Домой Сбербанк Модернизация экономики и экономическое развитие россии. Модернизация экономики россии - доклад

Модернизация экономики и экономическое развитие россии. Модернизация экономики россии - доклад

Понятие «модернизация» экономики буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. Речь идет:

Во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;

3) в-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления;

4) в-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение;

5) в-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Путь первый, модернизация сверху – это путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного ресурса.

Исторический опыт показывает, что модернизация сверху может быть успешной после длительного периода спокойной эволюции без вмешательства государства, причем видимый успех иногда достигается на сравнительно коротких отрезках времени, что усиливает ее привлекательность. А потрясения, ею вызываемые, обычно оказываются столь отдаленными, что их с давно прошедшей и возвеличенной историками модернизацией сверху уже никто и не связывает. Модернизация сверху, чтобы достичь результатов, которые можно было хотя бы первое время трактовать как позитивные, должна обеспечить колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти, в первую очередь власти, такой как у Петра и Сталина.

Путь второй – модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран всюду, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не само решало за всех что делать, что строить; оно создавало условия и институты, которые способствовали инициативе и самодеятельности, которые превращали их в подъемную силу.

Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход.

Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.

Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.

В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу.


Цитировать публикацию:
Трубецкая О.В. Модернизация российской экономики: подходы и сценарии // В сборнике «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». - 2012 - с. 235-239. - URL:

Другие статьи по этой тематике:




Аннотация:

Экономические реформы 90-х годов не привели к переходу в постиндустриальную стадию развития российской экономики. Инновации являются одним из ключевых факторов рыночной конкуренции, способствующим получению сверхприбыли за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий. В настоящее время главными задачами страны являются: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения. Основным движущим фактором изменений была провозглашена модернизация.

Экономические реформы 90-х годов не привели к переходу в постиндустриальную стадию развития российской экономики. В настоящее время инновации являются одним из ключевых факторов рыночной конкуренции, способствующим получению сверхприбыли за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий.

В настоящее время главными задачами страны являются: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения. Основным движущим фактором изменений была провозглашена модернизация.

По мнению ученых экономистов, модернизация означает такое обновление, которое заменяет экономический объект – материальный, организационно-управленческий и социально-производственный качественно новым, соответствующим образцам более высокого уровня .

Также под модернизацией можно понимать комплексный процесс, происходящий под воздействием структурных сдвигов и вызывающий изменения технологической, институциональной, ресурсной и социальной сфер общества.

Таким образом, модернизация предполагает создание и внедрение инноваций в экономическую систему. Развитие экономической системы создает в свою очередь предпосылки модернизации, которая приводит к новому качеству экономического роста.

Выделяют три типа модернизации: экономическую, институциональную и технологическую.

Ведущую роль в экономической модернизации играют производительные силы общества. Под их влиянием происходит рост и развитие экономики.

Институциональная модернизация подразумевает работу про проектированию и выращиванию целостной системы институтов, необходимых для эффективной рыночной экономики. Такой подход предполагает эволюционный путь развития всего общества.

Технологическая модернизация предполагает обновление технологий, продукции, оборудования, методов организации и управления. Технологическая модернизация непосредственно приводит к росту производительности на основе интенсификации потока инноваций.

Вышеперечисленный типы модернизации взаимосвязаны между собой: если институциональная система хорошо отлажены и успешно поддерживает рыночные отношения, то технологическая модернизация идет беспрепятственно, формируется поток инноваций, который приводит к подъему экономики и развитию экономической системы.

Первой российской модернизацией можно считать реформы Ивана Грозного – в стране было налажено производство современного для того времени оружия, пороха, появились книгопечатание и литейное дело. Второй модернизацией были реформы Петра I в конце XVII – начале XVIII в. Целью петровских реформ было создание и развитие новой отрасли промышленности – кораблестроения, а также отраслей, обеспечивающих армию всем необходимым – текстильная, кожевенная отрасль и т. д.

Следующей модернизацией, оказавшей существенное влияние на экономику России можно считать реформы С. Ю. Витте. Она предусматривала решение оборонных задач, строительство железных дорог, стабилизации и конвертации российского рубля, государственной поддержки предпринимательства, освоение рынков Юго-Восточной Азии и Америки.

В советский период была проведена масштабная индустриализация советской экономики 1930-х гг. Ее отличительной особенностью было создание группы взаимосвязанных и технологически дополняющих друг друга предприятий, при этом формировались как полные технологические цепочки, так и система научно-исследовательских и опытно-конструк­торских организаций, обеспечивающих возможности развития технологий и производства, а также система подготовки кадров.

Одной из последних крупный модернизаций является переход от командно-административной системе к рыночной экономике. Проведенные институциональные и экономические преобразования оказались малоэффективными и привели к системному кризису и функционированию экономики на стадии суженного воспроизводства.

Степень изношенности основного капитала в РФ достигает 70-80%. Одно из ключевых звеньев технологической модернизации – машиностроение – понесло огромные потери и до сих пор не восстановило уровень 1990 г. За период преобразований возросла доля добычи полезных ископаемых (с 94,5 % в 1995 г. до 108, 2 % в 2010 г), существенно сократилась доля обрабатывающей промышленности, а ряд отраслей (судостроительная, автомобильная, станкостроение) пришли в полный упадок .

Также одной из ключевых проблем является воспроизводство трудоспособного и дееспособного населения. За 1991 – 2009 гг. численность населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 14 млн человек. В ближайшем будущем страна будет ощущать острый недостаток кадров для нано- и информационных технологий и других перспективных работ.

Провозглашенный сегодня курс на модернизацию в «Основных направлениях антикризисных действий правительства Российской Федерации на2010 г.», а также в «Концепции 2020», является принципиальной установкой, но в этих программах отсутствуют конкретные пути и методы реализации модернизации, не определено, кто и на каких условиях будет осуществлять модернизационный прорыв. Также не учитываются ограничения, налагаемые сложившейся институциональной системой в стране: слияние власти и собственности; превращение государственных функций в один из видов капитала, с которого государственные управляющие получают административную ренту; широкая криминализация государственных органов; отсутствие оппозиции.

В настоящее время модернизация может осуществляться сверху или снизу .

Модернизация сверху предполагает, что государство будет проводить те преобразования, которые сможет контролировать. К ним можно отнести институциональные и технологические изменения. Исполнение предписаний, как правило, обеспечивается бюрократией или силовыми структурами. На бизнес возложена инвестиционная деятельность, вовлечение трудовых ресурсов в экономическую деятельность. По мнению ученых, при таком сценарии модернизации интересы государства и бизнеса будут расходиться, так как бизнес нацелен на максимизацию своих доходов, а инициативы государства будут ограничивать его устремления. Государство вынуждено будет либо прибегать к принуждению, либо создавать определенные стимулы на нужных представителей бизнеса. Последние будут стремиться получить максимальную выгоду, тогда как остальные фирмы окажутся в неравных конкурентных условиях. Со стороны общества будет формироваться недоверие и к государству, и к представителям бизнеса, так как в условиях невозможности контроля деятельности государства и фирм, население будет уверено, что все изменения будут происходить к выгоде вышеназванных субъектов.

Модернизация сверху может быть успешной при наличии следующих предпосылок: дешевая рабочая сила; возможность заимствования передовых технологий; существование открытых рынков, на которые можно экспортировать производимую продукцию.

Модернизация снизу предполагает активное вовлечение бизнеса, населения в осуществляемые изменения и может проводиться по двум сценариям: решительный рывок или постепенное развитие.

Целью решительного рывка является создание с помощью институциональных реформ условий для активизации инициативы и энергии населения. В начале происходит трансформация политической системы, создаются условия для политической конкуренции, затем происходит перестройка политико-экономических институтов в пользу граждан, общество начинает доверять государству и содействовать ему в преобразованиях.

Постепенное развитие – это вариант модернизации снизу, который предполагает поток институциональных изменений, постепенно приводящий к ощутимому развитию экономики и общества.

Это вариант предполагает реформирование правовой, жилищной пенсионной сфер, здравоохранения и образования. Создание доверия между государством, бизнесом и обществом и постепенное перемещение решений сверху вниз.

В России осуществляется первый вариант модернизации. В ходе преобразований произошло усиление коррупции, не развит конкурентный механизм рынка, имеет место отток капитала и человеческих ресурсов.

Модернизация в таких условиях невозможна, поэтому необходимо осуществлять не только экономические, но и институциональные изменения.

В настоящее время первичной целью модернизации является объединение российского общества путем взаимодействия государства, общественных организаций, СМИ для разработки единой концепции модернизации, где будут отражены экономические, социальные и культурные возможности и потенциальные выгоды, которые получит страна от проведения преобразований.

Таким образом, модернизация – это комплексный процесс, происходящий под воздействием структурных сдвигов и вызывающий изменения технологической, институциональной, ресурсной и социальной сфер общества.

Модернизация может осуществляться по двум сценариям: модернизация сверху и модернизация снизу. Модернизация сверху предполагает активную роль государства и является успешной при наличии рынков сбыта, дешевой рабочей силы.

Модернизация снизу предполагает, прежде всего, институциональные преобразования, активную роль бизнеса и население в реформировании экономики страны, а также существование доверия со стороны экономических субъектов.

Приоритетами модернизации в настоящее время являются: изменение правил поведения экономических субъектов, достижение прогрессивных сдвигов в институциональных преобразованиях, повышение конкурентоспособности экономики страны.

Источники:
1.Черковец В. Н. Тенденции, типы и виды модернизации современной российской экономики // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2011. № 2. С.7.
2. Российский статистический ежегодник. URL:http://www. Gks.ru (дата обращения 21.01.2012).
3. Ясин Е. Институциональные ограничения модернизации, или приживется ли демократия в России? // Вопросы экономики. 2011. С.5

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением в фазу глобализации.

Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на пути догоняющей модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.

Россия нуждается в аутентичном (самотождественном) модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономики страны, регионов, компаний. Проект модернизации России - это не сугубо национальный проект развития одной отдельно взятой страны; это общезначимая модель, альтернатива развития, позволяющие России оставаться на уровне мировых процессов и мировой компетентности.

Понятием «модернизация» экономики означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

Речь идет, во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках.

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные.

В-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления.

В-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, если хотите, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени.

В-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Анализируя степень изученности данной темы в литературе можно отметить работы А.С.Панарина, В.Г.Федотовой, В.И.Толстых, С.Е.Кургиняна, А.Дугина. Критика модели догоняющей модернизации слева осуществлена группой авторов, объединившихся вокруг журнала “Альтернативы” и реализовавших исследовательский проект под названием “Россия в конце ХХ века. Итоги и перспективы модернизации”, в котором проблемы модернизации российского общества рассмотрены и, в том числе, с точки зрения левых альтернатив развития. Однако, несмотря на более комплексную и углубленную проработку вопроса в очередном программном документе реформаторов, ряд принципиальных вопросов модернизационного проекта остается за кадром.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности процесса модернизации экономики РФ, рассмотрение путей повышения и становление конкурентоспособных отраслей.

Подводя итоги, можно сказать, что российская экономика находится в процессе сложных институциональных преобразований, затрагивающих экономические и социальные шлемы всех уровней. На макроуровне наметился подъем экономики, сопровождающийся улучшением основных социально-экономических показателей. Однако остаются нерешенными главные проблемы, в том числе перекос отраслевой структуры, ориентированной на производство низкотехнологичной и ресурсоемкой продукции, сырьевая направленность экспорта и возрастающая зависимость от импорта, неустойчивость финансовой системы, невостребованность человеческого капитала, существенное сокращение доли национальной экономики в мировом ВВП. Схожие проблемы наблюдаются на мезоуровне в регионах. Улучшение финансовых показателей большинства российских компаний, в первую очередь, повышение капитализации фондового рынка как индикатора финансовой эффективности, пока не свидетельствует о значительном повышении конкурентоспособности российской экономики.

Модель экономического развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации. Поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Но как свидетельствует анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция нерыночного сектора, показывает, что сегодня мы находимся в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций, чем всего два года назад. Во всяком случае, предприятия, научившиеся сводить концы с концами без бартера и денежных суррогатов, становятся более прозрачны и привлекательны для инвесторов. Это важнейший факт, заслуживающий общего внимания.

Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает стагфляционный и устойчиво ресурсоемкий тип развития, не стимулирует сокращение ресурсоемкости. Существующий отрыв финансового хозяйства от реальной экономики и социальной сферы, привязка денежной системы к доллару, высокая ставка рефинансирования, дорогие кредит повышенная рентабельность финансовых операций, утечка капитала, отсутствие прозрачности акционерного капитала и многие другие элементы создают дефицит инвестиционных средств на инновационную деятельность и модернизацию промышленности. Экономические реформы, взятые в целом, демонстрируют явную незавершенность в двух направлениях: во-первых, сохраняется закрытость и непрозрачность внутреннего функционирования государства и предпринимательства в рыночной среде, а во-вторых, отсутствуют правила и нормы взаимодействия этих главных систем в конкурентной среде.

Но модернизация как таковая находится в самом начале и во многом только определяет свои пути. Обычно выделяют два главных альтернативных пути модернизации:

1) модернизация сверху;

2) модернизация снизу.

Следует отметить, что если модернизации сверху свойственно вызывать иллюзии относительно возможностей авторитарной власти преобразовать действительность в должном направлении, то модернизация снизу скорее вызывает сомнения, Особенно велики эти сомнения для российского привычно тоталитарного сознания. И в этом опасность: рефлексы раз за разом толкают власти и множество людей, которые их поддерживают, к «решительным» действиям, вольно или невольно подавляющим частную инициативу, возрождающим страх граждан перед государством.

Еще одна особенность выбора пути модернизации - его однозначность: одно или другое. Среднего пути нет. Хотя, казалось бы, мудрость состоит в том, чтобы выбрать золотую середину, избежать крайностей, И в практической политике неизбежно применение смешанной стратегии. Решения должны выбираться из прагматических соображений, а не в угоду надуманным схемам. Но должно быть ясно и то, что добиться успеха позволит только принципиальная политика, ясная для всех.

Ситуация сложилась таким образом, что здесь и сейчас, в России начала XXI века успешную модернизацию можно осуществить только снизу.

Центральным вопросом для успешного завершения российским обществом переходного периода в сложнейших условиях современного мира является преодоление исторически неблагоприятной традиции в соотношении государство - реформы - общество. На современном этапе среди общих факторов роста экономических систем всех уровней особое значение приобретает человеческий капитал, повышение конкурентоспособности и инновационное развитие. Эти факторы развития со временем могут менять свою значимость, и возможно на каком-то этапе приоритетными окажутся экология и энергосбережение, однако их оптимальное сочетание можно определить только из согласованных целей развития. Однако критерии экономического роста не должны сводиться только к одному показателю - росту ВВП на душу населения, но и включать качество и удовлетворенность жизнью людей, а также состояние окружающей среды.

Повышение конкурентоспособности большинства видов продукции предполагает масштабный перелив капитала с валютного и финансового рынков, из сферы торгово-посреднических операций в производственный сектор.

Государство обязано честно и прозрачно сформулировать параметры конкурентной среды - рамочные условия для развития и работы бизнеса, обеспечить их стабильность и точную настройку (подразумеваются основные параметры налоговой, денежной, кредитной, контрактной, закупочной, трудовой, инновационной, инвестиционной политики и т.п.).

Более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации макроэкономического регулирования на перестройку структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.

Для обеспечения защиты и поддержки национальною производства следовало бы использовать весь спектр инструментов, распространенных в мировой практике и предусмотренных российским законодательством: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения и целый ряд других.

Ролевые функции государства в социальной и экономической сферах нельзя ослаблять. Государство, бесспорно, должно повышать свою эффективность, но и сокращение его функций и экономического потенциала не может осуществляться механически со ссылкой на мировой опыт, в котором просматриваются потери одних - слабых государств к выгоде других.

Не утрачивая своей сущности, российское государство не может не выполнять, по крайней мере, следующие основные функции: утверждение единообразных основ законности на всей территории страны, поддержание гражданскою мира, обеспечение интеллектуального воспроизводства общества через соответствующую систему воспитания, образования, просвещения и научных исследований; создание рамочных условий для повышения благосостояния, экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности населения; повышение конкурентоспособности экономики и защита интересов в международных организациях, защита окружающей среды, обеспечение внешней безопасности и суверенитета.

Россия может уверенно модернизировать свою - экономику. Для этого она располагает достаточными ресурсами, потенциалом и обширным внутренним рынком.

Подобные документы

    Суть и составляющие процесса модернизации, его особенности и проблемы в России. Иностранный капитал - источник денег для страны. Идея специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций. Инфраструктурные проекты. Модернизация человеческого капитала.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Опыт зарубежных стран по модернизации экономического развития и его адаптация к России. Сущность понятия "модернизация экономики", основные стратегии развития инновационных процессов. Пути повышения конкурентоспособности экономической системы России.

    доклад , добавлен 02.02.2015

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Теория модернизации экономики. Факторы, способствовавшие возникновению теории модернизации. Теория позднего модерна Э. Гидденса. Основные черты, определяющие характер современного общества по Гидденсу. Анализ авиастроительной отрасли, пути модернизации.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Сущность, этапы и история модернизации государственной жизни. Этапы трансформации экономики Российской Федерации, направления ее современного преобразования. Проект "Роснано" и центр Сколково как составляющие части российской инновационной политики.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Основные стратегические направления и приоритеты индустриально-инновационной модернизации экономики Республики Казахстан. Принципы региональной политики. Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия: стратегия, сущность, роль и значение.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Возможности и перспективы экономического роста в России, ее место в мировой экономике. Проблема качества развития, темпы и тенденции экономического роста, модернизация экономики как главный фактор роста, контуры и особенности стратегии развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Исследование теорий модернизации экономики. Изучение современного состояния авиастроительной отрасли Российской Федерации. Цели государства по отношению к авиационной промышленности. Развитие продуктового ряда российского авиастроительного комплекса.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Понятие и сущность модернизации экономики. Потенциал и перспективы экономического развития СФО. Анализ и пути повышения инвестиционной привлекательности Сибирского Федерального Округа. Рекомендации по увеличению инвестиционной привлекательности регионов.

ВВЕДЕНИЕ

Предприятие - основное и незаменимое звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Оно имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

В рыночной экономике, предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала, а также предприятия должны в своей деятельности предусматривать и экологические цели.

Цели курсовой работы:

1) раскрыть теоретический материал в первой части работы. В данной работе освещается вопрос "Модернизация экономики".

2) провести экономические расчеты и экономический анализ деятельности предприятия и предложить реорганизацию с учетом изменения конъюнктуры рынка и с учетом прибыльности, исходя из ресурсных возможностей.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"

Экономический рост для России - категорический императив. Вопрос заключается в том, как в течение 15 лет обеспечить высокие устойчивые темпы в 8-9% в год. Возможности для этого есть, они заложены, прежде всего:

1) в освоении мировых достижений;

2) в посткризисном развитии;

3) в агрессивности молодого российского бизнеса;

4) в преодолении отставания последних 15-20 лет.

В настоящее время есть единственный реальный путь решения задачи стабилизации достаточно высокого экономического роста последних 8 лет - модернизация экономики на основе частной инициативы. Для этого необходимо:

1) максимально возможная либерализация экономики;

2) снятие административных барьеров развития предпринимательства;

3) снижение до минимума участия государства в экономике;

4) сокращение государственных расходов;

5) сокращение в целом бремени государства на бизнес.

Увеличение государственных расходов до определенного уровня позитивно влияет на экономический рост. Кроме защиты правопорядка, прав собственности, стабильности денежной массы государство обязано производить публичные услуги, которые включают национальную оборону, охрану здоровья и окружающей среды, образование и т.п. Однако увеличение государственных расходов в следующем цикле начинает сдерживать экономический рост. Их оптимальный уровень для каждой страны свой и зависит от стадии ее развития.

С 1970-1980 гг. в развитых странах доля государственных расходов в ВВП, до тех пор постоянно возраставшая, стала сокращаться.

Практически во всех странах точка перегиба тенденции наступила между 1980 и 1995 годами. Исключение составили Япония и Корея, где рост доли государственных расходов еще продолжается. К тому же, почти во всех странах наивысшие темпы роста обеспечивались тогда, когда уровень государственных расходов был низким, и снижались по мере его повышения. Среди развитых стран в 1990-е годы темпы роста оказались выше в тех из них, где были ниже государственные расходы.

Сегодня проводимая в России экономическая политика в целом соответствует мировой тенденции. Однако реализуется она недостаточно последовательно. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов для растущей экономики чрезмерно высок. Между тем, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и т.д. Но обеспечить эти нужды можно только за счет повышения доходов, то есть роста экономики, а для этого надо сокращать расходы и снижать налоги.

Бремя государства - результат не только увеличения ставок налогов и бюджетных расходов. Оно связано также с наличием крупного государственного сектора в экономике и неформальными воздействиями на нее государственных учреждений и их представителей. Государственные предприятия или АО с государственным участием в значительных масштабах, хотя и не всегда явно, получают преимущества при размещении госзаказов, формировании тарифов на тепло- и электроэнергию, грузовые перевозки и т.п. Государственный сектор генерирует неравенство условий конкуренции и нерыночные отношения, порождает и множит злоупотребления. В России неформальные воздействия государственных учреждений на бизнес включают:

1) излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребление властью ("белая зона");

2) нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели ("серая зона");

3) коррупцию, взятки чиновникам ("черная зона").

Доля государственного сектора в ВВП оценивается в 15-16%, неформальные воздействия государства на экономику - 7,5-9 % ВВП. Всего бремя государства оценивается примерно в 60-65% ВВП. Это на порядок больше, чем в странах Европы. По оценкам, под контролем государства находится не менее 50% активов и соответственно около 50,5% ВВП. Если это так, то о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

В силу этого, наиболее актуальной задачей сегодня является модернизация экономики и государства. Модернизация - объективный процесс изменения, развития, улучшения, конструирования инновационной деятельности и преодоления традиций, накопления положительных изменений в обществе, рост экономики, совершенствование социальных отношений, выработка гражданской ответственности. Категория "модернизация" трактуется как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и т.п. Модернизация ассоциируется с изменениями, которые происходят в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества.

Модернизация в современном понимании является не индустриализацией (как это было в XIX-XX вв.), а ломкой громоздких институтов и технологий, не отвечающих современным реалиям и движению в направлении постиндустриального общества. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой его классовой структуры.

При определении перспектив развития российской экономики, необходимость крупномасштабной модернизации рассматривается в качестве стратегической задачи реструктуризации народнохозяйственного комплекса страны. Механизмы экономической модернизации в трансформируемой экономике приводятся в действие инструментами денежно-кредитной, финансовой, страховой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения сложившейся макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства. Таким образом, экономическая модернизация предприятий, фирм и корпораций на современном этапе включает глобализацию экономических отношений и их трансформацию в соответствии с требованием обеспечения конкурентоспособности российских экономических агентов.

Важно определить приоритетные направления и формы экономической модернизации. Они не могут выбираться произвольно на основе субъективных пожеланий и решений какого-либо уровня законодательной или исполнительной власти. Опыт последних 200-300 лет показывает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимали те страны, которые в своем экономическом развитии опирались в первую очередь на собственные сравнительные, конкурентные и выявленные преимущества.

Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике развития, инновационной стратегии роста. Ограничение модернизации заключается в том, что Россия не обладает нормальными организационными и финансовыми технологиями роста. В осуществлении стратегии модернизации роль государства в жизнеустройстве страны имеет, таким образом, принципиальное значение. "Государственнический комплекс" российского общества предопределяется также исторической судьбой страны и сакральным восприятием высшей власти, основным этическим измерением которой оно полагает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость. По этой причине вытеснение государства из экономической жизни и его ограничение функциями "ночного сторожа" не было и никогда не будет позитивно воспринято российским обществом.

Доминирующее в России последнее время либеральное представление о роли государства в экономическом развитии предполагало невмешательство государства в хозяйственные процессы - для достижения благополучия достаточно "правильных" институтов и "правильных" законов. В этом отношении присутствие государства в экономике должно быть минимальным. Сегодня активно развивается идея резкого усиления роли государства в экономике, которая воплощается в жизнь в форме скрытой национализации крупных активов. Однако так ведет себя слабое государство, которое хочет только подстраховаться на случай неожиданностей, в том числе политических, и иметь гарантированный доход в бюджет от сырьевых компаний.

Механизмы экономической модернизации приводятся в действие способами денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения существующей ныне макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства, конкурентоспособной модели развития национальных фирм.

Современная модернизация включает, кроме основополагающих внутренних компонентов, также формирование новой модели развития компаний. Обеспечивая опережающие темпы развития своих национальных предприятий и фирм, Россия может реализовать стратегию модернизации и встретится с развитыми странами на будущей исторической траектории.

Формирование новой стратегии модернизационного роста экономики обозначило проблему выбора факторов роста: должен ли рост, как и прежде, опираться на внешний спрос и осуществляться через расширение экспорта, что в российских условиях означало сохранение сырьевой основы роста экономики, или же главным должен стать внутренний спрос. Проектируя модель и факторы роста, необходимо также выделить внутренние и внешние риски, снижающие складывающуюся экономическую стабильность.

Принципиальной отличительной чертой экономики развития является переход от доминирования трансформационных изменений к хозяйственной самоподдерживающей динамике. Значительно усиливается роль внутренних факторов, национального рынка в силу укрепления целостности, органического единства экономической системы государства, с одной стороны, и в результате ограничений, связанных с усилением в последнее время, турбулентных процессов в мировой экономике - с другой.

Таким образом, новая парадигма экономического роста состоит в переходе от экономики предложения к экономике спроса, базирующейся не на внешних финансовых, товарных и других инъекциях и жестких монетарных ограничениях, а на ощутимом увеличении внутреннего производственного и личного потребления, на диверсификации доходов и потребительского спроса, на максимальном привлечении и утилизации собственных материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных ресурсов.

Прежде всего, должны быть правильно определены и сформулированы цели экономической политики, которые непосредственно вытекают из национальных экономических интересов и тесно коррелируют с ними. Главной целью экономической политики России является закрепление, приумножение, диверсификация сравнительных и конкурентных преимуществ в различных областях и сферах экономики, что в условиях ее открытости представляет главный ресурс для решения и текущих, и стратегических социально-экономических проблем. Речь идет о совокупности мероприятий экономического, политического, финансового, организационного содействия отраслям и производствам, которые по своим статическим и в особенности динамическим характеристикам, таким, как цена, качество, производительность, долговечность и пр., являются сейчас и будут оставаться в перспективе конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.

Термин произошел от французского слова moderne, означающего "современный", "новейший". Под модернизацией подразумевается процесс обновления в соответствии с новыми современными требованиями. Синонимами являются улучшение, обновление, апгрейд.

Данное понятие используется применительно к развивающимся в мире, изменениям в мировой экономике и жизненном укладе народов разных стран, а также для обозначения технического прогресса и совершенствования производственных процессов.

Модернизация производства представляет собой усовершенствование технологических процессов, разработку и внедрение нового оборудования, материалов, способов и методов производства, оптимизацию всех согласно современным нуждам.

Как известно из курса истории, производственная модернизация неразрывно связана с процессами переустройства и обновления в обществе. С накоплением качественных изменений производственных процессов происходит неизбежная модернизация экономики, а она влечет за собой постепенное необратимое изменение уклада жизни и общественного менталитета.

Понятие модернизации вошло в обиход в середине прошлого века, когда учеными-обществоведами были проанализированы этапы развития общества от традиционно-патриархального уклада, царившего в XVIII веке, с его аграрным укладом и общественно-политическим строем до современных форм постиндустриального общества со всем его многообразием общественных отношений и культурных традиций. В 50-х годах XX была создана теория модернизации, которая отвечала на вопрос, что такое модернизация применительно к происходящим в мировом обществе процессам.

Согласно этой теории, модернизация - это обновление общественных отношений, выражающееся в переходе от феодального уклада жизни к современному индустриальному типу. Ее характерные признаки:

Рост дифференциации и специализации труда;

Усиление бюрократизации производства;

Появление социально-политических институтов современного типа;

Увеличение мобильности и индивидуализма в сознании людей;

Изменение системы культурных и (институт семьи, отношение к религии и т. п.).

Разделяют три этапа развития модернизации (с конца XVIII до начала XX века, первая половина XX века и с 70-х годов двадцатого века до начала нашего столетия). Существует две ее основные модели. Это т. н. вестернизация и догоняющая модель.

Что такое модернизация "по-западному" (или вестернизация)? Под этим термином понимают внедрение западного образа жизни, культуры, технологий в общественный уклад развивающихся стран (большей частью путем колонизации). Догоняющая модель делает ставку на индустриализацию, при помощи которой предполагает "подтянуть" уровень экономически отсталых стран к развитым.

Теория модернизации часто подвергается критике. Суть обвинений, в основном, сводится к следующему - противники данной концепции утверждают, что модернизация способна разрушить традиционно сложившиеся отношения, не построив новых взамен, т. е. так называемое постиндустриальное общество не будет иметь четких ментальных ориентиров. Но следует понимать, что модернизация не предполагает безоговорочного отрицания и ликвидации традиционных ценностей. Напротив, в большинстве культур отлично уживаются старые и новые традиции, что стимулирует общество к дальнейшему развитию.

Что такое модернизация российского общества, какой смысл несет этот термин применительно к нашей стране? Этот вопрос широко обсуждается не только у нас, но и в мире, начало дискуссии положено известной статьей "Россия, вперед!" Д. А. Медведева. Основными направлениями необходимых изменений в России безоговорочно признаются:

Необходимость технического перевооружения производства, внедрение новых компьютерных технологий, улучшение условий труда и быта россиян;

Модели общества - образовательная реформа, развитие и рост частного бизнеса, уменьшение государственной роли в экономической сфере;

И построение правового общества;

Реформа социальной сферы, направленная на повышение уровня жизни граждан.

Новое на сайте

>

Самое популярное