Домой Сбербанк Ухудшение экономической ситуации. Начало экономической реформы

Ухудшение экономической ситуации. Начало экономической реформы

Социально-экономическое развитие СССР в 1983-1991_

В 1989-1990 экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. Старая административная система управления лущилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 и землетрясением в Армении в 1988, вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 более чем вдвое превысил уровень 1985 Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, ещё большее усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки потребителя, призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 сахар, табачные изделия, водку даже в Москве м.б. приобрести только по талонам. Правительство Н. И. Рыжковав 1990г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа" в течение 1991- 1992 Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней". За этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию государственного имущества, отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачёв, ставший в МР 1990 Президентом СССР, в ОК 1990 отверг программу Явлинского и поддержал курс Абалкина-Рыжкова. Ряд современных исследователей, в т.ч. либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ от нее Горбачёва был вызван политическими факторами. Во-первых, программу поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с Горбачёвым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачёв не соглашался.

Увеличение импорта продовольствия в СССР в 1985 г. (по сравнению с 1970 г.)

В ЯН 1991 новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Рыжкова ушло в отставку в ДК 1990) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трёх дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло, и лишь усилило недовольство населения. В АП 1991 правительство Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию. К к.1991 экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно д.б. вызвать тяжёлые социальные последствия.

Потребление основных продуктов питания в СССР в 1950-й1985 гг., на душу населения, кг в год

Обратить внимание

Необходимо показать, что реформы были необходимы, но стратегия их проведения отсутствовала. По мере того как становилось очевидно, что ни административные меры, ни изменения технологии и инвестиционной политики не способны разрешить ситуацию, приходило осознание неизбежности глубокого реформирования экономической системы. Однако властей не решались на реформы в области собственности и ценообразования, боясь неблагоприятных социальных последствий. М.тем старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан. Это привело к распаду экономических связей и поставило страну на грань экономической катастрофы и голода.

- 43.26 Кб

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Экономическая история»

Реферат по курсу «Экономическая история» на тему:

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ К КОНЦУ 1991 ГОДА

Выполнила: студентка группы ФК1-14(с)

Купрещенкова М.Н

Научный руководитель:

Доц. Хайлова Н.Б.

Москва 2011

План

Введение ................. .............................. .............................. .............................. .3

………………………4

2.1Промышленность…………………… …………………………………….6

2.2Сельскохозяйственное производство…………………………………….8

2.3Инвестиционный потенциал……………………………………………...9

2.4 Влияние внешней экономики…………… ……………………………...10

2.5Оптовые цены и тарифы…………………………………………… ……10

2.6Финансы и денежное обращение………………………………………..10

2.7Банковский сектор……………………………………………………….. 11

3.Состояние экономики в конце 1991года ……………………………...12

Заключение ……………………………………… ………………………….16

Список использованных источников и литературы …………………..17

Введение

Для экономики России период 1991 года был достаточно сложным и переломным.

Экономика перетерпела достаточно много негативных тенденций, таких как падение ВВП, увеличение внешнего долга, снижение общего уровня безработицы ив целом падение уровня жизни населения.

Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима.

Поэтому я считаю рассмотрение этой темы достаточно актуально, так как при ее изучении будут освещены основные моменты состояния народного хозяйства страны, и пути выхода из данного состояния, предложенное правительством.

Предметом исследования является российская экономика в 1991 году.

Основными задачами при изучении данной темы являются:

1)рассмотреть состояние экономики бывшего СССР на кануне 1991 года;

2)рассмотреть характеристику хозяйственного комплекса страны в 1991 году;

3)оценить состояние экономики в конце 1991 года.

1.Экономика бывшего СССР накануне 1991 года

Функционировaние нaродного хозяйствa в обстaновке углубляющегося кризисa харaктеризуется тесным переплетением кaк собственно экономических, так и политических факторов.

В целом хозяйственный процесс подчинялся логике начавшегося в 1990 году спада, который в 1991 году приобрел уже некоторую инерционность. И хотя экономический кризис, вызвaнный глубокими социально-экономическими и структурными деформациями, сложившимися ранее в советском обществе, нельзя было преодолеть за год, его конкретные формы, нaправления и темпы развертывания предопределялись политической ситуацией в стране и в отдельных ее регионах, борьбой рaзличных общественных сил за влияние и власть. Можно сказать, что спад и рaстущая вместе с ним социальная напряженность накладывались на противоречия политического процесса, одновременно стaновясь его заложниками.

Важным фактором хозяйственно-политической жизни страны, который вполне оформился к началу 1991 года, стaло практически полное сохранение возможностей центристского курса, основанного на балансировании между противоборствующими консервативными и рaдикально-реформаторскими силами. Политический центр оказался размытым и лишился социальной поддержки. Это делaло неизбежной острую борьбу между противостоящими силами, маятник которой склонялся то в одну, то в другую сторону .

В динaмике экономического развития за период 1976-1990 гг. (и за более длительный период) четко проявляется тенденция снижения темпов роста. Возможности экономического ростa при существующей технологии практически полностью определялись возможностями расширения производства в капиталоемких добывающих отраслях. Все большую часть инвестиций приходилось затрачивать только на поддержaние самой инвестиционной деятельности. Если учесть отсутствие действенных внутренних стимулов в использовaнии нововведений, то указанные тенденции стали причиной затухания технического прогресса в нaродном хозяйстве.

В промышленности, несмотря на неоднократные попытки ускорить производство предметов потребления по сравнению со средствами производства, этого реально добиться не удалось. Развитие двух данных сфер промышленного производствa шло параллельно. Только в 1988-1990 гг. темпы прироста производства предметов потребления заметно опередили темпы роста производства средств производства. Но эта ситуация не была следствием сбалансированного изменения пропорций, а явилась результатом процессов, приведших впоследствии к общему спаду производства.

Темпы роста сельскохозяйственного производствa в периоде 1976-1990 гг. подвергались существенным колебаниям. Но если попытаться проследить динамику его развития, то она имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. На рубеже 1989-1990 гг. и тренд, и реальная динaмика производства сельскохозяйственной продукции перешли через нулевую отметку, и нaчалось абсолютное снижение сельскохозяйственного производства.

На характер развития экономики в 1991 г. существенное влияние оказывали следующие тенденции и фaкторы, действующие с различной интенсивностью в течение года:

Глубочайший кризис финaнсовой системы, обостренный проведением самостоятельной финансовой политики республик в первой половине года и характеризующийся полной потерей контроля государства, с осени 1991 года, над финансово-кредитной и денежно-ценовой политикой, ростом дефицита бюджета и государственного долга, высокими темпами обесценения денег и продолжающейся перекачкой финaнсовых ресурсов бюджета и предприятий в фонд оплаты труда и социальных выплат;

Рaзрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионaми, рaзрушение единого экономического пространства;

Сокращение объемов и изменение структуры внешнеторгового оборотa, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост госудaрственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию и, как следствие, резкое уменьшение импортa;

Сокращение объемов производства в добывающих отрaслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использовaния сырья, топлива и материалов, что усилило несбалансированность во всех отраслях нaродного хозяйства и обусловило резкое падение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности;

Катaстрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов и нарастающей несбалансированности кaпитальных вложений с материально-техническими ресурсами в результате стремительного роста оптовых, договорных цен и последующей их либерализация на строительно-монтажные работы, строительные материалы и оборудование;

Неконтролируемый рост цен в результате их общего административного повышения и значительного расширения практики и сферы действия.

Общая дестабилизация хозяйственных связей сопровождалась катастрофическим ухудшением работы транспорта, объем валовой продукции которого снизился на 8%, а по объему грузооборота - на 8.5%. Проблема транспорта особенно остро стоит в России, на долю которой приходится более трех пятых всего грузооборота. 1

2.Характеристика хозяйственного комплекса страны

2.1Промышленность

Производство продукции топливной промышленности в 1991г. значительно сократилось.

Если в 1990 г. в целом по основным видам топлива добыча снизилась на 2% по сравнению с предыдущим годом, то в 1991 г. производство всех видов топлива в условном исчислении составило лишь 94% от уровня 1990 г. Резко сократилась добыча нефти: если в 1988 г. в России она составляла 569 млн.т., то в 1991 г. ожидается добыча 461 млн.т. Таким образом, всего за 3 года добыча нефти снизилась почти на 20%. При этом падение добычи с каждым годом ускорялось (в 1991 г. по России оно составило 55 млн.т.). Уровень добычи нефти в СНГ и России в 1991 г. соответствует середине 70-х годов. Основными причинами падения добычи нефти являются выработка ряда старых месторождений и отставание с вводом новых производственных мощностей из-за резкого сокращения финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на развитие отрасли.

Внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в России и СНГ в 1991 г. сократилось незначительно из-за резкого снижения их экспорта (экспорт сырой нефти сократился в 2 раза). При уменьшении объема первичной переработки нефти на 3%, выпуск светлых нефтепродуктов снизился на 4-5%, что свидетельствует об ухудшении ее структуры . 2

Несмотря на явно выраженные негативные тенденции, топливно-энергетический баланс России остается активным. Основная часть (более 80%) поставок топливно-энергетических ресурсов из РФ в другие республики и на экспорт приходится на нефть (45%) и природный газ (37%). На уголь приходится 5%* вывоза энергоресурсов, на светлые нефтепродукты - около 7% 3

Основными причинами снижения производства продукции цветной металлургии являются: значительное отставание в развитии сырьевой базы отрасли, сокращение валютных средств для закупки по импорту сырья и материалов, разбалансирование системы заготовки и поставки лома и отходов цветных металлов в стране.

Тяжелое положение складывается в химико-лесном комплексе, в работе предприятий которого сохраняется нестабильность, связанная с разрывом сложившихся хозяйственных связей, ухудшением положения с поставками сырья и материалов, особенно по импорту, а также неудовлетворительным состоянием дел с пуском ранее остановленных производств.

В машиностроительном комплексе объемы выпуска подавляющей части важнейших видов машин и оборудования устойчиво снижаются.

Снизилось производство многих видов непродовольственных товаров народного потребления, в том числе телевизоров, швейных машин, холодильников, мотоциклов, велосипедов, радиоприемных устройств, видеомагнитофонов, электроутюгов. Еще более обострился дефицит по многим товарам повседневного спроса.

Ситуация, складывающаяся в пищевой промышленности, отражает тяжелое положение в сельском хозяйстве и нарушение товарно-денежного обмена между городом и деревней.

На транспорте нарастает неустойчивость перевозок, сокращается их объем. Это вызвано значительным выводом из эксплуатации изношенного подвижного состава без соответствующего его пополнения вследствие сокращения поставок, в том числе и по импорту, железнодорожных вагонов, морских и воздушных судов, также запасных частей к ним для технического обслуживания и ремонта.

2.2Сельскохозяйственное производство

В 1991 г. заметно снизилось по сравнению с 1990 г. производство сельскохозяйственной продукции, и в еще большей степени упал объем государственных закупок. Несмотря на это, ожидаемая прибыль колхозов и совхозов Российской Федерации должна составить в 1991 г. 32.9 млрд. рублей, что на 11% больше, чем в 1990 г.

Описание работы

Для экономики России период 1991 года был достаточно сложным и переломным.
Экономика перетерпела достаточно много негативных тенденций, таких как падение ВВП, увеличение внешнего долга, снижение общего уровня безработицы ив целом падение уровня жизни населения.
Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела – она была жизненно необходима.
Поэтому я считаю рассмотрение этой темы достаточно актуально, так как при ее изучении будут освещены основные моменты состояния народного хозяйства страны, и пути выхода из данного состояния, предложенное правительством.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1.Экономика бывшего СССР накануне 1991 года………………………4
2.Характеристика хозяйственного комплекса страны............................6
2.1Промышленность………………………………………………………….6
2.2Сельскохозяйственное производство…………………………………….8
2.3Инвестиционный потенциал……………………………………………...9
2.4 Влияние внешней экономики…………………………………………...10
2.5Оптовые цены и тарифы…………………………………………………10
2.6Финансы и денежное обращение………………………………………..10
2.7Банковский сектор………………………………………………………..11
3.Состояние экономики в конце 1991года ……………………………...12
Заключение………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы………

Вопросы для повторения

1. Расскажите об основных принципах экономической реформы 1965 года и развитии хозяйственного расчета в 1960-1970 годах.

2. Как проходила экономическая реформа в сельском хозяйстве?

3. Чем обусловлен процесс отхода от принципов экономической реформы?

4. Расскажите о проявлениях теневой экономики в 1970-1980-х годах.

5. Какие изменения происходили в составе трудовых ресурсов страны в 1970-1980-х годах?

6. Как осуществлялся на практике лозунг «Нефть любой ценой» в 1960-1980-х годах?

7. Как были использованы нефтедоллары в экономике СССР?

8. Расскажите о выполнении Продовольственной программы, Программы мелиорации и переброски части стока сибирских рек.

9. Что вы знаете о начале «перестройки» в СССР? Какие иллюзии существовали в этот период в обществе?

10. Что означал курс на «ускорение социально-экономического развития страны»?

11. Как проходила экономическая «перестройка» СССР?

12. Что вы можете рассказать о военных расходах СССР в конце 1980 - начале 1990-х годов?

13. Что вы знаете о положении в сельском хозяйстве в конце 1980 - начале 1990-х годов?

14. Как происходило ослабление экономического и политического единства Советского Союза?

15. Расскажите об экономической обстановке в СССР в 1990-1991 годах и денежной реформе 1991 года.

16. Каковы экономические причины распада СССР?

ГЛАВА 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв.

Осенью 1991 года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая.

Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня - всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.



В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б.Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий .

В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политикой и т.д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа, ожидавшего от государства быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, т.е. Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Этот вариант в любом случае делал политиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Такие шаги сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.

Президент Б. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство . В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого, Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.

Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли вразрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.


В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

распада Союза Россия из составной федеративной

части союзного государства превратилась в

самостоятельную федерацию. Она объявила себя

правопреемницей СССР и унаследовала всю союзную

собственность, расположенную на ее территории,

включая остатки золотого запаса. Россия лишилась

прямого выхода к мировым путям на Западе и на Юге;

прекратилась инвестиционная деятельность, прервались

кооперационные связи в рамках СССР и СЭВ;

произошло падение производства, сокращение объемов

товарооборота и ухудшение его структуры. Главной

задачей либерально-приватизационного курса реформ,

проводимого вице-премьером российского

правительства Е.Т. Гайдаром, являлось тотальное

разрушение монополии государства на хозяйственную

деятельность. С этой целью предполагалось

проведение следующих мер: свободное

ценообразование (в целях ликвидации товарного

дефицита); либерализация торговли; массовая

приватизацию жилья, госпредприятий. Курс реформ

предполагал первоначальную либерализацию цен, затем

переход к приватизации, осуществление жесткой

финансово-кредитной системы. Результаты реформ

оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в

России был введен рынок, либерализована торговля,

ликвидирован товарный дефицит. Российская

приватизация выполнила задачу демонтажа механизма

централизованного управления экономикой. С другой

стороны, продолжился спад промышленного

производства (он составил 35%). В 1990-1993 гг. при

увеличении номинальных доходов населения их

реальный уровень также снизился. Центральным

положением реформы явились новые цены, которые

выросли в 100-150 раз. Высокая инфляция привела к

падению курса рубля, сделала невозможной

финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса

приватизации (продажи акционированных предприятий)

произошло перераспределение собственности, в итоге

значительная часть бывшего национального достояния

сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения

1993-1994 гг. В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар ушел в

отставку с поста и.о. премьер-министра. Новым главой

правительства был избран В.С. Черномырдин (бывший

руководитель нефтяной и газовой промышленности

СССР). Новым правительством при сохранении общего

направления движения в сторону рынка ставка была

сделана на поддержку государственных (в т.ч.

убыточных) предприятий. Особое внимание было

уделено топливно-энергетическому и оборонному

комплексам. Протекционизм являлся главной чертой

политики Черномырдина. К концу 1993 г. было

приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Выросло

количество частных банков (2000) и бирж (303). В

сельском хозяйстве на долю предприятий с

государственной формой собственности приходилось не

более 15% земельных угодий (24000 колхозов).

Продолжился спад производства: в промышленности он

составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по

сравнению с 1992 г. Прекратили свою деятельность 14

тыс. фермерских хозяйств.

1995-1997 гг. В рассматриваемый период

правительство В.С. Черномырдина сосредоточило свои

усилия на стабилизации уровня жизни населения,

поощрении предпринимательской деятельности граждан,

целевой поддержке наименее защищенных слоев

населения, привлечении иностранных инвестиций.

Приоритетной задачей была провозглашена жесткая

финансовая политика. Произошло дальнейшее

свертывание промышленности и сельского хозяйства,

главной причиной которого является убыточность

предприятий в мировых ценах, их

неконкурентноспособность на мировом рынке.

Производительность труда в экономике в 1990 г.

составляла 19,4%, в 1995 г. - 13,5%; рост

промышленности: в 1990 г. - 24,3%, в 1995 г. - 16,2%.;

рост сельского хозяйства: в 1990 г. - 20,7%, в 1995 г. -

14,8%. Сократились ассигнования на науку и

образование с 2% до 0,32%. На фоне углубляющегося

экономического кризиса произошло дальнейшее падение

жизненного уровня населения. В марте 1997 г. президент

отправил в отставку правительство, оставив на посту

председателя В.С. Черномырдин (его первыми

заместителями были назначены А.Б. Чубайс; который

стал одновременно министром финансов; и Б.Е.

Немцов). В качестве основных направлений

деятельности нового правительственного кабинета были

названы: реформы правительственного аппарата,

реформирование естественных монополий, пенсионная и

коммунальная реформы. К весне сложная ситуация в

сфере финансов, которая привела к принятию закона о

секвестрировании расходов федерального бюджета

России, который предусматривал сокращение

государственных трат на 108 трлн. руб. (в том числе

снижение на 30% затрат на оборонную промышленность,

сферу культуры и образования). В это же время

произошло ухудшение конъюнктуры мирового рынка:

падение цен на сырье (начало 1998 г.): 30% - на металл и

в два раза - на нефть. Последовал обвал ГКО и других

российских фондов ценных бумаг (снижение котировок

РАО “ЕЭС” и “ЛУКОЙЛ”), наметился рост социальной

напряженности в обществе (“рельсовая война”

шахтеров, демонстрации протеста работников

образования, науки, высшей школы весной 1998 г.). В

марте 1998 г. разразился очередной правительственный

кризис, за которым последовала отставка В.С.

Черномырдина с поста премьер-министра.

Государственная дума утвердила нового главу

Последовало заявление нового правительства об

ужесточении бюджетной политики. МВФ выделил 670 млн.

долларов очередного кредита, затем начались

переговоров о предоставлении России

стабилизационного кредита (в размере 10-15 млрд.

долларов) для недопущения девальвации рубля.

Главным условием выдачи России нового кредита от

Мирового банка на 1998 г. явилось требование

дробления естественных монополий. Правительство

Кириенко приняло антикризисную (стабилизационную)

программу. Началась разработка плана продажи

российских энергосистем в частные руки с денежных

аукционов, плана национализации “Газэкспорта” и

направления финансовых потоков от экспорта газа

напрямую (минуя “Газпром”) в бюджет (т.е. попытка

введения госмонополии на экспорт газа). В августе 1998

г. последовал очередной социально-экономический

кризис. Премьер-министр С.В. Кириенко выступил с

по обязательствам государства и моратории на выплату

С.В. Кириенко было отправлено в отставку.

Последствиями кризиса явилась высокая инфляция –

60%, снижение реальных доходов граждан примерно на

треть, рост цен. ВВП в августе уменьшился на 8,2% по

сравнению с 1997 г., импорт - в 6-7 раз и отсюда

произошло резкое сокращение таможенных пошлин как

традиционного источника доходов в казну. Наступил крах

рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы

правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными

принципами политики нового состава правительства

стали: борьба против криминализации в сфере

экономики, введение более жесткого государственного

регулирования рынка (в том числе с привлечением

правоохранительных органов), по возможности

ограничение эмиссии в размерах, не допускающих

гиперинфляцию. В правительстве произошло усиление

роли твердых государственников (Е. Примакова, Ю.

Маслюкова (первого вице-премьера, председателя

Мингоскомимущества; В. Геращенко (председателя

Центробанка). Последовало административное

регулирование валютного рынка под руководством

Центробанка РФ, была введена госмонополия на

внутреннего и внешнего долга РФ в 1998 г. составил

158,8 млрд. долларов (из которых внешний – 143 млрд.

долл.). Правительство предпринимало попытки добиться

реструктуризации долгов по ГКО и новых западных

кредитов, не допустить ареста зарубежных активов

российских банков. При этом мировое финансовое

сообщество пытается навязать России ряд решений,

выгодных Западу (требование повысить НДС, сохранить

высокие пошлины для российских экспортеров, изменить

бюджетное соотношение “центр-регионы”, затормозить

экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза

увеличить первичный профицит бюджета, т.е. еще

сильней урезать социальную сферу). На этом фоне

развернулась борьба в верхних эшелонах власти по

проблемам выхода из кризиса, а в начале 1999 г. В мае

1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено

в отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В.

Степашин.

Общественно-политическая обстановка в России.

Демократизация политического процесса, начавшаяся в

период перестройки, привела к утверждению принципа

разделения властей в политической системе Российского

государства. Противостояние двух ветвей власти

вызвало в стране глубокий политический кризис. В этой

ситуации Президент защищал позиции радикальных

демократов и их курса реформ. На Всероссийском

высказалось за доверие Президенту. Неудачи

экономических реформ курса Президента

активизировали оппозицию, что привело в конечном

итоге осенью 1993 г. к открытому противостоянию двух

котором объявил о роспуске Съезда народных

депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре

выборов в новые органы государственной власти и

референдуме о новой Конституции.

законодательный орган России - двухпалатное

Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет

Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы

проходили по избирательным округам и по партийным

представители КП РСФСР (лидер - Г.А. Зюганов). 12

декабря 1993 г. была принята новая Конституция России.

Российская Федерация (Россия) провозглашалась

президентской республикой. Система Советов на местах

ликвидировалась, их функции переходили к

представителям Президента. Новым органом

законодательной власти объявлялось двухпалатное

Федеральное Собрание. Конституция существенно

упрочила позиции Президента. Он становился

одновременно и главой государства и главой

правительства. Президент сосредоточил в своих руках

всю полноту исполнительной власти и наделялся

существенными законодательными полномочиями

(включая право роспуска Государственной Думы в

случае троекратного отклонения ею кандидатуры

Государственную Думу из 43 избирательных блоков и

объединений 5%-ный барьер преодолели 4 из них -

КПРФ, ЛДПР, “Яблоко”, проправительственная фракция

“Наш дом - Россия” (не прошли 5%-ного барьера

фракция “Женщины России”, “Выбор России” и др.).

Относительное большинство в Госдуме составили

России в 1995 г. было зарегистрировано 60 политических

партий. При этом они представляли широкий спектр

общественно-политических сил, одно из ведущих мест в

котором занял радикализм. Среди радикальных партий

специалисты выделяют праворадикальные

(националистические, монархические, патриотические,

как, например, ЛДПР); леворадикальные (одна из них -

КПРФ - самая крупная партия России - 1.550 тыс. чел.);

демократические радикалы (Демократический союз;

движение, затем партия “Демократический выбор России

и т.д.). Чрезвычайно важное значение для России имеет

ее национальная политика. Начиная с конца 80-х гг.,

активизировался националистический радикализм.

Возникли конфликты на этнической почве. В автономиях

ширилось движение за государственную независимость и

выход из состава Российской Федерации. Это выдвинуло

перед руководством РФ в качестве приоритетной задачу

сохранения российской государственности на основе

федерализма, децентрализации управления. В 1991 г.

автономные республики в составе РСФСР заявили о

своем суверенитете, автономные области объявили

себя суверенными республиками. Татарстан,

Башкортостан, Саха (Якутия) направляли свои усилия на

выход из состава РФ. Руководство Чеченской

Республики объявило о разрыве связей с

федеральными властями и взяло курс на вооруженное

противостояние с центром во имя достижения

независимости. В целях сохранения государственности в

марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный

договор, где оговаривались полномочия субъектов

федерации и обозначались границы между ними. В 1994

г. на особых условиях к договору присоединился

Татарстан. После распада СССР самой “горячей точкой”

в РФ стал Северный Кавказ. В декабре 1994 г. с целью

“восстановления конституционного порядка” в Чечне

сюда были введены федеральные войска, что привело к

кровопролитной двухлетней войне с чеченским народом,

которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. В

октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута

договоренность о проведении в Чечне президентских

выборов и об откладывании на пять лет вопроса о

1997 г. был подписан Договор о мире и принципах

взаимоотношений между Российской Федерацией и

Чеченской Республикой Ичкерия. После окончания войны

Россия столкнулась с проблемой терроризма на

Северном Кавказе.

Итоги. С крахом СССР и коммунистического режима в

Российской Федерации начался новый этап

модернизации. Реформы, проводимые в РФ в 1992-1997

гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей

административной системы и переходу к экономическим

методам регулирования. Россия вступила на путь

интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью

частная собственность. Либерализация хозяйственной

деятельности, цен и внешней торговли способствовали

активизации потребительского рынка. Удалось

обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране

оставалась сложной. Продолжившийся спад

производства вызвал обострение социальных проблем,

усиление расслоения общества на богатых и бедных.

Читайте также:
  1. Бывают ситуации, когда человек обращается к старцам, а потом обращаются к духовникам, и те говорят нечто противоположное сказанному старцем… Как быть в этом случае?
  2. В данной ситуации включение ГВ любым способом – категорически запрещено!
  3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРСОНАЛАДОМА РЕБЕНКАС МЛАДЕНЦАМИ В СИТУАЦИИ КОРМЛЕНИЯ
  4. Возможные аварийные ситуации и предотвращение ущерба окружающей среде
  5. Возможные аварийные ситуации и предотвращение ущерба окружающей среде 125

В 1989 - 1990 гг. экономическая ситуация в стане быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не могла быть создана из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясением в Армении в 1988 г. вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 г. более чем вдвое превысил уровень 1985 г. Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу , еще больше усиливавшему дефицит . На местах вводились карточки потребителя , призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 г. сахар, табачные изделия, водку даже в Москве можно было приобрести только по талонам. Правительство Н. И. Рыжкова в 1990 г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа в течение 1991 - 1992 гг. Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 г. Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней" . За этот срок предлагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию , отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачев, ставший в марте 1990 г. Президентом СССР, в октябре 1990 г. отверг программу Г. Я. Явлинского и поддержал курс Абалкина - Рыжкова. Ряд современных исследователей, в том числе либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ М. С. Горбачева от этой программы был вызван политическими факторами. Во-первых, программу "500 дней" поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с М. С. Горбачевым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что М. С. Горбачев не соглашался. В январе 1991 г. новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Н. И. Рыжкова ушло в отставку в декабре 1990 г.) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр. Обмен на купюры нового образца проводился в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло и лишь усилило недовольство населения. В апреле 1991 г. правительство В. С. Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т. д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию . К концу 1991 г. экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно должны были вызвать тяжелые социальные последствия.

Новое на сайте

>

Самое популярное