Домой Сбербанк Как открыть прием коммунальных платежей. Варианты организации платежного пункта

Как открыть прием коммунальных платежей. Варианты организации платежного пункта

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Оговоримся сразу. Здесь мы рассмотрим вид заработка, который является легальным бизнесом со всеми вытекающими обстоятельствами в виде уплаты налогов в государственный бюджет и несения полной ответственности за свою предпринимательскую деятельность перед контролирующими органами государственной власти.

На собственном опыте опробовав многие из видов заработка в области , могу сказать следующее: путь к успеху на данном поприще труден и тернист, как, впрочем, и любой другой бизнес.

Поэтому, если Вы твердо решили, что хотите посвятить нижеописанному занятию несколько лет жизни, рекомендую набраться терпения и приготовиться к неустанному и кропотливому труду. Предупреждаю сразу, что работа будет предполагать не только излюбленное Вами общение с портативными устройствами связи и такими достижения 20 века, как Интернет прочие, но и контакты с государственными структурами, контролирующими деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций. Также Вам придется освоить хотя бы азы ведения бухгалтерского учета, постоянно знакомится с изменениями в законах и изучать новые постановления правительства, которые могут касаться Вашей деятельности.

Если все вышесказанное заставило Вас содрогнуться, не читайте статью дальше. Уверяю, ведение собственного бизнеса удел смелых и предприимчивых, так что сэкономьте время, которое можете потратить по поиск себя в каких-либо других областях. Возможно, брать на себя полную ответственность за деятельность целого предприятия для Вас слишком тягостно, и Вы найдете работу в сфере сотовой связи в качестве наемного работника. В данной же статье мы остановимся на тех пунктах, которые важны прежде всего для самостоятельного предпринимателя. Постараемся привести правовые основы, на которые стоит опираться при ведении конкретного бизнеса в области мобильной связи.

Прием платежей за услуги операторов мобильной связи

Итак, одним из достойных внимания видов бизнеса является прием платежей за услуги операторов сотовой связи. Именно прием платежей, без осуществления подключений к сети оператора и оказания прочих услуг. Потому что, для того, чтобы оказывать услуги по подключению к сетям сотовых операторов, надо получить разрешение их самих. Новичку это сделать не то что непросто, а практически невозможно.

Дело в том, что деятельность по приему платежей не требует разрешения самого , не подлежит лицензированию и обязательной сертификации. Оговорюсь, все эти преимущества действуют лишь в том случае, если Вы, принимая платежи, выступаете агентом какой-либо компании, являющейся организатором системы. У нее все необходимые документы обязательно должны наличествовать.

Прибыль и расходы

Миллионы людей по всей стране ежедневно пополняют баланс своего сотового телефона, чтобы оставаться на связи. Некоторая часть этих людей живет в Вашем городе или населенном пункте.

Конечно, в настоящее время конкуренция в данной области достаточно велика. И все же, если, после проведения определенных нехитрых исследований Вы заметите, что в Вашем районе определенно не хватает мест, где можно пополнить баланс, и не хватает их не только Вам, но и доброй половине населения Вашего района, самое время действовать и организовывать свой маленький общественно полезный бизнес.

С каждого платежа Вы будете иметь небольшой процент. Обычно от 1%-5%. Ваша главная задача организовать работу пункта по приему платежей таким образом, чтобы денежные средства абонентов вовремя поступали на их счет. При условии хорошего и качественного обслуживания люди к Вам потянутся. Несложные расчеты потенциальной прибыли предлагаю сделать самостоятельно: берете среднюю сумму платежа; средний процент комиссии, которую будете взимать с клиента, или которую вам будет выплачивать за услуги провайдер; предполагаете, сколько человек в день могут пополнить баланс на выбранной Вами точке обслуживания. Имея вышеуказанные данные, проще простого оценить целесообразность затеи. Рекомендую не обманывать самих себя и брать в расчет максимальные возможные показатели. Берите по минимуму, не ошибетесь. Если выручка будет больше предполагаемой, приятно удивитесь и порадуетесь от души.

После того, как минимальная сумма ожидаемой прибыли определена, заложите в смету расходы на аренду небольшого места в проходимом месте, зарплату сотрудника, который будет принимать платежи (если не планируете делать это самостоятельно) и многое другое.

Необходимо продумать все до мелочей. Для того чтобы бизнес не рухнул в первые месяцы становления, необходимо обладать стартовым капиталом. Размер его также определите самостоятельно: суммируете стоимость первых месяцев аренды, расходы на оборудование точки, рекламу (в основном наружную) и на прочие нужды, о которых будет сказано чуть ниже.

Как это делается

Для того, чтобы организовать прием платежей, необходимо обладать определенными правами – правами юридического лица. Это значит, что Вам придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Благо стоит это совсем недорого (уточняйте сумму госпошлины в Инспекции федеральной налоговой службы по месту прописки). Чтобы принимать наличные деньги от населения, Вам потребуется кассовый аппарат, сокращенно ККМ.

Могу представить, как Вы недовольно скривили лицо. Это недовольство можно понять. ККМ стоит достаточно дорого. Сталкиваясь по долгу службы с людьми, желающими заняться данным видом деятельности, часто приходится слышать о нежелании приобретать ККМ. Предвосхищая вопросы типа: «А можно без кассы?»,- скажу, что без нее, родимой, нельзя никак. Почему, - это тема отдельной статьи. А пока просто поверьте на слово. Хотя, ладно... Есть некоторые альтернативные методы. Кому интересно о них узнать, поднимите руки. Хорошо, ты, ты и ты читают дальше. Обойтись без собственной кассы можно в двух случаях: использования портативного радиотерминала для приема платежей и …использование чужой кассы.

Пользование кассой другого юридического лица

Может подзаголовок этой части и звучит немного криминально, не волнуйтесь. Чужую кассу Вам не придется выносить под покровом ночи из взломанного Вами соседнего магазина. Оставьте даже мысли о таких методах. Тем более, что есть замечательный законный способ попользоваться чужой кассой – заключение с ее владельцем договора о возмездном оказании услуг. При наличии такого договора Вы можете получать проценты от принятых через кассу другого предпринимателя платежей, даже не выходя из дома. Так что договаривайтесь (в письменной форме) и дерзайте. Естественно, прибыль будете делить между собой, согласно договору.

Портативный радиотерминал - решение всех проблем

Если желаете обойтись без покупки кассового аппарата и даже без приобретения компьютера, советую обратить свой взор в сторону замечательных устройств – радиотерминалов для приема платежей.

Эта штучка специально «заточена» под данный вид деятельности. Терминал совмещает в себе возможность приема и передачи платежа по каналам и печати кассового чека, без которого в нашем случае никак не обойтись. Поэтому, если хотите заниматься только и только приемом платежей, не планируете попутно разворачивать розничную торговлю на своей точке, рекомендуем! Цена устройства весьма и весьма конкурентоспособная.

Также Вы можете принимать платежи от населения, установив на компьютер программное обеспечение, созданное для этих целей. Непреложным условием работы по такой схеме является возможность выхода в Интернет.

Принципал, Агенты и Субагенты - звенья одного бизнеса

Самым важным звеном, обеспечивающим саму возможность Вашей работы в данной области, является наличие агентского договора с фирмой-организатором (Принципалом, говоря юридическим языком) системы по приему платежей. В настоящее время в России действует несколько зарекомендовавших себя с хорошей стороны организаций. Называть их не будем, дабы не создавать рекламы.

Принципал предоставит Вам программное обеспечение (в случае работы через компьютер), доверенность на совершение сделок от его имени и окажет круглосуточную информационную поддержку.

Условия работы практически у всех организаторов одинаковы. Вы как индивидуальный предприниматель открываете счет в банке, через него перечисляете авансовый платеж на специальный депозитный счет организатора системы и далее принимаете наличные платежи от населения в пределах осуществленного Вами авансового платежа. Т. о. Вы возвращаете свои деньги и получаете проценты с платежей клиентов. Может кому-то схема работы покажется чересчур замысловатой, однако при ближайшем рассмотрении все довольно просто.

Возможно, и, скорее всего когда-то назреет момент, когда Вы захотите получать с этого вида деятельности большую прибыль. Если опыт самостоятельного приема платежей у Вас уже достаточен, чтобы научить этому других людей, обеспечить им информационную и техническую поддержку, начинайте развивать субагентскую сеть. Договор, аналогичный тому, что заключен между Вами и организатором системы, Вы можете заключать с неограниченным количеством организаций и предпринимателей, желающих оказывать услугу по приему платежей населению. При нормальном функционировании и стабильном обороте Ваших субагентских точек, Вы будете получать прибыль от их деятельности, лишь однажды затратив усилия на то, чтобы привлечь их в это бизнес.

Конечно, хорошо, если Вы сможете оказывать своим субагентам услуги по консультированию, помощь в установке программного обеспечения и т. д. Налаживайте доверительные отношения с партнерами, это действительно выгодно.

Учет и налоги

Хочу предостеречь Вас от халатности в осуществлении расчетов, ведении бухгалтерии и расчете налогов. В бухучете предпринимателя или организации, занимающихся приемом платежей, есть существенные особенности, которые нельзя не учитывать. Поэтому, если Вы не подкованы в бухучете, лучше сразу наймите бухгалтера, который будет следить за порядком в Ваших делах и предупредит возникновение проблем с контролирующими органами.

Наилучшим вариантом налогообложения для данного вида деятельности будет применение упрощенной системы налогообложения (УСНО). Она идеально подходит для предпринимателей, работающих на основании агентских договоров. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно.

Удачи в бизнесе, уважаемые читатели!

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

В одном из предыдущих номеров журнала была затронута тема правового регулирования деятельности по приему платежей, обсуждались положения вступающего в силу со следующего года Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами <1>. Сегодня мы решили обратиться к учету и налогообложению данного вида бизнеса, в котором компания связи может выступать как от имени поставщика услуг, так и от имени оператора по приему платежей.

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.

Как квалифицировать прием платежей для целей учета и налогообложения?

Думаем, читатель согласится, что от того, насколько объективно будет квалифицирована деятельность по приему платежей, будут зависеть достоверность учета и порядок налогообложения. С позиций вышеназванного Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласитесь, перечисленные действия напоминают посредническую деятельность, однако нормы гражданского законодательства сформулированы несколько иначе. В частности, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Прием платежей от населения - это не одна и не несколько сделок, а непрерывные действия, совершаемые платежным агентом в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Поэтому отношения между платежным агентом и поставщиком более соответствуют отношениям между агентом (посредником) и принципалом. Тем не менее ставить знак равенства между агентским договором и договором на прием платежей от клиентов поставщиков с юридической точки зрения преждевременно. Ведь в Законе о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, нет указания, что к правоотношениям сторон применяются нормы агентского договора.

В такой ситуации правового вакуума бухгалтеру следует обратить внимание на экономическую сущность отношений сторон - участников приема платежей. Расчеты между поставщиком товаров (работ, услуг) и платежным агентом имеют элементы посреднических взаиморасчетов принципала и агента, поэтому в бухгалтерском учете и налогообложении при отсутствии других альтернатив можно остановиться на посреднической (агентской) модели взаимоотношений участников приема платежей. В пользу такого мнения может свидетельствовать тот факт, что согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ особенности отдельных видов агентского договора могут быть предусмотрены законами. Одним из них как раз и является Закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Таким образом, можно утверждать, что договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц - разновидность агентского договора, который в данном случае может быть не в чистом виде агентским, а смешанным договором и содержать элементы различных соглашений. Но это уже нюансы для юриста, бухгалтеру достаточно того, что с экономической точки зрения операции, связанные с приемом платежей, могут рассматриваться как посреднические, что дает право применить порядок учета и налогообложения, предусмотренный для агентских отношений.

В деятельности по приему платежей физических лиц оператор связи может выступать как в роли поставщика услуг, так и в роли платежного агента - оператора по приему платежей для других поставщиков товаров (работ, услуг). Салоны связи, которые принимают платежи от населения в пользу коммуникационных компаний, в первом случае выступают в роли оператора по приему платежей, во втором - могут являться платежными субагентами. Мы уделим внимание учету и налогообложению хозяйственных операций у оператора связи.

Компания связи в роли поставщика услуг

В таком случае оператор связи может организовать учет так, как это делает принципал. Договорные отношения он оформляет с агентом (например, с сетью салонов связи, отделениями почты или даже с кредитными организациями), а агент в целях исполнения основного договора может нанять субагентов. Предприятие связи как поставщик услуг в любом случае производит расчеты с платежным агентом (оператором по приему платежей). Обратим внимание еще на один нюанс: для того чтобы оперативно осуществлять расчеты, поставщик может предусмотреть в условиях договора внесение агентом авансового платежа на депозитный счет поставщика, который в дальнейшем по мере получения информации от платежного агента производит зачет внесенной суммы в оплату услуг своих клиентов.

Пример 1 . Допустим, оператор связи заключил агентский договор с организатором платежной системы, по которому вознаграждение составляет 5% от суммы принятых платежей от абонентов. По условиям заключенного договора организатор платежной системы перечисляет аванс на расчетный счет оператора связи в размере 5 000 000 руб. В отчетном периоде он самостоятельно и через своих субагентов принял платежи на сумму 4 000 000 руб. По условиям посреднического договора оператору связи перечисляется сумма оплаты в полном объеме, после чего он выплачивает вознаграждение платежному агенту. Платежному агенту не разрешено взимать дополнительное вознаграждение с абонентов оператора связи, являющегося поставщиком услуг.

Для отражения расчетов платежного агента с клиентами и абонентами в учете поставщика услуг (оператора связи) воспользуемся субсчетом 76-5, отметим, этот же субсчет можно использовать для отражения суммы внесенного аванса. Для расчетов поставщика услуг с платежным агентом по агентскому вознаграждению выберем другой субсчет, например 76-6. Посредническое вознаграждение, выплачиваемое оператором связи агенту по приему платежей, составит 200 000 руб. (4 000 000 руб. x 5%). Для учета задолженности абонентов выберем традиционные субсчета 62-1 (задолженность по оказанным услугам) и 62-2 (задолженность по авансам).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс оператору на депозитный
счет
51 76-5 5 000 000
Начислен НДС с аванса в счет платежей 76-НДС 68-2 762 712
Отражена сумма принятых платежей на
основании отчета платежного агента и
показаний оборудования
76-5 62-2 4 000 000
Оказаны услуги абонентам на сумму предоплаты 62-1 90-1 4 000 000
Начислен НДС с оказанных абонентам услуг 90-3 68-2 610 169
Принят к вычету НДС с ранее начисленного
аванса
68-2 76-НДС 610 169
Произведен зачет аванса в счет оказанных
услуг
62-2 62-1 4 000 000
Поступили на счет оператора средства от
платежного агента в счет следующего аванса
51 76-5 4 000 000
Начислен НДС с аванса в счет следующего
периода
76-НДС 68-2 610 169
Учтено посредническое вознаграждение в
расходах по обычным видам деятельности <*>
20,
30-02
76-6 200 000
Перечислено вознаграждение посреднику 76-6 51 200 000
<*> Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет доходов и расходов, вознаграждение посредника могут учесть в составе затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи.

Нужно отметить, что приведенные проводки отражают синтетический учет компании связи. Между тем ей как поставщику услуг нужны данные аналитического учета по каждому абоненту для того, чтобы отслеживать, кто и как оплачивает оказанные услуги связи. Такую информацию фиксирует оборудование, используемое платежным агентом, он предоставляет соответствующие сведения оператору связи, у которого задолженность абонентов, в свою очередь, обрабатывается на оборудовании с использованием средств автоматизации.

Компания связи в роли оператора по приему платежей

Коммуникационная компания, выступающая в роли оператора по приему платежей (платежного агента), должна обеспечить раздельный учет собственных доходов и доходов поставщиков услуг, в пользу которых она принимает платежи от населения. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы посреднического (агентского) вознаграждения, поступления от клиентов других поставщиков не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке отражается перечисление денежных средств поставщику услуг, не увеличивая расходы оператора по приему платежей (п. 3 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). В состав затрат посредника включаются собственные затраты, связанные напрямую с посредническим договором (амортизация платежных терминалов, заработная плата, социальные отчисления, арендные и иные платежи), и учитываются на соответствующих счетах затрат. Организация связи самостоятельно решает, в составе каких расходов отражать доходы и расходы от ведения посреднической деятельности, в зависимости от объемов приема платежей этот бизнес можно считать обычным или прочим видом деятельности оператора связи.

Пример 2 . Допустим, оператор связи занимается деятельностью по приему платежей в пользу третьих лиц - других операторов и исполнителей коммунальных услуг. За прием платежей взимается комиссия 4% с других операторов связи и 3% с исполнителей коммунальных услуг. Оператор связи, выступающий в роли платежного агента, может взимать дополнительное вознаграждение с клиентов исполнителей коммунальных услуг (не более 1%), с абонентов других операторов связи он не может взимать это вознаграждение согласно заключенным договорам.

В отчетном периоде оператор связи через свои терминалы и офисы продаж принял платежей на сумму 10 000 000 руб., из них 4 000 000 руб. - в пользу других компаний сферы связи, а 6 000 000 руб. - в пользу исполнителей коммунальных услуг. По условиям заключенных посреднических договоров платежный агент вносит авансовый платеж на депозитный счет других операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, в общей сумме 5 000 000 руб. С исполнителями коммунальных услуг оператор связи, выступающий в роли платежного агента, рассчитывается без авансового депозита, по мере поступления средств от клиентов и их перечисления на расчетный счет поставщика.

Разобьем пример на две части: прием платежей от абонентов других операторов и прием платежей от потребителей коммунальных услуг.

Прием платежей от абонентов других операторов.

  • 76-5-А - для расчетов оператора связи (в том числе и по суммам перечисленного аванса на депозитный счет), выступающего в роли платежного агента, с другими коммуникационными компаниями;
  • 76-6-А - в отношении расчетов с абонентами других операторов (по данному подсубсчету по абонентам разных операторов будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения данная детализация не показывается).

Посредническое вознаграждение оператора по приему платежей составит 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%), а сумма НДС - 24 407 руб. (160 000 руб. x 18/118).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс на депозитные счета другим
операторам связи, выступающим как поставщики
76-5-А 51 5 000 000
Получены денежные средства от абонентов 50, 57 76-6-А 4 000 000
Осуществлена инкассация выручки из
терминалов и кассы
51 50, 57 4 000 000
76-6-А 76-5-А 4 000 000
Перечислены средства другим операторам, в
том числе для пополнения депозита на будущее
76-5-А 51 4 000 000

посредника
62 90 160 000

вознаграждения
90 68 24 407
Поступило на счет агента вознаграждение 51 62 160 000

Прием платежей от населения за коммунальные услуги. Для отражения расчетов платежного агента воспользуемся следующими подсубсчетами:

  • 76-5-К - для расчетов оператора связи, выступающего в роли платежного агента, с исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК);
  • 76-6-К - в отношении расчетов с клиентами исполнителей коммунальных услуг (по данному подсубсчету также по клиентам разных исполнителей будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения нет такой детализации).

Вознаграждение, которое платежному агенту будет причитаться с исполнителей коммунальных услуг, составит 180 000 руб. (6 000 000 руб. x 3%), налог - 27 458 руб. (180 000 руб. x 18/118). Агентская комиссия с потребителей коммунальных услуг - 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%), с нее сумма НДС - 9153 руб. (60 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли платежного агента, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получены денежные средства от населения 50, 57 76-6-К 6 000 000
Произведена инкассация выручки из терминалов 51 50, 57 6 000 000
Начислен НДС в части агентского
вознаграждения
76-НДС 68-2 9 153
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 60 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 9 153
Принят к вычету ранее начисленный НДС <*> 68-2 76-НДС 9 153
Удержана комиссия, взимаемая с населения 76-6-К 62 60 000
Перечислены деньги за вычетом комиссии 76-5-К 51 5 940 000
Произведен зачет обязательств 76-6-К 76-5-К 5 940 000
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 180 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 27 458
Поступило вознаграждение агента от
поставщиков
51 62 180 000
<*> Если оператор по приему платежей участвует в расчетах и (внимание!) удерживает суммы своего вознаграждения из средств, поступивших от населения, сумму вознаграждения нужно включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором получены средства. Объясняется это тем, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (или частичной оплаты) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Как и бухгалтерский учет, порядок налогообложения расчетов поставщиков услуг с платежными агентами (операторами по приему платежей) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробно.

Нюансы налогообложения приема платежей

С позиции поставщика услуг. Для операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, посредническая комиссия платежных агентов при исчислении налога на прибыль включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и при применении метода начисления признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если используемое агентом оборудование для приема платежей позволяет, то операторы связи, выступающие в роли поставщиков услуг, могут признавать в налоговом учете поступления от абонентов ежедневно, что должно вытекать уже из условий заключенных договоров. При этом следует помнить, что налоговый учет - это не бухгалтерский, он нужен для правильного расчета налога, размер которого определяется по итогам отчетного (налогового) периода. Поэтому именно на эту дату важно признать все расходы, относящиеся к прошедшему отчетному (налоговому) периоду. Очевидно, что при кассовом методе признания доходов и расходов поставщик услуг учитывает комиссионное вознаграждение либо на дату его выплаты агенту, либо на дату удержания агентом комиссионных (как погашение задолженности иным способом) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В случае если оператор связи имеет относительно небольшие доходы и применяет "упрощенку", он может признавать комиссионные в составе уменьшающих доходы расходов (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) при условии, что им выбран объект налогообложения "доходы за вычетом расходов". В Письме УФНС по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@ обращено внимание на то, что посредническое вознаграждение может учитываться в составе расходов комитента на дату утверждения отчета комиссионера, в котором указываются суммы выручки, полученной от покупателей, и вознаграждения, причитающегося посреднику. При этом в целях налогообложения комитент должен отражать в составе доходов сумму выручки, перечисленную посредником с учетом его вознаграждения, даже при условии, что она удержана посредником самостоятельно. Ситуация меняется, если поставщик услуг рассчитывается с бюджетом исходя из объекта налогообложения "доходы". Тогда "упрощенец" не должен уменьшать свои доходы на сумму вознаграждения и возмещаемых расходов, удерживаемых посредником из выручки, полученной от населения (Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/107).

Напоминаем, все сказанное касалось расходов поставщика на оплату услуг посредника. Доходы оператор связи признает в традиционном порядке: по мере оказания абонентам услуг платежный агент лишь принимает плату за оказанные или еще не оказанные услуги (аванс), поэтому его отчет о полученных платежах не меняет порядок признания выручки в налоговом учете у оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг.

С позиции платежного агента. Оператору связи, выступающему в этой роли, в налогообложении, так же как в бухгалтерском учете, нужно обеспечить раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) поставщиков услуг, в пользу которых компания связи принимает платежи. Доходом платежного агента (оператора по приему платежей) является комиссия, взимаемая с поставщика услуг, а также дополнительная комиссия, взимаемая с населения (если это предусмотрено договором с поставщиком услуг). При расчете налога на прибыль комиссионное (агентское) вознаграждение у платежного агента признается согласно условиям заключенного договора.

Оказывая услуги, платежный агент должен не только принять платежи, но и перечислить их на счет поставщика услуг населению. Поэтому дата приема платежей от населения сама по себе не свидетельствует, что платежный агент полностью исполнил свои обязательства по договору и может отразить выручку. Это можно сделать после подписания поставщиком услуг отчета платежного агента, который является приложением к реестру платежей, принятых агентом от населения. На основании поименованных документов производятся взаиморасчеты поставщика услуг и платежного агента (оператора по приему платежей).

В отношении НДС нужно отметить, что прием платежей от населения, осуществляемый кредитной организацией, подпадает под банковские операции, освобождаемые от взимания НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29). Однако деятельность платежных агентов, не относящихся к кредитным организациям, не льготируется при расчете налога. В частности, как следует из п. 2 ст. 156 НК РФ, на оказание услуг по посредническому договору не распространяется освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ. Даже если услуги по приему платежей производятся платежным агентом от своего имени, но за счет кредитной организации, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.01.2007 N 03-07-05/02). Поэтому если агент не применяет спецрежим, освобождающий от уплаты НДС, то при оказании посреднических услуг он должен начислить НДС с комиссионных и предъявить его поставщику. Тот, в свою очередь, имеет право принять к вычету "входной" налог при условии, что платежный агент выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Скажем несколько слов о применении специальных налоговых режимов. Платежный агент может рассчитывать только на уплату единого налога в рамках "упрощенки" при выполнении установленных гл. 26.3 НК РФ условий. Другой спецрежим - "вмененка", применяемый только для определенных видов деятельности, не подойдет для платежных агентов (операторов по приему платежей). Дело в том, что среди всех "вмененных" видов деятельности наиболее близкой к приему платежей от населения, в том числе с помощью терминалов, является группа бытовых услуг. Но и под нее не подпадает прием платежей от населения за различные услуги (мобильной связи, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через терминалы. Данный бизнес финансовое ведомство считает финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300), которое не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63). Также не подпадает под уплату ЕНВД прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и др. с использованием медиатерминала (Письмо Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282). Названные виды деятельности по приему платежей облагаются традиционными налогами или единым налогом на "упрощенке". Иными словами, оператору связи, наряду с основным видом деятельности, занимающемуся приемом платежей от населения в пользу других поставщиков услуг, следует применять по перечисленным видам бизнеса один режим налогообложения.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Бизнес по приему платежей может быть весьма прибыльным вложением средств для начинающих предпринимателей. Чтобы организовать данную деятельность, не требуется больших капиталовложений, а организация достаточно проста. «Центробанк» свободно разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять платежи при помощи платежных терминалов.

Законодательством не установлено практически никаких ограничений при организации подобного дела. Можно открыть прием платежей как дополнение к основному бизнесу. То есть пункт приема может работать при любом торговом предприятии, даже небольшом.

К тому же именно такой вариант является наиболее рентабельным и приносит немалый доход, так как многие потребители с удовольствием будут оплачивать коммунальные услуги и прочие платежи в ближайшем к дому магазине, а не в специализированных местах.

Требуемая документация

Перед тем как открыть пункт приема платежей, необходимо оформить все документы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить копию свидетельства о получении государственной регистрации, копию паспорта, ИНН.

Юридические лица должны иметь документ из ЕГРН, реквизиты, заверенные предприятием, и копию приказа о назначении руководителя. Если вы думаете, как организовать прием платежей, и предполагаете размещать пункт в отдельном здании или помещении, то вам потребуется разрешение от СС и пожарной службы.

Договоренность с платежной системой

Важным моментом в открытии пункта также станет заключение договора с одной из платежных систем, зарегистрированных на территории РФ. Самыми крупными являются следующие системы: «КиберПлат», E-pay, E-port, Contact, Suntel, Empay. Они уже длительное время работают на этом рынке, и им можно смело доверять.

Посмотреть условия работы, тарифную политику и всю необходимую информацию о том, как открыть пункт приема платежей, используя конкретную систему, можно на сайтах названных систем. В основном, заработок предпринимателя, заключившего договор с выбранной платежной системой, составляет от 3 до 10% с одного денежного перевода. Заключенное с платежной системой соглашение предполагает предоставление заинтересованному в сотрудничестве лицу всего необходимого аппаратного и программного обеспечения и всей информации об этой услуге.

Бизнес-схема деятельности пункта приема платежей

Перед тем как открыть пункт приема платежей, вы должны выбрать, по какой схеме организовывать его деятельность. Есть два возможных варианта – организовать собственную точку или стать субдилером платежных систем, действующих в стране.

Самым выгодным и доступным вариантом считается второй способ организации. В этом случае вам необходимо приобрести аппараты по приему платежей и зарабатывать свой процент, перепродавая услуги платежной системы, с которой у вас заключено соглашение.

Платежные терминалы

POS–терминал – это наиболее приемлемое решение для тех, кто думает, как открыть пункт приема платежей. Стоимость такого аппарата составляет примерно 500-600 долларов. Терминал не занимает много места, да и для того чтобы проводить платежи в уже действующей торговой точке, не придется нанимать дополнительного работника. Тот же продавец вполне сможет справиться с этой несложной задачей.

На сегодняшний день на рынке представлены аппараты по приему платежей различных моделей. Разбираясь в вопросе, где купить терминал по приему платежей и какой, можно упомянуть сертифицированные терминалы торговой марки NURIT, которые предлагает компания Empay.

Эта маленькая машинка благодаря беспроводному соединению с сервером обещает быстрый и безошибочный прием платежей. Стоимость данного агрегата примерно 18 тысяч рублей. В данную сумму уже учтена его установка в нужном месте, проверка и наладка. Устройство нужно обязательно зарегистрировать в налоговой службе, так как любая операция, проведенная через терминал, подлежит обложению налоговым сбором по упрощенной схеме.

В дополнение к данному пункту организации своей деятельности стоит решить вопрос приобретения световой вывески, которая укажет прохожим, что в вашем заведении можно оплатить различные услуги.

Как открыть пункт приема платежей, используя обычный мобильный телефон

Пункт приема платежей можно открыть при наличии обычного мобильного телефона с возможностью выхода в интернет. На телефон устанавливается программное обеспечение, при помощи которого можно проводить финансовые расчеты.

При таком варианте организации бизнеса предприниматель при заключении договора получает от платежной системы индивидуальный пароль, в соответствии с которым программа будет идентифицировать определенную организацию. Платежи через телефон также подлежат налоговому сбору по упрощенной схеме.

Преимуществом таких мобильных точек приема является то, что их можно организовать в любом месте: в дачном поселке, на пляже и так далее. Определившись, где купить терминал по приему платежей, можно открыть такую точку приема и в бизнес-центре. Но если учитывать требуемые расходы на аренду места и зарплату оператора, то лучше все же остановиться на варианте установки POS-терминала и использовать уже имеющуюся площадь, а такой бизнес рассматривать как дополнительный источник прибыли.

Потенциальная аудитория и реклама

Вашими основными клиентами будут активные пользователи сотовой связи, а это практически все жители России. Также люди смогут оплачивать услуги интернета, коммерческого телевидения и так далее. С каждого проведенного платежа вы будете зарабатывать от 1 до 8%. Для привлечения клиентов достаточно внешней рекламы, то есть лайт-бокса или вывески.

Требуемые инвестиции и окупаемость проекта

Перед тем как открыть пункт приема платежей, нужно рассчитать рентабельность данного проекта. На приобретение специального оборудования необходимо иметь сумму в размере 18-20 тысяч рублей. Если вы решите организовать отдельную платежную точку, то начальные инвестиции возрастают до 40-60 тысяч рублей. Ежемесячные расходы сравнительно небольшие: в случае если вы планируете нанимать продавца – 10-15 тысяч рублей на его зарплату: отчисления в налоговую службу – 5-6 тысяч рублей. Примерно 5-10 тысяч рублей в год придется тратить на обслуживание терминалов и прочие непредвиденные обстоятельства.

В среднем, прием платежей как бизнес приносит своему владельцу 2-8% от всех проведенных операций. Причем начисление комиссии происходит автоматически в режиме реального времени. В основном, как утверждают участник рынка, оборот такого пункта составляет 7-15 тысяч рублей в день.

В редких случаях через терминал проходит менее пяти тысяч рублей. Если говорить о верхней планке, то владельцы платежных пунктов указывают сумму в сто тысяч рублей в день. Стоит также иметь в виду, что налоговые отчисления производятся только с комиссии владельца, а не с оборота, то есть используется упрощенная система налогообложения.

Прибыльность пункта приема

Следовательно, прибыльность данного проекта может различаться, но, по самым наименьшим расчетам, бизнес будет приносить порядка 15 тысяч рублей в месяц. В случае успешности бизнеса доходы могут увеличиваться до 25 тысяч. А значит, вложенные инвестиции окупятся за три-шесть месяцев. Если вы планируете открывать сеть автоматов по приему платежей, то соответственно возрастет сумма начальных вложений и увеличится срок окупаемости проекта – примерно до двух лет.

Необходимость регулярно вносить коммунальные платежи встает перед людьми повсюду: даже в глухих уголках, где в домах исключительно печное отопление, а канализация - это выгребная яма во дворе, остается потребность оплачивать электроэнергию и радио. В крупных городах нет недостатка в пунктах приема оплаты коммунальных и социальных услуг, но в небольших городах и поселках их остро не хватает. Решить эту проблему можно за счет привлечения местного малого бизнеса.

Связь за горизонт

Со временем перечень необходимых взносов и их объем в денежном выражении - даже в отдаленных районах области - будет только расти. На сегодняшний день мобильная связь имеется в почти 900 населенных пунктах Иркутской области и, наряду со спутниковым телевидением, продолжает завоевывать все новые территории. И если в более-менее крупных городах плательщик может выбирать, где и как ему платить - через банки, платежные терминалы, почтовые отделения, расчетно-кассовые центры, то в небольших поселках выбора практически нет. Зато есть очереди к кассам и не самый удобный график работы оператора. Исключением не являются даже популярные у туристов территории - такие как Ольхонский район. Туроператоры предупреждают клиентов о необходимости пополнить баланс на телефонах, взять с собой наличные средства, потому что, например, на острове Ольхон нет ни терминалов, ни банков - ближайший только в райцентре в Еланцах. Пополнить баланс можно лишь карточкой оплаты, которые в сезон наплыва туристов быстро заканчиваются.

Решить эту проблему может местный малый бизнес. По существующему законодательству функцию сбора коммунальных и многих других платежей могут взять на себя некредитные организации, такие как магазины или АЗС, получая за это определенную комиссию. Для этого им необходимо стать либо платежными агентами поставщиков услуг, либо банковскими платежными агентами.

Второй вариант для малого бизнеса предпочтительнее, - считает Ирина Бурносова, заместитель директора Системы "Город". - Во-первых, платежный агент, не имеющий статуса банковского, должен самостоятельно заключить договор с каждым поставщиком услуг, в чью пользу он намеревается принимать деньги. Если поставщиков десять, то придется заключать десять договоров. Во-вторых, ему придется регулярно составлять отдельный отчет для каждого поставщика и каждому поставщику отправлять деньги. Тогда как банковский платежный агент заключает договор только с банком, взамен получая весь перечень поставщиков услуг, с которыми данный банк работает. Присоединившись в статусе банковского платежного агента к Системе "Город", наш партнер автоматически получит право собирать платежи для всех поставщиков услуг, сотрудничающих с "Городом" - а это более 200 организаций: ресурсоснабжающие (тепло, вода, электроэнергия), управляющие компании, услуги связи и телевидения, детские сады, охрана, погашение кредитов, штрафы ГИБДД. Конечно, комиссионный процент банковского платежного агента меньше, поскольку он делится между агентом и банком, в нашем случае - с расчетным банком Системы "Город". Но и трудозатраты неизмеримо меньше, чем у просто платежного агента. Ведь малый предприниматель без отрыва от основного бизнеса в состоянии самостоятельно обработать лишь небольшое количество договоров и платежей по ним. Нашему банковскому агенту не нужно заниматься этим вручную - достаточно в конце дня одним платежным поручением отправить деньги в расчетный банк Системы. Все остальное сделает за него Система "Город" автоматически: распределит деньги, каждому поставщику услуг составит и отправит реестр полученных средств. Поэтому даже при меньшем проценте доход у банковского платежного агента может оказаться больше за счет оборота.

Нужна только сеть

Предпринимателю стать банковским платежным агентом системы "Город" несложно - достаточно иметь компьютер с устойчивым выходом в Интернет, заключить договор присоединения и открыть для инкассации специальный счет в любом банке. На компьютере специалисты установят специальную программу - так называемое автоматизированное рабочее место, посредством которой компьютер будет находиться на постоянной связи с сервером Системы. Все платежи проводятся в режиме он-лайн. Принимать платежи в этом случае будет продавец или кассир. А можно приобрести платежный терминал, программное обеспечение для которого предоставит Система "Город", в этом случае оформлять платеж будут сами плательщики.

Выгода для малого предпринимателя при этом двойная - во-первых, появляется дополнительный доход в виде комиссии за прием платежей, во-вторых, как показывает опыт тех, кто присоединился к Системе "Город", повышается проходимость точки, что напрямую влияет на доходность основного бизнеса.

Конечно, есть определенный период привыкания потребителей - людям надо узнать о новой возможности и сформировать доверие к новому пункту приема платежей, - отмечает Ирина Бурносова. - Сейчас население предпочитает использование "традиционных" каналов осуществления платежей, таких как офисы банков или отделения Почты России. Но с другой стороны, в новые точки плательщиков привлекает то, что нет нужды далеко ходить и стоять в очередях к кассам - в пункт приема платежей, открывшийся, скажем, в магазине так называемой "шаговой доступности" можно прийти в любое удобнее время. И то, что все необходимые услуги (свет, тепло, телефон, телевидение, детский сад, Интернет и т.д.) можно оплатить в одном месте, при этом необязательно знать реквизиты организации-получателя платежа.

Рост гарантирован

Сеть банковских платежных агентов уже хорошо развита в крупных и средних городах, особенно на юге Иркутской области, а в небольших населенных пунктах и в северных районах эта ниша еще свободна. Сказываются слабая информированность малого бизнеса о подобной возможности и даже страх перед новым видом деятельности. Хотя, по данным статистики, во всех регионах России более 97,5 процента банковских и платежных агентов - это именно предприятия малого и микро бизнеса. Иными словами, сфера является привлекательной и низкорисковой для малых предпринимателями как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги).

Добавим, что по данным Системы "Город", рынок массовых платежей является одним из самых емких в денежном исчислении и ежегодно растет в среднем на 20 процентов. А по информации одного из крупнейших банков, работающего в Восточной Сибири, за 11 месяцев 2013 года только через каналы данного банка и только на оплату сотовой связи жители Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии перевели 6,4 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем данного вида платежей увеличился в 1,8 раза.

Другим, и чаще куда более существенным, препятствием для расширения сети пунктов приема платежей остается отсутствие надежного подключения к сети Интернет. Впрочем, это проблема с каждым годом становится менее актуальной - провайдеры активно осваивают районы Иркутской области, наращивая абонентскую базу со скоростью до 3-4 процентов в месяц.

Кстати, при распространении Интернета, появляется и другая возможность сделать коммунальные платежи более удобными - на сайте Системы "Город" с помощью банковской карты любого банка. У владельцев сайтов, в свою очередь, появляется возможность немного повысить посещаемость своего ресурса, разместив у себя баннер Системы "Город", который, по сути, является шлюзом - кликнув по нему, посетитель попадает на сайт системы, где и проводит все платежи.

Развитие системы приема платежей возможно и по другому пути: через присоединение к нашей системе банков, и соответственно, их банкоматов, - говорит Ирина Бурносова.
В данном случае, отмечают представители банковского сектора, прием коммунальных платежей интересен кредитным организациям не только и даже не столько доходом, сколько возможностью привлечения новых клиентов.

Эксперты отрасли поясняют, что простое присутствие клиента в отделении банка позволяет рассказать ему о дополнительных банковских услугах. Пусть он не воспользуется ими здесь и сейчас, пусть он только заплатит за свет, но он вспомнит об этом, когда в его семье возникнет необходимость взять кредит, открыть карту. А положительная ассоциация - мне нужно было заплатить за свет, и меня в этом банке обслужили - может стать тем "шаром", который позволит сделать выбор в пользу именно данной кредитной организации.

В любом случае, людям - вне зависимости от места проживания - необходимы комфортные условия вноса обязательных платежей. Это, кстати, поняли поставщики ресурсов: если людям неудобно платить, они начинают копить долги.

Новое на сайте

>

Самое популярное