Домой Проценты по кредитам Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

Демографическая политика в странах мира

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.



В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

«Демографическая ситуация в России» - Не может вступить в борьбу за мировое лидерство. Интенсивное снижение рождаемости, особенно в сельской местности. Переход к малодетной семье. Освоение таких богатств при численности в 2,3% от населения мира достаточно сложно. Материнский капитал. Россия в одном ряду с Бразилией, Индонезией и ЮАР. Выводы доклада Национального разведывательного совета США.

«Социальная-демографические проблемы России» - Региональная дифференциация естественного движения. Проблемы бедности в России. Проблемы структуры населения. Путь решения: разработка особых мер социальной политики. Демографические проблемы России. Социальное развитие городов и сельской местности. Социально-демографические проблемы регионов России.

«Демографический кризис» - Угроза 1. Падение трудоспособного населения. Заключение. Миграция: за и против. Катастрофическое падение трудоспособного населения. Меры по снижению смертности. Социально-экономические аспекты демографического кризиса в России. Существует три основных способа преодоления демографического кризиса: Угроза 3: Старение населения и увеличение нагрузки на бюджет.

«Демографическая проблема в мире» - Индекс мирового производства зерна в 1950 - 2000гг. Сравнение развитых и развивающихся стран по среднегодовому приросту населения (А) и плотности населения (Б). Схема демографического перехода. Демографическая проблема в мире. Рост численности населения мира.

«Причины демографического кризиса в России» - Демографический взрыв. Чистый ежегодный прирост-90млн. человек. Уменьшение продолжительности жизни. Демографическая проблема. Рост убийств. Увеличение детской смертности. Демографическая политика. Болезни. Демография- это… Наркомания и алкоголизм. Причины демографического кризиса в России. Войны. Падение рождаемости.

«Численность и воспроизводство населения» - Работаем с картодиаграммами Работаем с таблицами Работаем с текстом учебника Работаем с путеводителем Работаем с электронным учебником Работаем с текстовым редактором Работаем с электронной таблицей. Мы изучаем численность и воспроизводство населения мира. Демография. Этнология. Численность и воспроизводство населения мира.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения . Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачи ваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демогра­фическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения . По­жалуй, наибольшие усилия в этом от ношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок» . Осуществление этой политики уже дало большие результаты.



Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступ­ления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из че­тырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих» . В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, по­являющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь.. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-За падной Азии, по соображениям ре­лигиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропиче ской Африки.

Демографическая политика развитых и развивающихся стран отличается друг от друга, так как перед каждым из этих типов стран стоят разные задачи по регулированию численности и воспроизводства населения.



А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в Китае (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения демографической политики были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»). Политику государственного ограничения рождаемости проводят также Индия, Индонезия, Бангладеш и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны. Таким образом, демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. В 12% стран мира (главным образом в Европе) проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а более чем в 40% стран мира - на ее снижение. Задача естественной стабилизации количества жителей нашей планеты считается одной из глобальных проблем человечества.

………. ежегодно в мире рождается около 140 млн человек. Соот­ветственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «зем­лян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

………. автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России - 35 тыс.).

………. по данным демографической статистики, самой многодет­ной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двой­ни и тройни.

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения . Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку, и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:

· государственную помощь семьям с детьми;

· создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;

· снижение заболеваемости и смертности;

· увеличение продолжительности жизни;

· улучшение качественных характеристик населения;

· регулирование миграционных процессов;

· урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску - достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты - ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики:

экономические меры:

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости

· преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости

административно-правовые меры:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение

· матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

воспитательные и пропагандистские меры:

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

· гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые.

Человек - главная производительная сила общества и одновременно основной потребитель произведенной продукции. Поэтому анализ численности, состава и размещения населения, условий и характера его хозяйственной деятельности - важнейшая часть всякого экономико-географического исследования. Изучение населения обычно начинают с анализа его численности.

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране - загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п. Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в. Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6 млрд человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в б раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на растоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 14% - в Африке, 13,5% - в Америке (Северной и Южной), 0,5% - в Австралии.

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн человек: Китай (1 млрд 237 млн человек), Индия (970 млн. человек), США (268 млн человек), Индонезия (205), Бразилия (160), Россия (147), Пакистан (138), Япония (126), Бангладеш (122), Нигерия (107). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями - приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

· Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

· Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

· Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

· Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);

· Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России -8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км. В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится, и основная доля трудовых ресурсов мира.

Отмеченные особенности размещения населения - результат совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических. Однако влияние большинства из этих факторов не является решающим, и все более ослабевает по мере развития производительных сил. Страны и районы с высоким уровнем развития производительных сил являются центрами притяжения, сосредоточения населения. Так, благодаря высокому уровню развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Западной Европе и в северо-восточной части США (район Рура в ФРГ и Лотарингии во Франции, район Аппалачей и Великих Озер в США). В этих промышленных районах мира плотность населения достигает 1000-1500 человек на 1 кв. км. Районами высокой концентрации рабочей силы являются также страны развитого трудоемкого рассеяния - в Южной и Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.

Новое на сайте

>

Самое популярное