появились бронепоезда. После победы над Францией в ходе франко-прусской войны в 1871 г. Германия аннексировала промышленно развитые регионы Эльзаса и Лотарингии, что также усилило ее экономический и военный потенциал, К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей.), начало 20в-СССР, Япония (Мэйдзи), Бельгия, получившая независимость в 1830 г., также стала к этому времени промышленно развитой страной. Компактная по территории, она быстро соединила железными дорогами все свои крупные, в том числе портовые города между собой и с соседними государствами, став крупнейшим транспортным узлом всего региона. В частности, торговые связи Великобритании с континентальной Европой теперь были преимущественно опосредованы бельгийскими торгово-промышленными центрами

Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности ее заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

44. Научно-техническая революция. Географические аспекты.

Коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Черты НТР

  1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства
  4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

  1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  3. Производство:
    1. электронизация
    2. комплексная автоматизация
    3. перестройка энергетического хозяйства
    4. производство новых материалов
    5. ускоренное развитие биотехнологии
    6. космизация
  4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ - начале XXI вв.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

Промы́шленный переворо́т (промышленная революция) - исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству. Начало промышленного переворота связано с изобретением рабочих машин и внедрением их в производство товаров, а завершение - с производством машин машинами, то есть развитием машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники. Промышленный переворот дал толчок обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Раздробленные процессы производства объединились в общественный производительный процесс. Революционные изменения в орудиях и в организации производства привели к переходу от доиндустриального общества к индустриальному обществу В 1760-1820-х годах промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца 19 века на путь промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония. В России начало промышленного переворота относится к первой половине 19 века, а завершение - к концу 1870-х - началу 1880-х годов.

Впервые понятие промышленного переворота начал применять в 1830-х годах французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х годов термин стал использоваться марксистами . В первом томе «Капитала» Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди немарксистов понятие промышленного переворота получило признание в конце 19 века под влиянием британского историка Арнольда Тойнби. Вехами эпохи промышленного переворота стали: появление принципиально новых средств труда - машин (механизация производства); формирование нового типа экономического роста - переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту; завершение формирования новой социальной структуры - превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

Сущность промышленного переворота

Исторические предпосылки развития машинной индустрии были созданы мануфактурной формой производства. Рост капиталистического производства влек за собой расширение как внутреннего, так и внешнего рынков, но оно наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства. Промышленный переворот стал общеисторическим явлением, характерным для ряда стран, но вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к машинной индустрии происходило неравномерно.
Лидером в этом плане выступила Великобритания , где промышленный переворот начался в 1760-х годах. Его начало связывают с изобретением в 1764-1765 годах британским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери Дженни. Прялка «Дженни» примерно в двадцать раз увеличила производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление цехов, механическая прялка стала использоваться в Великобритании в 1770-1780-х годах практически повсеместно. К 1787 году в британской промышленности использовалось уже более 20 тысяч таких машин. Прялка «Дженни» приводилась в действие мускульной силой ткача, но в 1769 году Ричард Аркрайт, запатентовал прядильную машину непрерывного действия с водяным приводом. В 1775 году ткач Самуэль Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань.
Механизация отдельных операций порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в смежных операциях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась диспропорция между прядением и ткачеством. В 1785 году был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Эти инновации обеспечили массовый выпуск дешевых и качественных хлопчатобумажных тканей фабричным путем, и Великобритания стала обеспечивать текстильными тканями все развитые страны мира. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства и разорение массы мелких товаропроизводителей.
Оснащение машин множеством одновременно действующих органов вызвало необходимость двигателя. С конца 1790-х годов в текстильной промышленности стал использоваться запатентованный в 1784 году паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тысяч паровых машин. Рост промышленного производства и расширение рыночных связей потребовали совершенствования средств транспорта. В первой четверти 19 века начали функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.
Распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. В процессе промышленного переворота выявлялось несоответствие между расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 века в промышленности начали использовать металлообрабатывающие станки, в том числе механические молоты и гидравлические прессы. Особенно большое значение имело изобретение британским механиком Генри Модсли в 1798-1800 годах токарного станка с механическим суппортом, который позволял нарезать винты и гайки стандартных размеров. Г. Модсли стал основателем технической стандартизации. Механизация производства машин позволила наладить поточное производство огнестрельного оружия.
Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл . На протяжении 1788-1820 годов выплавка чугуна увеличилась примерно в шесть раз. Увеличению выпуска металла способствовал осуществлявшийся с 1780-х годов переход в металлургии к пудлингованию, обеспечивавший производство железа из чугуна с помощью минерального топлива. Механизация производства и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, что представляет собой основной признак крупной машинной индустрии. В 1810-1820-х годах крупная машинная индустрия в Великобритании одержала победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала промышленной державой, «мастерской мира». Рост производительных сил сопровождался обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 году в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.
Вслед за Великобританией на путь развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия. Общие экономические условия для развития капиталистического производства в США сложились после победы в Войне за независимость (1775-1783). Техническому перевооружению хлопчатобумажной промышленности способствовало отсутствие цеховых ограничений и использование технического опыта британской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и развитие машиностроения в северо-восточных штатах США пришлось на 1850-1860-е годы.
Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства во Франции были сделаны 1780-х годах, однако переход от мануфактурного производства к использованию машин в ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия. В Италии промышленный переворот начался в 1840-х годах. Фабричное производство развивалось в северных районах страны. Победу над кустарным производством и мануфактурой машинная индустрия в Италии одержала в последней трети 19 века. В Германии развитие машинного производства ускорилось во второй половине 19 века, в 1850-1860-х годах начался бурный рост тяжёлой промышленности.
В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-1868). В последних десятилетиях 19 века японские предприниматели использовали технический опыт западноевропейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Японское правительство активно участвовало в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.
Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, промышленный переворот вместе с тем привел к ее отделению от земледелия и к росту крупных промышленных центров. Развитие машинной индустрии неизбежно влекло за собой ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Рост капиталистического фабричного производства способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к возникновению массовой безработицы.
По мере того, как крупная промышленность завоевывала господствующее положение в общественном производстве, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 1840-х годов около трех четвертей населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата началась его борьба за свои права. Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал с политическими выступлениями. В 1830-1840-х годах в Великобритании получило развитие чартистское движение. В этот же период имели место выступления рабочего класса во Франции (Лионские восстания 1831 и 1834 годов) и Германии (восстание силезских ткачей 1844 года).

Социальные последствия

Изобретение машин не было новинкой эпохи промышленного переворота. Еще в античное время были известны механические приспособления, в том числе и на основе использования силы водяного пара. Попытки использования машин в мастерских ремесленников известны и в средние века. С технической точки зрения промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше. Однако для нее должны быть подготовлены социальные условия. Для внедрения машин было необходимо ликвидировать средневековую цеховую систему, которая ограничивала рост производства и сбыта товаров, обеспечить защиту прав изобретателя.
В истории известны примеры репрессий против изобретателей. Так, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 году британский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям и был вынужден бежать во Францию. Ярким подтверждением средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18-19 веков, когда рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».
В середине 18 века в Великобритании были приняты специальные законы, защищающие исключительные права изобретателя на использование его открытия. В результате изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать предпринимателями, получили прибыль от использования своих патентов . Промышленный переворот качественно изменил темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды подъема экономики перемежались с периодами спада, в результате средний темп прироста колебался около нуля.
Марксисты рассматривали промышленный переворот с точки зрения изменения социальных характеристик процесса труда и структуры общества. Орудия труда приобрели такую форму существования, которая обусловила замену человеческой силы механизмами, а эмпирических рутинных приемов труда - сознательным применением научных знаний. После промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью. В доиндустриальных обществах производство зависело от индивидуальной квалификации работника и его физической силы. Поэтому процесс труда оставался индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской.
Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд работников на мануфактуре, то производительность труда росла незначительно, а потому мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку обладал навыками и опытом для этого. Поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.
Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым в социальную структуру общества. Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него не требовалось умение изготавливать своими руками от начала до конца товар , а выполнять у машины однообразные операции, работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это обстоятельство является реальным подчинением труда капиталу, когда наемный работник не может вернуться в число самостоятельно занятых. Предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами. Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 - начале 19 века произошло уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Техническое подчинение рабочего создало на начальной стадии развития капитализма казарменную дисциплину труда.

План
Введение
1 История промышленной революции
2 Причины промышленного переворота
3 Промышленный переворот в России
4 Cоциальные последствия
Список литературы

Введение

По отраслям:

Хронология физических открытийХронология биотехнологийХронология информационно-коммуникационных технологийХронология вычислительной техникиИстория электротехникиИстория материаловеденияИстория измеренийХронология медицины и медицинской технологииХронология развития сельского хозяйства и производства пищиИстория ядерных технологийХронология транспортных средств

Общие хронологии:

Хронология изобретений человечества (XXI век)Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

1. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Паровая машина Дж. Уатта

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин - для шерстяных фабрик, 30 - для каменноугольных копей, 22 - для медных копей, 28 - для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

2. Причины промышленного переворота

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, членами протестантских общин и т.д.), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. );

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества .

Новое на сайте

>

Самое популярное