Домой Полезные советы Англосаксонская модель налоговой системы. Налоговые системы зарубежных государств

Англосаксонская модель налоговой системы. Налоговые системы зарубежных государств

При создании своих налоговых систем, государства, могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность налоговых ставок и т. д.

Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделями налогообложения.

Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобритания, Канада и США. В ее основе лежит подоходное налогообложение, т. е. взимание прямых налогов с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Так, в США средства от взимания подоходного налога с населения составляют 44 % бюджетных доходов, в федеральном же бюджете на этот налог приходится более 80 % доходов.

Евроконтиненталъная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели систем налогов и сборов существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии. Например, в 2000 г. общий объем налоговых доходов государственного бюджета Италии составил 596 трлн итальянских лир, из которых на прямые налоги пришлось 315 трлн лир (52,8%), а на косвенные налоги – 281 трлн лир (47,2 %).

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше собираются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного податного аппарата. К примеру, доли косвенных налогов в доходах бюджетов составляют в Боливии 42%, в Чили – 46%, а в Перу - 49 %.

Смешанная модель налогообложения, сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогообложения, которые не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступлений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Однако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа от взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения. В настоящее время в мире насчитывается около 60 стран, избравших подобную модель.

В большинстве своем оффшоры это небольшие материковые страны (Андорра, Люксембург, Монако) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова). Оффшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. Выделяется несколько разновидностей зон льготного налогообложения – в зависимости от наличия следующих признаков:

· доходы не облагаются налогами вообще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории;

· льготируются или полностью освобождаются от налогообложения определенные виды деятельности и предприятий;

Основное условие функционирования подобных юрисдикции в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний осуществлять хозяйственную деятельность на соответствующей территории и использовать местные ресурсы. Льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать такие административные единицы, как о-ва Гернси и Джерси, о. Сарк, о. Мэн (Великобритания), Дублин, Макао, о-в Мадейра (Португалия), Содружество Пуэрто-Рико (США) и др.

В названных случаях основной целью предоставления налоговых льгот является несколько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

Литература:

1. Князев Г., Черник Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2003. – 281с.

2. Баскин А.И., Саакян Р.А. О прогнозировании развития налоговой системы //Налоговый вестник – 2008 - №6 – С. 12-18.

3. Шаталов С.Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. –2000. – №2.- С. 3-7.

Организационная простота, прозрачность и эластичность системы налогообложения.

Налог должен быть настолько простым, чтобы быть понятным налогоплательщику, и настолько всеобъемлющим, чтобы свести к минимуму все лазейки для уклонения от его уплаты. Налог должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было приспосабливать к изменяющимся экономическим условиям.

Налоговые системы стран мира складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По «набору» налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам такие системы существенно отличаются друг от друга.

Важнейшее значение для типизации налоговой систе­мы государства имеет его национальное или администра­тивно-территориальное устройство. Именно форма госу­дарственного устройства во многом определяет правовое положение составных частей той или иной страны, а так­же разграничение полномочий центральных и местных органов власти в формировании бюджетов посредством налогообложения. По этому основанию выделяют систе­мы налогов и сборов трех типов, а именно: федератив­ных, конфедеративных и унитарных государств. Систе­мы налогов и сборов первого типа существую в Австра­лии, Бразилии, Германии, Испании. Канаде и США, так как все эти государства имеют федеративное устройство. Конфедеративные черты имеет система налогов и сборов Швейцарии. В Азербайджане, Великобритании, Китае, Италии, Франции, Швеции, Японии и в ряде других стран сложились системы налогов и сборов третьего типа.

Построение налоговых систем в федеративных и конфедеративных государствах в значительной степени обусловлено специфической формой их государственного устройства. В данном случае имеется в виду особенности строения государств, которые включают в себя относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики), ибо, в конечном счете, вопрос государственного устройства сводится к порядку распределения государственной власти в центре и местах, в том числе полномочий, связанных с установ­лением и взиманием налогов и сборов.

В основе построения налоговых систем федеративных государств положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разгра­ничения компетенции органов центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий отличаются в силу особенностей их формирование и правовых традиций. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, причем земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако при этом земли осуществляют взимание федеральных и мест­ных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов. Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своего законодательства. В частности подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов.



В таком конфедеративном государстве, как Швейцария используется особый подход, который отличен от всех предыдущих. Он заключается в том, что кантоны, образующие конфедерацию и являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в вопросах установления и взимания налогов. Фактически в этом случае можно вести речь о делегировании кантонами центру части своих полномочий по налогообложению.

Наличие составных частей в устройстве федеративных и конфедеративных государств, приводит к необходимости формирования не только государственных и местных, но также и региональных бюджетов. А это в свою очередь, означает, что наряду с центральными и местными налогами в налоговых системах таких го­сударств должны присутствовать региональные налоги. Вот почему налоговые системы федераций и конфедера­ций являются трехуровневыми.

Унитарные страны, а их в мире большинство, пред­ставляют собой цельные государственные образова­ния, составляющие их административно-территориаль­ные единицы суверенными правами, как правило, не на­делены, поэтому полностью подчинены центральным ор­ганам власти, в том числе и в вопросах налогообложе­ния. Налоговые системы таких государств, в большин­стве своем двухуровневые и включают лишь централь­ные и местные налоги. В унитарных государствах, имею­щих в своем составе автономные национальные образова­ния (Азербайджан, Украина), налоговые системы могут включать дополнительный уровень налогообложения на соответствующей территории.

Классификация налоговых систем и существующие модели систем налогов и сборов

При создании своих налоговых систем государств могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней и т. д. Исходя из данных показателей можно говорить о классификации налоговых систем.

Классификация налоговых систем – это обоснованное разнесение налоговых систем разных стран по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) их сравнения. Классификация налоговых систем представлена на рисунке 6.


Рисунок 6 – Основные классификации налоговых систем

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно классифицировать на:

- либерально-фискальные , обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера ориентировочно до 30 % ВВП. К этой группе относятся налоговые системы таких стран как США, Австралия, Португалия, Япония и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные с уровнем налогового бремени от 30 - 40 % от ВВП. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные , позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % от ВВП. Такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы таких стран, как Норвегия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Финляндия, Дания, Швеция.

2) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий

- централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов - более 65 % консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные , наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 – 65 % от консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные , наделяющие нижестоящие уровни управления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55 % от консолидированных налоговых поступлений. К этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

3) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

- прогрессивные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран;

- регрессивные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам,
возрастает. Примеры построения таких налоговых систем нам
не известны;

- нейтральные , если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным. К данной группе можно отнести налого­вую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксон­ской, евроконтинентальной, латиноамериканской и сме­шанной моделями налогообложения.

Англосаксонская модель налогообложения существу­ет в таких государствах, как Австралия, Великобрита­ния, Канада и США. В ее основе лежит подоходное на­логообложение, т. е. взимание прямых налогов с физиче­ских лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Так, в США средства от взимания подоходно­го налога с населения составляют 44 % бюджетных дохо­дов, в федеральном же бюджете на этот налог приходится более 80 % доходов.

Евроконтинентальная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели систем налогов и сборов существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии. Например, в 2000 г. общий объем налоговых доходов государственного бюджета Италии составил 596 трлн. итальянских лир, из которых на прямые налоги пришлось 315 трлн. лир (52,8 %), а на косвенные налоги - 281 трлн. лир (47,2 %). В Германии доля отчислений на социальное страхование составляет 45 % доходов бюджета, а поступления от косвенных налогов - 22 %, а на прямые налоги приходится лишь 17 %.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше соби­раются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного податного ап­парата. К примеру, доли косвенных налогов в доходах бюджетов составляют в Боливии 42 %, в Чили – 46 %, а в Перу – 49 %.

Смешанная модель налогообложения сочетает в се­бе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогооб­ложения которых не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступ­лений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Од­нако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подо­ходному налогообложению, а взиманию страховых взно­сов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа о взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения . В настоящее время в мире насчитывается около 60 стран, избравших по­добную модель.

В большинстве своем оффшоры (от англ. offshоri трактуемого как «действующий вне территории страны») это небольшие материковые страны (Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Республика Либер, Панама) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Содружество Багамских островов, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова, Ямайка). Оффшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. При том исключительно льготное налогообложение обычно сочетается с установлением различных запретов и огра­ничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Тем самым оффшорами привлекаются иностранные ком­пании, которые вместо обычных налогов обязываются к уплате лишь разовых регистрационных сборов. Бюджет­ные доходы таких стран в основном и складываются из платежей подобного рода.

Выделяется несколько разновидностей зон льготно­го налогообложения - в зависимости от наличия следую­щих их признаков:

Доходы не облагаются налогами вооб­ще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории;

Льго­тируются или полностью освобождаются от налогообло­жения определенные виды деятельности и предприятий;

Налоговые льготы распространяются только на компании определенной организационно-правовой формы или только на нерезидентные компании.

Основное условие функционирования подобных юрис­дикции в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний осуществлять хозяйственную дельность на соответствующей территории и использовать местные ресурсы. Тем самым устраняется потенциальная конкуренция, которую регистрируемые с целью приобретения льготного статуса могут составить резидентным хозяйствующим субъектам. К вновь регистрируемым компаниям могут предъявляться и другие дополнительные требования, например, заключающиеся в необходимости иметь зарегистрированный офис, секретаря и использовать в качестве работников местных жителей.

Построение налоговых систем на основе льготного на­логообложения неоднозначно воспринимается мировым сообществом. В большинстве своем страны, на террито­рии которых взимаются обычные налоги и сборы, относятся негативно к установлению исключительно льготно­го налогового режима в оффшорных зонах, расценивая такие действия как недобросовестную налоговую конку­ренцию. Это объясняется тем, что в результате подобной практики их собственные налоговые доходы существенно сокращаются из-за ухода потенциальных налогоплатель­щиков в оффшорные юрисдикции, В настоящее время ОЭСР уже получены официальные обязательства о по­степенном упразднении режимов льготного налогообло­жения на территории таких государств, как Бермудские острова, Каймановые острова, Кипр, Остров Мэн, Маль­та, Маврикий, Антильские острова Нидерландов, Сан-Марино и Сейшельские острова.

Впрочем, следует учитывать, что льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать та­кие административные единицы, как острова Гернси, Джерси, Сарк, Мэн (Великобритания), Дублин, Шеннон (Ирландия), Гонконг (КНР), Макао, остров Мадейра (Португалия), Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико (США), Женева, Нешеталь, Фрибург, Цуг (Швейцария). В названных случаях основной целью предоставления налоговых льгот является не сколько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

Рассмотрим более подробно специфические черты, которыми обладают оффшорные юрисдик­ции.

Во-первых, это - предоставляемый оффшорным компаниям специальный режим налогообложения. Этот специальный льготный налоговый режим подразумевает, что оффшорные компании полно­стью или частично освобождены от уплаты налогов или же облагаются налогом по символической или уменьшенной ставке налогообложения. Налоговый режим, предоставляемый данным компаниям, как правило, предполагает, что вся прибыль, получен­ная оффшорной компанией, будет облагаться по нулевой или чисто символической ставке или же по ставке, существенно меньшей ставки в промышленно развитых государствах. Размер ставки налога на прибыль четко определен в каждой юрисдикции, иногда ставка зависит от типа зарегистрированной компании или деятельности, осуществляемой ею.

В тех юрисдикциях, которые особо не подчер­кивают своего оффшорного статуса, нередко бывает, что ставка налога на прибыль зависит от месторас­положения источника дохода. Если доход получен за пределами юрисдикции, то налогооблагаемая ставка нулевая или минимальная, если же доход извлечен компанией на территории юрисдикции регистрации компании, то налоговая ставка такая же, как по отношению к обычным компаниям, зарегистрированным на данной территории, и не является низкой. В таких случаях оффшорность компании определяется только по месту распо­ложения источника дохода. В частности, среди таких юрисдикции можно было до 2003 г. называть Кипр. В некоторых юрисдикциях налогообложение компаний заменено фиксированным ежегодным сбором. Величина сбора обычно зависит от размера уставного фонда компании, вида деятельности и организационно-правовой формы.

Помимо указанного, специфической чертой является упрощенная процедура регистрации орга­низации. В оффшорных юрисдикциях регистрация фирмы не требует большого количества времени, бумажной волокиты и отличается большой опе­ративностью осуществления. Как правило, весь процесс может занимать от 2 часов до 3 недель. Это достигается за счет минимального количества документов и информации, представляемой в го­сударственные органы для регистрации компании. В некоторых оффшорных юрисдикциях существует возможность приобрести готовые компании, у ко­торых уже есть свое наименование, юридический адрес, все необходимые для начала деятельности документы, и даже банковские счета. Нередко до­статочно просто осуществить перемену домициля или перевести компании в другую юрисдикцию или из другой юрисдикции, не производя ликвидации компании, сохраняя ее наименование, структуру, банковские счета и другие активы. Кроме того, совсем недавно появилась возможность регист­рировать оффшорные компании и при помощи сов­ременных средств связи и сети Интернет, что еще более упрощает регистрационные процедуры.

Следующая специфическая черта - регистра­ционные и (или) ежегодные сборы. Как правило, за регистрацию организации в оффшорной юрисдик­ции взимается регистрационный сбор. Величина данного сбора зависит от одного или нескольких факторов (в зависимости от юрисдикции): от раз­мера уставного или акционерного капитала (фонда) регистрируемой организации, как на острове Мен, от организационно-правовой формы учреждаемой компании, от сферы ее деятельности. Размер сбора может также рассчитываться в процентах от вели­чины уставного капитала или активов регистриру­емой компании. Так, в частности, в Люксембурге регистрационный сбор составляет 0,2 % от уставно­го капитала организации. Величина регистрационного сбора в большинстве случаев составляет от 100 до 10 000 долл. США. Очевидно, что чем больше раз­мер уставного капитала (фонда), тем больше дол­жен заплатить владелец фирмы при ее регистрации, тем более что расчет величины этого сбора часто осуществляется по правилам арифметической или геометрической прогрессии. Несмотря на это, во всех оффшорных юрисдикциях установлен предель­ный размер регистрационного сбора, который не может превышать расчетной величины сбора.

Кроме регистрационного сбора, компания нередко обязана выплачивать ежегодный сбор оп­ределенного размера. Его величина, как правило, строго фиксирована. Как и регистрационный сбор, размер ежегодного сбора может рассчитываться на основании величины уставного фонда компании и ее организационно-правовой формы. Существуют и юрисдикции, где величина ежегодного сбора оди­накова для всех организаций. Оплата данного сбора должна производиться не позднее определенного срока, и просрочка уплаты ежегодного сбора в не­которых юрисдикциях может являться основанием для ликвидации оффшорного статуса компании или для собственно ее ликвидации. Величина ежегодного сбора устанавливается в размере от 50 до 5 000 долл. США. Существуют также оффшорные юрис­дикции, где регистрационные и ежегодные сборы вообще отсутствуют.

Специфической чертой можно считать и установленные требования к размеру уставного (складочного) капитала организации. В большинстве оффшорных юрисдикции мира принята английская система права, где понятие уставного фонда оз­начает сумму, на которую компании разрешается выпустить свои акции. Кроме этого, уставный капитал компании имеет еще и следующие характеристики:

Размер капитала, подлежащего выпуску, оп­ределяет, сколько акций какого номинала компания может теоретически выпустить;

Выпущенный капитал характеризует количес­тво выпущенных акций, которые могут быть выкуплены у компании ее учредителями - собственниками;

Оплаченный (внесенный) капитал имеет отно­шение к акциям, которые оплатили учредители (собственники).

В оффшорных зонах допускается минимальная оплата участия в уставном фонде, следовательно, в большинстве оффшорных зон при регистрации оффшорной компании учредители ограничиваются выпуском и оплатой только одной - двух акций на не­значительную общую сумму (иногда всего в несколь­ко долларов). Как правило, этого бывает достаточно, чтобы определить процентное соотношение долей учредителей в уставном капитале и распределении доходов. У организаций, зарегистрированных в фор­ме товариществ, формирование уставного капитала вообще не предусматривается.

Минимально возможный размер разрешенно­го к выпуску капитала зависит от организационной формы учреждаемой организации, и, естественно, от самой оффшорной юрисдикции. Чем лучше имидж оффшорной юрисдикции, тем жестче требования, предъявляемые к минимальному размеру капитала фирмы. На Нормандских островах объявленный капитал должен быть не менее 10 тыс. фунтов стерлингов, на острове Мэн - всего лишь 2 тыс. фунтов стерлингов. Минимальные размеры опла­ченного капитала устанавливаются вообще на чис­то символическом уровне и колеблются в размере 1-10 долл. США, и исключением являются лишь требования, выдвигаемые к оффшорным банкам и страховым компаниям. Как правило, размер опла­ченного уставного капитала зарегистрированного в оффшорной зоне банка определяется исходя из конкретной ситуации и составляет около 100 тыс.долл. США. Размер капитала, разрешенного к выпуску, так же, как и оплаченного капитала, может быть установлен в валюте любого государства.

Еще одна специфическая черта оффшорных юрисдикций заключается в том, что на оффшорные фирмы налагаются некоторые организационные требования и ограничения. Эти ограничения имеют отношение к количественному составу ее владельцев и к исполнительному органу компании и касаются как акционеров (собственников), так и должностных лиц организации. Значительная часть оффшорных юрисдикции требует от регист­рируемых на их территориях организаций наличия как минимум двух акционеров. Но существуют и такие юрисдикции, как Гибралтар, где достаточно и одного собственника или учредителя (акционера). Несколько более жесткие требования налагаются на организации по отношению к ее непосредствен­ному исполнительному органу. Кроме определения минимального числа лиц, непосредственно участ­вующих в управлении организацией - директоров, нередко накладываются требования в отношении их резидентства. Очень многие юрисдикции тре­буют, чтобы хотя бы один из директоров был рези­дентом этой оффшорной юрисдикции. Это связано с желанием правительств оффшорных юрисдикции сократить безработицу за счет максимального обеспечения дополнительных рабочих мест или увеличения уровня жизни местного населения за счет дополнительных источников дохода в части оффшорных компаний.

Дополняя сказанное, необходимо отметить, что многие юрисдикции требуют от оффшорных ор­ганизаций наличия секретаря, и, как правило, это является обязательным условием существования оффшорного бизнеса. В некоторых случаях законами выдвигается требование, что секретарем компании может быть только резидент данной оффшорной юрисдикции, так как это гарантирует органам влас­ти и партнерам по бизнесу определенную стабиль­ность и обеспечивает дополнительное удобство в общении сданной организацией. Секретарь ведет записи и протоколы компании, он также обязан своевременно предоставлять все необходимые документы в реестр компаний. В определенных случаях директором, так же, как и секретарем компании, может быть назначено и юридическое лицо, но такая организация бизнеса допустима не во всех оффшорных юрисдикциях.

Так, в Швейцарии и Люксембурге как минимум один из директоров должен быть резидентом соответствующего государства. В Гибралтаре оффшорная организация может иметь только одного директора и при этом обязана иметь секретаря. Резидентство данных должностных лиц может быть любым, они также могут быть корпоративными, т. е. являться юридическими лицами - организациями.

В особом порядке регулируются аспекты про­ведения собрания акционеров и совета директоров оффшорных организаций. Любая фирма обязана проводить ежегодные (очередные) собрания акци­онеров и советы директоров. Требования в отно­шении указанных ежегодных собраний и советов направлены на определение места и способа их проведения. Большая часть оффшорных юрисдик­ции допускает проведение ежегодных собраний за пределами их территории, хотя есть и некоторые исключения. Допускается проведение собраний при помощи современных средств связи, электро­ники и сети Интернет.

Одной из важнейших, основополагающих спе­цифических черт существования оффшорных юрис­дикции является конфиденциальность и трепетное отношение к различного рода тайнам. Особенности государственной охраны коммерческой тайны в различных юрисдикциях могут различаться. При этом гарантом конфиденциальности являются не­посредственно законы, предполагающие суровое наказание за разглашение конфиденциальных све­дений, вплоть до уголовного. Во-первых, это зашита сведений, связанных с фактическим владельцем компании. Во многих оффшорных юрисдикциях официально разрешено номинальное владение. Официальные органы - регистраторы компаний фиксируют и передают в открытый доступ имена так называемых номинальных владельцев. В то же время имена реальных бенефициарных владельцев держат­ся в охраняемой законом тайне. Значительная часть оффшорных юрисдикции привлекательна именно тем, что в них в большей мере, чем в других странах, соблюдается конфиденциальность информации, имеющая отношение к владельцам организаций, что выражено в следующих основных формах:

1) Объем и содержание информации, вносимой в реестр юридических лиц. Во многих странах при регистрации компании ее имя, организационная форма, данные о ее учредителях, владельцах и уставном капитале, месте расположения и другие сведения заносятся в регистрационный реестр. Внесение данных о компании в этот специальный реестр, который в разных странах называется по-разному - Торговым реестром или Коммерческим реестром (в России он называется Единый государственный реестр юридических лиц, ЕГРЮЛ), чаще всего и является официальным свидетельс­твом регистрации компании, и компания считается существующей с момента внесения соответствую­щей записи в реестр. В странах, не практикующих регистрации оффшорных компаний, информация, вносимая в реестр, носит полный и исчерпывающий характер, и обычно такие реестры являются общедоступными. Оффшорные юрисдикции чаще всего ограничиваются минимальным набором информации, предоставляемой при регистрации компании и заносимой в реестр, а также, что не менее важно, такую информацию нет необходи­мости подтверждать документально.

В различных оффшорных юрисдикциях реестры содержат разную информацию, и в целом власти относятся к формированию реестров также неоди­наково. В одних юрисдикциях, особенно серьезно относящихся к своей репутации и имиджу, информация, находящаяся в торговых реестрах, действительно открыта и общедоступна. В других оффшорных зонах такая информация теоретически недоступна, но, тем не менее, в реестре содержится. Как правило, в оффшорных юрисдикциях изданы специальные законодательные акты о сохранении имен реальных владельцев в тайне, но все-таки такая информация записывается и должным образом сохраняется. Большой популярностью пользовались и продолжа­ют пользоваться в определенных кругах оффшорные юрисдикции, законодательство которых вообще не предусматривает ведения каких бы то ни было реес­тров или иных регистрационных документов с запи­сями о регистрируемых фирмах и их собственниках. Вопросы о необходимости внесения информации о той или иной компании в реестр и требования к ее объему решаются в зависимости от организационной формы и статуса компании, вида осуществляемой ею деятельности. На практике каждая юрисдикция пре­доставляет свои уникальные условия и требования.

2) Порядок внесения изменений в учредительные документы. Нередко бывает, что при внесении из­менений в учредительные документы организации, изменении состава ее директоров или исполни­тельных органов от этой организации требуют пре­доставления дополнительных сведений и данных для официальных органов государства. При этом объем необходимых для дополнительного предо­ставления властям требований в разных юрисдик­циях может варьироваться. В одних юрисдикциях отчет необходимо предоставлять только в случае персонального изменения в управляющих органах компании. Другие оффшорные юрисдикции регулируют эти процессы более жестко, полагая, что каждая компания раз в год должна дополнительно направлять властям отчет (или по установленной форме, или без установления таковой) по итогам деятельности, который должен содержать полные сведения и о директорах, и о секретаре, а иногда и сведения о собственниках. Существуют и такие оффшорные юрисдикции, которые таких требований вообще не предъявляют.

3) Возможность выпуска акций на предъяви­теля. Выпуск акций на предъявителя представляет собой наиболее эффективный и не требующий
особых расходов способ сохранения информации в режиме конфиденциальности. Фактически держа­телем таких акций может являться любое юриди­ческое или физическое лицо. Самое главное, что на владельцев не налагаются никакие ограничения, их имена не нужно вносить в реестр и сообщать о них в какой-либо ежегодной или иной отчетности.

4) Возможность назначения номинальных вла­дельцев, директоров и секретарей. Довольно часто для сохранения тайны истинных имен владельцев компании возникает необходимость назначения на ответственные исполнительные должности компании посторонних людей, согласных выпол­нять все требования истинных собственников. Эти лица называются номинальными директорами и их роль выполняют профессиональные управляющие или специализированные секретарские конторы. Услуги номинальных директоров и секретарей доступны практически во всех оффшорных юрис­дикциях, притом, что по отношению к третьим
лицам номинальные директора выступают как настоящий исполнительный орган данной ор­ганизации. Взаимоотношения между истинным собственником фирмы и ее номинальным директором складываются на основе заключенного между ними гражданско-правового договора, содержание которого обычно также составляет тайну. Это мо­жет быть, например, трастовый договор, или же эти отношения могут быть оформлены обычной доверенностью, выданной на имя номинального
директора. Взаимоотношения при номинальном владении оформляются и складываются несколько сложнее, хотя основной принцип не изменяется. И хотя существует множество способов определения того, действительно ли человек является реальным владельцем, либо же он - просто наемный работ­ник, институт номинального владения остается достаточно популярным до сих пор.

Договор между собственником и номиналь­ным владельцем носит характер договора поручения (может оформляться доверенностью) и также является конфиденциальным документом. Поверенный - номинальный владелец - с точки зрения законодательства и объема полномочий для третьих лиц, как правило, ничем не отличается от собственника. Вместе с тем договор, который подписывает номинальный владелец (или же со­держание доверенности), исключает совершение каких-либо несанкционированных действий с его стороны. Кроме того, подписывается специальное соглашение об отказе номинальных акционеров от всех своих прав в пользу реального собственника. В оффшорной практике встречаются требования, когда один или несколько номинальных владельцев обязательно должны быть резидентами, однако это не является существенным препятствием для ведения бизнеса в оффшорной юрисдикции.

Как правило, сведения о реальных владельцах могут быть раскрыты только в случае судебного раз­бирательства по специальному запросу судебных властей. Органы следствия могут получить доступ к этим данным только через суд. Для других инс­танций, в том числе для налоговых органов третьих стран, информация не раскрывается (за исключе­нием случаев, когда эта процедура предусмотрена специальными правительственными договорен­ностями или международными соглашениями).

5) Предоставление финансовой отчетности по упрощенным стандартам. В разных офшор­ных юрисдикциях требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, правилам аудита, финансовой отчетности, порядку подачи деклара­ций и т. п., довольно существенно различаются. В целом ряде оффшорных юрисдикций организации вообще не обязаны предоставлять свою бухгалтер­скую отчетность никаким налоговым или другим государственным органам. Вся отчетность и декла­рирование результатов деятельности в целях налогообложения могут быть заменены единственным фиксированным сбором, взимаемым ежегодно.

6) Международное сотрудничество оффшорных юрисдикций в области обмена информацией.

Важной специфической чертой оффшорных юрисдикций выступают установленные правила валютного контроля или, вернее, практически пол­ное его отсутствие. Льготный режим офшорных юрисдикции определяется также весьма лояльным валютным законодательством, отсутствием валют­ных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов. Важным фактором при­влекательности оффшорной юрисдикции является как политическая, так и экономическая стабиль­ность этого режима и, как правило, наличие широко развитых финансовых и банковских институтов.

Также немаловажной специфической чертой является наличие офиса в оффшорной юрисдикции. Определенные оффшорные юрисдикции допускают наличие у оффшорной компании офиса на их терри­тории. В этом случае четко установлено, что офис используется исключительно в административных целях, и с помощью него не может извлекаться прибыль на территории данного государства или зоны. В некоторых офшорных юрисдикциях воз­можна организация «развернутого» офиса, пред­полагающего получение разрешений на работу и временного вида на жительство должностными лицами и служащими оффшорной юрисдикции. В частности, в Европе можно учредить оффшорную компанию с развернутым офисом в Гибралтаре и на острове Мэн.

Важнейшей особенностью той или иной оффшорной юрисдикции является наличие заклю­ченных и ратифицированных международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также их количество. Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую страну, при отсутствии соответствующих международных дого­воров облагаются налогами (в частности, налогом на прибыль) в обеих этих странах. Правила, помога­ющие избежать такого двойного налогообложения, определяются положениями соответствующих международных соглашений.

Вместе с тем начиная примерно с 2000 г. период либерального отношения к оффшорному бизнесу сменился серьезным ужесточением контроля со стороны государственных властей. С этого вре­мени можно говорить о наличии согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если раньше антиофшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то в последние годы она принимает всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (EATF), ОЭСР и др.

В связи с этим на действующем этапе оффшор­ный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности».

Крайне разнообразной является классификация оффшорных зон, что позволяет утверждать о несформированности единого подхода к их группировке. Исследователи подразделяют оффшорные юрисдикции по собственным критериям в зависимости от преследуемых целей. Это доказывают следующие примеры.

В связи с уже отмеченным, явно обращающим на себя внимание, широко используемой является группировка с применением географических признаков. Так, географическая классификация, предложенная К. Доггартом, и дополненная применением признаков престижности и надежности «оффшоров», осуществленная Р. Уайтом, позволяют выделить в составе регионов мира пять больших групп по степени убывания доверия к стране местонахождения компании (Приложение А.1):

Ведущие страны Западной Европы, входящие в ЕС (Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Лихтенштейн, Люксембург и т. п.);

Малые страны Западной Европы и некоторые страны Восточной Европы (Венгрия, Монако, остров Мен);

Страны Средиземноморского бассейна (Гибралтар, Израиль, Кипр, Мальта);

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Гонконг, Сингапур и т.п.);

Страны Карибского региона (Багамские, Бермудские, Каймановы острова).

Основой другой классификацией является использование признаков налогового режима. Данную классификацию также использовал Р.Уайт, она широко используется и совершенствуется российскими исследователями проблемы оффшоров – например, А.Р.Горбуновым. В нее включаются страны с умеренным налогообложением – так называемые налоговые гавани или классические оффшоры, а также налоговые оазисы, под которыми подразумеваются территории с повышенной респектабельностью местоположения (Приложение А.2).

Третья классификация оффшорных центров применяется МВФ. В ней выделяют три группы территорий (Приложение А.3).

Международные финансовые центрыкрупнейшие центры международных услуг с развитой платежно-расчетной системой, инфраструктурой и базирующие на высокоразвитом национальном финансовом рынке стран местонахождения (Лондонское сити, банковские структуры США, японский оффшорный рынок);

Локальные региональные центры, характеризуемые развитыми внутрирегиональными потоками финансовых ресурсов (Юго-Восточная Азия - Гонконг, Сингапур; на Ближнем Востоке - Бахрейн, Ливан; в Латинской Америке - Панама; В Европе – Люксембург);

Центры, активно не участвующие в потоках финансовых ресурсов, а выступающие только местом юридической регистрации сделок, фактически осуществляемых в других странах, но привлекательных для финансовых институтов, расположенных в развитых странах, для стран-оффшоров эта деятельность служит одним из основных источников пополнения бюджета и решения проблем занятости собственного населения. (Багамские острова, Британские, Виргинские, Каймановы острова).

Можно отметить, что в экономической литературе не выделены общие признаки стран и территорий с низким уровнем налогообложения, обозначаемых как оффшорные центры. Однако по экспертным оценкам, используемым, в частности МВФ, количество оффшорных центров достигает 69-ти.

По регионам своего местоположения 22 оффшорных центра находятся в Западном полушарии (штаты США – Нью-Йорк, Майями, Чикаго, Каймановы острова и так далее), 19 центров зарегистрированы в Европе (Австрия, Кипр, Лихтенштейн, Гибралтар), 17 - в Азиатско–Тихоокеанском регионе (Австралия, Японский оффшорный рынок, Сингапур), 6 – в страх Ближнего Востока (Бахрейн, Израиль, Ливан, Кувейт), 5 центров на африканском континенте (наиболее известные - Либерия, Сейшелы) (Приложение А.4).


Становление и развитие налоговой системы США. Возникновение федеральной налоговой системы США относится к 1776 г., когда в североамериканских колониях было введено первое законодательство, способствующее установлению и сбору налогов. В 1787 г. Конституция Соединенных Штатов предоставила Конгрессу право на налогообложение граждан и компаний, в том числе на введение прямых налогов. Первый подоходный налог в США был введен в 1862 г. для финансирования последствий только что закончившейся Гражданской войны. Максимальный размер налога составлял 10% доходов. Налог был отменен в 1872 г.
В 1913 г. в США вновь вводится подоходный налог, субъектами которого становятся как физические, так и юридические лица. Максимальная ставка подоходного налога при его новом появлении составила 7%, но к 1918 г. она уже была по-

вышена до 77%. Своеобразный «рекорд» в налогообложении физических лиц отмечался в 1952-1953 гг. (период Корейской войны), когда предельная налоговая ставка для личных доходов достигла 92%, а максимальная ставка налога на прибыль компаний составила 52%. В последующий период налоговые ставки были снижены, но к началу 1980-х гг. их размер все еще оставался довольно существенным. Так, высшая ставка индивидуального подоходного налога в 1981 г. составляла 70%.
Самое радикальное сокращение налогов, когда-либо проведенное в американской истории, связано с периодом «рейганомики». В период президентства Р. Рейгана (1981-1988 гг.) в стране прошла настоящая неоконсервативная налоговая революция, в ходе которой максимальная ставка налога на прибыль корпораций была уменьшена до 34%, а ставка ИПН - до 33%. Теоретической базой налоговых преобразований послужили постулаты экономики предложения. Американский опыт налоговых реформ 1980-х гг. впоследствии послужил уроком для многих стран мира, основные принципы неоконсервативной налоговой политики США были скопированы едва ли не повсеместно.
Вместе с тем «рейганомика», существенным образом сократив налоговые источники финансирования федерального правительства, вызвала достаточно большой (около 300 млрд. долл.) дефицит государственного бюджета. Впоследствии президенту У. Клинтону даже пришлось несколько повысить предельную ставку ИПН (до 39,6%), чтобы преодолеть дефицит федерального бюджета.
Характеристика современной налоговой системы США. США являются одной из немногих стран мира, где уровень налогового бремени достаточно умеренный. Так, доля налогов в ВВП составляет около 30%. Предельная ставка индивидуального подоходного налога в 2006 г. равнялась 35%, столько же составила основная ставка налога на прибыль компаний. Среди налоговых доходов федерального бюджета доминирует индивидуальный подоходный налог - 42,4% всех налоговых поступлений. 22,1% налоговых доходов бюджета составляют социальные налоги и взносы, 15,7% - налоги на товары и услуги и 8,5% - налог на прибыль корпораций. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 75,7% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей, - 88,7% дохода.
Национальное налоговое право США представляет собой детально разработанное законодательство в фискальной сфере, стержнем которого является Налоговый кодекс (Internal Tax Code). Сбор налогов контролирует Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), оказывающая налогоплательщикам бесплатные консультации по правильности заполнения налоговых деклараций и уплате налоговых платежей.
Своеобразной особенностью налоговой системы США является и несовпадение фискального года с календарным. Фискальный год начинается в США I октября и

заканчивается 30 сентября следующего года. Вместе с тем налогоплательщик в качестве отчетного налогового периода (налогового года) может выбирать как фискальный год, так и календарный. Изменения в периоде учета требуют согласования с IRS. Новые налогоплательщики, такие как только что зарегистрированные корпорации или же наследники имущества, свободны выбирать в качестве отчетного как календарный, так и фискальный год без обязательного одобрения со стороны IRS.
Характеризуя особенности международного налогового законодательства США, необходимо подчеркнуть, что США располагают достаточно обширной сетью международных налоговых соглашений, которые заключены с большинством ведущих стран мира.
Налоги, уплаченные резидентами США за рубежом, разрешено вычитать из суммы налоговых обязательств в США (действует система налоговых кредитов/ зачетов для налогов, ранее удержанных у зарубежных источников доходов - Foreign Tax Credit, FTC). Это позволяет реализовывать принцип нейтральности при экспорте капиталов, поскольку капиталы, инвестируемые американскими резидентами за рубеж, облагаются так же, как и капиталы, инвестируемые внутри США.
С 1986 г. при применении FTC действует так называемая система распределения по типам доходов (per revenue division). В соответствии с данной системой все зарубежные доходы американских резидентов распределяются на шесть групп («корзин») по типам доходов, и получившиеся «корзины» ограничивают применение FTC в отношении каждого типа дохода. Совокупная же «корзина» служит при этом общим ограничителем применения FTC: максимальная допустимая величина FTC соответствует отношению зарубежного дохода к совокупному доходу, умноженному на сумму налога, подлежащему уплате в США. Избыточные суммы FTC могут быть применены резидентом США в отношении двух прошедших и пяти последующих лет.
Особенности уплаты налога на прибыль. Плательщиками налога на прибыль (income tax) являются как резиденты США (налогом облагаются их соответствующие глобальные доходы), так и нерезиденты (в части налогообложения доходов от коммерческой деятельности на территории США). Критерием резидентства для юридических лиц является факт инкорпорации на территории США (вне зависимости от местонахождения штаб-квартиры компании). Ставки налога на прибыль по состоянию на 2005 г. приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Ставки налога на прибыль в США, 2005 г.

Источник: www.irs.gov/pub/irs-pdf/il 120f.pdf

Компания может также применять альтернативный способ расчета федерального налога на прибыль. Он заключается в том, что налог взимается по единой ставке 20% с налоговой базы, рассчитанной в соответствии с действующими положениями законодательства и с учетом ускоренной амортизации. Альтернативный способ расчета и уплаты налога на прибыль применяется для того, чтобы у компании не накапливались убытки от хозяйственной деятельности, которые законодательство разрешает переносить на три предыдущих года деятельности либо на 15 лет будущего периода.
При уплате корпоративного налога на прибыль действует облегчение налогообложения для материнских и дочерних (ассоциированных) компаний. Если доля участия составляет менее 20%, то разрешенный вычет из налоговой базы материнской компании составляет 50% доходов, полученных от зависимого предприятия. Если доля участия варьируется от 20 до 80%, то вычет составляет 80%. При доле участия свыше 80% вычет равняется 100%. Данная система не действует в отношении доходов, получаемых от зарубежных дочерних компаний. Вместе с тем при получении американской компанией дивидендов из-за рубежа допускается использование кредита на ранее удержанные зарубежные налоги (FTC).
Американское законодательство стремится ограничить офшорные операции резидентов США, направленные на минимизацию налогов с использованием зарубежных корпоративных структур. С этой целью с 1962 г. применяется специальное положение о зарубежных контролируемых корпорациях (Controlled Foreign Corporations, CFC). CFC - это зарубежная компания, которая либо по крайней мере на 50% контролируется американским физическим/юридическим лицом, либо как минимум 50% ее активов принадлежат нескольким американским компаниям, каждая из которых обладает более чем 10%-ным контролем над подобной CFC. Все доходы выявленной CFC американского резидента включаются в его совокупную прибыль и подлежат налогообложению в США вне зависимости от того, в какой стране данные доходы образованы.
С целью предотвращения избыточной капитализации компании, осуществляемой в целях минимизации налоговых платежей путем привлечения заемного капитала (thin capitalization), часть процентных платежей, выплачиваемых компанией, может быть переквалифицирована в дивиденды, выплачиваемые в адрес дочерней (ассоциированной) компании группы.
При контроле над трансфертными ценами, используемыми во внутрифирменных сделках, IRS использует специальную методику ценообразования. В соответствии с данной методикой, цены, по которым совершаются сделки между зависимыми компаниями, должны соответствовать уровню свободных рыночных цен (arm’s length price). Контроль над внутрифирменным ценообразованием необходим для предотвращения злоупотреблений в сфере уплаты налогов.
Контроль трансфертных цен является достаточно острой проблемой для США, поскольку трансфертное ценообразование - излюбленный метод оптимизации налогов в рамках транснациональной корпоративной структуры. По данным Сената США, только в 2000 г. подобным образом THK удалось избежать уплаты американских налогов на общую сумму около 45 млрд. долл. Самым очевидным примером данного зло

употребления стала сделка по продаже зубных щеток между соответствующими подразделениями одной и той же группы компаний по цене 5 655 долл. каждая."12
Для того чтобы у компаний не возникали проблемы с трансфертным ценообразованием постфактум, цену внутрифирменной сделки можно согласовать с налоговыми органами заранее, используя специальное предварительное соглашение о цене (Advanced Price Agreement, АРА). Заключение APA осуществляется по собственной инициативе компании и способствует экономии на налоговых издержках, возможных штрафах и судебных разбирательствах. Первое APA было подписано между IRS и одной из американских транснациональных компаний в 1991 г., а к марту 2003 г. общее число заключенных APA достигло 434/3
Нерезиденты США, имеющие на территории Соединенных Штатов постоянное представительство компании, уплачивают в США налог на прибыль, полученную из американских источников, а также платят налог на распределение (репатриацию) прибыли в адрес головной компании либо третьих лиц. Ставка налога у источника распределения дивидендов составляет в США 30%. Данный налог может быть понижен в соответствии с положениями международных налоговых соглашений Соединенных Штатов.
Для стимулирования экспансии американских торговых компаний за рубеж и продвижения американской продукции на зарубежные рынки Соединенные Штаты применяют льготный порядок налогообложения зарубежных торговых компаний, принадлежащих резидентам США (Foreign Sales Corporations, FSC). Часть дохода, образующегося от экспорта продукции из США и распределяемого в форме дивидендов в США, полностью освобождается от налогообложения (происходит полное исключение дивидендов из налоговой базы без необходимости применения по отношению к таким доходам кредитов на ранее уплаченные зарубежные налоги).
Вместе с тем, стоит отметить губительный характер деятельности американских FSC с точки зрения процесса международной налоговой конкуренции. Фактически FSC вводят льготный порядок налогообложения нерезидентов на территории США. Здесь действует режим экстерриториальности, предполагающий как если бы страной резидентства FSC были бы сами Соединенные Штаты.
Всего в настоящее время создано порядка 6 млн. FSC, большинство которых зарегистрировано в странах с низким уровнем налогов (налоговых гаванях). Это наносит ущерб налоговым системам других стран: налоговые потери от активности американских FSC составляют около 4 млрд. долл. в год. Подобная губительная налоговая практика, допускаемая законодательством США, послужила основанием для жалобы стран ЕС в ВТО, ведь до четверти экспортных американских компаний, осуществляющих поставки на рынок ЕС, зарегистрированы как FSC.

Особенности индивидуального подоходного налогообложения. Налоговое резидентство физических лиц определяется в США на основании национальности (гражданства) для всех обладателей американского паспорта, а также по факту пребывания на территории США свыше 183 дней в отчетном году граждан иностранных государств. Ставки индивидуального подоходного налога (income tax) в 2006 г. составили от 10 до 35% (прогрессивная шкала налогообложения). Пример определения налоговых ставок для холостого налогоплательщика см. в табл. 10.2.
Таблица 10.2

налогоплательщика (США, 2006 г.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение зарубежного опыта организации местного управления и самоуправления: англосаксонская, континентальная и региональная модель. Анализ системы местного управления в Республике Беларусь. Перспективы внедрения зарубежного опыта самоуправления в РБ.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Инновационная модель системы управления предприятием, принципы и основные этапы ее разработки. Структурные характеристики инновационных систем управления производством. Разнообразные формы и направления деятельности по совершенствованию управления.

    реферат , добавлен 03.02.2011

    Подання та оформлення заявки на отримання патенту на винахід і корисну модель, проходження експертизи. Сукупність правових норм законодавства, які регулюють відносини, пов’язані з процедурою набуття права на винахід і корисну модель, та з її суб’єктами.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Налогово-правовая норма, общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений. Налоговое право, система финансово-правовых норм. Объект налогообложения. Оптимизация налогообложения, направления иметоды. Основные принципы налогообложения.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Правовая охрана объекта промышленной собственности - полезной модели. Особенности составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель. Особенности проверки заявки на полезную модель. Пригодность для репродуцирования.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Организация налоговой системы Российской Федерации, принципы ее построения. Характеристика видов нарушений налогового законодательства и мер ответственности за их совершение. Анализ и основные пути и направления совершенствования налоговой системы.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2014

    Экономико-правовые основы налоговой системы. Сущность налогов и их роль в экономике государства. понятие и основные характеристики налоговых систем. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. Проблемы реформирования налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2009

Налоги и налогообложение

2.3. Латиноамериканская модель

Рассмотрим особенности данной модели на примере Боливии.

В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует три уровня налогов - национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся 11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств. Базовая ставка НДС - 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.

Автономия региональных органов власти

Идеальная модель функционирования законодательной и исполнительной власти...

Сложилась в Великобритании и распространена в странах входивших в Британскую империю. Великобритания состоит из административно-территориальных единиц, в которых формируются выборные органы местного самоуправления - Советы...

Зарубежные модели местного самоуправления

местный самоуправление англосаксонский властный Сложилась во Франции, называется континентальной в противовес “островной” Британской модели. Для Франции характерна высокая степень централизации местного управления...

Зарубежные модели местного самоуправления

В Германии базовой единицей местного самоуправления являются общины. Общины могут составлять город, сельское поселение, несколько поселений...

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий...

Зарубежный опыт организации местного самоуправления в Российской Федерации

Распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки. Является иерархической структурой...

Несмотря на разнообразие конкретных форм, отражающих особенности различных стран, можно выделить две основные модели реформирования государственного управления: "вестминстерскую" и "американскую"...

История реформирования системы государственного управления за рубежом

Данная модель использовалась только в США. Американское правительство приступило к реформам, получившим наименование "создание управления заново" (reinvention) значительно позднее, чем правительства "вестминстерского мира"...

Модели социального государства

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения...

Налоги и налогообложение

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности...

Налоги и налогообложение

Ярким представителем данной модели является Франция. Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока: - косвенные налоги, включаемые в цену товара...

Налоги и налогообложение

Представитель этой модели - Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям...

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обеспечения населения...

Основные модели социального государства

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто...

Основные модели социального государства

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор...

Новое на сайте

>

Самое популярное