Домой Кредит на бизнес Проблемы внешней миграции в дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы

Проблемы внешней миграции в дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы

Недавно принятая концепция демографической политики предполагает, что на Дальний Восток в ближайшие несколько лет приедет на 250 тысяч человек больше, чем уедет. Официальная статистика за 2015-2016 годы и первые месяцы 2017-го, впрочем, по-прежнему безжалостна. Несмотря на заверения властей о том, что инвестиции на Дальний Восток идут, люди, как выяснило EastRussia, отсюда все так же уезжают.

Фото: Lorna Roberts / shutterstock.com

НЕ ТОЛЬКО НА УДЕРЖАНИЕ

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

Еще одна впечатляющая цифра - к 2025 году требуется обеспечить кадрами как минимум 100 тысяч новых рабочих мест, которые должны создать инвесторы. "Здесь мы рассчитываем на внутреннюю миграцию из других регионов России, а также какая-то часть будет привлечена за счет соотечественников, которые проживают за рубежом. Программа по переселению соотечественников поможет им снизить издержки в связи с переездом. Это важный инструмент",- пояснил на днях замглавы Минвостокразвития Сергей Качаев.

Не касаясь инструментов, предлагаемых для привлечения 250 тысяч "новых дальневосточников" (о них пусть рассуждают специалисты-демографы), EastRussia попыталось оценить, а что же сейчас происходит в плане миграции с дальневосточниками "старыми".

Задача не выглядела простой, поскольку единой оперативной статистики о миграции по субъектам ДФО в общедоступной системе Росстата нет. Территориальных органов статистики на Дальнем Востоке шесть: Хабаровскстат (ведет отчетность по четырем субъектам - Хабаровскому краю, ЕАО, Магаданской области и Чукотке), Сахастат , Амурстат , Камстат , Примстат и Сахалинстат . Хабаровскстат отвечает за публикацию данных по ДФО, но самые свежие из них по демографии - за 2015 год. Изучение официальных сайтов ТУ Росстата показывает, что к выкладке оперативных данных по разделу "Население" они подходят крайне творчески: в отдельных регионах самые свежие данные - это цифры за январь-март 2017 года, в других - за январь-апрель, в третьих - за январь-май.

Тем не менее, общая картина вполне ясна.

Это статистика, ничего личного.

БЕГУЩИЕ В 2016-М

Для начала - буквально одна цифра о том, что произошло с населением Дальнего Востока в 2015 году: том самом, в котором только начиналась реализация новых законов, призванных стимулировать приток инвестиций. Ни о каких реализованных в рамках территорий опережающего развития (ТОР) проектах тогда, разумеется, и говорить не приходилось - ТОР существовали лишь на бумаге. Новые рабочие места если и создавались, то не благодаря поправкам в законодательство. И люди с Дальнего Востока если и уезжали, то уж никак не из-за провала политики, реализуемой Минвостокразвития.

Итак, население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека. Не важно, по причинам естественной убыли или миграционной. Просто запомним.

В 2016 году начался ввод в эксплуатацию новых предприятий. Риторика о том, что скоро на Дальнем Востоке жить станет хорошо, сменилась практикой. И с этой точки зрения уже интересно проанализировать миграционное поведение населения девяти конкретных субъектов ДФО. Подчеркнем, приведенные ниже выкладки, рассчитанные на основе данных ТУ Росстата,- это не данные, характеризующие динамику численности населения в целом, это - только о миграции.


Прибыло Выбыло Миграционный прирост / убыль Между этим и другими регионами России Обмен населения со странами СНГ
Республика Саха (Якутия) 36715 40868 -4153 Нет данных Нет данных
Амурская область 28761 32031 -3270 -3380 922
Приморский край 77058 80267 -3209 Нет данных Нет данных
Камчатский край 12561 14366 -1805 Нет данных Нет данных
Еврейская АО 4754 6356 -1602 -1675 69
Хабаровский край 57047 58633 -1586 -4453 Нет данных
Чукотский АО 4280 4796 -516 -594 77
Магаданская область 7543 8045 -502 -1706 1020
Сахалинская область 21971 22458 -487 Нет данных Нет данных

Краткие выводы просты.

Во-первых, ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо . Увы.

Во-вторых, судя по тем субъектам, относительно которых такие данные доступны, везде отток населения из данного конкретного региона Дальнего Востока в другие регионы России выше, чем отток населения вообще . К сожалению, имеющиеся цифры не позволяют оценить, какова в этом оттоке доля уезжающих из одного региона Дальнего Востока в другой, то есть миграции внутри ДФО. Но такая миграция - это вообще отдельная тема.

В-третьих, страны СНГ дают Дальнему Востоку только приток населения .

Наконец, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год, как несложно посчитать по таблице, составил 17 130 человек. Сколько из этих уехавших переместилось внутри Дальнего Востока - конечно, тема специального исследования.

Согласно данным Росстата, население ДФО на 1 января 2017 года составило 6 182 679 человек. Минус 12 290 человек за год. Это лучше, чем по итогам 2015-го, что позволило властям в начале этого года с оптимизмом заявлять: тенденции переломлены, люди стали уезжать с Дальнего Востока меньше.

А ЧТО В 2017-М?

Единых данных по 2017 году, напомним, у Росстата по Дальнему Востоку нет.

Но для начала можно проанализировать наиболее полные данные - динамику миграции за январь-май этого года. Такие показатели официально опубликованы в различных источниках по шести субъектам ДФО.


Прибыло / выбыло в январе-мае 2017 года
Сальдо за период 2017 года
Прибыло / выбыло в январе-мае 2016 года
Сальдо за период 2016 года
Хабаровский край
17710 / 19641
-1931
20712 / 19767
945
Приморский край
9430 / 10908
-1478
9791 / 11282
-1491
Чукотский АО
1218 / 1813
-595
1695 / 1650
45
Амурская область
9577 / 10169
-592
Нет данных
Нет данных
Еврейская АО
1219 / 1781
-562
1264 / 1817
-553
Магаданская область
3241 / 3292
-51
2697 / 2991
-294

Как отчетливо видно из таблицы, ни один субъект Дальнего Востока из шести, опубликовавших статданные по миграции за январь-май, не продемонстрировал миграционного притока . При этом годом ранее за первые пять месяцев был прирост в Хабаровском крае и на Чукотке. Показатели миграции ухудшились не только в этих двух субъектах, но и в Еврейской автономии, а по Амурской области сравнить их не с чем. Улучшили показатели Колыма и Приморье, но у них все равно - чистый отток.

Данные по Камчатке и Якутии есть только по апрель:


Прибывшие
Выбывшие
Прирост / убыль




Камчатский край
3307
3790
-483
Республика Саха (Якутия)
10483
11554
-1071
Данные по Сахалину доступны только по март:

Впрочем, отсутствие более свежей информации ситуацию не меняет. К сожалению, и в этих субъектах ДФО по итогам первых месяцев 2017 года наблюдается отрицательное сальдо миграции: люди продолжают уезжать чаще, чем приезжать. Провести качественный анализ структуры отъезжающих и приезжающих на основе имеющихся данных невозможно. Но если особенности миграции 2016 года остаются в силе, то на восток страны приезжает все больше выходцев из стран СНГ, а уезжают отсюда - в основном в другие субъекты РФ.

Первое показывает, что государству и бизнесу будет непросто решить проблему квалифицированных кадров. Второе - что Дальний Восток пока так и не удалось сделать привлекательнее, чем более западные регионы России.

А при сохранении тенденций этого года Дальний Восток вновь имеет все шансы продемонстрировать чистый годовой отток населения . К 2020 году разработчиками концепции демографической политики Дальнего Востока поставлена цель зафиксировать численность населения на текущем уровне - хотя бы зафиксировать. Для выполнения этой амбициозной задачи остается всего-то ничего - каких-то пара лет.

Демографические и миграционные проблемы на Дальнем Востоке России Дальневосточный Федеральный округ ДФО - это 364 территории страны и значительно скромная доля населения - 46. 198 собственного населения. Миграционный отток населения многократно превысил его естественную убыль соответственно 13763 тыс. В настоящее время демографическую ситуацию на Дальнем Востоке России продолжают определять: низкая рождаемость высокая смертность естественная убыль населения быстрое его старение более короткая чем в России в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мотрич Екатерина Леонидовна, докт. экон. наук

Институт экономических исследований ДВО РАН

г. Хабаровск

Демографические и миграционные проблемы

на Дальнем Востоке России

Дальневосточный Федеральный округ (ДФО) - это 36,4% территории страны и значительно скромная доля населения - 4,6%. ДФО за 1991-2008 гг. потерял 1596,6 тыс. чел., (19,8%) собственного населения. Миграционный отток населения многократно превысил его естественную убыль (соответственно 1376,3 тыс. чел. и 220,3 тыс.). Ни один из федеральных округов до этой отметки не опустился.

В начале 2009 г. на Дальнем Востоке проживало 6460,1 тыс. чел. (меньше, чем в 1975 г.). Заметим, что в ближайших трех провинциях Северо–Восточного Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян) к началу 2007 г. проживало 108,7 млн чел.

В настоящее время демографическую ситуацию на Дальнем Востоке России продолжают определять: низкая рождаемость, высокая смертность, естественная убыль населения, быстрое его старение, более короткая, чем в России в целом, предстоящая продолжительность жизни, устойчивый отток населения в западные районы страны и за рубеж.

Дальний Восток по числу рожденных детей на 1000 чел. населения приближается к среднеросийским показателям. Общий коэффициент рождаемости на Дальнем Востоке в 2008 г. составил 1на Дальнем Востоке был практически исчерпан, а социально-экономические трудности реформенного периода способствовали резкому снижению рождаемости и повышению смертности. В 1989-1990 гг. Дальний Восток оказался на крайнем рубеже простого воспроизводства населения, когда показатель суммарной рождаемости был 2,080 и в 1990 г. родилось 124,3 младенца. Абсолютный минимум рожденных детей отмечен в последефолтном 1999 г. – 64493 ребенка.

С 2000 г. число ежегодных рождений стало возрастать (за исключением 2005 и 2006 гг.) благодаря отчасти действиям правительства и благодаря вступлению в репродуктивный возраст многолюдного поколения, рожденного в благополучные с точки зрения демографических процессов 1980-е годы. Это способствовало формированию победных реляций о беби-буме. Но факты говорят об ином. За 2008 г. родилось в регионе всего 65,8% от уровня 1990 г. В ДФО уровень воспроизводства населения 0,6, то есть на смену десяти человекам родительского поколения приходит шестеро их "заместителей". На среднюю женщину за всю ее жизнь приходится 1,4 рождения вместо необходимых для простого воспроизводства населения 2,15.

К сожалению, пока нет такой социологии, которая помогла бы раскрыть мотивацию женщин для рождения вторых и последующих детей. Материнский капитал реализовал себя в настоящее время через энтузиазм женщин на желание родить. На 01.01. 2008 г. в ДФО выдано 14878 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. Однако следует признать, что введение материнского капитала не решит в целом проблему рождаемости – это слишком упрощенный подход. Для оценки его эффективности требуется не менее 30 лет, то есть период появления следующего поколения.

Ситуация с рождаемостью может ухудшиться после 2010 г. так как женщины, которые будут вступать в детородный возраст в течение ближайших 15 лет, уже родились. В возраст наивысшей повозрастной рождаемости (от 20 до 30 лет) войдет малолюдное поколение, рожденное в конце прошлого века.

Сокращение рождаемости само по себе является ярким индикатором радикальных и быстрых изменений в семье, обществе и государстве. В сложившейся в 1990-годы ориентации на малодетность «трудно представить, чтобы малочисленные девочки (как правило, единственные дочери у своих матерей) имели бы семьи с тремя-четырьмя детьми, необходимыми для простого воспроизводства населения».

В современных условиях институт семьи не выполняет своих функций, дети для семьи потеряли важные социальные и экономические функции. Рыночная система – однодетная (в антидетных экономических условиях). Нужна новая концепция государственной семейной политики. В нашей стране такая концепция, где были бы прописаны условия для разных типов семьи (однодетных, многодетных и др.), пока не разрабатывается.

Среди многих причин нового вектора процессов рождаемости выделяется бедность населения. У населения недостаточно материальных возможностей для своего нормального воспроизводства. Отношение к детям как к своему богатству и рождение желанного ребенка воплощаются в больших затратах семей на детей. По данным В. Елизарова на стимулирование рождаемости в 2007 г. в России тратилось менее 1% ВВП, в то время как в развитых странах – 2%.

Сложившийся уровень рождаемости является первопричиной депопуляции и заметного старения населения. Если по переписи 1989 г. численность населения в возрасте моложе трудоспособного превышала численность населения старше трудоспособного в 2,7 раза, то в год переписи 2002 г. - 28,1%, а в 2008 г. – всего 0,8%. Численность населения старше трудоспособного между переписями 1989-2002 гг. увеличилась на 24,9%, и его доля в структуре населения, по данным переписи 2002 г., составила 15,4% против 10,4% в 1989 г.

В 2010 г. абсолютная численность населения старше трудоспособного возраста уже может превысить численность населения в возрасте младше трудоспособного на 6,5%, а в 2030 г. это превышение может достичь 41,9%. Потеря трудоспособного населения в 2030 г. относительно 2008 г. предположительно составит более 0,8 млн. человек. При этом следует заметить, что численность трудоспособного населения будет сокращаться темпами, превосходящими уменьшение общей численности населения. Так, за период 2008-2030 гг. количественное уменьшение числа жителей в регионе предполагается по среднему варианту прогноза на 7%, а трудоспосбного населения – на 19,3% . Это самый высокий показатель среди всех федеральных округов России.

Быстро население начнет стареть после 2010 г., когда за границу 60 лет перешагнет поколение 50-х годов рождения. К 2030 г. эта когорта граждан в структуре населения Дальнего Востока может достичь 25,1% против 15,4% в 2002 г. В условиях старения населения растет общая смертность. В результате уменьшаются эффекты некоторого роста рождаемости.

Прогрессирующее старение чревато как в плане социального обеспечения населения, так и в плане увеличения демографической нагрузки на экономически активное население. К 2008 г. показатель демографической нагрузки (на 1000жителей трудоспособного возраста число лиц нетрудоспособного возраста) был 526 человек, а к концу 2030 г. ожидается 752 иждивенца на одного работающего, в том числе лиц старше трудоспособного возраста – 262 человека .

Деформация структуры населения по возрасту способна в короткий срок разрушить сами основы народонаселения региона, сформированные в течение многих десятилетий с большими трудностями и издержками.

Начиная с 1993 г., на Дальнем Востоке установился неприемлемо высокий уровень смертности, темпы увеличения которой в последние пятнадцать лет превосходили аналогичный показатель по России. Если к 2008 гг. в России смертность в расчете на 1000 чел. увеличилась на 2,1% относительно 1993 г., то в Дальневосточном федеральном округе за тот же период на 14,3%, хотя внешне коэффициенты смертности в регионе выглядят несколько лучше: в 2008 г. коэффициент смертности на Дальнем Востоке был 13,6‰, а в 1993 г. – 11,9‰, в России соответственно 14,6‰ и 14,3‰. Это как раз и приводит к непониманию сложившейся ситуации в динамике смертности . Высокие показатели смертности в дальневосточных субъектах РФ формируются за счет более высоких показателей младенческой и детской смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. Смертность населения в трудоспособном возрасте (в расчете на 100 тыс. лиц трудоспособного возраста) за последние десять лет на Дальнем Востоке росла в 3 раза быстрее, чем в среднем по России, составив в 2006 г. 17,7‰. В 2006 г. регион потерял 886,8 чел на 100 000 лиц трудоспособного возраста (в России 746,1) .

Н изкая рождаемость и высокая смертность порождают еще один порок демографической ситуации на Дальнем Востоке – низкую продолжительность жизни. Рожденные на Дальнем Востоке в 2008 г. имеют шанс дожить только до 65,0 лет, в России - до 67,7. Средняя продолжительность жизни дальневосточников за период 1989-1990 гг. и до 2008 г. сократилась на 2,6 года, в России - на 1,7. Если в 1989-1990 гг. отставание по продолжительности жизни дальневосточников от среднероссийских показателей было 1,8 года, то в 2009 г. этот разрыв ожидается в 2,8 года, то есть при более низкой продолжительности жизни ее сокращение на Дальнем Востоке идет повышенными в сравнении с Россией темпами. Правда, к 2030 г. предполагается сократить разницу в продолжительности жизни в пределах до одного года .

Никакая миграция критическую демографическую ситуацию на Дальнем Востоке не спасет. Хотя привлекать людей, естественно, нужно. Вопрос – кого и откуда? Из районов России прибывает меньше, чем убывает в обратном направлении. Так в 2008 г. прибыло 39,1 тыс. чел., а убыло 65,3 тыс. чел. В результате в Дальневосточном федеральном округе, единственном среди федеральных округов России, общий коэффициент миграционного прироста имел в 2008 г. отрицательное значение (-30,5) . Государство демонстрирует свою нацеленность на решение проблем увеличения численности населения на Дальнем Востоке. Но пока многие из предлагаемых мероприятий можно считать лишь реверансом в сторону жителей территории.

С 2006 г. действует программа содействия добровольному переселению соотечественников. На 01.01.2009 г. прибыло в ДФО всего 78 участников программы (с членами семей - 193). Из них трудоустроено всего 57 участников программы и 20 членов их семей. В связи с плохими условиями труда и проживания на прежнее место жительства выехало 3 участника Государственной программы. Представляется, что необходимо направить средства на то, чтобы закрепить проживающее здесь население. В противном случае Дальний Восток будет оставаться вокзалом с убывающим населением.

Если говорить в целом о миграции, то следует заметить, что объемы миграционных потоков по прибытию иссякли.

Более трети в миграционном объеме с федеральными округами России уезжают в центральные районы, которые нуждаются в ресурсах труда и выступают конкурентами Дальнему Востоку по их привлечению. Более того,: там лучше условия жизни, более развитая инфраструктура. По результатам проведенного в 2008 г. социологического опроса в гг. Хабаровске, Владивостоке, Якутске и Петропавловске-Камчатском выявлено, что 35,6% респондентов не посоветовали бы родственникам, знакомым, живущим в западных районах, переезжать на Дальний Восток, еще 24,0% посоветовали бы воздержаться от намерения приехать в регион.

Сдерживающей ситуацией в плане сохранения местного населения и закрепления мигрантов на Дальнем Востоке является неудовлетворительное решение проблем уровня и качества жизни населения. В 1995 г. среднедушевые денежные доходы населения на Дальнем Востоке превышали среднероссийский уровень на 24,1%, а в 2007 г. – 6% . Реальные денежные доходы населения на Дальнем Востоке за 1995-2007 гг. выросли в 3,8 раза (в постоянных ценах 1995 г.), а по стране в целом в 4,3 раза. За период 1995-2007 гг. номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике Дальнего Востока выросла в 20,7 раза, в России - в 28,8 раза. На протяжении 1995-2007 гг. по стране реальная зарплата выросла почти в 5 раз, дальневосточников - только в 3,7 раза . Между тем, вполне очевидно, что неравенство регионов – стимул к оттоку населения.

В условиях отставания Дальнего Востока по уровню жизни, вполне проблематично, чтобы миграция в будущем стала составляющей прироста населения и ресурсов труда.

Чтобы переломить сложившиеся тенденции и превратить миграцию в фактор роста населения в регионе, необходимо:

  1. повысить роль и значение денежных доходов (реальных и номинальных) в закреплении населения;
  2. преодолеть фактор экономической удаленности от Центра .
  3. обеспечить формирование в регионе комфортных условий проживания . Динамика численности населения российского Дальнего Востока пока устойчиво

стоит на демографической наклонной плоскости. Численность населения в ДФО к 2026 г. может составить 5,9 млн. чел. (уровень 1970 г.), к 2050 г. – 4,0 млн чел, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации.

Таким образом, демографический потенциал Дальнего Востока на грани риска, и он не достаточен для решения поставленной в Программе «Дальний Восток и Забайкалье» задачи роста ВРП. Между тем, сегодня вполне очевидно, что Россия не может жить без Дальнего Востока и Сибири. В целях сохранения, восстановления и роста численности населения в стратегическом плане необходима реальная активизация экономической и социальной жизни Дальнего Востока, нужна государственная гарантия и поддержка повышенных нормативов воспроизводства человека, его здоровья, образовательных и духовных потребностей, соответствующих региональной специфике. При любых инвестициях в развитие этого региона серьезный экономический результат не может быть получен, если Дальневосточный федеральный округ будет продолжать терять население.

В этой ситуации понятно, что экономические и демографические факторы будут оказывать существенное воздействие на трудовую миграцию. В 2006 г. удельный вес иностранных работников в численности занятых составила 3,55% против 2,45% в 2005 г., в 2007 г. – 6%, а их удельный вес в населении повысился до 1,75%. Стоит заметить, что аналогичные показатели в других федеральных округах заметно ниже дальневосточных.

Не имея возможности рассчитывать на прирост населения из других экономических районов страны, следует ожидать дальнейшей активизации привлечения трудовых мигрантов на Дальний Восток. По данным УФМС России по Хабаровскому, количество иностранных работников на 01.06.2009 г. в Дальневосточном регионе составило 90,0 тыс. человек, что на 12,4% больше, чем на ту же дату в 2008 г. В перечне государств дальнего зарубежья самым крупным экспортером иностранных работников на Дальний Восток в 2006 г. был Китай (59,6% от общей численности иностранных работников из дальнего Зарубежья). Далее следуют КНДР (18,7%), Турция (9,0%) и Вьетнам (3,6%). При этом трудовые мигранты из Китая, работающие на Дальнем Востоке, составляли 24,91% всех трудовых мигрантов из КНР в России, трудовые мигранты из КНДР соответственно 59,59%, Республики Корея – 46,56%.

Анализ сложившейся в ДФО демографических и миграционных процессов позволяет придти к выводу, что собственная воспроизводственная база населения и его экономически активной части в настоящее время и в перспективе недостаточна для удовлетворения спроса на рынке труда региона, для поддержания заселенности территории и формирования оптимальной структуры расселения.

Использованная литература:

1. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М.: Госкомстат России, 1994.

2. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Население и социальное развитие российского Дальнего Востока // Пространственная экономика, 2009. № 2.

3. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. Стат. бюлл. ФСГС. М., 2009.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат.сб. М.: Росстат, 2006.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат.сб. М.: Росстат, 2008.

6. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2008 году. Стат. сб. ФСГС. М., 2009.

7. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2008 года. Стат. бюлл. ФСГС. М., 2008.

8. www.gks.ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3705. Экологический туризм на Дальнем Востоке 7.24 MB
Он практически не изучен. Нет данных по проведенному анализу видов экологического туризма в регионах. Имеются лишь отрывочные сведения о некоторых видах экологического туризма, представленных в разных регионах Дальнего Востока.
16726. Перспективы развития высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке (на примере авиастроительной промышленности Хабаровского края) 11.24 KB
На ее вершине первый ярус находятся сборщики самолетов такие как Boeing irbus Bombrdier Embrer которые занимаются разработкой новых моделей самолетов определением перспективных рынков сбыта и заказом сборочных узлов у поставщиков образующих второй ярус пирамиды. потенциальных конкурентов российскому проекту Superjet-100 – Bombrdier Монреаль Канада и Embrer шт. С середины 1990-х годов после приватизации предприятия в штате Сан-Паулу проводилась политика создания высокотехнологичного авиакосмического кластера на базе компании...
207. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 26.46 KB
Численность населения это общее количество людей проживающих обитающих на данной территории. Численность или количество населения это демографический потенциал в значительной степени определяющий место данного государства в мировой экономике и политике. По численности населения все государства можно разделить на следующие группы: крупнейшие крупные средние и малые. В совокупности на них приходится три пятых населения Земли.
3883. Демографические процессы в московской области 45.14 KB
Демографические ситуации обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссиях. К сожалению, научный уровень обсуждения на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок.
12285. Миграционные преобразования сейсмических данных на примере материалов Чашкинского месторождения нефти 200.69 MB
В результате миграции получен глубинный сейсмический куб, поведение отражающих горизонтов в котором наиболее близко к поведению реальных геологических границ, а мощности между этими отражающими горизонтами соответствуют данным бурения с точностью
17820. Проблемы функционирования рынка труда в России 66.88 KB
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
16724. Проблемы реформирования инфраструктурных отраслей России 9.17 KB
Россия обладает богатейшим ресурсным потенциалом что даёт стране возможность занять место наравне с мировыми экономическими лидерами и быть полноценным участником развития мирового хозяйства. В процессе развития внутреннего хозяйства и усиления экономического веса в масштабе глобального рынка меняется структура народного хозяйства проводятся реформы с целью внедрения и развития современных производственных отношений и производственных сил. Реформы в своём содержании имели развитие рынка и конкуренции как необходимых аспектов развития...
13993. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 489.52 KB
Тенденции глобализации бизнеса, развития международной конкуренции, телекоммуникаций и Интернета и другие формирующиеся особенности новой экономики обусловливают необходимость пересмотра взглядов отечественного менеджмента на проблемы эффективного управления предприятиями в направлении обеспечения адекватности применяемых методов и инструментов принципам современной управленческой парадигмы.
20406. Проблемы развития менеджмента в современной России 21.63 KB
Проблемы развития менеджмента в современной России Для того чтобы рассмотреть проблемы менеджмента в условия современной российской экономии вспомним эволюцию управления в рыночных условиях. Анализу подвергается каждое рабочее место и их взаимосвязь активно используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации для работников. Массовый успех фирм управляемых на этих принципах приводит к насыщению рынков сбыта и появлению новой проблемы для менеджмента. Решение этой проблемы связано во многом с...
3207. Проблемы развития конкурентного рынка в России 118.72 KB
Задачи работы сводятся к определению понятия совершенной конкуренции, рассмотрению поведения фирмы на конкурентном рынке, как в идеале должна вести себя фирма, чтобы максимизировать свою прибыль, какие решения должна принимать в тех или иных условиях

В России пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию и такая ситуация «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности», в том числе в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе выездного совещания в Якутске, на котором обсуждались вопросы национальной безопасности в ДФО.

По его словам, только в 2017 году (то есть всего за считанные месяцы!) там на миграционный учет поставлено около 400 тыс. иностранных граждан (прирост 15%). О том, гости из каких именно государств составили это внушительное число, Патрушев не сказал. Но и так понятно, что без китайцев и корейцев наверняка не обошлось.

При этом отток коренного населения с Дальнего Востока за последние 20 лет составил почти два миллиона человек — уехало почти 20% коренного населения региона. Среди причин этого — неразвитость социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, низкий уровень доходов в большинстве отраслей экономики, высокая зависимость от поставок продовольствия.

«Особое беспокойство вызывает занятость сельского населения. Уровень безработицы здесь высок. Наиболее сложная ситуация отмечается в Еврейской автономной области, Приморском и Камчатском краях», — сказал Патрушев.

Он отметил, что пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию, «которая по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения». Эти вызовы и угрозы актуальны для Дальневосточного федерального округа, где на фоне низкой плотности коренного населения весьма интенсивны миграционные процессы.

В связи с этим Патрушев поставил перед участниками совещания ряд первостепенных задач: усилить миграционный контроль, активизировать работу по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, обращая особое внимание на борьбу с коррупцией, а также — активизировать работу по своевременному выявлению среди мигрантов лиц, склонных к совершению противоправных действий, в том числе исповедующих радикальные религиозные взгляды.

С одной стороны, не может не радовать, что власть обращает внимание на проблемы Дальнего Востока, с другой — мало обозначить ключевые вопросы. Важно — каким образом можно изменить сложившуюся негативную тенденцию. А с практическими шагами, по словам экспертов, в Дальневосточном федеральном округе большие проблемы в силу различных обстоятельств.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что отток коренного населения с Дальнего Востока идет не только в центральные регионы России, но и в Китай, хотя туда он несравнимо меньше.

— Если мы говорим о проблемах нелегальной миграции, то на Дальнем Востоке хотя бы есть оборудованная граница еще со времен советско-китайских пограничных конфликтов. Это — не границы с государствами Центральной Азии, которые зачастую существует только на бумаге да в головах людей. Дальневосточные нелегальные мигранты под покровом ночи по пограничной полосе не крадутся. В основном они приезжают легально. Но потом из разряда гостей, торговцев и туристов переходят в другую «категорию». Их выявлением занимается не только ФСБ, но и те подразделения полиции, которые заменили собой миграционную службу. И я бы не сказал, что это очень сложная задача — «туристы» ведь не в лесу селятся, а приезжают в города, занимаются бизнесом, открывают магазинчики.

Поэтому вопрос борьбы с нелегальной миграцией — это вопрос последовательной деятельности соответствующих органов, исполнения закона, а также — организации труда, о чем, собственно, Патрушев и сказал.

То есть каких-то чрезвычайных мер не требуется. Просто надо хотя бы ликвидировать существующие облегчённые механизмы, функционирование которых объясняется тем, что поездки в Китай были, да и остаются основным направлением челночного бизнеса. Ведь прося привилегии для себя, мы давали их и китайцам.

Другое дело, что это фактически сработало на китайский бизнес. Собственно, так из рыбацких деревень на наших границах и появлялись густонаселённые города

«СП»: — Цифры, озвученные в Якутске, выглядят довольно угрожающе с точки зрения национальной безопасности… Для исправления ситуации какие-то реальные меры предпринимаются?

— Отток коренного населения с Дальнего Востока — секрет Полишинеля. Люди уезжают, потому что в некоторых местах там вообще нет никакой работы. Как однажды один русский студент, отвечая на вопрос — почему вы остаетесь в Китае, ведь вы же не китаец? — ответил: здесь хотя бы какая-то перспектива, а там ее вообще нет.

Проблема оттока населения — это проблема не миграции, а социально-экономической ситуации в регионе. Понятно, что у нас зачастую принято считать: мол, где я живу — плохо, а в другом месте — хорошо. Но у местной дальневосточной молодежи нет никакой уверенности в том, что если она останется, то будет нормально жить. Если систему не развивать, то ситуация не только не останется на уровне, она деградирует.

Что касается исправления такого положения, то проблема упирается в то, что неясно откуда брать средства и как их использовать для развития региона? Сначала делали упор на госпрограммы и вложение бюджетных средств. Когда стало понятно, что не получается, решили привлекать частные инвестиции. Здесь уже возник вопрос: инвестиции от кого — российских компаний или иностранных? И в каком количестве их нужно подтянуть?

В Чите, скажем, до 1998 года стоял штаб Забайкальского военного округа и не было никаких серьезных предприятий. И чтобы там что-то создать, нужно грамотно оценить — что развивать?

Но инвестиции в Дальний Восток, конечно, нужны очень серьезные. Скажем, сейчас действует программа «дальневосточного гектара». Но, по сути, она сводится с следующему — мы вам даем землю, а вы приезжайте с лопатами и поднимайте Дальний Восток за свой счет. Максимум, что мы сделаем для вас — дорогу проведем…

Но разговорами: мол, ребята, сами поднимайте территорию, дело не сдвинешь. Должны быть вложения, соразмерные экономической программе. Причем — с гарантиями, что они реально дойдут до адресатов. Но как показала практика строительства космодрома Восточный, такое происходит не всегда…

«СП»: — Угроза терроризма на Дальнем Востоке действительно реальна?

— Понятно, что здесь имеется в виду не мусульманский терроризм — уйгуры, скорее, будут воевать у себя, чем у нас. Проблема в том, что китайцы, приезжающие на Дальний Восток, вплетаются в нашу социальную ткань, что, естественно, вызывает раздражение у местного небогатого населения. В этом смысле эксцессы на межнациональной почве, причем — масштабные, к сожалению, возможны.

Скажем, в Забайкальском крае тема китайских мигрантов — самая рейтинговая, и ей пользуются для пиара местные политики.

— Обстановка на Дальнем Востоке касается всех — и правоохранительных органов, и экономического сектора, и вообще руководства страны, которое во многом попустительствует ситуации, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Но! Когда в 2000-х годах было несколько ужесточено миграционное законодательство и, скажем, из Бурятии начали уезжать китайцы, то местные жители жаловались, что работать теперь некому. А русских и бурят на освобождавшиеся рабочие места невозможно было привлечь. Это такой специфический момент, причем не только экономический, но я бы сказал еще и ментальный.

В общем, множество факторов ведут в конечном счете к достаточно неприятной ситуации. Я говорю даже не о «китаизации» Дальнего Востока — это, очевидно, уже происходит. А о том, что может повториться в своем роде «косовский сценарий». То есть — резкое изменение демографического баланса с последующим выдвижением политических требований.

«СП»: — Вы не исключаете даже подобного?

— Конечно, не исключаю. Тем более что китайские территориальные претензии никуда не делись. Они просто задвинуты в дальний ящик. И выдвигать их Пекину нам пока необязательно. И дело не в том, что Китай плохой или хороший. Ему объективно нужна экспансия из-за нехватки территории и ресурсов.

Осипова Ирина Андреевна

Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация

Аннотация: В работе изложена характеристика социально-экономического развития ДФО. Перечислены проблемы сдерживающие реализацию экономического потенциала ДФО. Показано, что основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспортная и социальная инфраструктуры, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрен проект автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе г. Якутск как катализатор социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, региональная экономика, геостратегическое положение, основные отрасли специализации, пространственное развитие, транспортная инфраструктура, экономическое пространство, проект совмещённого моста

Socio-economic development of the Far Eastern Federal District: problems and prospects

Osipova Irina Andreevna

student of the Finance and Economics faculty Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

Abstract: The article presents characteristics of the socio-economic development of the Far Eastern Federal District. Listed problems hindering the realization of economic potential of the Far Eastern Federal District. Shown that the main directions of socio-economic development of the Far Eastern Federal District are transport and social infrastructure, energy, mining and processing of mineral resources, fishery and forestry complex, mechanical engineering, construction, tourism, environmental security and cross-border cooperation. Considered the draft road-railway bridge across the Lena River near Yakutsk as a catalyst for socio-economic development of the far Eastern Federal district.

Keywords: socio-economic development, Federal district, region, regional economy, geostrategic position, major industry specializations, spatial development, transport infrastructure, economic space, combined bridge project

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность ‒ широкий выход к морям двух океанов ‒ Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

ДФО обладает самой большой площадью - 6,2 млн. км², что составляет 36,1% всей территории РФ, то есть самый большой по площади федеральный округ, а численность его населения на начало 2014 года составила 6,2 млн. чел. – это всего 4,3% от общероссийского показателя . Другими словами, он имеет низкую степень заселённости территории, в среднем по округу плотность населения составляет около 1 человека на 1 км 2 , что в 8 раз ниже средней по стране, поэтому он занимает последнее место среди округов. Размещение населения ДФО отличается не равномерностью, то есть плотность населения колеблется 0,1 до 11,8 чел./км 2 . Национальная же структура населения характеризуется преобладанием русских – 83% и коренных народов Севера (якуты, чукчи, эвены, нанайцы, коряки и др.) – 7,5%, проживают также корейцы – 1,5%, китайцы – 1,4% и другие национальности – 6,6% . В округе около семидесяти городов, крупнейшие из которых Хабаровск ― 607 тыс. чел., Владивосток ― 604 тыс. чел. и Якутск ― 299 тыс., если говорить вообще о городском населении по округу, то его удельный вес составляет 75,4%, а сельского – 24,6%. В ДФО наблюдается тенденция сокращения общей численности населения, так с началом 1990-х гг. оно сократилось примерно на 20% это в 5 раз больше, чем по России в целом . Это связанно с миграционным оттоком жителей в регионы страны с благополучными социально-экономическими условиями жизни, потому что 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% ― низкого уровня .

ДФО округ богат минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и морскими биологическими ресурсами. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов, бора и сурьмы – 100, олова – 99, вольфрама и пластикового шпата ― 80, серебра – 65, золота – 50, свинца ― 38, рыбы и морепродуктов – 65, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7 (рисунок) .

Значительны запасы: углеводородов, руд железа, титана, марганца, калийных солей и др. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.

Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы.

Отраслевая структура экономики Дальневосточного федерального округа представлена в таблице 1.

Таблица 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости ДФО, в 2013 г.

На основе эксплуатации природных богатств сформировались ведущие отрасли рыночной специализации ДФО: топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовая, угольная, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная и дерево-обрабатывающая промышленность. Так же важными отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, морской транспорт. Сельское хозяйство специализировано на производстве риса и сои (на юге), на культивирование и сбор лекарственных трав, пушном звероводстве и оленеводстве (на северо-востоке). Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальневосточного федерального округа в составе РФ.

Уязвимое место ДФО – слабая транспортная связь как внутри округа, так и с основной территорией России. Практически отсутствует надёжное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ), которым в настоящее время требуется модернизация и развитие, также заканчивается строительство новой ветки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Через ДФО проходят федеральные автомобильные дороги Амур, Колыма и Уссури, но в основном повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт, а в летнюю навигацию выручает разветвлённая речная сеть Дальнего Востока, которая стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области, Якутии, а также рыбной промышленности и гидроэнергетики. Округ имеет самую большую в России береговую линию и здесь находится большой участок Северного морского пути, по которому поток грузов к началу 2015 года составил 15 млн. т. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. Он играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с Сахалинской областью (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). К крупнейшим портам ДФО относятся: Владивосток, Находка, Восточный в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке. На их долю приходится более 9/10 всех грузопотоков Дальнего Востока и пятая часть грузооборота всех морских портов России .

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. м³ природного газа и 1,2 трлн. т угля . Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) ― каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область ― нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае – 18%, Японии, Швеции, Греции – от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии – от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) ― 34,7 % и Приморский край ― 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8% .

По обеспеченности многими видами минерального сырья и объёмами их добычи Дальний Восток занимает лидирующее положение, так как на территории региона выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырьё для чёрной металлургии, химической промышленности, промышленности строительных материалов, минеральные воды.

Цветная металлургия представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Чёрная металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре .

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место . Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м 3 . Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области. Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока – крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 ― 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область . Традиционные для Дальнего Востока отрасли – оленеводство, охота, рыбная ловля, пушное звероводство – развиты практически во всех субъектах ДФО.

В Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых округа и 50% сои.

Но, несмотря на всё своё богатство среди всех федеральных округов по важнейшим социально-экономическим показателям Дальневосточный федеральный округ занимает 7-ое место, на его долю приходится 5,7 % ВРП страны, это ниже средних показателей в стране (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес ДФО в общероссийских социально-экономических показателях, на начало 2014 г.

Показатель

Удельный вес, %

Место в РФ

Территория

Численность занятых в экономике

Валовой региональный продукт

Основные фонды

Объём отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства

Оборот розничной торговли

Строительство

Инвестиции в основной капитал


В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России.

Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.

Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа. Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.

Для решения данных проблем намечено реализовать ряд направлений социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 9 трлн. руб., которые дадут возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке .

Основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспорт, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, социальная инфраструктура, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрим некоторые из них .

Все перечисленные направления входят в государственную программу «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая предусматривает формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на его территории .

Развитие ДФО зависит от эффективно действующей транспортной системы, которая должна объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие и модернизацию Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур, всё это позволит играть важную роль в доставке продукции Дальнего Востока на рынки России и рынки стран АТР, а также развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов в сообщении стран АТР региона и Европы. На данный момент продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали на востоке России, завершение её участка Беркакит – Томмот – Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена.

Совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через реку Лену в районе Якутска - одно из самых масштабных транспортных сооружений, запланированных к строительству в республике Саха (Якутия). Первоначально проект моста был предложен ещё в 1988 ― 1989 годах, затем в начале XXI века. По одному из этих проектов планируемый мост должен быть длиной около 3 км и состоять из 9 пролётов длиной 154 м каждый. По предварительным расчётами его стоимость была определена в 16 млрд. рублей, но затем она увеличилась в два раза и проект заморозили. Затем его пересмотрели, и в 2013 году правительством РФ было заключено Концессионное соглашение с иностранным инвестором на строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутск. Теперь его строительство включено в план совместных проектов российско-китайской двухсторонней межправительственной комиссии. Российская и китайская стороны договорились о создании рабочей группы по строительству моста и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода. Но будет ли сразу построен совмещённый мостовой переход или будет сначала построен автомобильный мост с возможностью достройки железнодорожного, предстоит решить с учётом технико-экономических показателей проекта.

Проектирование и строительство должно занять не более 6 лет, то есть в период с 2017 – 2022 гг.. Планируется, что протяжённость моста составит 3,18 км, протяжённость подъездных путей – 21 км, подмостовой габарит судоходного пролёта будет отнесён к 1 классу. Сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд. рублей в ценах I квартала 2013 г., при этом четверть инвестиций - внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства - 40,2 млрд руб., но она может увеличится с учётом будущей инфляции . Средства необходимые для выплат обязательств по Концессионному соглашению будут предусмотрены в Государственном бюджете РФ в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России».

Этот проект имеет большое значение для республики Саха (Якутия), а также для Дальнего Востока в целом :

  • будет обеспечена круглогодичная связь столицы республики Саха (Якутия) - г. Якутска и её левобережной территории с сетью железных дорог России, а, значит и с отдалёнными и промышленно развитыми регионами России;
  • будет сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;
  • обеспечит возможность создания в городе Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где воедино сольются несколько видов транспорта - железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный, что будет стимулировать социально-экономическое развитие региона;
  • будут обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей как Республики Саха (Якутия), так и ДФО в целом;
  • постройка моста необходима также с точки зрения задела на будущее: выхода железной дороги на левый берег реки Лена, что позволит в будущем использовать мощности западно-якутских месторождений;
  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль и совмещённый мост через реку Лена дадут импульс развитию Центральной Якутии, а с учётом дальнейшего строительства железнодорожных линий (Улак ― Эльга, Хани ― Олекминск и др.) ― и Южной Якутии.

И последнее, после завершения строительства АЯМа и совмещённого мостового перехода через реку Лена открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь - река Лена - АЯМ - Транссиб - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена в районе города Якутск будет иметь огромное значение не только для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики Якутии, но, и для социально-экономического развития всего Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Список литературы:

2. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/04/05/samyj_dorogoj_most- Ведомости. Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны.

10. http://minvostokrazvitia.ru - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

11. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20-21.

13. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

14. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н., Цыпин И.С. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

16. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

17. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

18. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

19. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

22. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

24. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

27. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

28. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

29. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

30. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК. 2014. № 4. С. 123-126.

32. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

33. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

34. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.

35. Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

В последнее время Дальний Восток стал особенно активно привлекать внимание правительства России. Освоение этого богатого ресурсами края - задача, которая уже многие годы стоит перед властью в России.

НАСЕЛЕНИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

По состоянию на 1 января 2015 года, население Дальневосточного Федерального округа (ДФО) составляло 6,2 миллиона человек, на 1 января 2016 года - уже 6,1 миллион человек. Дальневосточный федеральный округ является наименьшим по количеству населения после Крыма, а по занимаемой территории - наибольшим федеральным округом России.

Отток населения с Дальнего Востока начался в 1992 году, и за это время почти 2 миллиона человек покинули территорию ДФО. В основном жители Дальнего Востока мигрируют в Центральный федеральный округ, либо внутри своего округа.

Отток населения несколько сократился в связи с надеждой, возложенной на создаваемые территории опережающего развития. Свою роль сыграла и акция по раздаче гектара земли, хотя в Якутии в конце 2015 - начале 2016 года произошли пикеты против этой акции. Согласно мнениям жителей, акция использовалась для рейдерских захватов сельских земель.

Кроме того, в ДФО наблюдается немалая безработица. Официально, согласно Росстату, она достигает уровня 5,7% или 193 с небольшим тысячи человек. Считается, что помогут с ней справиться, однако для иностранных инвесторов, после их замечания о дороговизне местной рабочей силы, сделали возможность привлекать для работы в ТОРах неограниченное число иностранной рабочей силы на льготных условиях.

Задолженность по заработной плате в регионе к 1 сентября 2016 года достигла 933,3 миллионов рублей, из которых 492 миллиона приходится на Приморский край. Именно Дальний Восток является рекордсменом по задолженности в выплате заработной платы в России. Долги по заработной плате на Дальнем Востоке составляют 26,4% от общей суммы задолженности по заработной плате в России.

Конечно, наиболее ярким примером может служить строительство космодрома «Восточный», на котором, несмотря на обещание Президента взять выплату заработной платы под личный контроль, по сей день заработную плату постоянно задерживают, а строители, соответственно, с завидным постоянством бастуют - почти каждый месяц. Вообще, по данным проекта «Практическая конфликтология», Дальний Восток один из самых конфликтных регионов России, преимущественно за счет Приморского края.

Не лучше ситуация и у бюджетников на Дальнем Востоке: то учителя отказываются преподавать, пока им не выдадут заработную плату, то полностью отказываются от классного руководства в связи с отменой надбавок.

В сфере здравоохранения также есть проблемы. На одну больничную койку приходится порядка 95 человек, что в целом для России показатель самый низкий. Однако это только доказывает, насколько напряженная ситуация с доступностью медицинской помощи в России в целом. Такой показатель - не заслуга местных департаментов здравоохранения. Он складывается благодаря малому количеству населения и существующему, хоть и замедленному, оттоку. Усугубляется это ещё и тем, что количество врачей в ДФО - одно из самых низких, 33,8 тысяч человек. Нагрузка хоть и компенсируется за счет количества населения, но остается достаточно высокой: 183 человека на одного врача. А с учетом специальности врача данные могут быть и иные. Например, больше всего всегда врачей терапевтического профиля. К январю 2015 года в ДФО их было 7605 человек, или один терапевт на 814 человек населения. Хирургов - почти в два раза меньше, 3230 человек или один хирург на 1917 человек населения. Количество педиатров немногим больше количества хирургов, но за счет специальности, на одного педиатра приходится примерно 357 потенциальных пациентов. Такая же ситуация и у гинекологов: врачей этого профиля всего лишь 2000 человек на конец 2014 года, на одного гинеколога приходилось около 2522 потенциальных пациентов, не считая девочек и девушек младше 17 лет.

СУРОВАЯ БОГАТАЯ ПРИРОДА

Дальний Восток постоянно упоминается в сводках новостей в связи со стихийными бедствиями. Во-первых, каждый год там горят леса, причем выгорают значительные площади. При этом лесные ресурсы Дальнего Востока составляют 43% площади всех российских лесов и 33% запаса древесины России. Во-вторых, периодически случаются тайфуны и наводнения, как произошло и в этом году.

В зоне паводка оказалось 22,6 тысяч подворий, на 26 сентября поступило более 31 тысячи заявлений от граждан с просьбой о компенсации ущерба. Определенной насмешкой кажется проведение выборов, показанное как героизм: заливает вода, гибнут люди, теряют свои дома и близких - но их всё равно заставляют проголосовать.

Кроме этого, постоянно горят леса. В 2016 году было зафиксировано и потушено более 1183 лесных пожаров на площади 665,9 тысяч гектар по состоянию на 26 сентября. С 2010 года суммарная площадь пожаров составила более 4 млн гектар, или более 43,1 тысяч квадратных километров. Это территория, по площади даже большая, чем Дания, Нидерланды или Швейцария.

Кроме лесных ресурсов, Дальний Восток также является самым богатым регионом по запасу минеральных ресурсов: 81% общероссийских запасов алмазов, 92% запасов олова, 40% запасов золота, 23% запасов вольфрама, 20% запасов свинца. Алмазы, олово, платина почти полностью добываются в России именно на Дальнем Востоке, кроме того, более половины всего добываемого золота, вольфрама, свинца также добывается на Дальнем Востоке. К этому можно добавить добычу и производство цинка, серебра, угля, меди, ртути, железа, марганца, магния и множества других, в том числе редких, металлов и полезных ископаемых.

Однако, если верить карте месторождений полезных ископаемых, огромное количество месторождений относится к нераспределенным недрам или неэксплуатируемым. Нераспределенные фонд недр - это участки недр, на освоение которых разрешительные документы ещё не выданы(рис. 1). Но также есть распределенные, но неэксплуатируемые участки недр (рис. 2).



Главными проблемами освоения минеральных ресурсов, помимо оттока населения и борьбы интересов крупных корпораций, выступает труднодоступность и неразвитость инфраструктуры. Якобы для решения этих задач и пытались создать сначала особые экономические зоны, а теперь территории опережающего развития, которые должны неким образом привлечь иностранных инвесторов. Проблема здесь заключается не только в том, что мало кто из иностранных инвесторов будет вкладывать в неразвитые районы, чтобы через десяток лет оставить их в другой стране, но и в том, что ради привлечения средств ориентированность этих проектов всегда была на экспорт.

При таком подходе говорить о каком-либо серьезном развитии Дальнего Востока и его инфраструктуры для России не приходится. Ещё одним препятствием становится недостаточная провозная способность транспортных артерий. И если пропускная способность портов увеличивается достаточно быстро, то о железнодорожном сообщении этого сказать нельзя. Ко всему прочему, транспортировка добытых ресурсов вглубь территории России и на российские предприятия оказывается слишком затратной, а система внутрирегиональных авиаперевозок и вовсе пришла в упадок.

Эти же причины не позволяют осваивать и морские ресурсы. Добавляется сюда и общая ветхость судов, что делает каждый выход в море для рыбаков игрой в русскую рулетку: выдержит судно или уже нет. Приватизация рыбохозяйственных предприятий привела к тому, что источником инвестиций стал собственный капитал фирмы, недостаточный для содержания крупнейшего в России рыбохозяйственного комплекса. В результате износ основных фондов порой выше 80%, а отношение к ресурсам не бережное: собственнику необходимо любым способом покрыть свои расходы и получить прибыль. Помощи ждать неоткуда, а ориентироваться на внутренний рынок себе дороже: НДС составляет порядка 20%, при том, что пошлина за вывоз всего лишь 5–10%. Это не считая простоя судов в портах при оформлении необходимых документов и стоимости этого простоя для собственника. В результате невыгодных условий российский добывающий флот эффективно вытесняется обеспеченным зарубежным флотом.

КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ - ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

В последнее время всё чаще звучит мнение, что китайская экспансия на Дальний Восток - это миф, китайцы слишком теплолюбивы и непривычны к нашему суровому климату и плохой освоенности территорий. Хотя, принимая во внимание климат северных и горных провинций Китая, и при этом активное их освоение китайцами, аргументы не кажутся столь убедительными.

Данные о количестве китайцев сильно разнятся в зависимости от ведомства. Так, по данным ФМС на территории России находится 239 492 гражданина Китая. Учитывая, что только часть этих людей приходится на Дальний Восток, говорить об экспансии не приходится. Однако в эту статистику не попадают нелегальные рабочие, кроме того, учитывая стартовавшие проекты по освоению Дальнего Востока, сдачу в аренду земли, количество китайских граждан может увеличиться. К тому же, активно развивается и совместная деятельность по освоению ресурсов: так, для добычи золота планируется создать фонд , 90% средств которого будет принадлежать China NationalGoldGroupCorporation. Вряд ли китайцы согласятся вкладывать свои деньги без серьезных для себя прибылей.

К этому следует добавить, что в отношениях Россия-Китай именно Россия является слабой стороной в связи с «развитием» своей экономики. Поэтому следует ожидать, что условия в таком партнерстве станет диктовать Китай, прекрасно осознающий, что для России потеря Китая значительно тяжелее, чем потеря России - для Китая. О чем неоднократно и прямо говорилось на самом высоком уровне.

Опасения по поводу китайской экспансии подогревал и Збигнев Бжезинский, справедливо отмечавший, что пустое пространство долго пустым не останется. А учитывая обезлюживание дальневосточных земель, слабую заселенность, создание благоприятных условий для иностранных трудящихся, это предупреждение с каждым шагом, предпринимаемым российским правительством по освоению Дальнего Востока со стремлением сэкономить собственные средства, становится всё более реальным. Достаточно сравнить: на всем Дальнем Востоке, где освоение вполне пригодных для жизни земель происходит крайне медленно, проживает в два раза меньше человек, чем в Москве. А через реку - миллиардный, активно развивающийся Китай.

Да, говорить о китайской экспансии как о состоявшемся факте пока рано. Но потенциальная угроза всё-таки существует, и более того, об этом пишет и достаточное уважаемое издание Bloomberg, цитируемое Независимой Газетой.

ИТОГ

Дальний Восток, едва ли не самый богатый регион России, всё больше подвергается риску стать рычагом давления на Россию со стороны соседей. За 25 лет существования Российской Федерации на Дальнем Востоке не только не удалось сохранить достижения в освоении, но «удалось» ещё больше ухудшить положение этого региона. Только в последнее время российская власть пытается исправить ситуацию, но тактика, выбранная правительством, явно не в пользу России.

Либеральная модель экономики с её приватизацией и ориентацией на экспорт привела к тому, что Дальний Восток, в советское время обеспечивавший себя почти всем необходимым, превратился в дефицитный регион, требующий инвестиций и в основном живущий экспортом. Кризис экономики усугубил дело, а надежда на иностранных инвесторов играет злую шутку: населению не становится лучше, условия создаются не для россиян, увеличивается угроза иностранной скрытой экспансии. Инфраструктура, лишенная вложений со стороны России, ветшает и ухудшается. Иностранные инвесторы не станут вкладывать в образование, здравоохранение или транспортную доступность региона и связанность с другими частями страны - у них свои интересы, им нужна выгода для своих стран и корпораций, и не надо принимать их за меценатов. Долги по заработной плате, даже взятые под контроль Президента, безработица, слабая заселенность, освоенность ресурсов дополняют грустную картину.

Дальний Восток показывает, и в ближайшем будущем ещё ярче продемонстрирует реальные итоги либерального курса, взятого в 1990-х годах. Покажет, как именно принято в России решать проблемы, что происходит с социальной сферой, как бездумная политика влияет на развитие отраслей и целых регионов. Если курс останется прежним, то, пусть только фактически, а не формально, Россия имеет все шансы лишиться этого огромного, почти неосвоенного, богатого края.

Новое на сайте

>

Самое популярное