Домой Хоум Кредит Банк Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн. Переход от усн к есхн

Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн. Переход от усн к есхн

От выбора системы налогообложения зависит размер налогов, график сдачи отчетности и даже способ ведения бухгалтерского учета. Расскажем, как выбрать налоговый режим, оптимальный для вашей организации.

Как выбрать систему налогообложения для ООО на видео

Общая система налогообложения

Основной плюс: работающим с НДС крупным организациям выгоднее работать с поставщиками, которые тоже платят НДС. Тогда между вами и конкурентом, применяющим УСН, крупный заказчик выберет вас — при равных условиях.

В остальном для небольшого начинающего бизнеса ОСНО, как правило, невыгодна и сложна:

  • ФНС предъявляет строгие требования к отчетности по НДС;
  • расчет налогов непрост, особенно НДС;
  • много отчетов, которые приходится часто готовить;
  • налоговая нагрузка при ОСН выше, чем на других режимах.

Если ваше ООО не оказывает услуг большим фирмам и не имеет огромных масштабов, для него больше подойдет другой режим налогообложения.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) — специальный налоговый режим для организаций малого и среднего бизнеса. Его цель — снизить налоговую нагрузку и упростить ведение учета:

Особенность всех спецрежимов в том, что на них может встать не каждый желающий. Для применения УСН есть ограничения:

  • по виду деятельности: УСН не могут применять банки, страховые компании, нотариусы, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды и ряд других организаций. Нельзя применять УСН компаниям с филиалами и представительствами.
  • меньше 100 сотрудников;
  • доходы за 9 месяцев не превышают 112,5 млн рублей;
  • остаточная стоимость ОС не более 150 млн рублей.

У УСН есть два варианта объекта налогообложения. Для конкретной организации можно выбрать наиболее выгодный вариант:

  • ставка до 6%, объект налогообложения — доходы,
  • ставка до 15%, объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.

Ставка по налогу может снижаться регионами в зависимости от вида деятельности: от 1 до 6% для УСН «Доходы» и от 5 до 15% для УСН «Доходы минус расходы».

И в том, и в другом случае величину налога можно дополнительно уменьшить на сумму отчислений в ПФР и ФСС. Для организаций сумма вычета не может превышать половины налога к уплате. Уменьшить налог можно на страховые взносы, уплаченные за сотрудников.

Пример. ООО «Чеширский кот» за месяц заработало 1 000 000 рублей и потратило 500 000 рублей.

В случае применения УСН «Доходы, 6%» налог составит 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей.

Если ООО выбрало вариант «Доходы минус расходы» и в регионе действует обычная (не льготная) ставка 15%, налог составит (1 000 000 — 500 000) * 15% = 75 000 рублей.

Расчеты показывают

  1. Если расходы организации меньше 60% от доходов (или расходы сложно подтвердить документами), то выгоднее первый вариант (доходы по ставке 6%).
  2. Если расходы превышают 60% от дохода (и при этом удовлетворяют требованиям, приведенным в ст. 346.16 гл. 26.2 налогового кодекса), то оптимален второй вариант (доходы минус расходы, 15%).

Нельзя применять две ставки одновременно или чередовать их в рамках года. Выберите одну из них и подайте уведомление по форме 26.2-1 (в двух экземплярах) при регистрации ООО или в течение 30 дней после регистрации.

Можно изменить систему налогообложения на следующий год, подав уведомление до 31 декабря текущего года.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — еще один специальный режим налогообложения. Как и при УСН, здесь вместо налога на прибыль, налога на имущество и НДС платится единый налог. Его размер зависит не от реально полученного дохода, а от других показателей: вида деятельности, размера торговых площадей и т п.

Применять ЕНВД можно по определенным видам деятельности. Наиболее распространенные среди них: розничная торговля, общественное питание и бытовые услуги.

Учет по каждому виду деятельности, облагаемому ЕНВД, ведется отдельно — и от других видов деятельности на ЕНВД, и от других режимов налогообложения.

Прежде всего, режим ЕНВД должен быть введен на территории региона, например, в Москве он не действует. Для применения ЕНВД тоже есть ограничения:

Формула для расчета ЕНВД

ЕНВД = Базовая доходность по виду деятельности (единый показатель для РФ) * Фактический показатель (например, размер торговой площади) * Коэффициент 1 (единый для всей РФ) * Коэффициент 2 (устанавливается администрацией города) * Ставка налога 15%.

Пример. Магазин «Горячие новости» площадью 40 кв. м.

торгует газетами и журналами в центральной части Екатеринбурга. Рассчитаем ЕНВД по этому виду деятельности для данного ООО в 2018 году:

ЕНВД = 1800 руб. (базовая доходность для розничной торговли)

* 40 кв. м. (фактический показатель — площадь магазина)

* 1.868 (единый коэффициент дефлятор для всех регионов в 2018 году)

* 0.8 (коэффициент, установленный администрацией г. Екатеринбурга для торговли газетами и журналами в центральной части города)

* 15% = 16 140 рублей.

Налоговые декларации по ЕНВД представляются в налоговый орган по итогам каждого квартала. Налог тоже уплачивается ежеквартально.

Перейти на ЕНВД с общей системы налогообложения можно с любой даты, а с УСН — только с начала года.

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) по расчету похож на УСН. Этот режим налогообложения предназначен для организаций, у которых доход на 70% и больше состоит из доходов от сельскохозяйственного производства.

Преимущества ЕСХН те же, что и у других специальных режимов:

  • простота расчета налогов и сдачи отчетности,

Недостатки тоже типичные: ограничения по видам деятельности, масштабам организации и другим показателям.

Ставка ЕСХН — 6% с доходов, уменьшенных на расходы. Если вы занимаетесь сельским хозяйством, то ЕСХН наверняка окажется наиболее выгодным режимом для вас, так как сумма налога к уплате будет значительно ниже, чем на ОСНО или УСН.

Совмещение налоговых режимов

Если организация занимается двумя или более видами деятельности, то государство дает ей право совмещать несколько налоговых режимов. Например, розничный магазин-пекарня, работающий на ЕНВД и производящий булочки собственного производства, может совмещать ЕНВД и УСН.

Организации могут совмещать ЕНВД с УСН, ОСНО или ЕСХН.

Ответ на вопрос, стоит ли совмещать налоговые режимы, зависит от того, как это поможет снизить налоговую нагрузку. Нередко такой вариант оказывается выгоднее, чем работа на одной системе. Но совмещение режимов значительно усложняет учет. По каждому режиму придется отдельно учитывать доходы и расходы, разделять имущество и персонал, а также готовить и сдавать в два раза больше отчетов.

Налог на профессиональный доход для ООО

С 2019 года в качестве пилотного проекта запустят новый налоговый режим для самозанятых — налог на профессиональный доход. Этот режим должен помочь всем желающим легализовать свои доходы с минимальными потерями. Пока налог будет действовать только в четырех регионах: Москве и Московской области, Калужской области и Татарстане.

Ставка налога для самозанятых:

  • 4% — для работающих с физлицами;
  • 6% — для работающих с юрлицами и ИП.

Самозанятым совсем не придется покупать кассы, сдавать налоговые и считать налоги, все платежи рассчитываются автоматически. Но, к сожалению, для организаций любой формы, будь то ООО или АО, этот режим недоступен. На него могут перейти только ИП и физлица.

Если вы не хотите разбираться в бухгалтерии сами, доверьте учет профессионалу!

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

Единый налог при УСН (или ЕСХН),

Транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

НДФЛ (в качестве налогового агента),

Земельный налог,

Негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@ .

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов ().

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество ;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ , письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558 , и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212 , от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103 ;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной . Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н , и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10 , от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09 .

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами и статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС ();
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. , ст. 275, НК РФ).

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба ();

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм , утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах);

    14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

    15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

    В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
    1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
    2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

    Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долямипоследние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

    • расходы оплачены;
    • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
    • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    Такой порядок предусмотрен абзацами , , пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154 .

    Олег Хороший

    начальник отдела налогообложения прибыли организаций

    департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Срок подачи уведомления

    По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

    Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

    Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

    Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

    Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

    Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Елена Попова,

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением,

    Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки.

Для ведения предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве по мимо общих форм ведения бизнеса как ИП или ООО, используют специфические формы организации как: ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство). В данной статье мы рассмотрим как осуществляется налогообложение КФХ с различными режимами: ОСНО, УСН, ЕСХН и проведем их сравнение.

Специфика применяемых систем налогообложения и отчетности КФХ

Деятельность фермерского хозяйства, его налогообложение регулируется в России Налоговым кодексом, а также ФЗ N 74 «О крестьянском хозяйстве» от 11.06.2003 в редакциях 2016г. При подаче документов на регистрацию хозяйства глава КФХ может сразу заявить о режиме налогообложения (см. → ). КФХ (как предприниматель) имеет право работать по одной из систем на выбор:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

В таком случае с момента регистрации вступит в силу избранный режим налогообложения. По умолчанию КФХ переходит на ОСНО. При прошествии месячного срока после регистрации, если КФХ не заявит о переходе на ЕСХН либо УСН, перейти на один из этих режимов хозяйство сможет лишь со следующего года. Заявление ему нужно будет подать налоговикам до 31 декабря.

Следует принять во внимание, что КФХ исчисляет по закону, помимо налогов, страховые взносы (в ПФР, ФСС, ФФОМС) независимо от применяемого спецрежима. Поскольку участниками КФХ являются не только члены хозяйства, но и нанятые работники, то фиксированные страховые платежи глава хозяйства (ИП) перечисляет за себя, членов хозяйства и в то же время оплачивает обязательное страхование за всех работающих по найму. Порядок платежей по взносам для глав фермерских хозяйств определяет ФЗ 212 от 24.07.2009, ст.14.

Если в КФХ трудятся наемные работники, при любом спецрежиме необходимо сдавать следующую отчетность.

Отчетные формы Сроки сдачи Кому сдавать отчетность
2-НДФЛ (о доходах работника);

6-НДФЛ (сведения о произведенных налоговым агентом удержаниях по всем работникам);

КНД 1110018 (информация о среднесписочной численности наемных работников)

Ежегодно до 01.04;

ежеквартально (в текущем году: до 4 мая, 1 августа, 31 октября, годовая - вместе с формой 2-НДФЛ до 01.04.2017);

ежегодно:

для созданных на протяжении года хозяйств - до 20 числа месяца, идущего после того, в котором создавались,

вновь зарегистрированные плательщики эти сведения в год открытия не подают

Налоговой службе

Персонифицированный учет и форма РСВ-1;

СЭВ-М (данные о застрахованных работниках)

Ежеквартально (на бумажном носителе сдается, если работников до 25 человек, в 2016 году: до 16 мая, 15 августа, 15 ноября, за год - до 15.02.2017);

ежемесячно (до 10 числа)

ПФР
Сведения, подтверждающие основную деятельность; Ежегодно (до 15.04);

ежеквартально:

на бумажном носителе при числе работников до 25 подается до 20 числа месяца, идущего за отчетным периодом,

в остальных случаях сдается электронный вариант до 25-го после отчетного периода

ФСС

Применения КФХ общего режима налогообложения (ОСНО)

Переход на общий порядок налогообложения происходит автоматически в случае, если при открытии фермерского хозяйства вовремя не подано заявление о применении избранного спецрежима либо когда право применять остальные системы налогообложения утеряно.

Общая система налогообложения предполагает уплату одинаковых налогов для КФХ и ИП: имущественный, земельный, транспортный, НДФЛ (13% - для резидентов, 30% - для нерезидентов РФ), НДС (10 либо 18%) и, соответственно, обязательных страховых взносов. Причем НДФЛ высчитывается со всех доходов наемных работников. Форма отчетности в бухгалтерии - баланс и итоговый отчет о финансовых результатах. Глава фермерского хозяйства, как и ИП, обязан сдавать:

  • формы 3-НДФЛ (даже если нет прибыли) и 4-НДФЛ ежегодно до 30.04;
  • декларацию по части НДС ежеквартально (в 2016 году: до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января).

Примечательно, для вновь зарегистрировавшихся в качестве КФХ первые 5 лет законом предусмотрено льготирование в виде освобождения от уплаты НДФЛ по части доходов от производства, переработки, продажи продукции сельского хозяйства. С остальных видов доходов НДФЛ высчитывается к уплате по общим основаниям. Не подлежат налогообложению также гранты и субсидии из бюджета.

Несмотря на большое количество налогов и отчетности, которые свойственны только ОСНО, этот спецрежим в определенных ситуациях выгоден. Общая система налогообложения существенно повышает заработок на товаре. Оптовики, иные крупные организации, хозяйства, заинтересованные в снижении нагрузки по НДС, отдают предпочтение именно ОСНО, так как именно этот спецрежим предоставляет им такую возможность.

Использование КФХ специального режима налогообложения УСН

Упрощенная система налогообложения признается наиболее выгодной для малого предпринимательства в сравнении с общим порядком налогообложения. Фермеры, применяя упрощенный режим, вправе выбрать одну из систем подсчета налога:

  • по доходу с максимальной ставкой 6%: сумма прибыли * действующая ставка;
  • по расходу с максимальной ставкой 15%: установленная ставка * (величина прибыли - понесенные расходы).

Очевидно, если расходы минимальны или отсутствуют, то второй вариант расчета под ставку 15% выбирать не целесообразно. Максимальные ставки могут понижаться субъектами РФ до 1% по доходу и 5% по расходу соответственно. Налоговые платежи производятся ежеквартально до 25 числа следующего за кварталом месяца, а за год - до 30 апреля.

При УСН ведется упрощенный бухучет по «кассовому» методу. Основную отчетность фермерского хозяйства составляет декларация по УСН (подается ежегодно до 30 апреля) и учетная книга по прибыли и расходам (представляется налоговикам по требованию).

Законодательную основу для КФХ на УСН определяет Налоговый кодекс РФ (гл. 26.2) и ФЗ № 402 «О бухучете» от 6.12.2011 в редакции от 23.05.2016. Если за отчетный период прибыль хозяйства превысит предельную установленную законом величину, то право применять УСН утрачивается.

Пример #1. Применение УСН в фермерском хозяйстве

Вновь созданное крестьянское фермерское хозяйство (как ИП) с момента регистрации уже полгода использует УСН (при регистрации с пакетом документов одновременно подавалось заявление о применении УСН). Количество работающих по найму - 10 человек, прибыль значительно преобладает над расходами. Ограничения по применению либо виду деятельности отсутствуют.

Для подсчета налога была избрана УСН (Прибыль). Соответственно, калькуляция налога производится по максимальной ставке 6%. Расчетная формула налога: величина прибыли * 6%. Налоги платятся по окончании каждого квартала не позднее следующего за ним 25 числа.

Учет ведется «кассовым» методом. Главой хозяйства заполняется учетная книга по расходам и прибыли. По окончании года будет сдаваться декларация по УСН и оплачиваться годовой налог до 30 апреля. Если годовой доход не превысит установленный законом предел, КФХ останется на УСН. При нарушении условий по итогам года хозяйство автоматически перейдет на ОСНО. На рисунке ниже рассмотрены в инфографике требования к переходу на УСН, процентные ставки, преимущества и недостатки для КФХ ⇓

Применение КФХ льготного налогообложения на ЕСХН

Единый налог для производителей сельхозпродукции представляется самым оптимальным. Количество налоговых платежей при ЕСХН существенно сокращается. Аграрии оплачивают лишь один объединенный сбор по установленной ставке 6%, который заменяет остальные налоги. Калькуляция сбора производится по формуле:

ЕСХН = фиксированная процентная ставка * (сумма прибыли - величина расходов).

Налоговые платежи оплачиваются по итогам полугодия и за год. Кроме этого, применяется упрощенный учет в бухгалтерии по «кассовому» методу. Главой КФХ ведется учетная книга по расходам и прибыли, которая у налоговиков не заверяется. Ежегодно сдается:

  • декларация на ЕСХН по месту регистрации до 31.03 следующего за отчетным года;
  • до 1 марта представляется форма РСВ-2 (для ПФР).

Для перехода на единый спецрежим следует подать в установленные сроки соответствующее заявление. Заявителем могут выступить только те из хозяйств, кто занимается производством, реализацией, переработкой исключительно сельхозпродукции с долей этого вида дохода не менее 70% от общей прибыли. Причем производство и продажа продукции сельского хозяйства в этом случае выступают как обязательное требование. К примеру, если хозяйство занимается только переработкой продукции без производства, то в переходе на ЕСХН ему могут отказать.

Пример #2. Калькуляция ЕСХН для крестьянского фермерского хозяйства

Крестьянское хозяйство, состоящее из 3 человек, занимается выращиванием, переработкой и реализацией овощей и фруктов. Прибыль хозяйства составляет 800 тыс. руб., затраты – 600 тыс. руб. Исходя из этих данных, сначала высчитывается база налога (основывается на разнице прибыли и расходов): 800000-600000=200000 руб.

После этого исчисляется ЕСХН к уплате в бюджет. Для расчетов используется действующая ставка 6%. В итоге получается следующее: 200000 * 6%=12 тыс. руб. Это и есть сумма единого налога, которую нужно будет заплатить.

Специфика и преимущества возможных режимов налогообложения для КФХ в сравнении

Выбор спецрежима зависит во многом от основных показателей сельскохозяйственной деятельности хозяйства, в первую очередь, от величины прибыли, размеров и объемов производимой продукции. Исходить следует из специфики работы самого хозяйства и того налогообложения, которое ему больше подходит.

Существенная разница между тремя системами видна прежде всего в налоговой нагрузке, сопутствующих ограничениях, что и следует взять на вооружение при принятии решения о применении спецрежимов. Следует заметить при сравнении также тот факт, что состав исчисляемых налогов КФХ и ИП в большинстве своем идентичен.

Спецрежимы ОСНО УСН (Прибыль): УСН (Прибыль-Расход) ЕСХН
Основные налоговые платежи и ставки НДФЛ (13% - для резидентов, 30% - для нерезидентов РФ),

НДС (10 либо 18%),

имущественный, транспортный и земельный налоги

Единый налог с прибыли по ставке 6% Единый налог по ставке 5-15% с разницы прибыль - расход (если затраты превысили прибыль, то 1% от годовой прибыли) Единый сельскохозяйственный налог по ставке 6%;

0% для Крыма и Севастополя в 2016 году и 4% в последующих годах вплоть до 2021 г.;

транспортный и земельный налоги

Ограничения по применению - есть

(НК РФ, ст.346.12 и 346.13)

есть

(НК РФ, ст.346.12 и 346.13)

есть

(НК РФ, ст.346.2, п.2 и п.5)

Ограничения по виду деятельности - - - есть

(НК РФ, ст.346.2, п.2)

Общий порядок налогообложения предоставляет большой спектр возможностей для развития серьезного бизнеса. Среди очевидных преимуществ выделяется возможность возмещения НДС, учет затрат и ущерба при налоговых расчетах, отсутствие каких-либо ограничений. УСН значительно снижает налоговую нагрузку, что привлечет, скорее всего, новичков в предпринимательстве. Ну а ЕСХН рассчитана специально на работников агропромышленного комплекса с учетом особенностей их работы.

Подводим итоги

Аграрии вправе выбрать один из трех возможных спецрежимов. Совмещать их нельзя.

ЕСХН предназначен для узкого круга производителей сельскохозяйственной продукции с прибылью не менее 70% от общей суммы дохода. Именно для них предусмотрены малая ставка, упрощенный бухучет, выгодные сроки по платежам.

УСН чаще используют при числе работников до 100 человек и годовой прибыли сверх 45 млн руб. УСН (Прибыль) подойдет для хозяйства, у которого прибыль превышает расход, а УСН (Прибыль-Расход) - для деятельности с большими производственными затратами.

Звонок в один клик


Причинами такого перехода может стать, например, расширение сферы деятельности фирмы или коммерсанта, предполагающее снижение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Переход с ЕСХН на упрощенный режим налогообложения возможен только в добровольном порядке, поскольку при потере права на применение ЕСХН его налогоплательщик автоматически считается переведенным на общий режим налогообложения. До 1 января 2007 г. переход с системы ЕСХН на упрощенный режим налогообложения был вообще невозможен, поскольку в НК РФ отсутствовали положения, позволяющие осуществлять такую смену налоговых режимов. Разъяснения по этому поводу давали специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 29.06.2006 N 03-1104/1/10.
Пункт 3 ст. 346.3 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, менять налоговый режим до окончания налогового периода, которым в соответствии с нормами ст. 346.7 НК РФ является календарный год. Это в полной мере относится и к переходу на "упрощенку". Следовательно, перейти на УСН плательщик ЕСХН вправе только с начала следующего календарного года. При этом плательщик ЕСХН, принявший решение о переходе, должен уведомить свой налоговый орган о смене режима, причем это необходимо сделать не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на УСНО.
Обратите внимание! Если плательщик ЕСХН утрачивает право на уплату ЕСХН (например, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составила менее 70%), он обязан сообщить в налоговый орган о смене режима налогообложения (о переходе на общий режим налогообложения) не позднее 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. В налоговый орган должно быть направлено сообщение. Если же смена режима осуществляется в добровольном порядке, в налоговый орган необходимо направить уведомление.
Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель - плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.
При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.13 НК РФ. Это означает, что за девять месяцев года, предшествующего году перехода на "упрощенку", величина доходов налогоплательщика не должна превышать 15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен.
На 2009 г. значение коэффициента-дефлятора составляет 1,538, в силу чего предельная величина размера доходов, ограничивающих право перехода на "упрощенку", сегодня составляет 23 070 000 руб.
Более того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии. Из всех ограничений, относящихся к применению упрощенной системы налогообложения, для плательщиков - индивидуальных предпринимателей является обязательным лишь один - ограничение численности сотрудников.
Совмещение УСН И ЕСХН невозможно, запрет на это установлен как в гл. 26.1, так и в гл. 26.2 НК РФ.
При переходе с ЕСХН на "упрощенку" налоговое законодательство не предусматривает особых переходных моментов. Исключение касается лишь порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. В данном случае остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как разница между остаточной стоимостью и расходами на приобретение данных активов, которые были признаны в налоговом учете в период применения системы ЕСХН.
В соответствии с положениями ст. 346.5 НК РФ расходы на основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на систему ЕСХН, принимаются в налоговом учете сельскохозяйственного производителя в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения системы ЕСХН;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования - от трех до пятнадцати лет включительно:
50% остаточной стоимости - в течение первого календарного года применения ЕСХН;
30% остаточной стоимости - в течение второго календарного года применения
ЕСХН;
20% остаточной стоимости - в течение третьего календарного года применения ЕСХН.
При этом расходы на приобретение (сооружение) основных средств и нематериальных активов в течение налогового периода признаются равными долями.
Как уже отмечалось, перечень расходов, принимаемых к налоговому учету на системе ЕСХН, несколько шире, чем перечень расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ. В качестве примера можно привести расходы на страхование. В соответствии с упрощенным налоговым режимом в целях налогового учета могут быть приняты только расходы по обязательному страхованию, расходы на добровольное страхование не учитываются в составе налоговой базы при исчислении единого налога.
Попытки "упрощенцев" включать в налоговую базу расходы по добровольному страхованию своих сотрудников всегда заканчиваются провалом.
Аргументация плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, обычно сводится к тому, что в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату труда сотрудников учитываются в соответствии со ст. 255 Кодекса. В силу этого, по мнению "упрощенца", расходы на добровольное страхование могут быть учтены в пределах лимита в качестве расходов на оплату труда. Однако и Минфин России, и налоговые органы твердо стоят на следующей позиции: нормы гл. 25 НК РФ не являются первостепенными по отношению к упрощенной системе налогообложения. Поэтому налогообложение "упрощенцев" в соответствии с нормами статей, регулирующих порядок налогообложения прибыли организаций, должно происходить лишь в пределах, установленных рамками гл. 26.2 НК РФ. Поскольку перечень расходов в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ является закрытым, то и признать в налоговом учете данный вид расходов " упрощенец" не вправе.
Однако нормы гл. 26.1 предполагают более широкий перечень расходов на страхование. Так, в соответствии со ст. 346.5 НК РФ перечень расходов на страхование плательщиков ЕСХН включает все виды обязательного страхования, а также расходы на добровольное страхование:
средств транспорта (в т.ч. арендованного);
грузов;
основных средств производственного назначения (в т.ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
товарно-материальных запасов;
урожая сельскохозяйственных культур и животных;
ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенный режим плательщику ЕСХН необходимо решить, в каком порядке он будет осуществлять расходы на страхование - ограничится перечнем гл. 26.2 НК РФ или будет осуществлять и добровольное страхование, не уменьшая налоговую базу по единому налогу в связи с применением упрощенного налогового режима.
При переходе на УСН расходы, непосредственно относящиеся к производству сельскохозяйственной продукции, могут быть учтены на основании ст. 254 НК РФ в качестве материальных расходов. При этом с 1 января 2009 г. для целей налогообложения "упрощенцев" расходы на приобретение материально-производственных запасов учитываются в составе расходов на дату оплаты.
Как определено ст. 346.25 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие переход с ЕСХН на УСН, должны определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов на дату такого перехода, т. е. на 1 января года, с которого решено применять упрощенный налоговый режим в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
Нормами гл. 26.2 НК РФ предусмотрено, что при переходе на упрощенный налоговый режим с ЕСХН остаточная стоимость определяется как разница между остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов на дату перехода на ЕСХН и суммой расходов, признанной в учете сельскохозяйственного товаропроизводителя в период применения ЕСХН.
При этом порядок признания расходов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным (сооруженным) до момента перехода на систему ЕСХН, аналогичен порядку признания расходов на основные средства и нематериальные активы в соответствии с правилами упрощенной системы.
Обратите внимание! При переходе на УСН бывший плательщик ЕСХН обязан подать налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН в общеустановленный срок, т.е. в соответствии с положениями ст. 346.10 НК РФ не позднее 31 марта.
Согласно положениям ст. 346.24 НК РФ "упрощенцы" ведут налоговый учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
Переход на УСН после реорганизации
В соответствии с положениями ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В результате проведения реорганизации "старая" фирма может перестать существовать, а на ее месте может появиться одна или несколько организаций. Поэтому возникает вопрос: в каком порядке следует осуществлять налогообложение вновь созданных организаций, если до момента проведения реорганизации они находились на упрощенном режиме налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ?
Согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение составляет лишь такая форма реорганизации, как присоединение, при которой "старая" компания считается реорганизованной с момента внесения записи в государственный реестр о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица. Иначе говоря, реорганизованная компания, присоединившая к себе другую фирму, не теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом не имеет значения, какую систему налогообложения применяло присоединившееся юридическое лицо.
При присоединении активы и обязательства компании переходят к организации, применяющей упрощенный налоговый режим согласно нормам ст. 58 ГК РФ, по передаточному акту.
Положения гл. 26.2 НК РФ, регулирующие упрощенный режим налогообложения, не содержат особого порядка применения УСН при проведении реорганизации, касающегося не только самого перехода, но и учета активов и обязательств, переходящих к вновь созданному юридическому лицу в порядке правопреемства.
Минфин России в Письме от 09.11.2006 N 03-11-04/2/233 разъяснил, что на организации, созданные в результате реорганизации, распространяется общий порядок применения упрощенной системы налогообложения, установленный положениями ст. 346.13 НК РФ, т.е. применяется тот же порядок, что и на вновь созданные организации.
При этом, как указали налоговые органы в Письме от 04.10.2006 N ГВ-6-02/982@, организация, созданная в результате реорганизации, вправе в пятидневный срок подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при условии, что она не относится к экономическим субъектам, для которых применение упрощенной системы налогообложения запрещено нормами п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Получается, что в соответствии с позицией финансового ведомства, изложенной в Письме от 17.08.2006 N 03-11-02/180, к организации, созданной в результате реорганизации, не может перейти право применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства.
Однако судебные органы придерживаются противоположной точки зрения: к фирме, созданной в результате реорганизации, переходит право применения упрощенной системы налогообложения. При этом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения таким налогоплательщикам подавать не требуется. Примером такой позиции арбитров могут считаться Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А33-1638/08-Ф02-2803/08 по делу N А33-1638/08, Уральского округа от 05.06.2008 N Ф09-4028/08-С3 по делу N А76-6966/2007, Центрального округа от 27.12.2006 по делу N А09-3921/06-20. Свою позицию судебные органы основывают на том, что при реорганизации юридического лица все его активы и обязательства переходят к новому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, т. е. абсолютно все права и обязанности, в т.ч. право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
О том, что организация-правопреемник, применяющая упрощенный налоговый режим, обязана исполнять обязанности присоединенных юридических лиц по уплате налогов и штрафов, говорится и в Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-1104/2/101. Однако согласно некоторым судебным решениям реорганизованное лицо не вправе применять упрощенный налоговый режим в порядке правопреемства без подачи соответствующего заявления.
Таким образом, вопросы применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизационных мероприятий остаются нерешенными в действующем налоговом законодательстве, и если у вас возникает подобная ситуация, то наилучшим вариантом действий будет тот, который сложился именно в вашем регионе согласно практике рассмотрения данного вопроса в суде.
Неоднозначна позиция налогового законодательства и в отношении права применения УСН, если до момента реорганизации компания применяла общий режим налогообложения. Как указал Минфин России в Письме от 22.05.2006 N 03-11-04/2/115, преобразованная организация, до момента реорганизации применявшая общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН лишь с начала года, следующего за годом, в котором была проведена реорганизация. Такой вывод финансовое ведомство основывает на правопреемстве общего режима налогообложения реорганизованной организации. Данная позиция прямо противоположна ранее изложенной точке зрения Минфина России, в соответствии с которой на созданные в результате реорганизации организации не распространяется право правопреемства упрощенной системы налогообложения. Это, впрочем, еще раз доказывает неоднозначность данной проблемы в налоговом законодательстве. Исходя из данной трактовки, получается, что по окончании года, в котором была проведена реорганизация, организация должна подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении условий, указанных в положениях ст. 346.12 НК РФ, в срок с 1 по 30 ноября.
Обратите внимание! Помимо проблемы обоснованности правопреемства в отношении права применять УСН, необходимо помнить: в случаях проведения реорганизации в форме присоединения, слияния увеличиваются активы организации, а именно стоимость основных средств и нематериальных активов, а также численность работников. Это означает, что в результате реорганизации фирма может вообще потерять право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 50 НК РФ при реорганизации юридического лица в форме выделения из его состава нескольких юридических лиц у последних не возникает обязанности по уплате налогов и сборов, а также штрафов и пеней по налоговым обязательствам реорганизованного лица. В остальных случаях право правопреемства налоговых обязательств сохраняется. При этом, если в соответствии с налоговым законодательством правопреемниками являются несколько юридических лиц (например, при разделении организации), доля участия каждого вновь созданного юридического лица определяется в соответствии с разделительным балансом.
Организациям, применяющим УСН, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" позволяет не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Они в обязательном порядке ведут лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. Однако при проведении реорганизации в формах, требующих составления разделительного баланса, им придется его составить, поскольку гражданское законодательство отдельно не предусматривает порядок проведения реорганизации для юридических лиц, применяющих упрощенный налоговый режим.
Касаясь вопросов реорганизации и порядка применения УСН при ее проведении, необходимо отметить еще несколько важных особенностей, касающихся налогового учета данных юридических лиц.
Согласно положениям ст. 346.18 НК РФ организация, созданная в результате реорганизации, вправе учесть в составе налоговой базы суммы убытка, полученные компанией до момента реорганизации. Иначе говоря, новая организация получает право правопреемства, распространяющееся на учет убытков. Если данным правом обладают несколько юридических лиц, признание убытков будет происходить в соответствии с разделительным балансом реорганизованной организации.
Можно воспользоваться и правом перенесения убытков. Правда, это касается лишь фирм-правопреемников, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Данное положение прямо следует из налогового законодательства.
По мнению финансового ведомства, основные средства и нематериальные активы, переданные при проведении реорганизации, не могут быть признаны в качестве расходов организации, применяющей УСН, уменьшающих налоговую базу, поскольку не оплачены налогоплательщиком и получены в порядке правопреемства.
Как уже отмечалось, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый порядок применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизации юридического лица. Минфин России в Письме от 04.10.2002 N 04-00-11 указал, что в данном случае может быть применен порядок налогообложения, установленный ст. 277 НК РФ. В соответствии с нормами данной статьи при проведении реорганизации не возникает налогооблагаемый доход. Более того, по мнению финансистов, при проведении процедур реорганизации фирмы, применяющие упрощенный налоговый режим, вправе использовать положения гл. 25 НК РФ, регулирующие данный вопрос.
Переход с объекта " доходы минус расходы" на объект " доходы"
Согласно гл. 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" вправе применять один из двух объектов налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Выбор объекта налогообложения "спецрежимник" осуществляет самостоятельно. Однако случается, что в процессе ведения хозяйственной деятельности у "упрощенца" возникает необходимость смены объекта налогообложения.
Напомним, фирма или индивидуальный предприниматель, решившие перейти на "упрощенку", должны подать в налоговый орган заявление о переходе, причем сделать это нужно в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. В соответствии с положениями ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется в момент подачи заявления о переходе на упрощенный налоговый режим.
Если после подачи заявления организация и индивидуальный предприниматель решат изменить объект налогообложения, им необходимо известить об этом налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Уведомление же о смене объекта налогообложения утвержденной формы не имеет. Поэтому налогоплательщик вправе представить указанное уведомление в налоговый орган в произвольной форме.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переход с иных режимов налогообложения на упрощенный налоговый режим, вправе после подачи соответствующего заявления представить в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения еще до момента начала предпринимательской деятельности на УСН.
Обратите внимание! Для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей такая возможность не предусмотрена, поскольку при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе они считаются перешедшими на упрощенный налоговый режим с даты регистрации в качестве налогоплательщика.
Возможность ежегодной смены объекта налогообложения "упрощенцы" получили лишь с 1 января 2009 г. До указанной даты поменять объект налогообложения, выбранный при начале применения УСН, можно было только по истечении трех лет применения "упрощенки".
" Налоговые" изменения гл. 26.2 НК РФ, касающиеся смены объекта налогообложения, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели вправе изменить свой объект налогообложения (при условии, что соответствующее заявление ими было подано в налоговую инспекцию до 20 декабря 2008 г.).
При этом положения ст. 346.14 НК РФ четко указывают: менять объект налогообложения плательщики единого налога в течение года не вправе. Значит, организации и индивидуальные предприниматели, созданные в течение года и перешедшие на упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, смогут изменить объект налогообложения уже с 1 января следующего года.
Таким образом, с внесением указанных поправок процедура смены объекта налогообложения значительно упростилась. Однако не все налогоплательщики вправе самостоятельно осуществлять выбор объекта налогообложения. В соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики - участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". В противном случае налоговое законодательство запрещает указанным налогоплательщикам участвовать в данных договорах. На данный факт указал Минфин России в Письме от 17.12.2008 N 03-11-04/2/196.
Плательщики единого налога при УСНО независимо от выбранного объекта налогообложения в целях налогового учета применяют кассовый метод признания доходов и расходов. На данное положение указывают нормы ст. 346.17 НК РФ. Это означает, что порядок учета доходов при смене объекта налогообложения с доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект "доходы" не изменится. Более того, положения налогового законодательства Российской Федерации не содержат особых требований учета при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект " доходы".
Плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения учитывают доходы в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ, нормы которой во многом ссылаются на нормы гл. 25 НК РФ. Так, доходы плательщика единого налога формируются за счет доходов от реализации, предусмотренных ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, указанных в ст. 250 Кодекса. Как и в случае с плательщиками налога на прибыль организаций, плательщики единого налога в связи с применением УСН учитывают при налогообложении доходы, полученные в соответствии с положениями ст. 251 НК РФ.
Таким образом, при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект "доходы" "упрощенцы" продолжают учитывать доходы в том же порядке, однако право учета расходов на них больше не распространяется. Единственной статьей расходов, на которую может быть уменьшена сумма налога, являются уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование и выплаченные пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями ст. 346.21 НК РФ. При этом, как указал Минфин России в Письме от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, при переходе с объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" на объект налогообложения "доходы" плательщики единого налога вправе учесть при исчислении налога суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пособий по временной нетрудоспособности, начисленные в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов", выплаченные в период применения специального режима с объектом налогообложения "доходы".
При возврате на прежний объект налогообложения организация или индивидуальный предприниматель смогут учесть в качестве расходов убытки прошлых лет, если с момента их получения прошло не более десяти лет. Данное положение относится только к убыткам, полученным в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Расходы, понесенные в период применения УСН с объектом "доходы", не смогут уменьшить налоговую базу при возврате на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Об этом прямо говорится в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит требование о восстановлении стоимости основных средств, приобретенных и полностью списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" при переходе на иной объект налогообложения. На данный факт указал и Минфин России в Письме от 19.03.2008 N 0311-04/2/54.
Переход с объекта " доходы" на объект " доходы минус расходы"
Как уже отмечалось, выбор объекта налогообложения при использовании УСН происходит в момент начала ее применения. При этом компания или индивидуальный предприниматель, желающие перейти на специальный налоговый режим с начала следующего года, должны подать в налоговые органы соответствующее заявление. Причем сделать это нужно в сроки, отведенные законом, - с 1 по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик планирует начать применение упрощенной системы налогообложения.
В заявлении хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает и указывает объект налогообложения, в соответствии с которым будет происходить налогообложение его предпринимательской деятельности.
Причем если до начала налогового периода организация или индивидуальный предприниматель решат изменить изначально указанный в заявлении объект налогообложения, они обязаны сообщить об этом в налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. На данный факт указывают положения ст. 346.13 НК РФ.
Форма заявления при переходе на упрощенный налоговый режим носит рекомендательный характер и утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3- 22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". При этом положениями гл. 26.2 НК РФ не предусмотрена специальная форма уведомления, которое должно быть представлено в налоговый орган при смене объекта налогообложения. Это означает, что в принципе налогоплательщик вправе уведомить налоговиков о смене объекта налогообложения в произвольной форме.
Для вновь созданных организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей смена объекта налогообложения до момента начала предпринимательской деятельности не предусмотрена. В соответствии с положениями ст. 346.13 НК РФ указанные субъекты считаются применяющими упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, если в пятидневный срок после даты постановки на учет в качестве налогоплательщика они подали соответствующее заявление о переходе на упрощенный налоговый режим. Согласно положениям п. 6 ст. 6.1 НК РФ в данном случае имеются в виду рабочие дни.
Обратите внимание! Непредставление заявления в налоговый орган в пятидневный срок или неподача его вовсе не являются основанием для отказа фискальными органами в применении упрощенной системы налогообложения. Однако не исключено, что право применение "упрощенки" в такой ситуации налогоплательщику придется отстаивать в суде.
О том, что переход на УСНО носит добровольный и уведомительный характер и что нарушение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не является основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, заявил Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 17.07.2008 N 9104/08 по делу N А40-36538/07-108-184.
Положения ст. 346.14 НК РФ дают налогоплательщикам право менять объект налогообложения ежегодно, вне зависимости от "стажа" применения УСН. Однако это справедливо лишь с 1 января 2009 г. - до указанной даты сменить объект налогообложения можно было не ранее трех лет с момента начала применения УСН. Такая позиция закона накладывала на "упрощенцев" жесткое ограничение и создавала неоднозначность толкования правовых норм, особенно для налогоплательщиков, начавших применять упрощенный налоговый режим в течение календарного года.
Внесенные поправки значительно упростили процедуру смены объекта налогообложения. Более того, новые правила смены объекта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, начавшие применять упрощенную систему налогообложения и успевшие уведомить о смене объекта налоговые органы до 20 декабря 2008 г., в 2009 г. смогут изменить объект налогообложения.
Обратите внимание! Право свободного выбора объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения распространяется не на все категории налогоплательщиков. Так, в соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ участники договора о совместной деятельности, а также договоров доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы минус расходы".
В противном случае указанные категории "упрощенцев" должны либо прекратить свое участие в указанных договорах, либо производить налогообложение в соответствии с общей системой налогообложения.
Итак, рассмотрим переход с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы". Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают особый порядок учета доходов и расходов при смене объекта налогообложения. Однако в случае смены объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы минус расходы" налогоплательщики на основании п. 4 ст. 346.17 НК РФ не вправе учесть расходы, понесенные в период применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", в составе налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Например, как указал Минфин России в Письме от 22.04.2008 N 03-11-04/2/75, налогоплательщик, сменивший объект налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, не вправе учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, заработную плату, а также взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", выплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Анализируя позицию законодателя и финансового ведомства по данному вопросу, можно говорить: в данном случае происходит нарушение кассового метода признания доходов и расходов в налоговом учете плательщика единого налога, поскольку положения п. 4 ст. 346.17 НК РФ прямо указывают на действие принципа начисления.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, если плательщик единого налога осуществляет обратный переход, т.е. с объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект налогообложения "доходы", такая возможность допустима: налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на величину уплаченных страховых взносов в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", но начисленных в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ, а также Письму ФНС России от 28.11.2007 N СК-6- 02/912@ на дату перехода с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" остаточная стоимость приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" не определяется. Аналогичное правило действует и в отношении нематериальных активов.
Обратите внимание! До 1 января 2008 г. плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения при смене объекта налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, могли определять остаточную стоимость основных средств на дату перехода по правилам бухгалтерского учета. Пункт 4 ст. 346.17 НК РФ запретил налогоплательщикам определять остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы", при переходе на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Поэтому, если организация или индивидуальный предприниматель заранее планируют перейти со следующего года с одного объекта налогообложения на другой, им следует повременить с оплатой и вводом в эксплуатацию основных средств. Однако и в этом случае могут возникнуть спорные ситуации с налоговыми органами, поскольку, как уже отмечалось, расходы, относящиеся (а не оплаченные) к периоду применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи применением специального режима с объектом "доходы минус расходы".
Обратите внимание! Не подлежат учету в составе налоговой базы по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы" расходы на приобретение объекта недвижимого имущества в период применения объекта налогообложения "доходы" в случае его реализации в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Такую точку зрения озвучил Минфин России в Письмах от 09.04.2008 N 03-11-04/2/69, от 01.02.2008 N 03-11-04/2/25.
Таким образом, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщик не вправе учесть в составе налоговой базы расходы, понесенные (относящиеся) в период применения "упрощенки" с объектом налогообложения "доходы". Однако если объект налогообложения менялся неоднократно (например, сначала "доходы минус расходы", затем "доходы", а затем снова "доходы минус расходы"), налогоплательщик вправе учесть в составе налоговой базы убытки прошлых лет, полученные им в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Порядок признания убытков прошлых лет в налоговом учете плательщика единого налога регулируется положениями п. п. 6 и 7 ст. 346.18 НК РФ.

Применение ЕСХН разрешено не всем, а только сельхозтоваропроизводителям, которые соответствуют требованиям гл. 26.1 НК РФ. Кроме того, для применения ЕСХН необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

То есть теоретически сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям гл. 26.1 НК РФ, может сменить "упрощенку" на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН), для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН.

Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с УСН на ЕСХН, единственное "переходное" правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.

"Упрощенцы", переходящие на ЕСХН, руководствуются общим правилом, закрепленным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках УСН.

Это правило является единым для перехода от "упрощенки" к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на ЕСХН (принимая во внимание тот факт, что при ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом (см. с. 197).

Никаких "переходных" правил по учету доходов и расходов для случая перехода с УСН на уплату ЕСХН в НК РФ нет. В принципе, это понятно. Ведь УСН и ЕСХН похожи (оба этих спецрежима основаны на кассовом методе учета доходов и расходов).

Однако и здесь могут возникнуть проблемы.

"Упрощенцу", применявшему объект налогообложения "доходы", следует быть внимательным при учете расходов, понесенных в период применения УСН, а оплаченных после перехода на ЕСХН. Ведь при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один - "доходы минус расходы" (также с учетом расходов по ограниченному перечню).

Поскольку объект налогообложения "доходы" в принципе не предполагает учета расходов, то расходы, относящиеся к периоду применения УСН, но оплаченные после перехода на ЕСХН, учитывать при исчислении ЕСХН нельзя.

Если налогоплательщик применял объект налогообложения "доходы минус расходы" и какие-то расходы оказались "переходными" (т.е. оплата была при УСН, а осуществление при ЕСХН или наоборот), то в большинстве случаев проблем быть не должно - перечни учитываемых расходов для данных спецрежимов в основном совпадают.

Однако совпадение все же не полное. Следующие виды расходов, учет которых разрешен на "упрощенке", отсутствуют в перечне расходов, разрешенных при ЕСХН:

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

Расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ;

Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

Расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

Расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Учет таких расходов, понесенных при УСН, а оплаченных при применении ЕСХН, может стать предметом налогового спора.

При этом теоретически некоторые виды расходов можно "подогнать" под разрешенный при ЕСХН перечень - например, расходы на обслуживание ККТ и по вывозу ТБО можно попытаться учесть как материальные.

Однако лучше всего, во избежание споров, все такие расходы оплатить до перехода на ЕСХН.

Кроме того, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, разрешенные при "упрощенке" уже с 2007 г. (задним числом), при применении ЕСХН можно учитывать только с 2008 г. (согласно Закону N 85- ФЗ). Соответственно, если такие расходы окажутся "переходными" (например, реконструкция проведена в рамках УСН в 2007 г., а оплачена уже после перехода на ЕСХН в 2008 г.), то также могут возникнуть проблемы с их учетом.

И, конечно же, следует помнить, что убытки, полученные налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не учитываются после перехода на иные режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому сумма неучтенного убытка, полученного при применении УСН, при переходе на ЕСХН учтена быть не может.

Новое на сайте

>

Самое популярное