Домой Альфа Банк Понятие налоговых проверок и их виды. Какие существуют виды налоговых проверок

Понятие налоговых проверок и их виды. Какие существуют виды налоговых проверок

Органами, осуществляющими налоговые и другие виды проверок (субъектами проверок), являются государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Основной проверяющий орган Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство и др.

Помимо проверок, проводимых государственными органами, можно выделить проверки:

Для того чтобы проверку можно было определить как налоговую, необходимо соблюдение нескольких условий, в частности:

  • 1) Проверка должна проводиться независимо от видов налогов и сборов должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции, определяемой НК РФ и Законом Российской Федерации от 21.03.1991 г. №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
  • 2) Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Указанное означает, что проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о налогах и сборах, а иными законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.
  • 3) Налоговые проверки могут быть проведены только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Одно лицо может быть проверено в ходе одной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам ст. 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Виды налоговых проверок выделяются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка (КНП) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов, представленных плательщиком, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. В ходе камеральной проверки устанавливается правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет и др. основной функцией камеральных проверок служит арифметический контроль за правильностью исчисленных и уплаченных сумм налогов. Выездная налоговая проверка (ВНП) - проводится по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории, за исключением редких случаев, предусмотренных налоговым законодательством. Учитывая статистику налоговых органов, выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

НК РФ выделяет еще один вид налоговых проверок - запрос, который представляет собой истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Не следует считать данный вид контроля самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку его назначение возможно исключительно в рамках осуществления камеральной или выездной налоговой проверки; таким образом, запрос можно рассматривать как один из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки. Точнее сказать, запрос является составной частью выездной или камеральной проверки. Именно поэтому сведения, полученные в результате запросов, включаются в акты соответствующих камеральных и выездных проверок.

В зависимости от статуса лиц, подлежащих выездной налоговой проверке выделяют ВНП налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации, филиала и (или) представительства налогоплательщика-организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФ называет исключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Во-вторых, когда повторная проверка проводится в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за уже проверенный период, если в ней указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. В-третьих, когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку первоначально. Постановление о проведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Отсутствие таких указаний в решении должно повлечь признание его незаконным. При назначении повторной проверки руководитель вышестоящего налогового органа вправе включать в число проверяющих и должностных лиц подведомственных ему (то есть нижестоящих) налоговых органов. Главное, чтобы в числе таких лиц не оказались работники налоговой инспекции, участвовавшие в первоначальной налоговой проверке. Налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить за ним надлежащий контроль.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Если проверка охватывает исчисление и уплаты налогоплательщиком всех налогов и сборов, обязанность по уплате которых возложена на него в соответствии с законодательством, она именуется комплексной. Если в ходе проведения проверки изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельного налога, такую проверку называют тематической. Здесь следует отметить, что предпочтительной формой в целях полного контроля за налоговой добросовестностью налогоплательщика, является комплексная налоговая проверка, но здесь возникает проблемы в связи с ее трудоемкостью и большими затратами времени на проверку одного налогоплательщика. Тематическая же проверка характеризуется относительной легкостью и быстротой проведения.

В литературе также выделяют в зависимости от метода проведения сплошные и выборочные налоговые проверки. В ходе сплошной проверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика. В зависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными и фактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источником получения сведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором имущество налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования, инвентаризации, экспертизы. На практике фактический налоговый контроль, как правило, является вспомогательным (дополняющим) по отношению к документальному.

Налоговые проверки по назначению классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Внеплановые налоговые проверки, как правило, проводятся в двух случаях:

  • - при поступлении в налоговые органы информации от юридических и физических лиц. Физические лица обычно "обиженные" на работодателя представляют информацию о том, что налогоплательщик выплачивает зарплату в "конверте". Юридические лица обычно присылают информацию о налоговых правонарушениях в отношении своих конкурентов;
  • - при поступлении информации из правоохранительных органов. Порядок обмена информацией о налоговых правонарушениях и преступлениях между налоговыми и правоохранительными органами установлен совместным Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. " 495/ММ-7-2-347.

В зависимости от проверяющего состава выделяют проверки проводимые силами налоговых органов и совместные проверки, к проведению которых привлекаются помимо сотрудников налоговых органов представители иных уполномоченных контролирующих органов, в том числе органы внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов и др. Значимость совместного контроля в настоящее время становится весьма актуальной, так как такого рода проверки позволяют выявить наибольшее количество нарушений налогового и других отраслей законодательства.

Отдельные ученые выделяют как вид внутренний налоговый контроль, который осуществляется руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. Целью данного вида контроля является проверка: ведения финансовых документов; своевременного и правильного заполнения всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета.

Таким образом, среди форм налогового контроля, перечисленных в ст. 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам ст. 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". Виды налоговых проверок выделяются в зависимости от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др.

Большинство налогоплательщиков уже сталкивались с таким понятием, как налоговые проверки. Однако это не означает, что каждый проверяемый субъект хозяйственной деятельности до конца понимает суть процедуры.

Кроме того, далеко не каждый плательщик налогов знает, какие бывают виды проверок.

Поэтому необходимо разобраться с основным понятием фискального контроля, а также следует выяснить, почему налоговые проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Необходимые сведения

Уплата налогов и сборов является прямой обязанностью каждого налогоплательщика. Исключением выступают льготные категории физических и юридических лиц.

Тогда как за правильностью начисления и уплаты налогов следит налоговая служба. Контроль налогоплательщиков со стороны фискального органа осуществляется в виде налоговых проверок.

В таблице можно увидеть, какие бывают проверки и их виды:

Схема: виды проверок

Участниками налоговых отношений являются следующие лица:

Фото: участники налоговых правоотношений

Что это такое

По сути, налоговый контроль сводится к тому, что уполномоченные должностные лица следят за соблюдением со стороны налогоплательщиков норм Налогового законодательства.

При этом сотрудники фискальной службы обязаны действовать исключительно в пределах своей компетенции, включая:

  1. Проведение налоговых проверок.
  2. Получение объяснений от налогоплательщиков.
  3. Проведение проверок налоговой отчетности.
  4. Осмотр коммерческих помещений.
  5. Истребование необходимых документов.
  6. Приостановление операций по банковским счетам.
  7. Взыскание налоговой недоимки.
  8. Привлечение для проведения фискального контроля соответствующих специалистов.
  9. Вызов третьих лиц в качестве свидетелей.
  10. Инициирование аннулирования выданных налогоплательщикам лицензий.
  11. Подачу в суд .

Расширенные полномочия налоговых органов закреплены . Однако не допускается сбор какой-либо информации о субъектах хозяйственной деятельности, если она получена с нарушением правовых норм.

Поэтому фискальный орган обязан:

  1. Придерживаться требований налогового законодательства.
  2. Осуществлять контроль согласно нормативным актам.
  3. Вести учет предприятий и граждан.
  4. Предоставлять необходимую информацию налогоплательщикам.
  5. Передавать заявителям электронную о получении документов, направленных в электронной форме.
  6. Принимать решение о излишне уплаченной суммы налогов.
  7. Обеспечивать сохранность налоговой тайны.
  8. Выдавать налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам.
  9. Предоставлять копии решений, касающиеся налогоплательщика.
  10. Выдавать пользователям выписки из ЕГРЮЛ.

Полный перечень обязанностей налоговых органов закреплен .

Что касается определения «Налоговой проверки», то здесь подразумевается процессуальное действие фискальной службы по контролю над правильностью начисления и своевременностью уплаты соответствующих налогов.

Какова их роль в налогообложении

Налоговые проверки способствуют выявлению фактов, связанных с нарушением налогового законодательства.

Благодаря чему фискальный орган может пресечь подобные злоупотребления со стороны налогоплательщиков и обеспечить достоверность сведений относительно полноты и своевременности налоговых отчислений.

При наличии грубых и установленных правонарушений в отношении субъектов хозяйствования применяются штрафные санкции, что способствует сбалансированному наполнению бюджета и помогает дисциплинировать налогоплательщиков.

Налоговые проверки являются ключевым условием жизнедеятельности налоговой системы.

Законные основания

Налоговый контроль со стороны фискальной службы осуществляется на основании Налогового кодекса. Образцы документов, которые использует налоговая служба при выполнении полномочий, связанных с проведением соответствующего инспектирования утверждены .

Существуют следующие виды налоговых проверок:

Схема: классификация налоговых проверок

Ниже будет дана краткая характеристика каждому направлению по отдельности.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения

Исходя из объема проверяемой документации налоговые проверки делятся на:

  • сплошные;
  • выборочные.

В первом случае фискальный орган проверяет все документы предприятия. Сплошные проверки обычно применяются в отношении небольших организаций.

Что касается выборочной ревизии, то она подразумевает частичную проверку документов. Однако если будут выявлены нарушения, то она может перерасти в сплошную проверку.

Камеральные

Под камеральной проверкой подразумевается контроль налоговой отчетности на предмет правильности расчетов и уплаты налогов.

Инспектирование обычно происходит по месту нахождения фискального органа (). являются ключевым звеном по наполнению бюджета.

Потому как любая ошибка, выявленная в ходе проверки, может стать основанием для взыскания задолженности и привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности и начислению штрафов.

Однако если субъект хозяйствования исправит выявленные недочеты до начала выездной проверки, то он освобождается от налоговой ответственности.

Для проведения проверки инспектируемое лицо должно представить следующие документы:

  • налоговую декларацию.
  • бухгалтерскую отчетность:

При камеральной проверке фискальный орган изучает:

  • правильность заполнения налоговой отчетности;
  • точность расчетов и уплаты налогов, применения льгот и налоговых ставок.

Стоит отметить, что для проведения камеральной проверки сотрудникам налоговой службы не требуется резолюция начальника территориального отделения ФНС. Проверка проводится в 3-месячный срок с момента подачи налоговой отчетности.

Однако если налогоплательщик направит в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к , после истечения сроков ее подачи, то срок проведения фискального контроля будет исчисляться с момента их предоставления.

По итогам проведения камеральной проверки должностное лицо может принять .

Очень скоро камеральные проверки могут стать ключевым видом фискального контроля. Уже сегодня эта разновидность налогового мониторинга охватывает 100% налогоплательщиков.

Тогда как выездные проверки проводятся в отношении 20-25% субъектов хозяйствования. При этом камеральные проверки являются наименее затратным видом налогового контроля, который к тому же поддается автоматизации.

Стоит напомнить, что основанием для проведения проверки является налоговая отчетность. Документ должен содержать такие данные:

Выездные

Этот вид налогового контроля включает комплекс процессуальных действий по проверке:

  1. Первичной учетной и бухгалтерской документации.
  2. Налоговых деклараций.
  3. Внутренних распоряжений.

Также сотрудники налоговой службы могут обследовать помещения, которые используются в коммерческих целях. При необходимости производится истребование документов.

Эта процедура осуществляется исключительно в присутствии понятых. Должностные лица обязаны составить и оформить , копия которого вручается налогоплательщику.

Если фискальный орган изымает оригиналы документов, то в пятидневный срок он должен вернуть инспектируемому субъекту их копии.

Выездные проверки обычно проводятся по месту проведения хозяйственной деятельности налогоплательщиком. В состав участников налоговой проверки входят налогоплательщики и сотрудники фискальной службы.

Однако при необходимости могут быть дополнительно привлечены следующие лица:

  • эксперты;
  • переводчики;
  • иные профильные специалисты.

Указанные лица привлекаются обычно тогда, когда нужны специальные знания, которые выходят за пределы компетенции сотрудников налоговой службы.

По объему проверяемых вопросов

Налоговое инспектирование также отличается в зависимости от рассматриваемых вопросов:

  • комплексное;
  • тематическое;
  • целевое.

Комплексная

Комплексная проверка позволяет осуществлять контроль над всей хозяйственной деятельностью предприятия. Инспектирование проводится в том случае, если у фискального органа возникнут подозрения о правильности расчета и уплаты налогов.

Частота проведения подобных ревизий составляет не чаще чем 1 раз в 3 года. Если у субъекта хозяйствования хорошая репутация, то он может даже не узнать о существовании комплексных проверок.

Этот вид фискального контроля включает следующие вопросы:

  1. Правильность расчета и уплаты налогов.
  2. Выполнение обязанностей налогового агента.
  3. Порядок открытия счетов субъектам хозяйствования.
  4. Процедуру продажи алкогольной продукции.

По итогам проверки составляется справка, где указывается предмет фискального контроля и срок проведения ревизии. Один экземпляр документа предоставляется налогоплательщику, второй остается в налоговой службе.

Тематическая

Под тематической проверкой подразумевается изучение некоторых вопросов хозяйственной деятельности предприятия. Сюда входит:

  • сверка правильности расчета и уплаты ;
  • контроль над уплатой ;
  • проверка правильности расчета и уплаты .

Подобное инспектирование производится по мере надобности и может быть частью комплексной сверки. Решение о проведении тематического инспектирования принимает руководитель территориального органа ФНС.

Результаты ревизии оформляются самостоятельным актом или документом в составе комплексной сверки.

Целевая

Целевое инспектирование направлено на осуществление контроля над соблюдением НК РФ в конкретном направлении хозяйственной деятельности предприятия.

Подобные проверки охватывают следующие вопросы:

  • взаиморасчеты с контрагентами;
  • экспортно-импортные операции;
  • вложение временно свободных активов;
  • правильность использования .

Результаты фискального контроля часто применяются при проведении комплексной (тематической) проверки и могут быть оформлены в виде отдельного акта.

По способу организации

Что касается способа организации проведения фискального контроля, то он обычно бывает плановым или внезапным.

Плановые

Плановая проверка осуществляется согласно с графиком на отчетный период. Фискальный орган предупреждает налогоплательщика о предстоящем инспектировании задолго до наступления события.

Основанием для проведения ревизии является приказ руководителя территориального отделения налоговой службы. В документе указываются следующие данные:

  1. Цель проведения контрольных мероприятий.
  2. Период, за который проводится ревизия.
  3. Продолжительность инспектирования.
  4. Состав должностных лиц.

Внезапные

Под внезапной налоговой проверкой подразумевается подвид выездного инспектирования, которое проводится без предварительного извещения проверяемого субъекта.

Фискальный контроль осуществляется по месту проведения коммерческой деятельности организацией. Решение о проведении ревизии принимает начальник территориального отделения ФНС.

Видео: оберег от выездной налоговой проверки

Основания внеплановой бывают разные, но обычно решение об ее проведении принимается на основании информации о нарушении налогового законодательства со стороны субъекта хозяйствования.

Цель подобной проверки заключается в установлении факта нарушения налогового законодательства, который легко скрыть при проведении обычной проверки.

Другие разновидности форм

Налоговое законодательство также предусматривает возможность проведения контрольного и повторного инспектирования. В первом случае акцент делается на установлении факта некачественной проверки, проводимой ранее.

Контрольное инспектирование осуществляется исключительно вышестоящим фискальным органом. Результаты проведенной проверки отображаются на налогоплательщике и на должностных лицах нижестоящей налоговой службы.

Если выявленные нарушения касаются инспектируемого субъекта, то к нему применяются штрафные санкции.

Что касается нарушений со стороны сотрудников фискального органа, то их могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Повторная сверка подразумевает дублирование ранее проводимой ревизии. Сегодня этот вид инспектирования проводится в виде контрольной сверки.

Заканчивая обзор вопроса о проведении фискального контроля необходимо напомнить несколько ключевых моментов.

Налоговая служба является уполномоченных органом государственного управления, который следит за правильностью расчетов и уплаты налогов.

Контроль над деятельностью субъектов хозяйствования осуществляется в виде налоговых проверок. Порядок и сроки проведения мониторинга определяются законом.

Проверка - единичное контрольное действие или исследо­вание состояния на определенном участке деятельности прове­ряемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдель­ные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и физических лиц.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом ко­торой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, на­логовых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, под­тверждающих правильность исчисления и своевременность уп­латы плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком иных тре­бований налогового законодательства.

Налоговые проверки делят на:

I по назначению

Плановые

Внеплановые

II по видам на

Камераль­ные

И выездные.

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту на­хождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщи­ком и связанных с налогообложени­ем, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.

Входе проверки устанавливается:

Правильность исчисления плательщиком налогов;

Обоснованность применения льгот;

Своевремен­ность перечисления удержанных налогов в бюджет.

Налого­вый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и доку­менты, подтверждающие правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

Вслучае установления фактов нарушений налогового зако­нодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных прове­рок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.

При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пе­ни за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.

Выездные налоговые проверки связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика либо в помещении инспекции МНС путем:

Изучения полноты и правильности отра­жения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влия­ние на суммы налогов;

Последующего сравнения фактичес­ких размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком в нало­говых декларациях (расчетах).

Выездные налоговые проверки могут быть

Комплексными,

Тематическими,

Встречными

Рейдовыми.

При проведении комплексной выездной налоговой провер­ки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов , за период:

С даты государственной регистрации плательщика;

С даты, установленной законодательством для представле­ния налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, уста­новленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

В ходе проведения тематической выездной налоговой про­верки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов .

Встречная выездная налоговая проверка проводится в це­лях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика хо­зяйственных операций, осуществлявшихся с другими платель­щиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осу­ществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у про­веряемого плательщика (иного обязанного лица) записей, доку­ментов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у дру­гих плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществле­ния контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности.

Целями рейдовой проверки являются:

Контроль над соблю­дением налогового законодательства, а также требований к ве­дению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан­сово-хозяйственных операций;

Установление фактов незарегист­рированной предпринимательской деятельности либо деятель­ности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия);

Сбор оперативной информации;

Проверка заявле­ний и жалоб организаций и физических лиц.


Введение

Организация налогового контроля

2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы

Налоговая проверка как форма налогового контроля

1 Камеральная и выездная налоговые проверки

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов. Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Данная тема актуальна, так как в настоящее время перед государством достаточно серьёзно стоит вопрос о повышении собираемости налогов. Решением может стать грамотное построение налогового контроля.

Целью контрольной работы является изучение налоговой проверки, как формы налогового контроля.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие налогового контроля, его необходимость и основные принципы;

Рассмотреть основные формы налогового контроля;

Рассмотреть камеральную и выездную налоговые проверки;

Классифицировать налоговые проверки по видам.


1. Организация налогового контроля


1 Правовое регулирование налогового контроля


Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном кодексом. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Одним из основных субъектов налогового контроля являются налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции, которая установлена Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. ФСН осуществляет решение задач, указанных в Законе «О налоговых органах.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в условиях социально-экономических изменений в российском обществе.

Центральным законодательным актом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ. Часть первая вступила в силу с 1 января 1999 г., часть вторая с 1 января 2001 года. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. В настоящее время правовое основание осуществления налогового контроля закреплено в 14 главе Налогового кодекса Российской Федерации.

Также важнейшим документом является Конституция РФ. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.


1.2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы


Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

В соответствии со ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Наблюдение за подконтрольными объектами;

прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Элементами налогового контроля являются:

Законодательство о налогах и сборах;

Субъекты налогового контроля;

Объекты налогового контроля;

Формы и методы налогового контроля;

Порядок (процедура) налогового контроля;

Инструменты организации и обеспечения налогового контроля (государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей, учет налогоплательщиков, ведение базы данных, налоговые проверки, ведение лицевых счетов налогоплательщиков, взыскание задолженности в бюджет, применение санкций и др.).

Субъектами налогового контроля являются:

)налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы - Федеральная налоговая служба Российской Федерации);

)таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации - Федеральная таможенная служба Российской Федерации).

Объекты налоговых проверок - денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

Статьей 82 Кодекса определены формы проведения государственного налогового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством:

·налоговых проверок;

·получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

·проверки данных учета и отчетности;

·осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

·в других формах, предусмотренных Кодексом.

Необходимость налоговых проверок обусловлена рядом причин:

·несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;

·развитием частного бизнеса без образования юридического лица, предприниматели которого в силу своей мобильности, непостоянства места нахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;

·недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;

·невысоким уровнем подготовки работников некоторых налоговых инспекций вследствие отставания организации профессиональной подготовки кадров для налоговой службы от реальной потребности;

·преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль или имущество юридических лиц;

·несовершенством и нестабильностью налогового законодательства и нормативных документов.

В организационном плане налоговый контроль можно рассматривать по различным основаниям (рис. 1).

Оперативный контроль - проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль - проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер по устранению их. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль - проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Рис. 1. Организация налогового контроля


Фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит - негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм, или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Минфина Российской Федерации. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Принципы организации налогового контроля можно разделить на общие и специфические.

Общие принципы контрольной деятельности включают:

·правомочность;

·профессионализм;

·определенность предмета контроля;

·координация и взаимодействие органов контроля;

·полнота;

·превентивность.

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государственными органами. Они действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством. Органы налогового контроля не имеют права выходить за рамки своих полномочий и использовать свое положение и доступ к конфиденциальной информации налогоплательщиков и иных обязанных лиц в целях, не связанных с возложенными на эти органы и их должностных лиц задачами.

Принцип профессионализма означает осуществление контроля лицами, обладающими необходимым уровнем подготовки.

Принцип определенности предмета контроля означает, что предметом контроля может быть только проверка обязательных требований, например:

·проверка правильности ведения бухгалтерского налогового учета,

·проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов,

·проверка своевременности и полноты уплаты налогов и сборов,

·проверка ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов,

·выявление обстоятельств, способствующих возникновению налоговых правонарушений.

Принцип координации и взаимодействия органов контроля в случае проведения совместных действий (например, проведение выездной налоговой проверки с участием органов внутренних дел) требует, чтобы каждый участник выполнял в необходимом объеме только непосредственно возложенные на него задачи, не выходил за пределы своей компетенции. Порядок взаимодействия определяется НК РФ (п. 3 ст. 82), а также совместно изданными нормативными документами.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля в той или иной форме.

Принцип превентивности налогового контроля обусловливается одной из важнейших задач контроля - предупреждением налоговых правонарушений. Данному принципу уделяется большое внимание в развитых странах.

К специфическим принципам организации налогового контроля относятся следующие:

·никто не может быть привлечен к ответственности иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным в НК РФ;

·презумпция невиновности налогоплательщика. Невиновность налогоплательщика признается до тех пор, пока его виновность не будет установлена вступившим в силу решением суда;

·презумпция правоты налогоплательщика. Сомнения, которые являются следствием неустранимых противоречий и неясностей в налоговом законодательстве, толкуются в пользу налогоплательщика;

·ответственность за разглашение налоговой тайны: специальный режим хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, право налогоплательщика требовать соблюдения налоговой тайны, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну.

Под разглашением налоговой тайны понимается использование или передача должностными лицами налоговых органов, привлеченными экспертами и специалистами другому лицу коммерческой или производственной тайны налогоплательщика, ставшей им известной при исполнении их профессиональных обязанностей;

·ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц.

Постановка на учет в налоговых органах. Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83-86 Кодекса. Кратко охарактеризуем их.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.

Заявление о постановке на учет организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан указывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган. А последний указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих различные виды государственной регистрации. Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта.

Установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Они должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта. Кроме того, банк в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа должен выдать последнему справки по операциям и счетам организаций и граждан.

Введен налоговый контроль за расходами физического лица. Целью такого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

Установлен определенный порядок налогового контроля за расходами физического лица.

Организации или уполномоченные лица должны извещать налоговый орган о соответствующих сделках и операциях в течение 15 дней после свершившегося факта. Форма извещения о совершенных сделках и приложения к нему утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.

В случае если произведенные расходы превышают доходы, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу требование о даче пояснений. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

налоговый контроль камеральный учет


2. Налоговая проверка как форма налогового контроля


1Камеральная и выездная налоговые проверки


Основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки, которые могут быть камеральными и выездными.

Целью их является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, представленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.

Правила проведения камеральной налоговой проверки:

Налоговые органы обязаны проводить камеральные проверки в отношении всей представленной налогоплательщиками и налоговыми агентами отчетности.

Проводится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без решения о проведении проверки.

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, и документов, имеющихся в налоговой инспекции.

Камеральная проверка деклараций по налогам, налоговая база по которым определяется в централизованном порядке головной организацией, проводится налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы только в случаях, определенных НК РФ.

В ходе камеральной проверки проводится:

.Формальная проверка декларации (комплектность, правильность заполнения установленных форм и документов).

.Арифметическая проверка (анализируются протоколы ошибок из отдела ввода и данные междокументного контроля).

.Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов.

.Сопоставление различных документов.

.Проверка обоснованности применения налоговых ставок.

.Проверка правильности определения налоговой базы и исчисления суммы налога.

После проверки при отсутствии нарушений проверяющий расписывается на титульном листе декларации с указанием даты или подписывает реестр деклараций.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной налоговой проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт <#"justify">Выездная налоговая проверка охватывает период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Общая максимальная продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В настоящее время указанный срок может быть продлен до 6 месяцев и до 4 месяцев без наличия исключительных обстоятельств.

В процессе ВНП должностные лица могут проводить:

-Осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

-Истребование документов;

-Проверку денежного оборота и денежных документов;

-Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

-Экспертизу; и т.д.

Результаты ВНП оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.

В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

По итогам проделанной контрольной работы можно выделить различия между камеральной и выездной налоговыми проверками:


Таблица 1

Камеральная налоговая проверка (КНП) ст. 87, 88 НК РФВыездная налоговая проверка (ВНП) ст. 89 НК РФ1. Допускается проведение повторных КНП1. Запрещается проведение повторных ВНП (по общему правилу)2. Не может производиться вышестоящим налоговым органом2. Допускается контрольная ВНП со стороны вышестоящего налогового органа3. Допускается встречная КНП3. По общему правилу встречные ВНП не допускаются4. Проводится по месту нахождения налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик4. Проводится в помещении налогоплательщика5. Проводится без специального решения руководителя налогового органа5. Проводится лишь на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа

2 Классификация налоговых проверок


Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим ниже классификацию налоговых проверок.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

·камеральные;

·выездные;

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Также существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:

·комплексные;

·выборочные;

·целевые;

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно - кассовой машины; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Выборочная проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на ее основе комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на:

·плановые;

·внеплановые.

Плановая проверка - проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внеплановая проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки). Её цель - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

·сплошные (проверка всех документов организации за продолжительный период времени, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

·выборочные (предусматривают проверку части первичных документов за один или несколько месяцев).

Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также возможность проведения:

·контрольных проверок;

·повторных проверок.

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка. Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

·вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

·налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.


Заключение


Налоговый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями.

Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Цель данной работы - знакомство с понятием налоговой проверки, как основной формы налогового контроля, достигнута. Были решены все поставленные задачи: мы ознакомились с регулированием налогового контроля, изучили формы налогового контроля, выделили форму налоговой проверки, проанализировали классификацию налоговых проверок, подробно изучили виды камеральной и выездной проверки.

На основании всего вышеизложенного можно сделать выводы о важности налогового контроля, о необходимости искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, о необходимости совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в двух частях).
  2. Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ 2004. №40.
  4. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.: ил. - (Профессиональное образование).
  5. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. - М.: КНОРУС, 2012. - 126 с.

Виды налоговых проверок по различным основаниям:

I. По форме проведения:

Камеральные

Выездные

II. По срочности:

Плановые

Внеплановые

III. По способу контроля:

Сплошные

Выборочные

IV. По методу установления достоверности:

Формальные и арифметические

Встречные

Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в статьях 87-89 Налогового кодекса РФ.

Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются статьей 88 Налогового кодекса РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов.

Основными задачами камеральной проверки являются:

Визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

Проверка правильности составления расчетов по налогам;

Логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

Предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одними тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При про ведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Предпроверочный анализ – неотъемлемая часть процесса подготовки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за последний отчетный период, проводят углубленный анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка конкретной концепции предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства), а также на основе выработанной концепции разрабатывается и утверждается программа проведения документальной проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика. Изъятие документов производится при наличии у проверяющих лиц достаточных на то оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику. Последний имеет право делать замечания по форме и существу изъятия, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.

При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации за короткий период возможно проведение экспресс - проверки. Если в ходе данной экспресс – проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, дальнейшие проверки данной организации могут не проводиться.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговые органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершения ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Согласно статьи 99 Налогового кодекса РФ в протоколе указывается:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действие или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

После этого в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Новое на сайте

>

Самое популярное