Домой Сбербанк Экономические механизмы защиты окружающей среды. Экономические механизмы охраны природы

Экономические механизмы защиты окружающей среды. Экономические механизмы охраны природы

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :


· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

«Загрязнитель платит» - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата, связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи . Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном этот тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Кадастры

Финансовое и

Экономическое

природных

материально-

пользование

стимулирование

ресурсов

техническое

природными

Экологическое

обеспечение

ресурсами и

Экологические

страхование

их загрязнение

Рис.20.6. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Основным принципом экономического механизма природопользо-

вания является платность , что означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежитстоимостная оценка природных ресурсов .

Учет и оценка природных ресурсов. Государственные приро-

доохранительные органы Республики Казахстан совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку(кадастры водных объектов, недр, лесов, отходов и др.).

Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве, например атмосферный воздух, вода в Мировом океане.

Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия к рациональному использованию и охране этих ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия производства на окружающую среду.

Лимиты на природопользованиеявляются системой экологи-

ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (ОПС) и размещения отходов производства. Эти лимиты уста-

Экология

навливаются специально уполномоченными на то государственными органами РК в области охраны,ОПСисходя из необходимости

поэтапного

достижения

нормативных

использования

(изъятия) природных ресурсов, ПДВ и ПДС и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

в регионе.

природопользование является

основных

принципов закона РК об охране окружающей среды (ст. 3).

за природные

ресурсы(землю,

иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов (рис.20.7).

Плата за пользование природным ресурсом– это цена потреб-

ляемого количества ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы(.е. платежи за природные ресурсы являются налогами) (статья 28).

Плата за воспроизводство и охрану природного ресурса– это компенсация бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности. При определении размеров этого вида платежа учитываются:

- затраты на воспроизводство природного ресурса;

- системы контроля и мониторинга состояния природного - ре

Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Плата за загрязнение

Плата за пользование

Плата за другие

природной среды

природными ресурсами

виды воздействия

В пределах допустимых

В пределах

нормативов

установленных лимитов

В пределах временно

За сверхлимитное

РЕГУЛИРУЕТСЯ

согласованных

и нерациональное

нормативов

использование

Отраслевым

природноресурсным

За сверхлимитное

За воспроизводство

законодательством

Загрязнение

ПОСТУПАЕТ

За размещение

на воспроизводство и охрану

Экология

природных ресурсов

Рис.20.7. Платежи за природопользование (по Культелееву С.Т., 2001)

Плата за землю регулируется Законом РК «О Земле» от 24.01.01., а также другими нормативно-законодательными документами.

Формами платы за землю показаны на рис. 20.8.

Рис. 20.8. Форма платы за землю

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Таким образом, земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи при постоянном землепользовании.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.

Арендная плата – взимается за землю, предоставленную государством во временное пользование.

Размер арендной платы определяется, исходя из экономической оценки арендуемого участка, затрат на воспроизводство (поддержание состояния). Величина арендной платы базируется на нормативах -зе мельного налога и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора.

Система платежей при пользовании недрамивключает следую-

щие виды платежей (рис.20.9).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА НЕДРА

За право на

За право поль-

За воспро-

поиски, раз-

зования нед-

изводство

ведку полез-

чу полез-

минераль-

ных иско-

но-сырьевой

копаемых

Рис. 20.9. Формы платы за недра

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством. При добыче мине-

Экология

рального сырья из лучших месторождений, благодаря чему получена сверхнормативная прибыль, производится акцизный сбор.

Плата за воду определяется по тарифу за 1 м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. В целях рационального использования забираемой воды для промышленных предприятий устанавливаются лимиты водопользования(месячные, годовые)

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ВОДЫ

Рис.20.10. Форма платы за воды

Плата за лесные ресурсы и растительные ресурсы. Установлены сле-

дующие виды платежей за пользование лесным фондом (рис. 20.11, 20.12).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЛЕСА

Рис. 20.11. Форма платы за ресурсы леса

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Размер минимальных ставок дифференцирован в зависимости от группы лесных пород, вида древесины и других показателей.

ФОРМЫ ПЛАТЫ ЗА РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 20.12. Формы платы за растительные ресурсы

Плата за пользование животным миром представлена на рисун-

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Рис.20.13. Форма платы за ресурсы животного мира

Экология

Она включает плату за лицензию на отстрел диких животных. За плату в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира, например, отнесенные к объектам рыболовства и др.

Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи предпри-

ятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

- за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов:

Для расчета размеров платежей устанавливаются региональные нормативы платы (базовые).

Общая величина платежей предприятия за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов определяются суммирова-

нием платежей за нормативные выбросы (сбросы) и размещение отходов и за их превышение.

Таким образом, система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

К основным видам экономического стимулирования относятся:

- льготное налогообложение и кредитование предприятий при внедрении мало- и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов;

- применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий и др.

Система налоговых льгот может иметь место при осуществлении природоохранных мероприятий на сумму в размере30 % и больше за счет прибыли предприятия.

Экология

Экономические санкции (штрафы, выплаты и т.п.) за нарушение природоохранного законодательства, превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ выплачивают за счет прибыли предприятия, что также относится к рычагам экономического стимулирования природоохранной деятельности.

Экологические фонды. Согласно Закону РК«Об охране окружающей среды» фонды охраны окружающей среды могут быть государственными и общественными. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан (рис.20.14).

Средства от прода-

Прибыль от

Пожертво-

жи конфискованных

участия в дея-

вания и про-

орудий охоты и не-

тельности

чие поступ-

законной продукции

предприятий

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

На охрану ОПС

На оздоровление ОПС

Строительство очистных сооруженийВнедрение экологически чистых технологий Компенсация вреда здоровью граждан Научные исследования Экологическое воспитание и образование

Рис. 20.14. Образование и распределение средств экологического фонда

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет средств бюджетов всех уровней; собственных средств предприятий; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения и других источников. Источниками финансирования экофондов являются средства, поступающие от природопользователей в виде плат за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушения Законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих Законодательству РК.

Для решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей сре-

Экология

ды создается Единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая экологические фонды всех уровней.

Экологическое страхование. Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общем ущербе от загрязнения окружающей среды достигает25 – 30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.

Предприятие (страхователь) заключает договор со страховой компанией (страховщиком) согласно этому договору, страхователь уплачивает страховой взнос, то есть вносит плату за страховую услугу.

А услуга состоит в том, чтобы при наступлении страхового случая выплатить предприятию страховое возмещение, дающее страхователю средства для возмещения ущерба.

Государственное экологическое страхование предприятий, уч-

реждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф, может осуществляться вдобровольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком согласно Закону о страховании.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия(в соответствии с классом опасности объекта), подлежащие обязательному страхованию.

Оценка экономических ущербов от негативных воздействий на окружающую среду производят, имея полную информацию о качестве окружающей среды, которую получают по схеме, представленной на рис. 20.15.

В настоящее время разработано множество методик оценки экономического ущерба окружающей среды, представленные на рис. 20.16.

Экология

Рис.20.15. Схема сбора информации (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

Рис. 20.16. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

приятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический менеджмент. Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое должно сочетать эффективность производства с охраной окружающей среды (в том числе среды обитания человека), а также с рациональным использованием природных ресурсов.

биосфера», которое должно вести к коэволюции природы и общества. Функции ЭМ. ЭМ выполняет следующиефункции :

- управление состоянием природных ресурсов;

- управление состоянием социоприродных систем;

- управление состоянием и использованием природных ресурсов;

- управление восстановлением запасов природных ресурсов;

- управление процессами антропогенной нагрузки на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения ОС и использования отходов производства).

Для успешного ведения экологического менеджмента необходимы:

- новое мировоззрение экологической направленности;

- экологическая грамотность и информированность;

- изучение и контроль экологических проблем (мониторинг);

- экологизация всех сфер деятельности;

- экономическая и финансовая поддержка.

21. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- Экологическое образование;

- Экологическое воспитание.

Экологическое образова-

ние - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения

Экология

экологическими знаниями, умениями, навыками.

Цель и задача. Вместе с cоциально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали выходу Казахстана из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

В 1992 г принят закон РК «Об образовании», который определил проблему «Экологической направленности образования» как принцип государственной политики. Таким образом, законодательно созданы все условия для всесторонней подготовки населения в области экологических знаний.

В целях реализации закона «Об охране окружающей среды» было создано образовательное учреждение по экологии в Казахстане«Экоцентр» – некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется действующим законодательством РК.

Вступившая в действие система экологического образования -се годня носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Вводится экологизация предметов. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется

и экологический компонент содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня во многих университетах, академиях и педагогических вузах Казахстана.

Открыты магистратуры и аспирантуры по экологическим специальностям. Развивается международное сотрудничество в области образования по программе ТАСИС, «Болашак».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считает необходимым постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…. простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.)

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Рей-

Экология

мерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. – вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит

одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

- Сложившийся в массовом сознании в течении многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за-

Экология

висит от переоценки ценностей и смены«приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

Высшей стадией экологизации сознания являетсяэкологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры– совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев(1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой – т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че-

ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин- формационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение.

Экология

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1996. 192 с.

3. Экология: Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова М.:

Знание, 1997. 288 с.

4. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие. М.:

Агар, 1997. 87 с.

5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 240 с.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. 320 с.

8. Экология: Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы

и гипотезы. М.: Молодая гвардия, 1994. 367 с.

10. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1998. 367 с.

11. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М.: Просвещение, 1976. C.58 – 80

12. С-Пб.: Гидрометеоиз-

дат, 1992. 59 с.

13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание: Концептуальная эко-

логия. М., 1992. 368 с.

14. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан и меры по ее улучшению. Государственный доклад. Алматы, 1996. 129 с.

15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АО МДС, 1996. C. 66 – 68

17. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведе-

ния. М.: Владос, 1998. 384 с.

18. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан. 3 квартал. Алматы, 1993. 13. с.

19. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997. 82 с.

Экология

20. Экология: задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996. 176 с.

21. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на

уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. 208 с.

22. Методы анализа объектов окружающей среды. Сб. статей. Новосибирск, 1988. 142 с.

23. Сборник нормативных документов по вопросам охраны -ок ружающей среды. Минск, 1995. Вып. 9. 163 с.

24. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справочное издание. М.: Химия, 1991. 368 с.

25. Лапицкая М.П. Очистка сточных вод. Примеры расчетов. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 168 с.

26. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе

вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

27. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии. Минск: Вышэйшая школа, 2001. 343 с.

28. Список ПДК и действующих ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Алматы, 1993.

29. Методика определения размеров платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Алматы, 1996.

31. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С-Пб.: Госкомгидромет, 1992.

32. Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

33. Мирзаев Г.Г., Иванов Б.А. Экология горного производства.

М.: Недра, 1991. 320 с.

34. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф., Лысяный Г.Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986.

35. Луканин В.,.Н Трофименко Ю. .В Промышленнотранспортная экология. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.

специальностей. Алматы: КазНТУ, 2003. 28 с.

39. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей / Под ред. Н.В. Лазарева и др. М.: Химия, 1977. Т. 3. 608 с.

40. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997.

41. Воробейков Г.А. Нитраты вокруг нас. С-Пб.: Гидрометеоиз-

42. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия.: Учебник. М.:

Логос, 2000.

43. Яковлев С.В., Стрелков А.К. Охрана окружающей среды.

М.: АСВ, 1998.

44. Ревелль П., Ревелль Ч. М. Среда нашего обитания. В 4-х кн.

М.: Мир, 1994.

45. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса М.:

Колос, 2000.

46. Лунин В.В., Попович М.П., Ткаченко С.Н. Физическая химия озона. М.: МГУ, 1998.

47. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы: Санат, 1995.

48. Судо М.М. Геоэкология. М.: МНЭПУ, 1999.

49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: 2000.

50. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Пресс, 1999. 143 с.

51. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. Киев: Будивельник, 1986.

52. Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В., Савицкий А.И. Экология и безопасность. Справочник в 3-х томах: Безопасность человека. Т. 1. Экологическая безопасность. Т. 2. Технологическая безопасность. Т. 3. М.: ЭКИП. АУТО, 1994.

53. Кожемякин В.А. Маплоотходные процессы и охрана окружающей среды в металлургии редких металлов. М.: Недра, 1991. 140с.

1.3. Взаимосвязь экологии с другими науками……………...…..12

2. АУТОЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ

(ФАКТОРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)………………………….. ..17

2.1. Организмы и среды их обитания ……………………………...17

2.2. Факторы среды……………………………………………….. ..19

2.3. Закономерности действия факторов среды на организмы.... .22 2.3.1.Закон минимума Либиха ………………………………...…...23

2.3.2. Закон толерантности (оптимума) Шелфорда….…………....23

2.3.3. Обобщающая концепция лимитирующих

факторов Одума……………………………………………...25

2.3.4. Адаптация к природным явлениям ………………………....26

3. ДЕМЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И

СООБЩЕСТВ............................................................................................

3.1. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции…………………………………………………….. ...31

3.2. Классификация популяций …………………………………....33

3.3. Количественные показатели (характеристики, свойства)

популяции……………………………………………………....34

3.3.1. Статические показатели популяции………………………...34

3.3.2. Динамические показатели популяции……………………....35

3.4. Действие экологических факторов на популяции………....41 3.4.1. Действие экологических факторов ………………………....42 3.4.2.Закон квантитативной компенсации Чижевского ………....43 3.4.3. Действие биотических факторов в популяциях…………....43

Гаузе. «Золотой закон» экологии ………………………….....71

4.4.1. Свойства экосистем…………………………………..……...71

4.4.2. Основной «золотой» закон экологии ……………………....77

4.4.3. Закон (принцип) конкурентного исключения Гаузе...........3

5. ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ…………….......84

6. БИОСФЕРА И БИОСФЕРНО-НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В.И.ВЕРНАДСКОГО………………………………………….........89

6.1. Эволюция биосферы ………………………………………......89

6.2. Сфера жизни…………………………………………………....91

6.3. Границы биосферы …………………………………………....92

6.4. Биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского…….....95

6.4.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере………………….........95

6.4.2. Ноосфера – сфера разума…………………………………....98

6.5. Функции живого вещества …………………………………..101

6.6. Свойства живого вещества …………………………………..103

6.7. Основные свойства биосферы………………………………..104

6.7.1. Фотосинтез ………………………………………………….104

6.7.2. Биомасса поверхности суши ……………………………....106

6.7.3. Биомасса почвы …………………………………………….106

6.7.4. Биомасса мирового океана ………………………………...107

7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ……………………....108

7.1. Характеристика круговоротов ……………………………....109

7.2. Круговорот воды ……………………………………………..112

7.3. Круговорот углерода …………………………...………….. .114

7.4. Круговорот кислорода ……………………………………….117

7.5. Круговорот азота ……………………………………………..119

7.6. Круговорот фосфора………………………………………….122

7.7. Круговорот серы ………………………………………….….124

7.8. Круговорот неорганических катионов ………………….….126

7.9. Антропогенный круговорот: круговорот ксенобиотиков

(ртуть, свинец, хром)......................................................................

8. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ……..…133

8.1. Человек как биологический вид………………………...…...133

8.2. Наследственность – фактор здоровья человека………….…133

Для совершенствования системы взаимоотношений человека и природы используют экономический механизм, направленный на защиту окружающей природной среды. Он предназначен для стимулирования субъектов хозяйственной деятельности и граждан к бережному отношению к природе. У субъектов права должно быть выработано самосознание, что нанесение вреда окружающей среде равносильно нанесению вреда самому себе. Экономический механизм включает инструменты поощрительного и принудительного характера, направленные на достижение целей государственной экологической политики.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями).

1. Первый метод - разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

Прогнозы социально-экономического развития базируются на системе разных видов прогнозов, включающих демографические, экологические, научно-технические, внешнеэкономические, социальные, а также отраслевые, региональные и т.д. Экологический прогноз представляет собой предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах одного материка или нескольких стран, океана, моря), национальный (в пределах государства) и локальный (касается небольших территорий или отдельных объектов) экологические прогнозы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по стране, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. В них представлены количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. В этих прогнозах должна учитываться экологическая составляющая.

О недооценке роли экологического прогнозирования и ее негативных последствиях свидетельствует пример сахельской трагедии - региональной экологической катастрофы. Экологический прогноз, предсказавший жестокие засухи в 70-х гг. XX в. в зоне южнее Сахары, называемой Сахелью, был сделан еще в 40-е гг. XX в., однако это предостережение не было учтено. В результате, несмотря на международную помощь, этот район постигли большие бедствия - пало до 80% скота, погибли почти все дети в возрасте до двух лет.

Число человеческих жертв, по некоторым данным, достигло 2 млн человек .

2. Второй метод - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата устанавливается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные или подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Платежи за загрязнение являются средством воздействия на организации-загрязнители в целях реализации принципа «загрязнитель платит».

3. Третий метод - установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения паи- лучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Лимиты на размещение отходов - это ограничения количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. При их разработке учитывают количество, вид и классы опасности образующихся отходов и площадь (объем) объекта их размещения.

Лимиты, устанавливаемые на определенный срок для организаций-природопользователей, являются составной частью системы экологических ограничений по территориям и представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

4. Четвертый метод - проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов.

Различают экономическую и внеэкономическую оценки природных объектов и ресурсов. Экономическая оценка представляет собой определение общественной полезности природных объектов или ресурсов в денежном выражении, т.е. вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство или потребление. Внеэкономическая оценка - определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности объекта или ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях. Однако она может быть условно исчислена в денежном выражении как сумма, которой готово и может пожертвовать общество за сохранение этого вида ресурса.

Необходимо учитывать, что природные объекты редко бывают изолированными, поэтому экономическая оценка должна проводиться комплексно, включая комбинирование данного ресурса с другими и с оценкой природно-экономического потенциала территории.

Природные объекты нельзя создать, но пользователь несет затраты, связанные с получением прав на временное пользование или изъятие ресурса, длительность которого нередко составляет несколько десятков лег.

Экономическая оценка природных ресурсов используется для определения их стоимости, выбора оптимальных параметров использования, расчета экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды, оценки ущерба, причиненного окружающей среде.

При проведении экономической оценки природных ресурсов и объектов берут за основу базовую цену, определенную на основе данных государственного (в частности, кадастрового) учета. Возможна корректировка этой цены с учетом рыночного спроса. Цена природного ресурса может быть назначена при проведении аукционов, торгов и т.д. Определенное влияние на цену ресурса, помимо экономической и социальной конъюнктуры, оказывают идеологические и психологические факторы. Например, при установлении цены редкого биологического вида, имеющего этическое и эстетическое значение, исходят из того, сколько общество согласно платить за его сохранение.

При дефиците времени и данных проводят экспертную оценку стоимости природных объектов и ресурсов группой экспертов.

  • 5. Пятый метод - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.
  • 6. Шестой метод - поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. К такой деятельности относятся производство и продажа товаров, оказание услуг, осуществляемые в целях улучшения качества и охраны окружающей среды. Например, к ней можно причислить создание объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления; работы по созданию природоохранного оборудования, прогрессивных природоохранных технологий, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия; экологический аудит; информационные услуги в сфере экологии и охраны окружающей среды; экологическое страхование и т.п.

Существуют и иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

  • См.: Степановских А. С. Общая экология. М.: Юнити-Дана, 2002.

Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

· предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

· платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

· платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

· штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

· рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

· дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

· финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

· страхование экологических рисков.

Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

· за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

· за земли сельскохозяйственного назначения;

· за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

· экономической значимости и экологического состояния района РФ;

· уровня социально-культурного потенциала;

· уровня исторической ценности территории.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

· инженерное и социальное обустройство территории.

Новое на сайте

>

Самое популярное