Домой ОТП банк Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита: структура, применение и отражение в законодательстве.

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Контрольная работа

Вариант 5

Выполнила:

гр. ЭК нз –

Методические указания для студентов направления подготовки «Экономика» профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения

2017 Вариант 5

    Международные стандарты аудита.

    Аудит финансовых вложений.

    Задача. Имеются четыре группы данных, доказывающих правильность учетных показателей:

    инвентаризационные описи об объемах незавершенного производства, полученные при фактическом осмотре;

    журналы-ордера и первичные документы по счету 20;

    журналы-ордера и первичные документы по счету 40;

    доказательство точности учета запасов, полученное в результате проводимой в фирме инвентаризации, на которой присутствовал аудитор.

Определить степень надежности каждых приведенных аудиторских доказательств (четырех групп данных).

    1. Международные стандарты аудита.

Международные стандарты аудита (МСА) (англ.International Standards on Auditing (ISA) ) - международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.

Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

Разделы, излагающие суть стандарта;

Приложение (для некоторых стандартов).

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):

    принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);

    используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);

    воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.

Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).

КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита(МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (#"justify">Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.

После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;

Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;

Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;

Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.

Аудит в соответствии с международными стандартами аудита

Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.

Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.

Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.

Таблица 1

Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г .

Наименование документов

Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ

1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг"

2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н

39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).

В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.

В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.

Контроль качества аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:

Перечень аудиторских услуг;

Вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;

Особенности аудита малых экономических субъектов;

Внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;

Другие аспекты аудиторской деятельности.

Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации .

Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита .

Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:

- оценка "1" - ;

- оценка "2" - ;

- оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.

Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.

В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться . По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.

Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.

Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.

Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Вид заключения

Критерии

Существенные нарушения не выявлены

1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований.

3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выявлены существенные неустранимые нарушения

1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов.

2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.

Таблица 3

Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности

Вид заключения

Критерии

Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки

Существенные нарушения не выявлены

2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг

Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы

Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности

Выявлены существенные устранимые нарушения

1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял).

2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности.

4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг

Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы

По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.

С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.

Для нормальной жизни в любом обществе, деловой среде и в большой экономике нужны общие правила ведения деятельности. Это позволяет не тратить время на изобретение «своего велосипеда», а сосредоточиться на развитии. Во внутреннем аудите такими правилами являются Международные профессиональных стандарты внутреннего аудита (МПСВА, далее - Стандарты)*.

Стандарты начали разрабатываться Международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA ) в сороковых годах прошлого века. В них изложены основные правила организации функции «внутренний аудит» и методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества работы внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор», утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году (приказ Министерства труда РФ от 24.06.2015 № 398н), в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики (МОПП). МОПП на сегодняшний день состоят из 7 структурных частей, собственно «Стандарты» – это только одна, но ключевая часть МОПП. В других частях МОПП изложены миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и т.н. дополнительные руководства. Хочется обратить особое внимание на Руководства по применению Стандартов. Это гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты – он занимает почти 200 страниц. Скажем так, что под каждый стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно этот Стандарт перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый стандарт – это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф, а Руководство по применению – это толкование стандарта, которое занимает уже 1-2 страницы текста, иногда больше.

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

    Определение внутреннего аудита

    Кодекс этики

    Стандарты

      Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)

      Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»).

    Очень важный раздел Стандартов – это Глоссарий . Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее, международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях. Институт внутренних аудиторов сейчас участвует в проекте (в рамках деятельности Экспертного совета Открытого правительства) по разработке единого глоссария для сферы внутреннего аудита и контроля. Существует много терминов, которые нельзя кратким образом перевести на русский язык, они требуют дополнительных пояснений. Мы ищем для них аналоги, подбираем как можно более точные определения и формулировки. Возьмем, например, слово «стандарт». Даже оно воспринимается по-разному. В нашей хозяйственной практике «стандарт» представляется объемным документом, утвержденным приказом Росстандарта, в котором всё изложено предельно детально. В той же концепции, которая реализована в МОПП, другое представление: «стандарт» – это тезисы – короткие формулировки требований к тому или иному элементу деятельности. С дополнительными разъяснениями в других документах.

    Изменение Стандартов

    Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

    IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам (The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

    Условно, можно назвать 3 драйвера изменений . Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

    Во-вторых, это кризисные ситуации, связанные с громкими корпоративными скандалами или лопанием «пузырей» на финансовых рынках, когда задаются вопросы, а всё ли правильно делали внутренние аудиторы, чтобы помочь избежать этих негативных событий и насколько их действия отвечали интересам заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

    В-третьих, сбор предложений «снизу». Когда внутренние аудиторы в ходе своей работы сталкиваются с какими-либо сложностями, в том числе недопониманием со стороны пользователей результатов внутреннего аудита – советов директоров, высшего исполнительного руководства компаний. Иногда мы обнаруживаем, что приходится давать много разъяснений по некоторым позициям. Тогда мы сообщаем в IIA , что то-то и то-то нечетко изложено, дано не лучшее объяснение. И нужно либо поменять формулировки, либо выпустить дополнительные разъяснения.

    Стандарты в российских компаниях

    В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

    Законодательство

    Стандарты ни в одной из стран не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения. Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки»: утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA . Например, ИНТОСАИ, КОСО, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

    Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

    Также и Счетная Палата РФ:

    Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

    Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

    Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

    Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

    Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

    Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

    Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

    Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

    В отношении частных организаций с корпоративным устройством есть позиция в законе о Банке России о том, что он является законодателем и имеет право определять нормы корпоративного устройства в публичных акционерных обществах (ст. 4, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). При Банке России действует экспертный совет** по корпоративному управлению, который возглавляет первый заместитель Председателя Банка России. Алексей Сонин, директор Института внутренних аудиторов, входит в его состав. Есть нормативная база – постановление Правительства и решение Совета директоров Банка России о том, что нужно внедрять кодекс корпоративного управления в гос. компаниях и ПАО – а они занимают больше 90% экономики страны. Другие – это различные бюджетные гос. учреждения, для которых правила устанавливает МинФин; у министерства есть соответствующее подразделение, которое занимается внедрением систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях организации контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств. При этом оно руководствуется моделью COSO . Конечно, при этом она интерпретируется в своих, локальных, целях, на основе Стандартов (издаются приказы Минфина, Казначейства, как делать ту или иную процедуру).

    Конечно, нет необходимости делать Стандарты обязательными. Достаточно, чтобы соответствующие документы содержали ссылки или прямо рекомендовали использовать Стандарты. Институт внутренних аудиторов постепенно эту задачу решает: уже есть профессиональный стандарт «Внутренний », утвержденный Министерством труда, Кодекс корпоративного управления, одобренный Правительством, с разделом по управлению рисками и системам внутреннего контроля и отсылкой на Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)). Есть даже модельный закон стран СНГ о внутреннем аудите

    С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

    * Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита. Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

    Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

    ** Экспертный совет по корпоративному управлению создан в целях содействия улучшению практики корпоративного управления в российских компаниях и подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства в области корпоративного управления. Его основными задачами являются создание необходимых предпосылок и условий для повышения качества корпоративного управления в российских компаниях, содействие совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере корпоративного управления, доведение до широкого круга лиц наилучших практик корпоративного управления с целью их внедрения (

    Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита . Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.

    Используя их, существует возможность установки определенных критериев , которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.

    Определение

    На основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу , которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.

    С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.

    В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано .

    Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:

    1. Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
    2. Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
    3. Возможность создания имиджа данной деятельности.
    4. Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
    5. Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
    6. Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.

    Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные разрабатываются на основании международных алгоритмов.

    В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.

    Каким образом осуществляется классификация

    Стандарты аудиторской сферы представляют собой документы , в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.

    В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра .

    Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.

    Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов . Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:

    1. Введение.
    2. Обязанности.
    3. Планирование.
    4. Обеспечение внутреннего контроля.
    5. Доказательства аудиторского характера.
    6. Применение «третьими лицами».
    7. Выводы и заключения.
    8. Специализированные области.
    9. Услуги сопутствующего типа.

    К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.

    К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.

    Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта . Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.

    К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.

    К специальным областям аудита относят два основных стандарта , которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.

    Начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов . В том числе, к ним относят:

    1. Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
    2. Контроль качества при осуществлении процедуры.
    3. Создание документации.
    4. Создание заключительной финансовой отчетности.
    5. Информирование про ключевые вопросы.
    6. Мнение про заключения.

    Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов . Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.

    Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц .

    Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.

    Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.

    Профессиональные внутренние

    В соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида .

    Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.

    Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.

    Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.

    К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации. Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита. Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.

    Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.

    Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.

    Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

Новое на сайте

>

Самое популярное