Домой Микрозаймы Оценка промышленного производства россии. Анализ современного состояния промышленного производства в РФ

Оценка промышленного производства россии. Анализ современного состояния промышленного производства в РФ

Существуют, по меньшей мере, два подхода к оценке перспектив развития промышленного производства в нашей стране. Один - официальный, связанный с радужной оценкой этой темы, основанный на перспективных планах, стремительных диаграммах, символизирующих эволюционный характер развития промышленной отрасли, ссылок на мировые тенденции и т.д. Другой - прагматический, основанный на анализе того, что мы имеем за годы реформ и не официального, а реального отношения руководства страны к этой отрасли хозяйственной деятельности.

Страна за двадцать лет откатилась по уровню экономического развития ниже уровня многих государств «третьего» мира, и это при том, что в наследство нашим реформаторам досталось (что бы там не говорили) одна из сильнейших экономик мира. Уровень жизни россиян затерялся где-то в восьмом десятке стран мира. Разрыв между уровнем жизни богатого слоя и теми, кто ориентируется на потребительскую корзину - катастрофический. Не буду полемизировать с теми, кто будет возражать, что реформы не закончены, что мы «в пути» и т.д. и т.п., это мы уже проходили. Надо периодически подводить итоги пройденного и, если это необходимо, корректировать курс движения, а не тупо упираться в стратегические догмы, которые себя дискредитировали текущими результатами.

Тема развития промышленного производства многогранна и многовариантна. Конечно, единого рецепта быть не может, поскольку здесь завязаны интересы государства, частных лиц и общественных организаций, мировые тенденции и краткосрочные политические мотивы, тактические и стратегические планы, геополитические, экономические, финансовые, сырьевые и пр. ресурсы. При любом раскладе в решении этой проблемы цель должна быть одна - это поступательное развитие производственного сектора экономики, что особенно важно для такой страны как Россия с точки зрения обеспечения экономической и военной безопасности и целостности государства.

Мировая тенденция построения структуры промышленного производства основана на приоритетном развитии малых и средних предприятий, как на наиболее подготовленных: к освоению новых видов изделий и технологий, гибких в плане перестройки производства и внедрения научно-технических разработок, в создании конкурентных производственных отношений. В развитых странах 70-85% промышленного производства сосредоточено на малых и средних предприятиях. При этом роль государства заключается в создании благоприятных условий работы таких предприятий. Под благоприятными условиями развития производства я, прежде всего, понимаю такие понятия, как: стабильность политической системы и ее адекватность к меняющейся внутренней и международной ситуации, понятный и принятый большинством промышленного электората экономический курс развития (установленные «правила игры»), спокойная внутренняя обстановка, доступность финансовых ресурсов и юридическая защищенность от неправомерных действий и посягательств любого уровня.

Перед анализом вышеперечисленных условий развития необходимо определиться с базовыми определениями и понятиями, чтобы не было разночтений и двусмысленных толкований основополагающих принципов существования промышленного производства как такового.

Я считаю, что одной из главных причин неудовлетворительного состояний дел в области малого и среднего предпринимательства в нашей стране является упрощенная трактовка главного понятия - «малый и средний бизнес», принятая за основу при рассмотрении всех вопросов, относящихся к сфере деятельности этой части производственного сектора экономики. Для «большого» бизнеса существуют отраслевые министерства, ведомства, союзы и прочие организации, созданные для решения специфических задач отрасли и учитывающие особенность построения и развития конкретной отрасли, а также приоритетность задач и способов их решения, стоящих перед данной отраслью, в том числе и в интересах государства.

Государство, управляя экономикой, создает преференции и стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики в интересах как тактических, так и стратегических планов развития. И только малый бизнес у нас, как стадо пытаются вести общей дорогой, подстегивать единообразными постановлениями, бросая мелкие подачки в «толпу», где они достаются самым бойким и наглым и далеко не тем, кто в них нуждается. Необходимо разделить нынешнее понятие «малый бизнес», как минимум на три категории: производственный бизнес, услуги и торговля. В производственный бизнес, несомненно, должна входить наука, как неотъемлемая часть инновационного развития. Я не связываю понятие «бизнес» с задачами обеспечения правопорядка и обороноспособности страны, которые должны остаться в исключительной компетенции государства. промышленность перевооружение экономика

Сейчас доля производственного малого и среднего бизнеса реального сектора экономики в общем объеме «малого бизнеса» составляет по разным оценкам от 3 до 15%. При этом малый бизнес в общем балансе производственного сектора экономики страны составляет не более 10%, получается, что доля рассматриваемого вида производства в промышленном объеме страны - несущественна. В общественном сознании слово «бизнес» ассоциируется с торговлей и посредническими услугами, с вопросами «делания денег» любыми путями.

Анализ принятых решений разного уровня по малому бизнесу, фактическое построение отношений между административными органами и бизнесом, меры стимулирования и поддержки принятые у нас, и наконец, результаты всей этой деятельности, говорят о том, что все решения по развитию рассматриваемого сектора экономики в первую очередь, «де факто», относятся к области непроизводственных отношений. Ниже я обосную свои выводы.

Если с политической стабильностью и построением международных отношений у нас более или менее все ясно, то вот относительно стратегии и тактики экономического развития страны - много вопросов. Уже всем, кроме самих инициаторов экономических реформ и тех, кто на этом заработал очевидные дивиденды, ясен их провальный курс и плачевность достигнутых результатов. Тем не менее, мы продолжаем цепляться за устаревшие догмы и на гнилом фундаменте обанкротившихся идей - пытаемся строить новые производственные отношения. Цель у всех стран одна - развитие, вот только способы ее достижения разные, что и показал недавний экономический кризис. И дело здесь отнюдь не в идеологических построениях общественного строя, а в отношении руководства страны к средствам и способам управления экономикой. Богатейшая в мире страна с огромным экономическим потенциалом и талантливым народом, на сырьевой игле и навязанных «реформаторами» посредническо-товарных производственных отношениях оказалась в очередной раз (после дефолтов прежних лет) не конкурентоспособной на мировом рынке, при этом фактически разрушив внутренний рынок и производственные отношения на постсоветском пространстве. И что интересно, при этом миллиардеров, заработавших на кризисе, в стране стало больше. Экономическая политика в интересах отдельных лиц и групп не может считаться экономикой такого государства как Россия.

К сожалению, нельзя говорить и об установленных «правилах игры» - отношениях между малым и средним производственным бизнесом и властью. Слишком много в трактовке этих правил администрирования, коррупции и желания «порулить» со стороны официальных структур различного уровня и ведомственной принадлежности. При этом полная ответственность за состояние производства лежит на его руководителях, а правила ведения бизнеса устанавливают чиновники, которые не несут никакой ответственности за свои поступки и решения, в том числе направленные во вред производственно-хозяйственной деятельности. В нашей стране уровень общественной и псевдо государственной «заботы» о малом бизнесе, а также число «помощников» разного уровня превышает разумные пределы и количество самих предприятий производственного сектора. Наверное, пришла пора дать оценку этой работе с учетом достигнутых их деятельностью результатов. Навязываемая «поддержка», на практике оказывается ширмой корыстных интересов «помощников».

Один из самых болезненных вопросов развития производства малого и среднего бизнеса является вопрос доступности финансовых ресурсов, необходимых на всех стадиях производственной деятельности. Каждый, кто имеет отношение к производству, понимает, что для его становления, развития и поддержания на конкурентоспособном уровне, постоянно необходимы средства. При этом на этапе становления производства - нужны заемные средства в серьезных объемах и на реальных условиях возврата. К сожалению, производственный сектор малого бизнеса нашими банками под разными предлогами, в том числе и нереальными условиями предоставления кредитов - фактически не финансируется. Эти вопросы на государственном уровне отданы на откуп посредническим фондам. Во-первых, получение денег от фонда оговаривается разными сумасбродными условиями и предельными ставками финансирования, которые не приемлемы для производственника. Во-вторых, процедура оформления кредитов через фонд неимоверно затянута и никак не способствует оперативному решению финансовых проблем предприятия. Система грантов, конкурсов, тендеров и т.п. сродни игре в рулетку, а вероятность выигрыша - минимальна, при этом система выбора победителя не прозрачна и субъективна. Для стабильного, поступательного и прогнозируемого развития производственного предприятия система финансирования через конкурсы не может считаться эффективной. И наконец, немаловажный фактор работы фонда (или другого подобного учреждения) - это заинтересованность самого фонда во вложении выделенных ему государством денег в то или иное производственное предприятие. Фонд не кредитное учреждение, следовательно, его средства находятся в банке под стабильный процент, которого хватает для безбедного текущего cуществования сотрудников фонда. Если средства фонда выделять соискателям, то это риск, угрожающий собственному благополучию. Отсюда и многоуровневая система отбора кандидатов на деньги, создаваемые и активно культивируемые мифы об отсталости и незнании большинством предпринимателей современных (западных) принципов управления производством, и «закритичный» уровень оценки перспектив конкретного производства и т.д. В общем, причин отказать гораздо больше, чем дать добро. Я не знаю примеров официальной оценки деятельности фондов, но я знаю состояние проблемы и уровень развития научно-производственного сектора экономики, и здесь наблюдается большое противоречие между результатами деятельности «помощников» и состоянием отрасли. Хотелось бы, чтобы руководство страны рассматривало меня и других руководителей производственных предприятий (во всяком случае, большую их часть), как адекватных и ответственных членов нашего общества, заинтересованных в развитии нашей страны не меньше чем они сами, и способных самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности без переложения груза ответственности на различные посреднические структуры. В этом контексте считаю первоочередным решением государственного уровня - создание системы финансирования производственного бизнеса через банковскую систему, на условиях получения кредитов на развитие производства под ответственность заемщика и гарантии государства по приоритетным направлениям развития. То, что эта система должна отличаться от условий получения потребительских кредитов, это надеюсь ясно. Фонды должны стать вспомогательным атрибутом стимулирования научно-технической деятельности.

На государственном уровне полагают, что одним из путей решения проблемы развития промышленного производства должна стать инвестиционная деятельность, причем почему-то иностранных инвесторов. На данный момент времени серьезных и ответственных инвесторов из-за рубежа на территории России нет, и когда они появятся неизвестно. Вызывает большое сомнение мотивация инвестора для развития производства конкурентоспособной отечественной продукции в ущерб национальным интересам той страны, которую он представляет. Косвенным подтверждением этого тезиса, может служить история вступления России в ВТО. Тех же инвесторов, которые хотели бы строить свой бизнес в России, отпугивает непрозрачность отношений и коррумпированность системы.

И наконец, последний вопрос в рамках настоящей статьи - юридическое сопровождение бизнеса. То, что установившаяся у нас юридическая система громоздка, неповоротлива и малопонятна рядовому члену общества, это факт, озвученный неоднократно и на разных уровнях. С ее несовершенством связан весь негатив нашего общества - бюрократизм, коррупция, бандитизм, нарушения в экономической сфере и производственных отношениях, «телефонное право» и т.п. Все делопроизводство в судах устроено таким образом, чтобы отбить навсегда охоту решать спорные вопросы в официальных инстанциях. Особый вид надругательства над здравым смыслом и публичное унижение, когда ответчиком по суду выступает государственная структура. Проблема состоит в том, что у подавляющего большинства малых предприятий в штатном расписании не предусмотрена должность юриста. Можно, конечно, нанять юриста из многочисленных адвокатских бюро. Но нет никаких гарантий, что вы взяли именно того юриста, знания и квалификация которого позволят решить в суде ваши проблемы. В большинстве случаев наемный юрист не отвечает за результаты своей работы, а лишь готовит документы для суда, а дальше - «как решит суд». Объективность суда тоже под большим вопросом, поскольку рычагов влияния на ход судебного заседания у малого предприятия, несомненно, меньше, чем у его оппонентов. Можно еще много привести доводов в оправдание того, почему у многих предпринимателей существует желание «полюбовно» решать конфликтные ситуации, либо вообще не связываться с судами, прибегая к услугам неформальных организаций.

Неповоротливость и костность юридической системы приводит к тому, что не исполняется большинство постановлений и указов, принимаемых правительством и президентом в отношении развития малого и среднего предпринимательства, поскольку чиновники придумывают причины их неисполнения гораздо быстрее, чем успевают вноситься коррективы в поправки в эти указы. Создается впечатление, что чиновники играют с государством в догонялки - кто быстрее придумает причину неисполнения очередного закона, при этом государственные интересы, как правило, всегда проигрывают. Да и сами законы о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются и принимаются теоретиками товарно-денежных отношений без надлежащих консультаций с теми, кто должен на практике воспользоваться их положениями. Ярким примером сказанному служит закон об авторском праве, который если и защищает чьи-то интересы, то только не интересы инновационной части малого бизнеса. Получается, что главное преимущество малого и среднего предпринимательства, в его способности ставить и решать инновационные задачи - не защищено, а поэтому, бесперспективно. Отмена звания «Заслуженный изобретатель России» лишь очередной камень чиновников в сторону прогрессивного развития производственного сектора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что реальных предпосылок развития промышленного производства в стране, через становление и развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики в настоящее время - нет. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

  • - отсутствие финансового обеспечения и доступа к реалистичным банковским кредитам, замененными на практике разными посредническими структурами, решающими не государственные, а свои корыстные интересы;
  • - несовершенство юридической системы и судопроизводства делают предпринимателей незащищенными перед административным и силовым давлением на них. Кроме того, это является причиной негативных факторов производственных и деловых взаимоотношений, связанных с коррупцией, бюрократизмом, рэкетом и т.п.;
  • - для большинства малых и средних предприятий основным рынком сбыта продукции является внутренний рынок, правила игры на котором, диктуются крупными монополистами и олегархически бюрократическими структурами, не заинтересованными в «чужих» исполнителях. Система тендеров и конкурсов - забюрокрачена сверх всякой меры;
  • - в стране не созданы условия и нет реальной потребности во внедрении новых научно-технических достижений, являющихся одним из приоритетных и эффективных направлений деятельности малых и средних предприятий. Излишняя коммерциализация этой темы привела к свертыванию фундаментальных исследований и перспективных НИОКР, ввиду своей не скорой коммерческой отдачи;
  • - декларируемые руководством страны планы развития в сырьевом, перерабатывающем, аэро-космическом, оборонном и других секторах экономики не предусматривают широкого участия в них предприятий малой индустрии, а своей глобальностью рассчитаны на участие в них естественных монополий и крупных корпораций. Необходим отдельный план развития малого и среднего бизнеса с привязкой к конкретным государственным программам;
  • - в стране чрезмерно высоко влияние административно-бюрократического аппарата на деятельность малых предприятий.

Для многих стран тяжелая промышленность является главной составляющей народного хозяйства, которая обеспечивает стабильное развитие экономики государства. Многие ее отрасли служат основой мощности и стабильности таких стран.

Промышленность и ее структура

Промышленность являет собой совокупность производственных отраслей экономики. Отраслевое деление возникло в результате разделения общественного труда. Таким образом, структурирование промышленности имеет историческую основу. Постепенное развитие общества способствовало возникновению новых отраслей. А процессы интеграции предприятий одновременно с дифференциацией и специализацией привели к развитию устойчивых связей между разными сферами экономики. И постепенно промышленные отрасли разделились на группы.

Производственная часть современного народного хозяйства Российской Федерации состоит из таких составляющих, как пищевая, тяжелая и легкая промышленность. Очень часто промышленные отрасли разделяют на группы «А» и «Б». К первой группе относят предприятия, которые изготовляют средства производства. Сюда относятся некоторые заводы легкой промышленности и почти вся тяжелая. Пищевая промышленность и отрасли, которые выпускают товары потребления, относятся к группе «Б». Сюда попадает большинство предприятий легкой промышленности.

Тяжелая промышленность в структуре экономики России

Экономика каждой страны состоит из разных отраслей промышленности. Стратегическое значение для производственных предприятий имеет тяжелая промышленность. Она являет собой совокупность отраслей народного хозяйства, которые производят орудия труда, топливо и сырье. Таким образом, тяжелая промышленность обеспечивает все сферы экономики материалами и оборудованием и служит главным фактором стимуляции научно-технического развития и расширения всех производственных отраслей страны.

В структуре экономики России тяжелая промышленность является важной составляющей хозяйственного комплекса. Она играет стратегическую роль в экономике страны.

История развития тяжелой промышленности России

До Октябрьской революции промышленность России была плохо развита. Это отражалось на состоянии всей экономики. Фактически не было таких важных отраслей тяжелой промышленности, как станкостроение, производство металлургического оборудования и сельскохозяйственной техники. А потребность во многих производственных товарах удовлетворялась за счет импортных закупок. Большую часть капитала тяжелой промышленности составляли иностранные инвестиции. Так, доля иностранного капитала в черной металлургии составляла 75%, в нефтяной - 60%, а в химической - 40%.

После революции произошла индустриализация страны, результатом которой стало создание машинного производства. С этого этапа начала стремительно развиваться химическая промышленность, электроэнергетика и другие отрасли тяжелой промышленности. До 1940 года было открыто много производственных предприятий, и созданы новые отрасли - авиационная, тракторная, автомобильная, танкостроение, комбайностроение и т. д. В результате этого уровень тяжелой промышленности вырос в 14 раз, а всей промышленности страны - почти в 8 раз.

В годы Великой Отечественной войны тяжелая промышленность СССР играла стратегическую роль, обеспечивая фронт оружием. После войны народное хозяйство начало развиваться быстрыми темпами. Особенно пошли вперед атомная, нефтехимическая и аэрокосмическая отрасли. Так, в 1975 году объемы производства тяжелой промышленности выросли в 17 раз по сравнению с 1940 годом. Активно развивались и новые отрасли - радиотехническая, газовая и электронная.

В 1975 году СССР стал мировым лидером по производству таких важных продуктов тяжелой промышленности, как уголь, нефть, сталь, чугун, железная руда, цемент, минеральные удобрения, а также по изготовлению промышленного оборудования и машин.

Со временем изменялось территориальное размещение предприятий тяжелой промышленности. Многие отрасли локализовались в восточной части России.

Современное состояние тяжелой промышленности РФ

Современная тяжелая промышленность России имеет сложную многоотраслевую структуру и отличается высоким уровнем технологичности. Диверсифицированный состав отраслей сформирован под влиянием разных экономических факторов. Наиболее важные из них - научно-технический прогресс, обеспеченность страны природными ресурсами и квалифицированными кадрами. Очень важную роль в становлении отраслей тяжелой промышленности России сыграли исторические события. Участие в войне способствовало проведению множества важных реформ, результатами которых служит структура современной промышленности страны.

Промышленность РФ прошла сложный и длительный путь развития и на сегодняшний день является основой экономики страны. Сегодня насчитывается до 10 ключевых отраслей тяжелой промышленности, из них 2/3 составляют обрабатывающие предприятия. Ведущие места в народном хозяйстве России занимают топливная, химическая, атомная, нефтехимическая и энергетическая промышленность, а также металлургия.

Структура тяжелой промышленности

В состав тяжелой промышленности входят следующие отрасли:

  1. Обрабатывающая промышленность - цветная и черная металлургия, лесное хозяйство, машиностроение, металлообрабатывающие отрасли. Тяжелая промышленность этой группы также включает некоторые сферы, которые занимаются производством строительных материалов.
  2. Добывающая промышленность и электроэнергетика. В эту категорию входят предприятия, занимающиеся добычей, переработкой и сбытом сырья, полезных ископаемых, топлива и электроэнергии. Добывающие предприятия являются основой народного хозяйства РФ. Они снабжают сырьем ключевые отрасли.

Тяжелая промышленность является базой для производственного сектора экономики.

Факторы размещения предприятий тяжелой промышленности

Территориальное размещение отраслей тяжелой промышленности происходит под влиянием определенных факторов. Так, предприятия этой группы народного хозяйства основываются в регионах, в которых имеются следующие ресурсы:

  • природные ископаемые;
  • сырье и материалы;
  • топливо и энергетика;
  • работоспособное население.

Проблемы современной тяжелой промышленности

По оценкам экспертов, тяжелая промышленность России находится на высоком техническом уровне. Правительство финансирует развитие важных отраслей и проводит постоянную модернизацию. Но, несмотря на все положительные тенденции, существует одна значимая проблема - нехватка работников. Дело в том, что в наше время престижными считаются такие профессии, как юрист, финансист, бухгалтер. В результате этого падает престиж рабочих профессий. Все меньше людей желает работать на промышленных заводах и предприятиях. Особенно остро эта проблема касается молодежи.

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

За годы суверенной власти Россия упрочила свои позиции на энергетическом рынке в ущерб развитию отечественной обрабатывающей промышленности, увеличив импортозависимость по продовольственным товарам и продукции обрабатывающих отраслей. Подъем национально-патриотической волны, вызванный геополитическими событиями, а также давлением со стороны Запада заставили власть пересмотреть приоритеты экономической политики в рамках обеспечения национальной безопасности посредством импортозамещения. Сферой, призванной решить данную задачу, стала обрабатывающая промышленность. Первые инициативы в этом направлении касались поощрения госзакупок продукции отечественного производства, ограничения покупок импортной продукции для государственных структур, логическим продолжением стала разработка закона «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности.

Закон о промышленной политике предполагалось принять еще в 2008 году, тогда в Государственную Думу были внесены проекты - «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Но оба они получили отрицательные заключения на стадии согласования в правительстве. К настоящему моменту закон о промышленной политике принят в 42 субъектах РФ.


Рис.1. Субъекты РФ, имеющие законы в сфере промышленности. Вклад добывающей и обрабатывающей отраслей в валовый региональный продукт (по данным Росстата)

В 2013 году появился фонд развития промышленности регионов. Данный фонд был создан вскоре после выступления президента на Госсовете по вопросам о повышении инвестиционной привлекательности регионов, имеет ли он прямое отношение к государственным структурам, определить не удалось, однако задачи фонда согласуются с законодательством РФ и направлены на решение экономических задач регионов. Он оказывает поддержку инвесторам в таких отраслях, как разработка месторождений и добыча полезных ископаемых и драгоценных металлов, топливно-энергетический и металлургический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный сектор, строительство, недвижимость, финансовый сектор и высокие технологии. Примечательно, что высокие технологии стоят далеко не на первом месте в перечне, в то время как добывающая промышленность – в авангарде. Такой важный для национальных интересов страны фонд возглавил двоюродный брат Президента Игорь Путин.

За так называемые потерянные 20 лет состояние промышленности менялось в пользу укрепления добывающей и ослабления обрабатывающей промышленности. Так, вклад обрабатывающей промышленности сократился с 17,1% до 14,8%, добывающей вырос с 6,6% до 10,8%.

За последние 6 лет общее число субъектов экономической деятельности в России выросло на 1,2%, при этом количество предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности уменьшилось на 15,8%, число заводов, производящих машины и оборудование, – на 39%.



Рис.2. Вклад отраслей промышленности в ВВП страны (1. Добыча каменного угля, бурого угля и торфа, 2. Добыча сырой нефти и природного газа; 3. Добыча металлических руд; 4.Добыча прочих полезных ископаемых; 5.Производство пищевых продуктов, включая напитки; 6.Производство одежды; выделка и крашение меха; 7.Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; 8.Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; 9.Издательская полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации; 10.Производство кокса; производство нефтепродуктов; 11.Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ); 12.Производство резиновых и пластмассовых изделий; 13.Производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 14.Металлургическое производство; 15.Производство готовых металлических изделий; 16.Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов); 17.Производство электрических машин и электрооборудования; 18.Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; 19.Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов; 20.Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; 21.Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств; 22.Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки; 23.Прочая продукция обрабатывающих производств; 24.Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды; 25.Сбор, очистка и распределение воды)

Основной фонд сектора добыча полезных ископаемых вырос с 7,1% до 10,1 % от общего фонда по всем видам экономической деятельности, а обрабатывающего производства сократился с 8,9% до 8,1%.



Рис.3. Доля основных фондов промышленности в общем объеме основных фондов (по данным Росстата)

По структуре инвестиций в основной капитал лидирует сектор добыча топливно-энергетических ресурсов, именно на этот сектор приходится 32,8% от всех иностранных инвестиций. На долю производства машин и оборудования и электрооборудования приходится только 1,5% и 1,3% от общего объема инвестиций.


Рис.4. Инвестиции в основной капитал по видам промышленной деятельности (в % к общему объему инвестиций в промышленность, 2012 г.)

По объему затрат на технологические инновации выделяются такие отрасли промышленности, как производство кокса и нефтепродуктов (17,7%), металлургическое производство (15,4%) и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (13,6%), то есть нетехнологичные сектора, в то время как наиболее технологические отрасли по объему затрат на технологические новации отстают в 3 и более раз.


Рис.5. Затраты на технологически инновации организаций, в % к общему объему затрат на технологические инновации (по данным Росстата)

За эти годы Россия поставила себя в импортную зависимость по всем секторам обрабатывающей промышленности, значительно снизив конкурентоспособность собственной продукции на мировом рынке, что проявилось в снижении их доли в структуре экспорта страны. Доля импорта в розничной торговле достигла 44%. На рис.6 представлена доля на российском рынке импортной продукции некоторых товарных групп.



Рис.6. Доля импортной продукции на российском рынке, в % (данные за 2010-2012 г., ЕМИСС)

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отсутствие в стране государственной промышленной политики привело к дисбалансам развития, когда все финансовые потоки были направлены в наиболее рентабельный сектор добычи топливно-энергетических ресурсов.

В рамках политики поощрения развития промышленности предполагается проведение комплекса мер:

Принятие закона о промышленной политике, разработанного МИНПРОМТОРГом (должен поступить в Государственную Думу до 30 июня). Примечательно, что в самом тексте проекта нет разграничения на добывающую и обрабатывающую промышленности и прямого упоминания поддержки обрабатывающей промышленности;

Создание фонда развития промышленности объемом в 50 млрд рублей в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами. Предполагается, что он будет выделять средства на кредит под сниженную ставку в 5%. Сейчас эта ставка составляет минимум 12% (а иногда доходит до 20%), в то время как, к примеру, в Канаде- 2%, в Китае – ниже 6%. По прогнозам экономистов этот фонд может оказать положительное влияние на зависящие от импорта оборудования отрасли, в первую очередь - это легкая промышленность, машиностроение, строительство и индустриальное производство. Однако до сих пор еще не определен механизм финансирования фонда (из бюджета или фонда национального благосостояния), критерии отбора инвестиционных программ, подведомственность данной структуры. Вероятно, что фонд будет предоставлять займы по ставкам не выше стран-конкурентов как государственным, так и частным предприятиям для целей исключительно на модернизацию и обновление технологических фондов, а также исполнение проектов в рамках госпрограмм;

Регуляция промышленности через фискальную политику. Так, предполагается повысить уровень налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, а также ввести налоговые льготы на вновь создаваемых предприятиях промышленности;

Создание в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий, а также разработка к 1 декабря механизма поддержки предприятий промышленности при их переходе на такие технологии;

Установление к осени перечня товаров, которые будут закупаться для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств-членов Таможенного союза;

Ввод в практику специального инвестиционного контракта - соглашения, заключенного между инвестором, федеральной и региональной властями, по которому инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие, высокотехнологичные рабочие места и наладить выпуск инновационной продукции;

Создание индустриальных парков;

- организация Национального промышленного совета при президенте РФ с полномочиями координирования деятельности по реализации государственной промышленной политики. Ежегодный доклад совета о развитии промышленности станет составной частью отчёта правительства в Государственной Думе.

В целом стимулирование промышленности предполагается осуществлять через комплекс мероприятий: финансовая, информационная и консультационная поддержка, поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности; в области развития кадрового потенциала; поддержка внешнеэкономической деятельности (поощрение несырьевого экспорта); предоставление государственных и муниципальных преференций и другое.

Интересен опыт в сфере развития промышленности члена Таможенного союза – Казахстана, который также как и Россия отличается сырьевой направленностью экономики. В РК была принята Дорожная карта бизнеса с отмеченными рекомендованными местами для каждого региона расположения объектов промышленного назначения. Карта простимулирует развитие регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики. Реализация Программы осуществляется по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив (в том числе субсидирование части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, подготовка кадров и др.), оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Россия могла бы также разработать аналогичную карту, указав места объектов, где ранее располагались заводы и предприятия обрабатывающей сферы, поскольку в таких когда-то промышленных центрах еще сохранился персонал с необходимой профессиональной квалификацией, но занятый в непрофильной сфере. Привлечение старых специалистов, которые одновременно с производством будут обучать молодые кадры, решило бы острую для России проблему отсутствия подготовленных и высокопрофессиональных кадров.

Принятие закона о промышленности - это ключевая веха стратегического планирования развития России. В стране давно существует необходимость возрождения обрабатывающей промышленности, что позволит преодолеть чрезмерную зависимость от импортной продукции и ускорить темпы роста ВВП. В противном случае страну ждет углубление отставания от технологически-развитых стран, полное превращение в сырьевой придаток (Европы или Китая) и подчинение внутри и внешнеполитической линии интересам олигархической верхушки.

Развитие промышленности

Промышленность пореформенной России развивалась гораздо быстрее, чем сельское хозяйство. Основными процессами, определившими лицо отечественной индустрии 1860–1890-х гг., можно считать: завершение промышленного переворота; развитие капиталистических отношений; формирование новых промышленных районов и центров (Донбасс, Бакинские нефтепромыслы); возникновение новых отраслей промышленности (нефтехимической, электротехнической).

К началу 80-х гг. XIX в. в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 1860–1870-е гг. парового механизированного транспорта.

Важным источником средств для развития промышленности стали не только внутренние капиталы (частные или государственные), но и иностранные инвестиции . Дж. Юз в 1872 г. финансировал угледобычу и металлургию Донбасса, Л. Нобель владел машиностроительными предприятиями в Петербурге и с 1876 г. занимался нефтедобычей в Баку, Ф.Л. Кнопп в 1870-е гг. владел большим числом предприятий легкой промышленности в северо-западном районе.

Государство проводило покровительственную политику в отношении отечественной промышленности. Уже в 1861 г. был предпринят ряд мер, направленных на поощрение отечественного машиностроения.

Министры финансов Н.Г. Бунге (1881–1886 гг.), И.А. Вышнеградский (1887–1892 гг.) и особенно С.Ю. Витте (1892–1893 гг.) старались содействовать промышленному росту путем стабилизации национальной валюты, развития транспортной инфраструктуры и введения покровительственных таможенных тарифов.

Особенно преуспел С.Ю. Витте. В 1894 г. введена винная монополия государства. В 1895–1897 гг. проведена денежная реформа. Рубль получил золотое содержание и стал основной монетной единицей страны. Развитие индустрии стимулировалось активным железнодорожным строительством. С 1861 по 1900 гг. совокупная длина железнодорожного пути в России увеличилась почти в 32 раза.

Показатели промышленного роста пореформенной России впечатляют.

Если в 1861 г. производилось 11 млн. пудов стали, то в 1891 г. – 45 млн. пудов. В 1861 г. выплавлялось 14 млн. пудов чугуна, а в 1891 г. – 60 млн. пудов.

Среди новых отраслей особенно динамично развивалась нефтедобыча, возникшая в начале 1870-х гг. В 1871 г. добывалось 3 млн. пудов нефти, а в 1891 г. – 275 млн. пудов.

К началу XX в. Россия производила 6% мировой промышленной продукции, твердо занимая пятое место в мире (после Великобритании, США, Германии, Франции) по этому показателю. Россия была одной из лидирующих стран мира по темпам промышленного развития.

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 1880-х гг., растёт удельный вес производства средств производства.

Впервые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале. В пореформенной России, наряду с развитием старых, традиционных районов – Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка (Донецк), Горловка. Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения – Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

В 1879 г. в Европейской России в фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 – уже 51,5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий (с 1000 и более рабочих) за период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них – вдвое, а сумма производства – впятеро. Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации промышленности. Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения, деревня отпускала в город всё большее количество работников. Если в 1860-х гг. ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на отход, то в 1890-х – уже свыше 7 млн. Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное крестьянство. Известные династии русских фабрикантов – Гучковы, Коноваловы, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские вышли из крестьян. В 1870–1880-х гг. возникают организации буржуазии для защиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников Юга России», в 1880 г. – «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. – «Совет съезда мукомолов» и «Совет съезда бакинских нефтепромышленников».

Несмотря на очевидные успехи российской промышленности, говорить о полной победе капиталистических отношений в пореформенной России не приходится.

Во-первых , процесс промышленного развития находился под постоянным контролем государства, которое всегда имело возможность повернуть его в нужное для себя русло.

Во-вторых , в условиях сохранения самодержавия позиции буржуазии в политической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль.

Транспорт

В пореформенной России на первое место выходит железнодорожный транспорт .

Его развитие стало одним из главных стимуляторов промышленного скачка конца XIX в.

Создававшаяся транспортная сеть давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы.

Широкомасштабное железнодорожное строительство обеспечило спрос на строительный материалы, металл и оборудование, стало импульсом для создания современной тяжелой промышленности. Выдавались государственные кредиты на строительство паровозо - и вагоностроительных заводов. Закупка подвижных составов за границей в 1876 г. была фактически запрещена. Поощрялось производство рельсов (с 1880 гг. – из уральской стали).

Началась «железнодорожная горячка». По темпам железнодорожного строительства Россия занимала одно из первых мест в мире. За период с 1861 г. по 1900 г. железнодорожная сеть увеличилась с 1500 до 48 тыс. км (в 32 раза!). Среднегодовой прирост составлял более тысячи километров железных дорог. В этот период были построены железные дороги: Москва – Курск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж, Курск – Одесса. Столицы (Петербург и Москва) получили железнодорожное сообщение с основными промышленными и сельскохозяйственными районами страны (Уралом, Донбассом, Украиной, Поволжьем). В 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте началось строительство Транссибирской магистрали (7 тыс. верст). Эта дорога связала Европейскую часть страны с Дальним Востоком.

До 1880-х гг. большинство железных дорог находилось в частной собственности, однако правительство, оценив их стратегическое значение, начало выкупать дороги в казну. В середине 1890-х гг. около 60% дорог принадлежало государству.

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог, достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечившая также нужды армии. Но все же Россия отставала от передовых стран по протяженности и плотности железных дорог.

Общее число речных судов увеличилось в 4 раза, они перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. При этом количество речных пароходов выросло в 6 раз.

Торговля

Увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, а также развитие транспортной сети обусловили резкий рост внутренней и внешней торговли в пореформенной России.

Для внутренней торговли самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции – металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и для жителей деревни. Возникали новые товарные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли, однако, самые большие обороты по-прежнему сохраняли ярмарки.

Объем внешней торговли России в среднем вырос в 4 раза.

Во второй половине XIX в. Россия (наряду с США и Австралией) становится одним из главных экспортеров хлеба в мире. В конце века за границу вывозилось около 20% производимого в стране зерна. Второе место в списке экспортных товаров прочно удерживал лес. Далее шли лен, пенька, сахар, шерсть. Постепенно развивался экспорт нефти, возрастал вывоз тканей. Российская промышленная продукция составляла небольшой процент экспорта и была востребована только в отсталых странах. Российское сырье закупали Германия (в конце XIX в. – главный торговый партнер), Великобритания, Нидерланды, Франция, Италия, Австрия. Россия импортировала станки и оборудование, хлопок, чай.

Экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране возможность накопления финансовых ресурсов.

Одной из составных частей хозяйственного комплекса страны является промышленность. Она представляет собой совокупность предприятий производственной сферы, создающих материальный продукт. Количественные показатели предприятий исследует статистика промышленности.

История фабричного производства

Первые мануфактуры, предшествовавшие крупному машинному производству, появились в 16 столетии в Западной Европе. Они были переходной формой от ремесленной кооперации к фабричному производству, т. е. первыми капиталистическими предприятиями, основанными на разделении и специализации труда. Во второй половине 18 века из-за промышленного переворота произошел переход к машинному производству.

На территории России этот процесс начался лишь в конце 19 начале 20 века. Он описан в произведении «Материалы для статистики мануфактурной промышленности в Кузнецком уезде» краеведа и историка Пензенской губернии Ф. Чекалина.


Индустриальная держава


Во второй половине 20 века СССР представляла собой мощную индустриальную державу, которая занимала 2 место в мире по объемам . В мировом промышленном производстве доля Советского Союза составляла почти 20%. Страна могла производить любые виды продукции. Несмотря на то, что с конца 60 годов начали снижаться темпы прироста национального дохода, устойчивое развитие сохранялось до начала 90.

Статистика промышленности России показывает, что за 20 лет (1970–1990 г.г.) национальный доход вырос в 2 раза.

Переход к рыночной экономике

С 1990 года в России происходило уменьшение объемов промышленного и сокращение числа предприятий. К концу века ИПП (индекс промышленного производства) снизился до 48% по отношению к показателям начала 90 годов. С переходом экономики на рыночные рельсы изменилась и методология их исчисления. В нулевые годы были предприняты меры по восстановлению производства, благодаря которым объем вырос до 85%.

Однако мировой кризис 2008 года оказал негативное воздействие на развитие отечественной экономики и снизил показатели статистики промышленности. Многие предприятия начали закрываться:

Современная структура

Сегодня структура промышленности представлена тремя группами отраслей:

  • добывающие предприятия. На их долю приходится более 20% объемов производства;
  • обрабатывающая промышленность. Ее доля составляет около 70%;
  • производство и распределение энергетических ресурсов (газа, электроэнергии, воды). На долю отрасли приходится около 10%.

Нефтедобыча

Ключевую роль в экономике страны все еще играют добывающие отрасли. Ведущей среди них является нефтяная промышленность РФ. Статистика показывает, что по запасам нефти Россия занимает 6 место в мире. В 2016 году она стала лидером по нефтедобыче, опередив Саудовскую Аравию и США.

Объем сырья составил около 550 млн. тонн, что превысило показатель 2015 года на 2,5%. К 2020 году в нефтяной отрасли планируют расширить вторичную переработку сырья для получения разных видов топлива. Это позволит снизить экспорт сырой , увеличив долю продуктов ее переработки.

Реструктуризация угольной промышленности

В ближайшие несколько десятилетий уголь останется одним из базовых источников энергии, а Россия обладает огромными запасами черного топлива. При нынешних темпах разработки их хватит еще на несколько столетий. Реструктуризация угольной отрасли началась в середине 90 годов. Но уже сегодня статистика промышленности показывает, что за 20 лет добыча выросла больше чем в 4 раза. Достижения реструктуризации:

  • увеличилась доля более безопасной угледобычи с 56 % (1994) до 70% (2015 год);
  • за счет строительства новых обогатительных фабрик сегодня производится переработка около половины добываемого сырья;
  • снижение зольности угля с 18% до 13% позволило уменьшить балластную составляющую и сократить транспортные расходы;
  • за 20 лет коэффициент тяжелого с летальным исходом снизился в 13 раз;
  • средняя в промышленности выросла почти в 21 раз. Официальная статистика показывает, что угольные компании с начала 2000 года стали прибыльными и смогли пережить кризисные периоды без государственных дотаций.

Проблемы отрасли

Основные проблемы угольной промышленности:

  • высокие на уголь. Поэтому топливное хозяйство больше ориентировано на газ;
  • значительная удаленность крупных угольных регионов от рынков сбыта, что ограничивает рост экспортных поставок;
  • вопросы занятости в шахтерских поселках, возникающие в связи с модернизацией шахт и внедрением новых технологий;
  • профессиональная рабочих угольной промышленности. Статистика показывает, что самые частые из них – дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, невриты слуховых нервов.

Ископаемые ресурсы

По количеству видов минеральных ресурсов Россия является мировым лидером. Их освоение требует планомерного развития горнодобывающей промышленности. Сегодня страна располагает более чем 20 тыс. открытых месторождений полезных ископаемых. Общая стоимость запасов оценивается в 30 трлн. долларов. Несмотря на сложности последних лет, горная добыча и металлургия демонстрируют положительную динамику.

Статистика металлургической промышленности за первое полугодие 2017 года зафиксировала рост объемов производства на 11%.

Черная и цветная металлургия

Российские металлургические предприятия сегодня имеют возможность производить весь ассортимент продукции. Черная металлургия имеет загрузку мощностей до 80% и дает 1,4% ВВП. Также она обеспечивает 5,5% экспорта. Производство цветных металлов составляет 2,3% ВВП и 3,6% валютных доходов. Добиться весомых достижений в 2017 году помогла реализация крупных внутренних проектов – сооружение моста через Керченский пролив и газопровода в Сибири.

В дальнейшем правительство планирует стимулировать внутренний спрос за счет крупного бюджетного строительства.

Химическое производство

Индикатором роста производства является обрабатывающая промышленность. Она производит конечный продукт. Статистика промышленности показывает, что в 1 квартале 2017 года было незначительное увеличение ИПП – на 0,1%. Наиболее устойчивая тенденция роста наблюдается в химическом производстве – в среднем, на 7,5%. Из них:

  • получение резины и пластмассы увеличилось на 4,8%;
  • синтетического каучука – на 17,9%;
  • минеральных удобрений – на 8,8%.

Около двух десятков подотраслей химической индустрии производят почти 16 тыс. наименований продукции, перерабатывая 5% ископаемой нефти и газа. Более половины всей продукции отправляется на экспорт. Статистика химической промышленности показывает, что важнейшими факторами ее роста стали:

  • продолжающийся спад , обеспечивший увеличение внутреннего спроса;
  • господдержка , благодаря которой продажа удобрений выросла на 20%.

Фармацевтическая отрасль

Что касается фармпромышленности, то с начала 2000 года в стране было запущено 38 заводов для производства лекарств. Доля отечественных жизненно важных препаратов составила более 76%. В 2016 году зарегистрировано более десятка импортозамещающих препаратов. Однако анализ показывает снижение уровня третий год подряд. В 2016 он сократился до показателя 2006 года – 5,2 млрд. препаратов.

Машиностроение

В 1 квартале 2017 года статистика промышленности отметила позитивные сдвиги в машиностроительном секторе за последние пять лет. Продажи АвтоВАЗа выросли на 0,5%. Во втором полугодии прогнозируется рост рынка легковых на 4%. Благодаря господдержке на 60% увеличилось производство сельскохозяйственных машин.

Учитывая важность станкостроения, государство увеличило дотации в эту отрасль на 80% по сравнению с 2015 годом, что позволит снизить импортную продукцию до 58%. В машиностроительной отрасли задействовано более 40 тыс. предприятий, которые обеспечивают вакансиями треть работающего .

Увеличение объемов текстиля

Неплохие показатели в 2017 году демонстрирует легкая промышленность. Статистика отмечает увеличение темпов роста за январь-август на 8,3%. Росстат приводит данные по текстильной отрасли:

  • рост выпуска натуральных тканей – 11,8%;
  • из синтетических нитей – 27,7%;
  • на основе нетканого материала – 14,6%;
  • стеганых одеял – 5,1%;
  • производство синтетических волокон – 7,6%.

Легкая промышленность ставит такие задачи:

  • модернизации производства;
  • расширения ассортимента выпускаемой продукции;
  • разработки высокотехнологичных тканей из синтетических волокон.

Состояние на мебельном рынке

На мировом рынке мебельной промышленности на долю РФ приходится меньше 1/80 мирового объема. Однако статистика промышленности отражает увеличение спроса на внутреннем рынке. С 2013 года объемы импортной мебели сократились с 3,6 млрд. долларов до 1,35 млрд. (2016).

Росту производства отечественной продукции способствует и ограничение на государственные закупки импортной мебели, которое вводится на два года с 1 декабря 2017 года. За этот период планируется увеличить объемы российской продукции на 20%.

Россия обладает достаточным количеством сырья, а качество мебели по основным показателям не уступает зарубежной, благодаря чему растет и .

Пищевой сектор

Статистика пищевой промышленности представляет информацию по 17 группам продукции. Наиболее важными из них:

  • мясные продукты;
  • рыба и морепродукты;
  • молочная и кисломолочная продукция;
  • овощи, фрукты;
  • напитки.

Тридцать отраслей пищевой промышленности объединяют более 60 видов производств, организованных на 22 тыс. предприятий. Являясь частью , производство продовольственных товаров зависит:

  • от сезонности сельского хозяйства;
  • времени уборки урожая;
  • сроков хранения продукции;
  • стандартов качества сырья.

Импорт молока

Статистика пищевой промышленности в России отмечает, что на долю пищевого сектора приходится 14% всего объема производства. Важное место занимают молочные продукты. Однако отечественной продукции сдерживается высокой себестоимостью и низкой покупательной способностью населения. Поэтому до 40% объема молока приходится на долю импорта. Основная часть молочной продукции ввозится из Беларуси:

  • сливочное масло – 82%;
  • сыр – 87%;
  • сухое молоко и сыворотка – 85%;
  • цельномолочная продукция – 99%.

Увеличение мясной продукции

Статистика мясной промышленности показывает снижение импортных поставок в 2016 году. Этот сектор растет благодаря развитию свиноводства и птицеводства:

  • производство свинины в прошлом году увеличилось на 9 % по сравнению с 2015 годом;
  • птицы – на 3%;
  • изделий колбасного производства – на 7,2%.

Импорт мяса из-за рубежа уменьшился на 10%, основную долю в нем составляет говядина. Основные экспортеры:

  1. Бразилия – 50% поставок.
  2. РБ – 28%.
  3. Парагвай – 9%.
  4. Аргентина – 6%.

Экспорт продовольствия из России

Растут объемы и российского экспорта продуктов продовольственного сектора. Как показывает статистика промышленности, крупнейшими потребителями российского экспорта являются Южная Корея и Китай, а из стран СНГ – Казахстан, Украина, Беларусь. В таблице представлена сегментация экспорта продукции пищевой промышленности в весовом и стоимостном выражении за 2016 год:

Наименование продукции Стоимость

(тыс. долларов)

Вес
Рыба 2 272 824 1 404 400
Растительные масла 2 016 461 2 547 223
Кормовые продукты и отходы 945 204 4 344 638
Морепродукты 800 169 170 791
Табачные изделия 655 582 70 483
Какао и шоколад 483 775 159 252
Свежие овощи 478 791 1 332 143
Прочие пищевые продукты 414 224 229 584

Успешными оказались и итоги первого полугодия 2017 года. В структуре экспорта продовольствия в страны СНГ выросли объемы по следующим видам товаров:

  • пшеница – на 53%;
  • растительное масло – на 19%;
  • свежая и мороженая рыба – на 16,4%.

Самые успешные регионы

Статистика развития промышленности по регионам России:

  1. Ростовская область – 13%.
  2. Приморский край – 9%.
  3. Москва – 7,4%.
  4. Московская область – 5,5%.
  5. Санкт-Петербург – 7,3%.
  6. Калининградская область – 6,7%.
  7. Сахалинская область – 5,9%.
  8. Камчатский край – 4,9%.
  9. Мурманская область – около 3,7%.
  10. Краснодарский край – 3,5%.

Инвестиции в сельское хозяйство вывели на внешний рынок некоторые (не характерные для него) группы товаров:

  • сахар – 237,4 тыс. тонн;
  • живая рыба – 510 тонн;
  • томаты – 3,84 тыс. тонн;
  • крольчатина – 79 тонн (рост в 4,6 раз).

Промышленное производство в Беларуси

Особенно оценили крольчатину белорусы, которые и также обеспечили стабильный рост производства народного потребления. За первое полугодие его объем вырос на 6,1%. Статистика промышленности в Республике Беларусь показывает превышение объема выпускаемой продукции за январь-июнь 2017 по сравнению с таким же периодом 2016 года по 11 отраслям:

  • машины и оборудование – на 21,2%;
  • химическая продукция – на 16,8%;
  • металлургическое производство – на 10,3%;
  • текстильная промышленность – на 10%;
  • электрооборудование – на 9,6%.

Новое на сайте

>

Самое популярное