Домой Кредиты онлайн Актуальные проблемы российской экономики. Проблемы экономики

Актуальные проблемы российской экономики. Проблемы экономики

Эффективная экономическая модель в каждой стране - своя. Главное «условие» успешности - благосостояние граждан. В случае, если страна действительно развивается в положительном направлении, уровень жизни населения только растет, люди стабильно получают зарплату, могут себе позволить приобрести предметы уже не первой необходимости (это безусловно), а «для души», для самого себя.

В российской экономике сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения. Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.

- проблема ветшания инфраструктуры

Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к их повышенному износу, аварийности, ресурсной неэффективности. Доля «ветхого» или аварийного жилья по данным статистики составляет до 14% от всего жилищного фонда Российской Федерации. В отдельных регионах начинает применяться санация жилищного фонда - его улучшение путем утепления, замены инженерного оборудования, столярных изделий. Его достоинство - относительно невысокие затраты и возможность проведения работ без отселения.

Еще одной целью модернизации жилищного фонда является необходимость повышения его комфортности и потребительских свойств. Комфортность жилищ определяется уровнем их благоустройства, который в среднем по регионам Российской Федерации составляет 76%, что существенно ниже, чем в странах с аналогичным экономическим развитием. В полностью или частично неблагоустроенном жилищном фонде проживает 11,7 млн. семей.

Государственное регулирование экономики сегодня наиболее актуально, хотя и не развивается в своем обычном понимании. Государство не принимает участие в формировании экономического рынка напрямую, но при этом помогает некими действиями участникам рынка. На фоне кризиса явно заметна помощь автомобильному строению (АвтоВАЗ), когда были введены повышенные пошлины на иностранные автомобили. Вместе с повышением курса доллара иномарки сильно подорожали, а цены на отечественные автомобили остались на том же уровне. И вроде бы напрямую государство в экономику не вмешивалось (не было запрета на продажу дешевых иномарок, к примеру). Но своими действиями правительство практически уничтожило ряд дешевых иномарок, которые перестали быть сильно доступными для обычного потребителя.

- проблема нефтезависимой экономики

Согласно прогнозу Администрации Энергетической Информации (EIA), нефть, природный газ и уголь останутся основными энергоносителями, которые будет использовать человечество.

Среди шести крупнейших нефтяных компаний в России три находятся под государственным контролем. Другие же компании вынуждены считаться с политикой государства, так как реализуют стратегически важный продукт.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета снизится с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году (http://www.rg.ru/2008/11/12/budjet-anons.html).

Рост ВВП РФ обеспечивается благоприятными ценами на сырьевые ресурсы - газ и нефть. «Идеей фикс» стало увеличение ВВП в два раза за 10 лет (то есть к 2013 году). Вплоть до кризиса идея казалось достижимой, но нынешние цифры говорят о замедлении роста (цены на сырье упали два года назад) - рост валового внутреннего продукта России по итогам 2010г. составит 3,7%, а в 2011г. - 4,2%. (http://top.rbc.ru/finances/18/11/2010/501146.shtml).

К 2020 году потребление нефти увеличится на 40%. В некоторых регионах мира (Африке, Центральной и Южной Америке), роль нефти, как вида топлива, будет возрастать - жители этих регионов до сих пор продолжают использовать дерево для приготовления пищи, и использование нефти будет для них большим прогрессом. Газ не получит широкого распространения в этих регионах, поскольку он требует строительства развитой инфраструктуры.

fin.izvestia.ru/ournews/article1684

- проблема диверсификации экономики (переструктурирование экономической системы, усложнение системы) - развитие малого и среднего бизнеса.

Второй круглый стол по теме «Диверсификация российской экономики» (Дом экономиста, Москва, 10.02.2010) состоялся по инициативе Виктора Бирюкова и при поддержке журнала «Наша власть: дела и лица». Это вопрос о том, насколько структура общества, характер труда позволяют нам завтра ответить на совершенно неизвестные сегодня вызовы. Например, развитое авиастроение дает не только самолеты, но и людей, способных завтра решать научно-технические проблемы сопоставимого уровня.

Что нужно для модернизации и развития: либо прямые государственные инвестиции, прямое натуральное планирование, прямые задания, административные меры, - либо рыночный механизм, но с пресечением возможности получать сверхприбыли на продаже природных ресурсов и финансовых махинациях.

Открытая экономика - это уничтожение исторически возникшего расселения людей. Открытая экономика неминуемо в конечном счете уничтожит наше сельское хозяйство. Для того, чтобы диверсифицировать экономику в части сельского хозяйства, других традиционных отраслях, необходимо их поддерживать, не рассчитывая на рыночную конкуренцию. Поддерживать на уровне не худшем, чем у соседей, это абсолютно безусловная вещь.

Уже давно сама система государственного управления просто сыпется на глазах. Есть признаки колоссальной деградации элементарного аппарата управления . У нас весь самый крупный капитал - а это капитал, оказывающий влияние на принятие решений, - создан благодаря обману, мошенничеству, воровству, разграблению государства, и он боится порядка в государстве. Он не чувствует, что если завтра будет сильное государство, он будет еще сильней. Он думает, что если завтра будет сильное государство, у меня все отберут и ничего не будет; вот ведь проблема. Не потому что собираются отобрать, а потому что у него генезис такой.

Предпринимательская активность

Отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе - кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.

На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:

Гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников- держателей акций, и

Огромное число малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.

Проблема коррупции (злоупотребление служебным положением «не подмажешь, не поедешь») и преград на пути создания инновационных и повседневных продуктов.

Искоренение коррупции - дело благородное. Если «большой» человек будет знать, что в случае неприятной для него ситуации он не сможет откупиться от правосудия, то инцидентов станет гораздо меньше. Перед законом действительно должны быть все равны, это не просто громкие слова. Это обыкновенная прописная истина, которая сегодня, к сожалению, воспринимается больше как шутка.

Бюрократизм (примерно 1 000 000 чиновников в России. Принцип одного окна - только один человек занимается всеми вопросами. Паспортный стол, например.)

Уменьшение бюрократического аппарата, минимального количество справок, необходимых для создания собственного продукта - все это очень важно для любого человека, который решил принести пользу собственному государству, создав предприятия, разработав новую нишу для сбыта собственного товара, показавший всему миру нечто новое, а также создавшему несколько десятков или сотен рабочих мест.

Регистрация прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры, «спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.

Экономика России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные позиции России.

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.

Кислов Д.С. Основные проблемы развития экономики России на современном этапе / Д.С. Кислов, В.А. Мартьянов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 28-30.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕ Н НОМ ЭТАПЕ

Д.С. Кислов, с тудент

В.А. Мартьянов, студент

Санкт-Петербургск ий государственн ый экономическ ий университет

(Россия, г . Санкт-Петербург )

Аннотация . В данной статье рассматриваются экономические проблемы, с котор ы ми в данный момент времени сталкивается Российская Федерация. Выявляются причины образования данных проблем, предлагаются возможные варианты их решения , а нализ и руются положительные и отрицательные стороны. Кроме этого, рассматриваются дальнейшие перспективы развития страны после преодоления описанных авторами пр о блем.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, инфляция, инвестиции, теневая эк о номика, научно-технический прогресс.

С недавнего времени многие эксперты стали выдвигать мнение о том, что экон о мика Ро с сии в скором времен и потерпит очередной кризис, последствия которого могут привести к полнейшему краху эк о номики нашей страны в целом. Все нег а тивные явления в эконом и ке копились в течение нескольких десятилетий. Причина их появлений заключалась в неверной р е акции на изменени е условий производства и требований научно-технического пр о гресса . Государство стало стремиться к экстенсивным способам сдерживания н а чавшегося падения роста производства, что неизбежно повлекло за собой большие затраты на расширение топливно-энергетических отраслей, вовлечение в оборот новых ресурсов с их последующим нерациональным использованием. В р е зультате этого произошёл износ о с новных фондов, что отрицательно сказалось на общей производительности труда, на кач е стве продукции и на экологической ситу а ции.

В настоящий момент можно сказать, что состояние экономики нашей страны оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что предприятия всегда призывают развивать свою, как внутреннюю, так и внешнюю, экономику, Российская Фед е рация на данный момент до сих пор ост а ётся лишь сырьём для Запада. На ныне ш нем этапе развития, для того, чтобы эк о номика не зависела от внешних факторов, рассчитывая только лишь на запасы нефти и газа, необходимо инновационное разв и тие промышленности, использование н о вых технологий , а также активное разв и тие интеллектуальных ресурсов России, ибо на данный момент одной из самых а к туальных проблем является так называ е м ая «утечка умов России» на запад . М н о гие профессионалы своего дела всё ч аще начинают уезжать за границу, аргумент и руя тем, что за границей больше возмо ж ностей для реализации своих идей и зад у мок. России, чтобы выйти на новый ур о вень, необходимо давать людям больше экон о мической свободы. На данном этапе развития лишь круп н ый бизнес может чу в ствовать себя относительно уверенно. Мелкие же и средние предприятия нах о дятся в довольно шатком положении. Это отрицательно сказывается на развитие экономи ки в целом, ибо именно крупный бизнес погл ощ ает большинство покупат е лей и не даёт возможности другим реал и зовать себя. В связи с этим проявляется отсутствие ярко выраженной здоровой конкуренции. Это и является одной из причин отставания промышленности и слабого развития технологий, так как п о добных крупных предприятий у нас не много, а следовать и соперничать не с кем, а потому и нет необходимости изобретать или применять новейшие технологии.

Однако можно отметить положител ь ную тенденцию, заключающуюся в том, что после д нее время государство нацелено на поддержку малого и среднего бизнеса. Стали созд а ваться различные программы по поддержке данных участников проце с са экономики.

Ещё одной проблемой можно выделить тот факт, что прибыль, полученная би з несмена, почти сразу выводится из России. В связи с этим те деньги, которые могли б ы успешно работать на Россию, оказыв а ются вложены в экономику других стран. В конце концов п о добная система просто на просто изживёт себя, а это может пр и вести к самому настоящему кризису. К большому сожалению, даже большинство молодёжи, толком не пожив в России, мечтают уехать в другую страну, потому что так же, как и многие учёные, счит а ют, что здесь нет возможностей для саморе а лизации. Многие россияне обеспокоены ро с том социального неравенства, полной беззащитностью перед государственным а ппаратом. Конечно, всё не так плохо, как кажется, на данный момент проводится антикоррупцио н ная политика, различные проверки и ликвидации. Россия довольно сильная держава, а потому многое спосо б на выдержать.

На данный момент можно выделить два пути решения экономич еских проблем – умере н но-оптимистический и жёсткий. Также в связи с последними событиями и развитием отношений с Европой , экон о мика становится всё более нестабильной. Владимир Путин по д писал указ о запрете или сокращении импорта сельскохозяйс т венной продукции из тех стран, которые ввели антироссийские санкции. Он также поручил правительству РФ составить сп и сок тех сельскохозяйственных продуктов, ввоз которых в этом году будет з а прещён или ограничен. Россия ввела ограничения даже для Румынии, хоть эти действия м о гут быть в ущерб нашей стране и нашей экономике. Эти санкции относятся в о с новном ко ввозу коров и говядины. До этого Москва также огласила запрет на импорт соков и м о лочной продукции из Украины, польских овощей и австрали й ской говядины. Безусловно, запрет ввоза некоторых продуктов может спровоцир о вать инфляцию, что, опять же, нег а тивно повлияет на экономику Российской Фед е рации. Но не стоит отрицать, что санкции также положительно повлияют на Россию, так как станут всё больше развиваться внутрихозяйственные секторы, а это зн а чит, что они в дальнейшем будут рассч и тыва ть только на себя и применять новые инновационные подходы в решении во з никающих экономич е ских проблем.

Какие же ещё проблемы можно выд е лить в разви тии нынешней экономики России? Снижение числа работающих , к о торое обусловлено старение м населения и ве дет к усилению пенсионной нагрузки на экономику страны. Замедление темпов роста экономики также связано с неблаг о приятным инвестиционным климатом в стране. Сам Президент РФ одной из пер е довых задач на ближайшее время выделил улучшение инвестиционного кл и мата и сокращение процедур бюрократии. России нужно создать такую модель эконом и ки, которая могла бы стимулировать развитие, способствовать притоку капиталовлож е ния и провоцировать технологическую модернизацию предприятий. В России уже имеется широкая инфраструктура по д держки модернизации производства. Н а пример, технопарки, технико- внедренческие зоны и другое .

Ещё одна проблемы России – теневая экономика, которая с каждым годом всё больше н а бирает обороты. Под теневой экономикой подразумевается вид экон о мики, при котором существуют и фун к ционируют организации, деятельность к о торых незаконна. По-хорошему, компании, осуществляющие свою деятельность в рамках теневой экономики, д олжны быть полностью искоренены . Специалисты, з а нимающиеся исследованием эк о номики страны в целом, твердят, что теневая эк о номика в России наделена аспектами, в которые входят и криминальная, и фи к тивная, и неформальная экономика. Фи к тивную экономику также можно выделить как отдельную проблему экономики Ро с сии, так как все связи в ней создаются только за счё т корру п ционных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозировать дальнейшее развитие эк о номики России очень сложно и угадать, что ждёт нас дальше, практически нево з можно, ведь ситуация может поменят ь ся буквально за пару месяцев. Сейчас же можно сказать лишь то, что Россия в б у дущем имеет все шансы выйти на н о вый экономический уровень.

Библиографический список

1. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы эконом и ки. – 2015. № 10. – С. 5 — 29.

2. Рейнхарт К. М ., Рогофф К. С. На этот р аз все будет иначе. Восемь сто летий финанс о вого безрас судства. – М.: Альпина паблишер , 2012.

3. Эйхенгрин Б. Зеркальная галерея: Великая депрессия, Великая рецессия, усвоенные и неусвоенные уроки истории. М.: Изд-во Института Гайдара. – 2016.

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY AT

THE PRESENT STAGE

D.S. Kislov , student

V.A. Mart yanov , student

Saint-Petersburg st ate university of economics

(Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article discusses economic challenges at this time faced Russian Federation. The reasons of the formation of these problems, proposes possible solutions, analyzes the pos i tive and negative sides. In addition, discusses the future prospects of the country’s d e velopment after overcoming the described problems.

Keywords: small business, medium business, inflation, investment, shadow economy, scie n tific and technological progress.

Проблемы экономики России

Как мировая экономика и экономика любого государства, экономика России имеет множество проблем, которые мешают дальнейшему развитию народного хозяйства России. Прежде чем подробно остановиться на каждой из этих проблем и поговорить о возможных путях их решения, охарактеризуем общее состояние экономики России и наметим главные ее проблемы.

Почему хромает экономическое развитие России? Почему благосостояние россиян крайне слабо возрастает, за исключением небольшой ее кучки, открытых, полуоткрытых и скрытых «предпринимателей».

Что представляет сегодня из себя российская экономика – это:

1. крайне излишняя сырьевая направленность, которая с одной стороны подавляет развитие всех других отраслей народного хозяйства, а с другой, весьма мало дает пользы большей части граждан России от массовой продажи ресурсов за кордон;

2. достаточно сильная монополизация, способствующая необоснованному росту цен во всех сферах экономики, диктату условий оказания услуг и поставки товаров и, конечно же, инфляции;

3. крайне излишняя централизация экономики, при которой деньги зарабатывают одни, а распределяют и пользуются ими другие, что, разумеется, не способствует заинтересованности в ее развитии в регионах (кроме некоторых);

4. льготное отношение в сравнении с реальным производством к кредитно-банковской сфере в части контроля и налогов;

5. слабое развитие и защищенность расчетно-денежной системы, особенно в бюджетной сфере и сфере обслуживания физических лиц, и на международной арене (лучше создавать топливно-сырьевые запасы, нежели запасы держать в чужих бумажках);

6. постепенный уход государства от необходимых контрольных функций в экономике (качество продукции, единые правила для всех, антимонопольная деятельность и т.п.);

7. не стабильное законодательство в области экономики и смежных с ней сферах;

8. перекладывание финансовых проблем государства на плечи граждан (кап. ремонт, например, вычитать у тех, где кап. ремонт недавно прошел);

9. крайне излишний вывоз денежных средств из России под различными видами;

10. непонятное и разнобокое финансирование рабочих и служащих в государственной сфере, заработные платы, компенсации, премиальные и другие выплаты;

11. слабое развитие и влияние государственного сектора экономики на развитие страны;

12. сильная коррупция, казнокрадство и другие системные истемные правонарушений в области экономики;

13. недопустимое смешивание государственной и коммерческой экономики (это один из путей к развития коррупции);

14. плохая заинтересованность предпринимателей использовать труд молодых специалистов и людей в возрасте, особенно после 50 лет.

15. вымывание денежных средств из реального производства в банковскую, не создающую ни чего (ни продукта, ни реальных услуг, работ) – большой тормоз еще и в повышении уровня производительности труда, кроме всего прочего;

16. необоснованное использование бюджетных средств коммерческими банками и предпринимателями;

17. ограниченная и слабая общая и профессиональная подготовка специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов с высшим образованием, необходим глобальный пересмотр системы общего и специального образования;

18. слабая деятельность государства в улучшении здоровья своих граждан (страховая медицина, детский спорт в школах и секциях, проведение постоянных массовых соревнований по основным видам спорта в рабочих коллективах и т.д.)

19. плохая поддержка государства своих граждан в решении их постоянных проблем, плохое оказании государственных услуг, слабая законодательная и физическая защита граждан;

20. весьма плохой самоконтроль государства над деятельностью (бездеятельностью) своих чиновников даже в части исполнения ими своих прямых обязанностей (руководители различного уровня, суды, прокурорский, санитарный, технический надзор, полиция и т.д.);

21. навязывание правительством и законодателями своим гражданам непонятных (как правило не обдуманных) и не обязательных проблем, например, как изменение времени, платежи за будущий воздух (кап. ремонт в ЖКХ) и другие.

Это перечень лишь основных проблем, мешающих развитию нашей экономики и росту благосостояния наших граждан, которые в дальнейшим будут рассмотрены более подробно с возможными путями решения этих проблем.

Рассмотрение проблем, правда, будет не в той последовательности, как это изложено в данном перечне, а, скорее, по мере их срочности решения с точки зрения автора.

В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно- сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя во многом характер развития страны. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации в современных условиях, и именно поэтому автор считает тему выбранной работы актуальной на сегодняшний день. Также, актуальность выбранной темы состоит в том, что интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России.

Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты12.

Откровенно удручающими оказались цифры по инфляции в России - вместо обещанного затухания темпов роста потребительских цен Росстат отчитался об ускорении инфляции с 6,4% по итогам 2013г. до 6,7% в январе 2014г. Да, это меньше 7,1%, имевших место в первом месяце 2013г. Однако всплеск инфляции в начале 2013г. был обусловлен статистическим эффектом низкой базы - в первом квартале 2012г. в силу политической необходимости накануне президентских выборов Правительством были заморожены тарифы естественных монополий и ЖКХ, а также цены на бензин. Именно по этой причине индекс потребительских цен рос на 4,2- 4,5%. Радоваться росту цен на 6,7% в январе 2014г. поводов меньше - к концу года такими темпами инфляция и вовсе ускорится до 7,5-8%.

Во-первых, этому поспособствует веерное удорожание импортных товаров и услуг в связи с девальвацией рубля.

12 Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33


Во-вторых, произойдет удорожание продукции формально отечественного производства, собираемой на "отверточных производствах" - они состоят из компонентов, узлов, агрегатов, полуфабрикатов иностранного производства, которые автоматически вырастут в цене в связи с падением курса рубля.

В-третьих, в силу высокой степени монополизированности оптово-розничной торговли и ценового произвола перекупщиков высока вероятность злоупотреблений монопольным положением - торговые сети постараются нажиться на девальвация и, как это было в 2008-2009гг., прикрываясь лозунгами о падении курса рубля и росте закупочных цен, станут завышать цены на реализуемые товары, независимо от места производства.

В-четвертых, будет исчерпан статистический эффект высокой базы сопоставлений второй половины 2013г., когда рост цен сжался до 5,5-6% с 7-7,2% в начале года.

Таким образом практически все факторы играют не только против курса рубля, но и против содержимого карманов рядовых россиян – подсадив экономику страны на углеводородную сырьевую иглу, иглу импортных товаров и услуг, а также иглу иностранных кредитов, государство не удосужилось остановить разрушение отечественной наукоёмкой промышленности и возродить производство отечественной продукции инвестиционного и потребительского назначения.

Больше всего вопросов вызывает структура роста цен. Темпы роста цен на товары несколько снизились с 6,9% в январе 2013г. до 5,4% в первом месяце 2014г., на продукты питания - с 8,6 до 6,5%, на непродовольственные товары - с 5,1 до 4,3%. Однако совершенно не понятно, почему ускоренными темпами продолжают дорожать услуги - на 7,8% как в январе 2014г., как и в аналогичном периоде 2013г.

И это при всем при том, что Правительство широким жестом формально заморозило тарифы регулируемых отраслей для промышленных предприятий и ограничило темпы их роста для населения общим темпом роста потребительских цен. По факту мы видим раскручивание маховика инфляции, который позволяет смело говорить о том, что прогноз Минэкономики по инфляции на 2014г. в размере 4,5% будет успешно провален. Даже пересмотренный в сторону повышения прогноз чиновников в размере 4,8% видится недостижимой маниловщиной и благим лозунгом, позволяющий занижать масштабы индексации пенсий и зарплат бюджетникам, а также расходов на науку, образование, экономику, ЖКХ и т.д.

Хуже того, бездумный переход Центробанка России к политике таргетирования инфляции в условиях сжатия профицита счѐта текущих операций (в 2012-2013гг. профицит упал в 2 раза – с $72 до $33 млрд., что стало худшим значением с 2002г.), интенсификации бегства капитала (порядка $63 млрд. в 2013г. и свыше $17 млрд. в одном лишь январе 2014г.), кризисного спада в экономике (прирост ВВП упал в 2,5 раза – с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2014г.), разрушенной отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов (мало того, что фиксируется спад, так ещѐ и объѐмы выпуска в 2-5 раз ниже отметок 1991г.) и критической зависимости от импорта (в целом на 50%, тогда как по медикаментам на все 80%, а по электронике и бытовой технике без малого на 90%) будет провоцировать лишь обесценение рубля и, как следствие, рост цен на импортные товары, а вместе с ними и всплеск инфляции.

С учётом низкой степени насыщенности экономики деньгами (уровень монетизации менее 43%, что в 2 раза ниже, чем во времена СССР и в странах европейской периферии и в 2,5-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах) борьба с немонетарной инфляцией со стороны ЦБ РФ монетарными методами (через повышение процентных ставок, сокращение объѐмов краткосрочного рефинансирования банков, а также сдерживание темпов роста денежной базы и денежной массы) лишь усугубит денежный голод, спровоцирует удорожание кредитных ресурсов и усугубит инвестиционный кризис и спад экономики. Таким образом Центральный Банк России лишь вобьѐт последний гвоздь в крышку гроба отечественной сырьевой экономики полуторных переделов.13

Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International .

Если говорить о конкретных цифрах сегодня, то назвать точные данные ежегодных коррупционных схем, того, что находится в тени, сегодня вам не сможет никто. Однако даже если брать самые примерные данные, величина получается поистине глобальной и весьма красноречиво отвечает на вопрос, почему Россия, обладая газом, нефтью, лесом и прочими природными ресурсами, продолжает оставаться непростительно бедной и отсталой. Итак, если брать очень среднюю цифру, то мы получаем около трехсот миллиардов долларов. То есть, у каждого гражданина, хоть новорожденного, хоть пенсионера, украдено более двух тысяч долларов. А это не просто зарплаты, пенсии или стипендии. Это – дороги, лекарства в больницах, гнилые трубы, из-за которых мы сидим без воды.

Другой же вопрос, почему, невзирая на очевидность глобальности проблемы коррупции, которая стоит во главе пирамиды под условным названием актуальные проблемы современной экономики, власть, в широком понимании этого слова, ведет борьбу с ней настолько вяло, что результат не виден даже при ближайшем рассмотрении, даже если ты очень хочешь увидеть хоть какую-то надежду на то, что нынешняя ситуация рано или поздно изменится.

При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.14

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.15

Малый бизнес является важным звеном в рыночной экономике. На сегодняшний день в России проводится активная политика стимулирования развития малого бизнеса, однако в этой области у нас есть еще очень много проблем. По официальной статистике, в России общее число занятых в малом бизнесе составляет почти 12 млн. чел. - только 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, - по экспертным оценкам, от 30 до 50% реального оборота малого предпринимательства.

Еще одной проблемой в экономике является развитие такого важного сектора как сельское хозяйство. В результате перехода к рыночной экономике макроэкономические сдвиги (высокий уровень инфляции, падение платежеспособного спроса населения на продукцию сельского хозяйства, особенно на продукцию животноводства, снижение доли расходов на сельское хозяйство в бюджете государства, преобразование структуры народного хозяйства в ходе либерализации экономики, вызвавшее диспаритет цен, снижение инвестиционной активности) оказали отрицательное влияние на финансовую систему сельского хозяйства России. Хотя объем продукции сельского хозяйства всех производителей (сельхозорганизации, крестьянские, фермерские хозяйства, население) в январе-марте 2014. в действующих ценах, по предварительной оценке, вырос на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2013г. и составил 350,1 млрд. руб., а в марте этот показатель составил 151,7 млрд. руб. (+4,9%). Этого недостаточно для уверенного и успешного развития сельского хозяйства.

Для России до сих пор остается характерным огромная роль государства в рыночных отношениях и государственного регулирования. На 2013 год доля госсектора в ВВП составляла около 47-50%. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности. Различные инфраструктуры, добыча и экспорт сырья и ресурсов, финансовый и информационный комплексы практически полностью контролируются государственными предприятиями – монополистами, такими как «Роснефть», «РЖД», «Газпром» и другие.

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что для стабильности развития экономики необходимо увеличивать долю малого бизнеса в России. Сегодня большие корпорации распространили свое влияние практически повсеместно и для малого предпринимательства практически не остается свободных "ниш". Соответственно, необходимо уменьшать долю государственного сектора в экономике. Для сравнения: в США доля госсектора составляет примерно 14%, а в России около 50%.16

Таким образом, Россия является открытой экономикой и одновременно слабо интегрирована в мировой рынок. Переориентация торговли России произошла скорее географически, нежели структурно. В российском экспорте по-прежнему доминируют энергетические ресурсы, что делает российскую экономику зависимой от мировых цен на данные товары. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках создает условия для экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде этого явно недостаточно. Экономике необходимо наличие полноценно функционирующих рыночных институтов. Это дает возможность для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечения долгосрочного экономического роста, привлечения инвестиций, а также развития торговли.

При действующей модели экономического развития не только сохраняется высокая уязвимость России к изменению цен на энергоносители, но и, по всей вероятности, ограничивается экономический рост ниже ее потенциала. Страны с высокой зависимостью от сырьевых ресурсов (которая характеризуется высокой долей экспорта сырьевых ресурсов в ВВП или в общем объеме экспорта), как правило, демонстрируют относительно неудовлетворительные результаты в области экономического роста, стабильности, коррупции, развития человеческого капитала и других индикаторов.

Поэтому очевидно, что приоритетная цель экономической политики - стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, и поощрять «инновационную» экономику.

Эта стратегия, по мнению ведущих экономистов, должна включать государственные интервенции для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговые льготы, программы обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Необходимо смещение акцента с классической либеральной экономической задачи, направленной на создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства, в сторону «промышленной» или «региональной» политики, задачей которой, напротив, является создание особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий. Рыночные силы толкают Россию на путь зависимости от сырьевых отраслей, и снижают ее конкурентоспособность на международных рынках, и что для решения этой проблемы требуется государственное вмешательство.

Можно сделать вывод о противоречивости как сегодняшнего экономического курса российского Правительства, так и его внешнеполитической стратегии. Сегодняшнее видение российской «национальной экономической модели» может быть совместимо со стратегией развития экономики, ориентированной на сырьевые отрасли, однако такая модель вряд ли способна обеспечить заметный успех в развитии высоко конкурентной или инновационной экономики в России.

Анализ всего комплекса внутриэкономических и внешнеэкономических условий и перспектив участия России в международном разделении труда свидетельствует о том, что сегодня принципиально важным для нашей страны становится не изменение традиционной топливно-сырьевой специализации и формирование какой- либо новой, наукоемкой специализации. Важна последовательная диверсификация экспорта, сохраняющая достигнутое, но одновременно способствующая преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и материалов и в целом повышению устойчивости и предсказуемости внешнеэкономической деятельности.17

15 А.Петров Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество /27.03.2013
16 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад. – http://www.gks.ru/
17 Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. –№4. с. 3-4

Список литературы

1. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33

2. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zlobnoe.info/problemy-ekonomiki-rossii-2014 , Февраль 2014

3. Перспективы развития экономики России в 2014 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/

4. Петров А. Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество/27.03.2013

5. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.gks.ru/

6. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №4. с. 3-4

Новое на сайте

>

Самое популярное