Домой Банки Камеральная налоговая проверка. Среди частых ошибок в заполнении декларации

Камеральная налоговая проверка. Среди частых ошибок в заполнении декларации

Каждая декларация, поданная в налоговую инспекцию, подлежит проверке, которую осуществляет уполномоченный представитель государственного органа. Эта процедура необходима для того, чтобы проверить, соблюдены ли все условия по уплате налоговых сборов.

Одной из таких проверок является камеральная. Она осуществляется на основании данных, которые указаны в декларации 3-НДФЛ. Проводится эта процедура в местном отделении налоговой службы. Цель камеральной проверки – осуществление контроля правильности ведения отчетности. При этом уполномоченные сотрудники налоговой инспекции выясняют, представлены ли все необходимые сопутствующие справки в срок. Также в процессе процедуры выясняется, соответствует ли информация в декларации данным бухгалтерского учета. Инспектор должен проверить:

  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность требования в представлении вычета;
  • правильность применения льгот.

Декларация 3-НДФЛ подается в местный налоговый орган. Крайний срок – 30 апреля года, следующего за текущим отчетным периодом.

Как подавать 3-НДФЛ для камеральной проверки

Обращаться в местное отделение налоговой можно самостоятельно или через представителя. Один экземпляр нужно отдать уполномоченному сотруднику. Второй с пометкой «принято» вы оставляете себе. Помните, что такой документ надо хранить в течение трех лет.

Также надо представить реквизиты банковского счета, доверенность. Если вы отправляете документы почтой, для отправки декларации необходимо использовать конверт А4. Дополнительно нужно составить опись документов в двух экземплярах. Один из них передается почтовому работнику. Письмо должно быть оформлено как ценное.

Чтобы упростить процедуру подачи документов, следует зарегистрироваться на сайте государственных услуг. Во вкладке «Налоги и сборы» выбрать «Подача декларации». Затем вам сообщат, когда нужно прийти в налоговую, чтобы поставить подпись. При необходимости повторная подача осуществляется аналогичным способом.

Процедура проверки 3-НДФЛ и сроки

После представления документов и декларации 3-НДФЛ в налоговой осуществляют ее проверку. Она может быть приостановлена, если в процессе рассмотрения будут обнаружены ошибки или несоответствия данных. В этом случае плательщику дается пять дней для устранения ошибки после получения им соответствующего уведомления из налоговой. При этом срок процедуры начинают отсчитывать после повторной подачи декларации в исправленном виде. День подачи документов считается первым днем проверки. Максимальный срок проведения этой процедуры составляет три месяца. После завершения, если были обнаружены нарушения, уполномоченный работник составляет акт. Если он обнаружит, что были совершены лишние выплаты, он должен сообщить об этом плательщика в течение десяти дней.

Получить информацию о рассмотрении декларации 3-НДФЛ можно, обратившись в местное отделение налоговой инспекции. Также эту информацию вы найдете в «Личном кабинете» плательщика, зайдя на сайт налоговой службы.

Всё больше граждан вынуждены решать вопросы, связанные с подачей налоговой декларации. Данный вопрос регулируется статьёй 80 Налогового кодекса РФ. По результатам поданной декларации может быть проведена проверка. Постараемся рассмотреть основные моменты такого явления, связанные с заполнением декларации сроками и нюансами проведения камеральной налоговой проверки.

Что такое камеральная проверка

В соответствии с действующим законодательством, все граждане РФ, имеющие доходы от своей деятельности, иностранные граждане, занимающиеся предпринимательством на территории РФ и предприятия всех форм собственности, обязаны уплатить налоги в государственный бюджет. Налоговая декларация по несистематическим доходам подаётся за год, в срок до 30 апреля следующего года. Нарушение указанного срока, влечёт за собой штрафные санкции. Предприниматели отчитываются по налогам ежеквартально. Поданная вами декларация будет проверена.

Проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. Камеральной проверке подвергаются все поданные декларации. В ходе неё у вас могут потребовать предоставление любой дополнительной бухгалтерской документации, которую вы должны будете предоставить в установленный срок (п.3, ст.93 НК РФ). Документы в ответ на запрос налоговой организации вы должны предоставить в течение 10 дней (20 дней даётся при налоговой проверке группы налогоплательщиков) . Отказ от предоставления документации, равно, как и нарушение установленных сроков ведёт к наложению штрафных санкций в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Если в ходе возникнет необходимость на предприятие, то принимается решение о назначении выездной проверки. В ходе выезда не осуществляются.

Как проводится

Проведение камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводят проверку должностные лица налоговой службы. Все их действия осуществляются в порядке исполнения ними своих служебных обязанностей и в пределах полномочий. Какого-либо специального решения для этого не требуется. Проверке подлежат сведения, поданные самим налогоплательщиком: таможенная декларация и вся документация, обеспечивающая полноту информации о размере дохода, расходов, связанных с производством и суммы начисленного налога. Все действия осуществляются по месту расположения налоговой службы.

За непредоставление налоговой декларации штраф составит 5% от суммы налога, но не менее 100 рублей. Какие именно документы востребовать сотрудник налоговой службы решает самостоятельно. Единственное требование - материалы должны соответствовать по времени отчётному периоду. Согласно п. 3 ст. 88 НК, в случае убыточной декларации, на сбор и предоставление затребованных документов, обосновывающих расходную часть, даётся 5 дней.

Документы предоставляются в виде копий, заверенных налогоплательщиком. Если объем документов большой, и требуемые документы не могут быть предоставлены в срок, то в налоговый орган следует направить письмо с указанием причин. Обычно, такой вопрос решается по взаимному согласию сторон.

В своей работе, налоговики используют, также, имеющуюся у них информацию по субъекту налогообложения и сведения, полученные от других правоохранительных органов по обмену информацией. На практике налогоплательщик беззащитен. Дядя Вася может сказать оперативному работнику полиции о том, что у вас не все в порядке с налогами, тот сообщит рапортом в налоговую службу и в отношении вас будет проведена внеочередная проверка. Даже, если вы кристально чисты перед налоговым кодексом.

Структура налоговиков устроена так, что они мотивированы на выявление недостатков в декларациях и наложении штрафов. Поэтому проверки проводятся без формализма и, при необходимости, санкции будут отстаиваться в суде с привлечением опытных юристов.

Сроки проведения проверки и её этапы

Камеральная проверка начинается с момента предоставления декларации в налоговый орган. Дата начала отсчёта срока проверки зависит от способа поступления документов. При личном обращении срок исчисляется с момента регистрации документа. На практике - на следующий рабочий день. При передаче декларации почтой, срок определяется штемпелем на конверте. А при электронном декларировании - с момента поступления электронного файла. (п. 2 ст. 80 НК РФ)

На проведение камеральной проверки отводится три месяца. Однако и в этом случае для налоговиков предусмотрена лазейка. Если появляется необходимость, сроки проверки можно продлить и исчислять с момента предоставления дополнительных документов. А при подаче «уточненки», сроки автоматически начинают исчисляться с момента поступления новой НДФЛ (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Мероприятия при проведении камеральной проверки определяются ведомственными инструкциями, конкретной налоговой службой и являются закрытой информацией. Однако общая схема такова:

  • Формальное ознакомление с предоставленной документации. Проверяется фактическое соответствие представленных документов и описи. Проверяется ведомственная база данных на наличие информации о конкретном плательщике налогов.
  • Арифметическая проверка включает перерасчёт декларации, сверка поданных сведений с декларацией за предыдущий отчётный период.
  • Нормативная проверка заключается в правовом анализе предоставленных документов. Соответствие документации стандарту, наличие и правомерность подписей, обоснованность применения налоговой ставки и т.п.
  • Собственно камеральная проверка является завершающей. В результате сверяются сведения различных источников, и делается заключение.
  • Определённо используются, также, негласные методы сбора информации.

Никаких уведомлений о начале камеральной проверки не предусмотрено. Но некоторые территориальные органы практикуют такое уведомление.

По завершению проверки составляется соответствующий акт в соответствии с п.1 ст.100 НК РФ. По результатам начальником налогового органа принимается одно из трёх решений:

  1. Принять декларацию в предоставленном (уточнённом) виде,
  2. Привлечь налогоплательщика к административной ответственности,
  3. Назначить проведение дополнительной проверки.

Налоговый орган информирует налогоплательщика о результатах в течение 10 дней. С вашей стороны, на акт проверки может быть направлено письменное возражение (п. 5 и п. 6 ст. 100 НК Российской Федерации). При обжаловании результатов камеральной проверки учитываются требования ст. ст. 101, 137,138 и 139 НК РФ.

Оформление документов 3-НДФЛ и 6-НДФЛ

Большинство наёмных работников могут не волноваться по поводу декларации о доходах. За них все сделает работодатель по форме 2-НДФЛ. Однако существуют категории граждан, которые налоги платят самостоятельно. Такие лица заполняют форму 3-НДФЛ и подают её в налоговую службу по месту регистрации. К таким гражданам относятся:

  1. - лица, получившие доход по договору или трудовому соглашению, если налог удержан не был,
  2. - граждане РФ, получившие в течение года доход от продажи недвижимого имущества, транспортных средств или других имущественных прав,
  3. - резиденты РФ, получившие доход от продажи недвижимости заграницей, или процентов по вкладу в иностранном банке,
  4. - лица, получившие доход в виде вознаграждения в натуральной форме,
  5. - лица, получившие выигрыш в лотерею (если налог не оплачивался организаторами мероприятия),
  6. - получившие имущество по праву наследования и правопреемники авторских прав,
  7. - лица, получившие имущество в результате дарения (в том числе и от близких родственников).

Форма 3-НДФЛ может использоваться для декларирования доходов по индивидуальной трудовой деятельности. Размер налога в 2017 году одинаков для всех и от уровня доходов не зависит:

  • 13 % - для граждан РФ, беженцев и иммигрантов, работающих в России;
  • 30 % - для иностранцев, занимающихся предпринимательством на территории России;
  • 35 % - на выигрыши и доходы по вкладам.

Образец заполнения формы 3-НДФЛ приведён ниже:

В форме 3-НДФЛ показывается доходная и расходная часть (для предпринимателей). К основной форме прилагаются документы, обосновывающие желаемые вычеты из суммы налога (расходная часть для предпринимателей, право на социальную, имущественную или другую льготу для граждан). Если сумму расходов предпринимателя подтвердить нет возможности, то затратная часть будет принята в 20% от дохода.

Нулевая ставка по налогу, малая сумма дохода по сделке или наличие социальных вычетов не освобождают от необходимости подачи отчёта по форме 3-НДФЛ.

Для заполнения формы 3-НДФЛ расписана подробная инструкция. Приведена первая страница (титул) такой инструкции, которую можно найти в интернете.

Следует обратить внимание, что часть листов останутся не заполненными. Их подавать в налоговый орган не требуется. Если вы предприниматель, и указываете ИНН, часть сведений о себе можно не указывать. Не забудьте указать количество листов в декларации, поставить дату, заверить документы своей подписью и скрепить все материалы.

6-НДФЛ заполняют все организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами по НДФЛ. Преимущество и лёгкость заполнения этой формы заключается в том, что все плательщики по 6-НДФЛ об этом знают. Отчётность по данной форме, утверждённой ФНС России (пр.№ ММВ-7–11/450), является ежеквартальной. В 2017 году расчёты необходимо представлять в течение месяца после отчётного периода (п.2 ст. 230 НК РФ). В 2017 году форма 6-НДФЛ осталась без изменений.

Налоговые вычеты в 2017 году

Есть и приятные новости:

  1. Налоговая ставка в 2017 году не увеличилась.
  2. С 1 января 2017 года на основании федерального закона № 251 от 03.07.2016 года в сумму социального вычета можно включать расходы на оценку собственной квалификации.

Работодатель усомнился в компетентности исполнителя работ. Исполнитель оплачивает прохождение аттестации на основании Закона о независимой оценке квалификации № 238-ФЗ и получает положительный отзыв. При этом исполнитель может претендовать на вычет по налогу. Сумма вычета по НДФЛ будет ограничена в 120 000 рублей в год (п.1 ст. 219 НК РФ). В эту же сумму можно включать повышение квалификации, дополнительные страховые и пенсионные взносы, расходы на медицинское обслуживание.

Прочие социальные профессиональные и имущественные вычеты остались без изменений:

Имущественный налоговый вычет при покупке недвижимости ограничен суммой 2.000.000 рублей без учёта вычета по процентам ипотеки.

Суммарный социальный налоговый вычет принимается до 120.000 на лечение и образование.

Социальный налоговый вычет на всю сумму в случае дорогостоящего лечения.

Социальный налоговый вычет при рождении детей.

Уточнение и исправления НДФЛ

В случае обнаружения неточностей в НДФЛ, следует внести исправления. Лучше это сделать до того, как нарушение выявят в ходе камеральной проверки. Повторным направлением отчётности этот вопрос не решить. Следует обратиться в территориальный налоговый орган с письменным заявлением. Об этом проинформировала ФНС России (письмо № от 10.10.16). Ошибка может быть в любой закодированной графе.

Одного письма для устранения неточностей мало. Необходимо подать новый отчёт НДФЛ. Если декларация подавалась в электронном виде, то просто исправить цифры в файле нельзя, поскольку у каждого файла есть свой идентификатор. Никаких сроков на предоставление корректировки НДФЛ не существует. Но, если неточности выявлены в ходе камеральной проверки, то налоговики по своей инициативе устанавливают такой срок. Законом предусмотрен только срок 5 дней на предоставление пояснений по НДФЛ (п.3 ч.1 ст.88 НК Российской Федерации).

Обжалование акта камеральной проверки

Прошло, предположительно, три месяца и закончилась камеральная проверка по вашей налоговой декларации. Если были выявлены существенные недостатки, причинившие ущерб госбюджету, будет составлен соответствующий акт. Если проверка не выявила нарушений НК РФ, акт по результатам вы можете не увидеть. Если нарушения выявлены, то согласно п. 9 ст. 101 НК РФ копию акта вы получите под роспись в течение десяти дней после принятия решения. На вручённое решение налогоплательщик может подать жалобу.

Решение по акту вступит в силу через 30 дней. Если за это время вы подали жалобу в территориальный налоговый орган, то такая жалоба считается апелляционной. (ст. 138 - 139 НК РФ, п. 6 ст. 100 НК Российской Федерации).

Если же решение по акту вступило в силу, то обычная жалоба подаётся в ВНО. Срок обжалования - один год. После этого придётся доказывать, что вы не имели возможности подать жалобу ранее по уважительной причине. (п.2 ст.139 НК РФ). На принятие решения по жалобе ВНО даётся месяц. Но, как заведено, этот срок могут продлить ещё на 30 дней (ст.140 НК).

Пример формы апелляционной жалобы:

Для судебного обжалования решения по акту камеральной проверки, подаётся исковое заявление. В этом случае руководствуются административным, процессуальным законодательствами и АПК (гл.24 арбитражно-процессуального кодекса РФ). Для подачи искового заявления даётся три месяца. Срок может быть продлён по ходатайству истца, в случае наличия уважительной причины.

Пример реальной апелляционной жалобы:

При подаче заявления взимается государственная пошлина в сумме 200 рублей для частных лиц. Если будет принято решение в вашу пользу, то отдельным пунктом судебного постановления, все издержки по судопроизводству могут быть отнесены за счёт виновного. Суд, как правило, приостанавливает исполнение решения по акту камеральной проверки до завершения разбирательства по делу.

Судебное решение вступает в силу немедленно (если иные сроки не установлены в решении суда) (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Существенных изменений в системе налогообложения граждан в 2017 году не предвидится. Уточнения касаются процесса и техники заполнения форм отчётности по НДФЛ. Спорные вопросы, как и прежде, решаются в порядке подачи жалоб в НО или судебных исков в арбитражный суд.

Бухгалтеры компаний, применяющих традиционную систему налогообложения, ежеквартально испытывают стресс, связанный с камеральными проверками. Налоговики сейчас «камералят» каждую декларацию. Эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Ангелина Волконская рассказала БУХ.1С, в каком порядке проводится камеральная проверка по НДС российских компаний, и с какими сюрпризами может столкнуться бухгалтер в процессе.

Очередной квартал закончился, декларация по НДС оформлена и сдана в налоговую инспекцию, а вы собираетесь расслабиться? Забудьте! Ведь предстоит еще камеральная проверка декларации, по результатам которой налоговики могут выявить недочеты, несоответствия или ошибки. Особенно легко это сделать в свете технических возможностей инспекций проводить «перекрестные» проверки в отношении данных счетов-фактур, отраженных в разделе 8 декларации у покупателя и в разделе 9 – у продавца.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговики сейчас «камералят» каждую представленную декларацию по НДС.

2. Декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления. Порядок и условия сокращения трехмесячного срока не предусмотрены НК РФ, но также и нет ограничений на завершение проверки до истечения этого срока.

3. Во время «камералки» возможно три варианта развития событий:

  • инспекцию все устроило, никакие документы и пояснения не запрашиваются;
  • инспекция потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив их список в письменном требовании.

4. За непредставление пояснений или представление их с опозданием предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение). Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

5. На то, чтобы подготовить и представить все документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования. Если этого времени недостаточно, то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в инспекцию соответствующее уведомление.

6. Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки организации сообщать не будут. Акт по итогам «камералки» направляется компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

7. Если компания не согласна с выводами инспекции по результатам проверки, то может составить письменные возражения. Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки. Налоговая инспекция рассмотрит возражения и примет окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

8. При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

Поводом для пристального интереса со стороны проверяющих может послужить даже такое, казалось бы, безобидное действие, как внесение покупателем в декларацию, например, номера счета-фактуры «1», вместо «0001», который отражен в полученном документе. Хорошо, если эти недочеты действительно безобидные, а предоставленные пояснения удовлетворят налоговиков. Но ведь бывают и такие неточности, которые прямо влияют на сумму НДС, подлежащую уплате. В этом случае последствия могут быть весьма плачевными для компании.

Поэтому чтобы пройти камеральную проверку по НДС без потерь либо с наименьшими потерями, бухгалтер должен знать все о ее проведении.

Сколько длится проверка

Декларацию будут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Например, если компания 18 апреля представила декларацию по НДС, то камеральная проверка этой декларации в общем случае проводится с 19 апреля по 18 июля.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрены порядок и условия сокращения трехмесячного срока. Однако проведение камеральной проверки, в которой заявлен НДС к возмещению, до истечения трех месяцев с момента представления деклараций налоговому законодательству не противоречит (письмо Минфина РФ в письме от 22.12.2015 № 03-07-03/75213). Это значит, проверка может завершиться и раньше.

Проверка на совесть: развитие событий

Итак, представление декларации по НДС всегда влечет за собой камеральную проверку. При этом возможно три варианта развития событий:

  • самый благоприятный вариант для компании: проверка прошла гладко, никакие документы и пояснения инспекция не запрашивала;
  • инспекция в ходе проверки потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив список в письменном требовании.

На первом варианте останавливаться не будем, так как тут и так все ясно.

При развитии событий по второму варианту следует знать, что налоговики могут потребовать от бухгалтера пояснения в строго определенных случаях (п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Так, требовать пояснения или внесения исправлений в декларацию (путем представления «уточненки») проверяющие могут в том случае, если они обнаружили:

  • ошибки в декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются в инспекции, и получены ею в ходе налогового контроля.

Последняя причина наиболее популярна, поскольку такие несоответствия зачастую обнаруживаются при сопоставлении данных о счетах-фактурах, указанных в декларации проверяемой компании и в декларации ее контрагента. Причем виновным в несовпадении сведений о счетах-фактурах может оказаться не только покупатель, но и продавец.

Чаще причина несовпадений банальна – техническая ошибка, допущенная одной из сторон сделки при перенесении данных из счета-фактуры в книгу продаж или книгу покупок, и затем в декларацию. В этом случае бухгалтеру опасаться нечего, так как подобные недочеты обычно не влияют на сумму налога, отраженную в декларации. Но если несовпадение данных повлекло за собой снижение суммы НДС к уплате или завышение суммы НДС к возмещению, то, вероятнее всего, налоговики потребуют не пояснения, а документы (третий вариант, о котором мы расскажем немного позже).

Кроме того, потребовать пояснения или внесения исправлений в декларацию налоговики могут и при камеральной проверке декларации, в которой указаны льготируемые операции, а также уточненной декларации по НДС, в которой сумма налога по сравнению с суммой, указанной в первичной декларации, уменьшилась.

На то, чтобы подготовить, изложить свои пояснения письменно и представить их в ИФНС (либо представить «уточненку»), бухгалтеру дается пять рабочих дней. Законодательством не установлены форма и требования, в соответствии с которыми организация обязана представлять письменные пояснения, затребованные налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки. Соответственно, представить их можно в свободной форме.

При этом с 01.01.2017 большинству плательщиков НДС пояснения следует направлять исключительно в электронном виде по специально установленному формату (за исключением пояснений относительно льготируемых операций). «Бумажные» пояснения будут считаться не представленными. Это связано с поправками, внесенными в п. 3 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ. Данное правило не касается тех, кто имеет право отчитываться по НДС на «бумаге», в частности, это налогоплательщики, которые освобождены от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Кстати, с этого года за непредставление пояснений или представление их с опозданием появилась ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение) по ст. 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

Шпаргалка от ФНС

ФНС не утаивает, какие действия и какого поведения она ждет от компаний во время проведения камеральных проверок. Даже наоборот - рассказывает и "подталкивает" организации в нужном направлении.

Пару лет назад ФНС России в своем письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 рассказала, как действовать фирмам, получившим требование о представлении пояснений в связи с выявлением во время «камералки» несоответствий.

Но прежде чиновники напомнили, что каждая операция, по которой установлено расхождение, будет «закодирована». Например, если код ошибки «1», то это значит, что:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Далее чиновники пошагово описывают действия, которые должна выполнить компания, получившая требование о представлении пояснений.

Итак, ей необходимо:

  • в течение шести дней отправить в ИФНС в электронном виде квитанцию о приеме требования (если этого не сделать, то через 10 дней со дня истечения срока ИФНС может заблокировать расчетный счет фирмы);
  • проверить правильность заполнения декларации, сверить запись, отраженную в декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки и стоимости покупок (продаж)). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • представить уточненную декларацию, если в процессе выполнения предыдущего пункта была выявлена ошибка, приводящая к занижению суммы налога к уплате;
  • представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка не привела к занижению налога к уплате). Правда, здесь чиновники рекомендуют также подать «уточненку», хотя это делать вовсе не обязательно.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

По итогам проверки - акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

После представленной декларации по НДС за I квартал 2017 г., налогоплательщикам предстоит ответить на требования налоговиков по уже сданной отчетности. О том, как это сделать, пойдет речь в статье.

Налоговики направляют требования по даче пояснений, если выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных компанией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • представление уточненной налоговой декларации на уменьшение суммы НДС, по сравнению с ранее представленной декларацией (п.3 ст.88 НК РФ).

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

При этом налоговики вправе оштрафовать компанию только за непредставление тех пояснений, требование по которым направлено на основании п.3 ст.88 НК РФ. Например, если налоговики направили запрос представить пояснения о причинах снижения суммы НДС к уплате по сравнению с предыдущим налоговым периодом (кварталом), то компания вправе не отвечать на него.


Налоговики рекомендуют на каждое требование (даже если они однородны и получены одновременно) предоставлять пояснения отдельно (Письмо ФНС РФ от 07.11.2016 г. №ЕД-4-15/).

По какой форме представлять пояснения

Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей - п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей - п.2 ст.129.1 НК РФ).

Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/ Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).


Нестыковки могут возникнуть из-за указания неправильного ИНН компании-контрагента. Программа «АСК НДС-2» осуществляет состыковку по ИНН покупателя и продавца.

В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

И самый распространенный случай – наличие «налогового разрыва».

Понятие «налоговый разрыв» означает, что у налогоплательщика отражена в книге покупок счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации (в разделе, где отражаются данные книги продаж) контрагента. То есть «налоговые разрывы» - это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Такие операции с «налоговыми разрывами» отслеживаются в базе налоговиков. И чем больше у компании будет таких разрывов, тем вероятнее у нее будет назначена выездная налоговая проверка.

Зачастую налоговики считают, что не отражение реализации у продавца при заявлении вычета у покупателя свидетельствует о связи покупателя с фирмой-«однодневкой». Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84). ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте (https://www.nalog.ru) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (Письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/).

С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС.

По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

На практике причины незеркальности НДС могут быть разными. Например, продавец показал НДС, исчисленный с реализации в другом налоговом периоде. Поэтому в пояснении налоговикам нужно привести документы по сделке и приложить выставленные продавцом счета-фактуры. В этой ситуации уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Но даже если контрагент является фирмой-«однодневкой», компания не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые находятся вне его контроля и влияния (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15). Таким образом, использование налоговиками только сведений из программного комплекса «АСК НДС -2» без представления надлежащих доказательств о недобросовестности налогоплательщика, не является основанием для отказа компании в заявленных налоговых вычетах.

Налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/ Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).


На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в I квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет во II квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

    уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

    результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/).

Пояснения по льготным операциям

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

У налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с содержанием требования до момента отправки квитанции. Поэтому, зная о большом объеме запрашиваемых пояснений, компаниям целесообразно отправить квитанцию о получении требования в последний (шестой) рабочий день, тем самым продлить срок на представление пояснений.

Для того, чтобы определить насколько правомерно решение налоговых органов по камеральной проверке в отношении проверяемой организации, в первую очередь нужно определить какие законодательством установлены сроки проведения камеральной налоговой проверки.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены тремя месяцами. При этом началом проверки считается день, который следует за датой представления отчета в ИФНС. Определить срок проверки можно так: если отчет в налоговую сдан 20 апреля 2017 года, то камеральная проверка может проводиться с 21 апреля по 20 июля 2017 года. Причем, если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то крайний срок переносится на следующий рабочий день. Таким образом, если крайний срок пришелся, например, на 1 мая, то переносится он на ближайший рабочий день, то есть 5 мая.

Если в третьем месяце срока проверки соответствующее число определить нельзя, то закончится проверка в последний день третьего месяца.

Например, ИФНС получила декларацию от организации 31 августа 2017 года, то крайний срок должен приходиться на то же число, но через три месяца, то есть на 31 ноября 2017 года. Такой даты нет, а значить срок проведения камеральной проверки заканчивается 30 ноября 2017 года.

Исключения из определения срока проведения проверки не предусмотрены и тогда, когда организация сдала отчет или декларацию досрочно. Отчет срока налоговой проверки начинается со дня, следующего за датой поступления отчета в налоговую, независимо от того, какой срок подачи является крайним.

Камеральная проверка при подаче «уточненки»

Рассмотрим как определить срок камеральной проверки если организация в ходе проверки декларации подала по ней же уточненную декларацию. Правило трехмесячной проверки действует как для первичной, так и для уточненной отчетности. При подачи уточненной декларации, налоговая останавливает камеральную проверку по первичной и приступает к проверке «уточненки».

Соответственно, с подачей уточненной декларации срок проверки первичной заканчивается в этот же день. А следующий день является датой начала новой проверки.

Конечно, данное правило не работает, если к тому времени, как организация подала уточненную декларацию, налоговая уже проверила первичную и составила соответствующий акт. В этом случае сначала буде вынесено решение по первой отчетности, а затем по «уточненке».

Продление срока проверки

Нарушение срока камеральной проверки

Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.

Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.

Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.

Как определить день представления декларации

Для того, чтобы точно определиться с датой начала и окончания камеральной налоговой проверки, нужно точно знать день подачи декларации.

Определяют день подачи декларации исходя из способа, которым она была подана. Различают три способа:

  1. Лично в налоговую инспекцию. В этом случае дата представления считается дата фактической подачи декларации.

Важно! Подавая декларацию лично в налоговую инспекцию, проследите за тем, чтобы принимающий инспектор поставил отметку о принятии на вашем экземпляре. Такая отметка будет содержать дату получения инспекций отчета.

  1. Через ТКС в виде электронной отчетности. При оправке отчетов по каналам телекоммуникационной связи дата будет указана в квитанции о приеме, которую зафиксирует оператор.
  2. Почтой России. Несмотря на то, что последний день отправки отчета таким способом совпадает с крайним сроком представления декларации, инспекторы получат ее только через несколько дней. С даты получения письма налоговой и будет отсчитываться срок проверки в 3 месяца.

Для того, чтобы при отправлении отчета Почтой РФ организация точно могла определить дату получения декларации налоговым органом, письмо следует оформить должным образом. То есть отправлять отчет нужно ценным письмом, с описью вложенных документов и уведомлением о вручении. Тогда организация будет точно знать дату получения налоговой декларации.

Акт проведения камеральной проверки

В настоящее время каждый отчет и декларация, подаваемые в налоговую подлежат камеральной налоговой проверке. Если организация не получила никаких уведомлений о результате проверки, это не означает, что проверка не была проведена.

От того ка прошла камеральная проверка налоговыми органами зависит ее результат. Если при проведении проверки ИФНС нарушений не выявила, то оформлять каким то образом свое решение налоговики не будут. То есть, налоговые органы не обязаны уведомлять организацию о том, что проверка прошла успешно. Соответственно, если по прошествии установленного законодательством срока компания не получила акт камеральной проверки, это означает только одно, что нарушения в ходе проверки выявлены не были. Но исключения из такого правила все же есть. При подаче декларации по НДС на возмещение налога, налоговики обязаны сообщать о любом результате камералки. Для этого в семидневный срок ИФНС направляет в организацию уведомление о результате проверки.

Если организация с вынесенным налоговыми органами решением не согласна, она вправе написать в инспекцию возражение, либо обжаловать решение налоговой в УФНС или суде.

Законодательная база

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: По итогам камеральной проверки налоговая прислала в адрес нашей организации акт о нарушении, по которому мы занизили сумму налога. В акте указан срок проведения проверки, значительно превышающий 3 месяца. Может ли наша организация обжаловать такое решение налоговой?

Ответ: Если Ваша организация действительно занизила налог к уплате, обжаловать решение налоговой, основываясь только на превышении срока проверки не получится. Если Вы не согласны с решением, озвученном в акте проверки, Вы можете написать возражение в налоговую.

Новое на сайте

>

Самое популярное