Домой Сбербанк Новые правила страхования в году. Обязательная денежная компенсация

Новые правила страхования в году. Обязательная денежная компенсация

Страхование автогражданской ответственности в России носит обязательный характер, поэтому каждый водитель при покупке машины и дальнейшем ее использовании обязан купить полис ОСАГО. Подорожание ОСАГО является самым обсуждаемым вопросом среди автовладельцев на фоне предложений ЦБ и Министерства финансов о реформе «автогражданки». Так когда подорожает ОСАГО и на сколько могут возрасти цены на страховые полисы? Эти вопросы постараемся разобрать в данной статье.

Чем обусловлено повышение тарифов ОСАГО?

Последнее увеличение стоимости ОСАГО произошло в 2015 г. Именно в указанном году автолюбители застали целых два повышения. В начале 2015 г. Центральный Банк увеличил базовый коэффициент для легковых транспортных средств с 2 574 рублей до 3 432 рублей, а после и вовсе до 4 118 рублей. В 2017 г. базовая ставка по ОСАГО осталась неизменной и составила 4 118 рублей для легковых транспортных средств. На первую половину 2018 г. было запланировано плавное повышение базовых тарифов и коэффициентов.

ЦБ предложил расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны с целью справедливого ценообразования. Расширение позволит страховщикам увеличивать цену на полис для аварийных и неаккуратных водителей и снижать для тех, кто соблюдает ПДД и не попадает в ДТП.

Произошедшее изменение тарифов ОСАГО в 2015 г. в основном было связано с большой убыточностью и повышением стоимости ремонтных работ в результате девальвации рубля. Поскольку страховые компании несли большие потери, Центробанк повысил тарифы и привлек тем самым больше денежных средств в страховые компании. По данным исследования Аналитического КРА убыточность в 2016 г. составила целых 73%. В 2017 г. убытков было больше, и они составили 94%.

Высокие выплаты по ОСАГО в 2015-2017 гг. были связаны не только с большой убыточностью, но и с появлением огромного количества автоюристов, которые были готовы за фиксированную плату взыскать со страховой компании больше денег. Именно поэтому в 2017 г. денежная выплата была заменена «натуральной», т.е. страховая компания стала обязана выплачивать не деньги за ущерб, нанесенный авто, а оплачивать его ремонт в сервисном центре.

На сколько подорожает страховка?

На начало 2018 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный - 2,7.

Российский союз автостраховщиков выдвинул инициативу отменить территориальные коэффициенты или увеличить их в некоторых субъектах РФ, где страховой бизнес наиболее убыточен. Было предложено в обязательном порядке увеличить коэффициент в Волгограде, причем сразу в 2-6 раз. Если такое изменение действительно произойдет, стоимость страховки с 5 500 рублей возрастет до 33 000 рублей. Однако, как говорят эксперты, такое удорожание не может произойти резко, скачком, реформы должны проводиться плавно, поэтапным расширением тарифного коридора.

В мае 2017 г. ЦБ РФ выдвинул инициативу ввода в ОСАГО более подробной системы тарифных коэффициентов по двум параметрам - стажу и возрасту водителя. Так, для молодых водителей (20-24 года) со стажем вождения более 2 лет ОСАГО подорожает на 55%. Для водителей от 49 лет с опытом вождения от 14 лет предложили ввести скидку до 34%. По проекту ЦБ будет введено около 50 градаций для коэффициента возраста и стажа - самый высокий показатель будет применяться для водителей 16-21 года, а самый низкий - для водителей 30 лет со стажем в 10-14 лет.

Когда ждать повышения цен?

Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2017 г. и были подготовлены для принятия в 2018 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось - сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2018 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2018 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2018 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2018 г.

Новые цены и повышение выплат по ОСАГО

В последнее время от водителей поступало большое количество жалоб на действия страховых компаний из-за увеличения стоимости полисов, навязывания дополнительных услуг и сложностей с оформлением. Но у этого были и положительные моменты - повышение стоимости ОСАГО сопровождалось не только ростом стоимости страховки, но и повышением размеров выплат. После нововведений водители могут рассчитывать на получение компенсации в размере до 400 000 и 500 000 рублей. Страховая компания обязана выплатить до 400 000 рублей для проведения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. На выплату до 500 000 рублей могут рассчитывать граждане, которые получили травмы в результате ДТП.

Министерство финансов еще в 2016 г. предложило ввести новые лимиты ответственности по ОСАГО, равные 1 и 2 миллионам рублей. Такое увеличение размера выплат планируется осуществить на втором этапе реформы «автогражданки» после расширения тарифного коридора.

Благодаря повышенным выплатам многие водители могут ремонтировать свои авто и не переживать, что придется доплачивать из собственного кармана. Несомненным плюсом является тот факт, что утвержденный максимальный лимит ответственности в 2017 г. выплачивается каждой пострадавшей стороне, а не делится между всеми участниками аварии. Если сравнить прежние условия, которые действовали до повышения тарифа в 2015 г., то водители могли рассчитывать на сумму до 120 000 рублей на ремонтные работы и до 240 000 на лечение.

Стоимость страхового полиса с 1 сентября 2018 года

В начале 2018 г. ЦБ заявил о своих намерениях в сентябре того же года расширить тарифный коридор, а также изменить 2 коэффициента - КБМ и возраста и стажа водителя. По факту стоимость ОСАГО в сентябре 2018 года не изменилась, поскольку соответствующие поправки в закон не были внесены, а законопроект даже не рассматривался в Государственной думе и Совфеде. Игорь Юргенс, президент РСА, пояснил, что предстоящие изменения не говорят об однозначном повышении цены на полисы - это случится только в отношении 20% водителей, которые неаккуратно ведут себя на дороге. Для остальных же 80% тарифы на страховые полисы могут быть снижены. В таблице ниже представлены ценовые изменения, которые может повлечь реформа ОСАГО.

Таблица - Стоимость полиса ОСАГО до и после реформы

Составляющие стоимости
До реформы
После реформы
Базовый тариф
3432 – 4118 рублей
2746 – 4942 рублей
Коэффициент бонус-малус
0,5-2,45 (может применяться несколько коэффициентов в зависимости от количества полисов, в которые вписан водитель)
Будет применяться 1 коэффициент для каждого водителя
Территориальный коэффициент
0,5-2
Может быть отменен
Коэффициент возраста водителя и стажа вождения
1-1,8
0,96-1,87
Срок действия договора
1 год
От 1 дня до 3 лет
Коэффициент мощности
0,6-1,6
Может быть отменен

Центральным банком при участии Министерства финансов и страховщиков было проведено совещание, в результате которого был принят курс на либерализацию тарифов автострахования ОСАГО. В 2018 году обязательное автострахование для большинства владельцев автомобилей значительно подорожает.

Что будет с ОСАГО в 2018 году

Коэффициенты расчета и базовый тариф стоимости полиса ОСАГО регулируются Центробанком, который пошел навстречу страховщикам. Возможно базовый тариф, цена которого сейчас находится в пределах 3,4 – 4,1 тысяч рублей, будет увеличен даже в несколько раз. В планах изменение коэффициентов стажа и возраста водителей. Согласно законопроекту, расчет ОСАГО в 2018 году изменится таким образом:

1) Для водителей в возрасте от 22 до 24 лет со стажем вождения в 5-6 лет, подорожание полиса будет составлять 55%.

2) Для водителей в возрасте 25 – 29 лет со стажем вождения в 5-6 лет, подорожание полиса будет составлять 31%, при стаже вождения в 7-9 лет, полис подорожает на 22%.

3) Для водителей в возрасте 49 лет и старше со стажем вождения от 14 лет предусмотрена скидка до 34%.

На стоимость ОСАГО также будут влиять регион и «опасное вождение» – количество ДТП, в которые водитель попадает.

Вступят в силу новые тарифы ОСАГО в 2018 году, так как поправки в условия и правила страхования российское законодательство позволяет вносить не чаще раза в календарный год.

Новая форма полиса

Изменения в ОСАГО в 2018 году также будут касаться и формы полиса. Теперь страховой полис будет снабжаться QR-кодом, имеющим размер 20 мм х20 мм. Данная мера станет дополнительной защитой полиса от подделок, часто используемых мошенники. QR-код предоставит возможность быстрой проверки полиса на оригинальность. Дополнительная защита будет задействована в электронных версиях и в печатных бланках.

Благодаря этому нововведению, появится возможность проверить подлинность документа через Интернет. Это сможет осуществить как сам автовладелец, так и сотрудник ГИБДД. Например, на данный момент сотрудник ДПС имеет возможность проверить исключительно наличие полиса. Как считают чиновники, наличие на полисе QR-кода сделает более простым оформление происходящих аварий по европротоколу.

Напомним, что решение о применении улучшенной защиты полисов ОСАГО было принято еще в 2016 г. Использование металлической нити, водяных знаков и сложного цветового фона должно было уменьшить количество подделок, однако на практике мошенники смогли очень быстро приспособиться к новым бланкам.

Другие изменения ОСАГО

Несмотря на тот факт, что стоимость страхования в определенных областях может вырасти по региональному коэффициенту до 35 000 рублей, для автовладельцев есть и приятные нововведения:

1) Центральный банк планирует внести изменения, которые упростят процедуру возмещения убытков.

2) До 100 тысяч рублей будет увеличена величина компенсации по европротоколу.

3) Участники аварий смогут рассчитывать на возмещение ущерба независимо от количества машин.

Центробанком запланировано упрощение возмещения ущерба, полученного в ДТП. Водители могут рассчитывать на возмещение, когда в ДТП участвовало 2 и более транспортных средств.

Теперь все пострадавшие смогут обратиться в страховую компанию. Страховщики этим решением недовольны, так как это может привести к значительному увеличению их убытков.

Также к приятным для водителей изменениям можно отнести увеличение компенсации по европротоколу до 100 тысяч рублей. На текущий день максимальная сумма не может превышать 50 тысяч руб. Оформление возмещения ущерба по европротоколу может осуществляется без сотрудников ГИБДД, если отсутствуют пострадавшие. Полученные повреждения фиксируются предусмотренными документом техническими средствами. На компенсацию вправе рассчитывать оба водителя независимо от того, кто является виновником ДТП.

Также для уменьшения числа случаев мошенничества действие электронных полисов будет начинаться через 72 часа после покупки, а не с момента ее совершения.

Что касается цены полиса ОСАГО, она останется примерно прежней, значительных подорожаний ОСАГО в 2018 году не планируется.

В недалеком будущем ожидается новое поднятие тарифов на обязательное страхование гражданской ответственности, т. е. увеличится стоимость полиса ОСАГО. Уже вошло в традицию подорожание тарифов ОСАГО. Прослеживается даже периодическая закономерность этого явления. Что касается последнего подорожания, то оно датируется апрелем 2015 года. Именно тогда возросла аж на 40%.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2018 года подорожание ОСАГО не станет столь существенным, но в среднем его стоимость повысится на 20%. На изменение общей стоимости полиса ОСАГО повлияло решение Центробанка изменить ряд коэффициентов и тариф страховки. Пока напрямую ни о каком подорожании речь не идет. Даже наоборот распускаются слухи о некотором снижении цен для страховых организаций. Но если исходить из показателей базовых тарифов до и после изменений, то они существенно возрастут.

Вообще планируется в течение нескольких лет либерализовать ОСАГО и данная инициатива — лишь тому подтверждение. Для властей давно стоит вопрос передачи всех полномочий, связанных с полюсом, в руки страховых компаний, которые будут сами устанавливать правила. Ими же будет определяться его стоимость. Говорить о том, хорошо это или плохо, не приходится в связи с тем, что данный вопрос спорный.

Подавляющее большинство столкнется с подорожанием страховки, хотя для некоторого контингента граждан она может слегка подешеветь. С плеча рубить не будут и проведут все изменения поэтапно в срок с 2018 года по 2020 год. Что планируется сделать и в какой период времени — читайте дальше.

1 этап изменений — осень 2018 года: изменение коэффициентов на возраст и стаж

Уже осенью 2018 года будут введены 50 категорий, которые коснутся возраста и стажа водителей. Особо стоит обратить внимание на это нововведение, так как оно существенно повлияет на стоимость полиса ОСАГО. В зависимости от возраста и водительского стажа Центробанком предложена целая сетка коэффициентов.

Показатели коэффициентов в зависимости от возраста и стажа после изменений будут принимать вот такие значения:

Как будет

Возраст/стаж Без стажа Стаж 1 год Стаж 2 года Стаж 3-4 года Стаж 5-6 лет Стаж 7-9 лет Стаж 10-14 лет Стаж более 14 лет
Возраст 16-21 год 1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
Возраст 22-24 года 1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
Возраст 25-29 лет 1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
Возраст 30-34 года 1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
Возраст 35-39 лет 1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
Возраст 40-49 лет 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
Возраст старше 49 лет 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
Без ограничений 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87

Вывод таков: если водитель имеет небольшой водительский стаж и молод по возрасту, то для него ОСАГО слегка подорожает. Но для категории лиц возрастом свыше 35 лет и водительским стажем от 3-х лет полис, наоборот, будет дешеветь.

К примеру, возраст автолюбителя находится в пределах от 25 до 29 лет, его стаж вождения — 9 лет, тогда установленный коэффициент, применительно к данному лицу, будет равен 1.04. Это значит увеличится базовая стоимость полиса на 4%.

Для начинающих молодых водителей полис обойдется дороже всего, так как для них установлен коэффициент в 1.87 (увеличение базовой стоимости на 87%).

2 этап изменений — лето 2019 года

Изменение базовой ставки ОСАГО

На данный момент на легковую машину колеблется в пределах 3432 руб. — 4118 руб. И это без каких-либо коэффициентов. В полномочиях страховщиков самим выбрать базовую стоимость.

В летний период 2019 года будут расширены границы базовой стоимости 2746 руб. — 4942 руб. Окончательное решение по базовой стоимости полиса будут опять-таки принимать сами страховщики.

По заявлению В. Чистюхина, который занимает пост зампредседателя ЦБ: «Расширение границ приведет к тому, что в некоторых случаях страховка подорожает, а в некоторых, наоборот, подешевеет».

Финансист также подчеркнул, что от этого нововведения выиграют в первую очередь владельцы мотоциклов и те жители, в регионах проживания которых ОСАГО не убыточно. Таким регионом является город Москва. Но если взять Мурманскую, Челябинскую области, Краснодарский край, то здесь базовая стоимость полиса, несомненно, вырастет, т.к. в регионах есть существенные проблемы и соотношение расход-доход в страховых компаниях не в пользу последних.

Изменение коэффициента бонус-малус

В случае безаварийной езды цена страховки будет снижаться на 5% в год. Если случилась авария, то у последующего полиса цена будет выше. Такая политика в отношении цены называется КБМ — коэффициент бонус-малус.

По словам В. Чистюхина водители сейчас сталкиваются с задвоением КБМ, то есть появляется сразу 2 коэффициента бонус-малус, но они разные. Связано это с тем, что частенько страховая история закреплялась за полисом ОСАГО, а не за водителем. Как только машина попадала в аварию, штрафная порука начинала действовать в отношении всех лиц, вписанных в страховку. Это недоразумение хотят искоренить.

2020 год: отмена базовой стоимости страховки

Данный пункт находится на стадии обсуждения. Банкиры заинтересованы в том, чтобы страховщики имели индивидуальный договор с каждым водителем, причем без каких-либо базовых установок и на свое усмотрение. Есть опасение, что страховые компании станут заламывать цены. В данном случае будет запущен механизм наказаний со стороны ЦБ. Выходит, что без надзора этот момент не останется.

Для аккуратного водителя, проживающего в благополучном, не убыточном для страховщиков, регионе, полис ОСАГО однозначно должен подешеветь. Но автолюбителям, проживающим в проблемных областях и ранее не раз попадавшим в аварии, придется подготовиться к подорожанию страхового полиса.

Что еще хотят изменить?

На расчет стоимости страховки могут повлиять и другие факторы. Окончательного решения по их введению еще не вынесено. Но на повестке дня они еще стоят.

  • Количество штрафных санкций. При частом нарушении ПДД страховка автовладельца также может значительно подорожать.
  • Марка автомобиля. По этой теме нет единого мнения. Каким образом застрахованное авто привязать к стоимости ОСАГО еще обсуждается Центральным Банком.
  • Особенности телематики. Часто страховщиками учитывается манера вождения автовладельца при расчете стоимости полиса КАСКО. Делается это с помощью специальных датчиков. Резкий старт, постоянное превышение скорости, частые перестроения только увеличивают стоимость полиса. Все в точности до наоборот, а это плавный старт, умеренная скорость при передвижении, уменьшают его стоимость. Такая практика может быть применена и в оформлении ОСАГО.

Сколько будет стоить страховка после подорожания?

Следуя предварительным итогам, можно сказать о том, что изменению подвергнется базовый тариф и некоторые коэффициенты.

Сравниваем изменения стоимости полиса

Факторы стоимости ОСАГО Сколько сейчас? Сколько будет после подорожания?
Базовая ставка (для легковых авто) 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 руб.
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 Изменений не будет. Не будет задвоения КБМ.
Территориальный коэффициент 0,5-2 Пока не известно, но будет изменён.
Возраст и стаж вождения 1-1,8 1,04 — 1,87
Период страхования 0,3-1 Изменений не будет.
Мощность автомобиля 0,6-1,6 Изменений не будет.
Повышенный коэффициент за ДТП и штрафы Его собираются ввести, но пока не применяется.

Итак, изменения произойдут в следующих пунктах, составляющих стоимость полиса:

  1. . Подорожание ожидается в 2018 году, хотя речь идет об увеличении коридора ставки, который определяют сами страховщики;
  2. . Однозначно вырастет повсеместно;
  3. автолюбителей, вписанных в полис. Значительно скажется на стоимости полиса молодых водителей с небольшим стажем вождения.

Да, по базовой ставке только расширили диапазон. Но как показывает практика, страховщики никогда не работают по низкой базовой ставке, тем более сейчас, когда цены на все растут. Они вновь будут работать по максимальной ставке, что в конечном итоге скажется на конечной цене полиса не в нашу пользу.

Почему подорожает ОСАГО в 2018 году?

Сейчас страховые компании жалуются на убытки в размере 15 млрд. руб. И когда они, практически, получили возможность увеличить базовую цену полиса, конечно же, они от этого не откажутся.

Да и сами власти уверены в том, что ОСАГО подорожает. Центробанку давно известно, сколько будет стоить подорожавший в цене полис ОСАГО. Это будет выглядеть следующим образом:

  • среднестатистическому автолюбителю полис обойдется от 5800 до 7000 рублей;
  • молодому водителю родом из Челябинска с небольшим стажем вождения, который имеет машину 150 л.с. и выше от 24900 до 31000 рублей;
  • деревенскому пенсионеру на машине мощностью меньше 50 л.с. от 1500 до 1700 рублей.

Окончательная цена зависит только от страховщиков.

Российские автолюбители не желают быть жертвами сговора страховщиков, которые могут действовать в рамках своей выгоды и устанавливать тарифы по максимуму даже для самых безупречных водителей. Изворачиваясь, они же находят лазейки, чтобы ограничить реализацию полюсов, несмотря на то, что сделано очень много для повышения доступности ОСАГО.

Изменения в ОСАГО 2017 подписаны Президентом и начали действовать с 28 апреля 2017 года. Новые правила распространяются на все полюсы ОСАГО, заключенные между страховщиками и собственниками автомобилей после 28.04.2017 г.

Это новость самая обсуждаемая в среде автомобилистов. Суть основных поправок можно сформулировать тремя словами – ремонт вместо выплат.

Помимо страховых компаний и водителей нововведения затрагивают интересы автобизнеса и неоднозначно оцениваются представителями разных слоёв населения. Что же ждет водителей и чему нужно быть готовым, расскажем в этой статье.

В этой статье:

Какие изменения в законе ОСАГО

Поправки в ОСАГО носят глобальный характер, основное содержание которых состоит в ограничении права владельца легкового автомобиля после 28.04.2017 г. на получение денег за его ремонт в случае аварии.

Теперь деньги за ремонт можно получить только в крайних случаях, если:

  1. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  2. На ремонт автомобиля требуется сумма, превышающая страховую сумму в 400 тыс. рублей.
  3. НанесЕн ущерб имущественному объекту, не относящемуся к автомобилю.
  4. Страховка получена в рамках международных систем страхования.
  5. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по ремонту поврежденного автомобиля иным способом, кроме выплаты денежной компенсации.
  6. Авария оформлена на законном основании без участия сотрудников полиции (при ущербе до 100 тыс. руб.), а ремонт автомобиля превышает эту сумму и потерпевший не согласен доплачивать свои деньги.
  7. Автомобиль принадлежит инвалиду первой или второй группы, который в заявлении просит за ремонт выплатить деньги.

В целом, принятые нормы направлены на борьбу с существующим механизмом отъёма денег у страховых компаний.

Суть механизма – подготовленные в правовом плане специалисты выступали своего рода «коллекторами» по отношению к страховым компаниям.

Они покупали по низкой цене у участников аварии право на возмещение ущерба и путем предъявления мошеннических исков через суд добивались выплаты им максимально возможных денежных сумм.

Данная практика приносила огромный ущерб всему страховому рынку.

Принятые поправки затрагивают интересы не только страховых компаний. Нововведения по ОСАГО напрямую касаются всех владельцев автомобилей без исключения, включая и тех, кто не попадал и не планирует попасть в аварию.

Всего 11 поправок, из них девять касаются страховых случаев при аварии, а два – покупки полиса ОСАГО. Кратко рассмотрим их.

Изменение ОСАГО № 1. Выбор станции СТО

Ранее для ремонта повреждённого автомобиля страховая компания сама предоставляла станцию ремонта, с которой был заключён ремонтный договор. У клиента практически отсутствовало право выбора места ремонта.

С 2017 г. за владельцем полиса ОСАГО законодательно закреплена возможность выбора пункта ремонта автомобиля. Однако не стоит радоваться преждевременно.

Выбранный пункт станет доступным только после письменного согласования страховой компании возможности его использования. А она может и не согласовать предложенный клиентом вариант.

В этом случае остаётся только согласиться на пункт ремонта, предлагаемый страховщиком. Почему? Потому что по закону деньги получить нельзя, а другие варианты отсутствуют, так как законодательно не прописаны.

Изменение ОСАГО № 2. Неустойка за срыв сроков автомобиля

До нововведений срок ремонта определялся договорённостью между клиентом и пунктом ремонта. Сейчас законодательно определено, что срок приведения автомобиля в исправное состояние не может превышать 30 дней.

За каждый день задержки ремонта страховщик должен выплачивать пени в сумме 0,5 % от общей суммы ущерба. Но вот как эти деньги получить владельцу ремонтируемого автомобиля, механизм пока не определён.

Если через суд, то деньги можно будет получить с трудом (из-за отсутствия наработанной судебной практики), а нервы потратить придётся изрядно.

Изменение ОСАГО № 3. Размер возмещения за эвакуацию автомобиля

Сейчас сумма денег за доставку машины от места аварии до пункта ремонта или хранения выплачиваются страховщиком согласно представленных клиентом документов, подтверждающих расходы на транспортировку.

То есть, если заплатил за доставку автомобиля, можешь рассчитывать на выплату компенсации. Нет квитанции, значит, нет расходов и деньги получить нельзя.

Новые правила устанавливают максимальный предел доставки в 50 км. Больше нельзя. Если знакомая вам станция ремонта располагается на расстоянии 51 км от пункта аварии или хранения автомобиля, то формально страховщик вправе не соглашаться с такой транспортировкой.

Если клиент настаивает на этом варианте, то организация доставки автомобиля и её оплата возлагается на него. То есть, за ваши деньги, всегда, пожалуйста.

Изменение ОСАГО № 4. Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками

Прямое урегулирование убытков – это когда после аварии потерпевший обращается только в компанию, продавшую ему полис (свою компанию). До принятия нововведений существовало жёсткое условие: в аварии пострадало только два автомобиля.

Новые поправки распространяют правила обращения только в свою компанию на случаи массовых аварий (три автомобиля и более). По мнению законодателей, предлагаемые нормы направлены на упрощение правил оформления аварийных убытков и ремонта автомобилей.

Однако не все экспертное сообщество разделяет данное мнение. Для организации восстановления автомобиля пострадавшего клиента его страховщику необходимо получить от страховой компании виновника аварии согласие денежного размера предстоящего ремонта.

А если виновников 2, 3 и более, сколько на это уйдёт времени? Об этом закон пока умалчивает.

Изменение ОСАГО № 5. Увеличение выплат по Европротоколу

Новые поправки в ОСАГО повышают до 100 тысяч рублей максимальную сумму ущерба по причине аварии, оформленной без участия сотрудников дорожной полиции (по Европротоколу). Действовать эта норма будет по всей территории страны.

Ранее максимальный размер такой суммы составлял 50 тыс. рублей, а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – до 400 тыс. руб. при соблюдении определённых условий (наличие фото и видео съёмки повреждений, согласии признать вину одного из участников аварии и пр.).

Вряд ли стоит расстраиваться из-за снижения максимальной суммы ущерба аварии, оформляемой самостоятельно водителями.

Важно помнить, что в случае ошибки в оценке ущерба, когда для реального ремонта потребуется сумма больше 100 тыс. руб., превышающую сумму придётся доплачивать автору дорожного происшествия.

Изменение ОСАГО № 6. Полное возмещение ущерба с виновника ДТП

Максимальный размер выплат по ОСАГО составляет до 400 тыс. руб. для автомобиля и другого имущества и до 500 тыс. руб. для страхования жизни и здоровья.

Нововведения, установленные принятым законом, не решают вопрос полного возмещения ущерба с виновника аварии, если страховой суммы на восстановление повреждённого автомобиля не хватает.

Ранее причиной нехватки денежных средств на ремонт являлась высокая цена на новые запчасти. С 2017 года страховая компания не вправе учитывать амортизацию, подлежащих замене, комплектующих деталей автомобиля.

Однако повышение курса доллара и евро по отношению к рублю приводит к постоянному увеличению цен на запасные части, поставляемые из-за рубежа, а значит, могут возникать случаи нехватки страховой суммы для полноценного ремонта. Пока в законе возникновение такого случая не предусматривается.

Особо следует отметить, вопрос полного возмещения ущерба очень актуален для Европротокола (ущерб до 100 тыс. руб.).

Протокол без участия сотрудников дорожной полиции составлен, принят страховщиком и начат ремонт автомобиля. В ходе работ обнаружено, что для полноценного восстановления автомобиля требуется сумма, превышающая максимальный объем денег, установленный для Европротокола.

В этом случае новый закон обязанность по доплате в разнице возлагается на потерпевшую сторону. Логика такова: сам составил протокол, сам и доплачивай, то есть неси ответственность за самостоятельное принятое решение. Правильно ли это или нет, покажет правоприменительная практика.

Изменение ОСАГО № 7. Основания для регрессивного иска

Регрессивный иск – это официальная претензия страховой компании на виновника или виновников аварии, поданная в суд с целью получения полной страховой суммы, затраченной страховщиком на ремонт автомобиля.

Согласно новым законодательным поправкам основаниями для предъявления регрессивного иска выступают следующие обстоятельства:

  1. Состояние опьянения (алкогольного, наркотического и др.) виновного в момент совершения аварии, подтвержденное экспертизой.
  2. Отказ виновника автомобильного происшествия от медицинской экспертизы на состояние опьянения.
  3. Употребление в нарушение требований Правил дорожного движения после совершения автомобильного происшествия его виновником алкогольных напитков, а также наркотических или психотропных веществ.
  4. Нанесение вреда путём использования легковой машины с прицепом к ней в нарушение условий полиса ОСАГО (в полисе нет записи о возможности управления автомобиля с прицепом к нему).

Важно помнить о некоторых особенностях предъявления регрессного иска, полезных на практике.

Новый закон не позволяет страховщику предъявить регрессивные претензии следующим участникам аварии:

  1. Пешеходу, пострадавшему в ходе дорожного происшествия, путём получения ранения или увечья либо гибели с участием застрахованного автомобиля.
  2. Родственникам и наследникам пешехода, для которого автомобильная авария закончилась смертельным исходом.

Таким образом, в случае предъявления в суде требования со стороны страховщиков к указанным категориям граждан, такой иск будет отклонён.

Изменение ОСАГО № 8. Электронные полисы ОСАГО и штрафы ГИБДД

С 2017 года разрешено использование электронных полисов. Однако данное удобство на практике принесло массу забот для водителей, состоящих в невозможности инспекторами ГИБДД выполнить свои функциональные обязанности по проверке наличия полиса, его достоверности и подлинности.

Инспектор такие проверки может выполнить при наличии интернета и его носителей (смартфона, планшета, ноутбука и пр.).

Как быть, если инспектор несёт службу на местности, где нет интернета, либо у него отсутствует мобильный телефон? К тому же в должностном регламенте инспектора до 01.04.2017 г. не было упоминания об электронных полисах ОСАГО. Поэтому инспектор уверенно выписывает вам штраф за отсутствие полиса (полис – не приобретён – штраф 800 руб.; нет с собой – 500 руб.).

В апреле 2017 года вступила в действие новая редакция должностного регламента сотрудников ГИБДД, в котором:

  1. Признана равнозначность электронного полиса или его распечатки бумажному оригиналу.
  2. Существует запись о праве водителя предъявлять для проверки распечатку электронного полиса.
  3. Исключено наказание в виде снятия номеров.

Теперь действительность электронной выписки проверяется на специальном сервисе МВД России или на официальном сайте Российского союза автомобильных страховщиков (далее – РСА), содержащим базу данных

Советы :

  1. При наличии электронного полиса всегда имейте с собой смартфон, планшет или ноутбук. При непризнании им распечатки водитель вправе предложить проехать до места уверенного приёма интернета и затем, открыв сайт РСА, подтвердить легитимность выписки.
  2. Знайте, что купив новый автомобиль, можно до 10 дней ездить на нём без полиса.

Изменение ОСАГО № 9. Коэффициент «бонус – малус» без полиса ОСАГО

Коэффициент «бонус – малус» (далее – КБМ) – это скидка водителю за аккуратную езду без аварии, снижающая стоимость полиса. Данный коэффициент может быть как понижающим, так и повышающим стоимость покупки ОСАГО. КБМ определяет класс водителя на начало покупки полиса.

С 2017 года полис открепляется от автомобиля и связывается с безаварийной ездой водителя. Теперь каждому водителю, а не автомобилю определяется его КБМ, меняющийся при аварийной езде. Используется 14 индивидуальных классов КБМ.

Главное, что привязка полиса к водителю обеспечит повышение стоимости полиса ОСАГО в случае отсутствия ограничений водителей, допущенных к управлению автомобилем.

Важно знать :

  1. Теперь страховщик не вправе самостоятельно рассчитывать КБМ. РСА обязан разработать и внедрить электронную автоматизированную систему, обеспечивающую в реальном режиме времени расчёт КБМ для каждого водителя. При покупке полиса водителем данные о его расчётном коэффициенте будут в автоматическом режиме переданы в страховую компанию, оформляющую полис ОСАГО. Введённый порядок, по мнению экспертов и законодателей, направлен на исключение злоупотреблений страховыми компаниями при расчёте цены продаваемого полиса.
  2. В настоящее время свой коэффициент любой водитель может узнать на сайте РСА по данным действующего полиса или полиса, срок действия которого истёк не более года назад. При оформлении полиса вы вправе потребовать от сотрудника страховой компании проверить по базе РСА ваш индивидуальный КБМ и использовать его при расчёте стоимости ОСАГО.

Изменение ОСАГО № 10. Кто может ездить без ОСАГО

Владельцы транспортных средств, максимальная скорость которых по их техническим возможностям не может достигать более 50 км в час, не обязаны приобретать полис ОСАГО (ранее 20 км в час).

Водители транспортных средств, имеющие технические характеристики, согласно которым на эти средства не распространяются требования о допуске транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении по дорогам общего пользования и (или) проведению государственной регистрации, полисы также не приобретают.

Изменение ОСАГО № 11. Кто не вправе получить выплату за аварию

Новые правки закона об ОСАГО не позволяют представителю потерпевшего водителя получить за него выплаты, компенсирующие ущерб, понесённый при аварии автомобиля. Теперь теряется смысл выкупа автомобильными коллекторами у владельцев повреждённых авто их права на возмещение ущерба (деньги все равно не выплатят на вполне законных основаниях).

Заключение или что год 2017-й нам готовит

Несмотря на проведение реформ ОСАГО, остаётся неясным большое количество вопросов. Поэтому нельзя исключать, что после применения нововведений ОСАГО потребуются дополнительные реформы.

А пока следует обратить внимание на следующие новшества в ОСАГО.

Сроки ремонта по ОСАГО

Новый закон изменил срок предоставления машины для повторной экспертизы. Данная норма оговаривает, что в случае непредставления автомобиля для проведения первичной независимой экспертизы, водитель обязан в течение 7 рабочих дней доставит автомобиль для повторной экспертизы (ранее было 20 дней).

Ответственность за нарушение срока ремонта повреждённого авто и его качество возложена не на ремонтную организацию, проводящую «лечение» вашего «железного коня», а на страховую компанию, оформившую на правление на ремонт.

Закон ОСАГО с последними изменениями 2017 имеет много неясностей, а также положительных и отрицательных моментов. А вот чего же больше, покажет время применения на практике всех положений нового закона.

А на риторический вопрос «Что делать?» есть пока простые ответы:

  1. Основательно знать ПДД, например, помнить, что прежде чем совершить манёвр, надо обязательно включать поворотник.
  2. Передвигаться на автомобиле следует только с соблюдением всех без исключения норм ПДД, не совершать аварий и не попадать в них.
  3. Помнить пословицу «тише едешь – дальше будешь». При этом «дальше будешь» не от того места до которого едешь, а от больницы, тюрьмы или погоста (тьфу, тьфу).

Удачи за рулём и храни вас господь при всех поездках.

От приобретения полиса страхования владельцам транспортных средств никуда не деться. Поэтому стоит заранее узнать последние изменения в ОСАГО, свои обязательства, права и открывающиеся возможности.

Понятие

Полис ОСАГО – обязательный документ для всех собственников автотранспортных средств. Гарантирует защиту в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие. Защищает права пострадавшей стороны. Компенсация ущерба производится страховой компанией.

Общеобязательному страхованию не подлежат транспортные средства следующих категорий:

  • трактора;
  • прицепы частных лиц;
  • машины с объемом ДВС не превышающим 50 м3;
  • автомашины с иностранной регистрацией;
  • самоходная техника;
  • машины, имеющие международное страхование;
  • авто со скоростью до 20 км/ч;
  • мототехника;
  • военные машины;
  • внедорожники.

Нормативное обоснование

Нормативным актом, регулирующим отношения между страховой компанией и клиентом, является ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.02. Закон содержит порядок проведения процедуры, права и обязанности обеих сторон.

Последние новости

Каждый гражданин являющийся владельцем транспортного средства обязан заключить соглашение со страховой компанией и приобрести полис ОСАГО. С 2019 года в закон о страховании постепенно вносятся доработки и изменения. С 2019 года стала доступна к ознакомлению новая редакция нормативного акта. Нововведения поэтапно набирают силу.

Первые изменения начали действовать с 04.07.16. Следующие правки стоит ожидать в сентябре этого года. За ними последуют те, которые вступят в силу с января 2019 года. Государственные органы стремятся выйти по страхованию на европейский уровень. Последние новости призваны повысить качество и уровень обслуживания клиентов. С этой целью проводятся реформы.

Основные изменения в правилах страхования:

  1. В случае ДТП нет необходимости вызывать инспектора на место аварии, если сумма повреждений не выше 50 000 руб . Для оформления страховой компенсации достаточно европротокола с описанием схемы произошедшего, ущерба.
  2. Клиенту из убыточного региона страховой агент не имеет права отказать в получении полиса. Если это все же произошло, страховщики будут наказаны на 50 000 руб .
  3. Выплата страховки может осуществляться в двух формах: ремонт пострадавшего автомобиля, денежная компенсация.
  4. Оспаривая размер выплаты, водитель обязан два раза предъявить страховой компании свою претензию. Так происходит досудебное рассмотрение возникшего спора.
  5. Возмещение понесенных убытков по ДСАГО и КАСКО, возможно, получить, имея действующую справку ОСАГО.
  6. Банк не является учреждением подконтрольным страховщику. РСА получило право на размещение свободной суммы фонда.
  7. Отзыв лицензии страховой компании из РСА производится согласно установленным правилам.
  8. Определен минимальный и максимальный показатель тарифов на страхование ОСАГО. Страховые агенты предоставляют услуги в пределах «тарифного коридора».
  9. Страхованию не подлежит техника на гусеничном ходу.
  10. Отменено оформление полиса на прицеп по определенному соглашению.
  11. В полисы тягачей проставляется за дополнительную оплату соответствующая отметка.
  12. Один день отводится на занесение информации в АИС РСА по составленным и подписанным контрактам.
  13. Показатель КМБ важен при составлении договора. Информация по каждому владельцу размещена на АИС РСА.
  14. При незаконном использовании бланков страхования предусмотрена ответственность.
  15. Оплате не подлежат похищенные документы.
  16. Эксперты-техники проходят государственную аттестацию.

Дополнительные правила:

  • страховые агенты самостоятельно регулируют тарифы, скидки;
  • принята единая методика для оценки причиненного вреда.

Дополнения

Если потерпевший не пожелал предоставить остатки собственности для проведения осмотра экспертами независимой экспертизы на момент согласованной даты, он не имеет права самостоятельно организовывать новую экспертную оценку. Страховщик получает законное основание на возвращение заявления без страховой выплаты. Агент не имеет права компенсировать стоимость повреждений по результатам иного экспертного анализа, организованного пострадавшим.

Новые сроки проведения оценки поврежденного имущества могут быть установлены только после повторного обращения страхователя с соответствующими документами. Указанная дата служит точкой отсчета возмещения убытков, мотивированного отказа, направления автомобиля на ремонт. Данное нововведение защищает интересы страховщиков. Клиенты теряют возможность обмануть компании с целью получения выплат по страхованию.

Ранее некоторые могли прибегнуть к помощи знакомых экспертов и с помощью неточной оценки выбить выплаты. Между страховщиком и потерпевшим могут возникнуть разногласия. Причиной чаще становится ненадлежащее исполнение своих обязанностей последней стороной.

Клиент имеет право предъявить соответствующие претензии компании с выражением несогласия с размером произведенной компенсации ущерба. В этом случае потребуется документальное сопровождение иска, обосновывающее требования пострадавшего. В течение десяти рабочих дней компания страховщика обязана рассмотреть поступившее заявление. Далее, следует удовлетворение просьбы клиента или направляется мотивированный отказ. Ранее этот период составлял пять рабочих дней.

Изменения в ОСАГО с 1 июля 2019

Важные изменения коснулись оформления договора на получение страхового возмещения.

На получение полиса ОСАГО собственник транспортного средства должен подать следующий перечень документов:

  • диагностическую карту по пройденному техническому осмотру авто;
  • доверенность, если не является владельцем;
  • удостоверение личности;
  • талон техосмотра;
  • водительское удостоверение;
  • технический паспорт на машину.

Ситуации, не требующие проведения технического осмотра для оформления страхования:

  • новое транспортное средство (освобождено от ТО на три года);
  • авто транспортируется к месту проведения технического осмотра;
  • машина доставляется на регистрацию.

Цена на полис каждый раз отличается. Ее расчет производится с применением специальной формулы. Используемые коэффициенты, оказывают влияние на конечную сумму страховки.

После подписания договора страховой агент выдает:

  • полис, содержащий печать организации, личную подпись ответственного лица;
  • чек, являющийся подтверждением произведенной оплаты документа;
  • правила страхования;
  • бланк для сообщения о факте аварии (в двух экземплярах).

В течение года автомобилист должен не забывать брать с собой страховку. В случае проверки документации инспектором дорожного движения, если у водителя не окажется страховки, то ему будет выписан штраф.

Ранее после приобретения ОСАГО талон технического осмотра должен был иметь юридическую силу еще в течение полугода. В новой редакции ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.02 это требование отсутствует.

Полис можно оформить и в последний день действия талона по ТО. Когда получен отказ в заключение соглашения на обязательное страхование автомобильного средства, собственник вправе потребовать от сотрудников страховой компании письменного сообщения об этом. Такая справка является достаточным основанием для подачи соответствующего иска в судебную инстанцию, что следует из внесенных изменений в ОСАГО с 1 июля 2019.

Региональные коэффициенты и тарифы

Правительством РФ произведены изменения в тарифах и коэффициентах по страхованию. Где-то произведено увеличение региональных показателей, в других местах – уменьшение. Наибольшие ставки действуют в Ульяновской обл., Воронежской обл., Мордовии, Камчатском крае. Минимальные значения от 20 до 40% используются в Дагестане, Магаданской обл., Еврейском автономном регионе.

Стоимость полиса ОСАГО отличается от местности действия документа. По отношению к мотоциклу, трактору, легковому авто, числящемуся на балансе юридического лица, применима ставка 42, 25, 22% соответственно. Произошло повышение тарифа до 41 % для транспортного средства, имеющего грузоподъемность более 16 тонн.

Продление полиса

Стала доступной возможность удаленно оформить продление обязательного страхования ОСАГО. Система доступна частным лицам, ранее заключившим договор со страховой компанией. Кто впервые приобретает документ, сможет воспользоваться услугой только с конца текущего года. Изменения вводятся постепенно для разных категорий владельцев транспортных средств в связи со сложностью программы. Это позволяет предвидеть и избежать многих сложностей запуска продукта.

Процесс продления полиса через интернет:

  • В страховой компании заключается соглашение на приобретение документа по страхованию. Сведения о водителе заносятся в единую федеральную базу, доступ к которой имеется у каждого агента.
  • Владельцу выдается полис ОСАГО.
  • По окончании срока действия страховки частное лицо авторизуется на портале страховщика. Вводит необходимые сведения. Производит оплату услуги одним из доступных вариантов.
  • Обновленный документ отправляется на указанную электронную почту собственника авто.

Страховые агенты получили право самостоятельно принимать решение, сколько полисов ОСАГО реализовывать через интернет.

Осмотр авто, пострадавшего в ДТП

К услугам независимой экспертизы прибегают, если между страховщиком и потерпевшим возникают разногласия по поводу перечня и характера причиненного вреда в дорожно-транспортном происшествии. Как только пострадавший предоставляет поврежденное имущество с сопутствующими документами, в течение пяти дней организовывается проведение его оценки. Результаты независимой экспертизы доводятся до сведения клиента.

Если после аварии был составлен европротокол, представители страховой компании не имеют права требовать предоставления дополнительных документов.

Для выплаты компенсации нужен указанный акт. Размер выплаты рассчитывается не по лимитам европротокола, а с учетом ранее оговоренных условий страхования. В Ленинградской обл., Санкт-Петербурге, Москве и области компенсация может достигать 400 000 руб. Иные территориальные округа достигнут этого уровня в 2019 году.

Просрочив платеж, страховой агент обязан выплатить 0,05–50%. Величина санкций не может равняться или превышать страховую сумму. Убытки возмещает только страховая компания, с которой заключено соглашение.

Предъявление электронного полиса ОСАГО

Сотрудники ГИБДД для выполнения контроля безопасности движения на дорогах вправе требовать у водителей предъявления соответствующего документа (проверяется только номер бланка). Владелец авто обязан своевременно предоставлять страховку для проверки. Если договор продлевался через интернет, необходимо информацию распечатать и предъявлять по первому требованию инспектора полиции.

Новые полисы

Новые бланки отличаются цветом от старых образцов. Поскольку зеленые формы научились отлично подделывать, документ стал розового цвета. С июля 2019 года страховщики обязаны оформлять только новый полис. Действующие зеленые страховки не стоит менять.

Новые бланки имеют современную защиту, что увеличивает их стоимость на 10–15%.

Покупатели не должны ощутить разницу в цене. Расходы покроют страховые компании. В течение трех месяцев будет происходить одновременная реализация обеих форм документа страхования. Что позволит с наименьшими затратами перестроиться на работу с новой документацией.

Изменения в ОСАГО с 1 сентября 2019

С 1 сентября 2019 года изменяется период действия тарифов по ОСАГО. Минимальным является один год. Стоимость полиса будет изменяться не чаще одного раза в год. Последние изменения в ОСАГО открывают новые возможности для автолюбителей. Нововведения выводят государственное страхование на мировой уровень обслуживания. Улучшается качество предоставляемых услуг.

Новое на сайте

>

Самое популярное