Домой Полезные советы Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности

Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Гетманова Анастасия Владимировна 1 , Козырь Наталья Сергеевна 2
1 Кубанский государственный университет, студентка магистратуры экономического факультета
2 Кубанский государственный университет, кандидат экономический наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента


Аннотация
В данной статье рассмотрена иерархия понятия экономическая безопасность, сформированы основные показатели экономической безопасности страны и региона. Скорректированы пороговые значения индикаторов экономической безопасности для регионов. Проведен анализ существующих подходов экономической безопасности регионов.

ANALYSIS OF ECONOMIC SAFETY OF REGION

Getmanova Anastasiya Vladimirovma 1 , Kozyr Natalia Sergeevna 2
1 Kuban State University, student of economic department
2 Kuban State University, Associate Professor of the Department of World Economics and Management


Abstract
This article describes hierarchy of the concept of economic security, formed the main indicators of economic security of the country and the region. Adjusted thresholds of economic security indicators for the regions. The article analyzes the existing economic security approaches of regions.

Прежде чем рассматривать понятие экономическая безопасность с позиции региона, необходимо рассмотреть иерархию понятий данного термина.

Экономическая безопасность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, предприятия.

Таблица 1. Иерархия понятий экономическая безопасность

Уровень иерархии

Понятие экономическая безопасность

Экономическая безопасность страны

– состояние защищенности национальной экономики, национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно может обеспечивать устойчивое развитие общества, а также экономическую и социально-политическую стабильность общества при условии присутствия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическая безопасность региона

– способность и возможность экономики региона, которая проявляется в последовательном улучшении качества жизни населения на уровне принятых стандартов, противостоянии влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и не истощительном использовании природных факторов. Способность обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона .

Экономическая безопасность предприятия

– состояние наиболее эффективного употребления ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения устойчивого функционирования предприятия.

Экономическая безопасность страны, как и региона, определяется рядом показателей. Так например, по устоявшейся методике Глазьева С. Ю. для страны главными показателями являются следующие (см. рис. 1).

Рисунок 1. Показатели экономической безопасности страны.

Для каждого из показателей определено некоторое пороговое значение. Пороговое значение является предельной величиной, превышенное значение которой осложняет развитие различных элементов воспроизводства, приводит к негативным тенденциям в области экономической безопасности.

Существуют различные мнения по поводу определения показателей экономической безопасности регионов. Некоторые авторы предлагают систему 22 показателей с пороговыми значениями .

На сегодняшний день, в связи с экономической ситуацией, некоторые показатели можно скорректировать.

В связи с усиленной политикой импортозамещения такой показатель как доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении следует снизить примерно до 10%.

Показатель удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона в связи с ухудшением общего экономического состояния страны и появлением тенденции к централизации кредитных учреждений рекомендуется снизить до 40%.

Долю в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума для благоприятного развития регионов рекомендуется снизить до 5%.

К сожалению, уровень преступности в стране в целом и в регионах на данный момент не имеет тенденции к снижению, поэтому рекомендуется снизить пороговое значение данного показателя.

Кроме того, предлагается пороговый уровень безработицы опустить до 4 %, поскольку с 2010 года, уровень безработицы существенно снизился, кроме того приобрело популярность такое явление как скрытая безработица.

В 2016 году жителям большинства регионов РФ жителям стало труднее накопить на квартиру. К тому же реальные доходы населения в последнее время уменьшаются, а как известно доступность жилья зависит именно от доходов и цен на недвижимость. На данный момент цены предложения жилья прекратили падение. Однако в сравнении с 2010 годом, доступность жилья все же намного выше, поэтому предлагается данный показатель снизить до 6.

На протяжении последних 15 лет число самоубийств в нашей стране снижается. Так в 2015 году число жертв суицида на 100 000 человек населения равнялось 17. Поэтому пороговое значение можно установить на уровне 19.

Показатель уровня занятости населения предлагается повысить до 70, поскольку, например, в марте 2016 г. уровень занятности составил примерно 65% (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы экономической безопасности региона

Индикатор

Пороговые значения 2010 г.

Скорректированные пороговые значения 2016 г.

Изменение

Объем ВРП на душу населения, %

Доля инвестиций в ВРП, %

Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, %

Степень износа основных фондов промышленных предприятий, %

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов, раз

Соотношения сбережений и инвестиций, раз

Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал, %

Отношение расходов на НИОКР в ВРП, %

Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, раз

Соотношение затрат на технологические инновации и на исследования и разработки, раз

Удельный вес региональных кредитных организаций в числе кредитных организаций региона, %

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %

Продолжительность жизни, лет

Дифференциация доходов, раз

Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Доступность жилья (отношение его рыночной цены к среднегодовому доходу семьи), раз

Уровень суицида, кол-во на 100 тыс.

Уровень занятости населения, %

Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом, %

Темп роста потребительских расходов, %

Темп роста реальных доходов %

Также существует поход, который выделяет всего 11 общих показателей. Таких как: уровень и качество жизни населения региона; уровень безработицы; уровень прожиточного минимума; темп экономического роста (в процентах к предыдущему году); валовой региональный продукт; уровень инвестиционной привлекательности; дефицит регионального бюджета; региональный долг; задолженность по социальным выплатам и зарплате; обеспеченность населения жильем; уровень преступности.

Однако самым приемлемым на наш взгляд является подход, который рассматривает понятие экономическая безопасность региона с точки зрения разделения экономической безопасности на показатели нескольких сфер .

Рисунок 2. Состав экономической безопасности

Каждый из этих пунктов состоит еще из нескольких. Например, финансовая безопасность делится на расход бюджета к ВРП, кредитную задолженность к ВРП и сальдированную прибыль предприятий и организаций к ВРП.

На наш взгляд при определении экономической безопасности регионов наиболее целесообразно использовать именно такой подход, а вместо пороговых значений использовать процентные соотношения к соседним регионам или к наиболее развитым регионам.


Библиографический список

  1. Еделев А.Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность субъектов Российской Федерации // М.: Акад. экономической безопасности МВД России, 2007.
  2. Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского гос. университета. 2010. № 330.
  3. Яковлев А.Е., Соколова Г.Н. Особенности обеспечения экономической безопасности регионов// Дискуссия. Ежемесячный научный журнал 2014. №2 (43).
Количество просмотров публикации: Please wait

При исследовании проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования страны и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития народного хозяйства, за пределами которого возникают опасности в той или иной сфере.

Пороговые значения экономической безопасности - это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения инди-

Таблица 34.5

Мнения населения об использовании импортных и отечественных товаров,

% к числу опрошенных 1

Доходы семьи В целом
низкий средний высокий
Продовольственные товары
Отечественные 80 81 73 78
Импортные 10 9 14 10
Затрудняюсь ответить 9 10 13 11
Одежда, обувь
Отечественные 43 34 18 32
Импортные 42 48 69 52
Затрудняюсь ответить 14 17 12 16
Товары длительного пользования
Отечественные 32 32 22 29
Импортные 40 45 64 49
Затрудняюсь ответить 28 24 14 23

каторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.

С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование сфер деятельности. В качестве таких индикаторов выступают: ресурс работы двигателя в часах, пробег автомобиля в километрах, урожайность зерновых культур в центнерах с гектара и т. д.

Необходимость разработки количественно измеряемых пороговых значений индикаторов содержится в Государственной стратегии экономической безопасности России. В этом документе отмечается: «для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны» (Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»).

По сравнению с естественными процессами в общественно-экономических сферах выбор параметров безопасного развития резко осложняется. Это обусловлено тем, что в экономике как ключевом звене социально-общественного развития многие процессы переплетаются и действуют взаимообусловленно: нередко положительные результаты одних перекрываются отрицательными моментами других; изменение качественных параметров в различных, связанных между собой сферах происходит разнонаправленно; результативность экономических процессов в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе не совпадает.

Положение усугубляется тем, что при выборе параметров развития и их оценке превалирует субъективный подход. Так, структура и модели общественно-экономического устройства создаются людьми и ими же подводятся итоги их функционирования.

Рассмотрим соотношение экономической эффективности производства и его результатов с позиций воздействия на экологическую ситуацию. С точки зрения повышения эффективности производства выгодной является минимизация текущих затрат на предотвращение экологических последствий производственной деятельности. Однако с учетом долгосрочной перспективы такое поведение производителей может обернуться экологической катастрофой. Или другой пример: исходя из экономической эффективности отдельные виды продукции выгоднее импортировать. Но чрезмерный импорт может привести к потере независимости страны - продовольственной, технологической и даже оборонной.

Нейтрализация подобных угроз является прерогативой государства, роль которого заключается в разработке пороговых индикаторов социально-экономически безопасного развития страны и контроле за их соблюдением в различных сферах.

Для выработки индикаторов и пороговых значений экономически безопасного развития необходим специфический методологический подход выбора таких показателей и условий, которым они должны отвечать.

Методологические положения определения предельных значений экономической безопасности. К их числу относятся следующие:

♦ при выборе пороговых значений экономической безопасности необходимо исходить из того, что уровень предельных величин зависит от конкретноисторических условий развития. Например, уровень жизни, вполне достойный для периода 30-40-летней давности, становится неприемлемым в современных условиях;

♦ проблемы национальной безопасности резко обостряются в периоды кризисов и структурных преобразований. Соответственно меняются предельно допустимые показатели и параметры социальных, экономических, культурных и других сфер жизнедеятельности государства;

♦ критерии и параметры национальной безопасности являются подвижными. Они определяются уровнем развития производительных сил, природно-географическим положением, нравственно-духовным состоянием общества и т. д. Отсюда следует, что унифицированные показатели далеко не всегда объективно отражают уровень развития данного общества. Предельные значения развития, вполне приемлемые для развития одной страны, являются весьма низкими, не отвечающими условиям жизнедеятельности другой;

♦ при определении пороговых значений необходимо, согласно теории социальной устойчивости, оценивать социально-экономическую ситуацию не по отдельно взятому показателю, а по их совокупности, так как из-за критического отклонения одного-двух параметров от предельно допустимых величин далеко не всегда правильно оценивается сложившее положением в целом.

Основные параметры, отвечающие требованиям экономической безопасности. Согласно государственной стратегии, к основным параметрам относятся:

♦ способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия;

♦ Россия не должна допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического содружества, международной кооперации производства;

♦ важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам страны;

♦ сохранение приемлемого уровня жизни населения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социальнополитической стабильности общества. Квалифицированный и добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни;

♦ устойчивость финансовой системы. Она определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

♦ рациональная структура внешней торговли. Она предполагает обеспечение доступа отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), создание приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер;

♦ поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

♦ сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений. Она направлена на соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;

♦ создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества в целом и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности в отдельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти;

♦ определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. 1

В процессе реализации Государственной стратегии экономической безопасности весьма важным и сложным является количественное определение пороговых значений индикаторов. В экономической литературе эта проблема решается по двум направлениям. С одной стороны, делается попытка на основе данных мирового и отечественного опыта определить предельно-критические значения, являющиеся границами безопасного развития; с другой - определить пороговые значения экономической безопасности России.

Положительным является то, что авторы попытались количественно оценить не только экономическую, но и социальную сферу, демографическую и экономическую ситуацию, девиантное поведение, политические отношения. В то же время они необоснованно сузили число показателей по ключевой сфере - экономической безопасности. В табл. 34.6 не приведен такой распространенный показатель, как производство ВВП на душу населения. Кроме этого, не учтены такие методологические особенности, как развитие экономики в кризисные, экстремальные периоды; сравнительный анализ пороговых значений для развитых и слаборазвитых стран; пороговые значения для разных исторических периодов и т. д.

Таблица 34.6

Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития

российского общества 2

1 Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г.

№ 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. - М., 1998. - Ч. 1. - С. 145-147.

2 Источник. Социальная и социально-политическая ситуация в России (анализ и прогноз). - М., 1995. - С. 82-83.

Продолжение табл.34.6

Название показателя Источник данных Вероятные

социально

политические

последствия

3 Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 40% Колониально-сырьевая структура экономики
4 Доля в экспорте

высокотехнологичной

продукции

10-15% Обобщенное значение показателя развитых стран Т ехнологическое

отставание

экономики

5 Доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2% Независимая газета. - 1995. - 25. II Разрушение

интеллектуального

потенциала

Социальная сфера
6 Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения 10: 1 Обобщенное значение показателя развитых стран Антогонизация

социальной

структуры

7 Доля населения, живущего на пороге бедности 10% Обобщенное значение показателя развитых стран Люмпенизация

населения

8 Соотношение минимальной и средней заработной платы 1: 3 Обобщенное значение показателя развитых стран Деквалификация и пауперизация рабочей силы
9 Уровень безработицы 8-9%

(с учетом скрытой)

Обобщенное значение показателя развитых стран Рост социально обездоленных категорий населения
Демографическая ситуация
10 Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 1 Расчетная величина коэффициента при нулевой депопуляции Интенсивная депопуляция, вымирание населения страны
11 Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,14-2,15 Величина коэффициента, необходимая для простого коэффициента Отсутствие простого замещения
12 Средняя продолжительность жизни населения 75-79 лет Данные ООН по развитым странам Ухудшение здоровья населения
13 Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения) 7% Данные Г оскомстата

(среднемировое

значение)

Старение населения

Окончание табл.34.6

Название показателя Предельнокритическое значение в мировой практике Источник данных Вероятные

социально

политические

последствия

Экологическая ситуация
14 Суммарные поступления от экологических платежей, 5% Данные органа защиты экономического содействия и развития. Уровень Германии Низкий уровень экономического контроля
Девиантное поведение
15 5-6 тыс. Данные Академии МВД РФ Криминализация

общественных

отношений

16 Уровень потребления алкоголя 8 л

абсолютного алкоголя на человека в год

Данные ВОЗ Физическая

деградация

населения

17 Число суицидов на 100 тыс. населения 3

(до 1917 г. в России)

Данные Российского федерального научнометодического суицидологического центра (уровень России до 1917 г.) Массовая

фрустрация

сознания

населения

Политические отношения
18 Уровень распространенности психической паталогии на 1 тыс. населения 284 Данные Минздрава РФ Психическая

деградация

населения

19 Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% Данные М. Доган (в ст.: Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. - 1994. -

№ 6. - С. 151)

Делегитимизация
20 Уровень доверия населения к центральным органам власти 20-25% Данные аналитического центра ИСПИ РАН Отчуждение власти от народа

Второй подход осуществлен экспертами Совета безопасности. Ими разработан перечень показателей для определения пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации. Согласно приведенным данным (табл. 34.7), по 17 из 22 показателей экономика России перешагнула критический предельно допустимый уровень.

Таблица 34.7

Показатели экономической безопасности 1

Факти

значение

Соотношение
Показатели Пороговое

значение

фактического и порогового значения
1 Объем ВВП:
- в целом от среднего по «семерке» 75 29 0,39
- на душу населения 50 19 0,38
- на душу населения от среднемирового 100 25 0,25
2 Доля в промышленном производстве машиностроения 20 15 0,75
3 Объем инвестиций, % к ВВП 25 13 0,60
4 Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 0,5 0,25
5 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение в 1994 г.) 6 2,6 0,43
6 Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума 7 20 0,29
7 Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91
8 Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп 8 раз 12,9 раз 0,62
9 Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83
10 Уровень безработицы по методологии МОТ 7% 9,2% 0,76
11 Уровень инфляции за год (9 месяцев 1996 г.) 20% 16% 1,25
12 Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопо- 30% 33% 0,9
ставимый период времени
13 Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета 25% > 100% 0,25
14 Объем внешнего долга, % к ВВП 25 31 0,8
15 Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (1997 г.) 30 45 0,66
16 Дефицит бюджета, % к ВВП 5 4,2 1,2
17 Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте 10% 50% 0,2
18 Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей 25 100 0,25
19 Доля импорта во внутреннем потреблении:
всего 30 53 0,56
в том числе продовольствие 25 30 0,83
20 Дифференциация субъектов по прожиточному минимуму 1,5 5 раз 0,3

В табл. 34.7 соотношение фактического и порогового значения нормировано по отношению к пороговому значению, которое принимается за единицу. При этом оно рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и, наоборот, если желательно его снижение.

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:

  • 1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;
  • 2)обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;
  • 3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

Следует отметить, что для построения системы экономической безопасности именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности оно выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.

Долгое время высказывались сомнения в возможности оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на убеждение большинства российского общества в том, что экономика находится в кризисном состоянии, экономическая жизнь продолжается, хотя сигналы бедствия, которые подавали индикаторы, свидетельствовали о ее коллапсе. Однако в 1998 г. взаимодействие индикаторов стало очевидным в наиболее уязвимом месте -- в финансово-банковской системе. «Когда при внешнем благополучии одного из индикаторов (рост потребительских цен прогнозировался в 1998 году на 8 %) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга, часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась па плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага -- объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля -- рост потребительских цен -- снижение реальных доходов населении -- разрастание зоны бедности -- сокращение золотовалютных резервов -- потери населением и юридических лиц части своих доходов -- банкротство банков -- нарушение всей системы расчетов». В данном примере показана только часть взаимодействующих индикаторов, они повлияли на многие другие индикаторы.

В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

Таким образом, пороговые значения экономической безопасности -- это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны. Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся содержанием и методами расчетов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.

Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности, и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом:

  • * показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые значения по объему ВВП и промышленного производства и их структуре, доле новых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле затратна оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопасности характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства;
  • * показатели устойчивости финансовой системы: дефицит федерального бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисциплины. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения;
  • * показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов населения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показатели отражают пропорции потребления;
  • * показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме отечественного производства.

Широкое распространение получил также комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный СЮ. Глазьевым (табл. 1. и последующие таблицы настоящего раздела приведены в целях учебного процесса, как наглядно-показательные, в них изменены годы). Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе, связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга.

Однако, по мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку:

  • * в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных;
  • * фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы;
  • * полученный рейтинг России относит се к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют семи критериям из 20), т.е. ситуация в нашей стране оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира.

А.Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности). По его мнению, при использовании официально установленных пороговых значений индикаторов необходимо сопоставление текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он считает уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден -- те направления экономической политики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, и становятся определяющими

Таблица 1 Показатели экономической безопасности

Показатели

По данным Глазьева

пороговые значения

фактическое состояние

соотношение фактического и порогового значений**

1. Объем валового внутреннего продукта:

1а. в целом от среднего по "семерке"

1б. на душу населения от среднего по "семерке"

1в. на душу населения от среднемирового

2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности.

3. Доля в промышленном производстве машиностроения

4. Объемы инвестиций в % к ВВП

5. Расходы на научные исследования в % к ВВП

6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения

7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

8. Продолжительность жизни населения

9. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп

10. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

11. Уровень безработицы о методологии МОТ.

12. Уровень инфляции за год

13. Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени

14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета

15. Объем внешнего долга в % к ВВП

16. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета

17. Дефицит бюджета в % к ВВП***

18. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте

19. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей

20. Денежная масса (М2) в % к ВВП

21. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего

в том числе продовольствие

22. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.


Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию защиты экономической безопасности страны, поскольку рыночный механизм не содержит ее.
Предприниматель обычно защищает интересы своей фирмы, а не национальные интересы страны в области экономики. Но, как правило, экономические интересы каждой фирмы не должны противоречить национальным интересам страны. Однако очень часто возникают и такие ситуации: производство, его развитие экологически вредно, и государство старается препятствовать его развитию и больше этого товара завозить. Или, исходя из стратегических, оборонных соображений, способствует развитию продукции, которую согласно законам рынка выгодно завозить.
Для решения подобных противоречий государство и осуществляет функцию защиты экономической безопасности, важнейшим инструментом реализации которой служат пороговые значения индикаторов экономической безопасности (количественные параметры, очерчивающие границы между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики).
При разработке значений индикаторов экономической безопасности на официальном уровне определяют национальные интересы страны в области экономики (сформулированы в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ», одобренной Указом Президента от 29.04.96г. № 608):
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
- приемлемый уровень жизни населения;
- устойчивость финансовой системы;
- сохранение единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Приведенные в таблице 1 индикаторы экономической безопасности можно сгруппировать по областям экономики.
Первая группа касается производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Это:
а) общий объём производства: объём ВВП – в размере 75% от среднего показателя по странам большой семёрки; ВВП на душу населения – 50% от среднего по «семёрке» и 100% - от средне мирового показателя ВВП.
Для России эти показатели ниже пороговых значений: ВВП составляет 30% от среднего по «семёрке» и 25% от среднемирового. По ВВП на душу населения Россия на 45 месте в мире, то есть при низких показателях Россия может потерять свою роль великой державы;
б) индикаторы, характеризующие структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля промышленного производства обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения - 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного 25%, доля новых видов продукции в общем объёме выпуска – 6 % (сегодня фактически она равна 2-2,5%);
в) объём инвестиций – 25% ВВП (сегодня он 15% ВВП);
Вторая группа – индикаторы уровня жизни населения:
а) доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7% (в России более 20%);
б) продолжительность жизни - 70 лет (в России 65 лет);
в) разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз (в России 14 раз);
г) уровень безработицы- 7% (в России 9%).
Третья группа – это индикаторы финансового состояния:
а) объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (по России 6,4%);
б) объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (по России 23,5%);
в) дефицит бюджета в процентах к ВВП – 5%;
г) объём иностранной валюты в наличной форма к объёму наличных рублей – 25% (в России 100%)
д) денежная масса (М2) в процентах ВВП – 50% (по России 14%).
Из этих показателей видно, что за последние годы основной целью правительства было достижение финансовой стабилизации и, прежде всего, снижения инфляции путём уменьшения денежной массы в условиях, когда объем ВВП снизился, а рост цен обогнал рост денежной массы. Так, в 1992 –1999 гг. индекс потребительских цен и дефлятор ВВП увеличились примерно в 6000-6500 раз, а агрегат денежной массы М2 вырос примерно в 530 раз. Таким образом, в условиях инфляции денежная масса сократилась более чем в 10 раз, при том, что скорость оборачивания денег мало изменилась. Инфляционные ожидания, недоверие к банковской системе и денежной политике заставляют население часть сбережений держать в валюте, а это затрудняет поддержание покупательной способности рубля, увеличивает расходы на поддержание стабильного валютного курса по отношению к доллару США, и к евро.
По внутреннему долгу фактические данные ниже порогового. Многие страны, например США, имеют большой внутренний долг, что является серьёзной угрозой, поскольку значительная часть долга – это государственные краткосрочные обязательства. Минфин должен постоянно выкупать ранее выпущенные ценные бумаги, параллельно выпуская новые, выручка от которых должна не только покрывать расходы на выкуп старых, но и приносить доходы в бюджет. Образовавшаяся пирамида, при неблагоприятных условиях может рухнуть.
Внешний долг превышает пороговое значение, но не выглядит катастрофическим, однако сегодня это обременительно для России.
Важным является показатель объёма национальной валюты в наличной форме к общему объёму наличных денег (100%). Это последствия, как сказано выше, проводимой монетарной политики, главной целью которой являлось стремление обуздать инфляцию путём сокращения денежной массы, в результате которой появился недостаток оборотных средств предприятий, рост задолженности.
Четвертая группа - индикаторы степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций. В этой области определён один параметр – дифференциация субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила в 1,5 раз (фактически – 5 раз).
Наивысшая степень безопасности достигается в том случае, если все показатели находятся в пределах границ.
Помимо основных индикаторов существуют и косвенные показатели:
1) уровень производственных капитальных вложений на 1 рубль основных фондов:
У к.в. = Кn / ОПФ,
где Кn – капитальные вложения производственного назначения за год; ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
2) степень прогресса промышленности:
ИФО = ВП1/ВП0 ?100%,
где ВП1, ВП0 - валовой объём промышленного производства в отчётном и базовом периоде; ИФО - индекс объёма промышленного производства;
Таблица 6. 1
Показатели экономической безопасности
Показатели
Пороговые значения Фактическое состояние 1. Объем валового внутреннего продукта:
от среднего по большой семерке
от среднемирового
75%
100%
29%
25% 2. Доля машиностроения в промышленном производстве, % 20 17 3. Объемы инвестиций, % к ВВП 25 14,5 4. Затраты на оборону, % к ВВП 5 2,9 5. Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 0,4 6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции, %
6
2,2 7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % к общей численности населения
7
8. Продолжительность жизни населения, лет 70 65 9. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз
8
13,5 10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 9,3 11. Уровень инфляции за год, % 20 12. Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период времени
20
6,4 13.Объем внешнего долга, % к ВВП 25 23,5 14. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, %
30
20 15. Дефицит бюджета, % к ВВП 5 16. Объем иностранной валюты в наличной форме
к объему наличных рублей, %
25
100 17. Объем иностранных валют по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %
10
50 18. Денежная масса (М2), к % ВВП 50 14,3 19. Доля импорта во внутреннем потреблении, %
Всего
В том числе продовольствие
30
25
52
30 20. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, раз
1,5
5
3) степень обеспечения населения товарами народного потребления:
ДТНП = ТНП/ВВП,
где ДТНП - доля товаров народного потребления; ТНП - товары народного потребления;
4) уровень экономической активности населения:
ДНА = ЧНА/ЧНО,
где ДНА - уровень экономической активности населения; ЧНА - численность экономически активного населения; ЧНО - общая численность населения;
5) расчет покупательной способности денежных доходов населения. Он выражает возможность купить определённое количество товара-эквивалента (наиболее распространённого товара), либо число стандартных наборов товаров или услуг:
ПС = ДДУШ/ ИСР,
где ДДУШ - среднедушевой доход; ИСР - средняя цена товара-эквивалента по России;
6) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума:
ДНД = ЧНД/ЧНО,
где ЧНД – численное население с доходами ниже прожиточного минимума; ЧНО - общая численность населения;
7) коэффициент миграции:
КМИГ = (Чn – Чв) / ЧСР? 100%,
где Чn - число прибывших жителей; Чв - число выбывших жителей; ЧСР - среднегодовая численность населения.
  • Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны и их классификация
  • Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.
  • 1. Методы определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности
  • 1.Экспертные методы.
  • 6. Методы теории нечетких систем
  • Тема. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб и ее стратегическое обеспечение
  • 1. Понятие и структура финансовой системы рф
  • 2. Сущность, роль и место финансовой безопасности в системе нб
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Тема. Оценка тенденций налоговой политики с позиций критериев и показателей эб
  • 1 . Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
  • 2 . Основные тенденции развития российской налоговой политики с учетом критериев и показателей обеспечения экономической безопасности
  • 3. Связь проводимой налоговой политики и уровня обеспечения экономической безопасности государства
  • Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1 Значение налоговой системы рф, как фактора обеспечения экономической безопасности.
  • 1.2. Проблемы реформирования налоговой системы
  • Угрозы безопасности государства в налоговой сфере
  • 2.1. Налоговые правонарушения и преступления.
  • 2.2. Налоговое бремя и налоговые льготы
  • 2.3. Неблагоприятный инвестиционный климат как угроза экономической безопасности страны.
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • 1. Методы денежно-кредитной политики
  • 2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
  • 3. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России
  • Тема. Региональные аспекты экономической безопасности
  • 1 . Определение, особенности э.Б. Региона, угрозы э.Б. Региона и их проявления.
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • 2. Обеспечение эб регионов России
  • Тема экономическая безопасность организации
  • 1. Сущность экономической безопасности организации в современных условиях
  • 2. Оценка состояния экономической безопасности организации в современных условиях и её обеспечение.
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере
  • 2. Социальная политика Российской Федерации и ее приоритеты
  • 1. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере.
  • 2В. Социальная политика и ее приоритеты.
  • С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • План лекции:
  • 1. Неучтенные операции.
  • 2. Сокрытие части оборота
  • 3. Псевдооперации
  • 2. Формы «теневой» деятельности.
  • 3. Криминализация теневой экономики: корни, масштабы и динамика.
  • 1. Экономические основы криминальной теневой экономики.
  • 2. Специфика и масштабы преступлений в сфере бизнеса.
  • Причины экономической преступности и криминализации экономики.
  • 4. Социально – экономические последствия возникновения и развития «теневой» экономики.
  • Перспективы развития теневой экономики и предложения по повышению эффективности воздействия на нее органов внутренних дел
  • Субъекты теневой экономики
  • Понятие и структура теневой экономики.
  • 1.1.Учетно-статистический, формально-правовой, криминологический и комплексные подходы к теневой экономике.
  • 1.2. Классификация теневых экономических явлений
  • 1.3. Понятие и структура криминальной экономики
  • 1.4. Характеристика основных нелегальных рынков
  • Тема. Россия в мировой экономике и обеспечение экономической безопасности.
  • 1. Россия в современном многополюсном мире: состояние и тенденции развития.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • I. Формы международной экономической интеграции.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере
  • VI. Место России в мировом хозяйстве.
      1. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.

    В процессе мониторинга угроз экономической безопасности страны должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами и необратимой деградацией экономики и общества. В этой связи из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

    Пороговые значения – это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

    Для получения пороговых значений необходимо, сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности.

    В соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности 10 к таким параметрам относятся:

    1.Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

    Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции. Производство которых на необходимом уровне может быть организованно в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

    Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

    2.Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

    Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

    Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло- электро- и водоснабжения, транспорт, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

    3. Устойчивость финансовой системы, определяющую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

    4.Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок. Максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей). Обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использование принятых в международной практике защитных мер.

    5.Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

    6.Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

    7.Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

    8.Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

    В общем виде перечень этих параметров соответствует структуре понятия «экономическая безопасность» и отчасти детализирует ее.

    Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по областям экономики.

    Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим принята следующая величина пороговых значений:

    Объем валового внутреннего продукта в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;

    На душу населения – 50% от среднего по «семерке»;

    На душу населения – 100% от среднемирового показателя ВВП.

    Фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 34% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 24% от среднего по «семерке» и 29% от среднемирового. Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве. Величина пороговых значений в этой области следующая:

    Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%;

    Машиностроения – 20%;

    Доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольствия –25%;

    Доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 6%;

    Объем инвестиций – 25% ВВП.

    Фактическое состояние этих индикаторов также вышло за пределы пороговых значений. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности составляет сейчас порядка 52%, доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 2-2,5%, объем инвестиций – 17%.

    Второй группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.

    В этой области определены следующие пороговые значения:

    Доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7%;

    Продолжительность жизни – 70 лет;

    Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз;

    Уровень безработицы – 8%.

    Фактическое значение этих индикаторов к началу 2003 г.: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума –28%; продолжительность жизни – 65 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 15 раз, уровень безработицы более 9%.

    Третьей группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния.

    По этой группе определены следующие пороговые значения6

    Объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;

    Объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;

    Дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;

    Денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.

    Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2003г. составили:

    Объем внутреннего долга – примерно 22%;

    Объем внешнего долга – примерно 27%;

    Профцит бюджета;

    Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;

    Денежная масса – 17%.

    Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.

    Важным показателем является пороговое значение индикатора степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций.

    В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.

    В условиях общего спада производства усиливаются неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными» районами.

    Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 из 89 субъектов Федерации. На эти регионы приходится около 40% промышленного производства.

    Таким образом, часть пороговых значений индикаторов экономической безопасности обозначает максимально допустимый предел индикаторов (доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума: разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения; уровень безработицы; объем внутреннего и внешнего долга; дефицит бюджета; объем иностранной валюты, обращающейся на внутреннем рынке; доля импорта во внутреннем обороте; экономическая дифференциация субъектов Федерации). Считается, что если фактические параметры выше этих пороговых значений, то страна в данной области находится в опасной зоне. Все другие пороговые значения обозначают минимальный предел индикатора. При этом имеется в виду, что если фактический параметр ниже пороговых значений, то страна находится в опасной зоне, а если выше, то в безопасной.

    Выводы:

    1. Длительное сохранение внутренних угроз без проведение эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.

    2. Пороговые значения – важный инструмент системного анализа и прогнозирования. К сожалению сегодня нет количественных параметров пороговых значений, утвержденных на государственном уровне.

    3. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации во все большей степени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на экономические и неэкономические становится в значительной степени условным, последние при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаются технические, военные, экономические, информационные и другие внешние опасности.

    Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

      экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

      характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

      характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

      качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

    Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

      предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

      предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;

    предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

    Тема. Методы оценки уровня экономической безопасности

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное