Домой Хоум Кредит Банк Все формы статистической отчетности утверждаются. Статистическая отчетность — роль статистики для работы предприятий

Все формы статистической отчетности утверждаются. Статистическая отчетность — роль статистики для работы предприятий

Тоже обязаны представлять статистическую отчетность. Подробнее об этом вы можете прочитать в отдельной статье на нашем сайте.

Кто сдает статистическую отчетность

Порядок представления статистической отчетности Законом от 29.11.07 № 282-ФЗ. Так, этот вид отчетности сдают (ч. 2 ст. 6 и ст. 8 Закона от 29.11.07 № 282-Ф):

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в или нет (приказ Росстата от 01.04.14 № 224);
  • филиалы, и подразделения действующих в России организаций;
  • предприниматели.

Куда нужно сдавать статистическую отчетность

Статистическая отчетность сдается в территориальные подразделения Росстата.

Формы статистической отчетности

Основные формы статистики, которые чаще всего сдают компании, федеральные. И утверждены они Росстатом. Форм статистики много, и мы приведем самые распространенные:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-предприятие);
  • сведения о состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения об обучении работников организаций (1-кадры).

Бухгалтерская отчетность в органы статистики

Компании представляют обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Исключение - организации государственного сектора и Банк России. Годовую бухотчетность нужно сдать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

Существует множество форм статистической отчетности. Какие-то формы утведждают региональные власти, другие федеральные. Для разных видов деятельности предусмотрены свои варианты отчетов.

Кроме того, ряд форм статистики разработаны для специально отобранных организаций и предпринимателей (выборочное наблюдение). Остальные обязательны для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования (спрошной метод).

Как определить состав статистической отчетности

Самый простой способ точно узнать, какие документы нужно сдавать именно вам, - уточнить список отчетности в отделении Росстата по месту учета. В обязанности сотрудников статистической службы входит безвозмездно информировать компании о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять (п. 4Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.08 № 620).

Еще один вариант - уточнить информацию на официальный сайт Росстата. И определиться с составом статотчетности.

Порядок представления статистической отчетности

Отчетность в органы статистики можно сдавать как на бумаге, так и в электронном виде. В первом случае документы подписывает должностное лицо компании. Во втором - потребуется электронная

Форма статистической отчетности малых предприятий

Коммерческие организации, включенные территориальными органами статистики как субъекты малого предпринимательства в соответствующий перечень, обязаны ежеквартально представлять форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Эта форма и порядок заполнения и представления сведений утвержден Приказом Росстата от 04.09.14 № 547.

Сведения по форме № ПМ предприятия представляют нарастающим итогом за период с начала года и за соответствующий период прошлого года.

Форма № ПМ состоит из титульного листа и разделов:

  • «Численность и начисленная заработная плата работников»;
  • «Общие экономические показатели».

На титульном листе малое предприятие указывает полное наименование и почтовый адрес. В графе 2 проставляется код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании уведомления о присвоении данного кода органами государственной статистики. В графе 3 указывается код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 № 329-ст. Остальные графы (4—5) не заполняются.

При заполнении формы № ПМ прежде всего необходимо отметить наличие или отсутствие соответствующих данных в компании за отчетный период, а затем заполнять количественные показатели.

В разделе 1 формы указываются средняя численность работников, фонд начисленной зарплаты и выплаты социального характера всего и по категориям работников. В фонд заработной платы (графы 11 и 12) и выплаты социального характера (графы 13 и 14) не включаются суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные как за счет средств ФСС России, так и собственных средств организации.

Наибольшие сложности у «упрощенцев» вызывает заполнение раздела 2 формы № ПМ. Те фирмы, которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме, заполняют этот раздел на основании данных бухучета. «Упрощенцам», которые не ведут бухучет в полном объеме, в частности, следует обратить внимание на заполнение строки 12 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг». Компании, которые применяют УСН, заполняют строку 12 на основе Книги учета доходов и расходов, а также на основе первичной учетной документации. В данной строке указываются все полученные доходы, отраженные в разделе 1 Книги, которые соответствуют итогу за отчетный период по графе 4.

Ответственность не непредставление статотчетности

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, а также представление недостоверных данных влечет за собой согласно статье 13.19 КоАП РФ. Административный штраф предусмотрен в размере в размере от 3000 до 5000 рублей.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Для того чтобы принимать порой достаточно сложные решения по управлению предприятием, руководителю любой организации необходимы данные, на основании которых он будет действовать. Такие данные могут приходить к нему из различных источников. Основными будут являться данные о состоянии фирмы, ее текущем положении. Такие данные специалисты составляют в виде разнообразных могут быть предназначены как для внутреннего пользования, так и для публичного.

На сегодняшний день, любая организация подготавливает следующие виды отчетности:

  • бухгалтерская отчетность;
  • оперативная отчетность;
  • статистическая отчетность.

Сводится на основании документов, предоставленных бухгалтерами. Сюда входит информация о реализованной продукции, понесенных затратах, о движении материальных и оборотных средств. Бухгалтерия рассчитывает данные о финансовой устойчивости организации. Однако самый главный подводный камень, который ждет директора, руководствующегося такой информацией, состоит в том, что бухгалтерия предоставляет данные о уже прошедшем (месяце, квартале, годе). Риск, что информация устарела, довольно большой.

Позволяет получать данные о текущем положении организации, однако, без трендов бывает довольно сложно проследить динамику развития компании.

Отличной альтернативой является статистическая отчетность, которая состоит из компиляции и обобщения в единое целое данных двух вышеописанных отчетностей. Данный вид отчетности позволяет получать информацию об объеме производства в натуральном и денежном выражении, прослеживать динамику ее развития по годам, делать выводы о том, в каком направлении движется бизнес.

Естественно, что статистическая отчетность предприятия всегда будет интересовать государственные органы власти как на местном, так и на федеральном уровне. На основании таких отчетов, предоставляющих достоверную и проверенную информацию и своевременно переданных в уполномоченные организации по сбору, статистические органы формируют сводные отчеты о развитии района, субъекта федерации или государства в целом.

Если предприятия, статистическая отчетность которых обязательна к предоставлению в органы власти (а это практически все организации), по каким-то причинам нарушают сроки ее подачи, либо предоставляют заведомо неверные данные о своем положении, на них может быть наложен определяемый соответствующим законодательством. В общем, лучше не шутить с госорганами и, во избежание недоразумений, предоставлять все данные точно и в установленный срок.

Абсолютно закономерно, что возникает проблема в стандартизации таких данных. Она решена просто и изящно: была введена форма статистической отчетности. В настоящее время предусмотрено множество унифицированных форм такой отчетности, которые должны своевременно заполняться по определенным правилам. Например, форма П-2 содержит сведения об инвестиционной деятельности предприятия, форма 1-КСР включает в себя сведения о деятельности коллективного средства размещения. Этот список довольно объемный, типовые формы всегда можно найти в необходимых нормативных актах либо в интернете, где они находятся в электронном виде.

Сейчасстатистическая отчетность может подаваться в любом виде, на любом носителе. Это может быть пакет документов либо файлы в электронном виде, высланные государственному органу статистики по интернету либо предоставленные на любом удобном Порядок подачи таких данных определяется соответствующим законодательством.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика использует все виды статистических наблюдений (регулярную отчетность, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики в составе Российской Федерации 64


(краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом России. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Отчетность различается по периодичности. Она бывает срочная

Содержит данные за месяц и менее (декаду, сутки), а также квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат России проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности считается опоздание на одни сутки, а опоздание более чем на одни сутки рассматривается как непредставление отчетности. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для 65


присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГ- РПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов.

Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерских и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики (1991- 1996 гг.) и реализации федеральной целевой программы

«Реформирование статистики в 1997-2000 годах». 66


Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в районные или городские отделы, либо прямо в областные (краевые) комитеты. После проверки данные разрабатываются в вычислительном центре (ВЦ): составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом России. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат России, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.).

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние организации отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999 г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Унифицированная отчетность распространяется лишь на малые предприятия государственной формы собственности и собственности общественных организаций.

Остановимся на содержании унифицированных форм статистической отчетности исходя из редакции, утвержденной постановлением Госкомстата России № 67 от 17.07.2000 г.

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предусматривает отражение данных об объеме производства в целом по всем видам экономической деятельности. Наличие показателя общего объема производства создает основу для сопоставления и обобщения данных по предприятиям, занятым различными видами деятельности. Из общего объема производства выделяются производство товаров и производство услуг. При этом под товарами понимаются физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности, а под услугами - проведенная по заказу деятельность, приводящая к изменению свойств или перемещению предметов, принадлежащих потребителю (например, перевозка, ремонт, хранение), либо к изменению состояния самого потребителя услуг (например, образовательные или медицинские услуги). К услугам относятся следующие виды деятельности:


оптовая и розничная торговля, ремонт зданий и сооружений, машин, оборудования, предметов личного пользования, транспорт и связь; услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, услуги в области образования и здравоохранения, коммунальные услуги и некоторые другие виды деятельности.

В форме № П-1 отражаются сведения о производстве и отгрузке конкретных видов товаров и услуг. В этих строках статистик должен правильно указать код товара (услуги) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) или коды Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). По этим сведениям статистики относят приведенные данные к промышленности, платным услугам населению, розничной или оптовой продаже товаров.

Форма № П~2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестиционной деятельности предприятия (организации).

Инвестиционная деятельность определяется как приобретение ресурсов, способных обеспечить получение доходов в будущем. В зависимости от типа приобретаемых активов инвестиции подразделяются на финансовые вложения, осуществляемые с целью приобретения финансовых прав (акций, облигаций и т.п.), и инвестиции в нефинансовые активы (здания, машины, землю и т.п.). Терминология, используемая в форме № П-2, приближена к определениям системы национальных счетов.

В формах № П-1 и П-2 все показатели даются в фактических ценах. Исключение из форм показателей в сопоставимых ценах не означает отказа от их использования. Пересчет в сопоставимые цены осуществляется не работниками предприятия, а в органах статистики по единой методологии, утвержденной Госкомстатом России, что обеспечивает большую точность и достоверность расчетов.

Введение унифицированных форм отчетности способствует автоматизации обработки и широкому использованию технологий работы с банками данных, основополагающими принципами которых являются упрощение показателей и снижение нагрузки на обследуемые предприятия.

В унифицированной форме № П-1 и в разделе формы № П-4 отсутствуют кумулятивные показатели «за период с начала


года», ранее всегда присутствовавшие в формах статистической отчетности по продукции, численности и заработной плате работников. Это соответствует международной статистической практике, обычно оперирующей за отчетный и

предшествующий ему месяцы, что облегчает заполнение форм в условиях значительной изменчивости экономических параметров. Кроме того, это позволяет исключить несоответствие между данными «за периоде начала года» и суммой помесячных данных за соответствующее количество месяцев.

В новые формы включен ряд показателей, позволяющих выявлять наличие на предприятиях определенных экономических явлений. Например, заполнение строк 15 и 16 в форме № П-1 свидетельствует о том, что данное предприятие осуществляет экспорт или импорт услуг. Для более детального изучения структуры и направлений экспорта и импорта услуг такому предприятию высылается специализированная форма статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Отчет об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности». Аналогичную роль исполняют следующие показатели: вывоз товаров в государства - члены таможенного союза (строка 14 формы № П-1), инвестиции за рубеж и инвестиции из-за рубежа (строки 19, 20, 23, 24 формы № П-2). Сопоставление показателей выпуска и отгрузки продукции в форме № П-1 позволяет сделать выводы от эффективности работы предприятия (продумана ли система реализации продукции без задержек или же предприятие работает «на склад»). При этом предусмотрены достаточно подробная классификация производимой продукции - строительно- монтажные работы, оборот торговли, потребительские товары и информация по каждому виду продукции в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. Некоторые данные относятся к будущему периоду и приводятся в форме № П-1 справочно. Например, информация об общем объеме заказов на поставку продукции в последующие

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит показатели, которые позволяют анализировать масштабы и эффективность инвестиционной деятельности предприятия.


Раздельно отражается несколько групп инвестиций: в финансовые и нефинансовые активы; осуществляемые предприятием и в предприятие; краткосрочные и долгосрочные. Направленность инвестиционной деятельности характеризуется как по отраслям вложений (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь), так и по характеру вложений (паи, акции, облигации, займы). Раздельные данные по инвестициям в нефинансовые активы и финансовые инвестиции позволяют проследить процесс воспроизводства основных фондов.

Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств, вовлеченных в процесс инвестирования (это прежде всего прибыль предприятия), степень использования заемных средств (в том числе кредиты коммерческих банков, что является индикатором сбалансированности денежно-кредитного и реального секторов экономики).

Финансовое положение является интегральным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия. Этим обусловлено выделение данных о финансово- хозяйственной деятельности в отдельную форму № П-3

«Сведения о финансовом состоянии предприятия». В форме приведены данные о прибыли (убытке) предприятия за период с начала отчетного года, которые можно сопоставить с результатом за соответствующий период прошлого года (помещенного здесь же). На основе данных формы возможно сопоставление структуры дебиторской и кредиторской задолженности по срокам; приведена общая сумма оборотных средств (с выделением собственно денежных средств).

Таким образом, в форме предусмотрены сведения, требуемые для анализа финансовой устойчивости предприятия. Тут же отражаются данные о состоянии расчетов с предприятиями России, стран СНГ и других стран, что позволяет оценить степень вовлеченности предприятия в мировой рынок.

Эффективность деятельности предприятия определяется не только его производственными и финансовыми возможностями, значительное влияние оказывает его трудовой потенциал. В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» численность работников приводится с разбивкой по категориям: работники списочного состава, внештатные совместители и выполнявшие работы по


не равна нулю и может составлять (n22/n) - 5-10% всего массива данных.

Статистическая отчетность является одним способов централизации информации о деятельности компаний и предпринимателей. Для раскрытия и систематизации сведений о заработной плате и численности персонала применяется статистическая форма 1Т. Рассмотрим, что представляет собой форма 1-Т (статистика) и образец заполнения данного документа.

Форма 1-Т: кто должен сдавать

До недавнего времени положения о статистической документации регулировались приказом Росстата №379 от 02.08.2016. Однако форма 1-Т (статистика) в 2017 году была изменена – вступил в силу новый документ, утвержденный приказом Росстата №566 от 01.09.17 (далее – приказ), в соответствии с которым предоставлять данную отчетную форму необходимо всем компаниям-юрлицам вне зависимости от осуществляемого вида деятельности с численностью работников не более 15 человек, которые не формируют статистический отчет по форме П-4. Исключение при этом составляют субъекты малого предпринимательства.

Отчет по новой форме 1-Т по периоду составления относится к категории годовых. Соответственно, отчитаться перед Росстатом необходимо не позднее 20 января года следующего за окончанием отчетного периода. Так как этот день приходится на субботу в 2018 году, крайний срок сдачи отчета в статистику по форме 1-Т придется на 22 января 2018 года.

Важным моментом является то, что отчитываться необходимо не только головному подразделению компании, но и ее филиалам, представительствам и обособленным подразделениям при их наличии.

Статистическая форма должна быть предоставлена в территориальные отделения Росстата, расположенные по месту нахождения компании в целом или ее филиала.

Существует несколько доступных способов передать отчетный документ в уполномоченную инстанцию. Сделать это можно как во время личного посещения, так и воспользовавшись услугами почты или электронной отчетности.

Как заполнить форму 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»

Документ по форме 1-Т представляет собой две таблицы. Первая используется для отражения сведения об отчитывающейся организации, тогда как вторая непосредственно раскрывает данные о среднесписочной численности персонала, а также фактических выплатах в отношении, как работников компании, так и совместителей.

Таблица 1 предназначена для раскрытия следующих данных:

  1. Полное название компании;
  2. Почтовый адрес организации (или фактическое местонахождение фирмы);
  3. Код формы ОКУД;
  4. Код ОКПО.

Таблица 2 содержит в себе следующие столбцы:

  1. Наименование видов экономической деятельности, осуществляемых компанией;
  2. Номер строки;
  3. Код вида экономической деятельности;
  4. Среднесписочная численность работников, за исключением совместителей;
  5. Фонд начисленной заработной платы, общий по определенному виду деятельности;
  6. Фонд заработной платы работников внешнего совместительства;
  7. Социальные выплаты в отношении работников компании.

В нижней части документа «Сведения о заработной плате» располагаются сведения о лице, ответственном на передачу статотчета в органы Росстата. При этом необходимо отразить о гражданине следующую информацию: должность, ФИО, подпись, номер телефона и дату составления документа.

Работа предприятий во множестве аспектов связана с соблюдением формальностей. Это касается разных направлений деятельности. Но чаще всего это отчетность, которая может быть представлена в большом количестве разновидностей.

Регулярно сдаются соответствующего вида документы в ФНС, Росстат, другие государственные ведомства. Сегодня мы изучим статистическую отчетность. Каковы ее особенности? Для каких видов бизнеса ее предоставление обязательно?

Особенности понятия

Прежде чем говорить о том, что такое статистическая отчетность, полезно будет изучить классификацию процедур данного типа (ту, что практикуется российскими специалистами). Какие есть виды отчетности, кроме статистической, и что в первую очередь отличает ее от остальных?

Отчетность - это один из основных методов в бухгалтерии.

Ее основная особенность - обобщение информации, касающейся финансового положения субъекта экономической деятельности, а также результатов его предпринимательской активности.

Как правило, отчетность подразумевает заполнение предусмотренных законом или отраслевыми нормами специализированных форм, отражающих цифры по периодам, например, по неделе, месяцу, году.

Обычно отчетность выстраивается в систему, формируемую показателями, которые тесно связаны между собой. Например, выручка, как правило, сочетается с цифрами по исчисленным налогам.

Каковы основные виды отчетности? Рассмотрим этот вопрос ниже.

Статистическая

Эта отчетность представляет собой совокупность показателей, имеющих как количественную, так и качественную природу, которые характеризуют активность предприятия в конкретный период времени. Обычно применяется с целью мониторинга показателей по объему выпускаемой продукции (или оказываемых услуг), движения денежных средств, аспектов, отражающих кадровую составляющую.

Система статистической отчетности на предприятии характеризуется, прежде всего, обязательностью, она носит официальный характер, а те документы, которые к ней относятся, обладают юридической силой. Объект предоставления соответствующей информации - органы государственной статистики.

Оперативная отчетность

Характеризуется сравнительно небольшим объемом цифр и количеством отражаемых ими показателей. В основном предназначена для отслеживания эффективности работы компании по конкретным направлениям деятельности.

Налоговая и бухгалтерская

Первая включает цифры, отражающие исчисленные и уплаченные налоги по тем основаниям, которые предприятие обязано учитывать в соответствии с законом.

Вторая - наиболее комплексный, как считают многие эксперты, вариант объединения информации по деятельности предприятия в систему.

Включает информацию, отражающую имущественные аспекты, финансовые, управленческие нюансы работы фирмы.

Во многих случаях законом установлены формы статистической отчетности (бухгалтерской, оперативной или же налоговой). Соответствующие правовые акты могут издаваться как государственными, так и муниципальными органами власти. Иногда предприятие устанавливает формы посредством локальных распоряжений.

Государственная и внутренняя

Отчетность подразделяется на несколько типов в зависимости от объекта, адресной структуры ее предоставления. Таковыми могут быть официальные ведомства. И в этом случае собирается, как мы уже сказали выше, государственная статистическая отчетность.

Объектом предоставления сведений также может быть внутренняя структура компании (например, аналитический отдел). При этом характер отражаемой информации разный.

Вполне допустим вариант, что это та же статистическая отчетность, но по другим, отличным от тех, что прописаны в законах, формам (более удобным для проведения внутрикорпоративной аналитики).

Отчетность, даже если речь не идет о каких-то предписываемых законом обязательствах по ее предоставлению в государственные ведомства, всегда полезная для бизнеса. Она содержит цифры, которые могут говорить об уровне эффективности работы внутрикорпоративных подразделений, отражать то, как растет компания.

Сроки

Другое основание для классификации отчетности - сроки. Как правило, они отражают результат работы фирмы за день, месяц, квартал, год. В некоторых случаях - за неделю, декаду. Статистическая отчетность, а в ряде случаев и оперативная, составляемая несколько раз в рамках одного и того же года, как правило, называется текущей. Что касается бухгалтерской, то ее в этом случае обычно именуют промежуточной.

Сложность

Отчетность также может классифицироваться, исходя из глубины отражаемой информации, ее сложности. В этом случае она подразделяется на первичную и консолидированную. В большинстве случаев, однако, отчетность второго типа отражает сумму по цифрам для тех, что относятся к первой разновидности. В основном деление на два указанных типа характерно для процедур, отражающих бухгалтерские аспекты деятельности предприятия.

Классификация

Рассмотрим основные виды статистической отчетности. В российской практике их два. Есть так называемая типовая статистическая отчетность, а есть специализированная. И та и другая, как правило, предоставляются в ведомства в рамках единой системы. С точки зрения документального фиксирования, все виды статистической отчетности чаще всего выглядят как формы, составляемые по стандартам, которые определены законодательством. Рассмотрим, какими они бывают.

Основные формы

Формы статистической отчетности разрабатываются и издаются в рамках правовых актов двумя ведомствами - Минфином РФ и Госкомстатом. Кроме как таковых образцов документов обычно публикуются и инструкции для их корректного заполнения. Технологически документы могут быть как бумажными, так и электронными. Каковы самые распространенные в российской практике формы, предназначенные для предоставления в органы государственной статистики?

В некоторых случаях имеет значение величина компании. В частности, многие российские фирмы относятся к такой категории, как "малое предприятие". В таком случае руководству организации необходимо направлять в органы статистики информацию, отражающую сведения об основных показателях деятельности.

Соответствующую форму следует заполнять по принципу нарастающего итога. Сдавать ее нужно ежеквартально, до 29 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Основной документ, с помощью которого идет сдача статистической отчетности для МСП, - форма № ПМ (с учетом корректировок в соответствии с Приказом Росстата № 470, который утвержден 29.08.2012 г.).

Обязательно ли сдавать отчетность?

Взаимодействие бизнеса и Росстата характеризуется одной интересной особенностью. Дело в том, что государственная статистическая отчетность обязательна не для всех предприятий. Как правило, ведомство производит выборку отдельных направлений, исходя из установленных критериев, которые утверждаются ежегодно. Вместе с тем предоставление сведений в Росстат обязательно, если запрос из ведомства поступит. О механизмах ответственности касательно данной процедуры расскажем чуть позже.

Какие еще есть формы государственной статистической отчетности? В числе таковых можно отметить документ № П-1. В нем отражаются сведения о производстве, а также об отгрузке товаров или услуг. Сдают ее, главным образом, организации, среднесписочная численность сотрудников которых за год - более 15 человек. Показатели статистической отчетности по этой форме отражаются за месяц.

Другой распространенный документ - № П-3. Он включает сведения о финансовом состоянии фирмы. Так же как и в случае с предыдущей формой, заполнение статистической отчетности подразумевает включение месячных показателей, однако с нарастающим итогом.

Еще одна распространенная форма - № П-4. В ней фиксируются сведения о персонале и о зарплате. Информация отражается ежеквартально с нарастающим итогом.

Форм может быть много

Существуют также различного рода универсальные формы отчетности для малых предприятий, в которых должны отражаться показатели их производственной активности. В некоторых случаях издаются бланки не только федерального формата, но и под муниципальные стандарты. Обычно это происходит, когда стоит задача провести научное исследование на тему развития бизнеса или проанализировать положение дел в какой-либо отрасли.

Росстат, как отмечают аналитики, довольно часто издает новые формы статистической отчетности. Известно, что, например, в соответствии с одной из госпрограмм, формы отчетности, используемые в России, должны быть приведены в соответствие с международными статистическими стандартами. Не исключено, что переход к таковым осуществится в скором времени. Бизнесменам важно не упустить этот момент.

Поэтому компаниям, попавшим в выборку, следует перед заполнением документов убеждаться в том, что их структура актуальна. Полезно знать, что все типы бланков, о которых идет речь, именуются формами статистической отчетности. Именно так следует вписывать поисковой запрос в интернете или в каталоге справочно-правовой системы с тем, чтобы скачать свежие версии документов.

А если не сдать отчетность?

Тот факт, что Росстат требует отчетность не со всех организаций, а только по выборке, не означает, что предоставление информации подобного рода - какая-то формальность или действие, не обязательное к выполнению. Есть отдельный закон, определяющий ответственность компаний за своевременное предоставление запрашиваемых ведомством сведений.

Статистическая отчетность организации - процедура обязательная. Если фирма откажется предоставлять в Росстат информацию, то получит законное взыскание административного характера. Таковым может быть штраф или же предупреждение.

Важный критерий для такой процедуры, как статистическая отчетность, - сроки. Если фирма передала информацию в Росстат, опоздав относительно расчетной даты более, чем на сутки, это может быть расценено как непредоставление соответствующих форм. Результат - тот же штраф или предупреждение.

Правдивость данных

Также важно знать, что статистическая отчетность предприятия должна отражать достоверные сведения. Недопустимо искажать информацию. Система статистической отчетности на предприятии должна быть выстроена так, чтобы данные, предоставляемые в официальные ведомства, проходили строгую проверку на предмет достоверности.

Одним из условий проверки сведений, которые направляются в Росстат, является обязательство (предусмотренное соответствующими нормами закона) передавать госструктурам наряду с типовыми формами и учредительные документы. Сведения оттуда используются для присвоения особого рода кодов и включения информации о компании в единый реестр предприятий, подконтрольный ведомству.

Если фирма реорганизована или же ликвидирована, но требование по предоставлению отчетности имеется, в Росстат необходимо представить документы за тот период, пока компания работала в прежнем статусе. Кроме того, ведомство может запросить нормативные акты, отражающие факт реорганизации или ликвидации с тем, чтобы внести корректировки в единый реестр.

Зачем Росстату отчетность?

Собственно говоря, с какой целью Росстат собирает статистику с предприятий? Для чего эта информация нужна государству?

Основная задача ведомства - отслеживать динамику развития экономики, темпов промышленного производства и оказания услуг. Давать оценку тому, как развиваются отдельные города и регионы, изучать зависимости успешности бизнеса от форм собственности предприятий по различным отраслям, сопоставлять эффективность работы государственных и частных компаний.

В числе самых востребованных типов консолидированной информации, которую собирает Росстат, - средняя зарплата (исчисленная). Ее некоторые эксперты называют одним из макроэкономических показателей. Некоторые аналитики считают, что сведения, собираемые ведомством с помощью статистических отчетов от предприятий, являются одним из инструментов подсчета ВВП России и иных значимых индикаторов развития экономики страны.

Новое на сайте

>

Самое популярное