Домой Альфа Банк Как действуют встроенные стабилизаторы экономики. Система встроенных стабилизаторов включает

Как действуют встроенные стабилизаторы экономики. Система встроенных стабилизаторов включает

Встроенный стабилизатор

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) – это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее «перегреве» без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

  • Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  • Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  • Программы помощи фермерам. Они действуют подобно «встроенным стабилизаторам».
  • Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной — укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

    Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

    Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

    www.m.economicportal.ru

    Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

    Недискреционная фискальная политика — автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства — только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

    Встроенный стабилизатор — любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

    Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался «на плаву», перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

    Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y).

    Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией «эластичности налоговой системы» средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам — шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.

    Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.

    Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

    Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы — пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

    Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат — в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски — в соответствии с заранее утвержденными «правилами игры» — сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада — когда на «пульте управления» в правительстве «зажигается лампочка», означающая запредельное падение уровня жизни населения — автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого «праздного класса», который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного «курса Рузвельта».

    Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера «выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.

    Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

    Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет — в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

    Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

    Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов — это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.

    Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира — наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., — делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов.

    ПКН в интегральном исполнении выполняются как с питанием от стабилизаторов напряжения, так и с питанием от встроенных стабилизаторов тока на эмиттерных повторителях.

    В его состав входит освобождающийся (при прихвате породой) переводник / с крупной ленточной резьбой 2, трехсекционный корпус 6, встроенные стабилизаторы 4 и 8, цанговый кернодержатель-кернорватель 11, башмак 10, нижний переводник 9, внутренняя труба 7 с шариковым обратным клапаном 5 и шариковый подшипник 3, препятствующий проворачиванию внутренней трубы вместе с корпусом. Внутренняя труба функционирует как керно-приемник, отделяющийся только при демонтаже устройства. Она защищает керн от скручивания и прямого воздействия потоков промывочной жидкости. Оно изготовляется в пяти моделях, размером от 104 8 / 54 до 203 2 / 133 4 мм, по желанию заказчика оснащается аппаратурой для ориентирования керна. Количество секций и длина инструмента могут варьировать.

    Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.

    Управление качеством базируется на принципах общей теории систем: обратной связи, гомеостаза, внешнего дополнения, динамического дополнения, управляющего воздействия, встроенного стабилизатора.

    Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы встроенных стабилизаторов, сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

    В работе90 авторы также указывают, что стабильность латекса может быть повышена сополимеризацией с водорастворимыми мономерами, такими, как акриловая н метакриловая кислота, которые становятся своеобразными встроенными стабилизаторами.

    Другими словами, налоговая система, изображенная на рис. 12 — 3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор — это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

    АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ — встроенные, заранее предусмотренные органами управления государством экономические механизмы, автоматически ослабляющие воздействие колебаний спроса, экономической активности на макроэкономические параметры. Типичными встроенными стабилизаторами являются прогрессивные налоговые ставки, государственные льготы.

    Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоление инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.

    Некоторая стабилизация экономики может быть достигнута и без какого-либо вмешательства государства, за счет внутренних возможностей экономики, присущей ей автоматической, или встроенной, стабильности. В качестве встроенного стабилизатора выступает налоговая система. Налоги представляют собой потерю потенциальной покупательной способности, так называемую утечку из экономики. В период процветания, роста объема производства налоговые поступления возрастают за счет увеличения деловой активности, доходов населения и, являясь утечкой, сдерживают дальнейший подъем. При падении производства налоговые поступления снижаются, покупательная способность возрастает, увеличивается объем производства.

    Недостатком стабилизаторов КПтИ является необходимость применения водяного охлаждения и торкретирования поверхности, обращенной в топку. Однако использование встроенных стабилизаторов позволяет отказаться от огнеупорных туннелей, что значительно упрощает монтаж горелок.

    Тестовые задания ко второму разделу

    1. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в федеративном государстве налоги делятся:

    b) общегосударственные и местные.

    2. При регрессивном методе налогообложения:

    b) для каждого плательщика установлена равная ставка налога;

    3. Не относится к принципам А. Смита:

    a) справедливость налогообложения;

    d) целевое расходование средств.

    4. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта об­ложения — это:

    c) исчисленная сумма налога;

    d) налоговый оклад.

    5. Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики способствует:

    a)сглаживанию колебаний экономического цикла;

    b) увеличению доходов бюджета;

    c) сокращению расходов бюджета;

    d) снижению налогового бремени.

    6. Не относится к прямым реальным налогам:

    a) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    b)налог на игорный бизнес;

    c) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

    d) земельный налог.

    7. Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:

    b) налоговая ставка;

    c) налоговый оклад;

    d) единица обложения.

    8. Лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения в конечном итоге, — это:

    c) налоговый агент;

    d) сборщик налога.

    9. Налоговыми резидентами в Российской Федерации (РФ) явля­ются:

    a)организации, зарегистрированные в РФ в течение 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;

    b)физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в те­чение 12 следующих подряд месяцев;

    c) физические лица, находящиеся в РФ не более 183 дней в те­чение 12 следующих подряд месяцев;

    d) организации, имеющие источники доходов в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

    10. Признаки юридического характера, которые обосновывают взи­мание соответствующего налога:

    a) предмет налога;

    11. С позиции Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) из перечисленных элементов налога являются обязатель­ными:

    b) налоговая льгота;

    c) объект налогообложения;

    12. Под налогом понимается:

    a) коллективно безэквивалентный платеж;

    b) индивидуально безвозмездный платеж;

    c) индивидуально возмездный платеж;

    d) коллективно возмездный платеж.

    1. Период времени применительно к отдельным налогам, по окон­чании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — это:
    2. a) календарный год;

      b) отчетный период;

      c) налоговый период;

      d) финансовый год.

      14. Известны следующие способы исчисления налогов:

      a) прямой и косвенный;

      b) кумулятивный и некумулятивный;

      c) затратный и валовой;

      d) наличный и безналичный.

      15. Исключите из перечисленных ниже налогов косвенный налог:

      a) налог на прибыль организаций;

      b) земельный налог;

      c) налог на имущество организаций;

      d) налог на добавленную стоимость (НДС).

      16. При прогрессивном методе налогообложения:

      a) для каждого плательщика установлена равная сумма налога;

    3. Дискреционная фискальная политика основана:
    4. a) на сознательном вмешательстве государства в налоговую си­стему и изменении объема государственных расходов с це­лью воздействия на экономический рост, безработицу и ин­фляцию;

      b) действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

      18. Налоговый оклад — это сумма:

      a) заработной платы, включая НДФЛ;

      b) заработной платы без НДФЛ;

      c) вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу;

      d) вносимая плательщиком в определенный бюджет по всем на­логам.

      19. Международное экономическое двойное налогообложение озна­чает, что:

      a) два разных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;

      b) один и тот же доход одного и того же лица облагается нало­гом более чем в одном государстве.

      20. Из перечисленных налогов не относится к прямым личным на­логам:

      b) транспортный налог;

      c) налог на прибыль организаций;

      d) налог на доходы организаций.

      21. Монопольное право государства на производство и (или) реали­зацию определенных товаров — это:

      a) акцизы на алкогольную продукцию;

      c) таможенная пошлина;

      d) фискальная монополия.

      22. Принцип горизонтальной справедливости означает, что налого­плательщики:

      a) с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;

      b) с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя.

      23. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся:

      a) на закрепленные и регулирующие;

      b) федеральные, региональные и местные.

      24. Все неустранимые сомнения российского налогового законода­тельства трактуются в пользу:

      b) налоговых органов;

      d) по усмотрению суда.

      25. На каждую единицу обложения определен фиксированный, раз­мер налога, если налоговая ставка:

      26. В законодательном акте не является основанием для отказа на­логоплательщика от уплаты налога отсутствие:

      a) объекта налогообложения;

      b) налогового периода;

      c) налоговой льготы;

      d) срока уплаты налога.

      27. Физическое лицо или организация, на которые ложится зако­нодательно определенная обязанность уплачивать налоги, — это:

      a) носитель налога;

      28. Признаки фактического характера, которые обосновывают взи­мание соответствующего налога:

      b) объект налогообложения;

      c) налоговая база;

      d) налоговый период.

      29. При пропорциональном методе налогообложения:

      c) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают;

      30. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в унитарном государстве налоги делятся:

      a) на федеральные, региональные и местные;

    5. Принцип вертикальной справедливости означает, что:
    6. a) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;

      b) налогоплательщики с одинаковым экономическим потен­циалом должны нести одинаковое налоговое бремя.

      32. Налоги являются:

      a) частноправовыми доходами;

      b) общественно-правовыми доходами;

      c) и частноправовыми, и общественно-правовыми доходами;

      d) государственными и муниципальными доходами.

      33. Кривая Лаффера иллюстрирует:

      a) соотношение ставки налога и налогового оклада;

      b) соотношение налоговой базы и доходов бюджета;

      c) зависимость объема налоговых поступлений в бюджет госу­дарства от среднего уровня налоговых ставок в стране;

      d) соотношение налоговой базы и предоставление льгот.

      34. Технические приемы внесения налогоплательщиком или его агентом суммы налога в соответствующий бюджет или государ­ственный внебюджетный фонд — это порядок:

      a) уплаты налогов и сборов;

      b) исчисления налогов и сборов;

      c) зачета налогов и сборов;

      d) возврата налогов и сборов.

      35. К налоговым льготам не относятся:

      a) инвестиционный налоговый кредит;

      b) снижение ставки налога;

      c) отсрочка (рассрочка) налога;

      d) уклонение от уплаты налога.

      36. В финансовой практике выработаны два вида прогрессии:

      a) сложная и каскадная;

      b) простая и сложная;

      c) адвалорная и смешанная;

      d) скрытая и открытая.

      37. Автоматическая фискальная политика основана:

      38. Не являются специфической чертой налогов:

      c) законодательный характер;

      39. Налоговые агенты могут:

      a) удерживать налоги с заработной платы налогоплательщика;

      b) делать перерасчет ранее уплаченных сумм налогов;

      c) исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет;

      d) перечислять налоги в соответствующий бюджет.

      40. При равном методе налогообложения:

      d) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются.

      41. Исключите из перечисленных ниже прямой налог:

      a) акцизы на отдельные виды товаров;

      42. Международное юридическое двойное налогообложение озна­чает, что:

      a) два различных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;

      a) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц;

      b) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

      c) обязательный, индивидуальный, безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц;

      d) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпри­нимателей.

      a) обязательный взнос или платеж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщи­ков сборов государственными органами юридически значимых действий;

      b) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами юридически значимых действий;

      c) обязательный взнос, взимаемый только с организа­ций, уплата которого является одним из условий совер­шения в отношении плательщиков сборов государствен­ными органами значимых действий;

      d) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

    7. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
    8. a) только юридические лица;

      b) организации и физические лица;

      c) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

      d) организации и индивидуальные предприниматели.

    9. Срок, установленный законодательством о налогах и сбо­рах, определяется:
    10. a) календарной датой;

      b) истечением периода времени, но не более года;

      c) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

      d) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

    11. Источник выплаты доходов налогоплательщику:
    12. a) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

      b) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

      c) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

      d) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

    13. Объектами налогообложения могут являться:
    14. a) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налого­плательщика возникает обязанность по уплате налога;

      b) объект, имеющий стоимостную характеристику, относя­щийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

      c) объект, имеющий стоимостную характеристику и отно­сящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), за исключе­нием имущественных прав;

      d) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

      a) размер налога на единицу налогообложения;

      b) размер налога на налогооблагаемую базу;

      c) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

      d) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

      50. Налоговый период — это:

      a) календарный год, квартал, месяц, декада;

      b) календарный год или иной период времени примени­тельно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

      c) любой период времени применительно к отдельным налогам;

      d) год или квартал по согласованию с налоговыми органа­ми и в соответствии с учетной политикой организации.

      51. Налоговая база — это:

      a) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

      b) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

      c) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

      d) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

      52. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:

      a) по исчислению налогов налогоплательщика;

      b) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

      c) по исчислению и удержанию налогов только у физи­ческих лиц и перечислению их в бюджет;

      d) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

    15. Какие функции налогов характеризуют следующие высказывания:
    16. a) Стэнли Фишер: «Налоги – это наша плата за цивилизованность общества»;

      b) Фома Аквинский: «Налоги – это дозволенная форма грабежа»;

      c) Адам Смит: «Налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы»;

      d) Карл Маркс: «Налоги – это взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти».

    17. Основными инструментами налоговой политики выступают:
    18. a) налоговый период;

      b) налоговая база;

      c) налоговые льготы;

      d) ставка рефинансирования ЦБР.

    19. К методам осуществления налоговой политики относят:
    20. a) введение дифференцированных налоговых ставок;

      b) увеличение денежной массы в обращении;

      c) изменение сферы распространения налогов;

      d) государственная поддержка субъектов малого предпринимательства.

    21. При такой налоговой политике государство устанавливает высокие ставки и вводит большое количество налогов:
  • При такой налоговой политике государство устанавливает высокие ставки и увеличивает социальные расходы:
  • a) политика максимальных налогов;

    c) политика экономического развития.

  • При такой налоговой политике государство предоставляет льготы для инвестиций в реальный сектор экономики и сокращает социальные расходы:
  • b) политика социальной направленности;

    59. Налоговая система представляет собой:

    a) совокупность урегулированных общественных отношений в сфере налогообложения;

    b) совокупность различных звеньев финансовых отношений;

    c) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов.

    60. К показателям эффективности налоговой системы относятся:

    a) доля государственного долга в ВВП;

    b) соотношение экспорта и импорта;

    c) доля налогов в ВВП;

    d) соотношение прямых и косвенных налогов.

    61. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

    a) с подачи заявления о ликвидации организации;

    b) с уплатой налога (сбора);

    c) со смертью учредителя организации;

    d) с подачей заявления о реорганизации организации.

    62. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:

    a) списания банком денежных средств с расчетного сче­та налогоплательщика;

    b) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налого­плательщика;

    c) предъявления в банк поручения на уплату налога и выполнения этого поручения банком на дату, установ­ленную законодательством для уплаты налога;

    d) предъявления в банк поручения на уплату налога независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.

    63. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют пра­во присутствовать:

    a) при проведении выездной налоговой проверки;

    b) при проведении камеральной налоговой проверки;

    c) при составлении акта по выездной налоговой про­верке;

    d) при принятии решения по акту выездной налоговой проверки.

    64. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют пра­во получать от налоговых органов:

    a) только письменные разъяснения по вопросам при­менения законодательства о налогах и сборах;

    b) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета;

    c) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского учета;

    d) устные и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

    65. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

    a) на своевременный зачет или возврат сумм излиш­не уплаченных или взысканных налогов;

    b) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода;

    c) только на зачет сумм излишне уплаченных или взыс­канных налогов после окончания налогового периода;

    d) только на возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода.

  • Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необ­ходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение:
  • c) пяти налоговых периодов;

    d) трех календарных лет.

    67. Налоговая декларация может быть представлена в нало­говый орган:

    b) лично налогоплательщиком;

    c) по почте или лично налогоплательщиком либо через его представителя;

    d) по почте или лично налогоплательщиком.

    68. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:

    a) с шестнадцатилетнего возраста;

    b) с восемнадцатилетнего возраста;

    c) с момента получения дохода;

    d) с момента начала предпринимательской деятель­ности, носящей регулярный характер.

    69. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:

    a) налоговых органов только на основе анализа пред­ставленных налоговых деклараций;

    b) налоговых органов на основе налоговых деклара­ций и документов, представленных налогоплательщиком;

    c) налогоплательщика только на основе анализа пред­ставленных налоговых деклараций и регистров бухгал­терского учета;

    d) налоговых органов на основе налоговых деклара­ций и документов в присутствии налогоплательщика.

    70. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отно­шении:

    a) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

    b) только организаций и индивидуальных предпри­нимателей;

    c) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;

    d) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, за исключением физических лиц.

    71. Основой для заключения международных налоговых соглашений выступают:

    a) конвенция Министерства финансов США;

    b) конвенция ОЭСР;

    c) конвенция ООН.

    72. Методы устранения двойного налогообложения:

    a) освобождение от налогообложения;

    b) ограничение максимального размера налога;

    c) возврат налога;

    73. Особенности применения международных налоговых соглашений:

    a) имеют обязательную силу в отношении всех стран;

    b) имеют обязательную силу в отношении стран, подписавших договор;

    c) действуют непосредственно;

    d) действуют при принятии нормативных актов на уровне государства — участника договора.

    В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов . Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.

    Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:

    • абстрагирование от внешнеторговой деятельности;
    • неизменность объема инвестиций ;
    • независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок;
    • равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода;
    • постоянство налога вне зависимости от ЧВП;
    • неизменность уровня цен;
    • воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.

    Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).

    Дискреционная финансовая политика

    Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.

    Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде

    Q н.п. = П + И + Р г,

    где Q н.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции ; Р г — государственные расходы.

    В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Р г. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.

    Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов М р.г. составит:

    Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 32.1.

    Рис. 32.1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»

    Влияние государственных расходов на производство

    Как видно из рис. 32.1, объем национального производства без государственных расходов составил величину, равную Q K , точка К соответствовала равновесному состоянию расходов и производства. Увеличение государственных расходов (Р г) вызвало прирост национального производства (ΔQ н.п), который выразился в новом объеме национального производства (Q N). Точка N свидетельствует об установлении нового равновесия в рыночной системе. Повышение уровня национального производства было обусловлено ростом общих доходов благодаря государственным расходам. Финансовая политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской.

    Политика встроенных стабилизаторов

    Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

    Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице , социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

    Налоги как встроенный стабилизатор

    Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При наличии больших сбережений в условиях неполной занятости они рассматриваются в качестве пассивного источника доходов , не используемого в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Изъятие части доходов, получаемых от сбережений, путем налогообложения открывает возможность государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные расходы . В рамках экономического цикла налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые сборы; а при спаде налоги уменьшаются быстрее, чем сокращаются доходы.

    В дальнейшем последователи Дж. Кейнса предложили разделить объекты налогообложения по их отношению к потреблению и сбережению. В первом случае налогообложению подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов, во втором — только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается, с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией , а с другой — как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключать денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного характера — фактор будущего экономического роста.

    При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов в фазе спада: расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, что провоцирует дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки налога на потребление должны быть более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому такая налоговая система «не тянет» на встроенный стабилизатор. Предполагается, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

    Классическая (консервативная) концепция налоговой политики

    На первоначальном этапе классическая концепция рассматривала налоги только как источник доходов государственного бюджета , так как экономика признавалась устойчивой саморегулирующейся системой. А. Смитом было сформулировано положение, согласно которому государство выигрывает от снижения налогового бремени в результате того, что средства, освобожденные от налогообложения, порождают доходы, налоги с которых пополняют казну. Затем это положение было скорректировано в направлении обеспечения «эффективного предложения», что априори признавало свободную конкуренцию , естественность и устойчивость экономических систем. Отсюда и отказ государству в его регулирующей роли. Если таковая и признается, то только лишь для устранения препятствий, мешающих проявлению закона свободной конкуренции.

    Поэтому бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на резкое сокращение расходной части бюджета и понижение уровня налоговых ставок. Это ведет к увеличению количества источников накопления предприятий , активизирует деловую и инвестиционную активность, что благоприятно скажется на хозяйственных процессах.

    Взаимодополнение кейнсианской и классической концепций налоговой политики

    Обратимся к графику, который позволит представить обе концепции, если можно так выразиться, во взаимодополнении (рис. 32.6).

    Рис. 32.6. Воздействие фискальной политики на спрос и предложение

    Предположим, что при совокупном спросе (кривая С с) и совокупном предложении (кривая П с) равновесный объем продукта равен Q К, при уровне цен Ц К. Допустим также, что при данном объеме производства существует значительный контингент незанятых работников, т.е. налицо высокий уровень безработицы . Если в этих условиях правительство осуществляет меры по снижению налогов , то это не замедлит сказаться на росте доходов , повышении уровня спроса. (Здесь можно отвлечься от старого кейнсианского правила о неизменности цен и заработной платы .) В таком случае под давлением возросшего спроса производство национального продукта увеличится до объема Q L при одновременном повышении цен до уровня Ц L . Кривая С с смещается в положение. Здесь налицо воздействие щадящей фискальной политики на повышение уровня экономической активности через стимулирование совокупного спроса.

    Теперь обратимся к совокупному предложению и попытаемся выявить последствия принятых фискальных мероприятий. Во-первых, допустим, что население не будет полностью расходовать возникшее приращение в доходах исключительно на потребление, а какую-то его часть оставит в форме сбережений. Это допущение и экономически, и особенно психологически оправдано, так как имеем дело с довольно сложной и трудной экономической ситуацией. Поэтому появляется желание отложить и на будущие покупки, и на «черный день», ведь «темная полоса» жизни еще не миновала.

    Одновременно получают налоговые поблажки и предприниматели , у которых возрастает прибыль , остающаяся в их распоряжении, а главное, повышается уровень рентабельности (отдачи) инвестиций . В целом же и рост сбережений населения, и увеличение прибыли предприятий ведут к повышению нормы накопления капитала , что открывает возможность активизации инвестиционной деятельности. Кроме того, снижение уровня налогообложения доходов трудящихся усиливает у них стимулы к труду. Это связано с повышением интенсивности и производительности труда, удлинением рабочей недели, отменой отпусков, т.е. с факторами краткосрочного периода.

    Поэтому активизация трудовой деятельности не может не сказаться на росте предложения, что графически находит свое выражение в смещении кривой совокупного предложения (П с) в положение П с. Это указывает, с одной стороны, на увеличение национального производства до объема Q M и, с другой — на понижение уровня цен до Ц M .

    В данной модели становится весьма очевидным переплетение как краткосрочных факторов (стимулирование совокупного спроса и частично предложения через фактор труда), так и долгосрочных (стимулирование совокупного предложения с помощью инвестиций). Поэтому, с нашей точки зрения, здесь необходимо не противопоставлять эти два аспекта финансовой политики, доказывая правоту одного и несостоятельность другого, а видеть их взаимодополняемость и переходность стимулирующей функции от спроса к предложению, что позволит соединить кратко- и долгосрочные аспекты развертывания экономической активности.

    Финансовая политика в России

    Оценивая возможные направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Необходимо отметить, что они объективно вытекают из двух диаметрально противоположных концепций экономической политики по трансформации сложившейся социально-экономической системы и выхода страны из глубочайшего кризиса.

    Эволюционисты исходили и исходят из необходимости осторожного и осмотрительного реформирования экономики и социальной системы (именно реформирования), опираясь на сочетание элементов сложившейся системы хозяйств как объективно неизбежной данности с кейнсианской концепцией выхода из кризиса и регулирования национальной экономики с целью формирования на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики — рыночного и государственного. Речь идет, в некотором смысле, о «новом курсе» Ф. Рузвельта, но осложненного российской спецификой: наличие мощного государственного сектора, сверхвысокий уровень несовершенных рыночных структур (господство монополий и олигополий), формальное упразднение которых вносит только хаос, высокий уровень социальной защищенности населения, наконец, общественная психология и вековые национальные традиции государствообразующей нации.

    Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике, сориентированной на стимулирование и финансирование производства, принятие протекционистских мер по его защите, особенно в тех секторах, которые сталкиваются либо с недобросовестной конкуренцией со стороны импорта, либо с недостаточной конкурентоспособностью отечественных отраслей, определяющих индустриальное лицо национальной экономики. При этом денежно-кредитная политика рассматривается в качестве мощного вспомогательного инструмента, который во взаимосвязи с финансовой политикой призван формировать условия для экономической активности. Такой политике пока не суждено реализоваться в силу политических причин.

    Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных актах так называемого невмешательства государства в экономику. Что касается фискальной политики, то она была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Если существующее положение считать нормальным, то цена, заплаченная за его достижение, — разрушение научно-технического, производственного, военно-стратегического, социально-образовательного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы — тысячекратно перекрывает полученные результаты.

    Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы — базы будущего любого индустриально-информационного общества . Кроме того, самые жесточайшие налоговые мероприятия, вопреки положению Лаффера, высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей поставили «на дыбы» национальную экономику, которая затем рухнула в пропасть рукотворного не только экономического, но и социально-политического кризиса.

    Доля налогов в доходах предприятий превышала 85—90%, а ведь для стран монетаристской ориентации она составляет 25—35%, для стран кейнсианской ориентации — 35—45%. Такой уровень налогообложения полностью парализовал национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. За все годы реформ уровень процентных ставок значительно превышал средний уровень рентабельности производства в стране. Это и привело вместе с налоговым процессом к такому положению, когда темпы падения инвестиций опережали темпы падения всех остальных макроэкономических показателей.

    Выводы

    1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

    2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.

    3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета , стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».

    Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации.

    Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

    Встроенные стабилизаторы экономики

    Система встроенных стабилизаторов включает:

    1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
    2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
    3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

    Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

    Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

    Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

    Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

    Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

    Система встроенных стабилизаторов включает:

    1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
    2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
    3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

    Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики , являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

    Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика .

    Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

    Встроенные стабилизаторы представляют собой вид инструментария, созданного с целью упредить "перегрев" экономической системы при неконтролируемом росте показателей. Кроме того, этот экономический механизм позволяет избежать или снизить отрицательные последствия во время спада, не требуя при этом каких-либо активных действий со стороны политического или экономического управления. Зачастую рассматриваются на примере фискальной политики, но могут включать в себя и инструментарий другого рода. При определенной поддержке со стороны государства и действиях на упреждение позволяют избежать ситуации, в рамках которой действителен профицит бюджета, но экономические показатели сокращаются.

    Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

    Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о "длинных волнах" Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

    Где в этой схеме тот самый "рычаг"

    Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления "перегрева" и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная "обратная связь" между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

    Корреляция показателей

    То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики "закручивания гаек", поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

    Бюджетная политика в качестве "стандартного" ответа

    Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

    Вопрос налогов

    Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: "Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?". Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

    Виды и различия внутренних стабилизаторов

    Существует не менее трех основных категорий рычагов торможения экономики, а именно:

    • Налогообложение. Сложная формулировка "недискреционная фискальная политика" означает лишь то, что уже было нами изложено: выше налоги во время подъема, а ниже - при падении. Сюда же следует добавить варианты стяжения, зависящие от продаж, а также прибыли физических лиц и корпораций.
    • Пособие по безработице. Имеет множество вариантов. Вернувшись к вопросу о том, что такое профицит бюджета простым языком, можно сказать, что это нежелание безработных работать. Во время подъема такие дотации сокращают, включая ограничивание потребительского потенциала и спрос при "перегреве", а при падении увеличивают. Люди получают от государства больше, тратят чаще, что в итоге способствует продуктивности контрагентов, а цели фискальной политики выполнены.
    • Бюджетные правила. Имеет смысл только в том случае, если коррумпированность государственного аппарата находится на низком уровне. Такие правила созданы для перераспределения бюджета во время различных фаз цикла колебания экономики. Например, перед пиковым состоянием часть средств отправляется в резервный фонд, который обеспечит "мягкую подушку" при падении. Это возможно, если капитал не осядет в частном секторе до той самой рецессии.

    Встроенные стабилизаторы экономики созданы для привнесения порядка в хаос любой модели, которая больше, чем маленькое домохозяйство. Но если аппарат не использует такой инструментарий в полную силу, то появляются нецелесообразные траты при экономическом подъеме, воровство капитала, создание льготных налогов для ключевых корпораций, которые должны платить больше.

    Суть антицикличной политики государства

    В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

    Преимущества поддержки такого механизма

    Бюджетная политика государства становится более эффективной и своевременной - вот ключевое преимущество поддержки внутренних стабилизаторов. Вместо простоя деньги возвращаются в экономику и приносят прибыль, а модель начинает работать лучше. Остальные плюсы "тормозов" можно описать таким образом:

    • Оперативность. Пока законопроект проходит несколько чтений и корректировок, прогрессивная ставка налогообложения уже работает. Аппарат только анализирует положение ключевых "китов" на рынке, а бюджет уже пополняется за счет более высокого стяжения с "пополневших" корпораций.
    • Широкий охват. Стабилизатор поправляет ситуацию в целом. При эффективной работе бедные в условиях экономического падения не оказываются в еще более плачевном состоянии, а тратят средства резервного фонда, собранного за счет избытка капитала несколько лет назад.
    • Отсутствие отрицательных последствий. В отличие от обоюдоострой политики "закручивания гаек", стабилизаторы позволяют поправить ситуацию без критических последствий. Да, корпорации станут платить больше, но за счет роста спроса со стороны потребителей, получивших дотации, прибыль станет значительно выше (в долгосрочной перспективе).

    Как видим, при эффективной модели построения политики государственного аппарата стабилизаторы позволяют продлить подъем и сократить стагнацию, что практически всегда приводит к удовлетворительному результату.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное