Домой Виды займов Механизмы обеспечения информацией и координации решений: план и рынок. Роль рыночного механизма в координации экономической деятельности

Механизмы обеспечения информацией и координации решений: план и рынок. Роль рыночного механизма в координации экономической деятельности

Кто же осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек – неповторим, у каждого свои вкусы и предпочтения, свои представления о способах, которыми необходимо осуществлять производство и распределение благ.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархия.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как это возможно осуществить, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель предприятия не в состоянии окинуть взглядом весь «экономический космос»? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования, представляют собой (количественно) величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Ф.Хайеком спонтанным (самопроизвольным) порядком, что подчеркивает эволюционный, независимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия – это и командно-административная система, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель предприятия отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.


В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависит сам факт той или иной организации общества?

Для этого важно ввести новую категорию, которая используется экономической теорией, а именно, трансакционные издержки. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д. Здесь перечислены далеко не все компоненты трансакционных издержек. Однако уже из этого краткого определения ясно, что та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок во многом в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого сотрудничества» необходимо собрать информацию о потенциальных контрагентах обменных сделок, проконтролировать исполнение договора и т.п. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию окажется непосильной никакому Центру задачей. А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия. Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник (например, рабочий при сборке автомобилей или клерк в банке) узнает от своего непосредственного начальства.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Этот подход помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И.Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана).

3. 4.

3. 5.


Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшим в свет в 1776 г. Из последующих научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы, созданные Д. Рикардо (1817 г.), Ф. Листом (1841 г.), Дж.С. Миллем (1848 г.), К. Марксом (1867 г.), К. Менгером (1871 г.), А. Маршаллом (1890 г.), Дж. Кейнсом (1936 г.), П. Самуэльсоном (1951 г.). Из российских экономистов прошлого, делавших упор на системное представление об экономике, следует отметить И.Т. Посошкова, А.И. Бутовского, Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского, А.И. Чупрова, П.Б. Струве, В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева. Если элементы экономики не были бы систематизированы, перестали бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, экономическая политика была бы неэффективной и нескоординированной.

В российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Обычно авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках.

Сам термин "экономическая система" применяется на разных уровнях. Экономической системой можно считать и самые простые образования, например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты, однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом. Но в любой экономической системе первичную роль играет производство с распределением, обменом, потреблением, во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга. Ими являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм – способ регулирования экономической деятельности.

Сущность экономической системы

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей, подразделений и др. Развивающиеся экономические системы можно делить на социально-экономические и технико-экономические

Разные этапы развития экономической системы характеризуются специфическими чертами. Сложная экономическая система имеет не только структурные, но и генетические связи. Это значит, что с развитием системы связи не остаются неизменными. Поэтому структура и специфические черты экономической системы являются продуктом истории. Чем сложнее система общества, тем сильнее проявляется необходимость ее регулирования. В то же время, чем более высоко организована экономическая система, тем выше потребность в автономности и относительной свободе ее основных частей.

Экономическая и любая другая система являются частью более крупной. Например, предприятие связано с деятельностью отрасли в целом, межотраслевыми экономическими системами, с экономической системой общества, а та в свою очередь посредством международной специализации - с экономическими системами обществ в других странах. Изучение экономической системы общества предполагает: выделение ее основных элементов, уровней и установление отношений между ними; анализ происхождения и развития (генезиса) экономических систем общества; сравнение разных подходов к анализу экономических систем; выделение основных признаков, на основании которых можно определить типы экономических систем.

Характер и структура хозяйственного механизма зависят от содержания организационно-экономических отношений, которые в свою очередь наполнены содержанием структуры общественного производства. Например, большой удельный вес в экономике сельского и лесного хозяйства, легкой промышленности, кожевенного и обувного производства предопределяет необходимость развитого местного самоуправления, а отраслей обрабатывающей промышленности - общегосударственного управления. В первом случае используется один тип хозяйствования, во втором - другой.

Хозяйственный механизм охватывает не только организационно-экономические отношения, прямо связанные с производством и другими хозяйствующими структурами, но и социально-экономические отношения, надстройку; т.е. не только первичные, но и вторичные экономические связи и хозяйственные процессы. Хозяйственный процесс обычно организуется так, как того желает владелец производства. В кооперативном производстве используется один принцип управления, а в государственном секторе - другой. В частном производстве может применяться принципиально иной метод управления. Кроме того, ряд хозяйственных действий регламентирован законодательными актами. Так, доходами предприятий нельзя свободно распоряжаться, пока не будут уплачены налоги, не будет произведен расчет за кредиты. Таким образом, хозяйственный механизм охватывает не только чисто экономические, но определенный спектр социально-экономических (и даже общественных) отношений.

Современная классификация экономических систем предполагает четыре модели экономических систем:

  • Традиционная экономика;
  • Командно-административная экономика (плановая);
  • Рыночная экономика (чистый капитализм);
  • Смешанная экономика.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Самая примитивная из всех типов экономических систем. Существует в экономически слаборазвитых странах. Базируется на отсталых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование всевозможных форм хозяйствования при данной экономической системе. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств. Так как национальное предпринимательство в таких странах развито слабо, огромную роль в их экономике играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический прогресс.

Особенностью традиционной системы является активная роль государства, которое направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода.

Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы. Личная свобода всех участников экономической деятельности выступает одной из главных предпосылок чистого капитализма. Поведение каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, значит существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Одним из основных условий экономического прогресса стало юридическое равноправие наёмного работника и предпринимателя как участников рыночных отношений. Появилась свобода перемещения рабочей силы в пределах рынка труда, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров. Стремление получения максимальной прибыли при предельно экономном использовании ресурсов служит мощным стимулом для развития производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Сторонники чистого капитализма утверждают, что именно такая экономическая система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и быстрому экономическому росту. Здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве государства в экономический процесс, которое будет только подрывать эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

В рыночной экономике домашние хозяйства составляют планы закупок, а предприятия – свои производственные планы самостоятельно и независимо одно от другого. Обе стороны стремятся реализовать свои планы. Предприятия хотят, например, продавать как можно дороже, а домашние хозяйства – покупать как можно дешевле. Через механизм рыночных цен происходит выравнивание цены спроса и предложения. Цена в условиях равновесия рынка информирует продавца и покупателя о дефиците или избытке соответственно товара.

Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном государство призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики.

Свобода заключения контрактов гарантирует производителям и потребителям право покупать и продавать по своему усмотрению, в соответствии с собственными планами хозяйственной деятельности. Каждому предпринимателю, предоставлена свобода заняться каким-либо видом деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция. Свободный выбор места работы дает возможность лицам наемного труда по своему усмотрению выбирать род и место работы.

Как уже говорилось, командная экономика характеризуется тем, что основные решения по ведущим вопросам принимает государство, а исполняют эти решения низовые звенья. А рыночная экономика является хозяйственной системой, которая построена на всестороннем использовании рыночных связей. Она охватывает весь комплекс: производство, распределение, обмен, потребление. Её центром является рынок, где идёт упор и ориентация на спрос и предложение, то есть рынок выражает отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем товаров.

Основу централизованной системы составляет государственная собственность, а основу рыночной экономики – частная собственность.

Экономическая система с централизованным управлением функционирует при полном отсутствии частной собственности. В этом случае государство выступает как распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников, административной бюрократии, а рабочая сила – как пользователи – производители. При этом необходима многочисленная недешевая армия государственных чиновников, которая собирает необходимую информацию, например, потребности в запасах сырья, производственных мощностях, произведённой продукции, обрабатывает её, составляет текущие и перспективные планы, согласовывает их между собой, пересматривает, контролирует выполнение. На это затрачивается очень много времени и средств, поэтому производство, как правило, отстаёт от потребителя.

Примером данной макроэкономической политики может служить и Россия в недавнем прошлом, когда для того, чтобы произвести какой-либо товар, необходимо было преодолеть множество всевозможных порогов административной бюрократии. Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классической формы частной собственности и её модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего высокий экономический интерес. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методов пользования.

В настоящее время широко применяется смешанная экономическая система, в основе которой лежит рыночная экономика. Целью же государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования, Т.е. конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Другими словами, «невидимая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государства, посредством законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Известно, что общественное производство должно решать следующие три проблемы:

1. Что производить;

2. Как производить;

3. Для кого производить.

Так вот, в странах с командной экономикой эти проблемы решает та самая многочисленная и «дорогая» бюрократия.

В странах с рыночной экономикой на вопрос: «Что производить?» отвечают, ориентируясь на потребительский спрос; «Как производить?» – производитель решает сам, при этом строит свое производство так, чтобы был минимум издержек и максимум прибыли; наконец на вопрос "Для кого производить?» рынок отвечает: «Для тех, кто способен купить товар».

Как раз в этом случае государство и должно обеспечивать покупательскую способность во избежание социальных конфликтов, но делая это так, чтобы не «убивать» деловую активность инициативных людей.

Смешанную экономику отличает разнородность входящих в её состав элементов, в следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.

В настоящее время смешанная экономика предстает в следующих формах:

· смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

· смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Распространение идеи смешанной экономики отражали реальные изменения в социально-экономической жизни общества, проявившиеся в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных начал. Наиболее распространенная трактовка термина «смешанная экономика» делает упор на сочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразии форма собственности. Другая позиция выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Все эти трактовки не противоречат друг другу, они отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Её элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы - социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов. В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики, отличающиеся друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» и зависящие от особенностей многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

· индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

· социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

· антициклическое регулирование;

· стимулирование технологических и организационных инноваций;

· проведение структурной политики;

· защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. Таким образом, основные развитые страны взяли курс на построение смешанной системы хозяйства.

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство». Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия – свобода потребления, в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, которые в общем виде можно сформулировать так:

· обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

· социальная обеспеченность и социальная справедливость;

· содействие конкуренции;

· обеспечение политической стабильности.

Планирование выступает средством приспособления к требованиям рынка. Например, на основе маркетинговых исследований отдельных фирм решается вопрос об объемах и структуре производимой продукции, делается прогнозирование общественных потребностей, что позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и производить нововведения. Общенациональные программы так же оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды, на которые в странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время направляется не менее 30-40% государственного бюджета.

В начале 70-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы исчерпался, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса. Таким образом, эти реформы фактически были направлены на продление существования самой административно-командной системы, так как они не отвергали ее основные принципы, без чего попытки реформирования экономики не могли дать нужного эффекта.

Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали:

· непрерывные корректировки предпринимаемых экономических реформ;

· промедление в осуществлении уже принятых решений;

· начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления;

· отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической жизни;

· ослабление центра;

· активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны;

· утрата населением веры в способность властей добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г.экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах. Таким образом, советская экономика в 1985-1991 годах прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, существовавшей десятки лет. Однако прежние структуры управления были разрушены, а новые созданы не были.

Но надо сосредоточить внимание еще на одной, если не самой важной стороне сложных внутрисистемных отношений в плановой экономике, ее теоретическому значению, не уделялось должного внимания. Фактически эта система не только пережила смерть коммунизма, но и расцвела при переходе к рыночной экономике. Какие бы другие факторы ни были в списке тех, что помогли распаду плановой экономики, злоупотребления, коррупция и «параллельная экономика» полностью завладели ходом событий после того, как рухнули последние бастионы ее официальных институтов и системы осуществления прав собственности. «Параллельная экономика» в бывшем Советском Союзе внешне имела много общего с рыночной экономикой. В частности, она была полностью свободна от вмешательства государства. Цены устанавливались свободно, и все хозяйственные субъекты в той экономике действовали строго в соответствии с принципом максимизации прибыли.

Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т.п., был сделан шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства, что привело к тому, что целые отрасли оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров перестали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло самое сильное падение производства, причем основной объем падения пришелся на период до 1994 г.

Но не смотря ни на что в том, что мы ушли от советской системы, уже есть громадный исторический шаг вперед. Прежде всего, мы избавились от удушающей атмосферы тоталитарного государства, и те проблемы и неудачи, с которыми мы сегодня сталкиваемся, являются предметом общественного внимания и обсуждения. Мы покончили со всеобщей экономической и личной зависимостью от государства, получили возможность независимой хозяйственной деятельности и весомый набор гражданских и личных свобод, включая свободу слова, совести, выбора рода занятий и места жительства, свободу передвижения и право на собственность, и многое другое. В экономической сфере мы получили основы рыночной экономики, включая институт частной собственности, и пусть ограниченный по сфере действия, но тем не менее работающий механизм конкуренции.

Нынешнее российское правительство должно признать, что реформы не привели к созданию рыночной экономики, а скорее псевдо-рыночной экономики или «искусственному капитализму». Переход к реальной рыночной экономике должен включать ее полную перестройку с помощью альтернативного подхода, представляющего собой триаду - институты, конкуренция и правительство. Необходимость развития институтов при проведении экономических преобразований особо отмечали в своих нобелевских речах, лауреаты премий по экономике за 1991-й и 1993 год.

Важность включения институциональных факторов в корпус общей экономики со всей очевидностью явствует из недавних событий в Восточной Европе. Бывшим коммунистическим странам советуют перейти к рыночной экономике, и их руководители желают этого, но без соответствующих институтов никакая рыночная экономика невозможна.

Есть мнение, что существуют специфические российские барьеры. Для подтверждения этого тезиса приводят три аргумента:

1. Именно в России родился социализм, и страна в течение 70 лет находилась под властью коммунистов.

2. Россия еще до Первой мировой войны отставала в процессе модернизации от Западной Европы и Америки.

3. Россия из-за ментальности населения, влияния православной церкви и не проведенного вследствие этого просвещения, а также из-за сильного азиатского влияния, не принадлежит к западноевропейской культуре, которая осуществила рыночную экономику и демократию.

Несомненно, все эти факторы так или иначе влияют на формирование рыночной экономики в нашей стране, причем влияют отрицательно.

Рыночная система система подразумевает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командно-административная система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

Смешанная экономическая система это сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.


1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. 2 изд. – М.: “Academia”, 2004. – 788 c.

2. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, испанская терминология: В 2-х т. – М.: “ Международные отношения”, 1997. – 1504 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. 2-е изд. – М.: “Проспект”, 200. – 535 с.

4. Вэльш Т., Крюссельберг Х., Майер В. Анализ экономических систем. Основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики. – М.: “Экономика”, 2006. – 352 c.

5. Герасимов Н.В. Экономическая система: генезис, структура, развитие. Мн.: “Высшая школа”, 1991. – 344 с.

6. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: “Логос”, 2000. – 304 с.

7. Конституция Российской Федерации – М.: “Инфра-М”, 2007 – 200 с.

8. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: “Экономика”, 2006. – 832 с.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. 16-е изд. 2 т. М.: “Инфра-М”, 2007 – 982 с.

10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: “Инфра-М”, 2007. – 494 с..

11. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. – М.: “ДиС”, 2007. – 1040 с.

12. Экономика. Учебник. 4 изд. / Под ред. Булатова А.С. – M.: “Экономистъ”, 2006. – 831 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

· Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

· Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

· Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

· Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

· Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой).


Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.

Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами:

· снижение цен увеличивает число покупателей;

· снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;

· насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.

Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения

Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шкалы. В ней представляются разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется законом предложения. Закон предложения формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.

Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

Согласовать между собой решения производителей;

Согласовать решения потребителей;

Согласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности.

В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах, о которых говорилось выше.

Плановая экономическая система командной экономики (на примере СССР)

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Основные черты:

Государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

Сильная монополизация и бюрократизация экономики;

Централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

Непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютно монопольным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату -- производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В командной экономике предприятие действует в условиях мягкого бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей -- ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это -- за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

командный рыночный экономика потребитель

В течение длительного времени стандартная экономическая теория отвлекалась от реальных процессов, влияющих на действия и выбор экономических агентов. Однако в последнее время обнаружился постоянно растущий интерес экономической науки к изучению институциональной структуры общества. Обычно изучением институтов общества занимаются ученые-социологи и антропологи. Зачем же экономистам понадобилось изучать институты, которые регулируют обмен в обществе?

Экономика - это наука, которая изучает, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Ресурсы, необходимые для производства материальных благ, рассредоточены весьма широко, а спрос на материальные блага чрезвычайно разнообразен. Поэтому появляется необходимость скоординировать использование ресурсов с тем, чтобы оно соответствовало спросу на материальные блага. В обществе действуют определенный механизм, координирующий деятельность людей и побуждающий их к сотрудничеству. На вопрос о том, что представляет собой этот механизм, экономист-теоретик ответит, что это механизм рыночной координации с присущими ему институтами, Однако стандартная экономическая наука пред-полагает заданными и не изучает. С подобными предложениями, например, выступил О. Ланге, когда в 1920-1930-х годах возникла дискуссия о том, каким образом должна быть организована социалистическая экономика. О. Ланге, поляк по происхождению, заведовал кафедрой в Чикагском Университете. Он был социалистом по своим убеждениям и экономистом-неоклассиком по образованию и теоретическим взглядам. О. Ланге предложил осуществлять координацию социалистической экономики с помощью ценового механизма. Цены, которые свидетельствуют об относительной редкости благ, как он предполагал, могут быть рас-считаны вне рыночной системы без актов непосредственного обмена при помощи специального планирующего органа, который должен был взять на себя роль рынка.

Могут ли рынки решить все проблемы координации деятельности людей? Даже в странах с развитой рыночной экономикой рыночные отношения - это лишь некоторая составляющая часть общественных отношений. Даже в странах с развитой рыночной экономикой существуют чужеродные нерыночные элементы, функционирование которых основано на других принципах, например, семья и домашнее хозяйство, профсоюзы, фирма, государство. Их объединяет то, что распределение ресурсов и координация деятельности внутри них осуществляется не рыночными способами. И, наконец, функционирование самого рынка зависит от наличия большого числа разнообразных конвенций и институтов: прав собственности, механизмов защиты контрактов, денег, единой системы мер и весов и т.д. Люди реагируют не только на цены и количество товаров. Их поведение в значительной степени определяется институциональной средой, в которой они действуют и принимают решения.

В реальной жизни существуют механизмы, которые распределяют блага и услуги там, где конкурентные рынки не работают. Рассмотрим в качестве иллюстрации следующую ситуацию :

Два автомобиля - С и D едут навстречу друг другу и одновременно приближаются к перекрестку. Оба водителя торопятся:

С хочет повернуть налево, а D - проехать прямо. Выигрыши, которые они получат, отражены в матрице. Эта игра представляет собой разновидность игры «борьба полов». В описанной ситуации игрокам нужен какой-то механизм, который координировал бы определенным образом их действия и не требовал бы чрезмерных затрат на свою организацию.

Каков же должен быть механизм, который поможет скоординировать действия водителей? Экономист-теоретик, конечно же, предложит рыночный механизм координации. Необходимо, скажет он, создать рынок, который будет на платной основе распределять права пользования перекрестком. Пусть права будут распределяться с помощью аукциона. Представим себе аукциониста, который стоит в центре перекрестка и мгновенно принимает заявки с ценами от обоих водителей. Водитель С торопится сильнее и готов заплатить до 7 долл. за право проехать первым. Если он приедет вовремя, то его выигрыш составит 7 долл. Водитель D торопится в меньшей степени и готов заплатить за право проехать первым до 5 долл. Аукционист продаст первоочередное право проезда водителю, предложившему максимальную цену, и водитель С получит это право. Но очевидно, что этот механизм распределения прав проезда не бесплатный, напротив, он весьма дорогостоящий и громоздкий.

Однако можно предложить другой путь для решения проблемы координации действий водителей. Мы разрабатываем правила дорожного движения, заставляем водителей выучить их, прежде чем выдать им разрешение на вождение транспорта. Вводится некоторое произвольное решение, например, водитель, желающий повернуть на перекрестке, должен ждать, пока проедут встречные автомобили. Координация движения в данном случае осуществляется бесплатно (если не принимать во внимание издержки, связанные с разработкой системы правил).

Это пример показывает, что во многих случаях ценовой механизм является не бесплатным, а, напротив, неудобным и дорогостоящим механизмом координации деятельности людей. Институты во многих ситуациях - более эффективный механизм координации деятельности людей. Институты, координирующие деятельность людей, и являются предметом изучения институци-ональной экономики. Институциональная экономика пытается дать экономическое объяснение возникновения институтов и выяснить, как институты влияют на богатство общества.

Новое на сайте

>

Самое популярное