Домой Кредитные учереждения Территории опережающего роста. ФЗ об особых экономических зонах

Территории опережающего роста. ФЗ об особых экономических зонах

1. Что такое территория опережающего социально-экономического развития (ТОР)?

2. Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

3. Какие преимущества дает режим территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

4. Кто может стать резидентом ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

5. Как стать резидентом ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

6. Каково участие иностранного бизнеса в создании ТОРов?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) - это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения.

Отличия от ОЭЗ и ЗТР

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия - 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично - в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

История создания

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил "создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт".

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны президентом 29 ноября 2014 г.) и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Старт - в ДФО

В первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО "Корпорация развития Дальнего Востока”.

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия.

Заявки регионов на создание ТОР в моногородах рассматривает комиссия Министерства экономического развития РФ по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (образована 15 июля 2015 г.).

На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы 12 территорий опережающего социально-экономического развития. 25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов "Хабаровск" и "Комсомольск" в Хабаровском крае и "Надеждинская" - в Приморском, 21 августа того же года – "Белогорск" и "Приамурская" в Амурской области, "Михайловская" в Приморском крае, "Беринговский" в Чукотском автономном округе и "Индустриальный парк "Кангалассы" в Якутии.

28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития "Камчатка" в Камчатском крае. 28 января 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР "Большой камень" в Приморском крае, а 16 марта того же года - территорий "Южная" и "Горный воздух" в Сахалинской области. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. По состоянию на март 2016 г. на 12 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке зарегистрирован 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб.

По данным Минвостокразвития РФ (на март 2016 г.), в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

В моногородах созданы 3 территории опережающего развития . 28 января 2016 г. подписаны постановления о создании ТОР "Гуково" и "Набережные Челны" на территории одноименных городов в Ростовской области и Республике Татарстан, а 26 февраля того же года - "Усолье-Сибирское" в Иркутской области.

12 ТОРов в РФ

В ДФО:

"Хабаровск" площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление – транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций – около 30 млрд рублей. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.

Территория "Комсомольск" появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд рублей, будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.

Территория опережающего развития "Надеждинская" создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций - 6,7 млрд рублей, в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.

На территориях "Хабаровск", "Комсомольск" и "Надеждинская" особый режим ведения бизнеса распространяется на 53 вида экономической деятельности (в том числе лесозаготовка, производство продуктов питания и напитков, одежды, бумаги, автотранспортных средств, лекарственных препаратов и др.). Минимальный объем капитальных вложений резидентов в три территории - 500 тыс. рублей. В 2015-2017 гг. эти ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета (в рамках госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"). На эти цели предусмотрено 1,258 млрд рублей для "Хабаровска", 902,6 млн для "Комсомольска" и 1,986 млрд рублей для "Надеждинской". Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников: 1,103 млрд рублей для "Хабаровска", 329,64 млн для "Комсомольска" и 1,986 млрд рублей для "Надеждинской".

"Приамурская" (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд рублей, реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников.

Территория опережающего развития "Белогорск" будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление – сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций – 1,45 млрд рублей. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн рублей.

"Индустриальный парк "Кангалассы" создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Резидентами ТОРа станут предприятия, выпускающие строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов: по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Общий объем частных инвестиций – 1,11 млрд рублей, появится 350 рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 113,2 млн. рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 87 млн рублей, эти деньги будут выделены из бюджетов Якутии и г. Якутска, а также из внебюджетных источников.

ТОР "Беринговский" (специализация – горнодобывающая промышленность) будет создана на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Ее площадь составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций – 8 млрд рублей, будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОРа станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.

"Михайловская" займет 3,15 тыс. га в Приморском крае (Михайловский, Спасский и Черниговский районы) и будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Объем частных инвестиций составит 39 млрд рублей, появится 2,4 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 2,219 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из регионального и муниципальных бюджетов Приморского края и внебюджетных источников будет выделено в общей сложности 2,219 млрд рублей.

Территория опережающего развития "Камчатка" будет создана на территориях Елизовского района и г. Петропавловск-Камчатского Камчатского края. Ее площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе - транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Ряд компаний уже выразили готовность реализовать на данной территории проекты с общим объемом инвестиций 28,1 млрд рублей, в результате будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 5,728 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 2,737 млрд рублей, эти деньги будут выделены из краевого и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

"Большой камень" появится в Приморском крае (городской округ Большой Камень). ТОР позволит эффективнее развивать судостроение в регионе, в т.ч. на базе комплекса "Звезда". На ее создание будет выделено 3,152 млрд руб. бюджетных средств. Объем частных инвестиций составит порядка 140 млрд руб., планируется создать 5,5 тыс. рабочих мест.

ТОР "Южная" сельскохозяйственной направленности создается на территории г. Южно-Сахалинска и Анивского и Томаринского городских округов Сахалинской области. Здесь появятся крупные животноводческие комплексы и бройлерные производства, будет организовано 450 рабочих мест. Четыре резидента территории ("Грин Агро-Сахалин", "Мерси Инвест Групп", "Совхоз Заречное" и совхоз "Тепличный") вложат в создание ТОР 6,3 млрд руб. В 2016-2018 гг. на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из бюджета области и внебюджетных источников будет выделено 1,460 млрд руб. Использование средств федерального бюджета на планируется.

"Горный воздух" появится на территории одноименной горнолыжной базы в г. Южно-Сахалинске и будет иметь туристско-рекреационную специализацию. В ТОР также войдут санаторий "Синегорские минеральные воды", прибрежная зона г. Невельска и о. Монерон. Частные вложения составят 6,1 млрд руб. На создание инфраструктуры из регионального бюджета и внебюджетных источников в 2016-2018 гг. будет израсходовано 10,031 млрд руб. Выделение денег из бюджета РФ не предполагается. Реализиция проектов позволит создать 725 рабочих мест.

На территории моногородов

ТОР "Гуково" будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках "Гуково" предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

"Набережные Челны" на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО "КамАЗ".

ТОР "Усолье-Сибирское" (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО "Усольехимпром" и ООО "Усолье-Сибирский Силикон"). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, они же ТОРы) со специальным режимом предпринимательской деятельности начали открывать на Дальнем Востоке по поручению Владимира Путина. Вместо не оправдавших себя ОЭЗ — особых экономических зон.

Еще в конце 2013 года президент поручил создать ТОРы, а соответствующий закон начал действовать с марта 2015-го. Минэкономразвития надеется при помощи ТОРов диверсифицировать экономику проблемных моногородов и снизить их зависимость от градообразующих предприятий.

В пятницу было одобрено открытие в моногородах еще 11 опережающих территорий. Всего сейчас в реестре резидентов ТОР в моногородах зарегистрированы 42 компании.

Между тем, экономисты, политологи и бизнес скептически относятся к самой идее ТОРов, считая ее неперспективной. Об этом же свидетельствуют и резульаты опроса предпринимателей, проведенного экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). ТОРы, судя по опросам, могут повторить судьбу ОЭЗ — особых экономических зон, которые начали создавать с 2005 года, .

Напомним, правительство в прошлом году досрочно прекратило деятельность восьми особых экономических зон из 33. На их создание было направлено 186 млрд рублей, а налоговых и таможенных платежей они выплатили только на 40 млрд. За 10 лет существования ОЭЗ было создано всего лишь 18 тыс. рабочих мест, расходы на одно место — 10 млн рублей. «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», — оценил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Выживут только большие

«В процессе реализации проектов ТОР может оказаться, что выживут только те территории, где реализуются крупные промышленные и логистические проекты», — говорится в новом исследовании РАНХиГС (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Об этом же свидетельствует опрос, проведенный торгово-промышленной палатой Тольятти (здесь создана одноименная ТОР). Опрос был проведен среди 98 компаний. Из опроса следует, что только представители крупных промышленных предприятий уже участвуют или планируют участие в ТОР. Новый механизм «придуман исключительно для больших», делают выводы в Тольяттинской ТПП.

В феврале стало известно о том, что такие гиганты отечественной индустрии, как «Роснефть», «Газпром» и СИБУР, инвестируют в два дальневосточных ТОРа 1,7 трлн рублей. В ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае «Роснефть» может инвестировать 500 млрд рублей. Второй ТОР — «Свободный» в Амурской области, здесь «Газпром» и СИБУР строят заводы по газопереработке и газохимии. Объем инвестиции — 1,2 трлн рублей.

При этом четкой альтернативы сырьевым проектам в ТОРах не ожидается, отмечают эксперты.

Участь Аляски не может служить ориентиром

Одна из ключевых претензий экспертов к новому институту ТОРов — «большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра. Развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется». Несмотря на слабый интерес местного бизнеса к ТОРам, на этих территориях государству требуется создавать дорогую инфраструктуру, отмечают эксперты РАНХиГС.

Один из экономистов, специализирующихся на проблеме развития дальневосточных территорий, в этой связи высказался не так академично, как эксперты РАНХиГС: количество закопанной в землю картошки не может служить критерием будущего обильного урожая. Урожайность измеряется количеством выкопанной картошки.

Между тем Минэкономразвития уже рапортует о том, что проекты в ТОРах «предусматривают создание в моногородах не менее 14 тысяч постоянных рабочих мест за 10 лет и привлечение не менее 170 резидентов».

До 30% ВРП Дальневосточного федерального округа формируется за счет экспорта, а проекты в ТОРах носят нередко «локальный характер». Это ставит под сомнение декларируемую властями экспортную направленность инвестпроектов в ТОРах. При этом зачастую наблюдается ситуация, когда зарубежных партнеров интересует только ограниченный сегмент дальневосточной продукции. В силу ее низкой конкурентоспособности.

По данным РАНХиГС, более 80% проектов резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток (другие институциональные формы пока не сформировали репрезентативные резидентские базы данных) ориентированы либо на производство продукции невысоких уровней переработки для зарубежных потребителей, либо на логистическое обслуживание экспортных потоков.

В этой проблеме имеется и политический аспект — происходит усиление экономической зависимости дальневосточных губерний и в целом Дальневосточного региона от сопредельных стран. Фракция КПРФ в Госдуме ранее заявляла, что действующая редакция о ТОРах ставит под удар территориальную целостность страны. Если в ТОРы действительно придет иностранный капитал, к тому же на срок 70 лет, как прописано в законе, это развалит страну. Аляска была отдана Соединенным Штатам в аренду на 49 лет. И не вернулась, возмущались коммунисты. Не нужно создавать новые прецеденты отторжения российской территории.

^^Розовые пони, феи и Минэкономразвития^^^

Откровенно не нравится экспертам и то, что льготные условия производства для резидентов ТОРов сократят себестоимость товаров, при этом норма прибыли предприятий будет выше. Следовательно, некоторые предприятия региона, в том числе градообразующие, не смогут конкурировать со своими аналогами, расположенными в ТОРах.

Наконец, необходимо жестко контролировать движение рабочей силы на территориях опережающего развития. «Должен быть абсолютный приоритет собственных трудовых ресурсов, что может быть реализовано в результате активной роли местных органов власти в регулировании использования рабочей силы на территориях опережающего развития. Нельзя допустить, чтобы создаваемые в ТОРах объекты жилья и соцкультбыта использовались в основном для привлечения работников из-за рубежа», — предупреждают эксперты РАНХиГС.

Говоря о рисках, эксперты рекомендуют губернаторам вписать ТОРы в программы регионального развития. А также устранить пробел в законодательстве о ТОРах. Закон не стимулирует резидентов ТОР к «распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проектов на остальную территорию Дальневосточного региона», а фактически способствует изоляции резидентов ТОР от остальных инвесторов. И наконец, население плохо информируется о том, какие проекты реализуются в ТОРах.

Тем не менее ТОРы необходимы, но их нужно переформатировать, уверен один из авторов доклада, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. «Торы нужны, но чтобы они реализовали свой потенциал необходимо учесть все риски, которые нами обозначены. Кроме того, в ТОРах необходимо сильнее учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и малого и среднего», — говорит Калмыков.

С ним согласен политолог Владимир Мараховский. Он считает, что действующий закон о ТОРах, как и закон об особых экономических зонах, далек от реалий. На своей странице в Facebook он написал, что

при подготовке этого закона «наряду с розовыми пони и лесными феями принимало участие Министерство экономического развития».

По данным Минвостокразвития, в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

Нормативный акт № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах. Рассмотрим далее основные положения нормативного акта № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития".

Определение

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть местности субъекта РФ. В ее пределах, согласно правительственному решению, устанавливается специальный правовой режим ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности. Он обеспечивает формирование благоприятных условий для ускоренного общественно-экономического развития, привлечения инвестиций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на жизнедеятельности населения в регионе.

Особенности создания

Закон о ТОР (территориях опережающего развития) предусматривает формирование таких зон на период до 70-ти лет по правительственному решению. Их создание осуществляется на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Продление срока предусматривается по решению Правительства. В Постановлении Высшего исполнительного органа при создании указанных зон присутствует:

Предложение по формированию

В ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития" установлены определенные требования к представлениям, направляемым уполномоченным госорганом в правительство. Предложение вносится по согласованию с высшей структурой исполнительной власти региона и МО либо представителями местного самоуправления. К представлению должны быть приложены сведения, указанные выше, а также:

  1. Прогнозный анализ общественно-экономических последствий при создании территории. В нем, в числе прочего, должна присутствовать оценка динамики увеличения объема дополнительной прибыли, поступающей в бюджеты соответствующих уровней.
  2. Хозяйственная и географическая характеристика местности.
  3. Оценка потребностей в задействовании иностранных сотрудников, в том числе по профессиональным и квалификационным группам, в соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке труда региона, в пределах которого будет создаваться территория опережающего развития. При этом во внимание также принимаются политические, хозяйственные, демографические и общественные условия, имеющие место в субъекте РФ.
  4. Информация о наличии инвесторов, которые заключили предварительные соглашения с федеральным органом, уполномоченным на составление соответствующего предложения о создании ТОР. В таких договорах должны определяться вид деятельности, который планируется вести в пределах зоны, объем инвестиций, а также предполагаемое число рабочих мест.

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

Границы

Их изменение, в соответствии с ФЗ "О территориях опережающего развития", осуществляется по постановлению правительства РФ по предложению уполномоченного госоргана, согласованного с соответствующей высшей исполнительной структурой региона, представителями местного самоуправления. Рассматриваемые зоны не могут располагаться в границах ОЭЗ или ЗТР. При этом территория опережающего развития может включать в себя указанные образования. В пре делах зон могут формироваться объекты, составляющие промышленные (индустриальные) парки.

Распоряжение, владение, пользование инфраструктурными объектами

Закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" предусматривает, что согласно соглашения, управляющая компания принимает на праве аренды или собственности строения, здания, сооружения, участки земли, хозяевами которых выступают государство или муниципалитет. Распоряжение этим имуществом, а также инфраструктурными объектами осуществляется на условиях и в порядке, определенном правительственными Постановлениями.

Управляющей компании не могут передаваться на праве собственности сооружения, здания, участки, строения, находящиеся в законном владении муниципалитета либо государства, приватизация которых не допускается нормативными актами РФ. ТОР (территория опережающего развития) может включать в себя земельные наделы, на которых располагаются недвижимые объекты, предоставленные гражданам и юрлицам. Данное положение распространяется на объекты, переданные этим субъектам как в собственность, так и в пользование либо владение.

Обеспечение размещения инфраструктурных объектов

Федеральный Закон "О территориях опережающего развития" наделяет управляющие компании рядом функций. К ним, в частности, относят:

  1. Подготовку предложений о внесении изменений в генпланы городских округов, поселений, схемы планирования МО, в пределах которых располагаются рассматриваемые зоны, а также порядок застройки и землепользования.
  2. Организацию строительства и эксплуатации автодорог.
  3. Планирование размещения инфраструктурных объектов на местности.
  4. Организацию транспортного сообщения и обслуживания.
  5. Обеспечение тепло-, электро, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
  6. Организация сбора, транспортировки твердых бытовых отходов, а также строительства объектов, предназначенных для их размещения и утилизации.
  7. Благоустройство ТОР.
  8. Создание условий для обеспечения субъектов, находящихся в пределах зоны, услугами общепита, связи, бытового обслуживания и торговли, организацию досуга этих лиц.

Управляющая компания может выполнять и иные функции, не противоречащие законодательству. Финансирование их производится за счет ее собственных или средств ее дочерних предприятий, из бюджетов соответствующих уровней, иных источников. Если в границах территорий опережающего развития включаются сельские либо городские поселения, то управляющие компании реализуют функции, указанные выше в п. 2, 4-7 на основании соглашения, заключенного между ними, федеральными органами и соответствующими местными структурами власти.

Общий порядок деятельности резидентов

Его устанавливает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития", иные отраслевые нормативно-правовые акты РФ, а также соглашение о ведении соответствующих видов деятельности. Юридические лица, которые обладают статусом участника инвестиционного регионального проекта, не могут быть резидентами на таких зонах. Данное ограничение устанавливается в законодательстве РФ о сборах и налогах. Резиденты не могут иметь представительства и филиалы за пределами границ зон со специальным налоговым режимом.

Прекращение существования ТОР

Ликвидация зоны осуществляется в соответствии с правительственным постановлением по предложению, поступившему от уполномоченного органа, если:

  1. Этого требует необходимость охраны здоровья и жизни граждан, культурно-исторических объектов народов РФ, защиты окружающей среды, а также обеспечения безопасности страны и обороны государства.
  2. По истечение трехлетнего периода с даты создания ТОР не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности либо все подписанные договора расторгнуты.

Полномочия органов государственной и местной власти

Они реализуются в соответствии с действующим законодательством. Для органов госвласти и местного самоуправления исключение составляют полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании или федерального органа. К ним, в числе прочего, относится организация и проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Контроль

Закон "О территориях опережающего развития" устанавливает, что надзорные функции могут выполнять только уполномоченные исполнительные государственные либо местные органы. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением контроля деятельности, проведением проверок резидентов, применяются положения нормативного акта № 294. Этот документ регламентирует порядок обеспечения защиты прав индивидуальных предпринимателей и организаций при выполнении указанных процедур. Плановые проверки по некоторым видам государственного и муниципального надзора проводятся уполномоченными федеральными и территориальными органами совместно. Порядок их выполнения, а также направления, по которым осуществляется контроль, определяются правительством РФ.

Продолжительность проверки не может быть больше 15 дней с даты ее начала. Относительно одного резидента длительность процедуры не может превышать сорока часов для субъектов малого предпринимательства и десяти часов для микропредприятий в год. Допускается в исключительных случаях продлевать продолжительность проверки, но не больше чем на 10 раб. дн. для малых компаний и 10 ч. для микрофирм. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется в порядке, определенном уполномоченными надзорными органами. Их продолжительность не должна быть больше пяти раб. дн. Данные положения не распространяются на случаи выполнения внеплановых проверок в ходе федерального госконтроля обеспечения защиты гостайны.

Нарушения, допущенные резидентом

В случае их обнаружения в ходе проверки должностные лица муниципальных и государственных надзорных органов составляют предписание об их устранении. Резидент должен получить копию документа не позднее трех дней с момента оформления акта по результатам контрольных мероприятий. Уполномоченные служащие могут вручить субъекту предписание лично или передать через его представителя под расписку, а также направить заказным письмом по почте. В случае, если резидент в установленный срок не устранил допущенные нарушения, соглашение о ведении им деятельности на территории может быть расторгнуто. При этом его статус может быть прекращен в судебном порядке.

Новое на сайте

>

Самое популярное