Домой Россельхозбанк Полис для махинаций. Проблемы с полисом осаго

Полис для махинаций. Проблемы с полисом осаго

«Сегодня довольно явно заявил директор департамента страхового рынка (Банка России, Игорь Жук), который сказал: или вы с агентом (РСА) уже как-то решите проблему (в ОСАГО), или мы перейдем к плану Б. Один из вариантов плана Б - это создание государственной страховой компании. Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с Национальной перестраховочной компанией будет», - передает слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентство ТАСС.

Впрочем, позже агентству непосредственно в пресс-службе ЦБ если не опровергли, то не подтвердили это сообщение. «На общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) приняты основные принципы агентского соглашения, направленные на обеспечение доступности полисов ОСАГО в отдельных регионах. Другие варианты решения сложившейся ситуации, включая создание государственной компании, сейчас не рассматриваются», - заявили в пресс-службе регулятора.

Между тем, ситуация в сегменте остается крайне тревожной. Количество страховых компаний на рынке ОСАГО на сегодняшний день составляет уже менее 80, сообщил Игорь Жук на заседании в Госдуме. "Все начиналось в 2003 году. Сначала компаний было 48, потом их стало 180, сейчас на рынке у нас меньше 80 компаний", - передает «Прайм» слова чиновника. Зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что на сегодняшний день в менее чем 20 регионах РФ полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний.

А почему бы и нет?

Проблема доступности полисов ОСАГО сейчас стоит довольно остро и крайне медленно решается, - соглашается член экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев. - Этой проблеме уже не первый год и страховые компании часто навязывают к полису ОСАГО дополнительные страховки или отказывают в его покупке, ссылаясь на отсутствие бланков, например. В ряде регионов ситуация накалилась и появились еще дополнительные сложности с доступностью услуги ОСАГО.

Это связано, - отмечет аналитик, - с деятельностью автоюристов, которые добиваются выплат больших компенсаций и увеличивают количество исков, что делает ОСАГО еще более убыточным для страховых компаний. В результате рынок ОСАГО в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях стал слишком убыточен и некоторые страховые компании закрылись, а оставшиеся не могут обеспечить доступность полисов ОСАГО для граждан.

Выход из ситуации есть, полагает Соничев, но он практически не зависит от компаний, поскольку для них это очень затратно и невыгодно. Проблему нужно решать на уровне законодательства и регулятора. Например, ввести обязанность продаж электронного ОСАГО, что повысит доступность полисов для автовладельцев из всех регионов. Хорошим выходом может стать и предлагаемая передача сегмента ОСАГО госкомпании. Для граждан принятие подобных мер означает повышение доступности ОСАГО, ускорение срока заключения договора страхования и отсутствие дополнительных страховок.

Участники что-то разнылись

Безусловно, сейчас речь идет лишь о том, чтобы убедить страховщиков в необходимости вывода рынка ОСАГО из сложившегося кризиса своими силами, без дополнительного участия государства, - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - Понятно, - говорит он, - что такая непопулярная мера, как работа с единым страховым агентом, вызвала недовольство участников рынка и они будут до последнего сопротивляться новации, но это не отвечает интересам государства. Тут сложно говорить о методах кнута и пряника, поскольку само по себе ограничение рыночных механизмов в проблемных регионах уже - более чем суровая мера, но, очевидно, что ЦБ готов идти до конца, о чем уже вполне открыто говорит: если страховщики не готовы идти на уступки, то торга не будет.

Вообще говоря, - полагает Кирилл Яковенко, - природа кризиса в сфере автострахования носит искусственный характер. Несмотря на то что с начала года рынок сжался на 20%, только за первый квартал за вычетом выплат страховщики заработали на нем более 15 млрд рублей, что примерно столько же, сколько удалось заработать на полисах КАСКО. Опять же отмечу, что на протяжении последних лет постоянные уступки привели к нескольким волнам подорожания полисов для клиентов, что в принципе выглядит несправедливым уже к ним, однако жаловаться продолжают именно участники рынка, отмечу, что они жалуются, но не уходят, а это говорит о том, что не так уж и убыточен бизнес.

С другой стороны, - продолжает аналитик, - сам факт введения распределительной системы аж в 5-ти регионах говорит о том, что страховщики нуждаются в контроле, поскольку в противном случае капризы и нежелание работать в новых условиях могут попросту уничтожить механизмы обязательного страхования. «На мой взгляд, создание нового государственного института в сфере автострахования более чем реалистично, причем сделано это может быть уже до конца года», – заключает Кирилл Яковенко.

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Банк России отмечает смягчение ситуации в целом на рынке ОСАГО после роста тарифов, хотя в ряде регионов РФ данный сегмент остается проблемным, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

"К тому моменту (корректировки тарифов - ред.) ситуация на рынке была уже очень сложной, в ряде регионов практически невозможно было приобрести полис без дополнительных услуг, были сложности с возмещением убытков. В целом, ситуация несколько смягчилась, но в ряде регионов с ОСАГО по-прежнему проблемы", — сказала Набиуллина, выступая в Госдуме.

ЦБ России не сможет менять тарифы ОСАГО в течение года после установления Госдума приняла закон, который запрещает Банку России изменять тарифы ОСАГО в течение года после их установления, норма вступит в силу с 1 сентября 2016 года.

ЦБ дважды повышал базовые тарифы по ОСАГО. Осенью 2014 года тариф был увеличен на 30%. Также был увеличен лимит выплат за имущественный ущерб — со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью — со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Весной 2015 года ЦБ снова повысил тариф, на этот раз на 40%, и расширил тарифный коридор.

Ситуация сложная

Однако, несмотря на смягчение ситуации в ОСАГО, состояние данного рынка оценивается регулятором, как сложное. В частности, остро стоит проблема доступности полисов в некоторых российских регионах.

"Ситуация с ОСАГО находится в центре нашего внимания. Ситуация там сложная. Мы предпринимаем в рамках законодательных полномочий меры для улучшения ситуации. Она неравномерна по регионам", — заявила Набиуллина, отметив, что одна из самых сложных ситуаций — в Южном федеральном округе.

Госдума приняла закон о передаче администрирования страховых взносов ФНС Цель законов - совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платежной дисциплины при проведении расчетов с этими фондами.

В пяти проблемных регионах РФ с 1 июня был запущен новый механизм увеличения продаж ОСАГО. Изначально в перечень таких регионов входили Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, затем в список внесли Челябинскую и Мурманскую области. В рамках этой системы компании-члены Российского союза автостраховщиков (РСА) должны продавать полисы и других фирм, входящих в РСА.

Проблемы с доступностью ОСАГО в ряде регионов возникли в связи с чрезмерной активностью недобросовестных автоюристов, из-за которых этот сегмент стал высокоубыточным для страховых компаний. Автоюристы в массовом порядке, выезжая на места ДТП, скупают у его участников требования, выплачивают им небольшие деньги, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы.

Одно из предложений РСА, направленное на борьбу с недобросовестными автоюристами, заключается в установлении приоритетности "натуральной" формы возмещения в ОСАГО над денежной.

Обязательная продажа Е-ОСАГО

Банк России планирует решить проблему доступности полиса ОСАГО в регионах, обязав страховщиков, работающих на этом рынке, продавать электронные полисы. На сегодняшний день эту деятельность осуществляют порядка 14 страховых компаний.

Госдума на днях приняла законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, предусматривающий введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО. С 1 января 2017 года страховщики будут обязаны заключать договор ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении такого договора в электронной форме.

СК "МАКС": средняя выплата в ОСАГО к концу года может вырасти на 40% Средняя выплата по ОСАГО за первый квартал 2016 года составила примерно 60 тысяч рублей. По оценкам страховщиков, до конца года средняя выплата еще увеличится, до 70 тысяч рублей, в основном за счет инфляционной составляющей.

Закон обязывает РСА и страховщиков ОСАГО с 2017 года обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в интернете в целях заключения договоров в электронной форме. РСА и страховщики также будут обязаны информировать Банк России о фактах реализации рисков нарушения функционирования своих информационных систем.

По словам Набиуллиной, ЦБ считает важным принятие данного закона в РФ, так как на сегодняшний день е-полисов продано не так много.

Старт продаж электронного ОСАГО состоялся 1 июля 2015 года. По данным РСА на начало июня, свыше 200 тысяч электронных полисов ОСАГО оформлено с момента запуска данного проекта, а в сутки, на текущий момент, оформляется в среднем около 570 е-полисов обязательной "автогражданки".

Повышение тарифов ОСАГО спасло рынок от неконтролируемого распада, признаки которого были заметны уже в 2014 году. Вслед за ростом реальной убыточности (до 103-105% по итогам 2014 года), надежные игроки сворачивали продажи полисов страхования автогражданской ответственности. Повышение тарифов позволит рынку избежать ухудшающего отбора – убыточность, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101%, убытки страховщиков от операций по ОСАГО будут минимальны. При этом заметно улучшится качество урегулирования убытков, вырастут выплаты потерпевшим, сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать в зависимости от изменения средней стоимости автозапчастей, практики принятия судебных решений и параметров убыточности. При этом крайне важно не допустить рост мошенничества при введении электронного ОСАГО.

В 2014 году ситуация в сегменте ОСАГО была критической - убыточность превысила 100%-ый уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, составил 103-105%. В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант. В 2013 году лишь 3 компании из топ-20 продемонстрирвали сокращение взносов в ОСАГО – Ингосстрах, Югория и Росгосстрах.

С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, убытки страховщиков будут минимальны. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101% (в случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140%, последовал бы неконтролируемый распад рынка). Заметно улучшится и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сократятся. В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%), страховые компании вновь начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, при значительном спаде продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО вырастет еще сильнее – на рынке вновь начнется кризис. Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско.

Изменение функционирования рынка ОСАГО в результате принятых поправок будет иметь положительные последствия для граждан . Выплаты потерпевшим в результате ДТП вырастут, люди смогут восстановить поврежденное имущество и здоровье. Ожидается также, что выплаты по ОСАГО будут производиться в большинстве случаев своевременно. Заметно сократятся проблемы с урегулированием убытков в виду возобновления работы закрытых ранее пунктов урегулирования убытков. Потребители будут иметь возможность приобрести полис ОСАГО в любом офисе продаж. Сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Кроме того повысится финансовая устойчивость рынка за счет увеличения присутствия надежных компаний.

Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов:

  • Изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике.
  • Изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам).
  • Изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.

От результатов введения электронного полиса ОСАГО зависит развитие ситуации на рынке . В случае, если удастся избежать мошеннических действий (например, введение некорректных данных о водителе с целю не применять повышающий коэффициент и др.), убыточность в 2015-2016 годах останется на прогнозном уровне 100-102%. При этом в будущем стоит ожидать сокращения убыточности за счет оптимизации расходов страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Если же число полисов, оформленных с нарушениями, возрастет, то убыточность ОСАГО вырастет уже в 2015 году. Кроме того, за счет появления сайтов-агрегаторов растет риск перераспределения долей рынка ОСАГО от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на невысоком уровне. Доступность полисов таких компаний повысится за счет реализации их через сеть Интернет. При этом привлекательность для клиентов будет высока за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов. С учетом обязательности прямого урегулирования убытков, при наступлении страхового события страхователи, которые при покупке полиса не обращали внимания на финансовую устойчивость страховщика, а ориентировались лишь на минимальную цену, могут столкнуться с трудностями в получении выплат.

Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.

К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:

Навязанные услуги Страховщики активно навязывают дополнительные страховки, стоимость которых может достигать нескольких тысяч рублей.

Решение проблемы:

  • жаловаться в РСА и Центральный банк
  • покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
  • подавать документы заранее, за 30 дней
Фальшивые полисы Во всемирной паутине много мошенников предлагают сначала оплатить договор, который они потом доставят или скинут на адрес электронной почты.

Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков

Отказ в выплате После страхового случая можно получить отказ. Однако не стоит опускать руки и самостоятельно оплачивать ремонт.

Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд

Проблемы при покупке полиса

Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.

Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:

  • жизни и здоровья
  • имущества

Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:

  • записать разговор на диктофон или камеру
  • получить ОСАГО с дополнительной услугой
  • обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
  • потребовать возврата страховой премии по допнику

Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:

  • написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
  • приложить копии документов
  • предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
  • получить подтверждение того, что все документы приняты

Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.

Проблемы при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:

  • все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
  • нельзя исправлять данные
  • заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
  • на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей

Помимо документа необходимо:

  • сделать качественные фотографии с места ДТП
  • в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика

Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.

Проблемы при выплате возмещения

Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.

Основные проблемы:

Мошенничество с полисами ОСАГО

К сожалению, многие мошенники пытаются продать фальшивые бланки ОСАГО через интернет. Как правило, мошенники публикуют объявление в интернете, обещая не только доставку, но и привлекательные скидки. Также есть мошенники, которые сначала просят оплатить услугу и пропадают. Необходимо учитывать два правила:

  • стоимость ОСАГО во всех компаниях едина и никакие дополнительные скидки по договору за покупку в интернете не предусмотрены
  • заказывать договор необходимо только на сайте Сравни.ру, который предлагает зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте страховщика

Где купить ОСАГО — проверенные страховые компании

Покупать ОСАГО нужно только в проверенных компаниях. Лучше всего отправлять заявку на оформление через портал , который сотрудничает с такими страховщиками, как:

  • Ингосстрах
  • Ренессанс
  • Тинькофф
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • Liberty

Для оформления договора вам необходимо:

  • внести данные транспортного средства в калькулятор
  • указать персональные данные
  • получить расчет страховой премии
  • оплатить договор и получить электронный бланк договора

Дистанционный способ оформления через сайт проверенного брокера поможет сэкономить личное время и выбрать надежного страховщика, который гарантированно выплатит средства при аварии.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Узнать стоимость договора и оформить защиту поможет специальный калькулятор. Для получения расчета необходимо указать:

  • марку и модель
  • количество лошадиных сил
  • срок страхования
  • данные водителей и собственника

В течение нескольких минут калькулятор обработает информацию, и вы узнаете стоимость договора в каждой крупной компании, которая представлена на рынке. Калькулятор не только работает круглосуточно, но и совершенно бесплатно.

Офисы страховых компаний на карте

Через интернет теоретически возможно с 1 июля 2015 г. Пока закон не обязывает страховщиков заключать «виртуальные договоры», а лишь предоставляет такую возможность. Но президент России Владимир Путин уже подписал закон о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которым с 1 января 2017 года страховщики будут обязаны предоставлять услугу оформления электронных полисов или должны будут покинуть рынок автострахования.

В Нижегородской области снова начались проблемы с оформлением , подтверждает Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»:

- Очередь у дверей страховых компаний автовладельцы занимают с четырех часов утра. Люди жалуются, что отделений страховых компаний, работающих в районах Нижегородской области, становится все меньше. Особенно сложно оформить ОСАГО жителям малых городов, районных центров, поселков и деревень.

Страховые компании обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: в Нижнем Новгороде офис имеется, формально законодательная база не нарушена, а представительств по области крайне мало, реально оформить услугу для жителей очень сложно.

Да и целый ряд дополнительных услуг, навязываемых страховщиками - , имущества - тоже не радует и весьма облегчает кошелек добросовестных автолюбителей. Еще пару лет назад это было актуально лишь для нескольких регионов РФ. Сегодня, по словам президента РСА Игоря Юргенса , ситуация развивается лавинообразно. В ЦБ говорят, что она охватывает уже 65 регионов, или две трети страны.

Официальной причиной сегодняшней ситуации на рынке автострахования представляется то, что с июля 2016 г. разрешено продавать только полисы нового образца, которые в достаточном количестве в регион еще не поступили.

При этом следует отметить, что бланки старого формата имеют право выдавать еще до октября 2016 г. Однако как-то так получается, что старых «уже нет», а новых полисов «еще нет».

В рамках складывающейся ситуации услуга «электронный полис» была бы очень кстати.

С 30 августа по 4 сентября 2016 года Центр помощи автомобилистам проводил опрос о том, как жители области оформляют ОСАГО и востребован ли сервис е-полисов сегодня. Сотрудниками центра на автозаправочных станциях области, на парковках Нижнего Новгорода, а также в соцсетях было опрошено 676 автолюбителей. Из них 346 (51%) – население областного центра, остальные - жители районов области.

Как оказалось, более половины (54%) опрошенных не знают ничего о том, что ОСАГО можно оформить на сайте страховой компании.

Оставшаяся часть автолюбителей осведомлена об этой услуге. Пытались воспользоваться данной услугой только 65 опрошенных, из них 44 автолюбителя - жители районных центров. Но в целом, это менее 10% от всех респондентов. И в итоге, получилось это сделать лишь у трех автолюбителей.

Респонденты пояснили, что основной причиной не возможности оформить полис стал нерабочий сервис у ряда компаний: на сайте имеется раздел «Электронный полис», но после долгого заполнения автовладельцем специальной формы, состоящей из множества граф, предлагается подождать, после чего сайт зависает, приходится его перезагружать и заполнять снова, после чего все повторяется…

В итоге опрошенные нижегородцы потратили более часа времени, и после им все же пришлось посетить страховую компанию лично. А у нескольких компаний, которые являются наиболее востребованными в нашем регионе, таковая услуга и вовсе отсутствует.

Страховые компании очень неохотно переходят на электронные полисы ОСАГО.

При продаже электронных полисов страховщик не может осмотреть автомобиль, зафиксировать уже имеющиеся на момент страхования повреждения и проверить оригиналы документов. В результате электронный полис может стать дополнительным инструментом в руках мошенников.

Ежегодно стоимость ОСАГО для автолюбителя возрастает, но при этом автострахование по-прежнему является убыточным для страховщиков. И связано это с большой долей мошенничеств в данной сфере.

Абсолютное большинство страховых компаний России пытается либо минимизировать количество продаваемых полисов ОСАГО, воспринимая это как обязанность, либо совсем уйти с рынка автострахования.

На сегодняшний день мы сделали вывод о том, что ни правоохранительные органы, ни службы безопасности страховых компанийне хотят объективно рассмотреть и признать проблему и начать предпринимать реальные шаги для борьбы с мошенниками. И только при объединении усилий администраций, правоохранительных органов, введения четкого регламента оформления ДТП возможно улучшение ситуации в данной сфере.

Новое на сайте

>

Самое популярное