Домой ОТП банк Государственные гарантии иностранным инвесторам. Система гарантий прав иностранных инвесторов

Государственные гарантии иностранным инвесторам. Система гарантий прав иностранных инвесторов

Законом определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Часть из них распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями в порядке, определенном Законом. Некоторые из гарантий:

*гарантия правовой защиты деятельности;

*гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;

*гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

*гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

*гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

*гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ того имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которое было первоначально ввезено на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;

*гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ. Такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов; коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25%, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли (вклада) иностранного инвестора. Стабильность законодательства гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

47.Законодательство субъектов Российской Федерации по стимулированию иностранных инвестиций.

Для привлечения иностранных инвестиций иностранным инвесторам при осуществлении ими приоритетных инвестиционных проектов предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Разработка и реализация государственной политики в области международного инвестиционного сотрудничества осуществляется Правительством РФ. Направлениями этой политики, в том числе, являются:

*определение целесообразности введения запретов и ограничений в области осуществления иностранных инвестиций и разработка законодательных предложений по ним;

*утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;

*разработка и обеспечение реализации федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

*привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

*заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

*заключение международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Для разработки предложений по мерам улучшения инвестиц. климата в России при Правительстве РФ действует Консультативный совет по иностр.инвестициям, в кот. входят представители зарубежных компаний и российских министерств и ведомств. При нем работают постоянный комитет и рабочие группы, возглавляемые авторитетными компаниями. Направления работы этих групп следующие:

*совершенствование инвестиционного климата, налоговой системы и улучшение инвестиционного имиджа России;

*совершенст-ние организации работы банковской системы и рынка ценных бумаг;

*совершенст-ние законодательства в сфере энергетики;

*совершенст-ние таможенных процедур при перемещении товаров;

*устранение торговых и неторговых барьеров на пути российского экспорта;

*формирование системы страховых инвестиций (создание информационной системы для международных страховщиков о потенциальных объектах инвестиций; созд Рос-го гос. агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков, развитие механизмов гарантирования и страхования инвестиций с участием рос. и западного капитала);

*развитие инвест. деятельности в регионах Рос.(содействие обеспечению инвесторов информацией о потенциальных возможностях регионов Рос.;

*содействие разработке и корректировке законодательства и решений местных властей с целью улучшения инвест. климата в регионах).

48.Понятие и правовое содержание соглашения о разделе продукции. Стороны соглашения. Срок действия соглашения. Порядок заключения и исполнения соглашения.

Соглашение о разделе продукции- договор, в соответствии с которым РФ представляет субъекту предпр. деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Правовые основы регулируются ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Особенность С. р. п . состоит в нормативном регулировании распределения всех видов экономического эффекта от природопользования между инвесторами и гос-м на основе закрепления за каждой из заинтересованных сторон доли добываемого сырья. При этом выплата налогов, за исключением налога на прибыль и платы за пользование недрами, заменяется разделом продукции. Продукция, добываемая после освоения месторождения, делится на компенсационную и прибыльную части. Компенсационная передается инвестору для возмещения затрат по выполнению работ, предусмотренных соглашением. Прибыльная определяется путем вычитания компенсационной и обязательных платежей в бюджет из произведений продукции. Она распределяется между участниками С. р. п. в согласованной пропорции. Другая особенность С. р. п. состоит в обязательном закреплении за рос. предприятиями определенной доли в производстве технологического оборудования для добычи полезных ископаемых. Т.о. достигается ориентация на достижение мультипликативного эффекта освоения сырьевых месторождений на основе С. р. п. путем перераспределения отдачи от сырьевых отраслей экономики к высокотехнологичным.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются государство, от имени которого выступает правительство и недропользователи (инвесторы), в том числе иностранные граждане и юридические лица, а также объединения юридических лиц.

Передача прав и обязанностей инвестора по соглашению третьим лицам без согласия государства не допускается.

Порядок заключения С.р.п.

1. Соглашение о разделе продукции заключается путем проведения торгов (конкурсов или аукционов), порядок организации и проведения которых определяется законодательством о С.р.п. и гражданским законодательством.

  • Юлов Д.В.

Ключевые слова

НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / ОБЩИЕ ГАРАНТИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / NATIONAL LAW GUARANTEES / GENERAL GUARANTEES / SPECIFIC GUARANTEES / FOREIGN INVESTORS / RECIPIENT COUNTRIES / LEGAL RELATIONSHIPS / PROPERTY LAW

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Юлов Д.В.

В статье проводится анализ национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов . Национальные правовые гарантии можно классифицировать по объему предоставляемых ими прав на общие и специальные гарантии . Представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям , с помощью которых реализуются все иные гарантии. В свою очередь, гарантии прав иностранных инвесторов , содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов , которые относятся к специальным гарантиям . Национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в их национальном законодательстве, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Юлов Д.В.,

  • Понятие и виды международно-правовых гарантий прав иностранных инвесторов

    2017 / Юлов Д.В.
  • Зонтичная оговорка как гарантия реализации прав и законных интересов иностранных инвесторов

    2015 / Юлов Дмитрий Владимирович
  • Основные правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

    2015 / Транковская Елена Дмитриевна, Алексеенко Александр Петрович
  • Федеральный закон «о механизме обеспечения социальных гарантий на различных видах государственной службы»: необходимость разработки и принятия

    2015 / Плетников В.С., Плетникова М.С.
  • Международные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина

    2013 / Левченко Кристина Олеговна

The Concept and Types of National Legal Guarantees of the Rights of Foreign Investors

The paper gives the analysis of the national law guarantees of the rights of foreign investors . National law guarantees can be classified in accordance with the scope of rights provided by them as general and special guaranties. The author considers that implementation of economic, political, moral, cultural and other guaranties is performed by means of legal guaranties. In this context, legal guarantees can be attributed to general guarantees through which all other guarantees are implemented. In turn, foreign investors " rights guarantees set forth in the national legislation of states are special national law investment guarantees, since they govern legal relationships in the sphere of mutual rights and obligations of foreign investors and recipient states. However, it should be assumed that the most important for foreign investors are guarantees for the protection of property rights and guarantees of removing the property to foreign investors that are special guarantees. National law guarantees for the rights of foreign investors are referred to the obligation of recipient states enshrined in the national legislation of these States and securing protection of property rights of foreign investors .

Текст научной работы на тему «Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов»

Д. В. Юлов*

Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов

Аннотация. В статье проводится анализ национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов. Национальные правовые гарантии можно классифицировать по объему предоставляемых ими прав на общие и специальные гарантии. Представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям, с помощью которых реализуются все иные гарантии.

В свою очередь, гарантии прав иностранных инвесторов, содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, которые относятся к специальным гарантиям. Национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов - это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в их национальном законодательстве, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов.

Ключевые слова: национально-правовые гарантии, общие гарантии, специальные гарантии, иностранные инвесторы, страны-реципиенты, правоотношения, право собственности.

001: 10.17803/1994-1471.2016.68.7.166-171

В доктрине существуют различные определения правовых гарантий, одним из которых является следующее: «Правовые гарантии - это правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний»1 .

Представляется, что основными нормативно-правовыми предписаниями являются конституции государств, в которых содержатся общие, основополагающие национально-правовые гарантии. Например, в соответствии со ст. 4 главы 1 «Основные принципы» Конституции КНР 1982 г.2 «все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство

1 Лошкарев А. В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 9.

2 Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_ law/constitution/constitution_ch1 (дата обращения: 29 июня 2015 г.).

© Юлов Д. В., 2016

* Юлов Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей». В соответствии с п. 1 ст. 17 Конституции РФ 1993 г.3 «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Кроме того, в доктрине выделяют общие и специальные гарантии. Общими гарантиями считают экономические, политические и духовно-культурные гарантии, к специальным относят правовые, психологические и управленческие гарантии. В свою очередь, к правовым гарантиям как к виду специальных гарантий относят:

а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления правонарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка;

е) меры профилактики нарушений законности, правопорядка4 .

Между тем представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям, с помощью которых реализуются все иные гарантии.

Гарантии прав иностранных инвесторов, содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Специальные субъекты данных правоотношений - иностранные инвесторы и государства-реципиенты.

Иностранных инвесторов можно назвать специальными субъектами международного частного права, поскольку иностранным инвесторам, вкладывающим инвестиции в развитие экономики страны-реципиента, с одной стороны, предоставляются гарантии, а с другой стороны, осуществляется ограничение притока данных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики принимающего государства, в целях охраны государственного суверенитета и национальной безопасности.

В Российской Федерации гарантии прав иностранных инвесторов закреплены в различных нормативных правовых актах. К ним прежде всего следует отнести Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, в которой закреплены такие принципы, как национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равноценного возмещения, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

Наряду с Конституцией РФ, основные гарантии прав и законных интересов в сфере частной собственности, в том числе иностранных инвесторов, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации5, в их числе следует особо отметить следующие: обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (ст. 235 ГК РФ), при этом нормы ст. 235 ГК РФ отсылают к ст. 306 ГК РФ, содержащей гарантии возмещения убытков и стоимости имущества со стороны государства в результате государственного изъятия частной собственности: в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества,

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

4 Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М. : Юристъ, 2002. С. 532.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

В доктрине выделяют три важных положения защиты иностранных инвестиций со стороны государств-реципиентов. Это защита права собственности иностранного инвестора, предоставление защиты неимущественных прав иностранного инвестора, предоставление иностранному инвестору права распоряжения собственностью, необходимого для реализации инвестиционных проектов6 .

Следующим уровнем национального законодательства Российской Федерации, содержащего правовые гарантии для иностранных инвесторов, являются специальные федеральные законы, принятые для регулирования инвестиционных отношений с иностранным элементом.

В Российской Федерации основные гарантии прав и законных интересов иностранных инвесторов содержатся в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»7 (далее - ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Это следует из его преамбулы: данный Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

В качестве другого примера обеспечения национально-правовых гарантий прав ино -странных инвесторов можно привести положения Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3 «Об инвестициях»8: настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

По функциональным критериям национально-правовые гарантии прав иностранных

инвесторов можно разделить на две основные группы:

а) общие правовые гарантии;

б) специальные правовые гарантии (гарантии права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, компенсационные гарантии, гарантии разрешения международных инвестиционных споров, финансовые гарантии). Общие правовые гарантии в России включают в себя:

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в судебно-арбитражной практике и юридической доктрине именуемая как «стабилизационная оговорка» или «дедушкина оговорка») (ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Следует отметить, что наряду с общими

правовыми гарантиями важную роль в сфере обеспечения интересов иностранных инвесторов играют специальные правовые гарантии. К ним относятся: гарантии, обеспечивающие

6 Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Third Edition. Cambridge University Press, 2014. P. 16.

7 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

8 Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/ torg_exp/?action=showproduct&id=3771 (дата обращения: 30 сентября 2015 г.).

право собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов; компенсационные гарантии; гарантии разрешения международных инвестиционных споров; финансовые гарантии.

Так, очень важными для иностранных инвесторов являются компенсационные гарантии: гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Другими специальными гарантиями являются гарантии разрешения инвестиционных споров, включающие в себя: гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Вместе с указанными гарантиями немаловажную роль играют также финансовые гарантии: льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления Российской Федерации (статья 17 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, которые относятся к специальным гарантиям.

Гарантии защиты права собственности - это: гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (статья 13 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (статья 14 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Из вышеуказанных гарантий защиты права собственности вытекают гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов: гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы РФ

доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Кроме того, гарантии прав иностранных инвесторов, исходя из формы государственного устройства, можно разделить на две группы:

а) гарантии прав, предоставляемые на уровне Российской Федерации, - это правовые гарантии, включающие в себя гарантии разрешения международных инвестиционных споров, компенсационные, гарантии права частной собственности иностранных инвесторов и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов;

б) гарантии прав, предоставляемые на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, - правовые, финансовые.

Так, в 2014 году была принята Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 299. В подпункте 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 данной Инвестиционной стратегии содержатся положения об использовании таких инструментов, как «инвестиционный налоговый кредит» и «государственные гарантии Санкт-Петербурга».

В других странах с федеративным устройством, например в США, иностранным инвесторам правовые гарантии предоставляются как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. «В США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении уча-

9 Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru (дата обращения: 8 ноября 2015 г.).

стия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов»10 .

Следует особо отметить, что гарантии, обеспечивающие право собственности, и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов являются основными специальными правовыми гарантиями. Например, как утверждается в доктрине, «инвестиционные отношения - это прежде всего отношения собственности - производственные отношения во всей гамме международных экономических отношений»11

Наряду с этим, иностранные инвестиции являются вложениями капитала иностранных инвесторов, что следует из определения, содержащегося в ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федера-

ции в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации».

В связи с этим можно сделать вывод о том, что все иные национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов (правовые гарантии, компенсационные гарантии, гарантии разрешения международных инвестиционных споров, финансовые гарантии), являясь производными от основных гарантий, обеспечивающих право собственности, и гарантий перемещения собственности иностранных инвесторов, выполняют вспомогательную роль реализации прав и законных интересов иностранных инвесторов в сфере их собственности.

Таким образом, национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов - это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в национальном законодательстве этих государств, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Богатырев А. Г. Инвестиционное право. - М. : Росс. право. 1992. - 272 с.

2. Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Инвестиционная политика США. Основные направления и приоритеты инвестиций США // Портал внешнеэкономической информации. - URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (дата обращения: 3 сентября 2015 г.).

3 . Лошкарев А. В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009. - 26 с.

4. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. - М. : Юристъ, 2002. - 592 с.

10 Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Инвестиционная политика США. Основные направления и приоритеты инвестиций США // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (дата обращения: 3 сентября 2015 г.).

11 Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М. : Рос. право. 1992. С. 30.

THE CONCEPT AND TYPES OF NATIONAL LEGAL GUARANTEES OF THE RIGHTS OF FOREIGN INVESTORS

YULOV Dmitriy Vladimirovich - Postgraduate student of the Department of Private International Law at

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Review. The paper gives the analysis of the national law guarantees of the rights of foreign investors. National law guarantees can be classified in accordance with the scope of rights provided by them as general and special guaranties. The author considers that implementation of economic, political, moral, cultural and other guaranties is performed by means of legal guaranties. In this context, legal guarantees can be attributed to general guarantees through which all other guarantees are implemented. In turn, foreign investors" rights guarantees set forth in the national legislation of states are special national law investment guarantees, since they govern legal relationships in the sphere of mutual rights and obligations of foreign investors and recipient states. However, it should be assumed that the most important for foreign investors are guarantees for the protection of property rights and guarantees of removing the property to foreign investors that are special guarantees. National law guarantees for the rights of foreign investors are referred to the obligation of recipient states enshrined in the national legislation of these States and securing protection of property rights of foreign investors.

Keywords: national law guarantees, general guarantees, specific guarantees, foreign investors, recipient countries, legal relationships, property law

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . BogatyrevA. G. Investicionnoe pravo. - M. : Ross. pravo. 1992. - 272 s.

2. Zakonodatel"stvo ob inostrannyh investicijah v 2013 godu. Investicionnaja politika SShA. Osnovnye napravlenija i prioritety investicij SShA // Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. - URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (data obrashhenija: 3 sentjabrja 2015 g.).

3 . Loshkarev A. V. Pravovye garantii: teoreticheskie problemy opredelenija ponjatija i klassifikacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Krasnodar. 2009. - 26 s.

4. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. V. K. Babaeva. - M. : Jurist#, 2002. - 592 s.

5 . Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. - Third Edition. Cambridge University Press, 2014. - 524 p.

Создание комплекса гарантий в совокупности с реально работающим механизмом их реализации является важнейшей задачей при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с последними политическими событиями в Российской Федерации.

Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом инвестиций может быть приравнено к так называемым ползучим видам принудительного изъятия иностранной собственности Фархутдинов И.З. «Стабилизационная оговорка - важная гарантия иностранных инвестиций» // Законодательство и экономика. - 2003. - №5. - с.17..

Таким образом, в интересах государства создать комплекс гарантий, механизм их реализации, а также соответствующую «политическую картину», только совокупность данных факторов может способствовать вовлечению в экономику страны долгосрочных иностранных инвестиций.

Огромное значение в определении государственных гарантий иностранным инвесторам играют международные договора. Широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985г.).

Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Как отмечают исследователи, действующий закон смело можно было бы назвать «О государственных гарантиях иностранными инвесторам», так как фактически половина статей Закона «Об иностранных инвестициях…» посвящена именно гарантиям.

Замечу, что Закон «Об иностранных инвестициях…» регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.

Согласно п.1 ст.5 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:

  • s гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
  • s гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
  • s гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
  • s гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
  • s гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
  • s гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
  • s гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
  • s гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
  • s гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
  • s гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
  • s гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
  • s иные гарантии.

Таким образом, все государственные гарантии зашиты иностранных инвестиций можно разделить на три группы:

Рассмотрим перечисленные гарантии подробнее.

Обозначение

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона)

Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации.

Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Акцентирую внимание на том, что Российская Федерации является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - №7. - 2001 г.. Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (создан при Международном банке реконструкции и развития).

В рамках СНГ действует еще одна конвенция - Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.) Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1997. - №8.. В ст.11 названной Конвенции закреплено, что споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран - участников споров, Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6 Закона)

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Анализ международных соглашений РФ с зарубежными государствами, показывает, что как правило в число форм инвестиций включены:

  • а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;
  • б) акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;
  • в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;
  • г) авторские права, права на промышленную собственность (такие как изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы и модели), технологию и ноу-хау;
  • д) права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст.7 Закона)

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8 Закона)

Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст.9 Закона)

Принцип защиты от ужесточения национального законодательства - сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют «стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование - «дедушкина оговорка». Она устанавливается, как правило, на срок от 3 до 5, реже до 7-10 лет. Фархутдинов И.З. Стабилизационная оговорка - важная гарантия иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. - 2003. - №5.

Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст.11 Закона)

Данная гарантия включает в себя право свободного использования доходов и прибыли для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы РФ (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями в том числе:

  • - доходов от инвестиций в виде прибыли, дивидендов, процентов и иных вознаграждений;
  • - денежных сумм во исполнение обязательств по договорам и иным сделкам;
  • - денежных сумм, полученных от ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, а также в связи с отчуждением инвестируемого имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • - компенсаций, предусмотренных при реквизиции или национализации имущества.

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13 Закона)

Закрепляет право иностранного инвестора приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14 Закона)

В соответствии со ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, на иностранных инвесторов распространяются общие правила, закрепленные Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.). Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 января 2002г. - №4. - Ст.251.

Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.15 Закона)

Право на приобретение земельных участков, других природных ресурсов, недвижимого имущества реализуется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. При этом необходимо учитывать, что как это следует из общих положений земельного законодательства РФ, покупателем (как, впрочем, и продавцом) земельного участка несельскохозяйственного назначения могут выступать, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства (ст.15 ЗК РФ). В апреле 2004 года Мурманской областной Думой был сделан запрос о конституционности данных положений ЗК РФ. По результатам запроса была принято Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 мая 2004г. - №18. - Ст.1833. Как указал Конституционный суд РФ, при предоставлении земли в собственность передается не часть территории государства, а лишь участок земли как объект гражданских прав, что отнюдь не затрагивает территориальную целостность РФ. Между тем, необходимо учитывать, что законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым, установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, п.3 ст.15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами

ГТК рассматривает вопрос создания дополнительных льгот иностранным инвесторам при реализации крупномасштабных проектов в РФ.

Государственный таможенный комитет в настоящее время рассматривает комплекс документов по созданию дополнительных льгот иностранным инвесторам при реализации крупномасштабных проектов на территории РФ. Об этом 9 апреля сообщила на Международной конференции по вопросам сотрудничества России и ЕС начальник отдела таможенно-тарифного регулирования ГТК РФ Татьяна Клочкова. По ее словам, предполагается, что Министерство экономики РФ будет заключать с иностранными инвесторами «инвестиционное соглашение», в котором предъявляется ряд требований к проектам. В случае подписания такого соглашения будет вводиться, так называемая, поощрительная пошлина, размер которой будет вдвое ниже обычного.

Что отпугивает инвестора в таможенной льготе?...

25 июня 2005 года, выступая перед американскими бизнесменами, президент рассказал о том, что «планируется осуществить налоговое стимулирование капитальных вложений, устранить избыточное администрирование при проведении налоговых проверок». По его словам, продолжится работа над укреплением и совершенствованием системы прав собственности, а динамичный и емкий российский рынок обеспечит инвесторам хорошие условия для работы и внушительную прибыль.

Таким образом, выступая перед иностранными инвесторами, президент дает им определенные гарантии предсказуемости политики государства. Он обещает выработать жесткие и неизменные правила игры. А тем временем Минфин вносит в Государственную думу предложение, направленное на отмену всего лишь одного пункта - пункта 7 статьи 150 НК РФ. Как оказывается, этого шага - обсуждения возможной отмены (профильный комитет Госдумы впоследствии отклонит это предложение) - достаточно для того, чтобы напугать инвестора.

В чем собственно проблема? Дело в том, что эта поправка просто-напросто уничтожает льготу по НДС (18%), которую бизнесмен мог получить при реализации инвестиционного проекта. Таким образом, проект стоимостью 1 млн. долларов автоматически «дорожает» для инвестора на 180 тыс. долларов. А заводы и сложно технологические линии, которые президент призывает ввозить по инвестиционным проектам в Россию, редко стоят по 1 млн. долл. Средним считается проект на 20-30 млн. долларов, а если речь идет не о модернизации основных фондов, а ввозе завода с нуля и «под ключ», порядок цен значительно возрастает.

Но все же придется налаживать контроль, а не устанавливать дополнительные барьеры, если мы действительно хотим модернизировать отечественную экономику. Потому как пакет международных документов, к которым мы должны присоединиться, вступая в ВТО, в части, касающейся таможенного законодательства, рекомендует не запретительные, а как раз контрольно-проверочные меры. Киотская конвенция требует от государств-участников такого таможенного администрирования, которое было бы не излишне обременительным, а максимально удобным для перевозчиков, и импортеров и экспортеров.

Но ведь уже сейчас НДС, уплаченный на таможне, возмещается. Проблема в другом. Механизм компенсации работает только в том случае, если речь идет об уже работающем предприятии, когда оборудование ввозится в порядке расширения уже работающих мощностей (очередная технологическая линия). Тогда предприятие производит продукцию, и в составе ее отпускной цены уже заложен НДС. С его помощью можно компенсировать то, что было уплачено на таможне. И поэтому, если предприятия платили НДС на таможне при инвестиционном ввозе оборудования, для них не составит никакого труда этот НДС скомпенсировать.

Однако действующих предприятий не так много.

Главное - статья 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях», в которой прописана обязанность государства сохранять неизменным налоговый климат при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов. В том, что таковыми является ввоз технологического оборудования, при нынешней степени износа основных фондов сомневаться не приходится.

Отмена НДС - это худшее, что можно сделать для формирования негативного инвестиционного образа России.

Известно, что ТК РФ декларируется как документ прямого действия. Что это означает для иностранного инвестора? Что решение о предоставлении ему льготы по НДС или отказе в оной будет принимать не центральный таможенный орган, а руководитель на уровне города, в котором будет происходить оформление.

А теперь простая зарисовка из жизни. Забудем о существовании Москвы и Центрального региона, где через сотрудников таможни проходят десятки и сотни подобных проектов. Возьмем весьма отдаленный регион России и начальника таможни (или его заместителя по экономике), который должен взять на себя подобную ответственность. Быть может, это первый инвестиционный проект, который проходит через его таможню. Хорошо, если он ценой всего 1 млн., а если это десятки, сотни млн. долларов! А потому, даже если инвестор имеет на эту льготу все права, ему в 99,9% случаев откажут. И нельзя осуждать этих региональных начальников таможни. Почему? Потому что боятся этой ответственности, которую возложил на них новый Таможенный кодекс РФ. Потому что под разрешением на льготу будет стоять подпись, а он, начальник таможни, в случае проверки (которая будет обязательно) не сможет объяснить, на каком основании выдал подобное заключение.

Вот поэтому большинство инвесторов либо не пользуются своим правом не платить таможенный НДС, и потом возвращают деньги в судебном порядке, либо обращаются в таможенный холдинг, и он уже идет в вышестоящие организации и заранее получает для них соответствующие разрешения, уже на уровне ФТС. Следует только поблагодарить руководителей таможенной службы, что делают все возможное для того, чтобы инвестор остался доволен и у начальника местной таможни не было никаких оснований ему отказать, то есть сами рассматривают документы, и бизнесмен появляется на таможне с пакетом бумаг, в которых вопрос уже проработан, положительное решение принято. А ведь новый ТК РФ принимался, чтобы ускорить принятие решений, отдать их на места.

«Так давайте не будем создавать проблем ни себе, ни инвесторам! Давайте передадим решения по инвестпроектам хотя бы на уровень региональной таможни, а еще лучше - на уровень ФТС. Пока же своими ограничениями, препонами и препятствиями, установленными только вокруг одной по уплате НДС, мы не столько привлекаем, сколько отпугиваем инвестора от России. Пора менять ситуацию. Без этого все благие обещания инвесторам останутся только словами», - говорит генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Т.К. Круглова. Астапов К.Л. «Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях» // Законодательство и экономика. - 2004. - №5.

Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

· уверенность в осуществлении своего права;

· возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

· обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации.

Государство обладает суверенным правом воздействия на иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в данной сфере. Это отражается на содержании деятельности государства и функциях права по гарантированию иностранных инвестиций как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Гарантии в системах национально-правового регулирования иностранных инвестиций закрепляются прежде всего в специальном законодательстве в виде инвестиционных законов. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных отношений.

Система государственных гарантий прав иностранных инвесторов установлена в нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях.

Данная система состоит из следующих видов гарантий.

1. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9).

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

3. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11).

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронныхносителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12).

5. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7).

6. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10).

8. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6).

9. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13).

10. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14).

11. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 17).

В целом система гарантий, закрепленная в Законе об иностранных инвестициях, является несовершенной. Она недостаточно четко структурирована. Часть гарантий, хотя и содержит прогрессивные идеи, остается декларативной или не представляет реального правового гарантийного механизма (право на участие в приватизации и т. д.).

Вызывает также возражения и тот факт, что система гарантий иностранных инвестиций, установленная новым Законом об иностранных инвестициях, не распространяется (как и закон в целом) на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банковское и страховое дело. Указанные отношения исключены из сферы его действия и отнесены к законам о банках и банковской деятельности, о страховании соответственно. В настоящее время названное специальное законодательство не содержит норм, охраняющих иностранные инвестиции.

Ряд основных гарантий не может быть реализован без соответствующего специального законодательства, например, закона, регламентирующего процедуры возможной национализации и устанавливающего гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.

Актуальность закона о национализации обуславливается необходимостью снижения степени неопределенности для иностранных инвесторов, имущество которых используется в экономических проектах и может стать объектом национализации. В отсутствие такого закона чрезвычайно высок риск национализации в зависимости от политических решений. Закон о национализации, содержащий исчерпывающий перечень оснований для национализации и принцип компенсации собственникам национализируемого имущества, создал бы необходимые предпосылки для оценки уровня риска иностранными инвесторами.

Пока закон о национализации не принят, риск остается неопределенным, что, в свою очередь, отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране.

Вопросы для контроля:

1. Нормативные основы иностранного инвестирования.

2. Понятие иностранных инвестиций.

3. Виды иностранных инвестиций.

4. Гарантии прав иностранных инвесторов.

Резюме по теме:

Рассмотрев понятие и сущность иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы: 1. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; 2. Степень развития нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс оказывает существенное влияние на инвестиционный климат страны; 3. Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Глава 17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Цель изучения темы: изучить правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Задачи изучения темы:

Определить понятие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

Определить основы государственного регулирования инвестиций;

Изучить гарантии инвестиционной деятельности.

Общие положения об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ. Под инвестиционной деятельностью в Законе понимается вложение средств и осуществление практических действий с целью получить прибыль и (или) достичь иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Законом № 39-ФЗ даны определения каждого из этих субъектов, установлены их права и обязанности. Субъект этой деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контакта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком. Инвесторами могут быть:

Физические и юридические лица;

Объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

Иностранные инвесторы.

Заказчиками являются уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.

Заказчик-застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:

С проектно-изыскательскими организациями - договоры подряда на проектирование строительства;

С подрядными строительно-монтажными организациями - договоры подряда на строительство объекта;

С организациями-поставщиками и посредническими организациями - договоры поставки, купли-продажи оборудования для строительства.

При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком - договор строительного подряда.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.

Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

В России действует ряд нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких?либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями части 4 ст. 15 Конституции международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Для успешного привлечения капиталовложений из?за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат. Важнейшей составляющей последнего является законодательное регулирование, развивающее и охраняющее инвестиционные отношения, в том числе устанавливающее правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

уверенность в осуществлении своего права;

возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации .

Гарантии прав иностранных инвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно – правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих законные права и интересы инвестора. Не случайно согласно преамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».

В вышеупомянутом Федеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условия допуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах и обязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий его функционирования; ничего не говорится об органе, который решает вопрос о допуске конкретного инвестора, и т. д. Данный правовой акт ограничен: как указано в статье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации».

В нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов. Данная система состоит из следующих видов гарантий:

– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 5);

– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);

– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

– гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7)

– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);

– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10).

Система государственных гарантий характеризуется рядом особенностей.

Во – первых, в Законе об иностранных инвестициях присутствуют гарантии, сформулированные в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Например, к ним относятся гарантия получения адекватной компенсации в случае национализации и реквизиции иностранных инвестиций, гарантия разрешения инвестиционных споров, включая международно – правовые средства их разрешения, гарантия перевода прибыли и сумм компенсации за рубеж. Но имеются и отличия.

Например, гарантия возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, закрепленная пунктом 2 ст. 5 Закона об иностранных инвестициях, отличается от аналогичной нормы пункта 2 ст. 7 Закона 1991 г. формулировкой нормы.

Во – вторых, необходимо отметить закрепление новых гарантий прав иностранных инвесторов. Речь прежде всего идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения российского законодательства, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, действие которой распространяется на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Важнейшее нововведение представляет собой норма статьи 7 Закона об иностранных инвестициях, которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровне зафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Таким образом, можно сделать вывод, что формальное увеличение числа предоставляемых иностранному инвестору гарантий по сравнению с Законом 1991 г. не послужило значительному укреплению и совершенствованию правового механизма гарантирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанный механизм по – прежнему глубже разработан в международных двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите инвестиций .

Усиление правовой защиты иностранных инвестиций – важнейшая задача при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им экономической и политической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, которые вкладывают свои капиталы в экономику страны. Прежде всего, это гарантии от ухудшения условий хозяйствования. На основе этих гарантий осуществляется приток иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он должен быть уверен, что, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому?то определенному соглашению, любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал. Запрет на введение изменений, которые ухудшают оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, и получил наименование «дедушкина оговорка», о которой упоминалось выше.

Закон РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г. не предусматривал гарантии от изменения законодательства в виде стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки. Попытка ввести стабилизационную оговорку в действие на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась, поскольку стабилизационная оговорка, предусмотренная Указом (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных предприятий (кроме обеспечивающих более льготные условия их деятельности), не применяются в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов), во – первых, могла действовать лишь на уровне нижестоящих нормативных актов (постановлений правительства, актов других федеральных органов исполнительной власти, актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления), но не на уровне федеральных законов, на котором и принимаются законодательные акты, способные серьезно ухудшить положение инвесторов (акты налогового, валютного, таможенного законодательства), во – вторых, правоприменительная практика ограничила действие Указа только нормативными актами, изменяющими специальные условия функционирования совместных предприятий, а нормативные акты, имеющие общее применение, в том числе по вопросам налогообложения, под его действие не подпали. На практике данный Указ не нашел применения в силу общей политической и экономической нестабильности в стране.

Позитивным явилось то, что Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» попытался утвердить стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Закон предусматривает, что «в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Особенное значение имеет норма статьи 9 Закона об иностранных инвестициях, впервые вводящая на уровне закона гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, включение в текст Закона стабилизационной оговорки – важный шаг в развитии законодательства об иностранных инвестициях в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов перед лицом политической и экономической нестабильности в России.

В соответствии с гарантией от изменения законодательства стабилизационной период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Новый Закон дает поручение Правительству Российской Федерации определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. Но, по мнению специалистов, это сделать трудно, поскольку срок окупаемости инвестиционного проекта является частью индивидуальной характеристики конкретного проекта. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., Правительство Российской Федерации может продлить этот срок. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства предоставляется в отношении новых федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в соответствии с российским законодательством – имеются в виду компенсационные, антидемпинговые, специальные пошлины; ст. 7 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») и федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Гарантия стабильности законодательства предоставляется также в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства В вопросе закрепления гарантий для иностранных инвесторов на первый план выходят двусторонние соглашения о

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

34. Общая характеристика родительских прав и обязанностей Конвенция о правах ребенка закрепляет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. В

Из книги Права авторов литературных произведений автора Камышев В Г

Глава I. Общая характеристика личных неимущественных и имущественных прав автора Печать играет важную роль в выполнении задач коммунистического строительства, поставленных перед советским народом Программой КПСС. Произведения политической, научной, учебной,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ Иностранные инвесторы – физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к иностранным

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

§ 1 Общая характеристика прав, связанных с участием в юридическом лице Последнее десятилетие наглядно показало устойчивое развитие в нашей стране рыночных отношений. В связи с закреплением в законодательстве института частной собственности, расширением круга

Из книги Экзамен на адвоката автора

§ 1 Общая характеристика предприятия как объекта прав Понятие «предприятие» в русском языке принято употреблять в двух значениях: как производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская) либо задуманное, предпринятое кем?нибудь дело, включающее в себя

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

§ 2 Общая характеристика земельного участка как объекта прав В соответствии с частью 1 ст. 9 Конституции и пунктом 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земля является основой жизни и деятельности человека, имеет важное экологическое, экономическое и социальное

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого

Из книги автора

Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав

Из книги автора

1. Общая характеристика Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели

Из книги автора

1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.Специфику

Из книги автора

1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода - пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.).При всем

Из книги автора

1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия,

Из книги автора

1. Общая характеристика В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция,

Новое на сайте

>

Самое популярное