Домой Кредит на бизнес Ндс на лом черных металлов год. Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолом

Ндс на лом черных металлов год. Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолом

Наибольшая доля крупных сделок с офисной недвижимостью пришлась в первом квартале на иностранные компании: из 10 крупнейших операций 6 - это аренда или покупка офисов зарубежными компаниями

С 1 января 2018 года реализацию лома и отхода черных и цветных металлов начали облагать НДС. Но ничего удивительного в этом нет, налог был и ранее. Такие операции перестали облагаться НДС только в 2008 году благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ. Но с 2018 года законодатели снова вернулись к уже забытому налогу, только теперь НДС платит не продавец, а покупатель. Почему это должно заинтересовать всех, ведь не все сталкиваются с такими операциями в деятельности. Дело в том, что это эксперимент, и если он пройдет удачно, такую схему уплаты распространят и на остальные операции.

Это позволит бороться с недобросовестными налогоплательщиками. Ситуация, когда покупатель принял к вычету НДС, а продавец эту операцию у себя не отразил и не уплатил налог в бюджет, исключается. При новой схеме уплаты налога вряд ли найдутся покупатели, которые не включат расходы в налоговую базу по НДС в качестве налогового агента. Не логично подставлять самого себя. Одним словом, теперь одно лицо отвечает и за уплату налога и за его вычет.

Рассмотрим более подробно, что к чему.

Кто платит НДС

При реализации на территории РФ сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее всюду – лом) НДС платят покупатели, то есть покупатели признаются налоговыми агентами. Это установлено абзацем 5 пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Однако, если покупатель физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, он не признается налоговым агентом. В этом случае продавец – индивидуальный предприниматель, организация – сам уплатит в бюджет НДС. Это следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 НК РФ.

Если же продавец лома освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС или не является плательщиком НДС, то в договоре, первичном учетном документе надо делать запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)». Незаконная простановка такой отметки продавцом приводит к тому, что НДС с такой операции придется исчислить и уплатить продавцу.

При покупке лома у продавцов, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС или не являющимися плательщиком НДС, обязанности налогового агента у покупателя лома не возникает.

Также на продавцов возлагается обязанность по исчислению и уплате налога с реализации лома, если продавцы:

▪ освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, утратили право на освобождение;

▪ не являющиеся налогоплательщиками, утратили право на освобождение;

▪ применяющие ЕСХН, УСН, ЕВНД, ПСН, утратили право на применение указанных спецрежимов.

Такие продавцы уплачивают НДС с реализации лома, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Налоговая база

Налоговые агенты с операции по реализации лома налог рассчитывают расчетным методом (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Поэтому у продавца нет обязанности дополнительно к цене реализуемого лома предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (абз. 3 п. 1 ст. 168 НК РФ). Исключение составляет, когда лом вывозится на экспорт (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) и реализация лома физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Реализация лома на территории РФ облагается по ставке 18%. При расчете налоговой базы покупатель применяет расчетную ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В случае же увеличения стоимости отгруженного лома, включая увеличения цены и (или) увеличения количества (объема), покупатель лома включает эту разницу в налоговую базу за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ (абз. 2 п. 10 ст. 154 НК РФ).

Покупатель лома определяет налоговую базу также, как налогоплательщик (п. 15 ст. 167 НК РФ):

Поэтому при получении аванса покупателю лома придется аванс включить в налоговую базу по НДС в качестве налогового агента.

Также налоговая база определяется на дату отгрузки.

При реализации лома счет-фактуру выставляет продавец лома, в том числе счет-фактуру на аванс (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом счет-фактура, корректировочная счет-фактура в этих случаях составляется без учета сумм налога. В таких счетах-фактурах делается надпись или ставиться штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Так как покупатель лома сам не выставляет счет-фактуру даже на сумму рассчитываемого расчетным методом НДС, то исчисленную таким образом сумму налога покупатель лома принимает к вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом лома, в том числе корректировочной счет-фактуры. Соответствующими абзацами дополнен пункт 1 статьи 169 НК РФ.

На отсутствие обязанности выставлять счет-фактуру покупателем лома- налоговым агентом указывает и ФНС РФ в письме от 16.01.2018 № СД‑4–3/480@.

Как при выставлении любой другой счет-фактуры продавец лома может в ней допустить ошибку. Но правило о том, что ошибки, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, применяется и по отношению к налоговым агентам- покупателям лома. Необходимые изменения внесены пунктом 2 статьи 169 НК РФ.

Образец заполнения граф счет-фактуры на отгрузку:

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Единица
измерения

Количество
(объем)

Цена
(тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма
налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров

(работ, услуг) , имущественных прав с налогом - всего

Страна происхождения товара

Регистрационный номер таможенной декларации

Код

Условное обозначение (национальное)

Цифровой код

Краткое наименование

10а

Металлолом

Кг

2,00

100,00

Без акциза

НДС исчисляется налоговым агентом

Всего к оплате

100,00

Вычет НДС у покупателя лома

Покупатель лома имеет право принять к вычету НДС, исчисленный с операции по реализации лома (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Обычно налоговые агенты принимают к вычету только после уплачены налога. Но покупатели лома являются исключением их этого правила. Покупатели лома принимают к вычету исчисленный НДС, а не уплаченный. То есть они могут принять к вычету налог на ту же дату, на которую они рассчитали налог в качестве налогового агента. Такое условие специально оговорено в абзаце 3 пункта 3 статьи 171 НК РФ.

Для предъявления к вычету НДС, исчисленного по операции реализации лома в качестве налогового агента, приобретенный лом надо использовать в облагаемых НДС операциях. Кроме того, покупатель – налоговый агент должен стоять на учете в налоговом органе и быть плательщиком НДС. И третье обязательное условие: наличие счет-фактуры.

В случае возврата лома продавцу, а также в случае отказа, покупатель имеет право предъявить к вычету налог, уплаченный в бюджет при реализации лома в качестве налогового агента. Также покупатель лома имеет право на вычет налога, исчисленного и уплаченного ими в бюджет с сумм аванса в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. Это возможно благодаря тому, что положения пункта 5 статьи 171 НК РФ распространили и на налоговых агентов- покупателей лома.

При этом вычет указанных сумм производится после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом лома или отказом от лома, но не позднее одного года с момента возврата или отказа. Таким образом, на покупателя лома – налогового агента распространяются общие условия вычета, предусмотренные пунктом 4 статьи 172 НК РФ. Это значит, что покупатель лома не сможет принять к вычету уплаченный НДС пока продавец лома не вернет аванс.

Так как покупатель лома выступает как налоговый агент, то он принимает к вычету сумму налога, исчисленную с суммы перечисленного продавцу аванса (п. 8 ст. 171 НК РФ). К вычету покупатель лома эти суммы принимает с даты отгрузки соответствующих товаров в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее уплаченного аванса согласно условиям договора, при наличии таких условий.

Покупатель лома, как и обычный покупатель, может принять к вычету НДС с аванса (п. 12 ст. 171 НК РФ). Но предварительно он сам его должен исчислить. Несмотря на то, что счет-фактура от продавца лома содержит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», вычет с аванса покупателем лома заявляется именно на основании счета-фактуры на аванс от продавца. Это следует из п. 1 ст. 171 НК РФ.

При изменении стоимости приобретенного лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) приобретенного лома покупатель лома, как налоговый агент, принимает к вычету разницу между суммами налога, исчисленными до и после такого уменьшения (п. 13 ст. 171 НК РФ). В случае же увеличения стоимости отгруженного лома покупатель лома в качестве покупателя принимает к вычету разницу в сумме налога, исчисленного до и после такого увеличения.

Вычет указанных сумм производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (п. 10 ст. 171 НК РФ). При этом для вычета этого налога должен быть в наличии договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, либо факт уведомление покупателя о таких изменениях. Такие суммы налога можно заявить к вычету не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Восстановление суммы НДС

На покупателей лома распространяется порядок восстановление ранее принятого к вычету НДС по товарам в случае перечисления покупателем лома сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Напомним, что сумм налога восстанавливается в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам подлежат вычету в установленном порядке. При этом восстановлению подлежит сумма налога с аванса в размере, ранее принятом покупателем лома к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы перечисленного аванса согласно условиям договора, при наличии таких условий.

Если же в авансированный договор вносится изменения, либо договор расторгается, то сумма налога восстанавливается в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм аванса продавцом.

Также покупатель лома должен восстановить налог, ранее принятый к вычету, если стоимость отгруженных товаров уменьшилось, включая уменьшение цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров.

В этом случае восстановлению подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Восстановить суммы налога необходимо на наиболее раннюю из следующих дат:

Дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров;

Дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров.

Покупатель лома должен определить сумму налога к уплате по итогам каждого налогового периода во всему приобретенному лому (п. 4.1 ст. 173 НК РФ). При этом общая сумма налога по приобретенному лому увеличивается на восстановленных в соответствии с пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ сумм налога по лому, но уменьшается на суммы вычетов по лому, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12, 13 ст. 171 НК РФ.

Покупатель лома в качестве налогового агента представляет декларацию в налоговый орган в электронном виде не позднее 25 числа следующего за истекшим налоговым периодом.

Отражение в книге покупок и книге продаж

Так при отражении реализации лома в книге продаж налогоплательщика – продавца используются коды:

[ 33 ] – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома;

[ 34 ] – при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок.

В книге покупок налогоплательщика – продавца используется код 34 при заявлении к вычету налога с аванса.

В книге покупок налогового агента – покупателя лома операции по приобретенному лому отражаются со следящими кодами:

[ 41 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);

[ 42 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке («как за покупателя»);

[ 43 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки («как за продавца»);

[ 42 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за покупателя»),

[ 44 ] – при применении вычетов сумм НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за продавца»).

В книге продаж налогового агента – покупателя лома операции по приобретенному лому отражаются со следящими кодами:

[ 41 ] – при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»);

[ 42 ] – при исчислении НДС с отгрузки («как за продавца»);

[ 43 ] – при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»).

[ 42 ] – при исчислении НДС с отгрузки и в случае изменения стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»);

[ 44 ] – при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Как видим, покупателю лома – налоговому агенту при отражении операций в книге покупок и в книге продаж придется поработать как за себя, так и за продавца.

Если продавец лома выставляет счет-фактуру покупателю лома, который является налоговым агентом по этой операции, то продавец лома эту операцию не отражает в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ‑7–3/558@ (далее – Приказ).

Если же продавец сам платить налог с операции по реализации лома, например, при реализации физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, то эта операция отражается в разделе 3 декларации по НДС.

Покупатель лома заполняет раздел 2 налоговой декларации по НДС. Общую сумму налога, подлежащего уплате в бюджет в качестве налогового агента, отражает в строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

О НДС при реализации металла.Как платить НДС при реализации металлолома? Кто выполняет обязанности налоговых агентов? Читайте об этом в нашей статье.

Вопрос: подскажите пожалуйста, как правильно оформить реализацию металла в 1 с? какими документами? какой % НДС(если нужно) ставить в торг-12?

Ответ: Налогообложение зависит от квалификации реализуемого имущества - является оно металлоломом или нет.

Лом цветных металлов - это непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. Отходы цветных металлов - это отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Такие определения даны в пункте 2.2 и 2.3 ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (ст. 1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ).

Если реализуемое имущество подпадает под указанное определение металлолома, то НДС должен платить покупатель как налоговый агент (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавец-плательщик НДС оформляет накладную на реализацию (например, по форме ТОРГ-12), и счет-фактуру. Ставку НДС указывают «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре и товарной накладной на поставку металлолома продавец указывает стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делает приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам. В счете-фактуре в графе 5 продавец указывает стоимость без НДС, в графе 9 ставит прочерк. Ниже приведены примеры заполнения товарной накланой и счета-фактуры продавцом металлолома-плательщиком НДС.

Если реализуемое имущество не подпадает под определение металлолома, то НДС уплачивает продавец. Налог начисляет в обычном порядке, по ставке 18 процентов. Документы оформляет как при обычной реализации.

При этом ФНС России вправе назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов (письмо ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@).

Как платить НДС при реализации металлолома

С 2018 года действует новый порядок уплаты НДС при реализации металлолома, вторичного алюминия и сырых шкур животных. Теперь начислять налог должны не продавцы, а покупатели, на которых возлагают обязанности налоговых агентов.*

Чтобы применять новые нормы Налогового кодекса на практике, Правительство должно дополнить постановление от 26.12.2011 № 1137 , а ФНС - внести изменения в форму и порядок заполнения декларации по НДС. Предварительные разъяснения по новым правилам налоговая служба дала в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480 . Руководствуйтесь ими в операциях с металлоломом, вторичным алюминием и сырыми шкурами животных.

Кто выполняет обязанности налоговых агентов

Выполнять обязанности налоговых агентов при покупке (получении) металлолома должны все организации и предприниматели. В том числе и покупатели, которые применяют спецрежимы (упрощенку, ЕСХН, ЕНВД, патент) или используют освобождение от уплаты НДС по .

Исключение составляют посредники - комиссионеры или агенты, которые приобретают металлолом не для себя, а для третьих лиц - комитентов или принципалов. В этих случаях посредники не признаются налоговыми агентами. Исчислять и платить НДС должны фактические покупатели. Они же имеют право на вычеты НДС, предусмотренные для налоговых агентов - покупателей металлолома.

Кроме того, не исполняют обязанности налоговых агентов покупатели, которые приобретают металлолом у продавцов, признанных банкротами (подп.15 п. 2 ст. 146 НК , письмо ФНС от 25.04.2018 № СД-4-3/7966).

Рассчитать НДС налоговый агент обязан, если он приобретает металлолом у продавцов - плательщиков НДС, которые не применяют освобождение от уплаты этого налога. Продавцы - плательщики НДС не предъявляют налог покупателям. В счетах-фактурах на аванс и на отгрузку они делают пометку «НДС исчисляется налоговым агентом». На основании этих документов покупатели сами определяют налоговую базу (увеличивают ее на сумму НДС) и начисляют НДС к уплате в бюджет. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 161, пунктом 5 статьи 168 НК.

Выполнять обязанности налогового агента (т. е. начислять НДС вместо продавца) не нужно, если продавцами металлолома являются:

Физлица, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей;
- организации и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы;
- организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения, но используют освобождение от уплаты НДС по .

Проще говоря, если реализация металлолома не облагается НДС у продавца, то покупатель не должен выполнять функции налогового агента. Но для этого у покупателя должны быть подтверждающие документы. Если продавец использует освобождение от НДС, он обязан выставить покупателю счет-фактуру с пометкой «Без НДС». Если продавец применяет спецрежим, счета-фактуры от него у покупателя не будет. Но в этом случае запись «Без НДС» должна быть в договоре и первичном документе (накладной, акте закупки и др.). Такая же запись должна быть и в документе, подтверждающем покупку металлолома у физлица, которое не является предпринимателем. Это следует из пункта 8 статьи 161 НК и подтверждается письмами Минфина от 18.01.2018 № 03-07-11/2283 и .

Важно: новые правила распространяются на операции, совершенные после 31 декабря 2017 года. Поэтому, если продавец отгрузил металлолом до 1 января 2018 года, покупатель не выполняет обязанности налогового агента. В этом случае продавец применяет освобождение от НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК, который действовал до 1 января 2018 года. Дату отгрузки определяйте по первому первичному документу, который продавец оформил на покупателя или перевозчика. Когда по условиям договора к покупателю переходит право собственности на металлолом, значения не имеет. Такие разъяснения - в письме Минфина от 09.02.2018 № 03-07-11/8067 .

Что касается вторичного алюминия и сырых шкур животных, то в 2017 году реализация этих товаров не освобождалась от НДС. Поэтому если продавец отгрузил их до 1 января 2018 года, то он должен был начислить налог к уплате в бюджет, а покупатель вправе принять предъявленный ему НДС к вычету на общих основаниях. Об этом сказано в письме Минфина от 11.04.2018 № 03-07-11/23983 .

Счета-фактуры, книги покупок и продаж

Специальных правил оформления и регистрации счетов-фактур при реализации металлолома в постановлении Правительства от 26.12.2011 № 1137 нет. Пока в него не внесли поправки, руководствуйтесь письмом ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и приложениями к нему. Там же есть новые коды операций для регистрации счетов-фактур в книге продаж, книге покупок и журнале учета счетов-фактур.

Продавец - плательщик НДС

Счета-фактуры. Продавцы металлолома - плательщики НДС выставляют покупателям счета-фактуры на аванс и на отгрузку с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». Исключение - продажа металлолома на экспорт и физлицам. Покупатели - налоговые агенты счета-фактуры на аванс и на отгрузку металлолома самостоятельно не составляют. Такой порядок следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 и пункта 5 статьи 168 НК.

Надпись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавец делает в графе 7 счета-фактуры «Налоговая ставка». В графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» продавец ставит прочерк. Применяйте этот порядок как в счетах-фактурах на отгрузку, так и в счетах-фактурах на аванс. Ведь продавец металлолома НДС не исчисляет и покупателю не предъявляет.

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту при отгрузке металлолома, продавец указывает стоимость товаров без учета НДС. То есть вписывает стоимость товаров только в графу 5 . В графе 9 (стоимость товара с налогом) счета-фактуры на отгрузку продавец ставит прочерк.*

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту на аванс, продавец ставит прочерки в графах и (количество и цена товара), а также в графах и (сумма налога и стоимость с НДС). В графе 5 продавец указывает сумму аванса (без НДС), полученного от покупателя.

Исправленные и корректировочные фактуры составляйте в аналогичном порядке. Такие разъяснения есть в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Пример, как продавцу металлолома - плательщику НДС составить и зарегистрировать в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку

ООО «Альфа» (продавец) и ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) заключили договор поставки металлолома. Одно из условий договора - частичная предварительная оплата. «Альфа» - плательщик НДС. Поэтому «Гермес» - налоговый агент по операциям, которые связаны с реализацией металлолома. Не важно, является «Гермес» плательщиком НДС или нет.

В январе «Гермес» перечислил продавцу аванс в счет предстоящей поставки - 100 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на аванс и зарегистрировал его в книге продаж . В графе 2 он указал код вида операции 33. В графу 14 он вписал сумму аванса без НДС - 100 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.

В феврале «Альфа» отгрузила партию металлолома стоимостью 300 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на отгрузку и зарегистрировал его в своей книге продаж . В графе он указал код вида операции 34. В графу 14 он вписал стоимость товаров без НДС - 300 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.*

Книга покупок продавца. При операциях с металлоломом продавец заполняет книгу покупок, если регистрирует корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости отгрузок. В этом случае укажите в графе 2 книги код вида операции 34. В графе 15 (стоимость с НДС) укажите разницу в стоимости. Если составляете книгу покупок на бумаге, в графе 16 (сумма НДС к вычету) поставьте прочерк. Если формируете книгу покупок в электронном виде или выгружаете сведения в раздел 8 декларации по НДС, укажите в графе 16 цифру «0». Такие разъяснения приведены в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Книга продаж налогового агента. Покупатель металлолома - налоговый агент регистрирует в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку, которые он получил от продавца. Книга продаж у налогового агента единая. Несмотря на то что он действует и вместо продавца, и как покупатель, все операции по начислению (восстановлению) НДС налоговый агент регистрирует в одной книге.

Как отразить НДС в первичных документах

Сведения об НДС продавцы и покупатели металлолома отражают в договорах и первичных документах. Продавцы - плательщики НДС и продавцы, которые не являются налогоплательщиками, заполняют документы по-разному.

Продавцы, которые не являются плательщиками НДС, в договорах и первичных документах указывают стоимость металлолома без налога и делают соответствующую отметку «Без НДС» (п. 8 ст. 161 НК). Такая запись освобождает покупателей от исполнения обязанностей налогового агента.

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец применяет специальный налоговый режим

ООО «Альфа» применяет упрощенку. В феврале 2018 года организация отгрузила покупателю ООО «Гермес» одну тонну металлолома стоимостью 50 000 руб.

Продавцы - плательщики НДС заполняют документы по-другому.

В договорах и товарных накладных на поставку металлолома продавцы указывают стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делают приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам.

Аналогично следует оформлять приложения к договорам (например, спецификации) и приемосдаточные акты.

Остальные сведения в товаросопроводительных документах указывайте по общим правилам .

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец - плательщик НДС

ООО «Альфа» - плательщик НДС. В феврале 2018 года организация заключила с ООО «Гермес» договор на поставку 1 тонны металлолома по цене 50 000 руб. С учетом НДС стоимость металлолома составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

Сведения о стоимости металлолома в договоре сформулированы так:

«Цена товара составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Покупатель оплачивает товар по цене без учета НДС (50 000 руб.). Сумму НДС в размере 9000 руб. покупатель исчисляет к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Налогового кодекса».

Раздел товарной накладной, в котором отражаются данные о стоимости металлолома, бухгалтер «Альфы» заполнил следующим образом:

При приемке металлолома бухгалтер «Гермеса» составил приемосдаточный акт. Сведения о стоимости товара он отразил следующим образом:

2.Из ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения

2. Термины и определения

2.1 вторичная металлургия цветных металлов: Подотрасль цветной металлургии, проводящая заготовку и переработку лома и отходов цветных металлов и сплавов, а также их переплавку в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами. en recycling metallurgy of non-ferrous metals
2.2 лом цветных металлов: Непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. en scrap of non-ferrous metals
2.3 отходы цветных металлов: Отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства.*

3.Из письма ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам, касающимся применения налога на добавленную стоимость (далее - налог) в отношении приобретаемых отработанных свинцовых батарей, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Понятие "лом и отходы цветных и черных металлов" содержится в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон). Так, согласно статье 1 указанного Федерального закона лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом вопросы классификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов, к компетенции ФНС России не относятся.
Вместе с тем при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе в порядке, установленном статьей 95 Кодекса , назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов.

Новое на сайте

>

Самое популярное